Церковный календарь
Новости


2017-06-22 / russportal
Архіеп. Аверкій. Сила вѣры, смиренія и неотступности въ молитвѣ (1975)
2017-06-22 / russportal
Архіеп. Аверкій. Пасхальное привѣтствіе св. Владимірской молодежи (1975)
2017-06-22 / russportal
Манифестъ о бракосоч. Вел. Кн. Елены Владиміровны съ Греч. Корол. Николаемъ (1902)
2017-06-22 / russportal
Манифестъ о бракосоч. Вел. Кн. Георгія Михаиловича съ Греч. Корол. Маріею (1900)
2017-06-22 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 1-я. Глава 10-я (1943)
2017-06-22 / russportal
П. Н. Красновъ. "Павлоны". Часть 1-я. Глава 9-я (1943)
2017-06-22 / russportal
Грамота Россійскаго Правительства адм. Колчака Казачьимъ войскамъ (1919)
2017-06-22 / russportal
Основные Законы Всевеликаго Войска Донского (1918)
2017-06-21 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово въ недѣлю четвертую по Пасхѣ (1908)
2017-06-21 / russportal
Архіеп. Иннокентій (Борисовъ). Слово въ недѣлю свв. женъ мѵроносицъ (1908)
2017-06-21 / russportal
Высочайшій Манифестъ объ открытіи чрезвычайнаго сейма въ Гельсингфорсѣ (1905)
2017-06-21 / russportal
Манифестъ о бракосоч. Вел. Кн. Ольги Александровны съ Герц. Ольденбургскимъ (1901)
2017-06-21 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 24-я (1921)
2017-06-21 / russportal
Н. В. Гоголь. «Выбр. мѣста изъ переп. съ друзьями». Часть 23-я (1921)
2017-06-20 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. «Новыя грозныя слова». Слово 18-е (1908)
2017-06-20 / russportal
Прав. Іоаннъ Кронштадтскій. «Новыя грозныя слова». Слово 17-е (1908)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.

Исторія Русской Церкви

Всероссійскій Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг.

Священный Соборъ Православной Россійской Церкви 1917-1918 гг. былъ открытъ въ Москвѣ 15 (28) августа 1917 г. Для участія въ его работѣ было избрано и назначено по должности 564 человѣка: 80 архіереевъ, 129 лицъ пресвитерскаго сана и 10 дьяконовъ изъ бѣлаго духовенства, 26 псаломщиковъ, 20 монашествующихъ (архимандритовъ, игуменовъ и іеромонаховъ) и 299 мірянъ. Соборъ работалъ болѣе года. За этотъ періодъ состоялись три его сессіи: первая — съ 15 (28) августа по 9 (22) декабря 1917 г., вторая и третья — въ 1918 г.: съ 20 января (2 февраля) по 7 (20) апрѣля и съ 19 іюня (2 іюля) по 7 (20) сентября. — Основными вопросами, подлежавшими рѣшенію Собора, были: 1) выработка положенія о Высшемъ Церковномъ Управленіи Всероссійской Церкви; 2) возстановленіе патріаршества; 3) возстановленіе праздника Всѣмъ святымъ въ Землѣ Россійской просіявшимъ; 4) канонизація новыхъ святыхъ: Софронія Иркутскаго и Іосифа Астраханскаго. Однако, къ сожалѣнію, многія рѣшенія Соборъ принималъ подъ давленіемъ т. н. «демократической общественности» и въ немъ очень сильно сказывалось наслѣдіе Февральскаго переворота 1917 г., что помѣшало Собору дать народу четкіе критеріи происшедшей въ Россіи національной катастрофы... — Въ 1994-2000 гг. Новоспасскій монастырь (РПЦ) выпустилъ въ свѣтъ изданіе матеріаловъ Собора 1917-1918 гг., которое состояло изъ 12 томовъ, 11 изъ которыхъ — «Соборныя Дѣянія» и одинъ томъ — «Опредѣленія и Постановленія Собора». Часть Соборныхъ Дѣяній (№№ 1-82, тт. 1-6) была выпущена репринтомъ по изданію, предпринятому еще въ 1918 г. самимъ Соборомъ; остальныя (№№83-170, тт. 7-11) — по архивнымъ матеріаламъ, хранящимся въ Государственномъ архивѣ Россійской Федераціи въ Москвѣ.

Дѣянія Всероссійскаго Помѣстнаго Собора 1917-1918 г.г.

СВЯЩЕННЫЙ СОБОРЪ ПРАВОСЛАВНОЙ РОССІЙСКОЙ ЦЕРКВИ.

Дѣяніе тридцать второе. 30 октября 1917 года.
[О порядкѣ избранія Патріарха.]

I. Засѣданіе открыто въ Соборной Палатѣ въ 10 час. 25 мин. утра подъ предсѣдательствомъ Митрополита Московскаго Тихона въ присутствіи 317 Членовъ Собора.

На повѣсткѣ засѣданія: О порядкѣ избранія патріарха.

II. Предсѣдатель. Какъ вы изволите помнить, на прошломъ засѣданіи, въ концѣ его, поступило заявленіе за подписью 79 членовъ Собора, въ которомъ предложено немедленно, въ ближайшемъ засѣданіи, приступить къ избранію патріарха. Это предложеніе было разсмотрѣно вчера Соборнымъ Совѣтомъ и нынѣ ставится на обсужденіе настоящаго собранія. Угодно ли будетъ теперь же приступить къ избранію кандидатовъ въ патріархи?

(Голоса: Просимъ).

Теперь намѣчается такой путь избранія. Записками намѣчаются три кандидата. Затѣмъ будетъ совершено молебствіе, послѣ котораго патріархъ избирается изъ намѣченныхъ трехъ кандидатовъ посредствомъ вынутія жребія. Такимъ образомъ въ запискахъ слѣдуетъ написать имена трехъ кандидатовъ. Имена трехъ кандидатовъ изъ тѣхъ, которые получатъ абсолютное большинство голосовъ, будутъ положены на престолъ и послѣ совершенія молебна или литургіи будетъ избранъ патріархъ. Угодно ли согласиться съ такимъ порядкомъ?

