Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 3.
Исторія Русской Православной Церкви Заграницей

Первый Всезарубежный Церковный Соборъ 1921 г.

Первый Русскій Всезарубежный Соборъ, созванный Блаженнѣйшимъ Митрополитомъ Антоніемъ (Храповицкимъ) въ 1921 г. въ Сремскихъ Карловцахъ въ Югославіи, состоялся въ періодъ формированія Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Онъ былъ посвященъ организаціи церковной жизни для многочисленныхъ русскихъ бѣженцевъ, оказавшихся, вслѣдствіи кроваваго большевицкаго террора на Родинѣ, въ условіяхъ изгнанія въ разныхъ странахъ. Необходимо было установить административную структуру Русской Зарубежной Церкви на канонической основѣ, открыть епархіи и приходы для духовнаго окормленія православныхъ русскихъ людей въ странахъ разсѣянія. Учрежденіе Высшаго Церковнаго Управленія заграницей было предусмотрѣно Указомъ № 362 Святѣйшаго Патріарха Тихона отъ 7/20 ноября 1920 г., гласящаго: «Въ случаѣ, если епархія, вслѣдствіе передвиженія фронта, измѣненія государственной границы и т. п. окажется внѣ всякаго общенія съ Высшимъ Церковнымъ управленіемъ или само Высшее Церковное управленіе во главѣ со Святѣйшимъ Патріархомъ прекратитъ свою дѣятельность, епархіальный Архіерей немедленно входитъ въ сношеніе съ Архіереями сосѣднихъ епархій на предметъ организаціи высшей церковной власти для нѣсколькихъ епархій, находящихся въ одинаковыхъ условіяхъ (въ видѣ ли Временнаго Высшаго Церковнаго Правительства или митрополичьяго округа или еще иначе)». Воплощеніе въ жизнь этого указа Святѣйшаго Патріарха Тихона въ условіяхъ изгнанія произошло при благопріятномъ покровительствѣ Сербской Православной Церкви, давшей гостепріимный пріютъ русскимъ бѣженцамъ въ условіяхъ свободной православной страны.

Дѣянія Первого Всезарубежного Церковнаго Собора 1921 года

ДѢЯНІЯ ПЕРВАГО РУССКАГО ВСЕЗАГРАНИЧНАГО ЦЕРКОВНАГО СОБОРА,
состоявшагося 8 – 20 ноября 1921 года (21 ноября – 3 декабря) въ Сремскихъ Карловцахъ въ королевствѣ С. X. и С.

Журналъ№ 10
Русскаго Заграничнаго Церковнаго Собранія.
Засѣданіе 19 ноября (2 декабря) 1921 г. (Утреннее).

Засѣданіе открыто Предсѣдателемъ Собранія Его Высокопреосвященствомъ Антоніемъ, Митрополитомъ Кіевскимъ и Галицкимъ, въ 9 час. утра въ присутствіи членовъ Собранія:.... (идетъ перечисленіе присуствовавшихъ). При старшемъ секретарѣ С. И. Голиковѣ.

Высокопреосвященный Предсѣдатель заявляетъ, что Преосвященный Веніаминъ отъ дополненія своей рѣчи, изложенной въ редакціи журнала, отъ 12 (25) ноября отказался, а потому упомянутый журналъ можетъ быть утвержденъ въ редакціи, одобренной Собраніемъ. Предложеніе это принимается.

Оглашается журналъ отъ 18 ноября с. г.

Въ виду заявленія Е. А. Москова и по предложенію Предсѣдателя, въ постановленіи по докладу о свѣчномъ заводѣ слово «разсмотрѣніе» замѣняется словами «на усмотрѣніе и распоряженіе». Засимъ означенный журналъ утверждается.

