Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Толкованія на Новый Завѣтъ блаженнаго Ѳеофилакта, архіепископа Болгарскаго.

ТОЛКОВАНІЕ НА ПОСЛАНІЕ СВ. АПОСТОЛА ПАВЛА КЪ ЕВРЕЯМЪ.
Изданіе 1-е. Казань, 1900.

ГЛАВА XII.

1) Тѣмъ же убо и мы толикъ имуще облежащъ насъ [1] облакъ свидѣтелей. Не сказалъ: поднимающійся надъ нами, но: облежащъ, то есть, отовсюду насъ охватывающій. Свидѣтелями же называетъ не только лицъ /с. 177/ новозавѣтныхъ, но и ветхозавѣтныхъ, и эти послѣдніе засвидѣтельствовали о величіи Божіемъ, какъ три отрока и Даніилъ и всѣ пророки. Не сказалъ же все множество, но облакъ, какъ наиболѣе приличное въ настоящемъ наставленіи. Такъ какъ они (къ кому писалъ апостолъ) объяты были огнемъ скорбей, то, говоритъ: воспоминаніе о свидѣтеляхъ, подобно облаку, охватывая васъ отовсюду, освѣжитъ васъ.

Бремя всякое отложше. То есть, бремя земныхъ занятій и попеченіе о нихъ. Ибо, говоритъ, это ничто иное, какъ тщетное бремя. Такъ почему же вы огорчаетесь при освобожденіи отъ нихъ?

И удобь обстоятельный грѣхъ. Или легко обладающій нами, или легко могущій подвергнуть насъ бѣдѣ. Ибо если мы пожелаемъ, то легко подчиняемся грѣху; или чрезъ него (грѣхъ) легко подпасть бѣдѣ, ибо нѣтъ ничего столь опаснаго, какъ грѣхъ.

Терпѣніемъ да течемъ на предлежащій намъ подвигъ. Не сказалъ: станемъ биться, или станемъ бороться, но ставитъ на видъ то, что было легче всего въ дѣлѣ подвига; не сказалъ: усилимъ подвигъ, но: будемъ оставаться въ томъ самомъ (подвигѣ). Одни путемъ воздержанія, другіе путемъ милости, третьи путемъ иной какой-нибудь добродѣтели должны подвизаться; вы же — терпѣніемъ. Ибо оно вамъ нужно, какъ и выше было сказано.

2) Взирающе на начальника вѣры и совершителя Іисуса. То есть, если мы желаемъ научиться подвигу терпѣнія, то будемъ взирать на Христа, какъ и учащіеся искусствамъ — на учителей, о чемъ Онъ и Самъ /с. 178/ говорилъ: научитеся отъ Мене (Матѳ. 11, 29), и снова: аще господина дому Велзевула нарекоша, кольми паче домашнія его (Матѳ. 10, 25); и: нѣсть ученикъ надъ учителя своего (Матѳ. 10, 24). Что же значатъ слова: начальника и совершителя? То есть, Самъ Онъ и вѣру изначала внѣдрилъ въ насъ: ибо не вы Мене, говоритъ, избрасте, но Азъ избрахъ васъ (Іоан. 15, 16): Самъ же и усовершаетъ, чтобы вы обладали ею (вѣрою) совершеннѣйшей.

Иже вмѣсто предлежащія ему радости, претерпѣ крестъ, о срамотѣ нерадивъ. Ибо Ему можно было и не пострадать и не умереть: будучи безгрѣшнымъ Онъ не подлежалъ смерти, что и Самъ говоритъ: грядетъ сего міра князь, и во Мнѣ не имать ничесоже (Іоан. 14, 30). Итакъ, если бы Онъ не желалъ, то не былъ бы распятъ, о чемъ и Самъ говорилъ: область имамъ положити душу Мою (Іоан. 10, 18). Но однако претерпѣ крестъ, то есть, не просто смерть, но постыдную, и презрѣлъ позоръ такой смерти. Не сказалъ: презрѣвъ печаль, ибо Онъ безъ печали понесъ это.

