Церковный календарь
Новости


2017-09-24 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Разсказъ блаж. Ѳеодоры о мытарствахъ (1991)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь къ новорукоположенному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь въ день празднованія 50-лѣтія шт. Калифорнія (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь, сказан. въ каѳедр. соборѣ въ Санъ-Франциско (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе къ новопоставленному іерею (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Предложеніе Аляскинскому духовному правленію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Отвѣтъ ген. агенту по народн. образованію (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово въ недѣлю 17-ю по Пятьдесятницѣ (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Бесѣда въ день св. равноап. кн. Владиміра (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь при вступленіи въ Ситхинскій соборъ (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Слово къ прихож. Миннеаполисской церкви (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Изъ бесѣды въ недѣлю Православія (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Поученіе на праздникъ Рождества Христова (1986)
2017-09-24 / russportal
Свт. Тихонъ, патр. Всероссійскій. Рѣчь при вступленіи на архіерейскую каѳедру (1986)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4b (1991)
2017-09-23 / russportal
Іером. Серафимъ (Роузъ). "Душа послѣ смерти". Приложеніе 4a (1991)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Исторія Русской Церкви

Всероссійскій Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг.

Священный Соборъ Православной Россійской Церкви 1917-1918 гг. былъ открытъ въ Москвѣ 15 (28) августа 1917 г. Для участія въ его работѣ было избрано и назначено по должности 564 человѣка: 80 архіереевъ, 129 лицъ пресвитерскаго сана и 10 дьяконовъ изъ бѣлаго духовенства, 26 псаломщиковъ, 20 монашествующихъ (архимандритовъ, игуменовъ и іеромонаховъ) и 299 мірянъ. Соборъ работалъ болѣе года. За этотъ періодъ состоялись три его сессіи: первая — съ 15 (28) августа по 9 (22) декабря 1917 г., вторая и третья — въ 1918 г.: съ 20 января (2 февраля) по 7 (20) апрѣля и съ 19 іюня (2 іюля) по 7 (20) сентября. — Основными вопросами, подлежавшими рѣшенію Собора, были: 1) выработка положенія о Высшемъ Церковномъ Управленіи Всероссійской Церкви; 2) возстановленіе патріаршества; 3) возстановленіе праздника Всѣмъ святымъ въ Землѣ Россійской просіявшимъ; 4) канонизація новыхъ святыхъ: Софронія Иркутскаго и Іосифа Астраханскаго. Однако, къ сожалѣнію, многія рѣшенія Соборъ принималъ подъ давленіемъ т. н. «демократической общественности» и въ немъ очень сильно сказывалось наслѣдіе Февральскаго переворота 1917 г., что помѣшало Собору дать народу четкіе критеріи происшедшей въ Россіи національной катастрофы... — Въ 1994-2000 гг. Новоспасскій монастырь (РПЦ) выпустилъ въ свѣтъ изданіе матеріаловъ Собора 1917-1918 гг., которое состояло изъ 12 томовъ, 11 изъ которыхъ — «Соборныя Дѣянія» и одинъ томъ — «Опредѣленія и Постановленія Собора». Часть Соборныхъ Дѣяній (№№ 1-82, тт. 1-6) была выпущена репринтомъ по изданію, предпринятому еще въ 1918 г. самимъ Соборомъ; остальныя (№№83-170, тт. 7-11) — по архивнымъ матеріаламъ, хранящимся въ Государственномъ архивѣ Россійской Федераціи въ Москвѣ.

Дѣянія Всероссійскаго Помѣстнаго Собора 1917-1918 г.г.

СВЯЩЕННЫЙ СОБОРЪ ПРАВОСЛАВНОЙ РОССІЙСКОЙ ЦЕРКВИ.

ДѢЯНІЕ ВТОРОЕ.
16 августа 1917 года.
[Всенародное торжественное собраніе въ храмѣ Христа Спасителя.]

I. Божественную литургію въ храмѣ Христа Спасителя совершаетъ Тихонъ, Митрополитъ Московскій и Коломенскій, въ сослуженіи Преосвященныхъ викаріевъ Димитрія, Епископа Можайскаго, Арсенія, Епископа Серпуховскаго, Отцовъ Членовъ Собора и соборнаго причта. Во время причастнаго стиха Членъ Собора Протопресвитеръ Большаго Успенскаго Собора Николай Любимовъ произноситъ слѣдующее слово.

Призвавъ Іисусъ ученики Своя (на брегѣ моря Галилейскаго), рече имъ: милосердую о народѣ семъ, яко уже дни три присѣдятъ Мнѣ и не имутъ чесо ясти, и отпустити ихъ не ядшихъ не хощу, да не како ослабѣютъ на пути (Мѳ. 15, 32).

При открытіи Священнаго Всероссійскаго Церковнаго Собора, предъ сонмомъ богомудрыхъ архипастырей, предъ лицемъ великаго множества избранныхъ всею Церковью Россійской просвѣщенныхъ пастырей, ученыхъ мужей и лучшихъ представителей вѣрующаго /с. 26/ народа, — не говорить хотѣлось бы мнѣ, а слышать поученіе, и поученіе сильное, дѣйственное, могущее слабую вѣру мою укрѣпить, умъ помраченный просвѣтить, сердце порочное очистить, волю ослабѣвшую направить къ дѣланію заповѣдей Господнихъ. И если, послушный волѣ своего архипастыря, рѣшаюсь я сегодня выступить съ своимъ словомъ, то совсѣмъ не для поученія и назиданія присутствующихъ здѣсь, а лишь только для того, чтобы вслухъ сего Священнаго Собора повѣдать, какой пищи алчетъ и какого питія жаждетъ получить отъ него вѣрующій народъ Московскій, а вмѣстѣ съ нимъ несомнѣнно и вся вѣрующая Россія. Говорить же предъ Вами отъ имени вѣрующей Москвы я, какъ первый по положенію своему пастырь церкви Московской, имѣю не только право, но и обязанность.

Наканунѣ дня сего, въ великій праздникъ Успенія Богоматери, всѣ мы были свидѣтелями невиданнаго доселѣ и по своей величественной торжественности необычайнаго молитвеннаго собранія. Когда «Священный Соборъ» съ крестнымъ шествіемъ выступилъ изъ Кремля на обширнѣйшую въ Москвѣ такъ называемую «Красную» площадь, очамъ всѣхъ представилась поистинѣ захватывающая душу картина: «народъ многъ», исчислять который возможно не тысячами, и даже не десятками, а развѣ сотнями тысячъ, «обдержалъ» васъ и съ умиленіемъ сердца, со слезами на глазахъ, вкупѣ съ вами молился о ниспосланіи Духа Святаго на Соборъ Церкви Россійской и на труды его къ церковному строенію, къ утоленію духовнаго глада всѣхъ вѣрующихъ и вѣрныхъ чадъ Православной Церкви Россійской. Уже не «дни три», а почти цѣлыхъ три столѣтія голодаетъ Церковь Россійская, «не имѣя чесо ясти» изъ той духовной пищи, которая можетъ быть дарована ей Соборомъ Церковнымъ, и вотъ теперь только, съ надеждой взирая на Священный Соборъ сей, простираетъ къ нему свои слезныя мольбы объ утоленіи своего глада духовнаго.

