Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 38.
Исторія Русской Православной Церкви Заграницей

Первый Всезарубежный Церковный Соборъ 1921 г.

Первый Русскій Всезарубежный Соборъ, созванный Блаженнѣйшимъ Митрополитомъ Антоніемъ (Храповицкимъ) въ 1921 г. въ Сремскихъ Карловцахъ въ Югославіи, состоялся въ періодъ формированія Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Онъ былъ посвященъ организаціи церковной жизни для многочисленныхъ русскихъ бѣженцевъ, оказавшихся, вслѣдствіи кроваваго большевицкаго террора на Родинѣ, въ условіяхъ изгнанія въ разныхъ странахъ. Необходимо было установить административную структуру Русской Зарубежной Церкви на канонической основѣ, открыть епархіи и приходы для духовнаго окормленія православныхъ русскихъ людей въ странахъ разсѣянія. Учрежденіе Высшаго Церковнаго Управленія заграницей было предусмотрѣно Указомъ № 362 Святѣйшаго Патріарха Тихона отъ 7/20 ноября 1920 г., гласящаго: «Въ случаѣ, если епархія, вслѣдствіе передвиженія фронта, измѣненія государственной границы и т. п. окажется внѣ всякаго общенія съ Высшимъ Церковнымъ управленіемъ или само Высшее Церковное управленіе во главѣ со Святѣйшимъ Патріархомъ прекратитъ свою дѣятельность, епархіальный Архіерей немедленно входитъ въ сношеніе съ Архіереями сосѣднихъ епархій на предметъ организаціи высшей церковной власти для нѣсколькихъ епархій, находящихся въ одинаковыхъ условіяхъ (въ видѣ ли Временнаго Высшаго Церковнаго Правительства или митрополичьяго округа или еще иначе)». Воплощеніе въ жизнь этого указа Святѣйшаго Патріарха Тихона въ условіяхъ изгнанія произошло при благопріятномъ покровительствѣ Сербской Православной Церкви, давшей гостепріимный пріютъ русскимъ бѣженцамъ въ условіяхъ свободной православной страны.

Дѣянія Первого Всезарубежного Церковнаго Собора 1921 года

ДѢЯНІЯ ПЕРВАГО РУССКАГО ВСЕЗАГРАНИЧНАГО ЦЕРКОВНАГО СОБОРА,
состоявшагося 8 – 20 ноября 1921 года (21 ноября – 3 декабря) въ Сремскихъ Карловцахъ въ королевствѣ С. X. и С.

Посланія и Воззванія, обращенныя во исполненіе опредѣленій Русскаго Всезаграничнаго Церковнаго Собора:

Посланіе Русскаго заграничнаго Церковнаго Собора о спиритизмѣ, магнетизмѣ, теософіи и прочихъ оккультныхъ вымыслахъ.

До Собора со всѣхъ сторонъ доходятъ сѣтованія о томъ, что люди погрузились въ темныя средневѣковыя, а вѣрнѣе, древне-языческія суевѣрія; въ истинахъ Евангелія, въ священныхъ догматахъ Православной Вѣры готовы сомнѣваться, и склоняютъ уши и сердцá свои къ нелѣпымъ баснямъ древне-языческой религіи Индіи и новымъ вымысламъ праздныхъ фокусниковъ. О семъ пишетъ Св. Апостолъ Павелъ къ Тимоѳею: «будетъ время, когда здраваго ученія принимать не будутъ, но по своимъ прихотямъ будутъ избирать себѣ учителей, которые бы льстили слуху, и отъ истины отвратятъ слухъ и обратятъ къ баснямъ» (2 Тим. 4, 3-4). Самому Тимоѳею Апостолъ далъ такое повелѣніе: «негодныхъ же и бабьихъ басней отвращайся, а упражняй себя въ въ благочестіи» (1 Тим. 4, 7).