Одесную же престола Божія сѣде. Видишь ли конецъ терпѣнія, куда оно ведетъ, что и въ другомъ мѣстѣ сказалъ: тѣмъ же и Богъ Его превознесе (Филип. 2, 9), говоря относительно плоти. Отсюда, Онъ можетъ и вамъ воздать за притѣсненія ради Него. Ибо престолъ одесную показываетъ равенство (Его) съ Отцемъ. /с. 179/

3) Помыслите убо таковое пострадавшаго отъ грѣшникъ на себе прекословіе. Если кто помышляетъ о страданіяхъ подобныхъ же себѣ рабовъ и получаетъ достаточное утѣшеніе, то сколько болѣе (размышленія) о страданіяхъ Владыки, претерпѣвшаго такое прекословіе, то есть, насмѣшки, поруганія, поношенія, удары по лицу, — то, что противорѣчило ученію Его, — крики у Пилата и, наконецъ, крестъ. Выразительно сказано: таковое, то есть, терпя до смерти, и притомъ — съ разбойниками, и притомъ отъ грѣшниковъ, очевидно, язычниковъ, или и самихъ іудеевъ.

Да не стужаете, душами своими ослабляеми. Размышленіе о Христѣ возвыситъ души ваши и возстановитъ нервы, и не дастъ ослабѣть и придти въ отчаяніе при притѣсненіяхъ.

4) Не у до крове стаете. Два вида утѣшенія — противоположныя другъ другу: одинъ, — когда кто-либо говоритъ другому: ты многое потерпѣлъ, помни объ этомъ; другой, — когда говорятъ: ты еще не претерпѣлъ ничего великаго. Первый ободряетъ усталую душу, имѣющую многихъ свидѣтелей страданія ея; другой смиряетъ душу, намѣревающуюся возвыситься, и возбуждаетъ безпечную. Павелъ пользуется теперь обоими этими (видами) по отношенію къ евреямъ. Ибо сказавши выше, что многія страсти претерпѣсте страданій (Евр. 10, 32), и убѣдивши ихъ подражать самимъ себѣ, теперь, напротивъ, показываетъ, что они еще не совершили ничего достойнаго похвалы, дабы не возгорди/с. 180/лись. И обрати вниманіе на его мудрость. Напомнивши о ветхозавѣтныхъ святыхъ, перенесшихъ такія великія страданія, и о Самомъ Господѣ, потомъ показываетъ, что ихъ (скорби) ничтожны. Ибо, говоритъ, вы не дошли еще до смерти, вы (терпите) преслѣдованія и хищеніе (имущества); Христосъ же дошелъ до смерти. Словомъ: ста показываетъ, что хотя грѣхъ чѣмъ-то сильно вѣетъ и противолежитъ имъ, но они остаются твердыми и сильными въ борьбѣ, правда еще не въ благопріятной, но довольно легкой.

Противу грѣха подвизающеся. Противъ діавола, который есть самый грѣхъ, какъ изобрѣтатель и наставникъ ему; или противъ того же самаго грѣха и позорныхъ страстей его, враждебныхъ и губительныхъ для насъ.

5) И забысте утѣшеніе. Вы настолько опустились и ослабѣли, что забыли даже и рѣчи, призывающія васъ къ мужеству, хотя еще не претерпѣли чего-нибудь великаго. Ибо великія и достойныя похвалы страданія часто производятъ забвеніе о необходимомъ.

Еже вамъ яко сыномъ глаголетъ: сыне мой, не пренемогай наказаніемъ Господнимъ (Притч. 3, 11). Ибо Соломонъ говоритъ не собственнымъ сыновьямъ, но всѣмъ могущимъ слышать, разумѣется, и вамъ: поэтому прибавляетъ: яко.

Ниже ослабѣй, отъ него обличаемь (Притч. 3, 11). Итакъ, искушенія посылаются Богомъ; если же Богомъ, то, безъ сомнѣнія, для нашей пользы. Ибо или Самому Ему /с. 181/ угодно прежде подвергнуть насъ искушеніямъ, чтобы тѣмъ избавить отъ грѣховъ, или допускаетъ (ихъ) для испытанія и для бóльшихъ наградъ.

6) Его же бо любитъ Господь наказуетъ: біетъ же всякаго сына, его же пріемлетъ (Притч. 3, 12). Изъ числа любимыхъ Богомъ нельзя найти никого, кто бы былъ безъ скорбей. Но вотъ не подвергаются ли бичеванію разбойники и воры? Итакъ, не они ли сыны? Нѣтъ. Ибо не сказалъ, что всякій бичуемый — сынъ, но: всякій сынъ подвергается бичеванію. Итакъ, разбойниковъ бичуютъ не какъ сыновей, но ихъ наказываютъ, какъ злодѣевъ. Сказавши же здѣсь напередъ, что наказуетъ (παιδεύει), потомъ прибавилъ: біетъ (μαστιγοῖ) для того, чтобы бичеваніе сына ты понималъ не въ смыслѣ мщенія за зло, но въ смыслѣ наученія. Его же пріемлетъ, то есть, котораго допускаетъ къ Себѣ, принимаетъ чаще сравнительно съ другими, котораго приближаетъ въ качествѣ близкаго друга.

