Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Исторія Русской Церкви

Всероссійскій Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг.

Священный Соборъ Православной Россійской Церкви 1917-1918 гг. былъ открытъ въ Москвѣ 15 (28) августа 1917 г. Для участія въ его работѣ было избрано и назначено по должности 564 человѣка: 80 архіереевъ, 129 лицъ пресвитерскаго сана и 10 дьяконовъ изъ бѣлаго духовенства, 26 псаломщиковъ, 20 монашествующихъ (архимандритовъ, игуменовъ и іеромонаховъ) и 299 мірянъ. Соборъ работалъ болѣе года. За этотъ періодъ состоялись три его сессіи: первая — съ 15 (28) августа по 9 (22) декабря 1917 г., вторая и третья — въ 1918 г.: съ 20 января (2 февраля) по 7 (20) апрѣля и съ 19 іюня (2 іюля) по 7 (20) сентября. — Основными вопросами, подлежавшими рѣшенію Собора, были: 1) выработка положенія о Высшемъ Церковномъ Управленіи Всероссійской Церкви; 2) возстановленіе патріаршества; 3) возстановленіе праздника Всѣмъ святымъ въ Землѣ Россійской просіявшимъ; 4) канонизація новыхъ святыхъ: Софронія Иркутскаго и Іосифа Астраханскаго. Однако, къ сожалѣнію, многія рѣшенія Соборъ принималъ подъ давленіемъ т. н. «демократической общественности» и въ немъ очень сильно сказывалось наслѣдіе Февральскаго переворота 1917 г., что помѣшало Собору дать народу четкіе критеріи происшедшей въ Россіи національной катастрофы... — Въ 1994-2000 гг. Новоспасскій монастырь (РПЦ) выпустилъ въ свѣтъ изданіе матеріаловъ Собора 1917-1918 гг., которое состояло изъ 12 томовъ, 11 изъ которыхъ — «Соборныя Дѣянія» и одинъ томъ — «Опредѣленія и Постановленія Собора». Часть Соборныхъ Дѣяній (№№ 1-82, тт. 1-6) была выпущена репринтомъ по изданію, предпринятому еще въ 1918 г. самимъ Соборомъ; остальныя (№№83-170, тт. 7-11) — по архивнымъ матеріаламъ, хранящимся въ Государственномъ архивѣ Россійской Федераціи въ Москвѣ.

Дѣянія Всероссійскаго Помѣстнаго Собора 1917-1918 г.г.

СВЯЩЕННЫЙ СОБОРЪ ПРАВОСЛАВНОЙ РОССІЙСКОЙ ЦЕРКВИ.

ПРОТОКОЛЪ ДЕВЯНОСТО ВТОРОЙ.
24 февраля (9 марта) 1918 года.
[1) Объ увѣковѣченіи памяти мученически скончавшагося Кіевскаго митрополита Владиміра. 2) О православномъ приходѣ. 3) О хищеніи въ Патріаршей ризницѣ].

1. Засѣданіе открыто въ соборной палатѣ въ 10 часовъ утра подъ предсѣдательствомъ митрополита Новгородскаго Арсенія въ присутствіи 263 Членовъ Собора, въ томъ числѣ 34 епископовъ.

На повѣсткѣ засѣданія: 1) Текущія дѣла. 2) Докладъ Отдѣла о благоустроеніи прихода: «Положеніе о православномъ приходѣ» (продолженіе).

2. Секретарь оглашаетъ выработанныя Религіозно-просвѣтительнымъ Совѣщаніемъ при Соборѣ мѣропріятія для увѣковѣченія памяти мученической кончины митрополита Кіевскаго Владиміра.

3. ПОСТАНОВЛЕНО: выработанныя Религіозно-просвѣтительнымъ Совѣщаніемъ при Соборѣ мѣропріятія (см. Приложеніе) утвердить.

