Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Исторія Русской Православной Церкви Заграницей

Первый Всезарубежный Церковный Соборъ 1921 г.

Первый Русскій Всезарубежный Соборъ, созванный Блаженнѣйшимъ Митрополитомъ Антоніемъ (Храповицкимъ) въ 1921 г. въ Сремскихъ Карловцахъ въ Югославіи, состоялся въ періодъ формированія Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Онъ былъ посвященъ организаціи церковной жизни для многочисленныхъ русскихъ бѣженцевъ, оказавшихся, вслѣдствіи кроваваго большевицкаго террора на Родинѣ, въ условіяхъ изгнанія въ разныхъ странахъ. Необходимо было установить административную структуру Русской Зарубежной Церкви на канонической основѣ, открыть епархіи и приходы для духовнаго окормленія православныхъ русскихъ людей въ странахъ разсѣянія. Учрежденіе Высшаго Церковнаго Управленія заграницей было предусмотрѣно Указомъ № 362 Святѣйшаго Патріарха Тихона отъ 7/20 ноября 1920 г., гласящаго: «Въ случаѣ, если епархія, вслѣдствіе передвиженія фронта, измѣненія государственной границы и т. п. окажется внѣ всякаго общенія съ Высшимъ Церковнымъ управленіемъ или само Высшее Церковное управленіе во главѣ со Святѣйшимъ Патріархомъ прекратитъ свою дѣятельность, епархіальный Архіерей немедленно входитъ въ сношеніе съ Архіереями сосѣднихъ епархій на предметъ организаціи высшей церковной власти для нѣсколькихъ епархій, находящихся въ одинаковыхъ условіяхъ (въ видѣ ли Временнаго Высшаго Церковнаго Правительства или митрополичьяго округа или еще иначе)». Воплощеніе въ жизнь этого указа Святѣйшаго Патріарха Тихона въ условіяхъ изгнанія произошло при благопріятномъ покровительствѣ Сербской Православной Церкви, давшей гостепріимный пріютъ русскимъ бѣженцамъ въ условіяхъ свободной православной страны.

Дѣянія Первого Всезарубежного Церковнаго Собора 1921 года

ДѢЯНІЯ ПЕРВАГО РУССКАГО ВСЕЗАГРАНИЧНАГО ЦЕРКОВНАГО СОБОРА,
состоявшагося 8 – 20 ноября 1921 года (21 ноября – 3 декабря) въ Сремскихъ Карловцахъ въ королевствѣ С. X. и С.

Посланія и Воззванія, обращенныя во исполненіе опредѣленій Русскаго Всезаграничнаго Церковнаго Собора:

Посланіе ко всѣмъ православнымъ русскимъ бѣженцамъ заграницей
отъ Русскаго Всезаграничнаго Церковнаго Собора.

На рѣкахъ Вавилонскихъ тамо сѣдохомъ и плакахомъ внегда помянути намъ Сіона.