Почему же эти басни и теперь полюбились христіанамъ? — правда не истиннымъ христіанамъ, — но колеблющимся. —

Не будемъ пояснять, почему люди вообще колеблются въ вѣрѣ, но укажемъ на причину усиленія суевѣрій въ настоящемъ бѣженскомъ положеніи русскихъ эмигрантовъ. Суевѣрія умножаются при напряженномъ ожиданіи дальнѣйшей неизвѣстной участи нашей человѣческой жизни; когда исходы ея невозможно предусмотрѣть разумнымъ способомъ. Такъ, земледѣльцы, которыхъ благополучіе зависитъ отъ урожая, а урожай отъ неизвѣстной заранѣе лѣтней погоды, стараются непремѣнно предугадывать ее, и нѣтъ конца относящимся сюда разнымъ повѣріямъ, иногда смѣшнымъ, а по большей части совершенно неосновательнымъ. Семейная жизнь людей, особенно женщинъ, зависитъ главнымъ образомъ отъ счастливаго или неудачнаго брака ихъ съ женихами, часто мало еще знакомыми невѣстѣ и ея родителямъ. И вотъ, то событіе которымъ опредѣляется жизнь молодой четы, т. е. свадьба, соединяется со множествомъ суевѣрій, какъ въ деревенскихъ крестьянскихъ кругахъ, такъ и въ интеллигентныхъ. Точно также окружены суевѣріями путешествія, мореплаваніе, азартныя игры, экзамены, эпидеміи, выступленія на войну, смѣлыя торговыя предпріятія и т. п.

Не могутъ люди разумно предусмотрѣть будущихъ судебъ своихъ при подобныхъ волнующихь обстоятельствахъ, а узнать что-нибудь непремѣнно желаютъ, и вотъ, для утѣшенія себя, обращаются къ «баснямъ», какъ выражается Св. Апостолъ Павелъ. А такъ какъ на всякой человѣческой слабости легко могутъ нажиться недобросовѣстные корыстолюбцы, то и вокругъ человѣческой склонности къ суевѣріямъ уже давно начали вырастать цѣлые полки волшебниковъ, ложныхъ пророковъ, медіумовъ, магнетизеровъ, оккультистовъ, теософовъ, хлыстовъ и всякихъ другихъ обманщиковъ, не желающихъ зарабатывать себѣ хлѣбъ честнымъ трудомъ, но обманами простодушныхъ ближнихъ. Обманы эти, коненно, приходится имъ облекать въ модныя и пріятныя для современнаго поколѣнія формы.

Такъ, лѣтъ 50 тому назадъ, отвергали у насъ и философію, и исторію и, конечно, Откровеніе Божіе и богословіе, а признавали только «опытное знаніе» — опыты физическіе и, вообще, «естественно-научные»; тогда появились спириты, которые облекали свои обманы и повѣрія своихъ жертвъ въ формы какъ бы самыхъ точныхъ физическихъ опытовъ: заставляли вертѣть столикъ, выстукивать отвѣты ножками мебели или чайными блюдцами, и такъ дурачили легкомысленную публику.

Прошло затѣмъ время огульнаго отрицанія творческаго разума въ людяхъ и сердечныхъ откровеній; пошла мода на философію и мистицизмъ, русскимъ людямъ надоѣло слѣпое поклоненіе западно-европейской модѣ и жизни; стали интересоваться жизнью древняго Востока. Тогда сейчасъ-же появились иного рода обольстители: необуддисты, теософы, магнетизеры, оккультисты; они стараются доказывать, будто ученіе древнихъ индійскихъ язычниковъ не только ничѣмъ не ниже ученія Христова Евангелія, но во многомъ даже выше его; они пользуются естественнымъ стремленіемъ осиротѣлыхъ душъ сохранять общеніе съ умершими родными и друзьями, но, вмѣсто указанныхъ Богомъ молитвъ объ упокоеніи ихъ душъ и благодѣяній въ ихъ память, они распространяютъ языческое суевѣріе о переселеніи душъ изъ одного тѣла въ другое и тѣмъ устанавливаютъ самое легкое отношеніе къ прелюбодѣянію и даже къ самоубійству, отрицая ученіе Евангелія о вѣчномъ осужденіи нераскаянныхъ и замѣняя его баснями о болѣе продолжительномъ только переселеніи для тяжкихъ грѣшниковъ.

