Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 15 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Исторія Русской Церкви

ВЫСОЧАЙШЕ УЧРЕЖДЕННОЕ ПРЕДСОБОРНОЕ ПРИСУТСТВІЕ 1906 г.

ЖУРНАЛЫ ЗАСѢДАНІЙ I ОТДѢЛА
[О составѣ Помѣстнаго Собора, порядкѣ разсмотрѣнія и рѣшенія дѣлъ на Соборѣ и о преобразованіи центральнаго церковнаго управленія].

№ 3.
18 Марта 1906 г.

[1.] Въ засѣданіи, подъ предсѣдательствомъ Высокопреосвященнаго Архіепископа Херсонскаго Димитрія, присутствовали протоіереи П. Я. Свѣтловъ и Ѳ. И. Титовъ, профессора H. С. Суворовъ, В. Ѳ. Пѣвницкій, С. Т. Голубевъ, И. С. Бердниковъ, Н. А. Заозерскій, H. Н. Глубоковскій, И. И. Соколовъ, В. З. Завитневичъ, В. И. Несмѣловъ, М. А. Машановъ, А. И. Брилліантовъ, генералъ-лейтенантъ А. А. Кирѣевъ и Н. П. Аксаковъ.

Засѣданіе началось въ 10 часовъ утра.

[2.] Предсѣдатель предлагаетъ на разсмотрѣніе собранія вопросъ о способѣ избранія лицъ изъ клира и мірянъ для участія на предстоящемъ Церковномъ Соборѣ и о числѣ таковыхъ лицъ отъ каждой епархіи.

[3.] Кирѣевъ: Число клириковъ и мірянъ будетъ зависѣть отъ того, сколько на соборѣ будетъ епископовъ.

[4.] Суворовъ (присоединяясь къ тому же мнѣнію): Хотя мы пришли къ заключенію, что рѣшающій голосъ принадлежитъ однимъ епископамъ, однако общее собраніе можетъ не согласиться съ нами. При рѣшающемъ же голосѣ пресвитеровъ и мірянъ, необходимо имѣть въ виду количество епископовъ.

[5.] Предсѣдатель: Представители клира и мірянъ могутъ быть лишь при правящемъ епископѣ. Сколько епархій, столько и будетъ на соборѣ епископовъ.

[6.] Аксаковъ: Можно было бы установить равновѣсіе. Если бы Общее Присутствіе установило, что клирики и міряне имѣютъ рѣшающій голосъ, тогда клирикамъ и мірянамъ можно было бы дать полголоса, такъ, чтобы число голосовъ пресвитеровъ и мірянъ вмѣстѣ на превышало числа епископскихъ голосовъ. Если же клиръ и міряне будутъ имѣть совѣщательный голосъ, то вопросъ о числѣ ихъ представителей не имѣетъ значенія. Впрочемъ я не придаю никакого различія между совѣщательнымъ и рѣшающимъ голосомъ на соборѣ и стою только за одинаковость голосовъ. Самый соборъ не имѣетъ рѣшающаго значенія. Церковь можетъ отвергнуть мнѣніе большинства и стать на точку врѣнія меньшинства.

[7.] Предсѣдатель: Если представители отъ клира и мірянъ будутъ имѣть и совѣщательный голосъ, совѣщанія же будутъ происходить въ формѣ комиссій, то совсѣмъ не безразлично будетъ количество клириковъ и мірянъ сравнительно съ епископами, потому что, хотя заключенія коммиссій и необязательны для собора, но будутъ оказывать на соборъ извѣстное нравственное давленіе.

[8.] Заозерскій: Мнѣ хотѣлось бы, чтобы рѣшеніе вопроса о составѣ пресвитеровъ и мірянъ на соборѣ было поставлено на такую почву, чтобы мы всѣ объединились въ рѣшеніи. Такою почвою я считаю вопросъ о цѣли для ко/с. 37/торой признается необходимымъ присутствіе на соборѣ пресвитеровъ, монашествующихъ и мірянъ. Эта цѣль — оживленіе церковной жизни, объединеніе іерархіи, пресвитеровъ, монашествующихъ и мірянъ на почвѣ исключительно церковной. Для этого желательно, чтобы каждая епархія представляла не только горожанъ, но и жителей деревень. По сему желательно, чтобы при епископѣ было не два только представителя отъ клира и мірянъ, а были представители отъ городской и отъ сельской паствы. Цѣль — не въ томъ, чтобы не перевысить количество епископовъ. Это не имѣетъ значенія, разъ іерархи являются съ правомъ рѣшающаго голоса. Значеніе совѣщательныхъ членовъ не въ количествѣ, а въ качествѣ. Вѣдь и немногіе могутъ высказать очень дѣльныя мнѣнія, какихъ не получишь отъ массы. Въ цѣляхъ оживленія церковной жизни и возбужденія интереса ко всѣмъ церковнымъ дѣламъ желательно возможно большее число представителей отъ городского и сельскаго населенія. Но въ виду чрезвычайной обширности русской церкви, слѣдуетъ подумать объ ограниченіи числа вызываемыхъ. Если ввять по 4 представителя отъ каждой епархіи, то вмѣстѣ съ епископами будетъ до 330 членовъ. Потомъ могутъ быть приглашены нѣкоторыя лица въ качествѣ экспертовъ — изъ людей ученыхъ и благочестивыхъ мірянъ.