(Голоса: Согласны. Другіе голоса: Надо обсудить).

Что же? Обсудить предложеніе и допустить пренія? Предложить одному изъ подписавшихъ заявленіе высказаться за предложеніе и одному Члену Собора — противъ?

(Голоса: Есть ли кворумъ?)

Законный составъ собранія есть налицо. Прошу тѣхъ, которые не согласны съ предложеніемъ 79 Членовъ встать.

III. А. И. Покровскій (съ мѣста). Нельзя голосовать. По Уставу надо выслушать одного оратора за и одного противъ.

IV. Предсѣдатель. Прошу выслушать одну рѣчь за и одну противъ предложенія.

V. Проф. Ѳ. И. Мищенко. Я не считаю себя кѣмъ-либо уполномоченнымъ. Я просилъ бы выслушать нѣсколько словъ о постановкѣ вопроса. Я нахожу, что сегодня нецѣлесообразно приступать къ избранію патріарха. Это — крупнѣйшее не только церковное, но и политическое событіе. Мы столько работали въ Отдѣлѣ объ отношеніи Церкви къ Государству, но тамъ не было защитниковъ отдѣленія Церкви отъ Государства. А выборъ патріарха вѣрнѣйшій шагъ къ отдѣленію Церкви отъ Государства. Надо обсудить и самый способъ избранія патріарха. Здѣсь мы сталкиваемся съ интересами епархій и интересами всей Церкви. Патріархъ не можетъ быть безъ епархіи. Такимъ образомъ вопросъ долженъ быть отложенъ во имя спокойствія и блага Церкви. Мы не должны летѣть очертя голову. Иначе создастся церковный расколъ. Я призываю Владыкъ не дѣлать этого неосторожнаго шага.

VI. А. А. Папковъ. Всей душой присоединяюсь къ этому предложенію. Насъ здѣсь мало, многіе наши отцы и братія сидятъ въ разныхъ мѣстахъ Москвы и при всемъ желаніи не могутъ сюда придти. А мы безъ нихъ будемъ обсуждать вопросъ объ избраніи патріарха. Намъ и въ этомъ дѣлѣ нужно согласіе, котораго мы достигали раньше. 217 лѣтъ у насъ не было патріарха, остается подождать нѣсколько недѣль, и онъ будетъ. Зачѣмъ же спѣшить сегодня? Мы подъ громъ орудій въ угнетенномъ состояніи духа будемъ избирать патріарха: развѣ это допустимо? Имѣйте уваженіе къ отцамъ и братіямъ, которые не могутъ придти сюда. Мы можемъ сдѣлать громадную ошибку, компрометирующую дѣло избранія.

VII. П. И. Астровъ. Позвольте мнѣ сказать, какъ подписавшему вторымъ заявленіе о немедленномъ избраніи патріарха. Формальныя условія для правильности выборовъ на лицо, ибо то число присутствующихъ Членовъ Собора, какое требуетъ Уставъ, соблюдено. Если въ настоящее время есть препятствія, то не формальныя; не могли прибыть сюда по серьезнымъ причинамъ многіе Члены Собора, но кто можетъ поручиться, что завтра будетъ больше и соберется даже кворумъ? И на неопредѣленное время отдалится тотъ моментъ, котораго слишкомъ 200 лѣтъ ждалъ русскій народъ, и котораго не даромъ нетерпѣливо ждали всѣ мы. Я москвичъ, но обращаюсь къ не-москвичамъ, которые оторваны отъ своихъ мѣстъ и живутъ здѣсь для великаго церковнаю дѣла, которые выстрадали и обдумали его и готовы приступить къ его рѣшенію. Неужели напрасно прошла наша работа? Если ради неформальныхъ основаній мы откажемся отъ того шага, который мы пришли сдѣлать, то, быть можетъ, не будемъ потомъ имѣть возможности его совершить. И разъ формальныя условія существуютъ, мы обязаны сдѣлать этотъ шагъ и не въ правѣ отказываться отъ этого. Я, какъ второй изъ подписавшихъ заявленіе, сообщаю, что еще въ субботу сознательно хотѣлъ предложить немедленно рѣшить этотъ вопросъ, но уступилъ нѣкоторымъ, желавшимъ отложить избраніе до понедѣльника, чтобы обдумать этотъ вопросъ. И сегодня необходимо приступить къ избранію тѣмъ болѣе, что не извѣстно, когда соберемся опять.

Перехожу къ порядку избранія. Несомнѣнно, первый актъ — избраніе кандидатовъ, но этотъ актъ многозначительный. И нужно воспользоваться настоящимъ днемъ, чтобы этотъ актъ совершить, потому что событія будутъ развиваться быстро, и мы не остановимъ ихъ. Спрашиваютъ: какъ отозваться на эти событія? — Всего лучше избраніемъ патріарха. Не цѣлесообразно пойти въ толпу. Это можетъ сдѣлать мѣстное духовенство, всѣ вообще православные люди, а мы собрались для болѣе высокой цѣли и исполненіемъ этого долга должны отвѣтить на текущія событія. Умоляю исполнить то, чтó мы обязаны исполнить и по Уставу и по долгу предъ родиной. Уклоняться отъ этого нельзя.

VIII. Л. К. Артамоновъ. Мы вчера слышали лекцію профессора И. И. Соколова о томъ, какъ производятся выборы патріарха на Востокѣ. Мы видѣли, что былъ единственный случай многочисленнаго собранія при избраніи патріарха въ 150 человѣкъ, а всегда было гораздо менѣе 150. А у насъ во всякомъ случаѣ болѣе 150.