7 и 8) Аще наказаніе терпите, якоже сыновомъ обрѣтается вамъ Богъ: который бо есть сынъ, егоже не наказуетъ отецъ; аще же безъ наказанія есте, ему же причастницы быша вси: убо прелюбодѣичищи есте, а не сынове. На примѣрѣ тѣхъ, о коихъ они думали, что они оставлены Богомъ, показываетъ имъ, что они составляли для Бога предметъ попеченій. Ибо если бы вы были чужды скорбей, то оказалось бы, что вы незаконныя дѣти, а не сыны. Ибо какой отецъ печется о воспитаніи и цѣломудріи прелюбодѣйныхъ сыновей? А /с. 182/ такъ какъ вы подвергаетесь притѣсненіямъ, то поэтому жизнь ваша является цѣломудренной и воздержной, — какъ и всѣ вышеуказанные, очевидно, — праведны, кои и сынами Божіими были наименованы; очевидно, этому не противорѣчитъ и то, что Богъ поступаетъ съ вами, какъ съ сынами и печется о васъ, чтобы вы, будучи не воспитаны, не отпали, и чтобы Онъ за это не лишилъ васъ наслѣдства.

9) Къ симъ, плоти нашей отцы имѣхомъ наказатели, и срамляхомся: не много ли паче повинемся Отцу духовомъ, и живи будемъ. На основаніи ихъ собственныхъ обстоятельствъ, снова показываетъ, что необходимо терпѣть. Ибо если когда отцы по плоти наказывали насъ, мы не осмѣливались отступать, но, подвергаясь стыду, мы терпѣливо переносили все, что они причиняли намъ, то тѣмъ болѣе теперь, когда Богъ наказываетъ насъ. Смотри же, не сказалъ: будемъ терпѣть тѣмъ болѣе, но: повинемся, показывая, что не терпѣть скорбей — дѣло противника и врага Божія. Отцу духовомъ, или даровъ, или безплотныхъ силъ, или, что и ближе всего, (Отцу) душъ. Ибо въ противоположность плотскимъ отцамъ назвалъ духовнымъ. И прибавилъ: живи будемъ, съ цѣлію показать, что тотъ, кто не повинуется, и не живетъ: ибо онъ внѣ Бога, Который есть жизнь.

10) Они бо въ мало дней. Ибо они не могутъ во все время воспитывать насъ, чтобы сдѣлать совершенными. Ибо — или смерть отца, или возмужалость, или жестокость сына — останавливаютъ воспитаніе: Богъ же, всегда воспитывая, можетъ сдѣлать совершенными.

/с. 183/ Якоже годѣ имъ бѣ, наказоваху насъ. Конечно, то, что пріятно отцу, не приноситъ пользы сыну: ибо многіе учатъ и постыдному.

А сей на пользу, да причастимся святыни Его. Богъ же ведетъ воспитаніе къ нашей пользѣ, не съ тѣмъ, чтобы получить отъ насъ что-нибудь, но чтобы еще болѣе пріобщить насъ къ Его святости, то есть чистотѣ Его, такъ чтобы, говоритъ, мы сдѣлались способными къ воспріятію благъ Его. Итакъ, воспитаніе есть пріобщеніе къ святости, и совершенно естественно: ибо обращаетъ душу къ святому Богу, не позволяя ей обращаться къ чему-нибудь человѣческому.

11) Всякое бо наказаніе въ настоящее время не мнится радость быти, но печаль. Опять отъ общей мысли взялъ поводъ къ убѣжденію и говоритъ: всякое бо наказаніе, и божеское и человѣческое, не мнится радость быти, но печаль. Прекрасно говоритъ: мнится: ибо въ дѣйствительности не печаль. Ибо какъ было бы оно собственно печалью, будучи матерью радости? Но по отношенію къ намъ, съ недовольствомъ относящимся къ воспитанію, сказано: мнится.

Послѣди же, плодъ миренъ наученымъ тѣмъ воздаетъ правды. Что значитъ: миренъ? то есть непоколебимый, легкій, пріятный. Ибо печалующійся чувствуетъ смятеніе: радующійся чувствуетъ нѣкую легкость и спокойствіе. Это же — плодъ правды, потому что Богъ, будучи праведнымъ, успокоиваетъ тамъ опечаленныхъ въ этомъ вѣкѣ. Смотри же, что воспитаніе называетъ упражненіемъ (γυμνασίαν), такъ какъ оно укрѣпляетъ вѣрующихъ и дѣлаетъ ихъ какъ бы атле/с. 184/тами и болѣе твердыми. Итакъ, для чего вы избѣгаете того, что укрѣпляетъ души ваши?