[9.] Предсѣдатель: Слѣдуетъ различать между епархіями рядовыми и епархіями, гдѣ болѣе богословскихъ силъ. Напримѣръ, нельзя сравнить Туркестанской епархіи съ С.-Петербургскою, Московскою и Кіевскою. Гдѣ больше богословскихъ силъ, оттуда можно больше пригласить.

[10.] Заозерскій: Я соглашаюсь..., но для собора необходимы представители изъ отдаленныхъ уголковъ, чтобы ознакомиться съ живымъ настроеніемъ тамошнихъ чадъ. Ученые нужны, какъ эксперты.

[11.] Предсѣдатель: Ученые войдутъ въ составъ соборныхъ комиссій. Епископы въ полномъ составѣ не могутъ обсуждать въ подробностяхъ всѣ вопросы и, вѣроятно, передадутъ разобрать ихъ отдѣльнымъ комиссіямъ. Тогда ученые будутъ уже не какъ эксперты, а какъ члены собора, съ совѣщательнымъ голосомъ. Они произведутъ извѣстное нравственное давленіе на соборъ, если представятъ основательное мнѣніе по тому или другому вопросу. Сужденія ихъ для собора въ нѣкоторой мѣрѣ будутъ нравственно обязательны.

[12.] Глубоковскій: Вопросъ о количествѣ не имѣетъ особаго значенія, если пресвитеры и мірянѣ будутъ лишь «съ совѣщательнымъ голосомъ», но нѣтъ надобности увеличивать составъ членовъ собора сверхъ кононической потребности.

[13.] Аксаковъ: Отчасти держусь мысли г. Заозерскаго, но раздѣляю двѣ цѣли участія пресвитеровъ и мірянъ. Одна цѣль — важно знать общее настроеніе въ епархіяхъ, другая цѣль, — то впечатлѣніе, которое произведутъ соборныя рѣшенія на всю церковь. Въ этомъ отношеніи участіе клира и мірянъ особенно желательно. Чѣмъ полнѣе будетъ это участіе, тѣмъ болѣе будетъ на мѣстахъ миссіонеровъ въ пользу собора. Желательны представители отъ городского и сельскаго духовенства. Нельзя отстранять и другихъ членовъ клира — діаконовъ. И въ составѣ мірянъ есть значительныя подраздѣленія. Недостаточно ограничиться одной интеллигенціей. Интеллигентные люди менѣе, чѣмъ простые вѣрующіе, будутъ сочувствовать обрядовой сторонѣ. Потому желательно участіе и интеллигенціи, и простого народа. Я предложилъ бы такую формулу: вызвать 3 отъ клира и 3 отъ мірянъ по /с. 38/ каждой епархіи. Духовныя же академіи считать самостоятельными единицами.

[14.] Завитневичъ: У насъ идетъ рѣчь о критеріи, которымъ слѣдуетъ руководствоваться при рѣшеніи вопроса о способѣ приглашенія членовъ на соборъ. Я прежде всего устранилъ бы вопросъ о представительствѣ въ точномъ смыслѣ слова, такъ какъ представительство въ этомъ смыслѣ имѣетъ мѣсто только тамъ, гдѣ общество дѣлится на опредѣленныя фракціи, преслѣдующія свои узкопартійные интересы, для отстаиванія которыхъ и избираются представители, т. е. особаго рода агенты. Въ данномъ случаѣ можетъ быть рѣчь только о представительствѣ въ широкомъ смыслѣ. Наше церковное общество дѣлится на извѣстныя группы, хотя и чуждыя какихъ-нибудь узкопартійныхъ интересовъ, но различающіяся между собою степенью образованности и вытекающимъ отсюда неодинаковымъ отношеніемъ къ вопросамъ вѣры, нравственности и разнымъ церковнымъ постановленіямъ. Вотъ почему желательно было бы, чтобы на предстоящемъ соборѣ присутствовали по возможности выразители всѣхъ слоевъ нашего церковнаго сознанія, каковы: клирики, интеллигенція, простой народъ, учителя и учебныя корпораціи и др.