4. Секретарь оглашаетъ поступившія донесенія о готовности встать на защиту Церкви Православной и о состоявшихся крестныхъ ходахъ отъ временно управляющаго Костромскою епархіею епископа Кинешемскаго Севастіана, Приходскихъ Совѣтовъ и прихожанъ г. Костромы, отъ Приходскаго Совѣта Троицкаго собора г. Клина Московской губерніи съ приложеніемъ 300 рублей, переданныхъ, согласно распоряженію Святѣйшаго Патріарха, въ фондъ имени митрополита Кіевскаго Владиміра; отъ Екатеринославскаго епархіальнаго законоучительскаго комитета, отъ единовѣрцевъ, проживающихъ въ г. Казани, отъ священника-миссіонера Черниговской епархіи Михаила Смирнова, отъ Приходскаго Собранія Николаевской церкви г. Краснокутска Харьковской губерніи.

5. ПОСТАНОВЛЕНО: просить Святѣйшаго Патріарха благословить упомянутыя установленія грамотами.

6. Секретарь оглашаетъ выписку изъ Постановленія Священнаго Сѵнода отъ 13 (28) февраля с. г. съ приложеніемъ 19 прошеній разныхъ лицъ о разрѣшеніи имъ вступить въ 4-й бракъ и постановленіе Соборнаго Совѣта о направленіи прошеній въ Отдѣлъ о церковной дисциплинѣ.

/с. 178/

7. ПОСТАНОВЛЕНО: постановленіе Соборнаго Совѣта утвердить.

8. Предсѣдательствующій оглашаетъ статью 9 «Положенія о православномъ приходѣ».

9. Выступаетъ архіепископъ Тверской Серафимъ.

10. Докладчикъ В. А. Потуловъ даетъ разъясненіе.

Признавая основательными соображенія Высокопреосвященнаго Серафима, я, тѣмъ не менѣе, не могу согласиться на опущеніе словъ «или на капитальный ремонтъ его». Капитальный ремонтъ храма можетъ иногда потребовать большихъ средствъ, которыхъ у прихода не имѣется. Представьте себѣ настоящій моментъ, когда на мѣстахъ военныхъ дѣйствій храмы полуразрушены и населеніе обнищало. Возстановить эти храмы не по силамъ населенію, много потерявшему. Между тѣмъ, отлагать ремонтъ на дальнее время не всегда возможно, такъ какъ зданіе можетъ совсѣмъ придти къ разрушенію. Нужно принять во вниманіе и то, что епархіальная власть, которая будетъ давать разрѣшеніе на проведеніе сборовъ по епархіи, ничѣмъ не ограничена въ этомъ дѣлѣ. Я просилъ бы принять статью въ томъ видѣ, какъ она представлена Отдѣломъ (д. 93, лл. 61 об. – 62).

11. Предсѣдательствующій ставитъ на голосованіе поправку архіепископа Тверского Серафима.

12. ПОСТАНОВЛЕНО: поправку архіепископа Тверского Серафима отклонить.

13. Предсѣдательствующій ставитъ на голосованіе статью 9.

14. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 9 въ изложеніи Отдѣла: «Въ случаѣ недостатка мѣстныхъ приходскихъ средствъ на построеніе храма или на неотложный капитальный ремонтъ его, могутъ быть разрѣшаемы сборы, властью мѣстнаго епископа — въ своей епархіи, по соглашенію съ сосѣдними епископами — въ другихъ епархіяхъ, и съ разрѣшенія высшей церковной власти во всей Россіи».

15. Предсѣдательствующій оглашаетъ статью 10.

16. Въ обмѣнѣ мнѣній принимаютъ участіе Члены Собора: архіепископъ Тверской Серафимъ, профессоръ С. Н. Булгаковъ, протоіерей А. А. Хотовицкій, протоіерей С. І. Шлеевъ, епископъ Челябинскій Серафимъ, митрополитъ Харьковскій Антоній.

17. Докладчики В. А. Потуловъ и священникъ Ѳ. Ѳ. Григорьевъ даютъ разъясненія.