12) Тѣмъ же ослабленныя руки и ослабленная колѣна исправите. Говоритъ какъ бы къ нѣкіимъ бойцамъ и ратоборцамъ. Изъ писанія же Исаіи (Исаіи 35, 3) взялъ онъ это (мѣсто), показывая чрезъ метафору главнѣйшихъ частей, что всѣ ослабѣли душей. Ибо руки — символъ дѣятельности, ноги же — движенія. Итакъ, у того, кто впадаетъ въ уныніе, сначала душевные органы, а затѣмъ послѣдовательно и тѣлесные ослабѣваютъ.

13) И стези правы сотворите ногами вашими (Притч. 4, 26), да не хромое совратится, но паче да исцѣлитъ. Здѣсь какъ бы къ скороходамъ говоритъ, какъ и выше сказалъ: терпѣніемъ да течемъ. Итакъ говоритъ: стези правы сотворите. Стезя же — или слѣдъ бѣгущей колесницы, отпечатлѣвающійся на землѣ, или мѣсто находящееся подъ ногами бѣгущихъ. Итакъ, говоритъ, да будутъ стези ваши, или пути ваши легкими и ровными, то есть, да не будетъ ничего грубаго и скорбнаго и неровнаго въ душахъ вашихъ, но ровно, безъ печали и легко тецыте, дабы хромая, то есть, по природѣ будучи настроены слишкомъ малодушно, какъ іудеи, ибо таковъ этотъ народъ, или, хромая относительно вѣры въ будущее, не были принуждены блуждать, и чрезъ то не были бы совращаемы съ пути ноги ваши, то есть, не сдѣлались бы вы совершенно лукавыми. Ибо тотъ, кѣмъ овладѣваетъ естественное, /с. 185/ или въ началѣ случайно приключившееся, малодушіе, не укрѣпляя себя, но (все болѣе и болѣе) поддаваясь ему, совершенно незамѣтно доходитъ до крайней степени отчаянія, такъ что отсюда трудно становится удержать его. Но скорѣе постарайтесь, чтобы исцѣлѣла хромота ваша, то есть, если вы и доселѣ имѣете какое-либо невѣріе, то скорѣе исправьтесь. Ибо развѣ мѣсто невѣрію въ терпѣливомъ? Смотри же, какъ ясно вводитъ мысль о покаяніи, и замѣть, что это ради Новаціанъ.

14) Миръ имѣйте со всѣми. Что выше сказалъ: не оставляюще собранія своего (Евр. 10, 25), — это и теперь дѣлаетъ, приводя къ любви. И убѣждаетъ быть въ мирѣ не только съ друзьями, но и со врагами. Ибо, говоритъ, еже отъ васъ, со всѣми человѣки миръ имѣйте (Римл. 12, 18). Если же будете имѣть такое настроеніе, то при притѣсненіяхъ не будете малодушествовать. Обрати вниманіе и на слово: имѣйте, то есть старайтесь, привлекая къ себѣ самимъ, крѣпко держать миръ и съ людьми далеко находящимися.

И святыню, то есть, чистоту: если кто безбраченъ, — сохраняя дѣвство; если же въ бракѣ, то — цѣломудріе: не потому, что бракъ есть святыня, но потому, что вслѣдствіе законнаго отношенія сохраняетъ въ неповрежденности святыню отъ крещенія.

Ихъ же кромѣ никтоже узритъ Господа. Ибо ни блудники, ни прелюбодѣи, ни изнѣженные, ни наложницы мужчинъ не наслѣдятъ царствія небеснаго (1 Коринѳ. 6, 9-10). /с. 186/ Какъ и Господь говоритъ въ Евангеліи: блажени чистіи сердцемъ, яко тіи Бога узрятъ (Матѳ. 5, 8).

15) Смотряюще, да не кто лишится благодати Божія. Подобно тому, какъ нѣкто, проходя длинный путь въ сопровожденіи множества людей, говоритъ: смотрите, чтобы кто-нибудь не отсталъ. Ибо я стараюсь не о томъ только, чтобы вы сблизились, но чтобы вы и за другими наблюдали, то есть, навѣщали, узнавали, развѣдывали, что касается немощныхъ: если бы и одинъ оказался послѣднимъ, то чтобы и имъ не пренебрегали. Вѣру же и доброе поведеніе и будущія блага называетъ благодатію Божіей; ибо все это отъ благодати Божіей.

