Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 32.
Исторія Русской Православной Церкви Заграницей

Первый Всезарубежный Церковный Соборъ 1921 г.

Первый Русскій Всезарубежный Соборъ, созванный Блаженнѣйшимъ Митрополитомъ Антоніемъ (Храповицкимъ) въ 1921 г. въ Сремскихъ Карловцахъ въ Югославіи, состоялся въ періодъ формированія Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Онъ былъ посвященъ организаціи церковной жизни для многочисленныхъ русскихъ бѣженцевъ, оказавшихся, вслѣдствіи кроваваго большевицкаго террора на Родинѣ, въ условіяхъ изгнанія въ разныхъ странахъ. Необходимо было установить административную структуру Русской Зарубежной Церкви на канонической основѣ, открыть епархіи и приходы для духовнаго окормленія православныхъ русскихъ людей въ странахъ разсѣянія. Учрежденіе Высшаго Церковнаго Управленія заграницей было предусмотрѣно Указомъ № 362 Святѣйшаго Патріарха Тихона отъ 7/20 ноября 1920 г., гласящаго: «Въ случаѣ, если епархія, вслѣдствіе передвиженія фронта, измѣненія государственной границы и т. п. окажется внѣ всякаго общенія съ Высшимъ Церковнымъ управленіемъ или само Высшее Церковное управленіе во главѣ со Святѣйшимъ Патріархомъ прекратитъ свою дѣятельность, епархіальный Архіерей немедленно входитъ въ сношеніе съ Архіереями сосѣднихъ епархій на предметъ организаціи высшей церковной власти для нѣсколькихъ епархій, находящихся въ одинаковыхъ условіяхъ (въ видѣ ли Временнаго Высшаго Церковнаго Правительства или митрополичьяго округа или еще иначе)». Воплощеніе въ жизнь этого указа Святѣйшаго Патріарха Тихона въ условіяхъ изгнанія произошло при благопріятномъ покровительствѣ Сербской Православной Церкви, давшей гостепріимный пріютъ русскимъ бѣженцамъ въ условіяхъ свободной православной страны.

Дѣянія Первого Всезарубежного Церковнаго Собора 1921 года

ДѢЯНІЯ ПЕРВАГО РУССКАГО ВСЕЗАГРАНИЧНАГО ЦЕРКОВНАГО СОБОРА,
состоявшагося 8 – 20 ноября 1921 года (21 ноября – 3 декабря) въ Сремскихъ Карловцахъ въ королевствѣ С. X. и С.

Журналъ № 4
Русскаго Заграничнаго Церковнаго Собранія, состоявшагося 13 (26) ноября 1921 г. въ Сремскихъ Карловцахъ.

Засѣданіе открыто было въ 10 ч. 40 м. утра, послѣ молитвы Высокопреосвященнымъ Предсѣдателемъ Собранія, митрополитомъ Кіевскимъ и Галицкимъ Антоніемъ. Присутствовали:.... (идетъ перечисленіе присутствовавшихъ). При секретарѣ Д. В. Скрынченко.

По предложенію Предсѣдателя Собраніе привѣтствуетъ только что прибывшаго изъ Германіи архіепископа Евлогія и поетъ многолѣтіе ему, а также архіепископу Анастасію, прибывшему наканунѣ изъ Константинополя.

Далѣе по предложенію Предсѣдателя, въ виду отъѣзда одного изъ секретарей, избирается единогласно секретаремъ Александръ Іосифовичъ Ивановскій.

Митрополитъ Антоній оглашаетъ слѣдующій текстъ телеграммы, поступившей къ нему отъ И. должность Шефа Кабинета Его Величества Короля С. X. и С. слѣдующаго содержанія: «Београдъ, 27. XI. 1921 г. Ваше Високопреосвештенство, Његово Величанство Краљ топло Вам захваљује на лепим изразима благодарности, које сте Му изволели упутити у име Руско-Црквеног Сабора у Срем. Карловцима». — (Ваше Высокопреосвященство, Его Величество Король горячо Васъ благодаритъ за прекрасныя слова благод. привѣтствія, которыя Вы изволили Ему отправить отъ имени Русскаго Церковнаго Собора въ Сремскихъ Карловцахъ). Телеграмма выслушивается Членами Собранія стоя и покрывается возгласами «живио».