[15.] О. Титовъ: Слѣдуетъ установить общее начало, что отъ каждой епархіи на соборѣ должно быть не менѣе одного представителя. Но у насъ епархіи отличаются большимъ разнообразіемъ и въ количественномъ, и въ качественномъ отношеніи. Напримѣръ, епархіи Финляндская, Московская, Кіевская, Варшавская, Казанская. Очевидно, ставить ихъ на одинъ уровень, при опредѣленіи количества вызываемыхъ членовъ, невозможно. Слѣдовало бы вызвать отъ каждой епархіи обязательно по одному представителю и сверхъ сего нѣсколько человѣкъ пропорціонально количеству духовенства и населенія (число приходовъ), въ каждой епархіи. Всего получится не болѣе 500 членовъ. Что касается раздѣленія народа на интеллигенцію, жителей городовъ и селъ, то нѣтъ такого принципіальнаго различія въ церковномъ отношеніи между городскимъ и сельскимъ населеніемъ. Войдутъ тѣ и другіе и безъ обязательнаго постановленія. Будутъ представители и отъ интеллигенціи, и отъ простого народа. Итакъ отъ каждой епархіи должно быть на соборѣ не менѣе одного представителя отъ клира и мірянъ, остальное количество должно быть избрано пропорціонально количеству духовенства и мужского православнаго населенія въ той или другой епархіи.

[16.] О. Свѣтловъ: Указать точный критерій для опредѣленія числа представителей трудно. При рѣшеніи этого вопроса можно исходить изъ того положенія, чтобы первый соборъ былъ представленъ возможно полнѣе, насколько позволятъ физическія и матеріальныя условія. Цифра 500 — не будетъ большой. Я полагалъ бы отъ каждой епархіи пригласить не менѣе двухъ представителей отъ клира и 2 отъ мірянъ. Вопросъ объ ихъ количествѣ, при рѣшающемъ голосѣ епископовъ, не имѣетъ значенія. Но я думаю, что вопросъ о рѣшающемъ голосѣ епископовъ не разрѣшенъ окончательно, такъ какъ не приняты во вниманіе голоса епархіальныхъ преосвященныхъ въ ихъ отзывахъ. Что касается представителей науки и свѣтскихъ лицъ, извѣстныхъ преданностью церкви, то таковыхъ соборъ можетъ самъ пригласить въ свое время.

[17.] Предсѣдатель: Мнѣ кажется, что вопросъ о представителяхъ науки можетъ быть рѣшенъ и нами. Если будутъ приглашены представители 2 отъ клира, 2 отъ мірянъ и 1 отъ богословской науки (изъ духовной школы), тогда не будетъ преобладанія духовенства надъ /с. 39/ мірянами, такъ какъ представители науки съ одной стороны, какъ богословы, съ другой по юридическому положенію — какъ міряне будутъ стоять между духовными и мірянами, какъ факторъ уравновѣшивающій.

[18.] Машановъ: Необходимо имѣть представителей отъ инородческаго духовенства, которые могли бы выразить его желанія. Однихъ чувашъ считается болѣе милліона. Другіе считаются сотнями тысячъ. Желательно бы было имѣть одного представителя отъ крещеныхъ татаръ, 1 черемисина, 1 вотяка и 2 отъ чувашъ по приглашенію собора.

[19.] Предсѣдатель: Желательно, чтобы такихъ представителей пригласилъ Святѣйшій Сѵнодъ въ цѣляхъ миссіонерскихъ (вопросъ объ обученіи), такъ какъ остальныя стороны жизни среди инородческаго населенія не представляютъ большихъ особенностей и во всякомъ разѣ дѣлать ихъ предметомъ соборныхъ разсужденій не за чѣмъ.

[20.] Бердниковъ: Здѣсь мы условились устранить идею представительства отъ епархіи въ лицѣ клира и мірянъ. Я прежде всего и болѣе желалъ, чтобы у насъ эта мысль была выражена какъ можно болѣе ясно, потому что на этомъ между прочимъ основывались предшествующія постановленія комиссіи. Епископъ есть предстоятель и представитель своей паствы, такъ какъ и по догматическому, и по каноническому ученію паства олицетворяется въ лицѣ ея епископа. Онъ въ лицѣ своемъ ее носитъ. Если бы мы вздумали проводить идею представительства въ смыслѣ гражданскаго общежитія, то это было раздѣленіемъ живого организма епархіи, вреднымъ для церковной жизни. Правда, сегодня какъ будто не выступала выпукло идея представительства въ послѣднемъ смыслѣ, но все таки она проскальзываетъ въ мнѣніяхъ многихъ ораторовъ. Напримѣръ, говорили, что отъ каждой епархіи предполагается хотя одинъ представитель, что нужно уравнять между епархіями представительство, что нужно имѣть отдѣльныхъ представителей отъ духовенства и мірянъ. Эти выраженія напоминаютъ идею представительства, хотя и въ особливомъ видѣ. Надо быть послѣдовательнымъ до конца. Нужно и въ этой формѣ избѣжать идеи представительства. Моя мысль въ томъ состоитъ, что допущеніе на соборъ клира высшаго и низшаго и мірянъ не требуетъ того, чтобы по каждой епархіи и пропорціонально количеству духовенства и населенія вызывались клирики и міряне. Лучше руководствоваться древнимъ обычаемъ, соблюдавшимся съ IV в., какъ видно по памятникамъ, когда епископъ братъ съ собою тѣхъ лицъ, которыхъ считалъ нужнымъ взять.