IX. Предсѣдатель. 220.

X. Л. К. Артамоновъ. Прошу теперь меня великодушно выслушать. Патріархъ нуженъ для православныхъ вѣрующихъ, а не для сомнѣвающихся и не желающихъ, чтобы мы исполнили свою задачу, нуженъ для тѣхъ, которые въ настоящее время въ горѣ и печали не знаютъ, что дѣлать, къ кому приблизиться, и желаютъ избрать отца и печальника, можетъ быть, на тяжкія муки. Мы находимся въ большой опасности. На почтѣ, на крышахъ зданій вблизи семинаріи пулеметы. Одинъ Богъ знаетъ, соберемся ли мы еще разъ. Можетъ быть, и Церковный Соборъ разгонятъ. Но если мы выберемъ патріарха, то исполнимъ великую задачу, потому что патріарху и Синоду при немъ или Совѣту мы можемъ предоставить временно тѣ полномочія, которыя принадлежатъ Собору или какія признаемъ нужнымъ дать. Во имя интересовъ Церкви, во имя интересовъ страждущихъ прошу не откладывать великаго дѣла, а приступить немедленно съ молитвою къ избранію кандидатовъ въ патріархи, какъ предложилъ Соборный Совѣтъ.

XI. Предсѣдатель. Позвольте поставить на голосованіе одинъ вопросъ: приступить ли сегодня къ выборамъ патріарха? Тѣхъ, кто не желаетъ этого дѣлать, прошу встать.

(Голоса: Былъ ли этотъ вопросъ на повѣсткѣ?)

Этотъ вопросъ на повѣсткѣ былъ. Итакъ, прошу тѣхъ, кто не желаетъ, чтобы сегодня произведены были выборы кандидатовъ въ патріархи, встать и стоять, пока не произведутъ подсчета.

(Производится подсчетъ).

Теперь прошу встать и стоять для подсчета тѣхъ, которые желаютъ немедленно избирать кандидатовъ въ патріархи.

(Производится подсчетъ).

Теперь прошу встать воздержавшихся отъ голосованія.

(Производится подсчетъ).

XII. Секретарь. Результатъ голосованія слѣдующій. За немедленное избраніе кандидатовъ въ патріархи поданъ 141 голосъ, противъ этого 112 голосовъ, воздержалось 12.

XIII. Постановлено: Приступить немедленно къ избранію кандидатовъ на патріаршество.

XIV. Въ 11 час. 16 мин. объявляется перерывъ.



XV. Засѣданіе возобновляется въ 11 час. 25 мин.

Соборъ воспѣваетъ стихиру: «Днесь благодать Святаго Духа насъ собра...»

XVI. Предсѣдатель. Такимъ образомъ первая часть предложенія 79 Членовъ Собора большинствомъ голосовъ Священнаго Собора принята. Въ сегодняшнемъ засѣданіи будутъ намѣчены кандидаты въ патріархи. Какъ это будетъ происходить, отчасти изложено въ предложеніи 79 Членовъ, а подробности указаны въ постановленіи Соборнаго Совѣта. Прошу Секретаря огласить постановленіе.

XVII. Секретарь. Соборный Совѣтъ пришелъ на вчерашнемъ засѣданіи къ заключенію, что, въ виду чрезвычайныхъ обстоятельствъ, возникшій вопросъ о порядкѣ избранія патріарха требуетъ немедленнаго своего разрѣшенія. Между тѣмъ дѣйствующій Соборный Уставъ и внесенный докладъ Отдѣла о высшемъ церковномъ управленіи не разрѣшаютъ этого вопроса. И Соборный Совѣтъ остановился на слѣдующемъ порядкѣ внѣшняго хода избранія кандидатовъ въ патріархи:

1) Записками намѣчаются кандидаты, причемъ каждый Членъ Собора пишетъ на запискѣ три имени.

2) Кандидатами признаются, въ порядкѣ старшинства голосовъ, три лица, получившія болѣе половины голосовъ.

3) Если число лицъ, получившихъ болѣе половины голосовъ, окажется меньше трехъ, то производится дополнительная подача голосовъ до тѣхъ поръ, пока не получится трехъ лицъ, собравшихъ болѣе половины голосовъ.

4) Послѣ совершенія Литургіи, во время которой записки съ именами трехъ кандидатовъ полагаются на святой престолъ, одинъ изъ священнослужителей вынимаетъ жребій, который и провозглашается.

Обязуюсь доложить, что въ виду чрезвычайныхъ обстоятельствъ Соборный Совѣтъ собрался въ весьма ограниченномъ числѣ лицъ. Сдѣланное постановленіе Соборнаго Совѣта въ сущности не есть мнѣніе всего Соборнаго Совѣта, такъ какъ въ засѣданіи было пять лицъ.

(Голоса: Законно ли? Сколько членовъ въ Совѣтѣ?)

Въ Совѣтѣ состоитъ 13 лицъ; по Уставу для законности состава Совѣта требуется присутствіе въ засѣданіи не менѣе пяти его членовъ, въ томъ числѣ Предсѣдателя Собора или одного изъ Товарищей Предсѣдателя въ санѣ епископа, а также Секретаря Собора или Помощника Секретаря. Всѣ эти требованія Устава были соблюдены.

XVIII. Предсѣдатель. Нѣкоторые Члены Собора заявили мнѣ о желательности приступить къ обсужденію способа избранія патріарха и высказали соображенія, не отвѣчающія тому, чтó заявлено въ предложеніи 79 Членовъ Собора и чтó указано въ предположеніи Соборнаго Совѣта. Можетъ быть, угодно высказаться относительно способа избранія патріарха? Два оратора могутъ говорить за предложеніе 79 Членовъ и постановленіе Соборнаго Совѣта и два оратора противъ.

XIX. А. В. Васильевъ. Изъ вчерашняго доклада профессоровъ мы знаемъ, что и на Востокѣ нѣтъ совершенно однообразнаго порядка избранія. Тотъ порядокъ, который предложенъ Высокопреосвященнымъ Предсѣдателемъ на основаніи постановленій Соборнаго Совѣта, всего ближе подходитъ къ тому порядку, который существуетъ въ нынѣ дѣйствующемъ Уставѣ Восточной Александрійской Церкви, гдѣ и составъ избирающаго патріарха собранія подходитъ къ нашему Собору, т. е. въ немъ сильно преобладаетъ число клириковъ и мірянъ надъ епископатомъ. Затѣмъ этотъ порядокъ отводитъ самое широкое и дѣятельное участіе въ избраніи всему Священному Собору безъ раздѣленія на отдѣльныя куріи — епископовъ и остальныхъ. Поэтому, а также въ виду того, что этотъ порядокъ короче всѣхъ остальныхъ, я считаю, что Священному Собору слѣдуетъ его принять и приступить къ голосованію. Вѣдь, по этому порядку три кандидата выбираются всѣмъ Соборомъ, и затѣмъ не епископатъ выбираетъ изъ нихъ, а Промыслъ Божій жребіемъ. Мнѣ думается, что, не мудрствуя лукаво, слѣдуетъ остановиться на этомъ порядкѣ.

