Церковный календарь
Новости


2018-06-25 / russportal
И. А. Ильинъ. "О сопротивленіи злу силою". Глава 19-я (1925)
2018-06-25 / russportal
И. А. Ильинъ. "О сопротивленіи злу силою". Глава 18-я (1925)
2018-06-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 39-я (1922)
2018-06-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 38-я (1922)
2018-06-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 37-я (1922)
2018-06-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 36-я (1922)
2018-06-24 / russportal
Блаж. Августинъ Иппонійскій. "Исповѣдь". Книга 10-я (1914)
2018-06-24 / russportal
Блаж. Августинъ Иппонійскій. "Исповѣдь". Книга 9-я (1914)
2018-06-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинный постъ есть "злыхъ отчуждечіе" (1975)
2018-06-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Будемъ ли мы готовиться къ Вел. посту? (1975)
2018-06-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "О сопротивленіи злу силою". Глава 17-я (1925)
2018-06-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "О сопротивленіи злу силою". Глава 16-я (1925)
2018-06-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 35-я (1922)
2018-06-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 34-я (1922)
2018-06-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 12-я (1925)
2018-06-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 11-я (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 25 iюня 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Творенія святыхъ отцовъ въ русскомъ переводѣ

Толкованія на Новый Завѣтъ блаженнаго Ѳеофилакта, архіепископа Болгарскаго.

ТОЛКОВАНІЕ НА ПОСЛАНІЕ СВ. АПОСТОЛА ПАВЛА КЪ ЕВРЕЯМЪ.
Изданіе 1-е. Казань, 1900.

ГЛАВА XIII.

1 и 2) Братолюбіе да пребываетъ (срав. Римл. 12, 10). Страннолюбія не забывайте. Не сказалъ, что вы пріобрѣли братолюбіе и страннолюбіе: ибо они имѣли ихъ, какъ казалось; но такъ какъ находились въ опасности отъ безпрерывныхъ скорбей оставить заботу объ этихъ добродѣтеляхъ, то говоритъ: братолюбіе да пребываетъ, да будетъ твердымъ, и вы не позволяйте себѣ избѣгать его. И страннолюбія, говоритъ, не забывайте. Ибо, потерпѣвши похищеніе имуществъ, они, быть можетъ, вели себя скупо. Или ограждаетъ ихъ и на будущее время.

Тѣмъ бо не вѣдяще нѣцыи страннопріяша ангелы. Настолько важно страннолюбіе, принятіе всѣхъ вообще и неосужденіе братій, что Аврааму и Лоту, представился случай къ принятію ангеловъ (Быт. 18 и 19 гл.). Не вѣдяще, то есть не знали, что странники были ангелы, впрочемъ приняли ихъ съ честію. Это и дѣлаетъ ихъ великими, ибо если бы они знали, то въ такомъ случаѣ они не совершили бы ничего великаго. /с. 197/

3) Поминайте юзники, аки съ ними связани. Ибо тотъ, кто связанъ съ кѣмъ-нибудь, хотя бы и желалъ забыть, не можетъ.

Озлобляемыя, аки и сами суще въ тѣлѣ. — Озлобляемыя: или въ темницахъ, или въ голодѣ, или въ другомъ какомъ бѣдствіи. Ибо кто размышляетъ, что и онъ облеченъ подобострастнымъ тѣломъ, будетъ защищать этихъ, съ одной стороны, по сочувствію, а, съ другой, изъ боязни, какъ бы и самому за свое нечеловѣколюбіе не пришлось подпасть подобнымъ бѣдствіямъ.