[21.] Предсѣдатель: Это относится къ вопросу, какъ выбирать, который обсудимъ особо.

[22.] Бердниковъ: Слѣдуетъ указать максимумъ лицъ, которыхъ можно взять отъ каждой епархіи.

[23.] Предсѣдатель: Есть опасеніе, что епископъ возьметъ съ собою на соборъ только духовныхъ и міряне будутъ роптать. Въ видахъ безпристрастія необходимо взять и духовныхъ лицъ, авторитетныхъ въ дѣлахъ церковнаго устроенія, и мірянъ, которые на соборѣ могутъ выяснить стороны, меньше извѣстныя духовенству.

[24.] Бердниковъ: Ваше разъясненіе, конечно, вызвано моими словами, но я могу добавить, что этимъ не устраняется и моя мысль. Епископъ, которому предоставлено будетъ взять извѣстное количество мірянъ и духовныхъ, можетъ предоставить избраніе этихъ лицъ епархіальному собранію /с. 40/ духовенства вмѣстѣ съ мірянами. Я держусь мысли, которую высказываетъ архіепископъ Финляндскій Сергій, не полагающій различія между духовными и мірянами при выборахъ. Можетъ быть, духовенство пожелаетъ выбрать мірянина и міряне могутъ выбрать духовныхъ лицъ. Необходимо только имѣть въ виду, чтобы количество лицъ отъ епархіи не превышало извѣстной нормы.

Что касается представителей науки, то это я думалъ бы предоставить усмотрѣнію Святѣйшаго Сѵнода. Всего естественнѣе было бы пригласить ихъ для помощи въ комиссіяхъ, изъ однихъ епархій по одному, изъ другихъ по 2, и не только изъ академій, но и изъ лицъ духовныхъ и свѣтскихъ, которыя трудились по извѣстному вопросу.

[25.] Брилліантовъ: При рѣшеніи вопроса объ участіи клира и мірянъ на соборѣ и о выборѣ ихъ едва ли можно ссылаться, какъ это иногда дѣлается, на эпоху вселенскихъ соборовъ, какъ во всемъ заслуживающую подражанія. Имѣю въ виду предложить руководствоваться древнимъ обычаемъ, по которому, епископу предоставлялось брать съ собою на соборъ тѣхъ лицъ, которыхъ онъ считалъ нужнымъ взять. Если въ эту эпоху міряне, какъ представители общества, оказывались болѣе или менѣе отстраненными отъ участія въ соборахъ, этотъ фактъ, самъ по себѣ, еще не можетъ быть признанъ нормальнымъ явленіемъ и объясняется особыми условіями государственной и общественной жизни того времени, съ которыми должна была считаться и Церковь съ своими канонами. Для нея былъ неизбѣженъ въ большей или меньшей степени компромиссъ съ существовавшими тогда порядками. Права мірянъ на участіе въ дѣлахъ Церкви на Востокѣ сосредоточились въ рукахъ императора, на Западѣ въ концѣ концовъ іерархія присвоила себѣ и то, что по праву должно было принадлежать паствѣ. Ни то, ни другое не можетъ быть признано согласнымъ съ истиннымъ идеаломъ церковной жизни. Подъ видомъ возстановленія каноническаго строя могутъ быть проводимы и католическія тенденціи, несогласныя съ духомъ Евангелія и догматическимъ православнымъ ученіемъ о Церкви. Между прочимъ здѣсь при разсужденіи о выборахъ была устраняема идея представительства изъ области церковныхъ отношеній. Но въ такомъ случаѣ почему же раньше ставился и рѣшался вопросъ о рѣшающемъ или совѣщательномъ голосѣ участниковъ собора? Вѣдь это тоже понятія неизвѣстныя древней Церкви, какъ и понятіе «представительста».

[26.] Предсѣдатель предлагаетъ вопросъ: Сколько же лицъ должно быть отъ епархіи?

[27.] Брилліантовъ: Я согласенъ съ предложеніемъ о приглашеніи 2 представителей отъ клира, 2 отъ мірянъ и 1 отъ богословской науки.

[28.] Суворовъ: Мы не имѣемъ твердой почвы для сужденія по этому вопросу; многое будетъ зависѣть отъ помѣстительности зданія, въ которомъ соборъ будетъ засѣдать.