XX. В. В. Богдановичъ. Я буду говорить противъ того способа избранія, который предложенъ Совѣтомъ. Впрочемъ, я несогласенъ не со всѣми его пунктами. Прежде всего мнѣ кажется, что непремѣнно въ одинъ изъ актовъ нашего избранія долженъ входить жребій. Во-первыхъ, это — апостольскій способъ и, во-вторыхъ, онъ особенно свойствененъ натурѣ русскаго народа, который никакого серьезнаго дѣла не предпринимаетъ безъ Бога; поэтому и мы должны въ это важное дѣло включить и такой способъ, въ которомъ обнаруживалась бы такъ или иначе воля Божія. Но мнѣ кажется, что предварительная баллотировка (однократная) не выдерживаетъ критики. Одной баллотировки мало. Обыкновенно при всякихъ выборахъ бываютъ двѣ баллотировки: сначала намѣчаются кандидаты, а затѣмъ происходятъ выборы изъ этихъ кандидатовъ. Хотя мы и предоставляемъ волѣ Божіей окончательное рѣшеніе, но все же двѣ баллотировки необходимы для окончательнаго нашего человѣческаго избранія трехъ кандидатовъ. Одной предварительной баллотировки для этого мало; кандидатовъ можетъ оказаться очень много и сразу остановиться на трехъ изъ нихъ нельзя. Мнѣ кажется, непремѣнно должно быть не менѣе двухъ баллотировокъ. Сначала слѣдуетъ намѣтить вообще кандидатовъ. Затѣмъ долженъ быть нѣкоторый промежутокъ, чтобы лучше сговориться и образовать болѣе тѣсный кругъ кандидатовъ, изъ которыхъ и избрать трехъ. Потомъ, если будетъ возможность (а я надѣюсь, что такая возможность будетъ), объ этихъ трехъ кандидатахъ должна быть извѣщена вся Россія. Долженъ быть назначенъ опредѣленный день, въ который должны быть совершены торжественныя богослуженія во всей Россіи, и въ этотъ день долженъ совершиться послѣдній актъ: воля Божія укажетъ, кто изъ трехъ кандидатовъ долженъ быть патріархомъ. Я бы просилъ сдѣлать поправку въ порядкѣ избранія въ этомъ смыслѣ.

XXI. М. П. Арашкевичъ. Прошу прощенія за тѣ нѣсколько словъ, которыя я хочу высказать по вопросу о способѣ избранія патріарха. Я внимательно выслушалъ рѣчи, которыя были произнесены на предвыборныхъ совѣщаніяхъ въ Соборной Палатѣ и въ залѣ духовной семинаріи. И вотъ впечатлѣнія по данному вопросу, вынесенныя мной изъ этихъ совѣщаній, особенно изъ вчерашнихъ сообщеній гг. профессоровъ, говорившихъ на собраніи въ семинаріи. Историческія данныя, приведенныя профессорами, не говорятъ объ одномъ опредѣленномъ способѣ избранія патріарха; у каждой Помѣстной Церкви были и есть свои особые способы этого избранія. Въ этомъ положеніи, установленномъ исторіей церквей, заключается великая сущность избирательныхъ формъ при выборахъ патріарховъ. Эта форма въ каждой отдѣльной Церкви соотвѣтствуетъ, во-первыхъ, каждому историческому моменту и, во-вторыхъ, духу того или иного народа, составляющаго помѣстную Церковь. Съ этой точки зрѣнія я придаю процессу избранія патріарха весьма важное значеніе: способъ избранія здѣсь болѣе, чѣмъ форма. Къ нашему дѣлу такая точка зрѣнія вполнѣ примѣнима. Важность церковно-историческаго, нами переживаемаго, момента и духъ нашего русскаго народа также предъявляютъ свои требованія къ данному случаю избранія патріарха, которыя состоятъ въ томъ, чтобы въ этомъ избраніи были соединены воля Божія и воля человѣческая. Нельзя намъ останавливаться на одномъ лишь человѣческомъ изволеніи: это было бы нарушеніемъ правды. И постановленіе Соборнаго Совѣта и заявленіе, поданное на Соборъ раньше его, по тому же выборному вопросу по существу вѣрны: они ввѣряютъ наше дѣло, послѣ предварительной нашей работы, Промыслу Божію. Нѣкоторые говорятъ, что такая постановка дѣла означала бы, будто мы хотимъ испытывать Промыслъ Божій. Нѣтъ, мы такого желанія не имѣемъ: избави насъ, Боже, отъ этого. Но мы говоримъ, что на такое или иное рѣшеніе нашего дѣла должна быть воля Божія. Преданность этой волѣ вполнѣ соотвѣтствуетъ и важности нашего грознаго времени, и духу нашего народа, какъ говорилъ на нашихъ совѣщаніяхъ одинъ ораторъ. Не даромъ русскій народъ говоритъ: «безъ Бога ни до порога». Безъ Бога не должны мы дѣлать нашъ важный шагъ и въ данномъ случаѣ.