«Помилосердуйте» же, отцы и братіе, о вѣрующемъ и гладномъ «народѣ семъ и дайте имъ ясти».

Къ вамъ, богомудрые архипастыри, къ вамъ первѣе всего устами моими обращается вѣрующій народъ русскій съ такою мольбою: /с. 27/ «Дадите намъ отъ елея вашего, яко свѣтильницы наши угасаютъ» (Матѳ. 25, 8). Вы въ Церкви Христовой прямые преемники апостольскаго служенія, вы сугубо одарены благодатію Духа Божія. Озарите свѣтомъ истины Христовой нашъ помраченный разумъ: «вложите» въ отягченныя плотскими похотьми «сердца наша страхъ блаженныхъ заповѣдей» Господнихъ, да «духовное жительство пройдемъ» въ Церкви Христовой, «мудрствующе и дѣюще вся, яже къ благоугожденію Божію».

Вы, просвѣщенные служители науки богословской, ученые изслѣдователи исторіи Церкви Христовой на землѣ и преданій церковныхъ, — дадите намъ отъ знанія вашего! Скажите намъ, какъ благоустроялась Церковь Христова изначала, какъ созидались въ ней тѣ или другія церковныя установленія, на какихъ церковно-историческихъ преданіяхъ должно быть основано церковное строительство примѣнительно къ условіямъ жизни намъ современной.

Вы, добрые пастыри стада Христова, со всѣхъ концовъ Руси святой сошедшіеся сюда, чтобы, подѣлившись другъ съ другомъ богатымъ запасомъ своего духовнаго опыта, сугубо возревновать о спасеніи душъ вашихъ пасомыхъ, — дадите намъ отъ сей пастырской ревности вашей и отъ вашего духовнаго опыта! Вы стоите близко къ народу, вы знаете его духовныя нужды, вы слышите его воздыханія сердечныя... Укажите же, какъ надо благоустроить жизнь прихода православнаго, какими средствами слѣдуетъ оздоровить жизнь народную, какъ объединить вѣрующнхъ чадъ Церкви вокругъ храмовъ Божіихъ, какими узами крѣпче связать пасомыхъ съ ихъ пастырями, дабы совокупными усиліями, подъ мудрымъ водительствомъ своихъ архипастырей, могли они лучше созидать дѣло своего спасенія, постепенно возрастая «въ мѣру возраста исполненія Христова» (Ефес. 4, 13).

Вы, представители мірскаго житія и вмѣстѣ съ тѣмъ вѣрующія и вѣрныя чада святой Церкви Православной! Бросивши свои мірскія заботы и дѣла, оставивши житейскія попеченія о своемъ общественномъ, семейномъ и матеріальномъ положеніи, вы посвятили себя на болѣе или менѣе продолжительное время служенію церковному: пришли на Соборъ, чтобы принять посильное участіе въ церковномъ /с. 28/ строительствѣ, и тѣмъ проявили пламенную любовь къ своей матери — Церкви Православной. — Дадите намъ отъ сея любви вашея! Научите и насъ всегда «дѣло Божіе» ставить выше всякихъ дѣлъ человѣческихъ, благоустроеніе жизни церковной предпочитать заботамъ о переустройствѣ жизни гражданской, общественной, — «искать» первѣе всего «царствія Божія и правды Его», и тогда «приложатся» намъ и вся благая міра сего (Матѳ. 6, 33).

Вотъ какой пищи духовной требуютъ отъ Священнаго Собора всѣ вѣрующія чада Православной Церкви Россійской.

Дадите же имъ пищу сію, «да не ослабѣютъ они» на жизненномъ «пути» своемъ, на пути, не только полномъ различныхъ преткновеній, соблазновъ и бурь житейскихъ, но прямо даже пути крестоносномъ, страдальческомъ.

Вѣдь гибнеть наша мать родная, русская отчизна, не столь одолѣваемая лютымъ внѣшнимъ врагомъ, сколь обуреваемая внутри различными вѣтрами лжеученій, безвѣрія, мятежа и нестроеній... Гдѣ искать ей спасенія отъ бурь житейскихъ и избавленія отъ тяжкихъ недуговъ, обдержащихъ ю? гдѣ, какъ не въ Церкви Христовой, которая одна можетъ и должна служить для всѣхъ обуреваемыхъ тихою и надежною пристанью, — для всѣхъ немощствующихъ единою неоскудѣвающей врачебницей, всякія недуги исцѣляющей и отъ смерти избавляющей...

Да пребудетъ же во вѣки незыблемою святая Церковь Христова по обѣтованію Спасителя: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей» (Матѳ. 16, 18). И да ниспошлетъ Всеблагій Владыка Свое небесное благословеніе «на собравшихся вкупѣ вѣрныхъ людей своихъ, во еже благоугодно совершити имъ устроеніе Православныя Церкви Россійскія! Аминь».

II. По окончаніи литургіи Члены Собора, епископы, выйдя изъ алтаря царскими вратами въ архіерейскихъ мантіяхъ, размѣщаются на особыхъ скамьяхъ, покрытыхъ краснымъ сукномъ, посрединѣ храма, а всѣ прочіе Члены Собора занимаютъ мѣста по правой и лѣвой сторонамъ отъ епископовъ.

/с. 29/

III. Засѣданіе открыто подъ предсѣдательствомъ первенствующаго Члена Святѣйшаго Синода Владиміра, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго. Соборъ воспѣваеть стихиру «Днесь благодать Святаго Духа насъ собра».

IV. Собору приносятъ привѣтствія:

1) Отъ Временнаго Правительства — Министръ Исповѣданій А. В. Карташевъ.

«Архипастыри, пастыри и братіе о Христѣ.

Представляя здѣсь Высшую Государственную Власть Временнаго Правительства, какъ Министръ Исповѣданій, я имѣю высокую честь принести отъ лица Временнаго Правительства Чрезвычайному Помѣстному Собору Всероссійской Церкви привѣтъ и пожеланіе плодотворной законодательной и устроительной работы.

Временное Правительство поручило мнѣ заявить Освященному Собору, что оно гордо сознаніемъ — видѣть открытіе сего церковнаго торжества подъ его сѣнью и защитой. То, чего не могла дать Русской національной Церкви власть стараго порядка, съ легкостью и радостью предоставляетъ новое Правительство, обязанное насадить и укрѣпить въ Россіи истинную свободу.

Временное Правительство видитъ въ настоящемъ Соборѣ не обычный съѣздъ частнаго сообщества, какихъ теперь несчетное число: оно видитъ въ Соборѣ Русской Православной Церкви полномочный органъ церковнаго законодательства, имѣющій право авторитетнаго представленія на уваженіе Временнаго Правительства законопроектовъ о новомъ образѣ церковно-правительственныхъ учрежденій и о видоизмѣненіи отношеній Церкви къ Государству.