Глубокая скорбь о лишеніи насъ своего отечества и еще болѣе о томъ, что отечество наше попало подъ власть безбожниковъ, евреевъ и китайцевъ, ужасаетъ ваши души, а раззореніе, постигшее васъ, гнетущая забота о томъ чтобы заработать себѣ кусокъ, хотя-бы черстваго, хлѣба и прикрыть свое тѣло, хотя-бы рубищемъ, терзаетъ ваши души. Горе, соединенное съ покаяніемъ, спасительно, но горе, исполненное ученія, гибельно. Правда, большинство нашихъ бѣженцевъ, и молодыхъ и престарѣлыхъ, многому научилось чрезъ свои страданія, но и на нихъ продолжительность испытанія, насъ постигшаго, можетъ нагнать духъ безысходной тоски и даже, отъ чего сохрани Господь, ропота. Въ предохраненіе отъ такого грѣха Русскій Всезаграничный Церковный Соборъ, собравшійся въ г. Сремски Карловци въ день Св. Архистратига Михаила и Безплотныхъ Силъ, долгомъ своимъ почитаетъ обратиться къ вамъ, русскіе бѣженцы, со словомъ утѣшенія... Первымъ утѣшеніемъ нашимъ, конечно, является мысль о томъ, что мы не забыты Богомъ, но наказываемы Богомъ за то, что забыли Его и Его заповѣди. Однако наказаніе Божіе есть не иное что, какъ явленіе Божественной любви; такъ и пишетъ Апостолъ Павелъ: «его же любитъ Господь, наказуетъ, біетъ же всякаго сына егоже пріемлетъ». Впрочемъ не о грѣхахъ и заблужденіяхъ русскаго общества будемъ писать вамъ, а о томъ добромъ, что открылось въ жизни русскихъ бѣженцевъ заграницей. Добраго обнаружилось въ ихъ жизни очень много, больше, чѣмъ можно было ожидать. И первое доброе это то, что вспомнили Бога, а одни научились Ему молиться, не знавшіе раньше силы молитвъ, а другіе, молившіеся въ юности, но отвыкшіе отъ молитвы подъ напоромъ грѣховныхъ страстей и подъ вліяніемъ ложныхъ ученій, вновь возвратились къ подвигу молитвы. Многіе въ эти грустные мѣсяцы и годы нашей жизни обратились къ чтенію Священнаго Писанія, чего прежде никогда не дѣлали, а нѣкоторые стали углубляться въ изученіе научныхъ книгъ, богословскихъ и философскихъ, пожелавъ разумно и сознательно руководиться соотвѣтствующими убѣжденіями, тогда какъ прежніе свои взгляды на вещи они хранили просто по привычкѣ, а привычки усваивали по причинамъ совершенно случайнымъ. Многіе модные предразсудки, модныя заблужденія въ родѣ теософіи, спиритизма и всякихъ лжелиберальныхъ бредней, въ которыя прежде вѣрили съ постоянствомъ, достойнымъ лучшаго примѣненія, они теперь совершенно оставили и не только отказались отъ шаблонныхъ фразъ, замѣнявшихъ имъ христіанскій катихизисъ, но съ благородною откровенностью признаются, какъ они были неразумны въ своихъ прежнихъ самоувѣренныхъ теоріяхъ, точнѣе — предразсудкахъ. Далѣе, хотя не по доброй волѣ, а подъ давленіемъ нужды, но сколько благородныхъ и когда-то изнѣженныхъ женщинъ, юношей, и даже стариковъ принялись за исполненіе черныхъ работъ, и въ своихъ маленькихъ домовыхъ хозяйствахъ, и въ качествѣ наемныхъ поденщиковъ, обнаруживая завидную выносливость, трудолюбіе и мудрое смиреніе души. Когда видишь уважаемую мать семейства съ графскимъ или генеральскимъ титуломъ, собственноручно моющую бѣлье, или гвардейскаго офицера, проживавшаго прежде по 10.000 въ годъ, а нынѣ тачающаго сапоги или грузящаго уголь на судахъ; когда затѣмъ убѣждаемся въ ихъ благодушномъ настроеніи и безропотной покорности выпавшимъ на ихъ долю лишеніямъ вмѣсто заслуженныхъ военными подвигами почестей и славы: тогда убѣждаешься, что нашъ народъ, не только въ лицѣ своего крестьянства, но и въ составѣ своего просвѣщеннаго общества, имѣетъ славную будущность, ибо обнаруживаетъ глубокую душу и христіанское терпѣніе, и большую живучесть, и мощную примѣнительность къ перемѣнамъ измѣнчивой судьбы.

Не будемъ закрывать глазъ и на тѣневую сторону дѣла, на то, что поддаваясь голоду и угнетенные нуждою, многіе русскіе люди въ своемъ изгнаніи потеряли понятіе о честности и супружеской вѣрности и мужчины продаютъ свою совѣсть, а женщины свою честь. Эти печальныя явленія среди милліоннаго числа бѣженцевъ къ сожалѣнію неизбѣжны, но не по имъ, а по тѣмъ отраднымъ явленіямъ должно судить о тепершнемъ настроеніи русскихъ бѣженцевъ и гадать о будущей участи русскаго общества; паденія естествены во всякомъ обществѣ, повергнутомъ въ нищету и скитальчество, а тотъ нравственный подъемъ, который мы видимъ въ другой, и болѣе значительной, его части, свойственъ только народу съ будущностью, народу или обществу, которое въ своей душѣ гораздо лучше чѣмъ въ своей обычной являемости, чѣмъ о немъ думали поверхностные наблюдатели. — Теперь именно выяснилось, что наши интеллигентные и благородные бѣженцы имѣли христіанскую душу подъ свѣтскою и нецерковною внѣшностью, что они таили въ глубинѣ своихъ душъ, можетъ быть сами того не сознавая, высокія евангельскія правила смиренномудрія, покорности Промыслу Божію и готовности страданіями искупить свои прежніе грѣхи. О, если бы они надолго сохранили благіе плоды той тяжелой школы, которую они прошли въ своемъ изгнаніи. О, если бы они, возвратившись въ Россію и вновь окруженные довольствомъ, даже богатствомъ, а также властью и возможностью вліянія, не утратили этихъ сокровищъ духа, которые пріобрѣли своими страданіями. Сколько добра они тогда внесли бы въ жизнь возрожденія Россіи, сколько любви они оказывали бы меньшей братіи, какъ чутко стали бы относиться къ чужимъ страданіямъ и какъ сгладили бы остроту взаимоотношеній классовъ общества во исполненіе словъ Христовыхъ: «бóльшій въ васъ да будетъ всѣмъ слуга». Всѣ, начиная отъ Русскаго Царя, безъ котораго конечно не можетъ быть и рѣчи о возрожденіи Россіи, и кончая послѣднимъ гражданиномъ, который хоть одного изъ ближнихъ своихъ превосходитъ достаткомъ или талантомъ, обратятъ тогда свое сердце къ слабѣйшимъ себя и не дадутъ мѣста взору зависти сильнѣйшимъ, той діавольской зависти, чрезъ которую впервыя вошла смерть въ безпорочный міръ Божій, какъ свидѣтельствуетъ Писаніе (Прем. 2, 24) и которая по свидѣтельству Евангелія возвела на Крестъ Господа Іисуса Христа (Марк. 10, 15).

