Церковный календарь
Новости


2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.

Исторія Русской Церкви

П. С. Казанскій († 1878 г.)

Петръ Симоновичъ Казанскій (1819-1878), православный богословъ и историкъ, профессоръ Московской Духовной Академіи. Род. 19 ноября (2 декабря) 1819 г. въ семьѣ священника. Обучался въ Московской Духовной Академіи, по окончаніи которой занималъ каѳедру всеобщей исторіи. П. С. Казанскій былъ по духу и жизни ученый монахъ, не принявшій монашескаго постриженія, чтобы сохранить за собою свободу всецѣло посвятить себя научной дѣятельности. Основные труды: «Исторія православнаго монашества на Востокѣ» (М., 1854-1857); «Исторія православнаго русскаго монашества» (М., 1855); «Житіе святаго Тихона» (СПб., 1861-1862); «Исправленіе церковно-богослужебныхъ книгъ при патріархѣ Филаретѣ» («ЧОИДР», 1847-1848, т. VIII); «Кто былъ виновникомъ соловецкаго возмущенія отъ 1666 по 1676 г.» («ЧОИДР», 1864, ч. IV); «Изслѣдованіе о личности перваго Лжедимитрія» («Русскій Вѣстникъ», 1877, VIII-X); также напечаталъ рядъ житій, нѣсколько статей по источниковѣдѣнію церковной исторіи и др. Кромѣ того, имъ были составлены акаѳисты Божіей Матери ради Ея иконъ «Всѣхъ скорбящихъ Радосте» (1863) и Казанской (1868), благ. кн. Константину и чадамъ его Михаилу и Ѳеодору, Муромскимъ чудотворцамъ (1871), св. прав. Іосифу Обручнику (1871). Скончался П. С. Казанскій 14 (27) февраля 1878 г.

Сочиненія П. С. Казанскаго

Проф. П. С. Казанскій († 1878 г.)
Исторія православнаго русскаго монашества,
отъ основанія Печерской обители преподобнымъ Антоніемъ до основанія Лавры Святой Троицы преподобнымъ Сергіемъ.

Иноческія обители въ Новгородѣ.

Но большее развитіе и лучшее устройство иноческая жизнь въ Новгородѣ получила тогда, какъ Епископами Новгородскими были постриженники и подвижники Печерской обители: Никита (1096-1108) и Нифонтъ (1130-1155) [3]. Строгій подвижникъ съ юныхъ лѣтъ и послѣ искушенія, постигшаго въ затворѣ, научившійся смиреніемъ ограждать свои подвиги, Никита, славный святостію жизни и даромъ чудотворенія, примѣромъ своей жизни и своими наставленіями, какъ знакомый съ уставомъ Печерской обители, могъ пробудить стремленіе къ иноческой жизни.

Въ 1106 г. прибылъ въ Новгородъ Антоній изъ нижней Италіи, какъ говоритъ преданіе [4]. Происходя отъ православныхъ родителей, онъ постригся въ Италіи и долго жилъ въ пустыни. Но гоненіе, воздвигнутое на православныхъ, заставило его удалиться изъ родины. Прибывъ въ Новгородъ, Антоній въ трехъ верстахъ отъ кремля, внизъ по теченію Волхова, на правомъ берегу его, тамъ, гдѣ стояло село Волховское, избралъ себѣ мѣсто для жительства. «Я, Антоній, — пишетъ онъ въ духовной граматѣ, — худшій между монахами, вышелъ на сіе мѣсто, не получивъ имѣнія ни отъ князя, ни отъ епископа, а принялъ только благословеніе отъ епископа Никиты, и паша на чужой землѣ не для себя одного, но для братіи и для сиротъ, не давалъ себѣ покоя, терпя досады отъ здѣшнихъ Христіанъ. Пусть разберетъ Матерь Божія, сколько бѣдъ перенесъ я за сіе мѣсто. Вотъ объявляю, когда я сѣлъ на этомъ мѣстѣ, я далъ за землю и за тони 70 гривенъ, а за село за Волховское 100 гривенъ». «А купилъ землю, — пишетъ онъ въ другой граматѣ, — у дѣтей посадника Ивана». Сначала Антоній выстроилъ деревянную церковь во имя Рождества Богоматери. Потомъ въ 1117 г. заложилъ каменную церковь, достроенную чрезъ два года и росписанную спустя шесть лѣтъ; въ 1127 г. заложилъ каменную трапезу, и надъ нею храмъ Срѣтенія Господня, а въ 1131 г. епископомъ Нифонтомъ поставленъ въ игумена и скончался въ 1147 г., сорокъ лѣтъ трудившись, чтобы молитвою собрать и успокоить дѣтей духовныхъ [5]. Передъ кончиною поручалъ онъ монастырь Пресвятой Богородицѣ и подъ клятвою заповѣдывалъ, чтобы избраніе игумена было не по мздѣ или насилію, но по доброму согласію братіи. Въ послѣдней заповѣди усматривается вліяніе устава обители Ѳеодосія. Благословенный на монашескіе подвиги Никитою, возведенный въ игумена Нифонтомъ, Антоній, вѣроятно по ихъ наставленію, вводилъ у себя въ обители уставъ обители Печерской. Что Антоній заботился о духовномъ просвѣщеніи своихъ учениковъ, доказываютъ труды доместика [6] Антоніева монастыря, Кирика, при жизни Антонія (1136 г.) написавшаго статью о хронологіи [7], и потомъ вопросы Новгородскимъ пастырямъ [8]. Изъ вопросовъ Кирика для иноческой жизни замѣчательны правила, что мірской священникъ можетъ постригать въ иноки. Одобряется постриженіе въ схиму въ старости и воздержаніе въ теченіе осьми дней послѣ постриженія отъ скоромной пищи. Въ праздникъ Воздвиженія Креста запрещается инокамъ ѣсть рыбу, а въ среду и пятокъ не велѣно монахамъ вкушать и масла [9]. Не смотря на многія несчастія, Антоніевъ монастырь существуетъ доселѣ, но первенство между Новгородскими монастырями получилъ монастырь Юрьевскій.

