Церковный календарь
Новости


2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 94-му (1999)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 94-й (27 февраля 1918 г.)
2018-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу новой папской энциклики (1970)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 93-й (26 февраля 1918 г.)
2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Исторія Русской Церкви

ЖУРНАЛЫ И ПРОТОКОЛЫ ЗАСѢДАНІЙ ВЫСОЧАЙШЕ УЧРЕЖДЕННАГО ПРЕДСОБОРНАГО ПРИСУТСТВІЯ.

ОТКРЫТІЕ ЗАСѢДАНІЙ ОСОБАГО ПРИСУТСТВІЯ
для разработки вопросовъ, подлежащихъ разсмотрѣнію Всероссійскаго собора.

6-го марта [1906 г.], въ 8 часовъ вечера, въ Александро-Невской лаврѣ, предсѣдатель ВЫСОЧАЙШЕ учрежденнаго при Святѣйшемъ Сѵнодѣ присутствія для предварительнаго обсужденія вопросовъ, подлежащихъ разсмотрѣнію предстоящаго помѣстнаго собора всероссійской Церкви митрополитъ С.-Петербургскій Антоній изволилъ принимать въ своихъ покояхъ членовъ означеннаго присутствія.

На собраніи присутствовали три митрополита, всѣ прочіе члены Святѣйшаго Сvнода, Оберъ-Прокуроръ и Товарищъ его, особо вызнанные архіепископы и епископы, профессоры духовныхъ академій и прочія приглашенныя духовныя и свѣтскія лица. Предъ открытіемъ собранія предсѣдатель онаго, высокопреосвященный митрополитъ Антоній, обратился къ собравшимся съ слѣдующею рѣчью:

«Александро-Невская лавра радостно привѣтствуетъ дорогихъ своихъ гостей, братолюбно собравшихся нынѣ, въ этотъ часъ, подъ ея священною сѣнію и прибывшихъ въ царствующій градъ святаго Петра для дѣла великой исторической важности, для подготовительныхъ къ предстоящему помѣстному собору православной русской Церкви работъ. Уповаемъ и вѣруемъ, что радостно взираетъ на настоящее собраніе наше и небесный Покровитель лавры, святой благовѣрный князь Александръ Невскій. Здѣсь, на берегахъ Невы, онъ при жизни своей крѣпко и несокрушимо отстаивалъ политическую независимость Родины нашей отъ натиска могущественныхъ враговъ съ Запада, стремившихся къ ея порабощенію, ревностно и самоотверженно охраняя въ то же время и свободу Церкви православной отъ властолюбивыхъ притязаній римскаго папы. И нынѣ, въ небесныхъ своихъ обиталищахъ, несомнѣнно сорадуется онъ радости нашей привѣтствовать всѣхъ васъ, дорогихъ гостей /с. II/ нашихъ, проникнутыхъ вѣрою крѣпкою въ Христа, Спасителя нашего, и любовію пламенной къ Церкви Его святой, призываемой нынѣ Промысломъ Божіимъ въ предѣлахъ Отечества нашего, при объявленной въ немъ широкой вѣротерпимости, утвердить среди иновѣрія и инославія свою свободу во Христѣ на незыблемыхъ началахъ чистой церковности. Знаменательнымъ является день сей и въ личной жизни нынѣшняго священно-архимандрита лавры. Съ 6 марта двадцать три года тому назадъ началъ онъ свое священническое въ Церкви служеніе, рукоположенный въ этотъ день въ іеромонаха. Это было тогда въ первую недѣлю великаго поста, въ день торжества православія, которое совершается ежегодно главнымъ образомъ, какъ торжество богослужебное. Теперь онъ, Божіею милостію, имѣетъ радость и утѣшеніе присутствовать при началѣ новаго свѣтлаго торжества православной Церкви, являющагося во всемъ своемъ великомъ исторически-жизненномъ значеніи. И обитель сія святая, въ благоговѣйномъ своемъ преклоненіи предъ великимъ симъ историческимъ событіемъ, радостно привѣтствуя васъ, усердно молится, да даруетъ всѣмъ вамъ Господь миръ, здравіе, спасеніе, въ дѣлѣ строенія церковнаго благое поспѣшеніе и многая лѣта».



Въ среду 8-го сего марта въ Сѵнодальной Седми Вселенскихъ соборовѣ церкви совершена была преосвященнымъ, Арсеніемъ, епископомъ Псковскимъ божественная литургія, въ сослуженіи предсѣдательствующаго въ Училищномъ Совѣтѣ при Святѣйшемъ Сvнодѣ протоіерея П. И. Соколова и череднаго архимандрита. Пѣлъ митрополичій хоръ подъ управленіемъ Я. Тернова на обоихъ клиросахъ. На богослуженіи присутствовали члены Святѣйшаго Сvнода, всѣ члены ВЫСОЧАЙШЕ учрежденнаго Присутствія, Оберъ-Прокуроръ Святѣйшаго Сѵнода, князь А. Д. Оболенскій, его Товарищъ П. И. Остроумовъ, всѣ высшіе чины и служащіе въ центральныхъ подвѣдомственныхъ Святѣйшему Сѵноду учрежденіяхъ.

Послѣ литургіи совершенъ былъ молебенъ Святой Троицѣ, на который вышли митрополиты: С.-Петербургскій Антоній, Московскій Владиміръ, Кіевскій Флавіанъ и епископы Псковскій Арсеній и Могилевскій Стефанъ. Послѣдній предъ началомъ молебствія обратился къ присутствующимъ съ слѣдующимъ словомъ:

Ваше Святѣйшество, Богомудрые архипастыри и возлюбленные братіе о Господѣ!

Господомъ утверждаются стопы человѣка, и Онъ благоволитъ къ пути его (Пс. 36, 23). Такъ говоритъ слово Божіе о человѣкѣ праведномъ! Почему же Господь благоволитъ къ пути праведника? Потому, что хотя путь его идетъ по землѣ, въ условіяхъ временнаго человѣческаго существованія, среди различныхъ формъ общенія съ людьми, но направляется, какъ къ конечной цѣли своей, къ небу, къ предназначенной человѣку вѣчной жизни, къ неизреченному общенію съ Самимъ Богомъ. На этомъ благоволимомъ Господомъ пути, естественно, Самъ Господь утверждаетъ стопы праведника, направляя ихъ на этотъ единственно вѣрный путь вѣчнаго спасенія даже и въ томъ случаѣ, если бы праведникъ когда-либо невольно и сбился съ него.

