Церковный календарь
Новости


2018-06-25 / russportal
И. А. Ильинъ. "О сопротивленіи злу силою". Глава 19-я (1925)
2018-06-25 / russportal
И. А. Ильинъ. "О сопротивленіи злу силою". Глава 18-я (1925)
2018-06-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 39-я (1922)
2018-06-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 38-я (1922)
2018-06-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 37-я (1922)
2018-06-24 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 36-я (1922)
2018-06-24 / russportal
Блаж. Августинъ Иппонійскій. "Исповѣдь". Книга 10-я (1914)
2018-06-24 / russportal
Блаж. Августинъ Иппонійскій. "Исповѣдь". Книга 9-я (1914)
2018-06-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинный постъ есть "злыхъ отчуждечіе" (1975)
2018-06-23 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Будемъ ли мы готовиться къ Вел. посту? (1975)
2018-06-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "О сопротивленіи злу силою". Глава 17-я (1925)
2018-06-23 / russportal
И. А. Ильинъ. "О сопротивленіи злу силою". Глава 16-я (1925)
2018-06-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 35-я (1922)
2018-06-23 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. Романъ "Амазонка пустыни". Глава 34-я (1922)
2018-06-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 12-я (1925)
2018-06-23 / russportal
Н. А. Соколовъ. "Убійство Царской Семьи". Глава 11-я (1925)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 25 iюня 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
О церковном календарѣ

ОБЪЯСНЕНІЕ ЦЕРКОВНАГО СЧИСЛЕНІЯ.

Индиктомъ называется 15-лѣтній періодъ времени. Сервій Тулій сдѣлалъ постановленіе, по которому всѣ граждане города Рима обязаны были являться на Марсовое поле, для объявленія о численности своего семейства и о состояніи своего имущества.

Эти 15-ти-лѣтія народной переписи подтверждены были потомъ Августомъ Кесаремъ, который съ своей стороны, установилъ, чтобы сборъ податей производился въ слѣдующемъ порядкѣ: въ первыя пять лѣтъ собирать ихъ желѣзомъ и мѣдью на изготовленіе воинскаго оружія и доспѣховъ; во вторыя — серебромъ на жалованье воинамъ, а въ третьи — золотомъ на украшеніе храмовъ.

Константинъ Великій, вслѣдствіе побѣды надъ Максентіемъ, которая провозвѣщена была Константину явившимся въ самый полдень на небѣ знаменіемъ креста со словами: «in hoc signо vinсes» («симъ знаменіемъ побѣдиши»), и послѣ побѣды, одержанной надъ Ликиніемъ, другимъ императоромъ, который гналъ христіанъ, даровалъ христіанской Церкви право Церкви господствующей въ Римѣ и странахъ ему подвластныхъ. Это было въ 313 году по Рождествѣ Христовомъ.

Въ воспоминаніе этого важнаго для христіанъ событія, св. отцы Никейскаго Собора установили, чтобы 313 годъ считать новою христіанскою эрою или началомъ христіанскихъ индиктовъ, начиная каждый годъ или индиктъ съ 1 сентября.

1875 годъ есть 1563 съ начала индиктовъ. Раздѣливъ это послѣднее число на 15, получимъ частное 104 и остатокъ 3. Частное и остатокъ показываютъ, что съ началомъ нынѣшняго года окончился 104 индиктъ и начался 3 годъ 105 индикта.

Вруцѣлѣто. Въ церковномъ счисленіи вообще ищется прежде, въ какой день недѣли начнется индиктъ, и поэтому уже опредѣляются дни недѣли для прочихъ чиселъ и праздниковъ. Въ такомъ случаѣ для краткости и удобства, дни недѣли, которыми индикты начинаются, означаютъ семью первыми буквами славянской азбуки, которыя въ церковномъ счисленіи употребляются вмѣсто цифръ А, В, Г, Д, Е, Ѕ, З, которымъ соотвѣтствуютъ цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, и дни недѣли: воскресенье, понедѣльникъ, вторникъ и т. д.

Буквы эти называются вруцѣлѣтними, вѣроятно потому, что онѣ какъ бы въ рукахъ держатъ дни всего года (лѣта). И такъ вруцѣлѣто есть одна изъ семи буквъ, показывающая въ какой день недѣли въ данный годъ случится 1-е сентября или начало индикта.

Въ 1875 году вруцѣлѣтняя буква есть В (2): 1-е сентября, которымъ начинается новый годъ въ церковномъ счисленіи, въ семъ году будетъ въ понедѣльникъ. Въ церковныхъ святцахъ предъ каждымъ числомъ мѣсяца обыкновенно стоятъ вруцѣлѣтнія буквы. Вруцѣлѣтнія буквы три года сряду слѣдуютъ въ порядкѣ, но въ четвертый т. е. въ високосный, одна буква выходитъ изъ порядка и мѣсто ея заступаетъ слѣдующая. Это продолжается до тѣхъ поръ, пока всѣ семь буквъ, каждая въ свою очередь, изъ порядка не выйдутъ, и тогда вруцѣлѣтія слѣдуютъ вновь по тому же порядку. Ясно, что всѣ семь буквъ не прежде изъ порядка выйдутъ, какъ черезъ семь четырехъ-лѣтій, т. е. черезъ 28 лѣтъ; эти 28 лѣтъ составляютъ то, что называется въ церковномъ счисленіи кругъ солнца. И такъ кругъ солнца есть 28-лѣтній періодъ времени, по истеченіи котораго, воскресные дни приходятся въ тѣ же числа и означаются въ церковномъ мѣсяцесловѣ тѣмиже буквами, какъ въ предшествующемъ кругѣ солнца.

Кругъ луны есть 19-ти-лѣтній періодъ времени, по исполненіи котораго, четверти луны падаютъ на тѣже дни года. 1875 годъ есть отъ сотворенія міра 7383. Раздѣливъ послѣднее число на 19, получимъ частное 388 и остатокъ 11. Частное покажетъ, что въ 1875 году прошло 388 круговъ луны и начался 389; а остатокъ, что 1875 годъ есть 11 годъ текущаго круга луны. Начало открытія такого движенія луны сдѣлано было аѳинскимъ астрономомъ Метономъ и относится къ 348 году до Рождества Христова.

Основаніе есть число, показывающее сколько дней имѣетъ новорожденная луна въ 1-й день марта, съ котораго начинается пасхальный годъ Въ 1875 году основаніе означено цифрою 14.

Епакта есть число марта или апрѣля, показывающее 21-й день луны или конецъ іудейской пасхи. Въ 1875 году епакта означаются цифрою 17.

Ключъ границъ. День святой Пасхи не можетъ случиться ранѣе 22 марта (ст. ст.) и позже 25 апрѣля (ст. ст.), слѣдовательно бываетъ въ промежуткѣ 35 дней. Эти промежуточные дни означаютъ буквами славянской азбуки. Такъ, если день Пасхи придется 22 марта, ключевая и пасхальная буква будетъ А, 23 марта Б, 24 марта В и т. д. Въ 1875 году ключевая буква Х — значитъ Пасха будетъ 13 апрѣля.

Варшава, 1874.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.