В. А. Потуловъ. Я, со своей стороны, поддерживаю редакцію Отдѣла. Дѣло въ томъ, что для совершенія богослуженія въ молитвенныхъ домахъ и часовняхъ особыхъ разрѣшеній не требовалось и ранѣе. Центръ тяжести здѣсь заключается въ томъ, что съ разрѣшенія епархіальнаго епископа дозволяется совершать въ домахъ и часовняхъ литургію. Мнѣ представляется необходимымъ отмѣтить это по тѣмъ соображеніямъ, которыя высказалъ Преосвященный Серафимъ. Подобное я наблюдалъ и не въ отдаленныхъ округахъ. Онъ говорилъ о молитвенныхъ домахъ, которые имѣютъ видъ законченныхъ зданій. Но я, путешествуя по Холмщинѣ, встрѣчалъ одни только алтари, которые какъ складень могутъ закрываться. Служеніе совершается въ алтарѣ, молящіеся же стоятъ на воздухѣ. Это не есть въ точномъ смыслѣ храмы. Совершенно необходимо разрѣшить совершеніе литургіи и въ часовняхъ. Указываютъ на ихъ неприспособленность, но если онѣ не приспособлены, то надо ихъ приспособить, а зачѣмъ же не разрѣшать? Мнѣ представляются неосновательными мотивы протоіерея Шлеева, такъ какъ отдѣльныя злоупотребленія не могутъ служить /с. 179/ препятствіемъ дать другимъ право, хотя бы въ миссіонерскихъ цѣляхъ. Это даетъ возможность служить среди иновѣрцевъ. Нельзя забывать, что наши предки были поражены торжественностью богослуженія. Такимъ образомъ, я нахожу, что статью нужно принять въ редакціи Отдѣла. Что касается примѣчанія Булгакова, то оно врядъ ли необходимо. Кто желаетъ молиться дома, тому никто не мѣшаетъ устроить часовню. Исходъ для этого дается статьею.

Священникъ Ѳ. Ѳ. Григорьевъ. Было предложеніе исключить статью 10, а послѣдствія, на которыя здѣсь указывалось, говорятъ, что этого дѣлать нельзя. Согласенъ, что не вездѣ и не всегда можно совершать литургію въ молитвенныхъ домахъ и часовняхъ, но здѣсь и указано, что только съ разрѣшенія епископа, который всегда опредѣлитъ, возможно или невозможно совершеніе литургіи въ указанныхъ домахъ и часовняхъ (д. 93, лл. 67 – 67 об.).

18. Предсѣдательствующій ставитъ на голосованіе поправки къ статьѣ 10 протоіерея А. А. Хотовицкаго, архіепископа Тверского Серафима и профессора С. Н. Булгакова.

19. ПОСТАНОВЛЕНО: поправки отклонить.

20. Предсѣдательствующій объявляетъ, что поправка епископа Челябинскаго Серафима объ измѣненіи начала статьи 11 «существующія часовни въ честь Христа Спасителя, Божіей Матери, угодниковъ Божіихъ или въ честь св. иконъ...» будетъ передана въ Редакціонный Отдѣлъ.

21. Предсѣдательствующій ставитъ на голосованіе статью 11 съ принятой поправкой.

22. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 11 въ слѣдующемъ изложеніи: «Существующія часовни въ честь святыхъ иконъ, или какъ памятники церковныхъ, государственныхъ или общественныхъ событій, должны быть охраняемы и возобновляемы. Построеніе новыхъ допускается съ разрѣшенія епархіальнаго начальства».

23. Предсѣдательствующій оглашаетъ поступившее за подписью 31 Члена Собора предложеніе по возможности воздерживаться отъ рѣчей при постатейномъ разсмотрѣніи «Положенія о приходѣ» и ограничить срокъ рѣчей, если онѣ будутъ признаны необходимыми, пятью минутами.

24. Выступаетъ Членъ Собора А. В. Васильевъ.

25. Докладчикъ В. А. Потуловъ даетъ разъясненія.

Я протестую противъ брошеннаго Васильевымъ обвиненія въ неудачномъ составленіи Устава, и это дѣлается не первый разъ. Онъ говоритъ, что Уставъ нужно вернуть въ Отдѣлъ, но мы сидимъ пять дней и приняли одиннадцать статей въ редакціи Отдѣла съ незначительными поправками. Это показываетъ, что Отдѣлъ отнесся къ дѣлу рачительно. Я прошу не соглашаться и на принятіе 5 минутъ для рѣчи отдѣльнаго оратора.