Временное Правительство сознаетъ себя, впредь до выработки Учредительнымъ Собраніемъ новыхъ основныхъ законовъ, стоящимъ въ тѣсной близости къ дѣламъ и интересамъ Православной Церкви. Въ своемъ составѣ оно до сихъ поръ имѣло Оберъ-Прокурора Святѣйшаго Синода Русской Православной Церкви (а не иныхъ какихъ-либо исповѣданій). И если недавно упразднена эта /с. 30/ должность (но не упразднены до времени ея права и обязанности), то только потому, что, въ виду Церковнаго Собора, Правительство не желало, ради символики утверждаемой имъ свободы Церкви, сохранять это имя, ставшее по мнѣнію церковнаго общества синонимомъ тяжкой зависимости Церкви отъ Государства.

Временное Правительство ждетъ той минуты, когда Соборъ представитъ ему новый планъ церковнаго управленія, и тогда оно съ готовностью упразднитъ въ кругѣ полномочій своего Министра Исповѣданій его оберъ-прокурорскія права и обязанности по дѣламъ внутренняго церковнаго управленія, оставивъ за нимъ болѣе внѣшній надзоръ за закономѣрностью.

Ожидая отъ Собора законодательныхъ предположеній, касающихся преобразованій церковнаго управленія, Временное Правительство полагаетъ, что впредь до принятія имъ этихъ предположеній всѣ прежнія правящія установленія Русской Церкви, къ учрежденію коихъ государственная власть приложила печать своей санкціи, остаются въ полной силѣ ихъ дѣйствія и не могутъ быть поколеблены безъ внесенія въ область управленія и церковно-государственныхъ отношеній безпорядка и анархіи. Не желая этого ни Церкви, ни Государству, и утверждая публично-правовыя полномочія Собора, Временное Правительство 11 сего августа приняло слѣдующее постановленіе въ двухъ пунктахъ:

1) Предоставить открывающемуся 15 сего августа въ Москвѣ Помѣстному Собору Всероссійской Церкви выработать и внести на уваженіе Временнаго Правительства законопроектъ о новомъ порядкѣ свободнаго самоуправленія русской Церкви.

2) Сохранить впредь до принятія Государственной властью новаго устройства высшаго церковнаго управленія всѣ дѣла внутренняго церковнаго управленія въ вѣдѣніи Святѣйшаго Правительствующаго Синода и состоящихъ при немъ установленій.

Исполнивъ долгъ сего заявленія отъ имени Временнаго Правительства, я не смѣю ничѣмъ осложнять дальнѣйшую рѣчь и обнаруживать волнующія меня чувства за нашу Церковь и наше родное Отечество. Осѣню лишь себя вмѣстѣ съ вами широкимъ православнымъ крестомъ».

/с. 31/

2) Отъ Святѣйшаго Правительствующаго Синода — Первоприсутствующій Членъ онаго Платонъ, Митрополитъ Тифлисскій, Экзархъ Кавказскій.

«Святѣйшій Синодъ, привѣтствуя Всероссійскій Церковный Соборъ, нынѣ на зарѣ Соборной Церковной жизни со всѣмъ православнымъ міромъ переживаетъ свѣтлое чувство духовной радости, ибо въ это тяжелое время крайнихъ бѣдствій нашей родины, когда ея коснулась карающая рука Божія, мы въ Соборѣ имѣемъ знакъ Его къ намъ великой милости и любви.

Со всѣхъ концовъ земли русской православной вы, возлюбленные архипастыри, пастыри и избранные пасомые Церкви нашей, пришли въ сей древній городъ Москву.

Какъ собиратель земли русской, какъ истинное сердце Святой Руси, какъ центръ святыни русской, радуется нынѣ градъ Москва, радостью великою и съ нимъ ликовствуетъ не только наша Русь православная, но и весь міръ православный. Приспѣ и для насъ въ эти мрачные дни печали день свѣтлаго торжества, въ эти дни бранныхъ кликовъ, — день мирнаго торжества.

И Святѣйшій Синодъ исполненъ радостью о собраніи вашемъ. Ваше множество, ваша вѣрность преподанной нашими предками святой истинѣ, ваша ревность о Господѣ и готовность на труды для Церкви Его святой, ея преуспѣянія и величія воистину духовно утѣшаютъ и вызывають въ православной русской душѣ чистую святую радость.

Собранніи о имени Господа нашего Іисуса Христа(1 Кор. 5, 4), водиміи Духомъ Святымъ (Іоан. 3, 8), яко тѣло Христово (1 Кор. 12, 27), яко Церковь Бога жива (2 Кор. 6, 16) яко каменіе живо и святительство свято (1 Петр. 2, 5), яко воистину свободніи (Іоан. 8, 36), вы въ безквасіи чистоты и истины (1 Кор. 5, 8) добродѣтели возвѣстите изъ тьмы насъ призвавшаго въ чудный Свой свѣть (1 Петр. 2, 9).

Собранные воедино отвсюду, вы можете полностью выяснить нужды церковныя, скорби и печали, во вмѣстѣ дать и утѣшеніе, излечить раны, помочь своимъ разумѣніемъ и попеченіемъ о Церкви Господа Бога, юже стяжа Онъ кровію Своею (Дѣян. 20, 28).

/с. 32/ Имѣя раздѣленія дарованій, служеній и дѣйствъ (1 Кор. 12, 4-6), вы вся можете содѣлать о укрѣпляющемъ васъ Іисусѣ. Пребывая въ любви и держась твердо благовѣствованія спасенія нашего (Ефес. 1, 4-5), тщащеся блюсти единеніе духа въ союзѣ мира (Ефес. 4, 3), вы можете достигнуть великой духовной силы, сострадая страждущимъ, поддерживая слабѣющихъ, сорадуясь съ преизбыточествующими, «да не будетъ распри въ тѣлеси, но да равно единъ о другомъ пекутся уди» (1 Кор. 12, 25). Имѣя обрученіе наслѣдія нашего въ похвалу славы Того, Его же Богъ даде главу выше всѣхъ Церкви, яже есть тѣло Его (Ефес. 1, 14. 22-23), вы отразите навѣты и поразите всѣхъ видимыхъ и невидимыхъ супостатъ дѣла Божія.

Прозирая въ грядущее и внимая слову Рекшаго: «се гряду скоро: держи, еже имаши, да никтоже пріиметъ вѣнца Его» (Апок. 3, 11), вы можете исполнить хотѣніе Могущаго паче вся творити по преизбыточествію, ихже просимъ или разумѣемъ (Ефес. 3, 20).

Великое дѣло предъ вами, возлюбленніи. Святое дѣло, дѣло Божіе. И на дѣлѣ семъ чресла ваша да будутъ препоясана, и свѣтильницы горящи (Лук. 12, 35), — да будете раби вѣрніи и мудріи (Матѳ. 24, 45). А Богъ всякія благодати, призвавый насъ въ вѣчную свою славу о Христѣ Іисусѣ, Той да совершить вы, да утвердитъ, да укрѣпитъ, да оснуетъ (1 Петр. 5, 10), да осѣнитъ всѣ дни Собора и да содѣлаетъ настоящій Соборъ, столь долго жданный и столь горячо желанный, истиннымъ торжествомъ духа Христова въ современной мятущейся и обуреваемой жизни, въ которой трудами Собора «милость и миръ и любы да умножатся» (Іуд. 1, 2).

Святѣйшій Синодъ, совершивши, по милости и при помощи Божіей, сіе великое дѣло созванія Всероссійскаго Церковнаго Собора, преклоняется, чтобы съ благоговѣйнымъ трепетомъ воздать Богу хвалу и благодареніе, честь и поклоненіе».