Затѣмъ, что касается самаго способа избранія патріарха, то здѣсь намъ предлагаютъ сначала намѣтить кандидатовъ въ патріархи, а затѣмъ изъ нихъ избрать трехъ, чтобы потомъ жребій рѣшилъ, кто изъ трехъ долженъ быть патріархомъ. Съ этимъ дѣломъ намъ надо спѣшить. Конечно, было бы хорошо, если бы мы могли помедлить съ окончаніемъ вопроса, чтобы вся Русь узнала, что мы дѣлаемъ, и могла бы принять молитвенное участіе въ избраніи патріарха. Но, вѣдь, всѣмъ извѣстно, какія затрудненія испытываетъ страна по части путей сообщенія и сношенія между отдѣльными ея частями. Не работаетъ даже телеграфъ. Дай Боже, въ виду этого, чтобы по крайней мѣрѣ такое участіе приняла Москва. Если бы представилась возможность, то мы всю Россію оповѣстили бы, но разъ это сейчасъ не осуществимо, мы должны, повторяю, поспѣшить и намѣтить кандидатовъ и именно трехъ. Если остановимся на трехъ, то зачѣмъ намъ намѣчать еще кандидатовъ? Можно приступить ко второй или третьей баллотировкѣ трехъ кандидатовъ, и она имъ абсолютное большинство голосовъ дастъ. Это — одно и то же. А если прежде, нежели выбирать трехъ, мы начнемъ намѣчать вообще кандидатовъ, чтобы изъ нихъ затѣмъ выбрать трехъ, то этимъ мы дѣло запутаемъ: первая баллотировка сразу трехъ и покажетъ намъ, на комъ, какъ предварительно намѣченныхъ избранникахъ, намъ нужно остановиться. Прошу поэтому Священный Соборъ не затягивать дѣло избранія патріарха, а принять предложеніе Соборнаго Совѣта.

XXII. Епископъ Черниговскій Пахомій. Возлюбленные мои о Господѣ отцы — святители Божіи и дорогіе братья во Христѣ — представители пастырей и пасомыхъ Церкви Всероссійской! Дерзаю радостно привѣтствовать васъ со столь сравнительно единодушнымъ рѣшеніемъ казавшагося сначала крайне трудно разрѣшимымъ вопроса о возстановленіи на Руси патріаршества. Что было главною причиною такого единодушія Членовъ Священнаго Собора въ рѣшешеніи сего вопроса?

Едва ли мы ошибемся, если скажемъ, что главною причиною этого единодушія было присущее Членамъ Собора пламенное стремленіе «хранить не нововводно всѣ, писаніемъ и безъ писанія установленныя для насъ церковныя преданія», изъ коихъ одно касается бытія въ каждой помѣстной Церкви первоіерарха съ усвоеніемъ ему въ обширныхъ помѣстныхъ православныхъ Церквахъ наименованія патріарха.

Основной вопросъ о бытіи на Руси патріарху уже рѣшенъ. Теперь Собору остается установить лишь порядокъ его избранія. Чѣмъ намъ слѣдуетъ руководиться при установленіи сего порядка?

Мнѣ думается, что въ семъ случаѣ намъ надлежало бы послѣдовать примѣру восточныхъ святыхъ Божіихъ Церквей. Какъ сообщилъ намъ вчера на частномъ совѣщаніи Членовъ Собора въ залѣ духовной семинаріи въ обстоятельномъ докладѣ своемъ проф. И. И. Соколовъ, въ избраніи патріарха въ церквахъ Константинопольской, Антіохійской и Іерусалимской вмѣстѣ съ епископами принимаютъ участіе и міряне, въ церкви же Александрійской сверхъ того и клирики.

Итакъ, участіе на нашемъ Соборѣ въ избраніи патріарха всѣхъ его Членовъ — епископовъ, клириковъ и мірянъ, очевидно, согласуется съ практикой церквей восточныхъ. Только слѣдовало бы, какъ мнѣ думается, по примѣру названныхъ выше восточныхъ церквей, сначала намѣтить всѣхъ вообще возможныхъ кандидатовъ на патріаршій престолъ, указавъ въ запискахъ по одному имени, а потомъ уже изъ этихъ кандидатовъ избрать трехъ лицъ всѣмъ Священнымъ Соборомъ. Окончательное избраніе изъ сихъ лицъ патріарха, по примѣру церквей Константинопольской, Антіохійской и Іерусалимской, слѣдовало бы предоставить однимъ епископамъ, которые и произвели бы это избраніе тайной подачей голосовъ.

Что касается предполагаемаго избранія патріарха изъ трехъ намѣченныхъ Соборомъ лицъ посредствомъ жребія, то, по сообщенію проф. Соколова, этотъ способъ въ Церквахъ восточныхъ при избраніи патріарха не примѣняется; только въ Церкви Александрійской прибѣгаютъ къ сему способу въ случаѣ равенства голосовъ, полученныхъ кандидатами въ патріархи при вторичномъ голосованіи всего Собора (голосованія однихъ епископовъ тамъ не бываетъ).

Въ виду такой практики Церквей восточныхъ, я склоняюсь къ той мысли, что къ этому способу избранія намъ лучше было бы не прибѣгать. Но мои сомнѣнія такого рода скоро разсѣются, когда послѣдуетъ рѣшеніе сего вопроса Священнымъ Соборомъ, въ каковомъ рѣшеніи я и буду видѣть такое или иное изволеніе о семъ Промысла Божія.

XXIII. Предсѣдатель. Такимъ образомъ высказались два оратора противъ предложенія и два за. Высказывавшіеся противъ указываютъ на неумѣстность жребія въ этомъ дѣлѣ. Позвольте поставить на голосованіе вопросъ: умѣстенъ ли здѣсь жребій? Но предварительно нужно рѣшить, угодно ли принятъ то предложеніе, что записками указываются три кандидата.

XXIV. В. В. Богдановичъ. По вопросу о голосованіи я не успѣлъ собрать нужное число подписей подъ свое мнѣніе о способѣ избранія патріарха.

XXV. Предсѣдатель. Не надо собирать подписей. Подайте вашу поправку.

Поступило заявленіе за подписями 36 Членовъ Собора (первымъ подписался...)

«Мы, нижеподписавшіеся Члены Собора, заявляемъ, что наша совѣсть не позволяетъ намъ принять участіе въ выборѣ кандндатовъ на патріаршество именно сегодня, въ спѣшномъ порядкѣ, по слѣдующимъ основаніямъ: а) многіе Члены Собора такими выборами лишаются права голоса въ такомъ важномъ вопросѣ, ибо, по независящимъ отъ нихъ обстоятельствамъ, не могли прибыть на сегодняшнее засѣданіе и не были увѣдомлены о томъ, что именно сегодня состоятся выборы, б) предварительно не былъ выработанъ способъ избранія, и в) вся вѣрующая Русь лишена возможности молитвенно участвовать въ актѣ избранія».