26. Членъ Собора С. И. Шидловскій вноситъ предложеніе о предварительномъ внесеніи въ теченіе трехдневнаго срока имѣющихся у Членовъ Собора поправокъ ко всѣмъ статьямъ проекта Положенія о приходѣ.

27. Выступаетъ графъ П. Н. Апраксинъ.

28. Докладчикъ Н. Д. Кузнецовъ даетъ разъясненіе.

/с. 180/

29. Предсѣдательствующій ставитъ на голосованіе предложеніе воздерживаться, по возможности, отъ рѣчей при разсмотрѣніи «Положенія о приходѣ» и ограничить рѣчи пятью минутами.

30. ПОСТАНОВЛЕНО: предложеніе отклонить.

31. Предсѣдательствующій оглашаетъ статью 12 «Положенія о приходѣ».

32. Докладчикъ Н. Д. Кузнецовъ даетъ предварительное разъясненіе по статьѣ 12.

33. Въ происшедшемъ обмѣнѣ мнѣній принимаютъ участіе Члены Собора: С. П. Рудневъ, протоіерей А. В. Суворовъ, священникъ В. А. Бѣляевъ, А. В. Васильевъ, архіепископъ Тверской Серафимъ, Ф. К. Кузнецовъ.

34. Въ 12 часовъ объявляется перерывъ.



35. Засѣданіе возобновляется въ 12 часовъ 30 минутъ.

36. Въ соборную палату прибываетъ Святѣйшій Патріархъ Тихонъ.

37. Членъ Собора С. П. Рудневъ выступаетъ съ внѣочереднымъ заявленіемъ о хищеніи въ Патріаршей ризницѣ.

Ваше Святѣйшество, Богомудрые архипастыри, пастыри и братіе! Третьяго дня Соборный Совѣтъ возложилъ на меня, А. А. Стахова и Сергѣева порученіе навести справки о хищеніи въ Патріаршей ризницѣ. Приступая къ возложенному порученію и задаваясь вопросомъ о томъ, съ чего намъ лучше начать выполненіе порученія, мы остановились на предположеніи, что дѣло должно находиться на разсмотрѣніи уголовной милиціи и что дальше оно не пошло. Рѣшили обратиться туда. И дѣйствительно, наши предположенія оправдались полностью. Дѣло оказалось въ уголовной милиціи. Революціонный трибуналъ освѣдомился объ этомъ дѣлѣ, но никакого слѣдствія не производилъ. Уголовная милиція дѣйствуетъ пока по прежнему уставу, уставу Александра II, и составъ ея пока прежній. Представители милиціи были очень любезны съ нами, инспекторъ милиціи показалъ намъ вещественныя доказательства и подѣлился мыслями по поводу совершеннаго хищенія. О томъ, что мы видѣли и слышали, я доложу вамъ.