     Смиренный Платонъ, Митрополитъ Тифлисскій, Экзархъ Кавказскій.
     Смиренный Сергій, Архіепископъ Владимірскій и Шуйскій.
     Агаѳангелъ, Архіепископъ Ярославскій и Ростовскій.
     Протопресвитеръ Николай Любимовъ.

/с. 33/

3) Отъ Московской каѳедры — Тихонъ, Митрополитъ Московскій и Коломенскій.

«Съ великою радостію исполняю священный и вмѣстѣ пріятный долгъ привѣтствовать Чрезвычайный Соборъ отъ лица Московской Церкви. Москва издавна была носительницей и выразительницей церковныхъ вѣрованій и религіозныхъ упованій. Не видя у себя свыше 200 лѣтъ Церковнаго Собора, она не могла не скорбѣть. Лучшіе сыны ея — и архипастыри и вѣрующіе міряне — жили мечтою о возобновленіи соборной жизни Церкви, но по неисповѣдимымъ планамъ Божественнаго Промышленія имъ не суждено было дожить до настоящихъ счастливыхъ дней, всѣ они свидѣтельствованы въ вѣрѣ, не получивъ обѣтованія. Подобно древнему Израилю, они лишь издали созерцали обѣтованное намъ отъ Господа, но войти въ обѣтованную землю не могли. И мы уповаемъ, что съ созывомъ Церковнаго Собора обновится вся жизнь нашей Церкви, Соборъ вызоветъ приливъ народной вѣры и религіозныхъ чаяній.

Вѣрующая Москва ожидаетъ отъ Собора содѣйствія и въ устройствѣ государственной жизни. Всѣмъ вѣдомо, что Москва и ея Святыни въ прошлые годы дѣятельно участвовали въ созиданіи Русской Державы. Нынѣ Родина наша находится въ разрухѣ и опасности, почти на краю гибели. Какъ спасти ее — этотъ вопросъ составляетъ предметъ крѣпкихъ думъ. Многомилліонное населеніе Русской земли уповаетъ, что Церковный Соборъ не останется безучастнымъ къ тому тяжкому положенію, какое переживаетъ наша Родина. Созерцая разрушающуюся на нашихъ глазахъ храмину государственнаго нашего бытія, представляющую какъ бы поле, усѣянное костями, я, по примѣру древняго пророка, дерзаю вопросить: оживутъ ли кости сія?

Святители Божіи, пастыри и сыны человѣческіе! Прорцыте на кости сухія, дуновеніемъ Всесильнаго Духа Божія одухотворите ихъ, и оживуть кости сія и созиждутся, и обновится лице Свято-Русскія земли!»

4) Отъ Комиссіи Государственной Думы по дѣламъ православной вѣры — Предсѣдатель названной Коммиссіи, членъ Государственной Думы В. Н. Львовъ.

/с. 34/ «Вся 10-лѣтняя дѣятельность церковной комиссіи Государственной Думы была періодомъ борьбы за права свободной Церкви и мнѣ, какъ предсѣдателю этой комиссіи, особенно была близка и вѣдома вся тяжесть напряженной работы церковной комиссіи. Нынѣ эта борьба кончена. Церковь получила свободу, но не отъ руки бывшаго правительства, не отъ царской власти. Только самъ народъ и то великое революціонное движеніе, которое по неисповѣдимымъ путямъ Промысла Божія охватило Россію, даровали свободу Церкви.

Свобода дана Церкви волею русскаго народа, — объ этомъ предсѣдатель церковной комиссіи счастливъ заявить предъ лицомъ Церковнаго Собора и передать Собору привѣтствія и пожеланія счастливой и плодотворной работы отъ церковной комиссіи Государственной Думы».

5) Отъ Общества религіозно-нравственнаго просвѣшенія въ духѣ Православной Церкви — протоіерей П. Н. Лахостскій.

«Чаянія многихъ поколѣній Православнаго русскаго міра осуществились. Заря соборной церковной жизни, давно уже загорѣвшаяся, раскрыла наконецъ скрывавшія близость разсвѣта темныя тучи. И вотъ поднимается многосвѣтлое свѣтило Собора, чтобы озарить своими свѣтлыми лучами церковный міръ и пробудитъ его къ трудовой жизни.

Восходъ Солнца вселенная встрѣчаетъ согласнымъ хоромъ ликующаго привѣта.

Общество распространенія религіозно-нравственнаго просвѣщенія въ духѣ Православной Церкви, возникшее тогда, когда условіями общественной и политической нашей жизни начала соборности были до крайности стѣснены, все время своего бытія посвятило служенію этимъ началамъ, и нынѣ, радостно встрѣчая ихъ осуществленіе, сыновне приноситъ Всероссійскому Помѣстному Церковному Собору одушевленныя свои привѣтствія.

Господь судилъ собратъся Собору въ такіе дни, когда наша земля страдаетъ въ тяжкихъ обстояніяхъ непріятельскаго разоренія и внутренняго распада.

Да пошлетъ Господь Собору быть началомъ возстановленія разореннаго и собранія распадающагося и разрушаемаго церков/с. 35/наго и государственнаго величія нашего Отечества. Да соберется народъ нашъ въ единство во Христѣ, ведомый церковнымъ священноначаліемъ во свѣтѣ ученія Христова. Да укрѣпитъ онъ свою волю въ служеніи добру на поприщѣ благословеннаго труда. Въ трудѣ и единствѣ да почерпнетъ онъ духъ мужества и бодрости къ перенесенію приключившихся невзгодъ и къ предстоящей сложной работѣ по созданію устойчивыхъ нормъ государственной и церковной жизни въ новыхъ бытовыхъ условіяхъ.

Неисчислимый сонмъ святыхъ и праведныхъ отецъ, прежде отшедшихъ отъ насъ ко Господу и взирающихъ нынѣ на дѣла наши изъ горняго міра, да соучаствуетъ Собору въ его мысляхъ и дѣяніяхъ на благо святой Церкви и во славу Единаго въ Троицѣ славимаго Бога, Ему же честь и поклоненіе да пребудетъ отъ рода нашего во вѣки. — 15 Августа 1917 г.»

     Предсѣдатель Совѣта Общества Протоіерей Философъ Орнатскій.
     Протопресвитеръ Александръ Дерновъ.
     Протоіерей Павелъ Лахостскій.
     Протоіерей Евгеній Кондратьевъ.
     Священникъ Іоаннъ Кьяндскій.
     Священникъ Павелъ Аникіевъ.
     Докторъ церковной исторіи С. Рункевичъ.
     Дѣлопроизводитель Протоіерей Павелъ Кульбушъ.


6) Отъ Государственной Думы — Предсѣдатель Государственной Думы М. В. Родзянко.

«Отъ Государственной Думы горячій привѣтъ Всероссійскому Церковному Собору и низкій поклонъ всѣмъ его участникамъ. Мысль о Соборѣ и о соборномъ устроеніи Церкви возникла и поддерживалась неизмѣнно въ III-ей и IV-ой Государственныхъ Думахъ. Эта завѣтная мечта о соборномъ устроеніи Церкви получила нынѣ свое осуществленіе, — въ наше смутное время, какое мы всѣ переживаемъ.