По Военно-Церковному Отдѣлу докладчикомъ выступилъ Е. И. Махароблидзе: а) по вопросу о наилучшемъ обслуживаніи при нынѣшнихъ условіяхъ, религіозно-нравственныхъ нуждъ войсковыхъ частей Русской Арміи, военно-учебныхъ заведеній и госпиталей, расположенныхъ въ Сербіи, Болгаріи, Греціи и др. мѣстахъ разсѣленія чиновъ Арміи и Флота — Египетъ, Кабаджа и Галлиполи и б) по вопросу о пастырскомъ надзорѣ въ нынѣшнихъ условіяхъ, пріобрѣтающемъ характеръ первѣйшей важности.

Выслушавъ докладъ, Собраніе единогласно постановляетъ:

1) Для объединенія дѣятельности духовенства воинскихъ частей и ближайшаго наблюденія и руководства духовной жизнью Арміи, въ каждой странѣ разселенія арміи — въ Сербіи, Болгаріи, Турціи, Греціи, Тунисѣ (Бизерта) — во главѣ духовенства необходимо поставить особаго военно-окружного священника, непосредственно подчиненнаго Епископу Арміи.

2) Для удовлетворенія религіозно-нравственныхъ нуждъ разбросанныхъ мелкими единицами частей арміи при окружномъ священникѣ необходимъ штатъ разъѣздныхъ священниковъ или священниковъ для командировокъ по расчету 1-го священника на 2.000 человѣкъ.

3) Во всѣхъ воинскихъ частяхъ, военныхъ лагеряхъ, учебныхъ заведеніяхъ и больницахъ, численностью не менѣе 400 человѣкъ должны быть свои штатные священники.

4) Одинъ изъ священниковъ въ дивизіи долженъ быть въ званіи Благочиннаго на общемъ основаніи.

5) Въ цѣляхъ удержанія духовенства въ арміи, священнослужители должны быть обезпечены матеріально наравнѣ съ офицерскими чинами, со строгимъ соблюденіемъ табели о рангахъ военнаго и морского духовенства.

Согласно пожеланію Военно-Церковнаго Отдѣла по поводу тяжелаго положенія поселаннаго въ Александріи Новочеркасскаго кадетскаго корпуса въ составѣ 450 кадетъ и военныхъ, перешедшихъ на бѣженское положеніе въ лагерѣ Сиди-Бишръ,

Постановлено: Просить Высшее Церковное Управленіе заграницей возбудить ходатайство чрезъ Донского Атамана о переселеніи Донского [имени] Императора Александра III кадетскаго корпуса въ королевство С. X. С., въ г. Стрнище для соединенія его въ одно цѣлое съ находящейся тамъ частью того же корпуса.

Въ виду того, что въ Греціи въ настоящее время по военнымъ лагерямъ и госпиталямъ (въ 4-хъ пунктахъ) разбросано много военныхъ бѣженцевъ, не приписанныхъ ни къ какому району, а потому никѣмъ и не обслуживаемыхъ, согласно пожеланію Военно-Церковнаго Отдѣла,

Постановлено:

1) Срочно учредить 2 должности разъѣздныхъ священниковъ: — одного съ пребываніемъ въ русской больницѣ въ Пиреѣ, а другого въ Салоникахъ, причемъ на обязанности Салоникскаго священника возлагается, кромѣ того, обслуживаніе всѣхъ находящихся въ Греческой Македоніи военныхъ бѣженцевъ въ районахъ: Верріа, Кожаны, Аленъ, Флорина, Зелово, Монастырь (Битоль) и пр. Оба эти священника должны быть подчинены военно-морскому Благочинному въ Греціи на правахъ окружнаго священника.

2) Признать настоятельно необходимымъ учрежденіе должности особаго разъѣздного священика для Александріи.

По докладу Е. И. Махароблидзе постановленія состоявшагося въ Сентябрѣ мѣсяцѣ Русскаго Церковнаго Собранія въ королевствѣ С. X. С. о желательности открытія при воинскихъ частяхъ воскресныхъ школъ подъ руководствомъ военныхъ священниковъ, Военно-Церковный Отдѣлъ выразилъ пожеланіе о проведеніи этого постановленія въ жизнь, каковое пожеланіе Военно-Церковнаго Отдѣла принято Церковнымъ Собраніемъ.