[29.] Предсѣдатель: Можетъ быть, нашихъ епархіальныхъ архіереевъ, въ виду обширности епархій, можно разсматривать какъ древнихъ митрополитовъ. Если въ древности митрополиты брали съ собою епископовъ, то и нынѣ епископы берутъ съ собою, кого признаютъ полезнымъ изъ клира и мірянъ.

[30.] Соколовъ: Нахожу не безполезнымъ представить справку изъ практики Константинопольской Церкви о составѣ собранія для избранія патріарха. Въ этомъ собраніи участвуетъ вся Церковь въ лицѣ представителей. Митрополиты патріархата или лично присутствуютъ /с. 41/ въ собраніи, или письменно заявляютъ свое мнѣніе въ пользу того или другого кандидата на патріаршій престолъ. Затѣмъ въ собраніи находятся и свѣтскіе члены — великій логоѳетъ, капукехагья, завѣдующій патріаршею канцеляріею, члены смѣшаннаго совѣта и другіе. Кромѣ того, здѣсь участвуютъ представители Константинопольскихъ корпорацій — профессоровъ, банкировъ, врачей, ремесленныхъ цеховъ, купцовъ. Обязательно должны быть свѣтскіе представители отъ епархій, которые сперва избираются въ приходахъ, а потомъ на собраніяхъ въ уѣздныхъ и губернскихъ городахъ. Въ избраніи депутатовъ принимаютъ участіе міряне и духовенство. Отмѣченная практика Константинопольской Церкви создалась въ силу новѣйшаго церковнаго регламента — такъ называемыхъ Общихъ канонизмовъ. Разъяснять условія и мотивы такой практики не входитъ въ задачу настоящей справки, можно лишь въ составѣ Константинопольскаго собранія, избирающаго патріарха, видѣть аналогію (хотя бы и отдаленную) по отношенію къ нашему вопросу. Что же касается числа приглашенныхъ на соборъ клириковъ и мірянъ, то я полагаю, что отъ каждой епархіи достаточно одного представителя отъ клира (изъ одной епархіи представитель — городского, изъ другой — сельскаго духовенства, предполагая, что городской клиръ знакомъ и съ сельской приходскою жизнію), одного отъ мірянъ и одного отъ монашествующихъ и, чѣмъ больше будетъ представителей богословской науки, тѣмъ лучше.

[31.] Заозерскій: Нѣкоторые ораторы ссылаются на древніе обычаи, какъ каноническіе. Но нѣтъ ни одного канона въ ихъ оправданіе. Это обычай нѣсколькихъ византійскихъ императоровъ, вызванный экономическими соображеніями, такъ какъ епископамъ со свитою обезпечивалось сообщеніе на государственныя средства. Это не мотивъ для подражанія. По моему, желательно представительство отъ городского и сельскаго духовенства, какъ живыхъ свидѣтелей отъ всѣхъ концовъ земли русской, и чтобы, побывавши на соборѣ, они привезли свои впечатлѣнія отъ давно не бывавшаго въ русской Церкви праздника. Мнѣ хотѣлось бы, чтобы этотъ соборъ былъ свѣтлымъ праздникомъ русской Церкви, на которомъ должны принять участіе всѣ элементы, которые участвуютъ на пасхальной утрени, и іереи, и міряне, и ученые, и безграмотные, всѣ въ мѣру разумѣнія должны вкусить торжества и пронести по всѣмъ концамъ земли русской радостную вѣсть...

[32.] Несмѣловъ: Свое мнѣніе о количествѣ мірянъ и духовныхъ я обосновываю нѣсколько иначе. Въ виду возможной опасности церковнаго раскола, я считаю необходимымъ заранѣе позаботиться о томъ, чтобы обезпечить принятіе соборныхъ рѣшеній. Для этого нужно имѣть какъ можно болѣе усердныхъ апологетовъ и миссіонеровъ соборныхъ рѣшеній изъ авторитетныхъ клириковъ и мірянъ — авторитетныхъ конечно, не въ глазахъ епископовъ, а главнымъ образомъ въ главахъ православнаго русскаго населенія. Поэтому полезно увеличить и непремѣнно слѣдуетъ увеличить число членовъ собора отъ епархій по крайней мѣрѣ до 6-ти человѣкъ изъ каждой.