То, что царственный пророкъ сказалъ по отношенію къ каждому отдѣльному праведному человѣку, тѣмъ болѣе должно имѣть примѣненіе къ Церкви Христовой, которая есть общество людей праведныхъ, освящаемое благодатію /с. III/ Божіею, возглавляемое Самимъ святѣйшимъ Праведникомъ (Ис. 53, 11; 1 Пет. 3, 18; 1 Іоан. 1, 2), Господомъ нашимъ Іисусомъ Христомъ, и путь которой есть именно неуклонное стремленіе къ вѣчной въ небесномъ Богообщеніи жизни всѣхъ, предуставленныхъ къ этой жизни (Дѣян. 13, 48). Такимъ образомъ, внѣ всякаго сомнѣнія, Господь благоволитъ къ пути святой Церкви Своей, промышляетъ объ этомъ пути ея и утверждаетъ на немъ стопы ея.

Сказанное по отношенію къ Церкви Христовой вообще имѣетъ всю силу и по отношенію въ частности къ святой Церкви нашей Всероссійской. Путь ея былъ всегда неизмѣненъ — вѣчное спасеніе людей, ее составляющихъ, а потому не могъ Господь не благоволить къ пути ея и не утверждать стопы ея на немъ среди различныхъ стезей общественной и государственной жизни нашего великаго и разноплеменнаго отечества.

Съ этой точки зрѣнія — водительства Промысла Божія Церковью русской, — а иной точки зрѣнія, полагаемъ, и быть не можетъ, — бѣгло взглянемъ на тѣ внѣшнія формы, въ которыя облекалась внутренняя жизнь Церкви нашей, какъ стремленія ея, въ совокупности всѣхъ ея истинныхъ чадъ, къ вѣчному спасенію.

Младенческому состоянію въ вѣрѣ чадъ русской Церкви въ первыя времена ея исторіи наилучшимъ образомъ соотвѣтствовали тѣ внѣшнія формы ея жизни, которыя имѣла она до временъ Петра Великаго. Онѣ были какъ бы колыбелью, въ которой чада нашей Церкви воспитывались въ простотѣ и безлестіи, пусть иногда наивной, но чистой, дѣтской вѣры, — той вѣры, безъ которой, по слову Спасителя, нельзя войти въ Царство Небесное (Лук. 18, 17). Хотя чада нашей Церкви питались за этотъ періодъ времени молокомъ христіанскаго ученія (1 Кор. 3, 1-2; Евр. 5, 12-3), но сколько воспиталось ихъ для вѣчной жизни! Сколько на русской тверди церковной возсіяло свѣтилъ — мучениковъ, преподобныхъ, святителей и праведниковъ всякаго общественнаго мірскаго положенія!

Затѣмъ наступаютъ времена юности во Христѣ чадъ русской Церкви: имъ потребна стала болѣе твердая пища; разумное обоснованіе своей дѣтской вѣры. Къ тому же внезапно прорубленное Петромъ Великимъ окно на Западъ, развитіе свѣтской науки, часто вземлющейся на вѣру, усиленный наплывъ въ отечество наше иновѣрія и невѣрія, — все это поставило предъ русскою Церковью новую задачу — развитія въ чадахъ ея богословствующаго разума, обогащенія ихъ необходимыми научными познаніями, дабы они съ равнымъ оружіемъ могли идти въ состязаніе съ гордыми представителями невѣрующаго ума человѣческаго и лукавыми адептами иновѣрія. Прежній строй нашей Церкви оказался безсильнымъ понести эту задачу: Церкви русской нужна была уже не колыбель, а школа, не нѣжная няня и кормилица, а пѣстуны и учители, хотя бы даже суровые и властные. Та Сvнодальная форма жизни нашей Церкви, въ которую могучею рукою Петра Великаго Промыслъ Божій ставитъ ее, и есть для него такая школа. Какъ и всякой школы, цѣль ея не могла быть иною, какъ чрезъ развитіе ума питомца и обогащеніе его необходимыми въ жизни знаніями, подготовить его не только къ честной и полезной, но и самостоятельной и свободной жизни. Правда, эта школа до нѣкоторой степени чужда Церкви по своей организаціи, иногда слишкомъ стѣсняла свободную жизнь Церкви, но она дала Церкви нашей то, что не могла дать ей прежняя форма ея жизни, но что, по цѣлямъ Промысла Божія, было для /с. IV/ нея совершенно необходимо. Наша Церковь за Сѵнодальный періодъ своей жизни необыкновенно быстро обогащается всеоружіемъ знанія, ея чада интеллектуально развиваются, переживая возрастъ воспріимчивой ко всѣмъ знаніямъ, своей во Христѣ юности. Этотъ періодъ далъ намъ 4 разсадника высшей богословской науки, до 60 разсадниковъ образованнаго священства и болѣе 200 духовныхъ школъ для дѣтей духовенства обоего пола, далъ намъ, благодаря этимъ школамъ, столь образованное не только городское, но и сельское духовенство, какое едва ли имѣетъ какая либо другая помѣстная православная Церковь. За послѣднее время онъ далъ намъ нѣсколько десятковъ тысячъ школъ для народа, который постепенно выводится этими школами изъ сумрака религіознаго невѣдѣнія. Давъ намъ все это, онъ сохранилъ намъ во всей цѣлости наше высшее сокровище — святую православную вѣру нашу, отстоялъ ея чистоту отъ прираженій иновѣрія и невѣрія, сохранилъ столь любимые благочестивымъ русскимъ народомъ наши обряды церковные. Онъ далъ намъ святыхъ угодниковъ Божіихъ — Димитрія Ростовскаго, Иннокентія Иркутскаго, Митрофана и Тихона Воронежскихъ, Ѳеодосія Углицкаго и Серафима Саровскаго; такихъ премудрыхъ святителей, какъ два Платона, два Филарета, два Иннокентія, Георгій Конисскій, Макарій, Исидоръ, Филоѳей, Никаноръ, Амвросій и друг.; такихъ подвижниковъ иночества, какъ Макарій, Леонидъ и Амвросій Оптинскіе, Игнатій Брянчаниновъ, Іеремія Нижегородскій, Ѳеофанъ Затворникъ и великое множество другихъ; равно великій сонмъ мужей духовной науки. Словомъ, Церковь наша за этотъ періодъ времени достигаетъ расцвѣта своихъ юношескихъ силъ и уже готова побѣждать лукаваго (Іоан. 2, 14), спадшаго подобно молніи съ неба (Лк. 10, 18), въ ограду Церкви нашей.