4) Честна женитва во всѣхъ, и ложе не скверно. Смотри, какъ часто онъ ведетъ рѣчь о цѣломудріи. Выше, упоминая о святости (брака) (Евр. 12, 14), говорилъ объ этомъ (цѣломудріи), и опять послѣ этого говоритъ о прелюбодѣяхъ и блудникахъ. Или: и во всѣхъ случаяхъ и во всякое время. Не въ бѣдствіи только и не въ спокойное время: не въ этой только части честна, а въ другой — нѣтъ, но всецѣло да будетъ честна. Здѣсь же посрамляются еретики, клевещущіе на бракъ. Ибо вотъ потому онъ и называется честнымъ, что сохраняется въ цѣломудріи.

Блудникомъ же и прелюбодѣемъ судитъ Богъ. И здѣсь съ угрозою наказанія соединяется запрещеніе блуда. Ибо судитъ Богъ, то есть осудитъ. И естественно. Ибо если допускается бракъ, то блудникъ и прелюбодѣй по справедливости подвергается наказанію. /с. 198/

5) Не сребролюбцы нравомъ. Не сказалъ: ничего не пріобрѣтайте, но, если и имѣете, не будьте рабами, за свободно относитесь къ тому, что имѣете, такъ чтобы не печалиться, если вы когда-либо лишились чего изъ имущества, какъ и выше сказалъ: разграбленіе имѣній вашихъ съ радостію пріясте (Евр. 10, 34). И вообще, такъ какъ многіе послѣ потери имущества стараются снова пріобрѣтать (его), то въ виду необходимости оказывать помощь другимъ говоритъ: не сребролюбцы нравомъ. Почему и продолжаетъ:

Довольни сущими. Показываетъ, какъ можно бы быть не сребролюбивыми, а именно: если мы довольствуемся тѣмъ, что у насъ есть, если мы не стремимся къ пріобрѣтенію чего-нибудь сверхъ потребнаго и необходимаго. Ибо кто стремится къ пріобрѣтенію болѣе, чѣмъ нужно, — тотъ, очевидно, сребролюбивъ.

Той бо рече: не имамъ тебѣ оставити, ниже имамъ отъ тебе отступити (Іис. Навин. 1, 5; Быт. 28, 15). Такъ какъ, вѣроятно, нѣкоторые говорили: что же, если у насъ нѣтъ и необходимаго? — отвѣчаетъ, что этого никогда не можетъ быть, ибо Богъ устами Исаіи [1] говоритъ: не имамъ тебе оставити и, конечно, не лжетъ. Но такъ какъ, вѣроятно, тѣ же самые изъ іудеевъ говорили: чѣмъ настоящимъ мы довольствоваться будемъ? Мы разграблены и у насъ ничего на осталось, — говоритъ: можно довольствоваться и тѣмъ, что осталось, хотя бы его было и мало. Ибо Богъ сказалъ: не имамъ оставити /с. 199/ тебе, то есть, Я не допущу тебя (до этого). Если, быть можетъ, апостолъ и понималъ это относительно потребнаго, то ты понимай такъ, что это сказано и относительно всякаго дѣла.

6) Яко дерзающимъ намъ глаголати: Господь мнѣ помощникъ, и не убоюся: что сотворитъ мнѣ человѣкъ (Псал. 117, 6)? Такъ какъ это сказалъ Самъ Богъ, то, безъ сомнѣнія, вѣрно. Итакъ, снова дерзновенно скажемъ, что хищники нашихъ имѣній не стѣснятъ насъ.

7) Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вамъ слово Божіе. Въ этомъ убѣждаетъ и Солунянъ, чтобы оказывать имъ честь наибольшую (1 Солун. 5, 13). И какъ тѣ (наставники) дѣлали ихъ участниками слова Божія, такъ и они по возможности должны оказывать имъ помощь въ матеріальныхъ нуждахъ. Относительно этого онъ намекаетъ имъ словомъ: поминайте. Или побуждаетъ ихъ къ подражанію имъ.