Предсѣдатель Военно-Церковнаго Отдѣла Епископъ Веніаминъ оглашаетъ текстъ привѣтствія отъ Церковнаго Собранія — Русской Арміи, находящейся заграницей. Текстъ привѣтствія-посланія принимается безъ преній и единогласно [1].

Далѣе архіепископъ Анастасій произноситъ приблизительно слѣдующую рѣчь: Высокопреосвященный Предсѣдатель Собранія митрополитъ Антоній проситъ всѣхъ дорожить временемъ, избѣгать многорѣчія; и это вполнѣ правильно; рѣчи теперь такъ же мало полезны и мало цѣнны, какъ малоцѣнны денежные знаки, выпускаемые въ большомъ количествѣ; надо ограничивать себя, сдерживать; особенно не слѣдуетъ увлекаться политикой здѣсь, которая можетъ повести къ распрямъ и раздѣленію; правда, есть много важныхъ государственныхъ вопросовъ для обсужденія, но это вопросы завтрашняго дня. Теперь, позволяю себѣ остановить ваше вниманіе на вопросѣ о томъ, какъ помочь голодающему населенію, нашимъ страждущимъ братьямъ въ Россіи; просить, убѣждать палачей оставить, прекратить мученія — это все равно, что желать чтобы тигръ выпустилъ изъ зубовъ свою жертву; обращаться съ пожеланіями къ самому страждущему населенію, конечно, безполезно, но у насъ есть одно средство — обратиться съ воззваніемъ ко всему міру; онъ не долженъ допустить вымиранія русскаго народа; конечно, мы не можемъ сказать краснорѣчивѣе того, чтó сказалъ Святѣйшій Патріархъ Тихонъ въ своемъ воззваніи, но мы должны и можемъ сказать сильнѣе то, чего не могъ сказать онъ въ своемъ положеніи; мы должны сказать, что бѣдствія, переживаемыя русскимъ народомъ, есть результатъ, дикаго, развратнаго, кроваваго режима палачей Россіи; англичане, напримѣръ, уже узнали, чтó такое большевизмъ; Вашингтонская Конференція стремится къ миру, но этого мира не будеть до тѣхъ поръ, пока не придетъ къ миру Россія; если мы были въ состояніи, мы должны были бы разослать всюду миссіи, которыя, подобно Петру Аміенскому, обошли бы весь свѣтъ, открывая ему глаза на русскія дѣла. Другое слово наше должно быть обращено къ нашимъ братьямъ-бѣженцамъ; мы должны призвать всѣхъ русскихъ людей забыть всѣ распри и раздоры, если они не хотятъ потерять уваженіе среди народовъ, у которыхъ живутъ; въ воззваніи къ нимъ особенно необходимо подчеркнуть ту мысль, что большевизмъ, предчувствуя свою скорую гибель, стремится опереться теперь на людей болѣе или менѣе близкихъ ему или слабыхъ; нѣкоторые склонны идти на примиреніе съ большевиками или по мягкосердію, или из-за карьеры; но мы должны рѣшительно сказать: non possumus; никто изъ насъ не имѣетъ права переступить порогъ совѣтскій для союза, ибо это уже не союзъ, а вражда противъ Бога; мы должны противодѣйствовать этому соблазну. Должны такъ же мы установить моленія въ церквахъ за всѣхъ погибшихъ за вѣру, Царя и Отечество, начиная съ Царя-Мученика Николая II, замученныхъ святителей.

Предсѣдатель митрополитъ Антоній, резюмируя, заявляетъ, что предложеніе архіепископа Анастасія сводится къ тремъ пожеланіямъ: 1) обратиться съ воззваніемъ ко всему свѣту, 2) ко всѣмъ русскимъ бѣженцамъ и 3) отслужить панихиду за всѣхъ погибшихъ за вѣру, Царя и Отечество. Принимаются ли всѣ эти пожеланія? — Собраніе единогласно ихъ принимаетъ.