Что касается изложенныхъ въ заявленіи доводовъ, то они уже обсуждались. Предложеніе, внесенное В. В. Богдановичемъ, заключается въ слѣдующемъ:

1) «Въ первомъ общемъ избирательномъ собраніи, о которомъ Члены Собора оповѣщаются повѣстками, намѣчаются кандидаты записками, въ которыхъ пишется по одному имени.

2) Во второмъ избирательномъ собраніи изъ числа намѣченныхъ кандидатовъ избираются три лица подачею записокъ, въ которыхъ пишется по три имени.

Примѣчаніе. Между первымъ и вторымъ засѣданіемъ долженъ быть промежутокъ, по возможности, въ нѣсколько дней.

3) Послѣ избранія трехъ кандидатовъ, по возможности, оповѣщается вся Россійская Церковь о торжественномъ днѣ окончательнаго избранія по жребію одного лица, причемъ по всей Россіи въ этотъ день должны быть совершены торжественныя богослуженія съ особою, нарочито составленною молитвою. Имена избранныхъ кандидатовъ кладутся на престолъ Московскаго Большого Успенскаго Собора предъ Литургіею, и по окончаніи оной и вынимается жребій».

XXVI. П. И. Астровъ. На основанін 159 ст. Устава слово принадлежитъ одному изъ первыхъ трехъ подписавшихъ заявленіе. Мнѣ, какъ второму изъ подписавшихъ заявленіе, принадлежитъ слово. И я рѣшаюсь выступить, чтобы просить Священный Соборъ принять постановленіе Соборнаго Совѣта и предложеніе 79 Членовъ Собора, на которомъ основано это постановленіе. Всѣ дополнительныя предложенія, которыя сдѣланы послѣ въ развитіе постановленія Соборнаго Совѣта, не противорѣчатъ этому постановленію, а только удлиняютъ процессъ выборовъ. Съ этою длительностію можно бы не считаться, когда времени много, но теперь время чрезвычайно дорого, надо быть очень скупымъ, и приходится разсматривать внесенное предложеніе съ точки зрѣнія крайней необходимости. Соборный Совѣтъ предполагаетъ, что Соборъ имѣетъ достаточно внутреннихъ данныхъ, чтобы высказаться и сейчасъ же намѣтить кандидатовъ. Это уже нами и принято. Но могутъ быть дополненія къ принятому рѣшенію. Предложеніе Члена Собора В. В. Богдановича и вноситъ такое дополненіе. Оно пріемлемо, но съ тѣмъ, чтобы выборъ кандидатовъ не откладывать до слѣдующаго засѣданія, а произвести сейчасъ же. Для эгого нужно объявить перерывъ на полчаса. Время позволяетъ. Это является цѣлесообразнымъ и необходимымъ, — необходимымъ потому, что, исходя изъ сознанія святости дѣла, мы не можемъ допустить агитаціи. Но нужно отнестись къ дѣлу обдуманно. Пусть Соборъ выявитъ отдѣльныхъ лицъ, тогда мы увидимъ, на комъ мы можемъ согласиться. Три лица получатъ сознательное количество голосовъ, и мы будемъ увѣрены, что выборы не носятъ случайнаго характера. Итакъ, поддерживая постановленіе Соборнаго Совѣта и предложеніе 79 Членовъ Собора, я высказываюсь за дополненіе этого предложенія, именно: сначала подачею записокъ съ однимъ именемъ долженъ быть составленъ общій списокъ кандидатовъ въ патріархи. Но этотъ списокъ долженъ быть составленъ сегодня же.

XXVII. Предсѣдатель. Предложеніе В. В. Богдановича заключаетъ ту мысль, что сначала каждый Членъ Собора подаетъ записку съ именемъ одного кандидата; Соборный же Совѣтъ предполагаетъ писать на запискѣ сразу трехъ кандидатовъ. П. И. Астровъ, который подписалъ заявленіе 79, соглашается съ поправкою. Итакъ, я ставлю на голосованіе: угодно ли Собору, чтобы каждый Членъ Собора указалъ запискою одно имя?

XXVIII. Постановлено: Кандидаты на патріаршество намѣчаются записками, въ которыхъ пишется по одному имени.

XXIX. Предсѣдатель. Такимъ образомъ, на основаніи поданныхъ записокъ, мы составимъ общій списокъ кандидатовъ, затѣмъ изъ этого списка произведемъ выборы трехъ кандидатовъ.

XXX. Священникъ А. Г. Альбицкій. Я слушаю и не понимаю, что мы дѣлаемъ: издаемъ ли законъ объ избраніи патріарха, или безъ закона приступаемъ къ избранію патріарха? «Ты хвалишься изполненіемъ закона и творишь беззаконіе...»

Нужно сначала издать законъ, хотя бы несовершенный. Намъ предлагаютъ способъ избранія патріарха, но этотъ способъ долженъ быть утвержденъ общимъ собраніемъ Собора.

XXXI. Предсѣдатель. Я долженъ разъяснить недоразумѣніе. Мы не составляемъ общаго закона, а только вырабатываемъ способъ избранія въ данномъ случаѣ. Порядокъ выборовъ патріарха на будущее время долженъ быть разработанъ въ подлежащемъ Отдѣлѣ.

Оглашаю предложеніе Преосвященнаго Пахомія:

«Изъ трехъ кандидатовъ, получившихъ наибольшее количество голосовъ при вторичномъ голосованіи, одни епископы тайной подачею голосовъ избираютъ патріарха». Ставлю это предложеніе на голосованіе.

XXXII. Постановлено: Предложеніе Преосвященнаго Пахомія отклонить.

XXXIII. Предсѣдатель. Теперь ставлю на голосованіе предложеніе 79 Членовъ Собора о томъ, чтобы изъ трехъ кандидатовъ выборъ патріарха производился посредствомъ вынутія жребія.