Ихъ же взирающе на скончаніе жительства, подражайте вѣрѣ ихъ. То есть, точнѣе — наблюдайте. И какъ ученики живописца (смотрятъ) на оригиналъ, такъ и вы, всегда взирая на скончаніе, то есть на конецъ ихъ жительства, на ихъ образъ жизни, который имѣлъ добрый конецъ, подражайте вѣрѣ ихъ. Ибо отъ вѣры — чистая жизнь. И если бы не вѣрили въ будущее, но сомнѣвались, то не оказались бы безукоризненными въ поведеніи. Снова врачуетъ малодушіе ихъ; или говоритъ о вѣрѣ въ догматы. Итакъ продолжаетъ: /с. 200/

8) Іисусъ Христосъ вчера и днесь, тойже и во вѣки. Ибо, казалось, нѣкоторые искажали вѣру и говорили, что другой придетъ, котораго евреи и донынѣ ожидаютъ. Итакъ говоритъ, что Христосъ тотъ же вчера, то есть, во все прошедшее время, и днесь, то есть въ настоящее, и во вѣки, то есть въ будущія и безконечныя времена, и другой не придетъ. Итакъ, не заблуждайтесь. Или: какъ Онъ не оставилъ наставниковъ вашихъ, но во всемъ помогалъ имъ, такъ и вамъ окажетъ помощь. Ибо Онъ — одинъ и тотъ же.

9) Въ наученія странна и различна не прилагайтеся. — Различна, то одни, то другія, и отъ однихъ и отъ другихъ, но чуждыя правому догмату. Ибо ученіе можетъ быть различнымъ, однако не страннымъ, а потому и не фальшивымъ. Когда же (ученія) и различны, то есть отъ одного — одно, а отъ другого — иное, тогда и странны, то есть чужды истины, тогда и необходимо беречься. Ибо истина проста и имѣетъ цѣль одну. Обрати вниманіе на выраженіе: прилагайтеся, — (говоритъ) какъ бы о тѣхъ легкомысленныхъ, кои и здѣсь и тамъ легко увлекаются.

Добро бо благодатію утверждати сердца, не брашны, отъ нихъ же не пріяша пользы ходившій въ нихъ. Вотъ — странныя ученія. Намекаетъ на вводящихъ іудейскую привязанность къ брашнамъ. Итакъ говоритъ, что благодатію, то есть вѣрою, намъ необходимо утверждаться и вполнѣ убѣждаться, что нѣтъ ничего нечистаго, но вѣрующему все чисто. Итакъ потребна вѣра, а не наблюденіе за брашнами. Ибо ходившіи въ брашнахъ, то есть, тѣ, кои всегда слѣдовали строгому /с. 201/ соблюденію (правилъ) о брашнахъ, не приносили никакой пользы для души, такъ какъ они чужды вѣры и рабски служатъ безполезному закону. И вообще, говоритъ, какую пользу они получали отъ наблюденія (за яствами), когда такъ были осквернены, что не могли участвовать въ жертвоприношеніяхъ.

10) Имамы же олтарь отъ него же не имутъ власти ясти служащіи сѣни. Сказавши, что нѣтъ нужды строго наблюдать за яствами, чтобы не показалось что наше, чуждое наблюденія, достойно презрѣнія, говоритъ, что и мы имѣемъ наблюденіе, только не въ отношеніи этихъ яствъ, но къ олтарю, или безкровной жертвѣ животворящаго тѣла. Ибо невозможно первосвященникамъ (ветхозавѣтнаго) закона участвовать въ этой (жертвѣ), пока они служатъ сѣни, то есть образамъ закона, преходящимъ, подлежащимъ уничтоженію, — такова сѣнь, или (пока они служатъ) этому міру, такъ какъ и народъ, какъ недостойный, не принималъ участія въ жертвоприношеніяхъ (ветхозавѣтнаго) закона.