Рядомъ съ монастыремъ Перынскимъ, на сѣверной сторонѣ его, при устьѣ ручья Княжева, впадающаго въ Волховъ, близъ озера Мачина, есть возвышеніе, обтекаемое съ западной и южной сторонъ ручьемъ. На этомъ холмѣ, по нѣкоторымъ извѣстіямъ, еще Ярославомъ, во святомъ крещеніи Георгіемъ, основанъ былъ въ 1030 г. Юрьевскій монастырь [10]. Лѣтописецъ Новгородскій пишетъ, что въ 1119 г. Игуменомъ Кирьякомъ и княземъ Всеволодомъ Мстиславичемъ устроена была здѣсь каменная церковь. «И сотвориша, — пишетъ лѣтописецъ, — монастырь велій и братію собраша» [11]. Для содержанія монастыря Всеволодъ далъ село и положилъ ежегодный денежный окладъ [12]. Юрьевскій монастырь былъ общежительный [13]. По сравненію съ окрестными монастырями, по своимъ зданіямъ и богатству, онъ назывался лаврою. Его игуменъ пользовался саномъ архимандрита.

На Софійской сторонѣ, въ Неревскомъ концѣ, на берегу Волхова, ранѣе половины XII вѣка основанъ монастырь Бѣло-Никольскій, гдѣ Архіепископъ Іоаннъ въ 1165 г. велѣлъ учредить общину [14]. Недалеко отъ Юрьева монастыря, верстахъ въ двухъ къ югу отъ Новгорода, на берегу озера Мачина, на возвышенномъ холмистомъ мѣстѣ, называемомъ Горка, существовалъ около половины XII вѣка мужскій монастырь Пантелеймоновъ, какъ видно изъ граматы Изяслава Мстиславича, по благословенію епископа Нифонта, надѣлившаго сей монастырь угодьями [15].

Верстою далѣе Пантелеймонова монастыря отъ Новгорода основана была игуменомъ Аркадіемъ въ 1153 г. церковь Успенія Богоматери, и при ней устроенъ монастырь. «И бысть, — прибавляетъ лѣтописецъ, — Христіанамъ прибѣжище, Ангеловъ радость, а діаволу пагуба» [16].

Въ 1179 г., въ двухъ верстахъ отъ Юрьева, на лѣвой нагорной сторонѣ Волхова, близь озера Мачина построенъ былъ Архіепископомъ Іоанномъ и братомъ его Григоріемъ монастырь Благовѣщенскій [17]. Сохранившійся до нашего времени древнѣйшій списокъ Студійскаго устава принадлежалъ сему монастырю [18]. Знаменитый святостію своей жизни архіепископъ Іоаннъ любилъ, по словамъ списателя житія его, упражняться въ духовной бесѣдѣ съ честными игуменами, разсказывалъ имъ житія Святыхъ и былъ не лѣнивъ учить людей [19].

Къ юго-востоку отъ Новгорода, въ трехъ верстахъ, на островѣ Селезневѣ, окруженномъ съ правой стороны рѣкою Волховцемъ, а съ лѣвой Левошнею, существовалъ мужской Кирилловскій монастырь. Здѣсь въ 1196 г. два брата, Константинъ и Димитрій Коровайковичи, заложили каменную церковь Святаго Кирилла. Она освящена была архіепископомъ Мартиріемъ при игуменѣ Онисимѣ [20]. Архіепископъ Мартирій включилъ сей монастырь въ число степенныхъ Новгородской епархіи монастырей въ шестую степень [21].

Въ семи верстахъ къ востоку отъ Новгорода, на правомъ берегу Вишеры и на лѣвомъ Вельи, основанъ былъ въ 1197 г. архіепископомъ Мартиріемъ Островскій Николаевскій монастырь. Въ 1198 г., въ трехъ верстахъ отъ Новгорода къ югу, на правомъ берегу Волховца, на красивомъ мѣстѣ выстроенъ княземъ Ярославомъ Владиміровичемъ Нередицкій Спасскій или Преображенскій монастырь [22].

Вмѣстѣ съ мужскими монастырями являются въ Новгородѣ и женскія обители.

Въ 1092 г., въ двухъ съ половиною верстахъ отъ кремля Новгородскаго къ юго-западу, Новгородцами Лукиничами основанъ былъ женскій Петропавловскій монастырь [23].

Въ 1138 г. уже упоминается Варваринскій женскій монастырь, котораго первыми игуменьями были Анна и Маремьяна [24]. Онъ былъ въ самомъ Новгородѣ на Софійской сторонѣ, въ Гончарскомъ концѣ. Въ этой же сторонѣ города, на лѣвомъ берегу Волхова, въ верстѣ отъ кремля, въ началѣ XII вѣка, основанъ былъ другой женскій монастырь, Звѣринъ-Покровскій [25].

Не позже половины XII вѣка, также на Софійской сторонѣ, въ Неревскомъ концѣ, устроенъ женскій монастырь святаго Іоанна Предтечи [26].