Да не кій корень горести, выспрь прозябаяй, пакость сотворитъ. Это находится во Второзаконіи (Второзак. 29, 18). Метафору же онъ взялъ отъ растеній. Что говоритъ въ другомъ мѣстѣ: малъ квасъ все смѣшеніе кваситъ (Галат. 5, 9). то говоритъ и здѣсь, чтобы кто-нибудь лукавый не былъ допущенъ на погибель большинства: отсѣки корень горечи, то есть грѣха, чтобы не далъ ростковъ, то есть, чтобы другихъ не сдѣлалъ такими же. А что грѣхъ горекъ, что нѣтъ ничего болѣе горькаго, — это знали тѣ, кои послѣ совершенія его угрызаются совѣстію. Замѣть, не сказалъ: горькій корень, но: корень горечи; ибо горькій корень можетъ приносить сладкіе плоды; но корень горечи, то есть источникъ и причина невозможности принести когда-либо сладкій плодъ.

/с. 187/ И тѣмъ осквернятся мнози. Ибо, видя нечестивыхъ, легкомысленные вступаютъ въ соревнованіе съ ними и, такимъ образомъ, оскверняютъ души. Итакъ, пусть будутъ вырублены такіе корни.

16) Да не кто блудодѣй, или сквернитель, якоже Исавъ, иже за ядь едину отдалъ есть первородство свое. Не говоритъ того, что Исавъ былъ блудодѣемъ, но здѣсь остановись: Да не кто блудодѣй въ васъ будетъ. Ибо хотя намекаетъ, что у нихъ нѣкоторые были такими, однако не желаетъ обличать ихъ, но притворно обнаруживаетъ незнаніе, чтобы исправились. Потомъ снова сказалъ: и сквернитель, якоже Исавъ, то есть, ненасытимый, мірской, оскверняющій и попирающій духовное; ибо онъ отдалъ, и притомъ за ядь едину, данное ему отъ Бога преимущество первородства (Быт. гл. 25). Это и есть оскверненіе, именно пренебреженіе къ божественному. Здѣсь показываетъ имъ, какое зло — нерадивость, потому что старшій, впавши въ малодушіе и не устоявши противъ желанія поѣсть, сдѣлался младшимъ.

17) Вѣсте бо, яко и потомъ, похотѣвъ наслѣдовати благословеніе, отверженъ бысть. — Отверженъ былъ словами отца своего: аще господина его сотворихъ тебѣ, тебѣ же что сотворю чадо (Быт. 27, 37). Нѣкоторые же объясняютъ: отверженъ бысть Богомъ. Итакъ, во-первыхъ, отверженъ былъ Богомъ. Ибо Богъ былъ виновникомъ того, что обманутый Исаакъ благословилъ Іакова. Что же касается до отверженія. послѣдовавшаго за этимъ, /с. 188/ когда онъ просилъ благословенія, — то, нужно думать, оно было со стороны отца, или въ одно время и отъ обоихъ: ибо ясно, что и отецъ отвергнулъ его по волѣ Божіей.

Покаянія бо мѣста не обрѣте, аще и со слезами поискалъ его. Итакъ, не отрицаетъ ли Павелъ здѣсь покаянія? Ни въ какомъ случаѣ. Такимъ образомъ, въ какомъ смыслѣ говоритъ, что покаянія мѣста не обрѣте, аще и со слезами поискалъ его? Во-первыхъ, выраженіе его (αὐτήν) понимай не такъ, что здѣсь нужно разумѣть покаяніе, но благословеніе (εὐλογίαν); покаянія бо мѣста не обрѣте, — это въ скобкахъ. Потомъ, хотя онъ и поискалъ покаянія, но не такъ, какъ должно. Ибо развѣ дѣло покаянія говорить: да приближатся дніе плача отца моего, да быхъ убилъ брата моего (Быт. 27, 41). Такимъ образомъ, потому не обрѣте покаянія, что искалъ его не такъ, какъ должно было. Ибо если онъ и плакалъ, однако не слезами покаянія, но — зависти и вражды, такъ какъ онъ не выносилъ и не любилъ превосходства (надъ нимъ), какъ и печаль Каина не была (плодомъ) покаянія, но — зависти, и онъ оказался убійцемъ. Такимъ образомъ, это имѣетъ или такой смыслъ, какъ я сказалъ; или: что Павелъ весьма мудро устрашаетъ еще не павшихъ, выражая такую мысль, что при великихъ грѣхахъ нѣтъ мѣста покаянію; дѣлаетъ это онъ съ цѣлію страхомъ предохранить ихъ отъ паденія. Когда же онъ увидѣлъ, что нѣкоторые пали, то снова увѣщаваетъ ихъ — не отчаяваться, какъ /с. 189/ и въ посланіи къ Галатамъ: чадца моя, ими же паки болѣзную, дондеже вообразится Христосъ въ васъ (Галат. 4, 19). Итакъ, Павелъ не отрицаетъ здѣсь покаянія, но ограждаетъ вѣрующихъ изъ евреевъ отъ паденія.