XXXIV. Постановлено: Выборъ патріарха изъ числа трехъ кандидатовъ произвести посредствомъ вынутія жребія.

XXXV. Предсѣдатель. Итакъ, устанавливается такой порядокъ выборовъ. Члены Собора подаютъ записки, на которыхъ каждый указываетъ одно имя. На основаніи поданныхъ записокъ составляется списокъ кандидатовъ. По оглашеніи списка, Священный Соборъ избираетъ трехъ кандидатовъ подачею записокъ съ указаніемъ трехъ именъ, изъ числа указанныхъ въ спискѣ. Имена первыхъ трехъ, получившихъ абсолютное большинство голосовъ, полагаются на святомъ престолѣ. Избраніе рѣшается жребіемъ.

XXXVI. Архіепископъ Алеутскій Евдокимъ. Относительно абсолютнаго большинства нужно произвести голосованіе.

XXXVII. Предсѣдатель. Ставлю на голосованіе вопросъ: требуется ли для избранія въ кандидаты абсолютное большинство?

XXXVIII. Постановлено: Принять требованіе абсолютнаго большинства голосовъ для избранія въ кандидаты на патріаршество.

XXXIX. Голоса: Кѣмъ вынимается жребій?

XL. Предсѣдатель. Лицомъ духовнымъ, ибо мірянинъ не можетъ касаться святого престола.

XLI. Голоса: Можно ли выбирать кандидата въ патріархи изъ мірянъ?

XLII. Предсѣдатель. Разъясненіе сдѣлаетъ Высокопреосвященный Антоній.

XLIII. Архіепископъ Харьковскій Антоній оглашаетъ 17-е правило Двукратнаго Собора: «Заботясь о соблюденіи во всемъ церковнаго благочинія, мы сочли необходимымъ сдѣлать и такое постановленіе: впредь никому изъ мірянъ или монаховъ не быть быстро возводимымъ на высоту епископства, но каждому рукоположеніе во епископа принимать не иначе, какъ по предварительномъ испытаніи въ прохожденіи низшихъ церковныхъ степеней, потому что хотя до настоящаго времени нѣкоторыя изъ монашествующихъ или мірскихъ лицъ и были, по требованію нужды, быстро удостоиваемы епископской чести и прославились добродѣтелію и возвышеніемъ своихъ церквей; но мы, не принимая исключительныхъ случаевъ за церковный законъ, опредѣляемъ, чтобы отнынѣ этого уже не было (т. е. чтобы не было рукоположенія во епископа), если рукополагаемый не пройдетъ всѣхъ степеней священства и не выполнитъ узаконеннаго для каждой изъ нихъ срока».

XLIV. Проф. А. И. Покровскій. Свобода выборовъ никакими канонами не стѣсняется. Правило Двукратнаго Собора, прочитанное Высокопреосвященнымъ Антоніемъ, какъ позднѣйшее, не санкціонировано Трулльскимъ Соборомъ, и потому не имѣетъ столь авторитетнаго значенія, какъ постановленія древнихъ Соборовъ, санкціонированныя Трулльскимъ Соборомъ. Практика послѣдующихъ временъ показываетъ, что оно и не исполнялось. Я противъ ограниченія выборовъ лицами духовнаго сана: ни практика церковная, ни каноны насъ не стѣсняютъ въ этомъ дѣлѣ.

(Голоса: Правильно!).

XLV. М. П. Арашкевичъ. При избраніи патріарха будемъ, отцы и братіе, помнить духъ и вѣру народа, а также его церковные обычаи. Какъ извѣстно, Церковь Вселенская даетъ примѣры избранія патріарховъ изъ среды не только іерарховъ и клириковъ, но и мірянъ. Но вотъ здѣсь-то и возникаетъ вопросъ: можно ли избрать патріарха изъ мірянъ намъ въ настоящее время? И есть ли среди мірянъ такое лицо, вполнѣ достойное этого званія?

(Шумъ. Голоса: Довольно!).

Прошу, господа, не перебивать меня и дать мнѣ высказаться до конца. Наши выборы экстренны; я назвалъ бы ихъ чрезвычайными: мы должны выбрать перваго патріарха. И вотъ на такой постъ нѣкоторые уже называютъ одного кандидата-мірянина. Но знаетъ ли это лицо наша православная церковная масса? Скажу прямо, что это лицо православному народу неизвѣстно. Если бы оно было вѣдомо народу, то о немъ говорили бы въ народѣ. Были случаи выборовъ въ патріархи извѣстныхъ мірянъ: такъ были избраны Фотій и др. Но, вѣдь, ихъ знала вся Церковь, а не группа вѣрующихъ. Поэтому я предупреждаю противъ того, чтобы намъ становиться на такую позицію — дѣлать выборы нашего патріарха изъ среды мірянъ. Вѣдь, надо подумать и надъ вопросомъ о томъ, какъ приметъ Церковь наше избраніе, если оно остановится на мірянинѣ. Не забывайте и того, что мы переживаемъ чрезвычайное время, время опасное для вѣры и Церкви. И если мы изберемъ свѣтское лицо, то намъ непремѣнно скажутъ: значитъ, въ Русской Церкви нѣтъ достойнаго священнаго лица, что пришлось искать патріарха среди мірянъ. А вы знаете, какъ враги Церкви стараются натравлять народъ и на Церковь, и на священство. Нельзя избирать патріарха изъ мірянъ: это подорветъ авторитетъ нашего священства, а враги это используютъ, поднявъ крикъ, что мы оскудѣли достойными священными лицами, и намъ нечего тогда будетъ на это отвѣтить.

XLVI. Предсѣдатель. Не забывайте, что порядокъ избранія устанавливается только на сей разъ. Я ставлю на голосованіе вопросъ: можно-ли выбирать на сей разъ патріарха изъ мірянъ?

XLVII. Постановлено: На сей разъ выбирать патріарха изъ лицъ священнаго сана.

(Голоса: Это насиліе надъ совѣстью!).