Теперь ея чада уже входятъ въ возрастъ мужа совершеннаго, стойкаго противъ увлеченія всякимъ вѣтромъ ученія, по лукавству человѣковъ, по хитрому искусству обольщенія (Еф. 4, 13-4). Съ этою силою нашей Церкви, какъ возрастнаго мужа, уже начинаютъ считаться тѣ западныя христіанскія общества, у которыхъ мы черпали богословскія знанія. На нее съ упованіемъ устремляются глаза ученаго старокатоличества. Наиболѣе прозорливые сыны англиканской церкви возвѣщаютъ въ странѣ гордаго Альбіона: «свѣтъ съ востока!», разумѣя подъ востокомъ православную Церковь вообще, а въ частности главнымъ образомъ нашу русскую Церковь. Теперь для русской Церкви, вступающей въ новый періодъ своей внутренней жизни, — жизни возрастнаго мужества, свободно самоопредѣляющаго себя къ извѣстной цѣли, независимо отъ внѣшней силы отстаивающаго свое бытіе среди враждебныхъ, но болѣе уже не страшныхъ ей, стихій, — опять Промысломъ Божіимъ ставится совершенно новая задача. Воспользовавшись пріобрѣтеннымъ оружіемъ западнаго богословія и научныхъ знаній, она должна теперь создать собственное православное богословіе, утвердить вѣру свою на незыблемомъ основаніи вселенскаго преданія и явить ее во всемъ блескѣ и величіи Богооткровенности, во всей силѣ разумности, — явить ее таковою какъ предъ народами иновѣрнаго запада, такъ и предъ многомилліонными язычествующими еще народами Дальняго Востока и юга до предѣловъ земли (Дѣян. 1, 8). Естественно, что для новаго возраста о Христѣ нашей Церкви и такой новой задачи ея жизнедѣятельности требуются новыя /с. V/ внѣшнія формы ея внутренней жизни. Это тѣ исконныя для Церкви формы ея соборнаго устройства, которыя подъ водительствомъ Духа Божія уже выработаны вселенскою нераздѣльною Церковью въ золотой періодъ ея существованія, какъ вѣчный съ того времени идеалъ устройства и для каждой помѣстной Церкви, доросшей до этихъ формъ и достойной ихъ.

Не самоволіемъ, не происками и насиліемъ, а совершенно добровольнымъ изволеніемъ благостнаго Помазанника Божія мы собрались сюда, чтобы начать труды свои на наилучшее уясненіе себѣ общими силами этихъ идеальныхъ внѣшнихъ формъ никогда и ни при какихъ формахъ не прекращавшейся и непрекращающейся внутренней жизни Церкви, на выясненіе наилучшаго примѣненія ихъ въ нашей Церкви къ условіямъ современной намъ общественной и государственной жизни нашего отечества, дабы эти труды наши смиренно повергнуть на изволеніе предстоящаго Помѣстнаго Собора, или лучше сказать, на изволеніе Святаго Духа, всегда одушевлявшаго пастырей и учителей Церкви, когда собирались они на устроеніе дѣлъ церковныхъ. Если мы не сдѣлаемъ сего, Господь призоветъ другихъ дѣятелей, покорныхъ Его Божественному промышленію о Церкви Своей. Онъ, если нужно будетъ, потрясетъ небо и землю, море и сушу, потрясетъ всѣ народы (Ап. 2, 6-7), но утвердитъ стопы ея въ такія формы внѣшняго устройства, которыя наилучшимъ образомъ будутъ направлять внутреннюю жизнь ея по пути вѣчнаго спасенія ея чадъ и при которыхъ никакія врата ада не въ состояніи одолѣть ея (Мѳ. 16, 18).

Собравшись, предварительно трудовъ своихъ по обновленію внѣшнихъ формъ жизни святой нашей Церкви, вознести моленіе Господу Богу о дарованіи намъ премудрости, нисходящей свыше (Іоан. 3, 17), и освященія нашихъ силъ для предстоящей работы, прежде всего въ мысляхъ и сердцѣ своемъ почтимъ благодарною памятью святыхъ угодниковъ Божіихъ, просіявшихъ въ нашей Церкви, — святителей, преподобныхъ, мучениковъ и прочихъ ликовъ святыхъ, которые при прежнихъ, включая настоящую, внѣшнихъ формахъ жизни ея со своею горячею вѣрою, своимъ благочестіемъ, своимъ самоотверженнымъ служеніемъ ей шли въ первыхъ рядахъ Церкви по указанному ей Господомъ пути вѣчнаго спасенія, которые своими стопами прокладывали собратіямъ своимъ этотъ путь, дѣлая его болѣе торнымъ и удобопроходимымъ, которые и своею неусыпною бдительностью и своими непрестанными молитвами, охраняли этотъ путь отъ враговъ спасенія, которые приносили себя въ жертву всесожженія на благо Церкви до пожертвованія самою жизнію своею. Ублажимъ затѣмъ и весь безчисленный сонмъ рядовыхъ тружениковъ вѣры и благочестія, вѣрно и неуклонно въ простотѣ сердца и безлестіи младенческой вѣры стремившихся вслѣдъ за первыми и также вошедшихъ въ радость Господа своего. Объимемъ любовію ту безчисленную рать пастырей и учителей, мужей духовной науки и всѣхъ иныхъ дѣятелей, отдававшихъ Церкви благородныя силы своего ума и талантовъ на вооруженіе чадъ ея оружіемъ христіанскаго просвѣщенія, на воспитаніе ихъ въ вѣрѣ и благочестіи, отстаивавшихъ, чистоту и цѣлость православія, распространявшихъ въ ней свѣтъ религіознаго вѣдѣнія. Да будетъ всѣмъ имъ вѣчная память! Призовемъ благословеніе Божіе на наступающее наше мужество и совершеннолѣтіе во Христѣ, на предстоящую святой Церкви нашей борьбу съ развязанными теперь силами ада. Прони/с. VI/каясь же мыслію, что Самъ Господь всегда охранялъ и утверждалъ, стопы нашей Церкви и что только Его Божественный Промыслъ можетъ дать ей новыя внѣшнія формы ея бытія, вполнѣ соотвѣтствующія новой стадіи нашего возрастанія во Христѣ и новымъ задачамъ нашей Церкви, вознесемъ горячія молитвы Божественной Главѣ Церкви, Христу Спасителю нашему, и святымъ отцамъ и учителямъ ея, коимъ посвященъ святой храмъ сей, дабы мы, призванные быть орудіями Промысла Божія, не отступили въ сердцахъ своихъ вспять отъ богопреданной намъ вселенской истины православія и дабы стопы наши въ нашихъ трудахъ не уклонились отъ пути Господня, — всегдашняго и единственнаго пути святой вселенской Церкви Христовой вообще, въ частности Церкви русской и наконецъ пути всякаго праведнаго человѣка, — пути вѣчнаго спасенія. Да утвердитъ самъ Господь Своею вседѣйствующею благодатію стопы наши на этомъ коренномъ пути и да будетъ благоволеніе Божіе къ нашему по нему шествію! Да будетъ чиста и усердна предстоящая молитва наша! Да исправится она, яко кадило предъ Господомъ! Аминь.