[33.] Бердниковъ: Профессоръ Соколовъ привелъ справку изъ практики Константинопольской Церкви о собраніи для выбора патріарха. Изъ справки видно, что входили въ составъ собранія представители всѣхъ епархій и свѣтскія лица, но этотъ порядокъ установленъ по желанію турецкаго правительства и греческаго общества, взамѣнъ прежняго порядка, когда избраніе происходило /с. 42/ на соборѣ епископовъ. Мотивомъ къ установленію новаго порядка послужило то, что константинопольскій патріархъ является не только главою церкви, но онъ есть и свѣтскій глава всѣхъ православныхъ христіанъ, составляющихъ тамъ особый народъ. И доселѣ за нимъ сохраняются нѣкоторыя права административныя и судебныя по дѣламъ свѣтскимъ. Въ виду этого и было поставлено, чтобы въ избраніи патріарха участвовали свѣтскіе представители. Такъ какъ выбирать иначе трудно, то и прибѣгли къ раздѣленію православнаго народа на приходы. Надо оттѣнить, что это — собраніе особаго рода. По поводу заявленія одного изъ канонистовъ, что мы выдаемъ за церковный обычай свѣтскій византійскій обычай, слѣдуетъ замѣтить, что это обычай церковный. Это видно изъ соборовъ II-III вѣка. Клирики изъ другихъ епархій (а не изъ той, гдѣ происходитъ соборъ) могли являться только съ своими епископами.

[34.] Суворовъ: Я не нахожу основанія считать вышеозначеннаго обычая нововведеніемъ византійскихъ императоровъ, въ основѣ котораго были будто бы финансовыя соображенія. Безспорно, что епископы пользовались государственною почтою, какъ единственно безопаснымъ средствомъ сообщенія. Но чтобы епископы покрывали всѣ путевыя и тѣмъ болѣе издержки по проживанію въ городѣ изъ средствъ государственной казны, для этого требуются какія нибудь историческія доказательства. Что касается нововведенія яко бы императоровъ, то императоры ничего новаго не вводили. И раньше епископы являлись съ небольшимъ количествомъ помощниковъ. Главная масса на соборахъ состояла изъ мѣстнаго населенія городовъ, гдѣ происходили соборы.

[35.] Аксаковъ: Прошу обратить вниманіе, что вселенскіе соборы по ихъ составу и способу созыва не могутъ быть прототипомъ нашего собора. Вселенскіе соборы созывались императорскою властію изъ лицъ, по усмотрѣнію государя. На Халкидонскій соборъ императоръ созывалъ только епископовъ и прислалъ сановниковъ. Съ этой точки зрѣнія не приглашенные не могли подавать голоса. Имѣли голосъ сановники и руководили соборомъ. Составъ этого собора нельзя назвать не каноничнымъ, но онъ не можетъ служить основаніемъ для каноническаго строя. По повелѣнію императора Константина, на Арелатскій соборъ епископы могли взять 1-2 пресвитеровъ. Они — могли пользоваться государственными подводами. Затѣмъ въ кодексѣ Ѳеодосія есть 1-2 указанія на государственныя подводы для епископовъ. Есть указанія, что епископы брали съ собою 1-2 пресвитеровъ, но нѣтъ указанія, что они брали ихъ для участія на соборѣ. Въ дѣяніяхъ Халкидонскаго собора упоминаются лица, которыя не участвовали на соборѣ. Не говорю о нотаріяхъ, которые имѣли исполнительное значеніе. Это частные обычая, не имѣющіе церковнаго освященія. Бывали и злоупотребленія. Напримѣръ, Діоскоръ явился съ цѣлой арміей монаховъ. Во всякомъ случаѣ этотъ фактъ нельзя назвать не только каноническимъ, но и церковнымъ обычаемъ. Есть выраженіе у Кипріана: древній обычай могъ быть древнимъ злоупотребленіемъ... Если говорить о числѣ представителей, то каноническихъ основаній для этого нѣтъ. Для узнанія церковнаго настроенія и для того, чтобы обезпечить принятіе собора, я полагалъ бы достаточнымъ среднее число на всѣ епархіи 6, по 3 отъ клира и мірянъ.

[36.] Голубевъ: Должно быть вызываемо для участія на соборѣ отъ каждой епархіи не менѣе двухъ лицъ (одинъ мірянинъ — одно лицо бѣлаго духовенства) /с. 43/ и не болѣе пяти. Въ случаѣ избранія отъ епархіи болѣе двухъ лицъ, одно лицо должно быть изъ монашествующихъ въ виду того высокаго благоговѣйнаго почитанія, какимъ пользуются въ средѣ громаднаго большинства русскаго православнаго народа монастыри.

[37.] Завитневичъ: Ученые въ качествѣ экспертовъ могутъ быть приглашены, а въ качествѣ представителей науки — избраны.

[38.] Бердниковъ: Когда говорили о необходимости имѣть на соборѣ лицъ отъ клира и мірянъ, указывали на акты соборные и это считалось явленіемъ желательнымъ и нормальнымъ. Когда же зашла рѣчь о томъ, что епископы брали только для помощи пресвитеровъ, стали говорить, что это не церковный обычай, а императорское распоряженіе, и нашли въ этомъ злоупотребленіе. Я считаю необходимымъ исправить ссылку г. Аксакова на Кипріана относительно церковнаго обычая. У Кипріана говорится: «обычай безъ истины есть старое заблужденіе, не болѣе».