30 января обнаружено было хищеніе, 31 — произведенъ осмотръ всѣхъ семи палатъ, гдѣ находились похищенныя вещи и обращено было вниманіе на взломъ окна. На первый взглядъ могло показаться, что хищеніе произведено тѣми, кто имѣетъ отношеніе къ печати отъ дверей, т. к. печать на двери оказалась цѣла. Думали, что грабители проникли черезъ дверь, а потомъ печати снова наложили. Но для милиціи было ясно, что грабители проникли въ ризницу черезъ окно. Первоначальное предположеніе объясняется тѣмъ, что коробка окна оказалась выгнутой наружу, и думали, что окно взломано для симуляціи. Но если обратить вниманіе на то, какъ произведенъ распилъ окна, то будетъ ясно, что этотъ распилъ производился снаружи. Кромѣ того, всѣ приспособленія для хищенія говорятъ за то, что хищеніе было произведено людьми извнѣ. Масса мелкихъ вещей и подробностей свидѣтельствуетъ, что симуляція была невозможна. Такимъ образомъ, хищеніе было совершено снаружи черезъ окно. Похитителей было нѣсколько, по крайней мѣрѣ, не менѣе двухъ. Окно, черезъ которое они проникли, находится въ укромномъ мѣстѣ, въ углу, образуемомъ ризницей и колокольней. Здѣсь растетъ дерево высотой около 8 аршинъ. Около окна находится водосточная труба, настолько прочная, что по ней можетъ взобраться взрослый человѣкъ. Здѣсь же — каменные выступы, на которыхъ /с. 181/ была замѣчена грязь, здѣсь же было найдено нѣсколько полѣньевъ березовыхъ дровъ, дощечка, маленькій кусокъ сала. Подъ окномъ помѣщается карнизъ въ 5 вершковъ, гдѣ можно стоять. Человѣкъ привязалъ себя веревкой къ рѣшеткѣ, кусокъ веревки найденъ подъ окномъ въ седьмой палатѣ. Кромѣ того, въ первой палатѣ найдены клубокъ нитокъ и кусокъ полотна. Общее предположеніе таково: работали опытные воры, несомнѣнно, что это были лица, свѣдущія въ ювелирномъ дѣлѣ. Чаши для удобства сплющивались, одна чаша въ такомъ видѣ оставлена, т. к. воры сообразили, что она сработана не изъ цѣннаго металла, и оставили ее. Списокъ похищенныхъ драгоцѣнностей представленъ былъ уголовной милиціей. Самая крупная вещь — большая золотая чаша вѣсомъ въ 34 фунта, остальныя вещи мелкія. Похищены, главнымъ образомъ, драгоцѣнные камни, которые вынимались изъ гнѣзда. Такъ, вынуты были камни изъ саккоса Патріарха Адріана, вырѣзаны звѣзды. Евангеліе осталось, но крышки оторваны и драгоцѣнности вынуты. Цѣнность всего похищеннаго я установить не могу, она извѣстна лучше ризничему, чѣмъ сыскной полиціи. Розыски начались вскорѣ, и 1-2 февраля были получены свѣдѣнія, что въ верхнихъ торговыхъ рядахъ, въ магазинѣ Глазунова, продается жемчугъ, по-видимому похищенный въ ризницѣ. Это дѣйствительно подтвердилось. Жемчугъ былъ опознанъ и отобранъ. Владѣлецъ заявилъ, что купилъ жемчугъ у антиквара Бѣлова. На вопросъ, у кого этотъ жемчугъ купленъ, Бѣловъ сказалъ, что купилъ его у нѣкоего человѣка, который работаетъ въ кофейнѣ Филиппова, гдѣ устроена была засада, и этотъ человѣкъ былъ арестованъ. Назвался онъ Брунчи, проживаетъ на Мѣщанской улицѣ. Была установлена слѣжка, но никакого результата не дала. По паспорту онъ значится Ипершлагомъ, онъ же Шамси, проживаетъ въ Одессѣ. Личность не установленная. На вопросы отвѣта не даетъ, сидитъ въ милиціи и молчитъ. Сказалъ только, что жемчугъ купилъ у какого-то Петра Александровича, но кто это такой онъ самъ не знаетъ. Вотъ единственная ниточка въ рукахъ милиціи. Въ милиціи намъ дали карточку этого человѣка. На слѣдующій день въ верхнихъ торговыхъ рядахъ въ одномъ магазинѣ былъ обнаруженъ еще жемчугъ, опознанный какъ жемчугъ изъ Патріаршей ризницы. Въ магазинѣ сказали, что жемчугъ купленъ у какой-то женщины, уѣзжавшей въ Уральскую область. Женщина эта не обнаружена. Вотъ и все, что было сдѣлано доселѣ по розыску похищеннаго изъ Ризницы. Дальше дѣло, видимо, и не пойдетъ. Драгоцѣнности, несомнѣнно, изъ Москвы вывезены. Розыскъ уголовной милиціи крайне стѣсненъ — сейчасъ у нея много другихъ дѣлъ въ связи съ выступленіемъ анархистовъ. Въ дальнѣйшемъ этотъ розыскъ, можетъ быть, будетъ и совсѣмъ прекращенъ. Тѣмъ не менѣе, уголовная милиція обѣщала намъ давать справки по этому дѣлу. Вотъ и все, что мы узнали по дѣлу о хищеніи изъ Патріаршей ризницы. Въ заключеніе я долженъ сказать, что нѣкоторыя мѣры къ дальнѣйшему розыску могутъ быть предприняты. Если Соборный Совѣтъ пожелаетъ ознакомиться съ этими мѣрами, я могу ему сообщить, но здѣсь говорить о нихъ я считаю невозможнымъ.