Далѣе, Собраніе постановляетъ по отъѣздѣ арміи изъ Галлиполи учредить на мѣстѣ вѣчнаго упокоенія русскихъ героевъ при братской могилѣ-памятника должность постояннаго священника, дабы неустанно возносилась къ Престолу Всевышняго о нихъ молитва.

Преосвященный Веніаминъ проситъ, чтобы Церковный Соборъ послалъ свои благословенія представителямъ духовенства, раздѣлившимъ труды арміи и флота со времени оставленія Крыма. Предложеніе это принимается Собраніемъ.

Далѣе докладывается слѣдующее постановленіе Отдѣла о духовномъ возрожденіи Россіи:

«Признавая, что духовное возрожденіе Россіи можетъ совершиться только подъ благодатнымъ воздѣйствіемъ Церкви, Русскій Заграничный Церковный Соборъ усматриваетъ слѣдующіе пути, ведущіе къ таковому возрожденію:

1) Въ жизни личной — въ коренномъ измѣненіи міросозерцанія каждаго, выражающемся въ рѣшительномъ отказѣ отъ ложныхъ современныхъ матеріалистическихъ ученій, въ усвоеніи и глубокомъ проникновеніи въ чистое христіанское ученіе, хранимое въ Православной Церкви и въ жизни сообразно этому ученію.

2) Въ жизни семейной — оздоровленіи семьи, возможномъ лишь при отказѣ отъ столь распространенныхъ легкомысленныхъ взглядовъ на бракъ и при усвоеніи возвышенно-строгаго ученія о бракѣ, какъ неразрывномъ союзѣ во образъ союза Христа съ Церковью, о семьѣ, какъ о малой Церкви и о христіанскомъ воспитаніи дѣтей, какъ первой главной и священнѣйшей обязанности родителей.

3) Въ жизни общественной — въ проникновеніи всѣхъ сознаніемъ христіанскаго долга честно и самоотверженно служить общему благу во взаимной любви и всепрощеніи, въ замѣнѣ въ общественномъ быту и школѣ всего чуждаго православной вѣрѣ и русской народности своимъ роднымъ и православнымъ и въ организаціи дружной соборной работы на спасеніе Родины.

4) Въ жизни государственной — въ убѣжденіи всѣхъ и каждаго, что спасеніе Россіи возможно только при полномъ и безусловномъ отреченіи отъ безсмысленнаго и безпощаднаго бунта, называемаго русской революціей и устроенія государственной жизни на началахъ справедливости христіанской и вѣрности исконнымъ завѣтамъ русской исторіи и въ готовности жертвовать собою для блага отечества.

5) Въ жизни церковной — въ сознаніи себя каждымъ православнымъ живымъ членомъ Церкви и вытекающей отсюда обязанности точнаго соблюденія заповѣдей Божьихъ, каноновъ и уставовъ церковныхъ, посѣщенія богослуженія, исповѣди и причащенія Св. Таинъ и усердной работы въ приходскихъ учрежденіяхъ подъ руководствомъ пастырей Церкви.

Примѣчаніе. Сверхъ изложеннаго Отдѣлъ по духовному возрожденію Россіи обсуждалъ еще также п. 2-й постановленія Русскаго Церковнаго Собранія въ Королевствѣ С. X. С., въ коемъ среди вѣрныхъ путей къ возрожденію Родины была указана необходимость: «непререкаемаго признанія авторитета въ дѣлѣ устроенія и направленія государственной жизни перваго сына Св. Православной Церкви, законнаго и наслѣдственнаго Русскаго Царя, какъ Помазанника Божія и носителя верховной власти въ государствѣ». Въ настоящемъ постановленіи нѣтъ объ немъ упоминанія потому, что этотъ вопросъ былъ разсмотрѣнъ отдѣльно и вошелъ въ обращеніе Русскаго Заграничнаго Собора къ чадамъ Русской Православной Церкви, въ разсѣяніи и изгнаніи сущимъ, принятомъ Соборомъ 17 (30) ноября и того же числа утвержденномъ Совѣщаніемъ Епископовъ».