Архіепископъ Мартирій, ревностный устроитель и украситель обителей иноческихъ, устроилъ и два женскіе монастыря, Евфиміевъ въ Новгородѣ на торговой сторонѣ, на правомъ берегу Волхова, въ верстѣ отъ кремля, въ 1197 г., и Воскресенскій за Новгородомъ на Красной горкѣ, въ 1198 г. Лѣтописецъ, говоря о строеніи церкви въ Воскресенскомъ монастырѣ, замѣчаетъ: владыка трудился, днемъ горѣлъ отъ зноя, а ночью заботливо скорбѣлъ, какъ бы окончить и видѣть церковь совершенною и украшенною, и чего желалъ, то получилъ [27].

На торговой сторонѣ, у землянаго вала, на Молотковѣ, супругою князя Ярослава Владиміровича Еленою въ 1199 г. выстроенъ былъ женскій Михалицкій монастырь, по случаю явленія Михаила Малеина и чуда отъ образа Божіей Матери [28].

При Архіепископѣ Арсеніѣ въ 1224 г. на торговой сторонѣ основанъ былъ женскій Варецкій Павловъ монастырь, во имя Павла Исповѣдника [29].

Обозрѣвая происхожденіе Новгородскихъ монастырей, мы видимъ, что монашеская жизнь особенно распространилась въ XII вѣкѣ. Въ одномъ столѣтіи воздвигнуто въ Новгородѣ не менѣе пятнадцати обителей [30]. Но вслѣдъ за этимъ быстрымъ развитіемъ иноческой жизни замѣтенъ и упадокъ. Однимъ изъ послѣднихъ и великихъ подвижниковъ въ Новгородѣ былъ Варлаамъ Хутынскій.

Варлаамъ, по мірскому имени Алексѣй Михайловичь, родился въ Новгородѣ. Еще въ юности душа его прилѣпилась къ благочестію. Онъ удалялся дѣтскихъ игръ, любилъ воздержаніе и постъ, и лучшимъ наслажденіемъ для него было чтеніе Священнаго Писанія и книгъ св. Отцевъ. Родители не разъ просили его удержаться отъ поста, чтобы онъ не разстроилъ своего здоровья. «Много я, любезные родители, читалъ писаній, — отвѣчалъ имъ Варлаамъ тихо, какъ обыкновенно говорилъ, — но нигдѣ не нашелъ, чтобы родители совѣтовали злое своимъ дѣтямъ; всего важнѣе и дороже получить царство небесное». По смерти родителей, онъ роздалъ все свое имѣніе нищимъ и постриженъ былъ однимъ благочестивымъ священноинокомъ Порфиріемъ. По любви къ безмолвію Варлаамъ искалъ себѣ уединеннаго мѣста для жительства. Въ десяти верстахъ отъ Новгорода, внизъ по теченію Волхова, на правой сторонѣ его нашелъ онъ мѣсто, которое считается самымъ красивымъ въ окрестностяхъ Новгорода. Оно возвышенно и на далекое пространство открываются съ него прекрасные виды. Рѣшившись здѣсь поселиться, онъ увидалъ какъ бы лучь, осіявшій сіе мѣсто. Принявъ это за знаменіе благословенія Божія, онъ, сотворивъ молитву, выстроилъ себѣ келлію, въ которой и поселился. Онъ удручалъ плоть свою постомъ, бдѣніемъ и трудами, самъ копалъ землю, и принималъ на себя всѣ работы. Много вытерпѣлъ онъ духовныхъ искушеній, его устрашали видѣнія, противъ него вооружались люди, и причиняли ему досады и оскорбленія. Но ничто не могло удалить его отъ избраннаго имъ мѣста. Высокая жизнь Варлаама прославила его повсюду. Къ его пустынному жилищу приходили князья, бояре, иноки и простолюдины просить совѣтовъ и наставленій. Его строгая, нестяжательная жизнь, его опытность въ распознаніи духовныхъ немощей и врачеваніе ихъ, сладость слова его въ поученіяхъ — оставляли незабвенное впечатлѣніе въ посѣтителяхъ. Онъ поучалъ удаляться отъ неправды, сохранять себя отъ лжи, тѣлесной нечистоты, имѣть другъ къ другу любовь, не обижать никого. Почитая Варлаама, князь Новгородскій Ярославъ избралъ его въ воспріемника своего сына (въ 1190 г.), котораго рожденіе Варлаамъ предсказалъ. Владѣя дарами прозорливости и чудотворенія, онъ употреблялъ ихъ въ пользу несчастныхъ, но всегда старался прикрывать отъ другихъ присутствіе въ немъ особенной благодати Божественной.

По любви къ уединенію, Варлаамъ долго подвизался одинъ, но наконецъ не могъ отказывать желающимъ проводить иноческую жизнь подъ его руководительствомъ. Около него собралось много учениковъ. Тогда онъ выстроилъ храмъ, посвятивъ его славѣ Преображенія Господа нашего Іисуса Христа, въ память того свѣта, который осіялъ это мѣсто, когда пришелъ сюда Варлаамъ. Предузнавъ свое отшествіе къ Богу, Варлаамъ призвалъ братію и сказалъ имъ: «Вотъ, братіе, насталъ конецъ моей жизни; я отхожу отъ сего міра, а васъ предаю въ руки Божіи. Наставникомъ у васъ будетъ сподвижникъ мой Антоній. Антонія тогда не было въ монастырѣ; онъ отправился въ Константинополь: но въ это самое время онъ прибылъ въ монастырь, и Варлаамъ поручилъ ему свою братію. «Оставляю тебя, — сказалъ Варлаамъ Антонію, — съ Богомъ, строителемъ и правителемъ святому монастырю, и Господь нашъ Іисусъ Христосъ да сохранитъ и утвердитъ васъ въ любви къ Нему. Хотя я и отхожу тѣломъ отъ васъ, но духомъ присутствовать буду съ вами. Если я обрѣту благодать предъ Богомъ, то монастырь по моей смерти, какъ и при жизни моей, ни въ чемъ не оскудѣетъ». Преподавъ еще нѣсколько наставленій, Варлаамъ, съ словами: «Господи, въ руцѣ Твои предаю духъ мой», преставился Ноября 6-го 1192 г. [31]. Много исцѣленій совершилось при его погребеніи.