11 и 12) Ихъ же бо кровь животныхъ вносится во святая за грѣхи первосвященниковъ, сихъ тѣлеса сжигаются внѣ стана. Тѣмъ же Іисусъ, да освятитъ люди своею кровію, внѣ вратъ пострадати изволилъ. Показавши, что то, что почитали іудеи, служило прообразомъ нашего (почитанія), говоритъ, что жертвы, въ коихъ не могъ участвовать народъ, были ничто; въ нашей же жертвѣ не имѣютъ участія и архіереи (ветхозавѣтнаго) закона; ибо тѣ жертвы служили прообразомъ этой. Ибо какъ кровь животныхъ, приноси/с. 202/мыхъ за грѣхи народа, первосвященникъ вносилъ во святая, тѣлеса же сжигались внѣ стана: такъ и Христосъ, пострадавши за грѣхи міра, внесъ во святая Свою кровь къ Отцу, какъ Первосвященникъ, тѣло же было распято внѣ вратъ. Итакъ, совершая воспоминаніе о жертвѣ той, наши первосвященники вносятъ кровь Господа въ наша святая и на алтарь, какъ на небо. Поэтому первосвященникамъ (ветхозавѣтнаго) закона нельзя вкушать отъ этого алтаря, какъ иноплеменнымъ и какъ не помышляющимъ о томъ, что выше этого міра: мы же не таковы.

13) Тѣмъ же убо да исходимъ къ нему внѣ стана, поношеніе его носяще. Такъ какъ Іисусъ Христосъ пострадалъ внѣ вратъ, то выйдемъ и мы къ Нему внѣ вратъ, то есть, будемъ внѣ міра, поношеніе его посяще, терпя одни и тѣже страданія. Онъ, какъ осужденный и разбойникъ, былъ распятъ внѣ; не постыдимся и мы удалиться отъ міра и отъ роскоши его, хотя бы и казалось это безчестіемъ. Снова убѣждаетъ ихъ терпѣть наносимыя имъ іудеями обиды, или хищенія.

14) Не имамы бо здѣ пребывающаго града, но грядущаго взыскуемъ. Доказываетъ необходимость выйти за врата, то есть, изъ міра. Ибо мы не имѣемъ никакого участія въ этомъ мірѣ, такъ какъ и онъ не будетъ (вѣчно) существовать. Итакъ, намъ должно бѣжать изъ этого міра и стремиться къ будущему граду, то есть, къ небу.

15) Тѣмъ убо приносимъ жертву хваленія выну Богу, сирѣчь плодъ устенъ исповѣдающихся имени Его. Чрезъ Него — δι' αὐτοῦ, какъ чрезъ Первосвященника /с. 203/ по плоти, мы возносимъ Отцу жертву хваленія, то есть, евхаристію. Ибо мы благодаримъ Отца за то, что Онъ даровалъ Сына Своего ради нашего освященія. Это же — ради немощныхъ. Что Сынъ имѣетъ благодать, — очевидно изъ того, что Онъ имѣетъ (съ Отцемъ) равную честь. Да вси, говоритъ, чтутъ Сына, якоже чтутъ Отца (Іоан. 5, 23). Итакъ, сама евхаристія — плодъ устенъ исповѣдающихся, то есть, исповѣдающихъ имя Его. Поэтому первосвященники (ветхозавѣтнаго) закона и не могутъ участвовать въ этой жертвѣ. Ибо тѣ, кои совершенно не были освящены Христовою кровію, не могутъ благодарить за нее, потому что пребываютъ въ томъ же самомъ невѣріи. Смотри же, какъ снова побуждаетъ ихъ къ благодаренію, а не роптать и не говорить по малодушію чего-нибудь дерзкаго и наглаго.

16) Благотворенія же и общенія не забывайте. Гдѣ оправдывающіеся бѣдностію и потому не подающіе милостыни? Пусть послушаютъ, что Павелъ убѣждаетъ самыхъ бѣднѣйшихъ, разграбленныхъ, незабывать милостыни. Ее же онъ называетъ общеніемъ, а по какой причинѣ, — мы часто говорили.

Таковыми бо жертвами благоугождается Богъ. Жертвами благодаренія и благотворенія. Ибо ясно, что благодарный — и щедръ, такъ какъ онъ знаетъ, какихъ удостоится (благъ).