18 и 19). Не приступисте бо къ горѣ осязаемѣй, и разгорѣвшемуся огню, и облаку, и сумраку, и бурѣ, и трубному звуку (срав. Исход. 19, 19). Показываетъ, что если не терпятъ и въ тоже время не вѣрятъ въ обѣтованія, то они гораздо болѣе виновны, чѣмъ ветхозавѣтные. И смотри, какъ дѣлаетъ сравненіе. Показавши превосходство Новаго Завѣта предъ Ветхимъ во многихъ отношеніяхъ, какъ это уже извѣстно, выставляетъ теперь и ветхозавѣтныя великія и чудесныя событія, бывшія на горѣ Синаѣ (Второзак. 5, 22), и показываетъ, что они ничтожны и не могутъ идти въ сравненіе съ событіями Новаго Завѣта. Ибо тамъ, говоритъ, много образовъ для устрашенія младенчествующаго того народа. Присоединяетъ также и огонь, чтобы открыть карательную силу Законодателя и чтобы Онъ тотчасъ же явился страшнымъ. Облако и сумракъ указывали на значеніе Ветхаго Завѣта, какъ сѣни. Ибо если тотъ завѣтъ былъ образомъ, то ясно, что пока не пришла истина, образы были неясными, почему и не знали, что они обозначаютъ. Чрезъ нихъ же открывалось невидимое Божіе. Ибо, говоритъ, облако подножіе ногъ Его. Буря же побудила безпечныхъ евреевъ къ вниманію. Трубы же (означали) какъ бы присутствіе царя. Ибо это будетъ и во второе пришествіе (Христово).

/с. 190/ И гласу глаголъ, его же слышавшіи отрекошася, да не приложится имъ слово. Ибо слышали, что говоритъ Богъ, для того, чтобы законоположеніе было достойнымъ вѣры и чтобы не подумали, что это — слова Моисея. Вообще же голосъ Божій страшенъ, а Моисея — слабъ. Поэтому они отказались (слушать) Бога, говоря Моисею: глаголи ты съ нами, и да не глаголетъ къ намъ Богъ (Исход. 20, 19).

20) Не терпяху бо повелѣвающаго. То есть, не могли они, выносить ушами, какъ страшное, то, что говорилъ Богъ. Итакъ, они стали виновниками явленія Бога во плоти, чтобы сдѣлаться доступнымъ для нихъ.

20 и 21) Аще и звѣрь прикоснется горѣ, каменіемъ побіенъ будетъ. И тако страшно бѣ видѣніе. Показываетъ превосходство Новаго Завѣта и въ этомъ. Ибо Ветхій Завѣтъ, не имѣя ничего столь великаго, какъ Новый, былъ чѣмъ-то ужаснымъ, такъ что по нему нельзя было и звѣрю прикасаться къ горѣ (Исход. 19, 12), то-есть, какому-нибудь изъ тѣхъ животныхъ, какія имѣлись у народа. Новый же (Завѣтъ), обладая всѣмъ совершенствомъ, не содержитъ въ себѣ страшнаго, напротивъ все — милостивое.

Моисей рече: пристрашенъ есмь и трепетенъ (срав. Второзак. 9, 19). Если же великій Моисей, вошедшій въ облако, такъ (чувствовалъ себя), то какъ народъ? /с. 191/

22) Но приступисте. Тѣ, не приблизились, но стояли вдали: вы же приступили. Не видишь ли превосходство?

Къ Сіонстѣй горѣ, и ко граду Бога живаго, Іерусалиму небесному. Вмѣсто Синая мы имѣемъ мысленную гору Сіонъ и мысленный городъ Іерусалимъ, то-есть, самое небо, а не пустыню, какъ тѣ.

22 и 23) И тмамъ ангеловъ, торжеству. Вмѣсто народа, у насъ тьмы ангеловъ, вмѣсто страха — радость, что и обозначено словомъ: торжеству. Ибо гдѣ торжество, тамъ радость. Итакъ это торжество происходитъ среди темъ ангеловъ.