Есть свидѣтельства, что Варлаамъ оставилъ письменный уставъ для своей обители. Герберштейнъ говоритъ, что онъ выписалъ изъ бумагъ Варлаама, настоятеля Хутынскаго монастыря, сказаніе, какъ избираютъ настоятеля. Въ описаніи чудесъ Преподобнаго Варлаама говорится, что раздача милостыни бѣднымъ дѣлается по заповѣди Преподобнаго Варлаама. А сіе повелѣніе написано въ книгахъ монастырскихъ [32].

Но, къ сожалѣнію, этотъ уставъ неизвѣстенъ намъ; мы должны ограничиться только извѣстіемъ Герберштейна о избраніи настоятеля. «Сперва братія просятъ великаго князя о избраніи имъ достойнаго настоятеля и руководителя въ исполненіи заповѣдей Господнихъ. Избранный, до утвержденія въ своемъ званіи отъ правительства, обязуется клятвою и подпискою въ обители оной жить по правиламъ Святыхъ Отецъ, честно и благоговѣйно, ко всякой должности и ко всякому монастырскому послушанію опредѣлять людей вѣрныхъ и быть старательну о пользѣ монастырской, о нуждахъ и дѣлахъ или исправленіи монастырскомъ, совѣтоваться съ тремя или четырьмя изъ старѣйшей братіи, а потомъ дѣло предлагать на общее разсужденіе всей прочей братіи, и не иначе исполнять, какъ съ общаго согласія, жизнь вести трезвенную и ничего лишняго противъ прочихъ у себя не держать, а потому быть всегда въ общей трапезѣ и довольствоваться пищею общею съ братіей, всѣ годовые доходы и приходы вести неупустительно и прибытки полагать въ монастырскую казну безъ утайки. Все сіе блюсти и исполнять обѣщается онъ подъ опасеніемъ взысканія отъ правительства и лишенія своего званія. Старѣйшіе изъ братіи, съ своей стороны, даютъ клятву въ ненарушимомъ съ ихъ стороны соблюденіи всего выше-написаннаго и въ совершенномъ повиновеніи настоятелю [33].

Варлаамъ заповѣдывалъ принимать всѣхъ странныхъ, поить, кормить и покоить ихъ. Послѣ кончины его учреждено было, 6-го Ноября, въ день преставленія Варлаама, раздавать всѣмъ бѣднымъ, сколько ни прійдетъ ихъ, по четверти деньги Новгородской [34].

Ученики Преподобнаго Варлаама, Антоній, Ксенофонтъ, Константинъ и Косма, ища себѣ болѣе глубокаго уединенія, изъ Хутынской обители разошлись въ новыя мѣста.

Антоній удалился къ Тихвину, и въ 15-ти верстахъ отъ него, при озерѣ Дымскомъ, основалъ обитель, названную Дымскою [35].

Ксенофонтъ, преемникъ Антонія въ игуменствѣ Хутынскаго монастыря, оставивъ свой монастырь, удалился за 15 верстъ, на рѣчку Робейку, и тамъ основалъ Троицкую пустынь. Онъ преставился въ 1262 году.

Константинъ съ своимъ сотрудникомъ Космою удалился въ Старую Русу. Здѣсь, въ сѣверномъ концѣ, на правомъ берегу Полисти, внизъ по ея теченію, во второй половинѣ XII вѣка основанъ уже былъ Мартиріемъ монастырь. Онъ сначала выстроилъ деревянную церковь во имя Преображенія Господня, и былъ игуменомъ въ устроенномъ имъ монастырѣ. Когда онъ, на мѣсто Григорія, сдѣланъ былъ архіепископомъ Новгородскимъ, и деревянная церковь сгорѣла въ 1194 году, то онъ заложилъ каменную церковь, которую и освятилъ въ 1198 году Августа 15-го. «Самъ Владыка, — говоритъ лѣтописецъ Новгородскій, — святилъ церковь и сдѣлалъ свѣтлый праздникъ, и во время службы такъ молился: "Господи Боже, призри съ небеси и виждь, и посѣти виноградъ Свой и соверши, его же насади десница Твоя, и призри на церковь сію, которую создалъ рабъ Твой Мартирій во имя Святаго Твоего Преображенія. Если кто помолится въ церкви сей съ вѣрою, то услыши молитву его и отпусти грѣхи его!" И веселился блаженный, — прибавляетъ лѣтописецъ, — душею и тѣломъ, устроивъ себѣ память вѣчную и всѣмъ Христіанамъ честный монастырь» [36].

Константинъ и Косма поселились въ трехъ верстахъ отъ Русы къ юго-востоку, на островѣ, омываемомъ съ южной и восточной сторонъ Полистью, а съ сѣверной и западной — рѣкою Снѣжною, впадающею въ Полисть. Островъ имѣлъ видъ косы, а потому и монастырь, основанный здѣсь Преподобными, названъ Косинымъ [37].