Государственная Дума имѣетъ полную увѣренность въ томъ, что Соборъ архипастырей, пастырей и церковнаго народа, независимо /с. 36/ отъ возлагаемыхъ на него задачъ устроенія церковнаго, будетъ способнымъ содѣйствовать примиренію и объединенію всѣхъ русскихъ людей. Церковь способна укрѣпить духовныя силы народа. Религіозное чувство отличается тѣмъ, что оно имѣетъ силу объединить всѣхъ».

7) Отъ арміи и флота — Протопресвитеръ военнаго и морского духовенства Г. І. Шавельскій.

«Отъ лица многострадальной нашей Арміи приношу Всероссійскому Церковному Собору горячее привѣтствіе по случаю его открытія и молитвенное пожеланіе, да благословитъ Всемогущій Господь труды Собора и Своею всесильною десницею да направитъ ихъ ко благу своей Святой Церкви во славу великой нашей Родины. Вмѣстѣ съ этимъ дерзаю я обратиться къ Собору съ усердной мольбой.

Какъ связанный по рукамъ и ногамъ исполинъ стоитъ обезсиленная, больная духомъ наша армія. Богомудрые архипастыри, отцы и братія, составившіе Священный Соборъ, поддержите ее! Своимъ горячимъ словомъ ободрите ее, своими благословеніями и молитвами подкрѣпите ее, своими наставленіями укажите ей духовный путь, по которому идти, да спасетъ она и нашу Родину Святую».

8) Отъ Московскаго Городского Общественнаго Управленія и населенія города Москвы — Московскій Городской Голова В. В. Рудневъ.

«Московская Городская Дума, какъ представительница населенія, шлетъ привѣтъ служителямъ Церкви и мірянамъ, собравшимся для устроенія новой свободной Церкви. Здѣсь, въ сердцѣ Россіи, въ сердцѣ матери городовъ русскихъ, въ центрѣ духовныхъ и религіозныхъ изысканій раздается нынѣ голосъ свободной Церкви; на развалинахъ печальной памяти вѣдомства залагаются первые камни живой Церкви. Основы духовно-религіозной жизни вѣчны, и, пока живъ будетъ русскій народъ, живы будутъ его пламенная вѣра и искренняя религіозность, полная терпимости ко всѣмъ инако мыслящимь. Въ предстоящихъ трудахъ и заботахъ о будущемъ Православная Церковь должна откликнуться и всѣми силами должна войти въ великую задачу спасенія и объединенія Родины».

/с. 37/

9) Отъ Общества любителей духовнаго просвѣщенія — профессоръ Московской Духовной Акаденіи И. М. Громогласовъ.

«Богомудрые архипастыри, благоговѣйнѣйшіе іереи, боголюбивые клирики и православные міряне, пришедшіе на Чрезвычайный Соборъ Церкви Россійской! Московское Общество Любителей Духовнаго Просвѣщенія, старѣйшее изъ существующихъ у насъ богословско-научныхъ и религіозно-просвѣтительныхъ содружествъ, основанное мудрымъ кормчимъ Церкви Московской — митрополитомъ Филаретомъ, пріемлетъ дерзновеніе почтительно привѣтствовать васъ въ день торжественнаго открытія соборныхъ засѣданій. Воистину великъ и радостенъ сей день, его же сотвори Господь для Своей Церкви. Исполнилась завѣтная мечта ея вѣрныхъ чадъ, и, если нынѣ радость духовная трепетно объемлетъ ихъ сердца, то у кого она можетъ быть живѣе и полнѣе, чѣмъ у членовъ Общества, не только давно лелѣявшаго мысль о возстановленіи соборности и соборовъ въ русской Церкви, не только посильно служившаго выясненію и распространенію этой мысли путемъ устнаго и печатнаго слова, но я могу сказать это здѣсь прямо — порою и страдавшаго за нее?.. Если важнѣйшая изъ задачъ, предлежащихъ Собору, есть преобразованіе нашего церковнаго управленія на каноническихъ началахъ, то кто съ болѣе глубокимъ сочувствіемъ могъ бы привѣтствовать начало соборныхъ трудовъ, чѣмъ ученое братство, такъ много потрудившееся надъ изученіемъ важнѣйшихъ источниковъ церковнаго права и давшее, помимо многаго другого, драгоцѣннѣйшее пособіе для изъясненія церковныхъ каноновъ въ своемъ изданіи «Правилъ св. апостолъ, св. вселенскихъ и помѣстныхъ соборовъ и св. отецъ» съ толкованіями трехъ знаменитыхъ византійскихъ комментаторовъ (Зонары, Аристина и Вальсамона) въ переводѣ двухъ своихъ сочленовъ-канонистовъ: высокопреосвященнаго Алексія (Лаврова) и проф. А. С. Павлова? И если, наконецъ, наряду съ словами привѣтствія умѣстны слова пожеланій, то въ великій и святой моментъ, когда раскрывается Книга правилъ церковныхъ, дабы на ея еще не заполненныхъ листахъ были начертаны постановленія сего святого Собора, чего иного мы можемъ желать, какъ не того, /с. 38/ чтобы свои опредѣленія изрекъ онъ въ духѣ и силѣ древнихъ каноновъ? Усердные чтители ихъ, мы для своихъ завѣтныхъ упованій не имѣемъ надобности искать въ этотъ часъ иного выраженія, чѣмъ то, какое дано въ словахъ 8-го правила III вселенскаго Собора: «да не преступаются правила отецъ; да не вкрадывается, подъ видомъ священнодѣйствія, надменность власти мірскія, и да не утратимъ по малу, непримѣтно, тоя свободы, которую даровалъ намъ кровію Своею Господь нашъ Іисусъ Христосъ, освободитель всѣхъ человѣковъ». Ему же слава въ Церкви да будетъ во вѣки».

10) Отъ представителей духовныхъ академій — профессоръ Кіевской Духовной Академіи В. З. Завитневичъ.

«Для каждаго сознательнаго, для каждаго вдумчиваго сына Православной Церкви настоящій день есть не просто день церковнаго праздника: это есть день великаго торжества обновленія Церкви на началѣ соборности, на томъ началѣ, которое сначала было у насъ въ пренебреженіи, а потомъ временно и совсѣмъ забыто. А между тѣмъ соборность — это есть душа Православной Церкви, это есть біеніе пульса церковнаго организма, его жизненный нервъ, отъ движенія котораго зависитъ самая жизнь Церкви: движется этотъ нервъ — и жизнь Церкви поддерживается, замираетъ это движеніе — и жизнь Церкви замираетъ. То небывалое нравственное разложеніе, тотъ страшный аморализмъ, которые мы наблюдаемъ въ наши дни, это есть несомнѣнный показатель того, что жизнь нашей Церкви, какъ нравственно-воспитательнаго института, остановилась; остановилась потому, что остановилась работа центральнаго винта нашего церковно-общественнаго механизма. Всѣ это ясно видятъ, всѣ это понимаютъ; но это особенно ясно, это особенно понятно для насъ — представителей богословской науки, имѣющихъ возможность глубже, всестороннѣе постигнуть какъ самое существо начала соборности, такъ и всѣ слѣдствія его практическаго осуществленія въ жизни. Здѣсь прячина того глубокаго душевнаго волненія, того высокого воодушевленія, которое мы, представители богословской науки, переживаемъ въ этотъ день величайшаго торжества нашей матери Православной Церкви. А такъ какъ отъ избытка сердца уста глаголютъ, то мы и /с. 39/ испытываемъ нравственную потребность засвидѣтельствовать предъ этимъ высокимъ собраніемъ воодушевляющія насъ чувства, присоединяя увѣреніе, что теперь, какъ и въ будущемъ, по мѣрѣ нашего разумѣнія, насколько это будетъ зависѣть отъ нашей доброй воли, мы не перестанемъ работать какъ для теоретическаго уясненія начала соборности, такъ и для практическаго осуществленія его въ жизни».