По окончаніи молебствія всѣмъ присутствовавшимъ предложенъ былъ чай и затѣмъ всѣ отправились въ залъ засѣданій Святѣйшаго Сvнода. Присутствовали всѣ, вызванные ВЫСОЧАЙШЕЮ волею въ составъ особаго присутствія члены, за исключеніемъ не прибывшихъ профессора В. О. Ключевскаго и Д. А. Хомякова. Кромѣ лицъ, о которыхъ своевременно сообщалось въ «Церковныхъ Вѣдомостяхъ» въ составъ присутствія вошли прибывшіе съ епархіальными преосвященными протоіерей К. І. Левитскій, настоятель Кирилло-Меѳодіевской церкви въ г. Житомірѣ Волынской епархіи; протоіерей М. Н. Казанскій, настоятель каѳедральнаго Выборгскаго собора, Финляндской епархіи; протоіерей К. В. Бречкевичъ, благочинный церквей г. Одессы; протоіерей соборной церкви г. Лиды, Виленской губерніи, І. Кояловичъ; настоятель Предтеченской церкви въ г. Ярославлѣ, протоіерей Ѳ. Успенскій; протоіерей погоста Крекшина, Островскаго уѣзда, Псковской епархіи И. ребрянскій, благочинный 2-го округа Черниковскаго уѣзда, Могилевской епархіи священникъ Т. Козловскій.

Послѣ молитвы: «Днесь благодать Святаго Духа насъ собра», пропѣтой всѣмъ составомъ присутствія, собраніе открыто было рѣчью предсѣдателя митрополита С.-Петербургскаго Антонія.

«Считаю необходимымъ, сказалъ владыка митрополитъ, предварить открытіе засѣданія своими нѣсколькими словами.

Въ Собственноручномъ на мое имя рескриптѣ, отъ 27 декабря минувшаго 1905 г., ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОРЪ благоволилъ выразить Свою волю, чтобы «произведены были нѣкоторыя преобразованія въ строѣ нашей отечественной Церкви, на твердыхъ началахъ вселенскихъ каноновъ, для вящшаго утвержденія православія». А посему предложилъ мнѣ «совмѣстно съ митрополитами Московскимъ Владиміромъ и Кіевскимъ Флавіаномъ опредѣлить время созванія всѣми вѣрными сынами Церкви ожидаемаго собора». Во исполненіе сей ВЫСОЧАЙШЕЙ воли, Святѣйшій Сvнодъ для подготовленій къ собору и опредѣленія времени его созванія призналъ необходимымъ образовать особое присутствіе, удостоившееся ВЫСОЧАЙШАГО утвержденія и нынѣ приступающее, во исполненіе ГОСУДАРЕВА повелѣнія, къ выполненію своей великой исторической задачи. Уже то обстоятельство, что ГОСУДАРЬ Собственноручно начерталъ вышеупомянутый рескриптъ, ясно /с. VII/ свидѣтельствуетъ о томъ, что дѣло о созваніи собора съ указанными задачами близко было сердцу Цареву и глубоко Его интересовало. И дѣйствительно, ГОСУДАРЬ не со вчерашняго дня думаетъ думу о церковной реформѣ. Еще въ 1903 г. Онъ съ большимъ вниманіемъ отнесся къ статьямъ Льва Тихомирова «Запросы жизни и наше церковное управленіе», печатавшимся сначала въ «Московскихъ Вѣдомостяхъ» и вышедшимъ потомъ отдѣльною брошюрой. 6 марта того же 1903 г., при посѣщеніи пріюта во имя Царицы Небесной для калѣкъ и эпилептиковъ, ГОСУДАРЬ вручилъ мнѣ эту брошюру и приказалъ мнѣ дать о ней свой отзывъ. Таковое же порученіе тогда же было дано протопресвитеру І. Л. Янышеву, К. П. Побѣдоносцеву, а, можетъ быть, и другимъ лицамъ. И въ прошломъ году, когда въ комитетѣ министровъ, при обсужденіи вопросовъ о вѣротерпимости, признано было необходимымъ пересмотрѣть устройство управленія Церкви православной, чтобы съ полнымъ успѣхомъ она могла осуществлять свою спасительную миссію при новыхъ условіяхъ жизни, ГОСУДАРЬ пошелъ на встрѣчу сему признанію и повелѣлъ Сѵноду обсудить это дѣло. Сѵнодъ, въ своихъ прошлогоднихъ мартовскихъ засѣданіяхъ, 15, 18 и 22 числа, призналъ необходимымъ созвать соборъ для преобразованія нашего церковнаго управленія на началахъ каноническихъ, во время благопотребное. Такъ въ тиши зародилось и зрѣло это великое дѣло въ сердцѣ Царевомъ. И на насъ лежитъ теперь долгъ указать благопотребное для собора время и со всѣмъ усердіемъ заняться тщательною подготовкою матеріаловъ, необходимыхъ для рѣшенія всѣхъ подлежащихъ разсмотрѣнію собора вопросовъ.

Итакъ, мы стоимъ теперь какъ бы въ преддверіи всѣми ожидаемаго собора. Если послѣднимъ, до Сѵнодальнаго управленія, соборомъ считать бывшій въ Москвѣ въ 1714 году соборъ противъ кальвинистовъ, то почти 200 лѣтъ Русь Святая не слышала соборнаго церковнаго голоса, и теперь скоро онъ долженъ снова во всеуслышаніе раздаться, и съ нимъ вмѣстѣ должна обновиться и наша жизнь церковная! Великое это благо, великое историческое событіе! И я твердо вѣрю, что Господь поможетъ намъ съ успѣхомъ довести это святое дѣло до конца.