И церкви первородныхъ на небесѣхъ написанныхъ. Первородными называетъ вѣрующихъ, посвященныхъ Богу, освященныхъ, имена коихъ въ книгѣ жизни, какъ и Господь говорилъ ученикамъ своимъ: имена ваша написана суть на небесахъ (Лук. 10, 20). А такъ какъ Богъ — общій Отецъ всѣхъ, то всѣ люди — вообще сыновья Его: первородные же изъ нихъ — увѣровавшіе и достойные усыновленія по преимуществу. Или сыновьями называются и всѣ вообще вѣрующіе; первородными же называются тѣ, которые угодили Богу и которые за слово и за жизнь удостоились быть посланниками Божіими.

И судіи всѣхъ Богу. Здѣсь и устрашаетъ ихъ. Ибо Онъ — Судія всѣхъ, не іудеевъ только, но и всѣхъ вѣрующихъ. Итакъ, бойтесь этого. Показываетъ вмѣстѣ съ этимъ и то преимущество ихъ предъ ветхозавѣт/с. 192/ными, что тѣ не вынесли и однихъ словъ и не рѣшились приблизиться даже къ горѣ, — вы же приступили и къ Самому Судіи, то есть Христу. Отецъ бо не судитъ никомуже, но судъ весь даде Сынови (Іоан. 5, 22).

И духомъ праведникъ совершенныхъ. То есть, душамъ, оказавшихся славными и совершенными предъ Богомъ, очевидно, въ силу вѣры, какъ онъ ясно показалъ: и вы будете съ ними соединены, если будете подражать имъ.

24) И къ ходатаю завѣта новаго Іисусу. Не къ рабу Моисею, но къ Господу нашему Іисусу.

И крови кропленія. То есть, очищенія. Ибо кровь Христа, окропившая насъ, очистила и освятила (насъ).

Лучше глаголющей, нежели Авелева. Развѣ кровь Авелева говорила? Да. Ибо сказано: гласъ крове брата твоего вопіетъ ко Мнѣ (Быт. 4, 10). Или что и выше сказано, что и нынѣ говоритъ извѣстное и воспѣваемое всѣми. Но кровь Христа издаетъ болѣе свѣтлый и болѣе ясный голосъ, вопія самымъ дѣломъ, что она всѣхъ освятила. Но и иначе говоритъ: тамъ, гдѣ нѣтъ чистой мысли, — пробуждаетъ и побуждаетъ высказываться. Ибо Самъ Духъ ходатайствуетъ воздыханіи неизглаголанными (Рим. 8, 26). А св. Кириллъ (Іерусалимскій) такъ еще понялъ, что кровь Авеля вопіяла противъ убійства, а кровь Христа ходатайствуетъ за насъ предъ Отцемъ Его.

25) Блюдите же, да не отречетеся глаголющаго. — (Да не отречетеся) чрезъ невѣріе обѣтованіямъ Его /с. 193/ и отчаяніе. Кто же глаголющій, какъ не Христосъ? Ибо если кровь Его говоритъ, то тѣмъ гораздо болѣе Онъ Самъ живъ.

Аще бо не избѣжаша они отрекшіися, пророчествующаго на земли. Чего не избѣжали? Наказанія, погибели. Пророчествующимъ же на земли называетъ Моисея, или и Бога, сошедшаго съ неба, однако говорившаго на землѣ чрезъ Моисея. Ибо на горѣ Синаѣ Онъ пророчествовалъ, то есть бесѣдовалъ, разсуждалъ и все установилъ.

Множае паче мы отрицающіися небеснаго. То есть, Христа, пророчествующаго съ небесъ, то есть, послѣ вознесенія Своего, даровавшаго намъ законъ чрезъ Духа. Не то сказалъ, будто одинъ законъ былъ тогда, а нынѣ другой, но образъ законоположенія имѣетъ различіе. Ибо тогда, пророчествуя на земли, далъ законъ; теперь же, какъ сказано, по вознесеніи. Посему онъ былъ бы еще болѣе страшнымъ. А не иной былъ тогда, и не иной нынѣ. Слушай далѣе его самого.

26) Его же гласъ землю тогда поколеба. Не видишь ли, что и тогда говорившій былъ Тотъ Самый, Кто и нынѣ пророчествуетъ намъ съ неба. Ибо Его голосъ тогда, во время законодательства, землю поколебалъ.