17) Повинуйтеся наставникомъ вашимъ. Рѣчь идетъ о епископахъ. Прежде похваливши ихъ и назвавши вѣрными и достойными подражанія со стороны взи/с. 204/рающихъ на нихъ, потомъ продолжаетъ: повинуйтеся. Что же? Не необходимо ли повиноваться всякому начальнику, хотя бы онъ былъ и злымъ? Въ какомъ ты смыслѣ говоришь: злой? Если относительно вѣры, то бѣги его, хотя бы онъ былъ ангеломъ съ небеси. Если же онъ — злой по жизни, то повинуйся ему. Вся убо, елика аще рекутъ вамъ блюсти, соблюдайте и творите: по дѣломъ же ихъ не творите (Матѳ. 23, 3). Относительно же испорченныхъ по вѣрѣ говоритъ: въ наученія странна и различна не прилагайтеся. Итакъ почему же? Потому что дурно поступающій быть можетъ другимъ не посовѣтуетъ жить дурно, ибо и самъ онъ стыдится дурныхъ дѣлъ, ясно это и изъ того, что онъ всячески старается скрывать свои дѣла; злой же по вѣрѣ внушитъ свой образъ мыслей и народу.

И покоряйтеся. Выраженіемъ покоряйтеся онъ указываетъ на такое сильное повиновеніе, чтобы, если потребуется, они послужили имъ самымъ дѣломъ.

Тіи бо бдятъ о душахъ вашихъ, яко слово воздати хотяще. Да слышатъ наставники, что какъ народъ долженъ повиноваться, такъ и священникъ долженъ неусыпно пещись о народѣ, такъ какъ ему предстоитъ дать отчетъ за грѣхи ихъ.

Да съ радостію сіе творятъ, а не воздыхающе: нѣсть бо полезно вамъ сіе. Если ты покоряешься, говоритъ, и угождаешь наставнику своему, то ты облегчаешь для него бремя заботы о тебѣ, такъ какъ онъ радуется твоему повиновенію. Если же поступаешь /с. 205/ безстыдно, то хотя онъ и въ такомъ случаѣ будетъ заботиться о душѣ твоей, но если только ты не загладишь своего неповиновенія, онъ будетъ воздыхать за тебя предъ Богомъ, что для тебя безполезно. Смотри же, наставнику онъ не позволяетъ ничѣмъ инымъ защититься, какъ только воздыханіемъ. И хотя это незамѣтно вселяетъ въ него духъ кротости, но противъ того неисправимаго, возмущающаго грознаго мстителя — Бога, онъ возжигаетъ страшный огонь наказанія. Посему ты, неповинующійся наставнику, не долженъ презирать его за то, что онъ воздыхаетъ, но болѣе долженъ бояться того, что онъ передаетъ тебя Богу.

18) Молитеся о насъ: уповаемъ бо, яко добру совѣсть имамы во всѣхъ. Такъ какъ нѣкоторые клеветали на апостола, будто онъ учитъ отступленію отъ закона, то поэтому многіе изъ евреевъ враждебно относились къ нему. Поэтому онъ не обозначилъ имени своего въ началѣ посланія, такъ какъ они не могли даже и слышать о немъ. Итакъ, защищаясь предъ ними, прежде всего проситъ ихъ — молиться о немъ, чего мы обычно просимъ отъ друзей; затѣмъ раскрываетъ и свою невинность. Ибо между всѣми, не только среди язычниковъ, но и у васъ, мы ничего не дѣлали съ лицемѣріемъ, совѣсть наша чиста и мы не сознаемъ, что замышляли зло противъ васъ, или сдѣлали что-нибудь дурное вамъ, или оклеветали васъ.