Я твердо уповаю на помощь Божію въ предлежащихъ трудахъ нашего присутствія. Оно обладаетъ всѣми потребными для успѣха дѣла средствами: здѣсь и глубокая религіозность и многосторонняя ученость, и великая добродѣтель... Но надъ всѣми сими стяжать намъ надо любовь и пожелать единодушія и усердія въ работѣ нашей и помолиться, дабы Господь помогъ всѣмъ намъ утвердиться въ этой любви къ великому святому дѣлу и въ ревности по немъ, — въ любви, которая есть, по слову святаго Апостола, совокупность совершенства и наипревосходнѣйшій путь къ Богопознанію и благочестію. При этомъ условіи, мы будемъ всѣ единомышленно исполнять то святое дѣло, которое возложено на насъ волею нашего БЛАГОЧЕСТИВѢЙШАГО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА.

Слава Богу за все! Слава Богу возглаголавшему благая сердцу Цареву о своей святой Церкви и слава Царю нашему, съ любовію отозвавшемуся на дѣло созванія всѣми православными русскими людьми желаннаго церковнаго собора!

Засѣданіе присутствія объявляю открытымъ».



Послѣ владыки митрополита обратился къ собранію Оберъ-Прокуроръ Святѣйшаго Сѵнода князь А. Д. Оболенскій съ слѣдующими словами:

/с. VIII/ Высокопреосвященнѣйшіе архипастыри, пастыри и милостивѣйшіе государи! Да позволено будетъ мнѣ, простому мірянину, поставленному ВЫСОЧАЙШЕЮ волею ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА около церковнаго управленія, сказать слово мое тотчасъ же послѣ многознаменательнаго слова нашего высокочтимаго предсѣдателя.

Поистинѣ велико то дѣло, къ которому вы нынѣ приступаете. Его значеніе — въ той конечной и высшей цѣли, для которой и во имя которой оно зачинается. Какъ всякое дѣло человѣческое, оно имѣетъ и ближайшую цѣль — ясную и опредѣленную: разработать и подготовить вопросы для предстоящаго помѣстнаго собора. Но какъ дѣло церковное, начинающееся въ Церкви и предпринимаемое во благо Церкви, оно имѣетъ своею общею и конечною цѣлью — все то же основное и главное дѣло Церкви — дѣло нашего спасенія во Христѣ, что нынѣ за литургіей такъ ясно и краснорѣчиво изъяснялъ въ своей рѣчи епископъ Могилевскій. Можетъ показаться излишнимъ самое упоминаніе и напоминаніе объ этой всѣмъ, конечно, извѣстной цѣли. Можетъ показаться даже, что цѣль эта, сознаваемая и хранимая въ душѣ каждаго вѣрующаго православнаго христіанина, какъ составляющая, по весьма распространенному мнѣнію, лишь задачу личной духовной жизни, не связана ближайшимъ образомъ съ той работой, въ значительной мѣрѣ научной, которая непосредственно нынѣ предстоитъ этому собранію. Но я позволяю себѣ думать, что это не такъ.

Начало пути, какъ бы далеко оно ни было отъ конечной его цѣли, будетъ вѣрнымъ лишь тогда, когда эта окончательная цѣль открыта, понятна и видна начинающему путь. На пути могутъ быть остановки, практическія въ жизни препятствія, можетъ являться необходимость временныхъ уклоненій въ ту или иную сторону, но главная цѣль должна быть видна всегда и все совершаемое соображено съ точки зрѣнія наилучшаго и наиболѣе вѣрнаго ея достиженія. Если же цѣль скроется или будетъ забыта, легко человѣку заблудиться и принять собственный миражъ за дѣйствительную цѣль, увлечься ей и зайти въ далекія дебри, изъ которыхъ выбраться на вѣрный путь будетъ весьма трудно, а подчасъ и едва ли возможно.

Если, такимъ образомъ, высшая цѣль никогда не должна быть упускаема изъ виду и всегда ясна, то какъ должна она опредѣлять то начало пути, на которомъ мы нынѣ стоимъ. Какъ же должны мы дѣйствовать, имѣя передъ собой эту цѣль?

Мы всѣ православные христіане знаемъ твердо, что вообще никакое дѣло человѣческое не осуществимо безъ помощи Божіей, а дѣло спасенія нашего есть уже въ прямомъ смыслѣ дѣло Божіе, дѣло Его милости и Его благодати. И хотя эта милость и эта благодать даются всѣмъ людямъ и даются даромъ, но получаютъ ее только тѣ, которые дѣлаютъ для того усиліе, которые совершаютъ все необходимое, чтобы эту милость получить.

Итакъ, если передъ нами стоитъ дѣло Божіе, которое можетъ совершиться только по помощи Божіей, то что же намъ нужно сдѣлать теперь въ томъ дѣлѣ, какое на насъ возложено, чтобы милость эту заслужить?

Дѣло наше, задача наша состоитъ въ освѣщеніи и опредѣленіи отношенія православнаго христіанскаго сознанія къ вопросамъ, нынѣ возбужденнымъ и поставленнымъ на разрѣшеніе предстоящаго Церковнаго Собора.

Значитъ, первая забота наша состоитъ въ томъ, чтобы проникнуться всѣмъ сердцемъ и душой этимъ православнымъ христіанскимъ сознаніемъ, /с. IX/ всегда пребывающимъ въ Церкви, опредѣлившимъ даже и все внѣшнее ея устроительство.

Но какъ только на этомъ останавливается мысль, такъ передъ нею встаютъ тѣ великія препятствія, которыми современная жизнь окутываетъ это стремленіе. Въ какомъ состояніи нынѣ находится у насъ религіозная мысль, религіозное сознаніе на Руси? На это дѣло позвольте взглянуть прямо и отвѣтить съ полной откровенностью.