Преосвященный Веніаминъ проситъ внесенія въ резолютивную часть слѣд. измѣненія:

1) Замѣнить слова «при полномъ отреченіи отъ безсмысленнаго и безпощаднаго бунта» выраженіемъ «при покаяніи въ революціи».

2) Измѣнить мотивировку обращенія Собора къ русскому народу въ томъ смыслѣ, что вопросъ о династіи не явился единственнымъ основаніемъ для такового обращенія.

Поправки эти голосуются, причемъ первая отклоняется, а вторая принимается большинствомъ 1 голоса.

Послѣ сего докладъ Отдѣла духовнаго возрожденія Россіи принимается въ остальныхъ частяхъ безъ измѣненій.

Въ видѣ практическихъ мѣръ для осуществленія указанныхъ цѣлей Р. З. С. считаетъ полезнымъ слѣдущее:

1) Организовать при Высшемъ Церковномъ Управленіи тамъ, гдѣ оно найдетъ необходимымъ, издательство книгъ религіозно-нравственнаго содержанія, а если окажется возможнымъ, то и открыть свою типографію;

2) Приступить къ систематическому собиранію при В. Ц. У. антирелигіозной и антихристіанской литературы, во множествѣ распространяемой въ Россіи, для изученія и опроверженія;

3) Просить В. Ц. У. обратиться съ воззваніемъ къ русскимъ женщинамъ заграницей, поставленнымъ условіями жизни бѣженцевъ въ особенно тяжелое положеніе, чтобы влить въ нихъ нравственную твердость и готовность на беззавѣтное служеніе Церкви, семьѣ и возрожденію Родины;

4) Просить В. Ц. У. возбудить передъ Сербской церковной властью ходатайство о предоставленіи свободныхъ монастырскихъ зданій для устройства мужского и женскаго монастырей для русскихъ бѣженцевъ, жаждущихъ монашескаго подвига;

5) Ходатайствовать передъ греческимъ правительствомъ и вселенскимъ патріархомъ о разрѣшеніи русскимъ паломникамъ посѣщать Св. Гору и принять мѣры къ охранѣ владѣній русскихъ Аѳонскихъ обителей въ Кавалѣ и др. Аѳонскихъ метехахъ;

6) Обратить особое вниманіе пастырей и приходовъ на развитіе въ нѣкоторыхъ русскихъ бѣженскихъ центрахъ оккультизма, теософіи, спиритизма и восточныхъ культовъ безнравственнаго характера и предложить пастырямъ и приходамъ принять мѣры къ усиленной борьбѣ съ этимъ зломъ.

Предсѣдатель оглашаетъ поступившее заявленіе генерала Соловьева съ изложеніемъ мотивовъ, по которымъ онъ воздержался отъ участія въ голосованіи обращенія къ русскому народу. Заявленіе принято къ свѣдѣнію.

Предсѣдатель предлагаетъ выразить благодарность Собора секретарямъ Собора и докладчикамъ и секретарямъ отдѣловъ за понесенные ими труды, а также русскимъ женщинамъ, во главѣ съ кн. Святополкъ-Мирской, представителямъ Краснаго Креста и другимъ дѣятелямъ, способствовавшимъ тому, что занятія Собранія протекали въ условіяхъ, обезпечивающихъ удобства участниковъ Собора. Предложеніе принимается.