Добрѣ хотяще жити. То есть, стараясь проводить жизнь осторожно и безпорочно. И то самое, что я говорю, что законъ не имѣетъ силы, — это не рѣчь /с. 206/ врага и непріятеля. Ибо я скорѣе ввожу исполненіе закона и показываю, что сѣнь получила конецъ. Итакъ, развѣ это — отступленіе? Развѣ я вамъ не благодѣтель, когда веду васъ къ совершенству, совершенно отводя отъ тѣни и младенческаго настроенія?

19) Лишше же молю, сіе творите, да вскорѣ устроюся вамъ. Желать молиться за нихъ такъ тепло и со всею заботою о томъ, чтобы скорѣе возвратиться къ нимъ, — это происходило отъ сильной любви къ нимъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ показываетъ, что онъ полагается на совѣсть, и потому обращается къ нимъ. Этого онъ не сдѣлалъ бы, если бы чувствовалъ въ своей совѣсти что-нибудь дурное.

20) Богъ же мира. Прежде всего попросивши у нихъ молитвъ и почтивши ихъ этимъ, потомъ уже и самъ молится за нихъ. Такъ какъ, говоритъ, Богъ есть Богъ мира, то вы не должны возмущаться противъ меня, и притомъ по одному только слуху.

Возведый изъ мертвыхъ пастыря овцамъ великаго. Внѣдряетъ имъ ученіе о воскресеніи, пользуясь пророчествомъ Исаіи (Исаіи гл. 40). А такъ какъ есть и другіе пастыри, — малые, то сказалъ: великаго. Ибо пророки — это многіе учителя, но Христосъ наставникъ одинъ (для всѣхъ).

Кровію завѣта вѣчнаго, Господа нашего Іисуса Христа. То есть, воздвигъ Его изъ мертвыхъ послѣ Его смерти и послѣ изліянія Его крови, такъ что Онъ далъ намъ завѣтъ, не подлежащій, какъ завѣтъ закона, /с. 207/ отмѣнѣ, но вѣчный. Или и такъ: воздвигъ Его изъ мертвыхъ съ кровію вѣчнаго завѣта. Ибо по воскресеніи Онъ даровалъ намъ кровь Свою въ завѣтъ. Ибо если бы Онъ не воскресъ, то кровь Его не служила бы намъ завѣтомъ.

21) Да совершитъ вы во всякомъ дѣлѣ блазѣ. Показываетъ, что они имѣли добрыя дѣла, нуждались только въ томъ, чтобы совершенствоваться въ нихъ. Объ этомъ онъ и молится за нихъ. Смотри, что мы сами напередъ должны начать, а затѣмъ просить совершенства отъ Бога.

Сотворити волю его. Кто усовершенствовался во всякомъ добромъ дѣлѣ, тотъ и творитъ волю Божію, а не тотъ, кто вполовину дѣлаетъ добро.

Творя въ васъ благоугодное предъ нимъ, Іисусъ Христомъ: емуже слава во вѣки вѣковъ. Аминь. Слѣдовательно, когда мы дѣлаемъ добро, то это совершаетъ въ насъ Богъ чрезъ Іисуса Христа, то есть, являющагося въ качествѣ Ходатая и Совершителя. Ибо если Онъ совершилъ наше спасеніе въ началѣ, то что удивительнаго и въ томъ, если Онъ и при усовершенствованіи въ добродѣтеляхъ является Посредникомъ и исполняетъ въ насъ волю Отца, Самъ укрѣпляя насъ и вдыхая въ насъ силы къ совершенію добрыхъ дѣлъ? Къ слову же: благоугдное онъ прибавилъ: предъ нимъ. Ибо, дѣйствительно, мы тогда благоугождаемъ, когда оказываемся добрыми предъ Богомъ, а не тогда, когда — предъ людьми. И Давидъ говоритъ: по чистотѣ руку моею предъ очима его (Псал. 17, 25); и Исаія: отъимите лукавства предъ очима моима (Исаіи 1, 16). /с. 208/

22) Молю же вы, братіе, пріимите слово утѣшенія. Не видишь ли? предлагаетъ имъ то, чего никому не предложилъ. Не говоритъ же: «убѣжденія», но утѣшенія, то есть, поощренія, ободренія къ терпѣнію, такъ какъ онъ рѣчь свою обращалъ къ подвергнувшимся гоненію.

