Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 15 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Исторія Русской Церкви

Всероссійскій Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг.

Священный Соборъ Православной Россійской Церкви 1917-1918 гг. былъ открытъ въ Москвѣ 15 (28) августа 1917 г. Для участія въ его работѣ было избрано и назначено по должности 564 человѣка: 80 архіереевъ, 129 лицъ пресвитерскаго сана и 10 дьяконовъ изъ бѣлаго духовенства, 26 псаломщиковъ, 20 монашествующихъ (архимандритовъ, игуменовъ и іеромонаховъ) и 299 мірянъ. Соборъ работалъ болѣе года. За этотъ періодъ состоялись три его сессіи: первая — съ 15 (28) августа по 9 (22) декабря 1917 г., вторая и третья — въ 1918 г.: съ 20 января (2 февраля) по 7 (20) апрѣля и съ 19 іюня (2 іюля) по 7 (20) сентября. — Основными вопросами, подлежавшими рѣшенію Собора, были: 1) выработка положенія о Высшемъ Церковномъ Управленіи Всероссійской Церкви; 2) возстановленіе патріаршества; 3) возстановленіе праздника Всѣмъ святымъ въ Землѣ Россійской просіявшимъ; 4) канонизація новыхъ святыхъ: Софронія Иркутскаго и Іосифа Астраханскаго. Однако, къ сожалѣнію, многія рѣшенія Соборъ принималъ подъ давленіемъ т. н. «демократической общественности» и въ немъ очень сильно сказывалось наслѣдіе Февральскаго переворота 1917 г., что помѣшало Собору дать народу четкіе критеріи происшедшей въ Россіи національной катастрофы... — Въ 1994-2000 гг. Новоспасскій монастырь (РПЦ) выпустилъ въ свѣтъ изданіе матеріаловъ Собора 1917-1918 гг., которое состояло изъ 12 томовъ, 11 изъ которыхъ — «Соборныя Дѣянія» и одинъ томъ — «Опредѣленія и Постановленія Собора». Часть Соборныхъ Дѣяній (№№ 1-82, тт. 1-6) была выпущена репринтомъ по изданію, предпринятому еще въ 1918 г. самимъ Соборомъ; остальныя (№№83-170, тт. 7-11) — по архивнымъ матеріаламъ, хранящимся въ Государственномъ архивѣ Россійской Федераціи въ Москвѣ.

Дѣянія Всероссійскаго Помѣстнаго Собора 1917-1918 г.г.

СВЯЩЕННЫЙ СОБОРЪ ПРАВОСЛАВНОЙ РОССІЙСКОЙ ЦЕРКВИ.

Приложеніе [къ Дѣянію XCIV].       

[ПОСТАНОВЛЕНІЕ СОВѢЩАНІЯ ЕПИСКОПОВЪ ОБЪ ИЗМѢНЕНІИ ПОРЯДКА ЧИНОПОСЛѢДОВАНІЯ ПРАВОСЛАВІЯ ВЪ ПЕРВУЮ НЕДѢЛЮ ВЕЛИКАГО ПОСТА].

Ст. 7. Слушали: Предложеніе Его Святѣйшества обсудить вопросъ о совершеніи чинопослѣдованія Православія въ недѣлю первую Великаго поста, гдѣ нѣкоторыя мѣста требуютъ исправленія, или опущенія, а въ нѣкоторыхъ требуются, примѣнительно къ переживаемымъ Церковью обстоятельствамъ, и дополненія.