38. Предсѣдательствующій предлагаетъ перейти къ обсужденію статьи 12 «Положенія о православномъ приходѣ».

39. Докладчикъ В. А. Потуловъ предлагаетъ передать статью 12, ввиду высказанныхъ на Соборѣ новыхъ мнѣній, въ Отдѣлъ о приходѣ для обсужденія въ спѣшномъ порядкѣ.

40. Предсѣдательствующій ставитъ на голосованіе предложеніе докладчика.

41. ПОСТАНОВЛЕНО: принять предложеніе докладчика.

/с. 182/

42. Предсѣдательствующій предлагаетъ Священному Собору назначить срокъ для представленія Священному Собору новаго проекта статьи 12-й — 27 февраля (12 марта) с. г.

43. ПОСТАНОВЛЕНО: принять предложеніе Предсѣдательствующаго.

44. Предсѣдательствующій оглашаетъ статью 13 «Положенія о православномъ приходѣ».

45. Въ происшедшемъ обмѣнѣ мнѣній принимаютъ участіе Члены Собора: А. В. Васильевъ, архіепископъ Тверской Серафимъ, П. И. Астровъ, протоіерей А. Г. Альбицкій.

46. Докладчикъ священникъ Ѳ. Ѳ. Григорьевъ даетъ разъясненія.

47. Предсѣдательствующій ставитъ на голосованіе предложеніе А. В. Васильева и П. И. Астрова объ исключеніи статьи 13.

48. ПОСТАНОВЛЕНО: предложеніе отклонить.

49. Предсѣдательствующій ставитъ на голосованіе поправку къ статьѣ 13 протоіерея А. Г. Альбицкаго.

50. ПОСТАНОВЛЕНО: поправку отклонить.

51. Предсѣдательствующій ставитъ на голосованіе поправку къ статьѣ 13 архіепископа Тверского Серафима о добавленіи послѣ словъ «членовъ причта» новыхъ словъ «при исполненіи ими своихъ пастырскихъ и церковно-служительскихъ должностей».

52. ПОСТАНОВЛЕНО: поправку принять.

53. Предсѣдательствующій объявляетъ, что поправка А. В. Васильева къ статьѣ 13 о замѣнѣ словъ «инструкціями» и «уставу» словами «наказомъ» и «положенію» будетъ передана въ Редакціонный Отдѣлъ.

54. Предсѣдательствующій ставитъ на голосованіе статью 13 въ изложеніи Отдѣла съ принятой поправкой.

55. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 13 въ изложеніи Отдѣла съ принятой поправкой: «Обязанности всѣхъ членовъ причта при исполненіи ими своихъ пастырскихъ и церковно-служительскихъ должностей опредѣляются церковными правилами и особыми инструкціями, прилагаемыми къ сему Уставу».

56. Предсѣдательствующій оглашаетъ статью 14.

57. Въ происшедшемъ обмѣнѣ мнѣній принимаютъ участіе Члены Собора В. И. Яцкевичъ и Г. И. Булгаковъ.

58. Докладчикъ Н. Д. Кузнецовъ даетъ разъясненія.

59. Предсѣдательствующій ставитъ на голосованіе поправку В. И. Яцкевича.

60. ПОСТАНОВЛЕНО: поправку отклонить.

61. Предсѣдательствующій ставитъ на голосованіе статью 14.

62. ПОСТАНОВЛЕНО: принять статью 14 въ изложеніи Отдѣла: «Кромѣ исполненія пастырскаго и богослужебнаго долга въ обязанности приходскаго причта входитъ веденіе метрическихъ книгъ и другихъ церковныхъ документовъ».

63. Предсѣдательствующій оглашаетъ статью 15.