Такъ опора всѣхъ этихъ суевѣрій въ человѣческомъ себялюбіи и лѣности; и, конечно, никакое образованіе, никакая ученость не можетъ оградить человѣка отъ подобныхъ лукавыхъ суевѣрій, потому что къ его услугамъ сейчасъ же появляются составленныя лжецами брошюры, и даже толстыя книги, гдѣ эти же бабьи басни выражаются терминами, принятыми въ курсахъ различныхъ наукъ, и даже самыя суевѣрія эти названы науками: оккультическими, теософическими и т. п. какъ въ средніе вѣка были, кромѣ химіи и астрономіи, еще алхимія и астрологія.

Но особенно тяжко бываетъ слышать отъ нѣкоторыхъ жертвъ подобныхъ заблужденій такія рѣчи: «Я и въ Бога увѣровалъ благодаря спиритизму, который убѣдилъ меня въ бытіи сверхчувственнаго міра». Чтó надо говорить имъ на это? Такой вѣры Богу не нужно, и она не спасительна. Вѣра въ Бога, Который находится въ распоряженіи фокусниковъ, Который подчиняется вертящимся столамъ и высылаетъ души умершихъ дурачащимся празднымъ людямъ: такая вѣра едва ли лучше невѣрія (ибо послѣднее не бываетъ продолжительно), но также противно Господу, какъ и вѣра въ Ваала и Астарту, въ Венеру и Юпитера, покровительствовавшихъ человѣческимъ страстямъ и усыплявшихъ ихъ совѣсть. О такой вѣрѣ вотъ чтó пишетъ Св. Апостолъ Петръ во второмъ Посланіи: «лучше бы имъ не познать пути правды, нежели познавъ, возвратиться назадъ отъ преданной имъ святой заповѣди. Но съ ними случается по вѣрной пословицѣ: "песъ возвращается на свою блевотину и вымытая свинья идетъ валяться въ грязи"» (2 Петр. 2, 21-22). Теперь приведемъ слова Св. Библіи и Св. Церкви, прямо направленныя противъ суевѣрій, во всемъ подобныхъ современнымъ лжеученіямъ и повѣріямъ. Вотъ чтó изрекъ Господь чрезъ Моисея: «не обращайтесь къ вызывающимъ мертвыхъ и къ волшебникамъ, не ходите и не доводите себя до оскверненія отъ нихъ» (Лев. 19, 31). «Не долженъ находиться у тебя проводящій сына своего или дочь свою чрезъ огонь, прорицатель, гадалка, ворожея, чародѣй, обаятель, вызывающій духовъ, волшебники и вопрощающій мертвыхъ. Ибо мерзокъ передъ Господомъ всякій, дѣлающій это, и за сіи-то мерзости Господь Богъ твой изгоняетъ ихъ отъ лица твоего» (Втор. 18, 10-12). Подобное же говорилъ Господь чрезъ пророка Исаію: «Когда скажутъ вамъ: обратитесь къ вызывателямъ умершихъ, къ чародѣямъ, къ шептунамъ и чревовѣщателямъ, — тогда отвѣчайте: не долженъ ли народъ обращаться къ своему Богу? спрашиваютъ ли мертвыхъ и о живыхъ. Обращайтесь къ закону и откровенію» (Ис. 8, 19-20).