Ибо вмалѣ написавъ послахъ вамъ. Не смотря на то, что Онъ такъ много сказалъ, онъ все-таки говоритъ: вмалѣ, конечно, сравнительно съ тѣмъ, что онъ желалъ сказать. Какъ бы такъ говоритъ имъ здѣсь: хотя вы и малодушны, поддержите меня, ибо не долженъ кто-нибудь отказаться въ виду того, что много сказано, хотя, какъ мы видимъ, это и бываетъ среди малодушныхъ. Ибо они не выносятъ длинной рѣчи.

23) Знайте брата нашего отпущена Тимоѳеа. Къ Тимоѳею они не особенно враждебно относились, поэтому онъ и поставилъ его на первомъ мѣстѣ. Откуда же онъ былъ отпущенъ? Или былъ въ темницѣ, и былъ освобожденъ; или отпущенъ былъ изъ Аѳинъ, такъ какъ онъ былъ тамъ (срав. Филипп. 2, 19).

Съ нимъ же, аще скорѣе пріидетъ, узрю васъ. И этого достаточно для того, чтобы убѣдить ихъ оставить вражду къ нему, когда онъ готовъ придти съ ученикомъ. Быть можетъ, это и случилось, и онъ путешествовалъ въ Іудею изъ Рима. Ибо въ первый разъ онъ былъ освобожденъ Нерономъ, какъ и сказали мы во введеніи къ этому посланію.

24) Цѣлуйте вся наставники ваша и вся святыя. Смотри, какую честь онъ оказываетъ имъ, если даже /с. 209/ наставниковъ привѣтствуетъ чрезъ нихъ: ибо скорѣе ему надлежало написать посланіе наставникамъ и чрезъ нихъ привѣтствовать управляемыхъ ими: этимъ онъ весьма мудро врачуетъ особенно немощныхъ.

Цѣлуютъ вы, иже отъ Италіи сущіи. Я такъ привязанъ къ вамъ, что не только я одинъ привѣтствую васъ, но такое расположеніе къ вамъ внушаю и другимъ, такъ что и тѣ, не смотря на такое далекое разстояніе, любятъ васъ, и потому привѣтствуютъ,

25) Благодать со всѣми вами. Аминь. Такъ какъ благодать нѣчто общее, то онъ и испрашиваетъ ее вообще всѣмъ — и наставникамъ и управляемымъ. Что же такое благодать? Отпущеніе грѣховъ, очищеніе, общеніе Духа. Какъ же она могла бы быть съ вами? Если не будете пренебрегать ею и если будете проводить жизнь достойно ея. Ибо она пребываетъ съ нами, когда мы дѣлаемъ добрыя дѣла; она же отлетаетъ, когда мы живемъ не по заповѣди Подающаго намъ ее. Но познавая благодать и то, что чрезъ нее получили, не будемъ оскорблять въ своей жизни Даровавшаго намъ столь великія блага; но, прославляя Его добрыми дѣлами и показывая, что Онъ ниспослалъ благодать эту не на неблагодарныхъ и непризнательныхъ, овладѣемъ ею въ душахъ нашихъ силою Самого Христа — Благодѣтеля душъ нашихъ. Съ Нимъ слава Отцу, вмѣстѣ со Святымъ Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.

Примѣчаніе:
[1] У Исаіи по мысли въ 43, 2.

Источникъ: Блаженнаго Ѳеофилакта, Архіепископа Болгарскаго, Толкованіе на посланіе Св. Апостола Павла къ Евреямъ (въ русскомъ переводѣ). — Казань: Типо-литографія Императорскаго Университета, 1900. — С. 196-209.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.