XLVIII. Протоіерей П. И. Лепорскій. Я поднялъ вопросъ о томъ, можно ли намѣчать кандидатовъ въ патріархи изъ лицъ бѣлаго духовенства и мірянъ, не потому, чтобы желалъ этого, а для того, чтобы подчеркнуть отсутствіе какой-либо опредѣленности въ организаціи выборовъ. Вообще же вся эта необычайная поспѣшность выборовъ напоминаетъ мнѣ поспѣшность скорѣе шитья савана для покойника, чѣмъ одежды на живого человѣка.

XLIX. А. А. Папковъ. Позвольте мнѣ присоединиться къ этому мнѣнію.

(Шумъ на мѣстахъ).

Такихъ вопросовъ нельзя на голосованіе. Если каноны не запрещаютъ выбирать мірянина, то нельзя связывать мою совѣсть воспрещеніемъ голосовать за мірянъ. Я не считаю правильнымъ ставить на голосованіе такія положенія, которыя подтверждаются канонами и основываются на канонахъ.

L. Предсѣдатель. Ставлю на голосованіе вопросъ: можно ли указывать кандидатовъ въ патріархи изъ лицъ бѣлаго духовенства, не имѣющихъ женъ?

LI. Проф. П. А. Прокошевъ. Я выступаю по поводу голосованія. По моему мнѣнію невозможно голосовать по такимъ вопросамъ, на которые отвѣтъ данъ въ канонахъ. Съ этого мѣста говорили о святости каноновъ; поэтому я не могу голосовать вопросовъ, которые рѣшены вселенскою практикою и канонами Вселенской Церкви.

LII. Предсѣдатель. Угодно ли Священному Собору согласиться съ предложеніемъ П. А. Прокошева?

LIII. Постановлено: Предложеніе проф. П. А. Прокошева принять.

LIV. Предсѣдатель. Такимъ образомъ, вамъ предстоитъ приступить къ выборамъ, — намѣтить въ запискахъ одно лицо, затѣмъ, на основаніи поданныхъ записокъ, будетъ составленъ общій списокъ кандидатовъ. Изъ этого списка записками вы избираете трехъ лицъ, получившихъ абсолютное большинство голосовъ. Имена ихъ будутъ положены на св. престолъ.

LV. Въ 12 час. 25 мин. объявляется перерывъ.



LVI. Засѣданіе возобновляется въ 12 час. 45 мин. дня.

LVII. Соборъ воспѣваетъ тропарь: «Благословенъ еси, Христе Боже нашъ, Иже премудры ловцы явлей...»

LVIII. Предсѣдатель. Прошу раздать записки, прошу и мнѣ дать записку. Сейчасъ будутъ вызываться Члены Собора, чтобы подавать записки въ урну.

LIX. Производится подача записокъ Членами Собора, имена которыхъ въ алфавитномъ порядкѣ оглашаетъ діаконъ П. П. Логиневскій.

LX. Предсѣдатель. Для подсчета записокъ приглашаю: епископа Елисаветградскаго Прокопія, протоіерея Ѳ. С. Воловея, архимандрита Владиміра, М. П. Арашкевича, протоіерея А. М. Станиславскаго и Т. Н. Нечаева.

LXI. Производится подсчетъ записокъ.

LXII. Предсѣдатель. Прошу Члена Собора М. П. Арашкевича огласить результаты подсчета записокъ.

LXIII. М. П. Арашкевичъ оглашаетъ слѣдующее:

Архіепископъ Харьковскій Антоній получилъ 101 голосъ, Архіепископъ Тамбовскій Кириллъ 27 голосовъ, Митрополитъ Московскій Тихонъ — 23, Митрополитъ Тифлисскій Платонъ — 22, Митрополитъ Кіевскій Владиміръ — 13, Архіепископъ Новгородскій Арсеній — 14, Архіепископъ Кишиневскій Анастасій — 13, Протопресвитеръ Г. І. Шавельскій — 13, Архіепископъ Владимірскій Сергій — 5, Архіепископъ Казанскій Іаковъ — 3, Архимандритъ Иларіонъ — 3, А. Д. Самаринъ — 3, Архіепископъ Ярославскій Агаѳангелъ — 2, Архіепископъ Алеутскій Евдокимъ — 2, Епископъ Уфимскій Андрей — 2, Епископъ Полтавскій Ѳеофанъ — 2, Митрополитъ Питиримъ — 1, Епископъ Сильвестръ — 1, Епископъ Астраханскій Митрофанъ — 1, Архіепископъ Воронежскій Тихонъ — 1, Архіепископъ Волынскій Евлогій — 1, Епископъ Калужскій Ѳеофанъ — 1, Епископъ Смоленскій Ѳеодосій — 1, Епископъ Екатеринославскій Агапитъ — 1, Протопресвитеръ Н. А. Любимовъ — 1.

LXIV. Предсѣдатель. Изъ означеннаго списка предстоитъ выбрать трехъ кандидатовъ. Въ виду поздняго времени, выборы отлагаются до завтрашняго дня. Завтра засѣданіе назначается въ 10 час. утра.

LXV. Протопресвитеръ Г. I. Шавельскій. Я усердно прошу снять мою кандидатуру; считаю себя неподготовленнымъ къ такому высокому служенію. И этотъ санъ, которымъ я облеченъ, въ трудныя минуты я ношу съ воздыханіемъ. Нижайше прошу снять мою кандидатуру.

LXVI. Архимандритъ Матѳей. Актъ избранія кандидатовъ въ патріархи производится въ условіяхъ слишкомъ обычныхъ, между тѣмъ актъ этотъ необычайной важности и значенія. Въ виду этого я рѣшаюсь обратиться къ Священному Собору съ покорнѣйшею просьбою: нельзя ли этому великому акту придать и церковный характеръ? Завтра начать засѣданіе съ торжественнаго Богослуженія — отслужить литургію и послѣ нея молебенъ. Попросимъ нашего Предсѣдателя облечься въ мантію и послѣ этого приступить къ голосованію записками.

LXVII. Предсѣдатель. Молебенъ будетъ.

LXVIII. Засѣданіе закрыто въ 3 часа дня.

Источникъ: Священный Соборъ Православной Россійской Церкви. Дѣянія. Книга III: Дѣянія XXXI-XL. — Пг.: Изданіе Соборнаго Совѣта, 1918. — С. 38-51.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.