Благодареніе Богу, русскій народъ въ своей коренной основѣ остается вѣрнымъ Церкви Христовой и объединяется, если и не въ своемъ пониманіи вѣры, то въ сердечномъ и душевномъ къ ней отношеніи. Но какъ только мы поднимемся нѣсколько выше, такъ увидимъ даже среди признающихъ себя православными христіанами великое разнообразіе теченій религіозной мысли, при чемъ каждое изъ этихъ теченій выдаетъ себя за единственно вѣрное и исключающее другое. И еслибъ это разнообразіе мыслей и убѣжденій было слѣдствіемъ только различнаго пониманія вопросовъ вѣры, различнаго душевнаго къ этимъ вопросамъ отношенія — такое разнообразіе свидѣтельствовало бы лишь о повышенномъ религіозномъ интересѣ и легко могло бы объединиться во имя той же единой вѣры и единой правды, пребывающей въ Церкви, которая всѣмъ истинно религіознымъ людямъ одинаково дорога. Къ сожалѣнію, однако, это не такъ, или не совсѣмъ такъ.

Религіозная мысль въ нашемъ Отечествѣ не остается безъ вліянія того общаго общественнаго движенія и смуты, которыя охватили Россію. Элементы недовольства, протеста и злобы внѣдряются понемногу а иногда и поневолѣ въ сужденія по вопросамъ вѣры. Противоположныя имъ общественныя теченія, отрицающія всякую долю правды въ обновительныхъ началахъ, даже и такихъ, которыя провозглашены нынѣ съ высоты Престола, въ свою очередь вліяютъ на образованіе взглядовъ по нѣкоторымъ вопросамъ характера церковнаго. Къ этимъ вліяніямъ изъ взбаломученнаго моря политическаго сознанія на пониманіе религіозной истины слѣдуетъ прибавить и вліяніе прямыхъ эгоистическихъ интересовъ, конечно, съ дѣлами вѣры ничего общаго не имѣющихъ, но стремящихся и съ своей стороны вліять на религіозное сознаніе.

Все это, вмѣстѣ взятое, вся эта примѣсь не религіозныхъ вліяній въ сужденіяхъ о вопросахъ вѣры, придаетъ этимъ сужденіямъ особую остроту, вполнѣ чуждую истинной церковности и при столкновеніи отдѣльныхъ мнѣній часто порождаетъ не стремленіе слиться воедино, а раздраженіе, злобу, ненависть и недовольство.

Но эта характеристика, относящаяся къ состоянію религіознаго движенія, вообще у насъ, конечно, почти не можетъ быть примѣнима къ этому избранному высокоавторитетному собранію. Однако и среди здѣсь присутствующихъ несомнѣнно окажется, хотя и въ малой степени, въ степени смягченной уже самой общей молитвой, съ которой начали мы дѣло, — окажется нѣкоторое отраженіе того разномыслія, о которомъ я сейчасъ говорилъ.

И вотъ первая наша задача состоитъ въ томъ, чтобы сгладить при совмѣстномъ обсужденіи всѣ эти разномыслія, взгляды и настроенія. Пусть здѣсь получитъ выраженіе и обнаруженіе все то разнообразіе теченій религіозной и богословской мысли, которое нынѣ раздираетъ религіозное сознаніе. Пусть не смущаясь и не стѣсняясь, всякій выскажетъ все, что у него на душѣ, все, что наболѣло въ сердцѣ его. Въ этомъ обмѣнѣ мыслей и чувствъ пусть обнаружится одно стремленіе къ правдѣ и пусть онъ призоветъ старшихъ снисходительно выслушивать и считаться съ мнѣніями младшихъ, а младшихъ признавать опытъ и мудрость старшихъ. Ясно, что, если при этомъ высшій интересъ никогда не будетъ упускаться изъ виду, — ясно, что Господь поможетъ. Православное сознаніе, покоющееся /с. X/ на Священномъ Писаніи и преданіи, освѣщенное трудами и изысканіями здѣсь присутствующихъ умудренныхъ духовнымъ опытомъ архипастырей, пастырей и ученыхъ нашихъ, обнаружится хотя и въ небольшой средѣ людей, единомысленно исповѣдующихъ вѣру; и этотъ подвигъ уступки всѣхъ одной правдѣ христіанскаго сознанія, конечно, есть то дѣло, то усиліе, которое необходимо для полученія помощи Божіей. А все остальное приложится. Тогда, подготовивъ съ церковной и научной точки зрѣнія подлежащіе разсмотрѣнію Собора вопросы, мы и сами себя къ нему подготовимъ, а подготовивъ себя, положимъ первое начало соборному единенію.

Позвольте отъ всей души пожелать высокоавторитетному собранію успѣха въ предстоящихъ его трудахъ».



Затѣмъ по предложенію предсѣдателя присутствія, всѣми членами присутствія единодушно рѣшено было, прежде всего, обратиться съ благодарственной телеграммой къ ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ за Его непрестанное попеченіе о благоустроеніи православной Россійской Церкви. Тогда же и была послана Его ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ телеграмма за подписью предсѣдателя присутствія.

По прочтеніи текста телеграммы князь Е. Н. Трубецкой высказалъ приблизительно слѣдующее: мы только что согласились послать телеграмму ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и выразить въ ней благодарность за заботы ГОСУДАРЯ о православной Церкви. И нельзя не привѣтствовать этого акта смиренія ВЫСОЧАЙШЕЙ власти предъ Церковью. ГОСУДАРЬ хочетъ не повелѣвать Церкви, а выслушать ея голосъ. Соборный голосъ не раздавался въ нашей Церкви уже почти двѣсти лѣтъ. Такъ начатое дѣло о церковномъ соборѣ должно и получить завершеніе въ сознаніи смиренія. Довѣріе голосу Церкви со стороны ВЫСОЧАЙШЕЙ власти и на насъ налагаетъ обязанность смиренія предъ голосомъ всей Церкви. Быть можетъ нашихъ силъ недостаточно, чтобы подготовить то великое дѣло, къ которому мы призваны. Есть здѣсь представительство іерархіи и клира, но мы, міряне, до нѣкоторой степени случайны въ составѣ присутствія, мы не можемъ быть выразителями голоса всей Церкви. ГОСУДАРЬ изволилъ выразить желаніе, чтобы присутствіе точно опредѣлило время созыва собора, но можемъ ли мы въ настоящее время и въ этомъ составѣ присутствія исполнить волю ГОСУДАРЯ, когда мы безсильны опредѣлить подлинный голосъ Церкви о назрѣвшихъ нуждахъ. Нужно, чтобы дѣло подготовленія къ собору началось снизу, съ прихода, въ епархіяхъ. Нужно, чтобы все выработанное здѣсь подверглось соборному обсужденію на епархіальныхъ съѣздахъ съ участіемъ мірянъ, извѣстныхъ своею преданностью святой Церкви.