11) Отъ Московскаго Губернскаго Земства — членъ Московской Губернской Земской Управы С. К. Родіоновъ.

«Съ благоговѣніемъ здѣсь, передъ лицомъ Священнаго Россійскаго Собора, передавая глубокій привѣтъ отъ Московскаго земства, я выступаю, чтобы выразить все, чѣмъ душа полна въ это смутное время, которое переживаетъ наша Родина.

Московское земство въ тревогѣ, оно видитъ, что надвигается страшное время, когда наше Великое Государство разлагается, всѣ мысли земства направлены только на дѣло спасенія Россіи и на то, чтобы мы, наконецъ, начали понимать весь ужасъ положенія, являющійся отъ взаимнаго нашего народнаго несогласія.

Мы видимъ, что многіе; изъ войскъ нашихъ забыли свой долгъ и складываютъ оружіе, уступая врагу родную землю. Мы видимъ, что многіе изъ тыла растеряли нравственныя чувства патріотизма, стремятся только къ удовлетворенію своихъ страстей, самолюбія, жажды власти и достиженія собственныхъ интересовъ, когда партіи расшатываютъ всѣ основы Государства, забывая, что въ единеніи спасеніе Россіи.

Гдѣ голосъ, который бы остановилъ разнузданный въ своихъ направленіяхъ русскій народъ, гдѣ голосъ, который сказалъ-бы: «стойте братья, мы гибнемъ подъ неистовой пляской разбушевавшихся страстей»? Пусть же этотъ отрезвляющій голосъ прозвучитъ здѣсь, въ стѣнахъ храма, и отъ носителей священныхъ завѣтовъ, пусть этотъ голосъ мощно произнесетъ: «остановитесь, слейтесь во-едино во имя спасенія Родины, не губите отчизны, часъ насталъ, великій часъ, когда каждый отвѣчаетъ своею совѣстью передъ народомъ и своими дѣтьми! Пусть Св. Церковь, устроившись въ своей внутренней жизни, свободная, вольетъ свѣтъ истины въ на/с. 40/болѣвшія сердца ваши. Пусть никто не думаетъ, что пламя вѣры потухло подъ разными теченіями взглядовъ; вѣра постигается больше тамъ, гдѣ человѣкъ стоитъ передъ лицомъ смерти; вѣдь почти каждый воинъ, идущій въ бой, шепчетъ молитву, отдавая свою жизнь ради спасенія Родины.

Развѣ можно забыть тѣ времена, когда совершалось строительство земли Русской, когда Св. Сергій, этотъ великій подвижникъ Московскій и собиратель земли Русской, ходилъ, умоляя удѣльныхъ князей соединиться съ Москвою, чтобы образовать единое Государство, развѣ не завѣщалъ также это Св. Митрополитъ Алексій, говоря, что въ единствѣ есть сила Государства Русскаго, развѣ Дмитрій Донской не побѣдилъ враговъ, одухотворенный религіознымъ чувствомъ, развѣ отъ ихъ великаго почина не создалась необъятная и могучая Россія? Вотъ въ чемъ связь Церкви съ Государствомъ, и одно безъ другого существовать у русскаго народа не можетъ. Гдѣ же теперь эти подвижники, гдѣ же теперь эти люди, скромные видомъ, но великіе духомъ? Идите же къ намъ теперь, когда созданное Вами разрушается, вдохните же силу Вашего духа для спасенія свободной Родины, въ дѣянія Собора, который своимъ мощнымъ гласомъ долженъ удержать отъ паденіи и укрѣпить Великую Россію. Великій Соборъ! Прояви священную власть надъ больной душой нашей, возвѣсти Именемъ Христа русскому народу любовь другъ къ другу и вразуми, что только въ единеніи спасеніе Родины».

12) Отъ Главнаго Комитета союза офицеровъ Арміи и Флота — старшій лейтенантъ К. В. Солдатенковъ.

«Мнѣ, представителю Главнаго Комитета Союза офицеровъ Арміи и Флота, поручено привѣтствовать Всероссійскій Соборъ Православной Церкви и завѣрить, что корпусъ офицеровъ, вѣрный завѣтамъ Православной Церкви, приложитъ всѣ свои усилія, чтобы провести въ жизнь и поддержать все то, что здѣсь лучшіе сыны православія постановятъ и признаютъ за благо.

Офицеры Русской Арміи и Флота всегда были на стражѣ Православной Церкви и съискони вѣковъ считались вѣрными ея защитниками. Это было, это есть и теперь.

/с. 41/ Главный Комитетъ офицеровъ Арміи и Флота надѣется, что Православная Церковь, освободившаяся отъ всякаго контроля, наконецъ, вступитъ на путь, указанный ей Святыми Отцами.

Мы — офицеры Арміи и Флота — желаемъ, чтобы Православная Церковь была дѣйствительно тѣмъ свѣточемъ, который освѣтитъ тотъ трудный и тернистый путь, по которому православные сыны Россіи, забывъ междоусобные и партійные раздоры, выведутъ ее на путь славы и величія.

Довольно позора и безчестія! Хочется тихой радости и солнца, и мы вѣримъ, что взойдетъ оно и освѣтитъ своими ласковыми лучами изстрадавшуюся Русь.

Всероссійскій Церковный Соборъ долженъ помочь и поможетъ проснуться истиннымъ сынамъ Россіи отъ ужасающаго кошмарнаго сна.

Мы, офицеры, вѣримъ, что проснутся они и Россія будетъ спасена».

13) Отъ Всероссійскаго Союза педагоговъ духовно-учебныхъ заведеній — преподаватель Московской Духовной Семинаріи П. М. Мининъ.

«Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство и весь Священный Соборъ!