[39.] Предсѣдатель предлагаетъ подавать голоса о числѣ клириковъ и мірянъ на соборѣ отъ каждой енархіи. Высказываются 2 члена — за 7 представителей, 3 — за 6, 4 — за 5, 4 — за 4 и 1 — за 3.

[40.] При этомъ генералъ-лейтенантъ В. А. Кирѣевъ высказываетъ мнѣніе, чтобы на соборѣ, кромѣ 66 епископовъ съ рѣшающимъ голосомъ, были члены съ голосомъ совѣщательнымъ, а именно по 6 представителей отъ каждой епархіи (3 духовныхъ и 3 мірянъ) = 396, 36 членовъ настоящаго особаго «Предсоборнаго присутствія», представители отъ богословской науки, по избранію, и нѣсколько православныхъ изъ инородцевъ, т. е. около 500 человѣкъ.

[41.] Предсѣдатель сказалъ, что слѣдовало бы пригласить 2 членовъ отъ клира, 2 отъ мірянъ, 1 отъ богословской науки и 1 отъ монашествующихъ, въ виду важнаго значенія монастырей и монаховъ среди русскаго народа; въ случаѣ же, если бы было признано необходимымъ сократить это количество, то ограничиться вызовомъ изъ епархій по 4 члена: 1 отъ клира, 1 отъ мірянъ, 1 отъ богословской науки и 1 монашествующаго.

[42.] Мнѣніе предсѣдателя единогласно принято всѣмъ собраніемъ.

[43.] Затѣмъ предсѣдатель предложилъ на обсужденіе вопросъ, какимъ порядкомъ образовать составъ членовъ собора изъ клира и мірянъ: по выбору ли епископовъ или по избранію духоховенства и мірянъ, и какому — двухстепенному или трехстепенному.

[44.] Аксаковъ: Если предоставить выборъ епископамъ, то епископы могутъ пригласить лицъ одинаковыхъ съ ними мнѣній, и тогда клирики и міряне будутъ безполезными для изображенія интересовъ церковныхъ. Желательно, чтобы они были выбранными сначала на благочинническихъ съѣздахъ. Двухстепенные выборы были бы болѣе желательными, но по обширности епархій придется остановиться на трехстепенныхъ.

[45.] Кирѣевъ: Соборъ не будетъ имѣть желательнаго авторитета и не достигнетъ цѣли, если на соборѣ не будетъ надлежащаго числа избранныхъ лицъ.

[46.] Свѣтловъ: Участіе клира и мірянъ въ соборѣ по приглашенію или назначенію епископовъ противно природѣ Церкви, какъ Тѣла Христова. Если епископы занимаютъ въ организмѣ церковномъ мѣсто головы, а клиръ и міряне — рукъ и ногъ, то что отсюда слѣдуетъ? Руки и ноги занимаютъ свои мѣста въ тѣлѣ не по распоряженію головы, а по самому устройству тѣла, какъ члены его. Весь клиръ и всѣ міряне поэтому должны участвовать въ соборѣ; но такъ какъ всѣ участвовать /с. 44/ не могутъ, то должны быть присланы на соборъ выборные представители оть клира и мірянъ.

[47.] Предсѣдатель: Порядокъ двухстепенныхъ и трехстепенныхъ выборовъ въ члены собора не создастъ ли безъ нужды столько же хлопотъ, сколько и при выборахъ въ Государственную Думу?

[48.] Заозерскій: Когда собирались отзывы преосвященныхъ, то собирали для обсужденія вопросовъ окружные и епархіальные съѣзды духовенства, и это не представляло затрудненій.

[49.] Суворовъ: Двухстепенные и трехстепенные выборы основываются на представительствѣ. Это новшество, — котораго Церковь не знала въ теченіи 2000 лѣтъ, и если оно явилось въ XIX столѣтіи въ нѣкоторыхъ православныхъ церквахъ, то изъ исторіи хорошо извѣстно, подъ какимъ вліяніемъ оно явилось. Поэтому лучшій способъ назначенія членовъ есть выборъ ихъ самими епископами.

[50.] Предсѣдатель: У насъ есть въ каждомъ приходѣ церковные старосты и два представителя отъ прихожанъ для свидѣтельствованія прихода и расхода церковныхъ суммъ, избираемые приходомъ и утверждаемые епархіальнымъ начальствомъ. Это излюбленные члены отъ прихожанъ, избираемые обыкновенно изъ людей набожныхъ и благочестивыхъ. Есть ли надобность производить другіе выборы по приходамъ? Не лучше ли самому епископу изъ такихъ лицъ избрать представителей для участія на соборѣ? Система выборовъ въ Государственную Думу показываетъ, что она страдаетъ сложностью, не исключаетъ интригъ, причиняетъ смуту.

[51.] Аксаковъ и Кирѣевъ: При выборахъ церковныхъ старостъ и представителей отъ прихода — цѣль другая.