Надо дать свободу и устнаго и печатнаго обсужденія церковныхъ нуждъ. Необходимъ рядъ епархіальныхъ съѣздовъ и собраній духовенства и мірянъ для свободнаго обмѣна мыслей по тѣмъ или другимъ назрѣвшимъ вопросамъ. На этихъ собраніяхъ обозначатся и тѣ міряне, которыхъ окажется возможнымъ вызвать въ составъ Собора. Мы не знаемъ, сколько времени потребуется для обсужденія на мѣстахъ этихъ вопросовъ. Но во исполненіе ВЫСОЧАЙШЕЙ воли мы должны приложить всѣ усилія къ тому, чтобы ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОРЪ выслушалъ дѣйствительный голосъ всей Церкви, какъ тѣла Христова. И мы въ настоящемъ составѣ присутствія можемъ только намѣтить рядъ вопросовъ, но они должны быть переданы на обсужденіе епархіальныхъ съѣздовъ духовенства.

Предсѣдатель присутствія митрополитъ С.-Петербургскій Антоній, въ отвѣтъ на слова князя Е. Н. Трубецкаго, разъяснилъ, что съ іюня прош/с. XI/лаго года былъ разосланъ указъ и при немъ, вопросы, подлежащіе разсмотрѣнію Помѣстнаго Всероссійскаго Собора. Эти вопросы разсматривались во многихъ епархіяхъ на епархіальныхъ съѣздахъ съ участіемъ преданныхъ святой Церкви мірянъ. Отзывы епархіальныхъ преосвященныхъ съ приложеніемъ при нѣкоторыхъ соображеній епархіальныхъ съѣздовъ и окружныхъ собраній духовенства доставлены въ Святѣйшій Сvнодъ и представляютъ собою тотъ матеріалъ, который и подлежитъ предварительной разработкѣ присутствія.

Товарищъ Оберъ-Прокурора Святѣйтѣйшаго Сѵнода съ своей стороны высказалъ, что вопросы, предстоящіе разработкѣ Присутствія, затрогиваютъ самыя глубокія стороны духовной жизни всего русскаго православнаго народа и съ этой стороны весьма желательно, чтобы обсужденіе ихъ было доступно самой широкой гласности во всѣхъ слояхъ русскаго общества; хотя вопросы эти и были разсмотрѣны на нѣкоторыхъ епархіальныхъ съѣздахъ, тѣмъ не менѣе заявленіе князя Е. Н. Трубeцкаго можетъ подлежать разсмотрѣнію особаго Присутствія.

Н. П. Аксаковъ, соглашаясь съ княземъ Е. Н. Трубецкимъ въ томъ, что вся церковь должна принимать участіе въ обновленіи церковной жизни, замѣтилъ, что въ этомъ смыслѣ онъ понимаетъ обязанность смиреннаго отношенія къ предстоящимъ задачамъ. Но смириться нужно намъ прежде всего предъ тѣмъ великимъ прошлымъ, единство съ которымъ предстоитъ сохранить намъ цѣлымъ и нерушимымъ. Это — церковное преданіе. Двѣ почти тысячи лѣтъ работала великая подготовительная комиссія, именуемая исторіей церкви, хранившая и примѣнявшая къ мѣняющимся запросамъ жизни одно и тоже неизмѣнное преданіе, переданное церкви апостолами, а ими воспринятое отъ Христа. Бремя каноновъ, если мы не будемъ отождествлять съ ними преданій человѣческихъ, легко. Они даютъ только ту неизмѣнную рамку, въ которую свободно вкладывается жизнь церковная всѣхъ мѣстъ и народовъ, съ ея живыми запросами, требованіями и стремленіями. Въ канонахъ — обезпеченіе свободы церкви и свободы вѣрующаго, а потому и отступленіе отъ нихъ справедливо почитаетъ III вселенскій соборъ «посягательствомъ на свободу всѣхъ», грозящимъ намъ «не примѣтною утратою той свободы, которую даровалъ намъ Кровью Своею Іисусъ Христосъ — Освободитель всѣхъ человѣковъ».

Управляющій Канцеляріею Святѣйшаго Сѵнода, онъ же и дѣлопроизводитель Присутствія, прочиталъ проектъ Сvнодальнаго опредѣленія о программѣ вопросовъ, предстоящихъ разработкѣ Присутствія и о раздѣленіи состава присутствія на семь отдѣлoвъ, а именно: 1) о составѣ Помѣстнаго Собора и порядкѣ разсмотрѣнія и рѣшенія дѣлъ на немъ; 2) о раздѣленіи Россіи на церковные округа и организаціи ихъ, а также о преобразованіи церковнаго управленія — мѣстнаго и центральнаго; 3) объ организаціи церковнаго суда и пересмотрѣ законовъ по дѣламъ брачнымъ вообще и о смѣшанныхъ бракахъ; 4) о благоустроеніи прихода, о порядкѣ пріобрѣтенія церковной собственности, объ епархіальныхъ съѣздахъ и участіи священнослужителей въ общественныхъ и сословныхъ учрежденіяхъ; 5) о преобразованіи духовно-учебныхъ заведеній; 6) по дѣламъ вѣры: о единовѣріи, старообрядчествѣ и другихъ вопросахъ вѣры; 7) о мѣрахъ къ огражденію православной вѣры и христіанскаго благочестія отъ неправыхъ ученій и толкованій въ виду укрѣпленія началъ вѣротерпимости въ Имперіи. Въ виду могущей оказаться надобности выдѣленія изъ предположенныхъ отдѣловъ тѣхъ или иныхъ вопросовъ для отдѣльной разработки въ особомъ составѣ членовъ отдѣловъ или совмѣстнаго обсужденія вопросовъ въ соединенномъ /с. XII/ присутствіи нѣсколькихъ отдѣловъ, предполагалось предоставить осуществленіе сего взаимному соглашенію предсѣдателей и членовъ отдѣловъ, а также возложить на предсѣдателей отдѣловъ вносить на обсужденіе присутствія, какъ главное основаніе принятыхъ отдѣлами для дальнѣйшей разработки вопросовъ, если окажется въ томъ надобность, такъ и подробныя заключенія по мѣрѣ разработки вопросовъ.