Въ числѣ учениковъ и постриженниковъ Варлаама Хутынскаго называютъ еще Прокопія, Христа ради юродиваго, Устюжскаго чудотворца. Но если Прокопій скончался въ 1303 г., то онъ не могъ быть постриженникомъ Варлаама, скончавшагося въ 1192 году. Прокопій, иностранный богатый купецъ, будучи по торговымъ дѣламъ въ Новгородѣ, плѣнился благолѣпіемъ церкви и обрядовъ Православнаго Богослуженія и убѣдился въ истинѣ Православной вѣры. Оставивъ пріѣхавшихъ съ нимъ товарищей и всѣ привезенные товары, онъ пошелъ въ Хутынскій монастырь, и здѣсь постригся. Его примѣру послѣдовали многіе изъ его товарищей. Но близость города и многолюдныя посѣщенія удалили и этого подвижника изъ Хутынской обители. Слухъ о благочестивой жизни Прокопія распространился по всѣмъ окрестностямъ, и многіе стали ходить къ нему за благословеніемъ. Избѣгая славы людской и многолюдства, онъ удалился въ Устюгъ и тамъ юродствомъ прикрылъ отъ глазъ народа свою высокую подвижническую жизнь.

Если жизнь иноческая въ Новгородѣ не представляетъ такихъ высокихъ и многочисленныхъ образцовъ подвижнической жизни, какіе мы видимъ въ XI и XII вѣкахъ въ Кіевѣ, то по крайнѣй мѣрѣ многочисленность монастырей свидѣтельствуетъ о сильномъ стремленіи къ иноческой жизни. Жизнь иноческая въ первыя времена Христіанства, преимущественно развивалась тамъ, гдѣ учреждены были каѳедры епископскія. Это обстоятельство даетъ намъ видѣть, что первыми возбудителями и покровителями жизни иноческой были епископы-иноки. Изрѣдка только появляются монастыри вдали отъ мѣстопребыванія епископовъ. Такъ было въ Кіевской области, такъ было и въ Новгородской.

Тогда какъ въ Новгородѣ въ теченіе XII и XIII вѣковъ устроено около 20 монастырей, въ Псковѣ, городѣ древнемъ и богатомъ, первый монастырь устроенъ только въ 1154 году епископомъ Новгородскимъ Нифонтомъ. Это — Спасскій Завеличьскій, находившійся близь Пскова на Завеличьи. Чрезъ два года, Нифонтомъ и Преподобнымъ Аврааміемъ, игуменомъ основанъ былъ другой мужской монастырь на устьѣ рѣки Мирожи, впадающей въ Великую, съ церковію во имя Преображенія Господня. Первый игуменъ скончался чрезъ два года въ 1158 г. Сентября 24.

Въ 1243 году, теткою Довмонта Евпраксіей выстроенъ женскій монастырь Іоанно-Предтеченскій въ Завеличьи, прославившійся мѵроточивою иконою Спасителя.

Къ древнимъ монастырямъ Пскова, нужно отнести Снѣтогорскій Рождество-Богородицкій монастырь, находящійся въ пяти верстахъ отъ Пскова къ сѣверу, на правомъ берегу Великой, на горѣ Снѣтной. Въ 1299 г. онъ былъ сожженъ Лифляндскими рыцарями, и его игуменъ Іосифъ съ семнадцатью монахами былъ убитъ.

Не позже XIII вѣка основанъ былъ въ Псковѣ Старовознесенскій женскій монастырь съ Полонища.

Княземъ Довмонтомъ основанъ былъ женскій во имя Рождества Богородицы монастырь въ Псковѣ.

Были монастыри: близь Изборска — Городищенскій Николаевскій [38], при устьѣ рѣки Черехи — Пантелеймоновъ [39], въ Ладогѣ — Георгіевскій Застѣнный [40].

Очень древнимъ признаютъ монастырь Борисоглѣбскій-Новоторжскій, основанный въ половинѣ XI вѣка Ефремомъ. Ефремъ, какъ говорится въ его житіи, былъ конюшимъ князей Бориса и Глѣба и братъ Георгія, убитаго съ Борисомъ. Взявши голову своего брата послѣ убіенія князей, онъ удалился на правый берегъ Тверцы, на двѣ версты отъ Торжка, и здѣсь выстроилъ страннонріимный домъ. Потомъ перешелъ на то мѣсто, гдѣ нынѣ стоитъ монастырь, и водрузилъ тамъ на основаніе Церкви крестъ, и вскорѣ потомъ соорудилъ и самую церковь во имя Бориса и Глѣба, выстроилъ келліи и былъ настоятелемъ собравшейся къ нему братіи. Онъ преставился въ XI вѣкѣ. Послѣ него подвизался ученикъ его Аркадій, котораго мощи почиваютъ вмѣстѣ съ мощами Ефрема. Обитель Ефремова не разъ была опустошаема. Сначала въ 1166 г. Святославомъ Ростиславичемъ, потомъ въ 1184 г. Константиномъ и Святославомъ Всеволодовичами, и наконецъ въ 1237 г. выжжена была Татарами. Послѣ удаленія Татаръ, братія снова стали собираться; вмѣстѣ съ тѣмъ селились и жители для торговъ и такимъ образомъ основался Новъ-Торжокъ [41].

Нѣкоторые принимаютъ, что еще въ XII вѣкѣ Новгородцами по Двинѣ основаны монастыри [42], конечно съ тою цѣлію, чтобы содѣйствовать обращенію дикарей въ Христіанство [43]. Но граматы архіепископа Новгородскаго Іоанна, на которыхъ основывается извѣстіе о существованіи сихъ монастырей, принадлежатъ Іоанну III, слѣдовательно къ концу XIV вѣка. Лука, игуменъ монастыря Св. Михаила, извѣстенъ по другимъ актамъ, какъ жившій въ XIV вѣкѣ [44].