Позвольте привѣтствовать Васъ въ этотъ великій день въ исторіи Русской Церкви отъ имени скромныхъ тружениковъ на нивѣ церковной, разбросанныхъ по всему лицу Святой Руси и въ то же время нынѣ представляющихъ во-едино организованную корпорацію Всероссійскаго учительства духовной школы. Въ ряду дѣлъ первостепенной важности, разсмотрѣніемъ которыхъ предстоитъ заняться Священному Собору, есть одно, которое столь же дорого Церкви, сколько оно близко сердцу учительства, — это дѣло обновленія нашей духовной школы. Нельзя не признать, что еще никогда русская жизнь не предъявляла въ нашей церковной школѣ столь высокихъ и столь настоятельныхъ требованій, какія предъявляются къ ней особенностями переживаемаго нами момента. Если доселѣ духовная /с. 42/ школа была питомникомъ преимущественно пастырства, то въ настоящее время, намъ думается, она призывается быть орудіемъ истинно христіанскаго просвѣщенія всего общества, однимъ изъ наиболѣе дѣйственныхъ органовъ внутренней церковной миссіи. Нужно ли говорить о томъ, что эти задачи не по силамъ нашей школѣ въ ея современномъ состояніи, и нужно ли распространяться о томъ, что для того, чтобы быть на высотѣ предъявленныхъ къ ней требованій, она нуждается въ коренномъ преобразованіи, примѣнительно къ запросамъ момента. И вотъ въ этотъ историческій день, когда взоры всѣхъ истинно-вѣрующихъ сыновъ церкви устремлены сюда съ вѣрой въ творческую работу Собора по обновленію всей церковной жизни на каноническихъ началахъ подлинной соборности, обращаетъ свои взоры на Соборъ и всероссійское учительство съ твердой надеждой, что и дѣло обновленія духовной школы не будетъ оставлено Соборомъ безъ того вниманія, которое предполагается всею важностью этого дѣла какъ для блага Церкви, всегда нуждавшейся и теперь въ особенности нуждающейся въ широко и всесторонне образованныхъ пастыряхъ, такъ и для пользы Родины, требующей теперь болѣе, чѣмъ когда-либо, христіански-просвѣщенныхъ дѣятелей и строителей нашей государственности. Вмѣстѣ съ симъ, имѣя въ виду, что въ составъ Собора не введены представители многотысячной корпораціи духовнаго учительства, всероссійское учительство пользуется даннымъ случаемъ выразить свое почтительнѣйшее ходатайство о томъ, чтобы къ дѣлу строительства духовной школы на Соборѣ, на ряду съ представителями другихъ корпорацій, были привлечены и выборные представители всероссійскаго учительства, кровно связаннаго со своей школой, всегда болѣвшаго ея болѣзнями и такъ много за послѣднее время потрудившагося надъ дѣломъ ея обновленія. Но намъ хотѣлось бы привѣтствовать настоящее высокое собраніе не только, какъ верховный органъ Русской Церкви, имѣющій разрѣшить задачи церковнаго обновленія, — вмѣстѣ со всѣми вѣрными сынами Русской Церкви намъ хотѣлось бы привѣтствовать въ лицѣ его тотъ полномочный органъ православно-русскаго сознанія, который, — вѣримъ, — водительствомъ Промысла Божія призывается не только къ обновленію церковной /с. 43/ жизни, но и къ пробужденію въ русскомъ народѣ религіозно-общественной совѣсти, къ исцѣленію его отъ той моральной летаргіи, въ которую онъ поверженъ въ эти мрачные дни переживаемаго нами лихолѣтья».

14) Отъ Всероссійскаго Союза законоучителей — членъ Совѣта Всероссійскаго Законоучительскаго Союза М. Ѳ. Глаголевъ.

«Всероссійскій законоучительскій Союзъ съ радостью сыновне привѣтствуетъ Великій Помѣстный Соборъ Россійской Церкви. Насъ прислали сюда дѣти. Тѣ, что ютятся въ сырыхъ подвалахъ Петрограда и другихъ большихъ городовъ, что не видятъ зимою солнца и свѣжаго воздуха; тѣ, что лѣтомъ не знаютъ, что такое лѣсъ, зелень, ясное солнце, переливающееся по лугамъ, по росѣ; что подчасъ не знаютъ, что такое овечка. Не зная естественнаго солнца, они хотятъ жить и дышать Солнцемъ Правды. Помогите имъ!

Насъ послали сюда дѣти, тѣ, что въ селахъ живутъ и въ школахъ книжки читаютъ. Они не видятъ чудесъ культурныхъ городовъ, но хотятъ и могутъ слышатъ о чудесахъ Божіихъ. Помогите имъ!

Насъ послали сюда и тѣ дѣти Россіи, родители которихъ бѣдны и не могутъ дать имъ школы. Они хотятъ Солнца Правды, они хотятъ чудесъ Божіихъ, они могутъ и среди своихъ занятій полюбить Христа. Помогите имъ!

Помогите всѣмъ имъ, святители, отцы и братія соборная! Въ нихъ залогъ величія Церкви и свободы Родины».

15) Отъ единовѣрцевъ всей Россіи — протоіерей С. І. Шлеевъ.

«Итакъ, чаянія наши исполнились, ожиданія нашихъ предковъ оправдались... Чрезъ 235 лѣтъ, наконецъ, собрался Помѣстный Соборъ Русской Церкви. Мы всѣ, здѣсь присутствующіе, переживаемъ священную минуту его открытія... Златоглаголивый учитель Вселенной Іоаннъ называетъ Церковь великой врачебницей. Да позволено будетъ и мнѣ назвать открывшійся Соборъ Евангельскою Силоамскою купелью. Около этой купели, какъ всѣ мы знаемъ, /с. 44/ лежалъ въ безпомощномъ состояніи разслабленный. Тридцать восемь лѣтъ онъ не могъ быть опущеннымъ первымъ въ воду тотчасъ послѣ возмущенія ея отъ Ангела, не имѣя въ этомъ случаѣ помощи отъ своихъ родственниковъ и иныхъ людей. Другіе всегда предваряли его... И мы — русскіе православные люди — слишкомъ двѣсти лѣтъ не могли воспользоваться врачебною церковною купелью — Освященнымъ Соборомъ для исцѣленія своихъ духовныхъ немощей! Другіе были счастливѣе насъ. Православныя церкви древняго Востока, несмотря на внѣшнія затрудненія, имѣли у себя Соборы. Имѣли ихъ у себя и старообрядческія общины въ Россіи... Только одна Православная Русская Церковь была лишена ихъ!.. Намъ — православнымъ старообрядцамъ — вступившимъ въ единеніе съ Русской Церковью тяжко было сознавать это и переносить за это тѣ или другіе укоры...

Но сейчасъ мы свободны отъ этихъ укоризнъ. Сейчасъ мы такъ же радостно возвышаемъ свой голосъ, какъ и св. Анна, жена благочестиваго Іоакима. Она возвѣстила сынамъ Рувима, что она уже не безплодна... И мы говоримъ всѣмъ разномыслящимъ съ нами: «Процвѣла есть пустыня, яко кринъ, Господи». Изъ безплодной (въ смыслѣ соборности) Церковь наша стала плодоносной. На этой пустынѣ послѣ духоноснаго дождя произрастутъ пышные духовные злаки... Только не нужно смущаться разнымъ цвѣтомъ ихъ и видомъ. Будемъ надѣяться, что разнообразіе злаковъ придастъ только красоту пустынѣ. Разновидность ихъ будетъ свидѣтельствовать о богатствѣ ея растительности.

Предпослѣдній Соборъ — такъ называемый Большой Московскій Соборъ 1666-67 г.г., — положилъ клятвенные запреты относительно обрядности въ Русской Церкви. Надѣемся, что открывшійся Соборъ, при участіи своего патріарха и двухъ восточныхъ, по крайней мѣрѣ, ихъ представителей (по случаю военныхъ событій) выяснитъ и разрѣшитъ окончательно этотъ тяжкій и вредный въ смыслѣ объединенія русскихъ православныхъ людей вопросъ. Будемъ уповать, что Соборъ изыщетъ средства къ примиренію всѣхъ русскихъ, что православный и русскій будутъ настоящими синонимами. Объединенные въ православіи русскіе люди скорѣе выйдутъ изъ годины тѣхъ испытаній, кои Господь послалъ намъ за наши грѣхи...