Спириты и теософы любятъ приводить повѣствованіе о вызовѣ Аэндорской волшебницей тѣни Самуила. Да, въ Священной Исторіи было два случая, когда Господь даже чрезъ суевѣрія людей открывалъ Свою волю. Такъ, онъ открылъ и Христово Рождество чрезъ персидскихъ маговъ, такъ что «звѣздамъ служащіи звѣздою учахуся Тебѣ кланятися, Солнцу правды»; но волхвамъ-язычникамъ не знавшимъ истиннаго Бога, ихъ гаданія, конечно, не были поставлены въ вину, а чтó постигло Саула, за то, что онъ, праведно изгнавшій изъ Іудеи всѣхъ волшебниковъ и гадателей (1 Цар. 28, 3), потомъ въ часъ смертельной опасности обратился къ волшебству? Объ этомъ не любятъ говорить спириты и оккультисты, да, впрочемъ, они и сами обыкновенно не знаютъ, — а вотъ чтó говоритъ Св. Библія: «Такъ умеръ Саулъ за свое беззаконіе, которое онъ сдѣлалъ передъ Господомъ, за то, что не соблюдалъ слова Господни и обратился къ волшебницѣ съ вопросомъ, а не взыскалъ Господа. За то Онъ умертвилъ его и передалъ царство Давиду, сыну Іессееву» (1 Пар. 10, 13-14). За такіе же грѣхи былъ отвергнутъ Богомъ и позднѣйшій царь Манассія, который ворожилъ и завелъ вызывателей мертвецовъ и волшебниковъ (1 Цар. 21, 6). — Много тяжкихъ грѣховъ было за Сауломъ, но ни однимъ изъ нихъ онъ такъ не прогнѣвалъ Господа, какъ своимъ спиритическимъ покушеніемъ. Пусть же не говорятъ спириты, оккультисты и теософы, будто въ ихъ повѣріяхъ и дѣяніяхъ нѣтъ ничего погрѣшительнаго. Сауловъ грѣхъ былъ во всемъ подобенъ грѣху тѣхъ нашихъ бѣженцевъ, которые занимаются оккультизмомъ. Также, какъ они, онъ въ тяжелую годину, предъ лицомъ неизвѣстности, въ угнетеніи и страхѣ за будущее обратился къ вызывателямъ умершихъ и за то пострадали и семья, и весь родъ его.

Къ стыду Россіи, тѣ сыны ея, которые считаютъ себя образованными, въ большинствѣ почти вовсе не ознакомлены съ наиболѣе цѣнной на землѣ книгою — со Св. Библіей; но они еще менѣе знакомы съ законоположеніями той Церкви, къ которой они себя причислаяютъ, и даже по большей части не знаютъ, чтó именно разумѣется подъ этими законоположеніями, которыми утвержденъ и самый составъ Св. Библіи и осуждены всѣ подложныя евангелія и подложныя посланія. Законоположенія церковныя, т. е. законы Св. Духа, открытые человѣчеству чрезъ Вселенскіе Соборы, изложены въ сравнительно небольшой книгѣ, носящей названіе: Книга Правилъ Св. Апостолъ и Св. Вселенскихъ и помѣстныхъ Соборовъ (утвержденныхъ Соборами Вселенскими) и Св. Отецъ (утвержденныхъ также VI и VII Вселенскими Соборами). Предки наши, если были мало-мальски грамотны, знали эту книгу такъ же хорошо, какъ воины знаютъ воинскій уставъ, но наши современники въ большинствѣ даже не знаютъ о существованіи такой книги, которую до революціи можно было пріобрѣсти за 60 копеекъ въ любой лавкѣ съ продажей книгъ духовнаго содержанія.

Если бы наше общество не коснѣло въ такомъ невѣдѣніи Божественныхъ правилъ, или каноновъ, то, конечно, едва ли бы кто рѣшился связываться съ медіумами, оккультистами и т. п. обманщиками.

Итакъ, вотъ чтó постановилъ о волшебствахъ разнаго рода Шестой Вселенскій Соборъ (правило 61): «Предающійся волшебникамъ, или такъ именуемымъ стоначальникамъ или другимъ подобнымъ, дабы узнать отъ нихъ, что восхотятъ имъ открыть, — согласно съ прежними отеческими о нихъ постановленіями, да подлежатъ правилу шестилѣтней епитиміи. Той же епитиміи надлежитъ подвергати и тѣхъ, которые водятъ медвѣдицъ, или иныхъ животныхъ, на посмѣшище и на вредъ простѣйшихъ, и, соединяя обманъ съ безуміемъ, произносятъ гаданіе о счастіи, о судьбѣ, о родословіи и множество другихъ подобныхъ толковъ: равно и такъ именуемыхъ облакогонителей, обаятелей, дѣлателей предохранительныхъ талисмановъ, и колдуновъ; закоснѣвающихъ же въ семъ и не отвергающихся и не убѣгающихъ отъ таковыхъ пагубныхъ и языческихъ вымысловъ, опредѣляемъ извергати изъ церкви, какъ и священныя правила повелѣваютъ. Ибо, кое общеніе свѣту ко тьмѣ? якоже глаголетъ Апостолъ. Или кое сложеніе Церкви Божіей со идоли? Или кая часть вѣрному съ невѣрнымъ? Кое же согласіе Христа со веліаромъ (2 Кор. 6, 14-16)»?