Достовѣрнѣе существованіе въ XII вѣкѣ монастырей въ Устюгѣ. Гледенскій Троицкій Велико-Устюжскій монастырь, стоящій при сліяніи Сухоны и Юга, образующихъ Сѣверную Двину, основанъ въ XII вѣкѣ до перенесенія города Устюга на новое мѣсто въ XIII вѣкѣ. Когда Устюгъ перенесенъ былъ на нынѣшнее мѣсто, одинъ поселянинъ, владѣвшій многими землями, другъ Прокопія, Христа ради юродиваго, возлюбилъ нищету Христову; постригшись въ иночество съ именемъ Кипріана, поселился въ тѣсной келліи за острожнымъ валомъ для прохожденія подвига иноческаго. Скоро потомъ, по убѣжденію гражданъ города, въ 1212 году онъ началъ созидать обитель во имя Введенія Богоматери и Св. Архистратига Михаила. Сюда собралось къ нему нѣсколько ревнителей его жизни стремившихся подражать. Многочисленныя пожертвованія въ пользу новой обители дали возможность устроить ея внѣшнее благолѣпіе. Кипріанъ все свое движимое и недвижимое имѣніе, села, деревни, пашенную и непашенную землю, отдалъ обители. Внутренній духъ благочестія поддерживался примѣромъ основателя. Кипріанъ проходилъ самую строгую жизнь. И теперь показываютъ дикій камень на подобіе возглавія, который держалъ онъ въ рукахъ во время ночей, проводимыхъ безъ сна въ молитвѣ, чтобы лѣнивое тѣло среди молитвеннаго подвига не предавалось безвременному сну, Кипріанъ скончался въ глубокой старости въ 1274 г. [45].

Въ 1147 г. подвижникъ Кіевскій, преподобный Герасимъ, оставилъ Кіевскую Глушевскую обитель и поселился въ глухой странѣ на рѣкѣ Вологдѣ, при впаденіи въ нее Кайсарова ручья. Онъ избралъ для себя мѣсто въ глухомъ лѣсу, близь торговаго мѣстечка Вологды, и послѣ долгаго пренія съ жителемъ мѣстечка Пятышевымъ, основалъ Троицкую Кайсарову пустынь, и 30 лѣтъ проповѣдывалъ имя Христово дикой странѣ [46].

И въ сосѣднихъ съ Вологдой странахъ язычество держалось до тѣхъ поръ, пока здѣсь не явились иноческія обители. Такъ было въ области Бѣлозерской. Князь Бѣлозерскій Глѣбъ Васильковичь, застигнутый бурею на озерѣ Кубенскомъ, свою молитву къ Богу о спасеніи подкрѣпилъ обѣтомъ: тамъ, гдѣ пристанетъ его ладья, выстроить монастырь. Бурею его ладью прибило къ каменному острову. Это былъ островъ, состоящій изъ каменнаго хряща щебноватаго, имѣющій въ поперечникѣ не болѣе 60 саж., примыкающій къ другому большому острову, и отъ материка отстоящій не менѣе семи верстъ. На этомъ островѣ князь нашелъ 23 пустынножительствующихъ старцевъ, которые давно поселились здѣсь, ревностно обращая въ Христіанскую вѣру Чудскія и Карельскія племена, жившія болѣе около сѣверо-восточнаго края Кубенскаго озера. Претерпѣвая много притѣсненій отъ язычниковъ, они не имѣли церкви, но собирались для молитвы въ часовню, выстроенную на семъ островѣ. Князь немедленно велѣлъ воздвигнуть тутъ деревянную церковь во имя Преображенія Господня и устроить деревянныя келліи для иноковъ. Послѣ онъ украсилъ церковь иконами и книгами и начальство надъ братіею ввѣрилъ старцу Ѳеодору. Монастырь, покровительствуемый княземъ, сталъ процвѣтатъ и внѣшнимъ благолѣпіемъ и духомъ благочестія. Многіе бояре и знатные люди постригались въ семъ монастырѣ, и отсюда вышли многіе мужи, знаменитые святостію жизни и основаніемъ другихъ монастырей [47].

Этотъ же князь Глѣбъ, въ 17 верстахъ отъ Бѣлозерска, на устьѣ рѣки Шексны, основалъ монастырь, около 1275 года, — Троицкій Устьшехонскій. Этотъ монастырь находится какъ бы на островѣ. Съ сѣверной стороны протекаетъ Шексна, съ восточной — рѣка Вохонка, съ западной — рѣчка Каргушка, съ южной — находится топкое болото.

У Глѣба Васильковича сынъ Михаилъ съ трехъ до пятнадцати лѣтъ былъ слѣпъ, но отъ иконы Живоначальной Троицы онъ получилъ исцѣленіе. Князь украсилъ сію икону, и съ благословенія епископа Ростовскаго Луки, отъ навѣтовъ укрывавшагося на островѣ къ западу отъ Бѣлозерска, устроилъ храмъ во имя Живоначальныя Троицы, поставилъ для монашествующихъ келліи, учредилъ общежитіе для 20 иноковъ, и въ игумены новоучрежденной обители, по благословенію епископа, избранъ былъ монахъ Геннадій. Это былъ первый монастырь на Бѣломъ озерѣ. Михаилъ, сынъ Глѣба, выстроилъ каменную церковь Благовѣщенія. Игуменъ Геннадій былъ воспріемникомъ сына Михаилова Ѳеодора. Преемникомъ Геннадія былъ Вассіанъ [48].