[52.] Аксаковъ: Выборы не могутъ быть затруднительны, такъ какъ существуютъ приходскія собранія, благочинническіе съѣзды, которые легко могутъ быть дополнены мірянами, какъ и съѣзды епархіальные.

[53.] Свѣтловъ: Противъ выборнаго представительства выставляютъ два аргумента: первый — церковно-историческій. Говорятъ, что такой способъ избранія представляетъ новшество. Приводятъ въ основаніе каноническія правила и церковно-историческіе факты. Но если въ способѣ избранія выяснилась неотложная потребность времени, если онъ соотвѣтствуетъ существу Церкви, то нужно ли потребности жизни приносить въ жертву старинѣ, археологіи, хотя бы послѣдняя имѣла за собою древность въ 22 тысячи лѣтъ? Второй аргументъ — практическаго свойства, затрудненія по производству выборовъ. Но такихъ затрудненій не можетъ быть. У насъ есть готовыя выборныя единицы — приходскія и благочинническія собранія и епархіальные съѣзды, тѣмъ болѣе, что эти единицы дѣйствуютъ и теперь.

[54.] Суворовъ: Ссылка на древность не есть принесеніе жизни въ жертву археологіи. Въ церковной жизни древность имѣетъ большое значеніе. Новшество можетъ вызвать расколъ. Избирательное начало, конечно, церковь всегда знала: въ древности дѣйствительно избирали епископовъ; у насъ теперь по приходамъ избираютъ церковныхъ старостъ. Но иное дѣло выборы довѣренныхъ лицъ и иное дѣло двухстепенные и трехстепенные выборы представителей. Это новшество.

[55.] Заозерскій: Ставить принципіально вопросъ о томъ, имѣетъ ли право паства Христова выбирать отъ себя мѣстоблюстителей своихъ на соборъ — невозможно. Разъ мы исповѣдуемъ, что каждый получившій крещеніе можетъ участвовать въ богослуженіи, не спрашивая дозволенія епископа, то и ка/с. 45/ждый христіанинъ имѣетъ неотъемлемое право быть на соборѣ. Можно жалѣть, если не съ должнымъ горячимъ участіемъ отзовутся на выборы, а если обнаружится горячее желаніе, то этому надо только радоваться. Волненія на выборахъ неопасны. Нужно положиться на приходскихъ священниковъ, что они съумѣтотъ растолковать прихожанамъ смыслъ этого желательнаго новшества. Можно надѣяться, что выборы будутъ произведены безъ шума и съ благоговѣніемъ. Что касается церковныхъ старостъ, то они нужны на мѣстахъ для приходскихъ храмовъ.

[56.] Предсѣдатель: По инструкціи одинъ изъ прихожанъ или клира можетъ временно замѣнить старосту.

[57.] Заозерскій: Если староста имѣетъ желательныя для представителя на соборъ качества, то прихожане его и выберутъ.

[58.] Предсѣдатель: На сколько для епископа обязательны выборы? Можетъ ли онъ отстравить выбранныхъ, если найдетъ ихъ неполезными, а можетъ быть и недостойными?

[59.] Бердниковъ: Если и признать необходимость выборовъ представителей отъ духовенства и мірянъ на соборъ, то во всякомъ случаѣ результаты выборовъ подлежатъ каноническому утвержденію епархіальнаго архіерея. Это такой принципъ, противъ котораго едва ли что можно сказать. При выборахъ безъ этого утвержденія и безъ предоставленія епископу права, въ случаѣ несогласія съ выборами, представлять на соборѣ своихъ кандидатовъ, могутъ быть избраны лица, далеко не благоговѣйныя и даже, можетъ быть, печатавшія въ газетахъ статьи противъ епископовъ, противъ іерархіи.

[60.] Пѣвницкій присоединился къ мнѣнію профессора Бердникова объ утвержденіи избранныхъ лицъ епископами.

[61.] Заозерскій: Если вводится выборное начало, то оно не требуетъ утвержденія епископомъ избранныхъ. Выборовъ и административныхъ назначеній нельзя смѣшивать.

[62.] По предложенію предсѣдателя окончаніе сужденій по возбуясденному вопросу отложено до слѣдующаго засѣданія.

[63.] Засѣданіе окончилось въ 3 часа дня.

Примѣчаніе:
Для облегченія нахожденія нужнаго текста и цитированія Журналы засѣданій разбиты на пронумерованные отдѣлы (прим. «Русскаго Портала»).

Источникъ: Журналы и протоколы засѣданій ВЫСОЧАЙШЕ учрежденнаго Предсоборнаго Присутствія. Томъ I. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1906. — С. 36-45.

Отдѣла I-го Журналъ №2 // Къ матеріаламъ Предсоборнаго Присутствія // Отдѣла I-го Журналъ №4


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.