Гр. П. Н. Апраксинъ проситъ Предсѣдателя, въ знакъ глубокаго уваженія участниковъ Собора и ихъ сыновняго почитанія, принять на память о совмѣстной работѣ фотографическую группу членовъ Собора, простить горячность спорившихъ и помянуть всѣхъ въ своихъ молитвахъ.

Преосвященный Анастасій въ прочувствованныхъ словахъ указываетъ на то, что главная тягота работы столь успѣшно прошедшаго Съѣзда легла на нашего Предсѣдателя Собора, который съ особымъ терпѣніемъ провелъ свой корабль чрезъ всѣ подводные камни и былъ искупительной жертвой за увлеченія участниковъ. Преосвященный Анастасій проситъ Предсѣдателя принять еще разъ общую глубокую благодарность. Соборъ поетъ многолѣтіе митрополиту Антонію.

І. В. Никаноровъ отмѣчая, что мысль о созывѣ Собора принадлежитъ Епископу Веніамину, предлагаетъ выразить ему благодарность. Соборъ поетъ многолѣтіе Епископу Веніамину.

Выступающіе вслѣдъ засимъ съ заключительными рѣчами Епископъ Веніаминъ, Архіепископъ Евлогій, И. А. Аносовъ, В. М. Скворцовъ, прот. о. В. Востоковъ и А. В. Васильевъ, подводя итоги трудамъ Собора, призываютъ участниковъ къ единенію и забвенію несогласій, причемъ А. В. Васильевъ указываетъ на заслуги южныхъ славянъ въ дѣлѣ просвѣщенія русскаго народа свѣтомъ христіанской вѣры и на великій подвигъ въ настоящемъ дѣлѣ Свв. Кирилла и Меѳодія, которые и нынѣ призываютъ всѣ народы къ единенію и братолюбію въ интересахъ возрожденія Россіи.

Провозглашается слава королю Александру и сербскому народу, подхваченная кликами «Живіо».

Предсѣдатель предлагаетъ благодарить Епископа Максимиліана за его горячее содѣйствіе занятіямъ Собора.

Соборъ поетъ многая лѣта Епископу Максимиліану.

Епископъ Максимиліанъ въ рѣчи (на сербскомъ языкѣ) благодаритъ за выраженныя чувства и свидѣтельствуетъ, что онъ не мыслитъ себѣ достиженія славянствомъ національныхъ задачъ безъ свободной Россіи.

Протоіерей Сенькевичъ выражаетъ чувства благодарности Сербамъ въ рѣчи, произнесенной на сербскомъ языкѣ.

Затѣмъ Предсѣдатель обращается къ Членамъ Собора съ рѣчью, въ которой заявляетъ, что горячіе споры бываютъ только между людьми, которыхъ раздѣляютъ частности, а не главное. Изъ длительнаго состоянія беззаконія русскій народъ выйдетъ только чрезъ мученія и болѣзни. Поэтому надо сознаться, что достигнутое объединеніе далось Собору цѣною сравнительно несложныхъ усилій. Закрывая Соборъ, Предсѣдатель предлагаетъ возложить редактированіе и утвержденіе еще не утвержденныхъ журналовъ на остающихся членовъ Собора и Высшаго Церковнаго Управленія.

Предложеніе это принимается, и засѣданіе Собора, при пѣніи тропаря Св. Кириллу и Меѳодію и многолѣтія Святѣйшему Патріарху Тихону, объявляется закрытымъ.

Соборъ закончился благодарственнымъ Молебномъ, совершеннымъ Высокопреосвященнѣйшимъ Антоніемъ Митрополитомъ Кіевскимъ.

Подлинный за надлежащими подписями.

Источникъ: Дѣянія Русскаго Всезаграничнаго Церковнаго Собора, состоявшагося 8 – 20 ноября 1921 года (21 ноября – 3 декабря) въ Сремскихъ Карловцахъ въ королевствѣ С. X. и С. — Сремски Карловци: Српска манастирска Штампариjа, 1922. — С. 59-66.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.