Примѣчанія:
[1] Супрасл. лѣт. стр. 11.
[2] Истор. Росс. Іер. ч. V, стр. 518. Перынскій монастырь упраздненъ въ 1784 г. и сдѣланъ приходскою церковью Юрьевской слободы. По описи 1618 г. видно, что въ семъ монастырѣ были церкви во имя Успенія Богоматери и Святыя Троицы.
[3] Симонъ, Епископъ Владимірскій, въ посланіи къ Поликарпу перечисляя Епископовъ, вышедшихъ изъ Печерскаго монастыря, не говоритъ о Никитѣ, чтобы онъ былъ постриженникомъ Печерскаго монастыря. Сказавши о Германѣ (1078-1096), онъ послѣ него говоритъ о Нифонтѣ. Но Поликарпъ въ своемъ посланіи къ Акиндину пишетъ, что Никита былъ послѣ Епископомъ Новгорода и прославился даромъ чудотвореній.
[4] Житіе Антонія по рукописямъ списано той же обители ученикомъ его, священноинокомъ Андреемъ, иже бысть отецъ его духовный, и по немъ тоя же обители игуменомъ (Рук. Лавр. Биб. Собор. вел. №8, л. 434). Но очевидно, это позднѣйшее произведеніе. Такъ въ житіи говорится: «въ то время у Новгородскихъ людей не бысть денегъ, но имаша слитки сребряные, ово въ гривну, ово въ полтину, ово въ рубль». Слѣдовательно житіе писано уже тогда, какъ явилась денежная система монетная. Житіе противорѣчитъ лѣтописи, утверждая, что Антоній при епископѣ Никитѣ выстроилъ каменную церковь и росписалъ ее. Но Никита скончался въ 1108 году, а Антоній заложилъ церковь въ 1117 г., росписалъ въ 1125 г. Житіе Антонія составлено вѣроятно послѣ прославленія мощей его (1597). Сохранились двѣ граматы Антонія, изъ которыхъ можно заимствовать нѣкоторыя свѣдѣнія объ немъ.
[5] Новг. лѣт. 1-я, стр. 4. 6-10. Новг. лѣт. 2-я, стр. 123-124. Новг. лѣт. 3-я, стр. 213.
[6] Званіе доместика, приписываемое Кирику, также можетъ служить свидѣтельствомъ, что уставъ въ Антоніевомъ монастырѣ былъ уставъ Печерской обители.
[7] Кирика діакона и доместика Новгородскаго Антоніева монастыря ученіе, имже вѣдати человѣку числа всѣхъ лѣтъ (Тр. Общ. Ист. и Древн. Росс. ч. 4. стр. 122-129).
[8] Памятники XII в. Калайд. 173-203. Но списокъ, которымъ пользовался Калайдовичь, невѣренъ.
[9] Памятн. Каланд. стр. 174. 175. 177.
[10] Татищ. Ист. ч. II, стр. 222 и 461.
[11] Новг. 3-я лѣтоп. стр. 214.
[12] Дополн. къ Акт. Ист. т. I. Жалованная грам. Мстислава Владиміровича и Всеволода Юрьеву монастырю: Се азъ Мстиславъ повелѣлъ есмь сыну своему Всеволоду отдати Св. Георгіеви съ данію и съ вирою и съ продажею вѣно вотское и далъ есмь рукою своею и осеннее даровнее полюдіе полтретьидесяти гривенъ Святому же Георгіеви (№ 2).
[13] Всеволодъ даетъ серебряное блюдо въ 30 гривенъ серебра въ монастырь, чтобы били въ него, когда обѣдаетъ игуменъ. Это указываетъ на обычаи, предписанные Студійскимъ уставомъ.
[14] Новгор. лѣтоп. 3-я, стр. 214-215.
[15] Ист. Росс. Іер. ч. V, стр. 434.
[16] Новг. 1-я лѣтоп. стр. 11.
[17] Новг. лѣт. 1-я, стр. 17. Заложи Архіепископъ Илія съ братомъ церковь камяну Св. Богородицы Благовѣщенія и нача здати церковь, мая въ 21, а коньчаша Августа въ 25 день и бысть крестьяномъ прибѣжище.
[18] Рук. Синод. биб. № 330.
[19] Рук. Лавр. биб. Собор. вл. №8, стр. 7.
[20] Новг. лѣтоп. 1-я, стр. 23.
[21] Ист. Росс. Іер. ч. 4. стр. 501.
[22] Новг. лѣтоп. 1-я, стр. 24.
[23] Соф. лѣт. подъ 6600 г.
[24] Новг. лѣт. 1-я, стр. 8, 14.
[25] Въ Новг. 1-й лѣтоп. подъ 1148 г. упоминается, что загорѣлся монастырь Св. Богородицы въ Звѣинцѣ.
[26] Лѣтоп. Новг. 1-я, подъ 1179 г. упоминаетъ о смерти первой игуменіи Елисаветы.
[27] Новг. лѣтоп. стр. 23.
[28] Новг. лѣтоп. 1-я, стр. 25, Ист. Росс. Іер. V, 80.
[29] Новг. лѣтоп. 1-я, стр. 41.
[30] Изъ житія Сокольницкихъ чудотворцевъ, Никиты, Евѳимія, Никифора, Климента и Исаакія Алфоновыхъ, жившихъ, по преданію, въ XII в. дѣлается извѣстнымъ еще Сокольничій монастырь на горѣ Сокольи, между рѣкою Левошнею, и Ѳеодоровскимъ ручьемъ, и Рождественскій монастырь въ полуверстѣ отъ Щитенскихъ воротъ (Ист. Росс. Іер. ч. V, 692; ч. VI, 172). Но лѣтоп. Новг. относитъ построеніе женскаго монастыря на Сокольей горѣ къ 1389 году. Основаніе Липинскаго Никольскаго монастыря относятъ также къ 1113 году, когда найденъ былъ на Липніи, въ семи верстахъ къ юго-востоку отъ Новгорода, на устьѣ Мсты, впадающей въ Ильмень, чудотворный образъ Святителя Николая Мирликійскаго. Но Новг. лѣтоп. относитъ построеніе здѣсь монастыря къ 1292 году.