Святаго Анкирскаго Собора Правило 24:

«Волхвующіе и послѣдующіе языческимъ обычаямъ, или вводящіе нѣкіихъ въ домъ свой, ради изысканія волшебствъ или ради очищенія, да подвергаются правилу шестилѣтняго покаянія, по степенямъ установленнымъ: три лѣта припаданія и два лѣта молитвы безъ пріобщенія Св. Таинъ».

Св. Василія Великаго Правило 65.

«Покаявшійся въ волшебствѣ, или въ отравленіи, да проведетъ въ покаяніи время положенное для убійцы съ распредѣленіемъ сообразнымъ тому, какъ самъ себя обличилъ въ каждомъ грѣхѣ».

Правило 72:

«Предавшій себя волхователямъ или нѣкимъ подобнымъ, да будетъ епитиміей столько же времени, сколько убійца» (Ср. Вас. Вел., 7, 81-83) (Григорія Нисскаго 3).

Итакъ, видите, какимъ тяжкимъ грѣхомъ почитаетъ Господь всякаго рода волшебство. Грѣхъ этотъ не становится меньшимъ отъ того, что его называють новымъ именемъ — спиритизмомъ, магнетизмомъ, теософіей — или прикрываютъ вновь выдуманными суевѣрными терминами — астральныя тѣла, оккультныя силы и т. п., какъ и преступленіе дѣтоубійства не облегчится на судѣ Божіемъ тѣмъ, что его называютъ абортомъ (Напоминаемъ правило Василія Великаго (2-ое, 8-ое), по коему вытравленіе плода наказывается также, какъ дѣтоубійство) или безчеловѣчное избіеніе беззащитнаго товарища — отъ того, что его называютъ теперь активнымъ бойкотомъ, — или грабежъ, хотя бы онъ и назывался экспропріаціей.

Если же намъ скажутъ въ оправданіе волшебства: что же намъ дѣлать, когда душа измучилась мыслью объ оставшихся въ Совѣтской Россіи родныхъ, быть можетъ, томящихся въ тюрьмѣ или звѣрски замученныхъ? Если мы сами измучились на чужбинѣ вдали отъ родины и не можемъ не пытаться узнать что-либо о времени нашего возвращенія? Если терпѣнію нашему приходитъ конецъ? Если мы не можемъ болѣе томиться въ неизвѣстности? — Отвѣтъ на это самый простой: — Вѣдь и при спиритическихъ средствахъ ничего не узнаёте, и сами серьезно имъ не вѣрите, а прибѣгаете къ нимъ лишь какъ къ временному самообману, послѣ котораго еще печальнѣе бываетъ возвращаться къ печальной дѣйствительности, какъ послѣ тяжкаго похмелья.

Не здѣсь, возлюбленные соотечественники и соотечественницы исцѣленіе отъ облежащихъ насъ скорбей, а въ молитвѣ, въ покаяніи, въ призываніи Божественнаго милосердія, въ обреченіи себя на полную покорность волѣ Божіей, въ убѣжденіи, что всякое зло можетъ произойти только по нашей злой волѣ, а всѣ страданія, независящія отъ нея, посылаются намъ отъ Бога для нашего блага, для нашего вразумлѣнія. Вотъ почему и всѣ молитвенныя прошенія наши, излагаемыя въ церковныхъ ектеніяхъ, заканчиваются изъявленіями такой же покорности Господу, дастъ ли Онъ намъ просимое или нѣтъ. Къ такому настроенію воли призываетъ Васъ Церковный Соборъ, и сими словами заканчиваемъ мы свое посланіе: «Пресвятую Богородицу со всѣми святыми помянувше, сами себе и другъ друга и весь животъ нашъ Христу Богу предадимъ».

Предсѣдатель Собора

Антоній, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій.       

Источникъ: Дѣянія Русскаго Всезаграничнаго Церковнаго Собора, состоявшагося 8 – 20 ноября 1921 года (21 ноября – 3 декабря) въ Сремскихъ Карловцахъ въ королевствѣ С. X. и С. — Сремски Карловци: Српска манастирска Штампариjа, 1922. — С. 144-150.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.