Предсѣдатель предлагаетъ далѣе выслушать докладъ гр. П. Н. Апраксина о Высшемъ Церковномъ Управленіи заграницей и резолюціи Отдѣла объ этомъ. Послѣ краткой рѣчи гр. Апраксина и прочтенія имъ резолюцій начались пренія, въ которыхъ приняли участіе г. Московъ, Ненарокомовъ, гр. Граббе П. М. и епископъ Веніаминъ; г. Московъ заявляетъ, что въ пунктѣ: «намѣстникъ назначается Патріархомъ» — надо лучше сказать: «высшій іерархъ»; г. Ненарокомовъ предлагаетъ добавить въ 4-ой статьѣ словá: «съ правомъ рѣшающаго голоса» къ пункту объ участіи русскихъ епископовъ, пріѣзжающихъ въ мѣсто засѣданій Заграничнаго Русскаго Синода; епископъ Веніамінъ предлагаетъ замѣнить въ п. 4 (о членахъ Заграничнаго Синода) слово «утвержденныхъ» словомъ «признанныхъ», а словá «въ числѣ и составѣ» — совсѣмъ исключить — какъ несоотвѣтствующее дѣйствительности.

Предсѣдатель предлагаетъ затѣмъ прекратить пренія въ виду достаточной выясненности вопроса, каковое предложеніе и принимается.

Собраніе принимаетъ далѣе резолюціи Отдѣла о Высшемъ Русскомъ Церковномъ Управленіи заграницей въ слѣдующемъ видѣ:

«1) Управленіе дѣлами Русской Православной Церкви заграницей принадлежитъ Намѣстнику Св. Патріарха Всероссійскаго совмѣстно съ Русскимъ Заграничнымъ Синодомъ и Церковнымъ Совѣтомъ. (ср. § 1., Постан. Всер. Церк. Соб. 7 дек. 1917 г.).

Примѣчаніе: Намѣстникъ въ таковомъ званіи назначается Св. Патріархомъ Всероссійскимъ.

2) Намѣстникъ Св. Патріарха Всероссійскаго, Русскій Заграничный Синодъ и Церковный Совѣтъ подотчетны предъ Св. Патріархомъ Всероссійскимъ и заграничными помѣстными церковными съѣздами и соборами (ср. ibid § 2).

3) Предсѣдательствуетъ въ Русскомъ Заграничномъ Синодѣ и Церковномъ Совѣтѣ Намѣстникъ Св. Патріарха, а за болѣзнью или отсутствіемъ его — старѣйшій іерархъ, присутствующій въ Синодѣ (ср. ibid § 3).

4) Русскій Заграничный Синодъ признанъ былъ Вселенскимъ, Всероссійскимъ и Сербскимъ Патріархами и состоитъ изъ Предсѣдателя-Намѣстника Св. Патріарха и іерарховъ въ числѣ и составѣ, утверждаемомъ Св. Патріархомъ Всероссійскимъ.

Примѣчаніе: Русскіе Епископы, пріѣзжающіе въ мѣсто засѣданій Заграничнаго Русскаго Синода, участвуютъ въ его засѣданіяхъ съ правомъ рѣшающаго голоса.

5) Въ составъ Церковнаго Совѣта входятъ предсѣдатель-намѣстникъ Св. Патріарха и 5 членовъ: одинъ іерархъ изъ состава Русскаго Заграничнаго Синода по его избранію и два клирика и два мірянина по избранію помѣстнаго Заграничнаго церковнаго съѣзда или собора (ср. ibid § 7).

Примѣчаніе: При невозможности членамъ Совѣта собраться — подлежащія дѣла разрѣшаются Русскимъ Заграничнымъ Синодомъ.

6) Во всѣхъ своихъ дѣйствіяхъ Высшее Церковное Управленіе заграницей руководствуется положеніями, изложенными въ опредѣленіи Всероссійскаго Церковнаго Собора о Священномъ Синодѣ и Высшемъ Церковномъ Совѣтѣ, принятомъ 7 декабря 1917».

Далѣе предсѣдатель предлагаетъ образовать комиссію по вопросу объ устройствѣ свѣчного завода заграницей — Предложеніе принимается.

Собраніе закрывается въ 11 ч. 45 минутъ утра.

Подлинный за надлежащими подписями.

Примѣчаніе:
[1] Помѣщено послѣ протоколовъ Собора.

Источникъ: Дѣянія Русскаго Всезаграничнаго Церковнаго Собора, состоявшагося 8 – 20 ноября 1921 года (21 ноября – 3 декабря) въ Сремскихъ Карловцахъ въ королевствѣ С. X. и С. — Сремски Карловци: Српска манастирска Штампариjа, 1922. — С. 36-40.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.