64. Докладчики священникъ Ѳ. Ѳ. Григорьевъ и В. А. Потуловъ даютъ разъясненія.

Священникъ Ѳ. Ѳ. Григорьевъ. По вопросу о выборномъ началѣ между докладчиками существуетъ разногласіе; и въ Отдѣлѣ вопросъ прошелъ не гладко, тамъ много гово/с. 183/рили противъ выборнаго начала. Выборное начало, по идеѣ, вещь великолѣпная. Но могутъ быть идеи очень хорошія, которыя на практикѣ совершенно искажаются, какъ это и произошло въ нашей государственной жизни: вмѣсто свободы, любви и единенія получился полный распадъ и одичаніе нравовъ. Я человѣкъ съ мѣста, изъ уѣзда, я видѣлъ случаи избранія; если бы вы видѣли тѣ униженія и оскорбленія, которымъ священники подвергаются при выборахъ!

Въ настоящее время, я это особенно подчеркиваю, хорошіе міряне не могутъ никого уговорить: большевизмъ разлился повсюду широкой волной и безъ удержу дѣйствуетъ, три-четыре человѣка работаютъ такъ, что на нихъ не находится никакой власти и управы. А что происходитъ на мѣстахъ? Назначаются выборы, и тутъ пускаются въ ходъ всевозможные способы, чтобы произвести впечатлѣніе: стараются блеснуть голосомъ, осанкой, высокимъ ростомъ, дѣло доходитъ даже до примѣрки облаченій! То же самое происходитъ и при выборѣ низшихъ членовъ причта.

Здѣсь говорили о немедленномъ проведеніи въ жизнь выборнаго начала. Слѣдуетъ отмѣтить, что и въ Отдѣлѣ идея выборнаго начала прошла не болѣе, какъ шестью голосами. Говорятъ, надо провести выборное начало, чтобы обезпечить пастырю любовь пасомыхъ. Я не понимаю, какимъ образомъ сразу можно вдругъ пріобрѣсти любовь благодаря выборамъ? Любовь нужно заработать, она пріобрѣтается со временемъ.

Мѣриломъ успѣха является ловкость. Недалеко отъ меня есть приходъ, гдѣ несправедливо изгнали священника, хотя у насъ имѣется запрещеніе изгонять, иначе какъ по суду, однако все-таки изгнали. Кандидатомъ на его мѣсто явился мѣстный діаконъ, зараженный большевизмомъ, ходившій по домамъ и говорившій, что власть въ Церкви принадлежитъ народу. Ему, однако, не удалось попасть, но явился другой кандидатъ, за нимъ еще и еще. Кончилось тѣмъ, что прихожане просили назначить имъ священника!

Одинъ бывшій епархіальный наблюдатель съ высшимъ образованіемъ хотѣлъ было получить это мѣсто, такъ его не берутъ по той причинѣ, что его не знаютъ, да еще потому, что онъ съ образованіемъ! У насъ въ Самарской епархіи имѣется около 30 такихъ свободныхъ священническихъ мѣстъ.

А что будетъ съ военными священниками, которые сдѣлались безработными безъ всякой вины съ ихъ стороны: гдѣ они найдутъ себѣ мѣста по выбору, когда ихъ тамъ никто не знаетъ. Церковь обязана позаботиться объ ихъ устройствѣ. Сторонники выборной системы стараются обставить выборы извѣстными гарантіями, чтобы ослабить вредныя стороны этой системы. Но наши архипастыри могутъ подтвердить, что часто они бываютъ поставлены въ очень затруднительное положеніе, когда приходитъ кандидатъ и говоритъ: «Народъ избралъ меня», а человѣкъ этотъ совершенно неподходящій, его нельзя утвердить.

По поводу изгоняемыхъ приходами священниковъ мнѣ могли бы сказать, что это — люди порочные, процентъ которыхъ на всю Россію будетъ очень невеликъ, но это не всегда вѣрно, и иногда изгоняются люди очень достойные. По народной психологіи выходитъ такъ, что если мнѣ предоставлено право избирать, то я имѣю право и смѣстить неугоднаго мнѣ человѣка. Если мы даже и постановимъ на бумагѣ, что безъ суда нельзя смѣщать, то все равно на дѣлѣ сумѣютъ обойти. Вотъ у насъ въ сосѣднемъ селѣ противъ свя/с. 184/щенника составили два приговора, и онъ принужденъ былъ искать себѣ мѣста въ другомъ селѣ.