[31] Свѣдѣнія о Варлаамѣ заимствованы изъ рукописнаго его житія. Годъ кончины Преп. Варлаама въ Соф. лѣтоп. въ 6700 г., въ Воскрес. въ 6701, въ Никон. въ 6701 году.
[32] Чудеса Варлаама описаны въ 1512 г. Рук. Лавр. библ. въ 4-ю дол. Житія и повѣсти Свят. № 42.
[33] Herberst. Rer. mosc. comm. p. 20. Edit. Startschevsky.
[34] Рук. Лавр. библ. Чудес. Варл. л. 195-196.
[35] Ист. Росс. Іер. ч. IV, стр. 71.
[36] Новг. лѣтоп. 1-я, стр. 24.
[37] Ист. Росс. Іер. ч. IV, стр. 786.
[38] Въ Труворомъ старомъ городищѣ. Ист. Пск. Княж. ч. 3, стр. 117.
[39] Пантелеймоновъ на Бору или Дальній. Изъ него много рукописей XIII и начала XIV в. взято въ Московскую Патріаршую ризницу; на нихъ есть надписи монастыря.
[40] Вѣроятно современно съ основаніемъ крѣпости въ Ладогѣ въ 1114 г., по повелѣнію Мстислава Владиміровича основанъ здѣсь монастырь Георгіевскій. Надгробныя надписи въ древней доселѣ уцѣлѣвшей церкви восходятъ къ XII вѣку Истор. Росс. Іер. ч. IV, стр. 136-138.
[41] Географ. Слов. Щек. I, 528. Ист. Росс. Іер. ч. III, 417. Карамз. 2, прим. 5. Въ рукописномъ житіи Ефрема говорится, что въ 1373 г. похищено изъ монастыря Михаиломъ Александровичемъ Тверскимъ древнее житіе Ефрема и сгорѣло въ Твери во время пожара, а настоящее житіе составлено гораздо послѣ, на основаніи слышаннаго отъ настоятеля той обители и отъ древнихъ старцевъ и отъ священноинока Іоасафа обители Юрьева монастыря. Очевидно изъ послѣднихъ словъ, что житіе Ефрема составлено въ Новгородѣ и конечно въ XVI в., тогда, какъ любознательный Архіепископъ, въ послѣдствіи Митрополитъ, Макарій собиралъ и приказывалъ описывать житія всѣхъ Русскихъ Святыхъ.
[42] Сохранились двѣ грамоты Новгородскаго Архіепископа Іоанна (1161), одна Двинскому игумену Лукѣ, другая Двинскимъ посадникамъ. Черткова Вс. библ. Рос., приб. стр. 431. Москв. 1844 г. Лепехина путеш. по Россіи ч. IV, стр. 331.
[43] Двинская лѣтоп. (Тр. Вол. Росс. Собр. т. I, 114-115) говоритъ, что жители Сѣверной Двины крещены были еще при Владимірѣ; но поклонники Помазы были здѣсь и при Ярославѣ (Стурм. Just. regni. Sept. 1, 1 p. 618.).
[44] Акт. Юрид. стр. 116-117.
[45] Ист. Росс. Іер. ч. III, стр. 692, 312; Карамз. т. 3. прим. 186.
[46] Щекат. Геогр. Слов. I, 978. Житіе Герасима втрѣчается въ рукописяхъ. Вост. опис. Музея, стр. 219. Въ словарѣ Щекатова, ч. I. стр. 978, извлечено все, что въ немъ есть. Срав. Карамз. IV. прим. 117. Замѣтимъ, впрочемъ, что древняя запись о началѣ Усть-Шехонскаго монастыря называетъ первымъ изъ Вологодскихъ монастырей Спасокаменный, основанный около половины XIII в. Городъ Вологда дѣлается извѣстнымъ по актамъ только въ концѣ XIII в. Не лучше ли принять, что Герасимъ прибылъ въ Вологду въ 1247 г.? Вѣроятно раззореніе Кіевскихъ монастырей монголами заставило его удалиться въ отдаленную отъ Кіева Вологду. Глушенскаго или Глушевскаго монастыря въ Кіевѣ мы не знаемъ. Вѣроятно должно разумѣть Глуховскій.
[47] Сказаніе объ основаніи Спасокаменнаго острова составлено въ 1473 г. Паисіемъ Ярославовымъ, бывшимъ Архимандритомъ Троицкаго Сергіева монастыря (1479-1482). Оно собрано изъ оставшихся послѣ пожара въ обители въ 1472 г. бумагъ. Впрочемъ Паисій относитъ путешествіе Глѣба Васильковича ко времени Іоанна Даниловича Калиты. Но кромѣ того, что Глѣбъ Васильковичь скончался уже въ 1279 г., древнее сказаніе объ основаніи Усть-Шехонскаго монастыря относитъ основаніе Спасокаменнаго монастыря къ половинѣ XIII в. и называетъ Спасокаменный монастырь древнѣйшимъ изъ Вологодскихъ (Ист. Росс. Іер. ч. IV, стр. 327.). Нельзя впрочемъ допустить, что Устьшехонскій основанъ въ 1254 г., ибо Глѣбъ Васильковичь только въ 1275 г. женился (Карамз. т. IV, прим. 94), а онъ построилъ монастырь по случаю исцѣленія 15-ти лѣтняго сына своего Михаила.
[48] Ист. Росс. Іер. ч. VI, стр. 584.

Источникъ: Исторія православнаго русскаго монашества, отъ основанія Печерской обители преподобнымъ Антоніемъ до основанія Лавры Святой Троицы преподобнымъ Сергіемъ. Сочиненіе Экстраординарнаго Профессора Московской Духовной Академіи Петра Казанскаго. — М.: Въ типографіи Александра Семена, 1855. — С. 151-169.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.