/с. 45/ Да будетъ же нашъ Соборъ Евангельскою Силоамскою купелью, исцѣляющею насъ отъ духовныхъ недуговъ и нашихъ нестроеній, разномыслій и разъединенія».

16) Отъ Всероссійскаго Александро-Невскаго Братства трезвости — протоіерей П. А. Миртовъ.

«Всероссійское Александро-Невское Братство трезвости сыновне привѣтствуетъ Всероссійскій Церковный Соборъ, молитвенно желаетъ ему плодоносныхъ дѣяній и твердо вѣритъ, что Богъ поможетъ соборному разуму русской Церкви углубить и расширить тѣ жизненные пути, которыми животворящая сила вѣры Христовой, почерпнутая изъ чистыхъ, неповрежденныхъ родниковъ апостольскихъ преданій, должна вливаться, какъ великая мірообразующая стихія, не только въ русло государственной и общественной жизни русскаго народа, но и въ трудовой бытъ русской семьи для полной, глубокой и всесторонней ея христіанизаціи.

Работая въ народныхъ низахъ, Всероссійское Александро-Невское Братство трезвости въ теченіе всей своей восемнадцатилѣтней дѣятельности не стояло въ сторонѣ отъ тѣхъ высокихъ задачъ, которыя въ настоящій трагически-отвѣтственный моментъ ходомъ исторіи выдвинуты и поставлены на очередь передъ высокопросвѣщеннымъ вниманіемъ Собора.

Своими многочисленными изданіями, особенно же журналами: «Отдыхъ Христіанина» и «Воскресный Благовѣстъ» давая истерзанной испытаніями русской душѣ возможность отдохнуть на кроткихъ завѣтахъ небеснаго Учителя и благовѣствуя о неувядающихъ радостяхъ вѣчной жизни, Братство создавало и воспитывало въ народѣ церковное сознаніе, тѣмъ подготовляя его къ воспріятію итоговъ соборной мысли и соборныхь рѣшеній. А своей напряженной борьбой съ алкоголизмомъ оно предочищало тѣ пути, которые такъ часто засоряются пережитками языческаго быта, особенно въ связи съ алкогольными обычаями и привычками, но которые благодатное вліяніе Церкви Христовой должны нести во всѣ укромные уголки русской жизни, гдѣ зрѣетъ русская мысль, гдѣ зарождается національное чувство и гдѣ складывается весь нравственный обликъ русскаго самобытнаго человѣка.

/с. 46/ И какъ необходимо оживить эти великія силы русскаго духа въ настоящіе дни грозныхъ потрясеній нашей родины, когда на нашихъ глазахъ представители правительственной власти разъѣзжаютъ и по Россіи, и по всему фронту и чуть не на колѣнахъ, точно нищій милостыню, вымаливаютъ у русскаго народа высокихъ порывовъ къ подвигу, къ самоотверженію, просятъ, чтобы въ его груди не погасалъ тотъ священный огонь энтузіазма и любви къ родинѣ, который сжигалъ когда-то грудь Минина и Пожарскаго!

Но грубый въ своей простотѣ и искренности отвѣтъ рядового солдата главѣ Временнаго Правительства показалъ, что хотя энтузіазмъ и великая земная сила, но зажигается она отъ небесныхъ огней.

Нашъ Небесный Пастыреначальникъ, «огонь съ неба принесшій» и желавшій, чтобы онъ «возгорѣлся», вамъ, богомудрые архипастыри, вручилъ священные свѣтильники вѣры, дабы озарять ими міръ и возжигать въ сердцахъ людей ревность о славѣ дома Божія — Церкви Христовой.

Таинственнымъ предощущеніемъ вѣрующей души православные русскіе люди, не взирая на окружающую темь грѣховной жизни, предчувствуютъ приближеніе Христа, всегда близкаго къ скорбящей Россіи. «Се Женихъ грядетъ въ полунощи»... Выходите въ срѣтеніе Ему, взявъ свѣтильники свои, полные елея вѣры и христіанской любви.. Поднимите ихъ высоко и въ живомъ органическомъ общеніи съ пастырями и вѣрующимъ народомъ возстановляйте красоту и благолѣпіе церковное. Пусть и Русская Церковь, какъ невѣста Христова, предстанетъ предъ своимъ небеснымъ Женихомъ «въ ризы позлащенны одѣяна и преукрашена»: ибо «свѣтъ и во тъмѣ свѣтитъ и тьма его не объятъ».

Для всесторонняго обсужденія назрѣвшихъ нуждъ церковныхъ со всѣхъ концовъ Русской земли — отъ моря сѣвернаго до моря южнаго, отъ береговъ Балтики до тихихъ водъ Великаго океана — съѣхались, «слетѣлись», — употреблю выраженіе дѣеписателя Стоглаваго Собора, — «какъ небопарные орлы», представители вѣрующаго русскаго народа, люди всевозможныхъ положеній и состояній, и чина церковнаго, и званія мірскаго. И картина такого разнообразія, /с. 47/ которое должно привести на Соборѣ къ согласному утвержденію единой истины, нудить мысль къ невольному сближенію. Воспоминается первая страница книги книгъ «Библіи», повѣствующая о созданіи міра. «Земля же бѣ невидима и неустроена, и тьма верху бездны, и Духъ Божій ношашеся верху воды». И подъ животворнымъ дѣйствіемъ Духа Божія эта неупорядоченная масса постепенно принимала закономѣрныя формы, и первобытный хаосъ преобразовывался въ ту міровую гармонію, въ тотъ Божій міръ, красотой котораго мы любуемся теперь.

Пусть зиждительное дыханіе Духа Божія вѣетъ и надъ творческой работой Собора... И тогда слово его будеть «со властію» и «силою многою», а дѣянія Собора лягутъ краеугольнымъ камнемъ для строительства вѣрующей Россіи на истинно церковныхъ началахъ. И съ лица Русской земли, съ царственныхъ ризъ ея государственной и общественно-бытовой жизни спадетъ тогда всякая скверна и смоется вѣковое позорное пятно алкоголизма, разъѣдавшаго не только экономическую мощь и гражданскіе устои народные, но и великія сокровища русскаго духа. И миромъ и радостью зацвѣтетъ тогда наша родная Русская земля».

17) Отъ Всероссійскаго съѣзда миссіонеровъ Русской Православной Церкви — Платонъ Митрополитъ Тифлисскій, Экзархъ Кавказскій.

V. По окончаніи привѣтствій обратился съ словомъ благодарности за выраженныя привѣтствія Собору Высокопреосвященный Владиміръ, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій.

VI. Соборъ воспѣваетъ Великое Славословіе, послѣ чего засѣданіе закрыто.

Источникъ: Священный Соборъ Православной Россійской Церкви. Дѣянія. Книга I, Выпускъ 2: Дѣянія I-V. — М.: Изданіе Соборнаго Совѣта, 1918. — С. 25-47.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.