Мнѣ кажется, что не стóитъ увлекаться идеями и проводить выборное начало въ настоящее время. Развѣ не чудныя идеи о свободѣ, равенствѣ и братствѣ, и что у насъ изъ нихъ сдѣлали?! Мы получимъ не улучшеніе, а ухудшеніе и враждебное отношеніе къ епископамъ. По всему сказанному я никакъ не могу согласиться съ выборнымъ началомъ въ настоящее время. Я вовсе не противникъ выборной системы, я самъ чувствую и сознаю всю важность идеи, но, подчеркиваю, въ наше время, при нашихъ нравахъ считаю совершенно невозможнымъ проведеніе этой идеи въ жизнь. Можетъ быть, съ теченіемъ времени страна оправится отъ болѣзни, тогда будемъ вводить выборное начало, но не теперь.

В. А. Потуловъ. Несомнѣнно, возникаетъ расколъ между докладчиками, отецъ Григорьевъ говоритъ уже не какъ докладчикъ, а какъ противникъ доклада. Онъ не защищаетъ принятаго въ Отдѣлѣ разбираемаго параграфа. Въ Отдѣлѣ весьма подробно останавливались на вопросѣ о выборахъ причта. Мѣриломъ, насколько серьезно обсуждался вопросъ въ Отдѣлѣ можетъ служить то, что по означенному вопросу высказывалось 57 ораторовъ. Отдѣлъ вынесъ опредѣленіе, за которое высказалось 82 голоса и противъ 14 голосовъ при 7 воздержавшихся. Это свидѣтельствуетъ о твердости мнѣній. Затѣмъ Отдѣломъ рѣшенъ былъ вопросъ о примѣненіи выборнаго начала сейчасъ же. За такое рѣшеніе высказались 58 голосовъ и 32 голоса противъ, при 4 воздержавшихся. Итакъ, большинство высказалось за немедленное введеніе выборнаго начала. Въ Отдѣлѣ подробно обсуждались всѣ невыгодныя послѣдствія этого начала. Было принято во вниманіе и то, что могутъ выставлять свою кандидатуру «гастролеры» и т. п. Но при всемъ томъ было рѣшено, что должно быть введено выборное начало, но съ нѣкоторыми ограниченіями. Къ числу такихъ ограниченій были отнесены необходимыя требованія образовательнаго ценза, особый экзаменъ при епархіальномъ управленіи по установленной высшею властью программѣ. Все это дѣлается для того, чтобы нельзя было выбирать кандидата, котораго епископъ не можетъ посвятить. На его же усмотрѣніе препровождается списокъ избираемыхъ кандидатовъ, къ которому онъ долженъ отнестись весьма внимательно и опредѣлить только достойнаго кандидата. Если кандидатъ неподходящій, за епископомъ остается власть исключить такового кандидата изъ списка, и это онъ можетъ сдѣлать безъ всякаго объясненія, потому что предполагается, что причины, по которымъ епископъ отвергаетъ кандидата, не подлежатъ оглашенію.

Отдѣлъ затѣмъ остановился на вопросѣ, составляетъ ли избраніе обязанность прихода или его право, и разрѣшилъ этотъ вопросъ въ смыслѣ права. Я думаю, что тѣ причины, на которыя указываетъ мой содокладчикъ о. Григорьевъ, врядъ ли могутъ говорить противъ выборнаго начала.

65. Засѣданіе закрыто въ 2 часа 15 минутъ дня.

Источникъ: Дѣянія Священнаго Собора Православной Россійской Церкви 1917-1918 гг. Томъ 7-й: Дѣянія 83-101. — М.: Новоспасскій монастырь, 1999. — С. 177-184.

Проток. 91-й // Къ оглавленію всѣхъ Дѣяній Собора // Приложеніе


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.