Мы не напрасно упомянули о Царѣ, ибо такой духъ взаимной уступчивости, а не борьбы за свой собственный успѣхъ въ ущербъ ближнему, борьбы классовой, племенной и профессіональной, духъ нравственнаго строя общенародной жизни, возможенъ только при монархическомъ христіанскомъ укладѣ, когда во главѣ государственной жизни стоитъ личная совѣсть человѣка, совѣсть, торжественно исповѣдавшая свою покорность Евангелію и Церкви словами Символа Православной вѣры, — совѣсть, а не компанія на время избранныхъ лицъ, борющихся другъ съ другомъ за преобладаніе.

Русскіе люди! Да не будетъ для васъ безплоднымъ великое посѣщеніе Божіе, та великая наука, которой научиться возможно было только тяжкими страданіями. Возблагодаримъ за нихъ Господа, какъ праведный Іовъ и тогда сподобимся его награды. Не въ роскоши, не въ исканіи власти, а въ послушаніи и терпѣніи будемъ искать цѣль жизни, и личной и общественной. Въ первомъ помогъ намъ самъ Богъ Своею карою, а во второмъ да поможетъ намъ общее стремленіе возсоздать христіанскій, т. е. богоучрежденный укладъ, теократическій укладъ жизни и притомъ въ болѣе послѣдовательномъ строѣ братскаго попеченія сильнѣйшихъ надъ слабѣйшими, чѣмъ было у насъ до злосчастной революціи. Да послужитъ намъ наше невольное переселеніе изъ родины тѣмъ-же, чѣмъ послужилъ древнему Израилю Вавилонскій Плѣнъ. До сего плѣненія іудеи хуже, чѣмъ русское общество послѣдняго полустолѣтія, забывали Бога, предаваясь ложнымъ ученіямъ, а послѣ своего плѣна поставили главной заботою всего народа охраненіе истинной вѣры и любовь къ отечеству, и съ того времени уже никто не посмѣлъ и подумать о почитаніи идоловъ.

Наше переселеніе длится не 70 лѣтъ, а только 3-4 года; но и этого срока довольно, чтобы сознать свои прежнія заблужденія и возвратить свое серде Богу, Церкви, Царю и своему народу.

Пока этого не совершится, не возвратить намъ и самой Россіи, не возвратиться намъ въ Россію. Отъ Васъ, русскіе люди, отъ вашего внутренняго возрожденія зависитъ, чтобы Господь сократилъ годы и мѣсяцы Своего прощенія чтобы возвратилъ намъ радость спасенія Своего (Псал. 50, 14). Уготовляйте же себѣ путь въ нашу благословенную страну, объединяйтесь въ патріотическія группы, взаимно учитесь другъ у друга познанію Бога и своей родины, своей прошлой исторіи и разумному строю земли нашей въ будущемъ. «Возсіяй въ сердцахъ нашихъ, человѣколюбче Владыко, Твоего богоразумія нетлѣнный свѣтъ».

Предсѣдатель Собора

Антоній, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій.       

Источникъ: Дѣянія Русскаго Всезаграничнаго Церковнаго Собора, состоявшагося 8 – 20 ноября 1921 года (21 ноября – 3 декабря) въ Сремскихъ Карловцахъ въ королевствѣ С. X. и С. — Сремски Карловци: Српска манастирска Штампариjа, 1922. — С. 135-139.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.