По довольномъ сужденіи постановили: Въ чинѣ послѣдованія въ недѣлю Православія первыя десять анаѳематствованій оставить безъ измѣненій, одиннадцатое («Помышляющимъ яко православные Государи») выпустить, двѣнадцатое оставить безъ измѣненій, послѣ котораго добавить новое: «Глаголющимъ хульная и ложная на святую вѣру нашу и Церковь, возстающимъ на святые храмы и обители, посягающимъ на церковное достояніе, поношающимъ и убивающимъ священники Господни и ревнители вѣры отеческія, анаѳема трижды». При возглашеніи «вѣчной памяти» выпустить поименное перечисленіе государей, начиная съ Петра I, такъ какъ въ предшествующемъ стихѣ «вѣчная память» возглашается «всѣмъ отъ рода царемъ... преставльшимся». Возглашеніе «вѣчной памяти усопшимъ патріархомъ и епископомъ православнымъ» оставить безъ измѣненія; въ послѣднемъ же возглашеніи вѣчной памяти — «пострадавшимъ и убіеннымъ» выпустить слова «въ различныхъ походѣхъ». Первое, второе и третье многолѣтствованіе опустить и начинать многолѣтствованія такъ: «Великому Господину нашему Святѣйшему Патріарху Московскому и всея Россіи Тихону, многая лѣта» (трижды). Слѣдующее возглашать: «Святѣйшимъ Патріархомъ», причемъ многолѣтствовать ихъ поименно, третье — «Преосвященному (имя рекъ) многая лѣта» (трижды), четвертое — «Преосвященнымъ православнымъ митрополитомъ», послѣ какового возглашенія «Христіанскаго благочестія ревнителемъ и защитникомъ Христовой Церкви, и всѣмъ православнымъ Христіаномъ многая лѣта» (трижды). Опустить «Благовѣрнымъ.., Правительствующему Синклиту» и т. д. Во всемъ прочемъ чинопослѣдованіе сохранить въ прежнемъ видѣ. Порядокъ анаѳематствованія, возглашеній «вѣчной памяти» и многолѣтствованій прилагается при семъ.



«Отрица́ющимъ бытіе́ Бо́жіе и утвержда́ющимъ, я́ко мíръ се́й е́сть самобы́тенъ, и вся́ въ не́мъ безъ Про́мысла Бо́жія и по слу́чаю быва́ютъ, ана́ѳема (три́жды).

Глаго́лющимъ Бо́га не бы́ти Ду́хъ, но пло́ть; или́ не бы́ти Его́ пра́ведна, милосе́рда, прему́дра, всевѣ́дуща, и подо́бная хуле́нія произнося́щимъ, ана́ѳема (три́жды).

Дерза́ющимъ глаго́лати, я́ко Сы́нъ Бо́жій не Единосу́щный и не Равноче́стный Отцу́, та́кожде и Ду́хъ Святы́й, и исповѣ́дающимъ Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, не Еди́наго бы́ти Бо́га, ана́ѳема (трижды).

/с. 198/ Безу́мнѣ глаго́лющимъ, [я́ко] не ну́жно бы́ти ко спасе́нію на́шему и ко очище́нію грѣхо́въ прише́ствіе въ мíръ Сы́на Бо́жія во пло́ти и Его́ во́льное страда́ніе, сме́рть и воскресе́ніе, ана́ѳема (три́жды).

Не пріе́млющимъ благода́ти искупле́нія Ева́нгеліемъ проповѣ́даннаго, я́ко еди́нственнаго на́шего ко оправда́нію предъ Бо́гомъ сре́дства, ана́ѳема (три́жды).

Дерза́ющимъ глаго́лати, я́ко Пречи́стая Дѣ́ва Марíя не бы́сть пре́жде рождества́, въ рождествѣ́ и по рождествѣ́ дѣ́ва, ана́ѳема (трижды).

Не вѣ́рующимъ, я́ко Ду́хъ Святы́й умудри́ проро́ковъ и апо́столовъ, и чрезъ ни́хъ возвѣсти́ на́мъ и́стинный пу́ть къ вѣ́чному спа́сенію, и утверди́ сіе́ чудеса́ми, и ны́нѣ въ сердца́хъ вѣ́рныхъ и и́стинныхъ христіа́нъ обита́етъ и наставля́етъ и́хъ на вся́кую и́стину, ана́ѳема (три́жды).

Отме́щущимъ безсме́ртіе души́, кончи́ну вѣ́ка, су́дъ бу́дущій и воздая́ніе вѣ́чное за добродѣ́тели на небесѣ́хъ, а за грѣхи́ осужде́ніе, ана́ѳема (три́жды).

Отме́щущимъ вся́ Та́инства свята́я, Це́рковію Христо́вою содержи́мая, ана́ѳема (три́жды).

Отверга́ющимъ Собо́ры святы́хъ Оте́цъ и и́хъ преда́нія, Боже́ственному открове́нію согла́сная и Правосла́вно-Каѳоли́ческою Це́рковію благоче́стно храни́мая, ана́ѳема (трижды).

Руга́ющимъ и ху́лящимъ святы́я ико́ны, и́хже Свята́я Це́рковь ко воспомина́нію дѣ́лъ Бо́жіихъ и уго́дниковъ Его́, ра́ди возбужде́нія взира́ющихъ на о́ныя ко благоче́стію, и ко о́ныхъ подража́нію пріе́млетъ, а глаго́лющимъ о́ныя бы́ти и́долы, ана́ѳема (три́жды).