Нынѣ же обѣтова, глаголя: еще единою Азъ потрясу, не токмо землею, но и небомъ. О двухъ землетрясеніяхъ мы узнаемъ изъ Писанія: первое было при дарованіи закона на Синаѣ, какъ Давидъ говоритъ: земля убояся (Псал. 75, 9); второе же — при явленіи во плоти /с. 194/ (Христа). Ибо сказано: смутися весь Іерусалимъ (Матѳ. 2, 3) и: потрясутся рукотворенная египетская (Исаіи 19, 1). Ибо они были потрясены, то есть, они были лишены такого состоянія, чтобы обманывать питающихъ ихъ, и сила ихъ была низвергнута. Слѣдовательно, выраженіе: еще единою указываетъ на третье потрясеніе, имѣющее случиться послѣ втораго (пришествія), или на обновленіе при скончаніи міра, когда все измѣнится, переходя изъ тлѣнія въ нетлѣніе. Объ этомъ сказано у пророка Аггея (Аггея 2, 7).

27) А еже, еще единою, сказуетъ колеблемыхъ преложеніе, аки сотворенныхъ. То есть измѣненіе тлѣнной твари, которая по природѣ своей способна колебаться; такъ какъ она сотворена, то есть получила начало бытія, то, несомнѣнно, имѣетъ и конецъ. Ибо все сотворенное получило начало, а потому, по самой природѣ своей, имѣетъ и конецъ. И ангелы по природѣ не безконечны; безсмертіе же получили по божественной благодати.

Да пребудутъ, яже суть неподвижимая. То есть, будущія блага. Ибо когда измѣнится все тлѣнное, тогда все, назначенное праведникамъ, будетъ нетлѣннымъ и непоколебимымъ, не подлежащимъ никакому преложенію или измѣненію.

28) Тѣмъ же царство непоколебимо пріемлюще, да имамы благодать. Такъ какъ, говоритъ, мы удостоимся благъ, непреложныхъ и непоколебимыхъ, то и получимъ такое царство, здѣсь уже принимая залогъ его — /с. 195/ духовныя блага, да имамы благодать, то есть, не будемъ скорбѣть и падать духомъ, но возблагодаримъ и Даровавшаго уже таковыя и имѣющаго еще даровать.

Ею же служимъ благоугодно Богу. — Ею же — благодареніемъ. Ибо если мы благодарны, тогда и служимъ благоугодно, какъ бы зная, какой у насъ Владыка. Ибо если мы не благодаримъ и за освобожденіе отъ бѣдствій и за притѣсненіе, то и не служимъ благоугодно. Ибо какой-нибудь рабъ, ропща на господина своего (ибо ропщетъ тотъ, кто не какъ должно служитъ ему), развѣ благоугодно служитъ? Потому онъ и самъ въ другомъ мѣстѣ говоритъ: ни ропщите (1 Кринѳ. 10, 10); и еще: вся творите безъ роптанія (Филип. 2, 14). За ропотъ же израильтяне умерли въ пустынѣ.

Съ благоговѣніемъ и страхомъ. То есть, не будемъ говорить ничего безразсуднаго, ничего безстыднаго, но пусть и внѣшность выражаетъ уваженіе къ людямъ и страхъ предъ Богомъ.

29) Ибо Богъ нашъ огнь поядаяй есть (Второзак. 4, 24). Показавши, съ одной стороны, что ветхозавѣтныя событія внушаютъ страхъ, а, съ другой, что въ Новомъ Завѣтѣ нѣтъ ничего такого, — онъ, чтобы они не относились презрительно къ кротости, говоритъ: съ благоговѣніемъ и страхомъ возблагодаримъ Бога. Ибо душа, поддаваясь отчаянію во время бѣдствій, теряетъ стыдъ. Или: служеніе наше должно совершаться съ благоговѣніемъ и страхомъ. Ибо Богъ нашъ огнь есть, а потому намъ должно имѣть страхъ, чтобы Онъ не погу/с. 196/билъ насъ, какъ нерадивыхъ и равнодушныхъ. Ибо говоритъ: «да будутъ сыны израиля благоговѣйны». Это же доставляетъ имъ и утѣшеніе, именно то, что мы имѣемъ такого Бога, Который можетъ истребить враговъ нашихъ.

Примѣчаніе:
[1] Слово: насъ у бл. Ѳеофилакта опущено.

Источникъ: Блаженнаго Ѳеофилакта, Архіепископа Болгарскаго, Толкованіе на посланіе Св. Апостола Павла къ Евреямъ (въ русскомъ переводѣ). — Казань: Типо-литографія Императорскаго Университета, 1900. — С. 176-196.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.