Сдѣлавъ нѣсколько замѣчаній о желательныхъ измѣненіяхъ въ программѣ вопросовъ, а именно о включеніи вопроса о преобразованіи центральнаго управленія въ первый отдѣлъ и о Грузинскомъ экзархѣ во второй отдѣлъ, предсѣдатель присутствія предложилъ членамъ онаго высказаться по существу объявленной программы занятій присутствія.

Ѳ. Д. Самаринъ выразилъ пожеланіе, чтобы опредѣлены были задачи перваго собора, а также характеръ, какой должны носить работы присутствія. Мы подходимъ къ дѣлу новому, такъ какъ на Руси не было соборовъ почти двѣсти лѣтъ и должны отнестись къ этому дѣлу съ величайшею осторожностью. Надѣемся, что этотъ соборъ будетъ не послѣднимъ, а первымъ въ ряду Всероссійскихъ Соборовъ. По сему представлялось бы цѣлесообразнымъ задачу перваго собора ограничить возможно меньшимъ кругомъ дѣлъ. Предметы, перечисленные въ программѣ, несомнѣнно имѣютъ громадное значеніе, но невольно возникаетъ вопросъ, по силамъ ли будетъ собору разрѣшить вопросы въ томъ объемѣ, въ какомъ они поставлены. Главная цѣль собора утвердить любовь и оградить миръ въ Церкви. Поэтому необходимо, чтобы рѣшенія Собора были результатомъ сознательной напряженной работы всѣхъ членовъ Россійской Церкви. Въ виду этого нельзя слишкомъ расширять кругъ дѣлъ, подлежащихъ рѣшенію Собора. Утраченное сознаніе значенія Собора еще не усвоено мірянами и даже не всѣмъ вѣдомо изъ духовенства. Поэтому необходима такая работа для Собора, которая могла быть уяснена возможно большимъ числомъ мірянъ. Нынѣ мы переживаемъ минуты особаго напряженія. Всѣ силы русскаго народа мобилизованы для устроенія Государственной жизни Россіи. Трудно расчитывать на еще большее напряженіе, тѣмъ болѣе что не всѣ достаточно подготовлены къ рѣшенію подлежащихъ Собору вопросовъ. Лучше сдѣлать не много, но такъ, чтобы это внесло въ жизнь умиротвореніе и любовь, безъ риска какихъ-либо осложненій и раздѣленій въ Церкви. Предстоящему собору, какъ начинательному, нельзя ставить задачею обновленіе всего церковнаго строя въ Россіи. Соборъ долженъ указать нѣкоторыя переходныя мѣры къ идеальному, но едва ли скоро осуществимому строю. Не такъ блестяща эта задача, какъ задача всесторонняго обновленія Церкви, но смѣю думать путь этотъ наиболѣе безопасный.

Затѣмъ Ѳ. Д. Самаринъ возбудилъ вопросъ, подлежатъ ли обсужденію предметы, предположенные къ внесенію на разсмотрѣніе собора, или они уже предрѣшены.

Предсѣдатель присутствія разъяснилъ, что предрѣшеннаго ничего нѣтъ, и что онъ раздѣляетъ ту точку зрѣнія, что одинъ соборъ не можетъ разрѣшить всѣхъ вопросовъ. Задача присутствія представить собору матеріалъ на тѣ вопросы, которые могутъ быть предложены Соборомъ. Во всякомъ случаѣ, разработка матеріала и того, который не будетъ разсмотрѣнъ Соборомъ, принесетъ все же духовному вѣдомству пользу, напримѣръ, разработка вопроса о духовно-учебныхъ заведеніяхъ. Поэтому Святѣйшій Сvнодъ признаетъ желательною разработку всѣхъ поставленныхъ вопросовъ. Соборъ же самъ рѣшитъ, какія изъ этихъ вопросовъ будутъ подлежать его разсмотрѣнію.

Генералъ-лейтенантъ А. А. Кирѣевъ, раздѣляя мысль князя Трубецкого о важности знать подлинный голосъ всей /с. XIII/ Церкви, высказался за то, что нужно идти къ собору скорѣе, не отлагая его созыва, такъ какъ теперь необходимо спѣшить съ дѣломъ благоустроенія и обновленія церковной жизни, ибо нельзя ручаться и за завтрашній день, — при измѣненіи въ направленіи работъ дѣло можетъ заглохнуть, а его нужно довести до конца, т. е. до начала всѣми желаемаго и ожидаемаго церковнаго собора.

Преосвященный Волынскій Антоній обратился съ просьбою къ представителямъ изъ мірянъ, чтобы они не столько заботились объ общихъ вопросахъ богословскаго и каноническаго вѣдѣнія, сколько старались помочь присутствію въ уясненіи вопросовъ, касающихся духовныхъ нуждъ и церковныхъ интересовъ крестьянъ, а между тѣмъ на эти нужды у мірянъ можетъ быть взглядъ болѣе правильный и менѣе односторонній, чѣмъ у духовенства. Напримѣръ, указывалъ преосвященный Антоній, нерѣдко бываютъ столкновенія между епархіальнымъ начальствомъ и представителями приходовъ объ учрежденіи приходовъ и назначеніи причтовъ въ приходы, гдѣ нѣтъ средствъ на содержаніе причтовъ, и епархіальному начальству приходится отказывать въ просьбахъ лицамъ, благочестиво настроеннымъ. Желательно, чтобы въ этихъ случаяхъ міряне являлись представителями крестьянскихъ нуждъ. Или, напримѣръ, произведенія Вл. С. Соловьева охотно читаются свѣтскимъ обществомъ, проповѣди же и духовная литература находятся въ пренебреженіи. Выяснить причины этого явленія, разработать вопросъ о томъ, какъ сдѣлать доступными обществу богословскую мысль и науку, какъ упорядочить отношенія пасомыхъ къ пастырю, во всемъ этомъ большую пользу могли бы оказать представители отъ мірянъ.

Въ концѣ засѣданія члены присутствія записались на отдѣлы, въ которыхъ они желали бы работать, опредѣлены мѣста, гдѣ должны работать секціи, и назначено на субботу второе общее собраніе присутствія.

Собраніе закончилось въ три часа дня общимъ пѣніемъ молитвы: «Достойно есть».

Источникъ: Журналы и протоколы засѣданій ВЫСОЧАЙШЕ учрежденнаго Предсоборнаго Присутствія. Томъ I. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1906. — С. I-XIII.

Къ матеріаламъ Предсоборнаго Присутствія // Раздѣленіе на секціи


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.