Глаго́лющимъ ху́льныя и ло́жныя на святу́ю вѣ́ру на́шу и Це́рковь, возстаю́щимъ на святы́я хра́мы и оби́тели, посяга́ющимъ на церко́вное достоя́ніе, поноша́ющимъ же и убива́ющимъ свяще́нники Госпо́дни и ревни́тели вѣ́ры оте́ческія, ана́ѳема (три́жды).

Всѣ́мъ же о Правосла́віи подвиза́вшимся словесы́, писа́ніи, уче́ніи, страда́ніи и богоуго́днымъ житіе́мъ, я́ко защи́тникомъ и посо́бникомъ о́наго, Христо́ва Це́рковь, лѣ́тнее воспомина́ніе творя́щи, всклица́етъ:

Свято́му благовѣ́рному и равноапо́стольному царю́ Константи́ну, и ма́тери его́ Еле́нѣ, правосла́внымъ гре́ческимъ царе́мъ: Вели́кому Ѳеодо́сію, Ѳеодо́сію Юнѣ́йшему, Іустиніа́ну и про́чимъ правосла́внымъ царе́мъ и цари́цамъ гре́ческимъ, вѣ́чная па́мять (три́жды).

Благовѣ́рному и равноапо́стольному вели́кому кня́зю Влади́міру, благовѣ́рнѣй вели́цѣй княги́нѣ Ольгѣ, и про́чимъ благовѣ́рнымъ царе́мъ и вели́кимъ князе́мъ, цари́цамъ и вели́кимъ княги́нямъ, и всѣ́мъ отъ ро́да царе́й и вели́кихъ князе́й Россíйскихъ преста́вльшимся, вѣ́чная па́мять (три́жды).

Святѣ́йшимъ патріа́рхомъ Константинопо́льскимъ, Александрíйскимъ, Антіохíйскимъ, Іерусали́мскимъ и Всероссíйскимъ, преосвяще́ннымъ митрополи́томъ, архіепи́скопомъ и епи́скопомъ правосла́внымъ, въ вѣ́рѣ и благоче́стіи сконча́вшимся, вѣ́чная па́мять (три́жды).

Пострада́вшимъ и убіе́ннымъ за правосла́вную вѣ́ру и Оте́чество князе́мъ, боля́ромъ, христоимени́тому во́инству и всѣ́мъ правосла́внымъ Христіа́номъ въ и́стиннѣй вѣ́рѣ и благоче́стіи и въ наде́ждѣ воскресе́нія сконча́вшимся, вѣ́чная па́мять (три́жды).

/с. 199/ Правосла́вная Христо́ва Це́рковь торже́ственно воспомина́ющи подвиза́вшихся во благоче́стіи, и сіе́ всѣ́мъ свои́мъ христоимени́тымъ ча́домъ къ подража́нію представля́ющи, имѣ́етъ та́кожде до́лгъ восхваля́ти по́двиги си́хъ, и́же ны́нѣ, спаси́тельною вѣ́рою и добродѣ́телію приуготовля́юще себе́ къ вѣ́чному блаже́нству, утвержда́ютъ Правосла́віе.

Посе́мъ возглаша́етъ:

Вели́кому Господи́ну на́шему Святѣ́йшему Патріа́рху Моско́вскому и всея́ Россíи Ти́хону, мно́гая лѣ́та (три́жды).

Святѣ́йшимъ Патріа́рхомъ правосла́внымъ Константинопо́льскому Ге́рману, Александрíйскому Фо́тію, Антіохíйскому Григо́рію и Іерусали́мскому Даміа́ну, мно́гая лѣ́та (три́жды).

[Преосвяще́нному (и́мя ре́къ) мно́гая лѣ́та» (три́жды)].

Преосвяще́ннымъ правосла́внымъ митрополи́томъ, архіепи́скопомъ и епи́скопомъ и всему́ освяще́нному при́чту, мно́гая лѣ́та (три́жды).

Христіа́нскаго благоче́стія ревни́телемъ и защи́тникомъ Христо́вы Це́ркве, и всѣ́мъ правосла́внымъ Христіа́номъ, мно́гая лѣ́та (три́жды)».

Источникъ: Дѣянія Священнаго Собора Православной Россійской Церкви 1917-1918 гг. Томъ 7-й: Дѣянія 83-101. — М.: Новоспасскій монастырь, 1999. — С. 197-199.

Проток. 94-й // Къ оглавленію всѣхъ Дѣяній Собора // Проток. 95-й


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.