Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Исторія Русской Православной Церкви Заграницей

Первый Всезарубежный Церковный Соборъ 1921 г.

Первый Русскій Всезарубежный Соборъ, созванный Блаженнѣйшимъ Митрополитомъ Антоніемъ (Храповицкимъ) въ 1921 г. въ Сремскихъ Карловцахъ въ Югославіи, состоялся въ періодъ формированія Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). Онъ былъ посвященъ организаціи церковной жизни для многочисленныхъ русскихъ бѣженцевъ, оказавшихся, вслѣдствіи кроваваго большевицкаго террора на Родинѣ, въ условіяхъ изгнанія въ разныхъ странахъ. Необходимо было установить административную структуру Русской Зарубежной Церкви на канонической основѣ, открыть епархіи и приходы для духовнаго окормленія православныхъ русскихъ людей въ странахъ разсѣянія. Учрежденіе Высшаго Церковнаго Управленія заграницей было предусмотрѣно Указомъ № 362 Святѣйшаго Патріарха Тихона отъ 7/20 ноября 1920 г., гласящаго: «Въ случаѣ, если епархія, вслѣдствіе передвиженія фронта, измѣненія государственной границы и т. п. окажется внѣ всякаго общенія съ Высшимъ Церковнымъ управленіемъ или само Высшее Церковное управленіе во главѣ со Святѣйшимъ Патріархомъ прекратитъ свою дѣятельность, епархіальный Архіерей немедленно входитъ въ сношеніе съ Архіереями сосѣднихъ епархій на предметъ организаціи высшей церковной власти для нѣсколькихъ епархій, находящихся въ одинаковыхъ условіяхъ (въ видѣ ли Временнаго Высшаго Церковнаго Правительства или митрополичьяго округа или еще иначе)». Воплощеніе въ жизнь этого указа Святѣйшаго Патріарха Тихона въ условіяхъ изгнанія произошло при благопріятномъ покровительствѣ Сербской Православной Церкви, давшей гостепріимный пріютъ русскимъ бѣженцамъ въ условіяхъ свободной православной страны.

Дѣянія Первого Всезарубежного Церковнаго Собора 1921 года

ДѢЯНІЯ ПЕРВАГО РУССКАГО ВСЕЗАГРАНИЧНАГО ЦЕРКОВНАГО СОБОРА,
состоявшагося 8 – 20 ноября 1921 года (21 ноября – 3 декабря) въ Сремскихъ Карловцахъ въ королевствѣ С. X. и С.

Посланія и Воззванія, обращенныя во исполненіе опредѣленій Русскаго Всезаграничнаго Церковнаго Собора:

Посланіе Міровой Конференціи
отъ имени Русскаго Всезаграничнаго Церковнаго Собора.

Среди множества народовъ, которые получили право голоса на Генуэзской конференціи, не будетъ только представительствовать двухсотмилліонный народъ русскій, потому что невозможно же назвать его представителями, и притомъ единственными, его же поработителей, какъ нельзя было въ средніе вѣка признать гунновъ представителями франкскихъ и германскихъ племенъ Европы, хотя среди гуннскихъ вождей, конечно, успѣвали втереться нѣсколько процентовъ предателей изъ народовъ европейскихъ, какъ и среди нашихъ коммунистовъ — евреевъ, латышей и китайцевъ — втерся извѣстный процентъ русскихъ, и то преимущественно не на первыхъ роляхъ. Впрочемь, если бы вожди большевиковъ и не были инородцами и иновѣрцами, то и тогда какая же логика можетъ признать право народнаго представительства за тѣми, кто поставилъ себѣ цѣлью совершенно уничтожить народную культуру, т. е. прежде всего то, чѣмъ народъ жилъ почти тысячу лѣтъ — его религію, чѣмъ продолжаетъ жить и теперь, перенося жестокое гоненіе на свою родную вѣру, будучи лишенъ самыхъ священныхъ для него — Московскихъ Кремлевскихъ — храмовъ и всѣхъ почти русскихъ монастырей, бывшихъ въ его глазахъ свѣточами жизни, разсѣянными по лицу всей земли русской? Завоеватели-большевики казнили сотнями тысячъ русскихъ людей, а теперь милліонами морятъ ихъ голодомъ и холодомъ: гдѣ было слышно, чтобы интересы овечьяго стада представляли собою его истребители — волки? Если бы спросить еще не растерзанныхъ волками овецъ, чтобы онѣ желали для своего благополучія, то въ отвѣтъ послышался бы одинъ дружный вопль: уберите отъ насъ волковъ. Такъ было бы, если бы овцы могли говорить; такъ оно и есть съ русскимъ народомъ, который до того забитъ и терроризированъ, что не можетъ поднять гóлоса и лишенъ физической возможности дать себя услышать просвѣщенной Европѣ и всему міру.

Однако, такого общаго голоса не лишена трехмилліонная русская эмиграція, которая тоже есть подлинный народъ русскій, выступившій въ свое время съ оружіемъ въ рукахъ на защиту своего отечества на всѣхъ его окраинахъ въ рядахъ Добровольческихъ Армій, или присоединившійся къ ихъ работѣ въ званіи духовныхъ пастырей, учителей, докторовъ, сестеръ милосердія и т. д. и повлекшій за собою свои семьи. Сверхъ того, среди эмигрантовъ цѣлые полки и даже дивизіи доблестныхъ казаковъ и даже тысячи вѣрныхъ совѣсти калмыковъ-буддистовъ.

Вотъ эта-то эмиграція, въ которой воплотились и интеллектъ и активная воля русскаго народа, объединилась заграницей изъ трехъ, и даже четырехъ, частей свѣта на церковномъ соборѣ въ Сербіи въ Сремскихъ Карловцахъ въ полномъ составѣ своихъ іерарховъ и въ лицѣ выборныхъ представителей отъ каждой значительной колоніи въ ноябрѣ истекшаго года.

Соборъ этотъ единогласно уполномочилъ свой президіумъ обратиться къ Міровой Конференціи съ мольбой о спасеніи того народа, который въ продолженіи почти двухъ вѣковъ съ рыцарскимъ самоотверженіемъ бросался въ середину международныхъ драмъ на защиту угнетенныхъ, на защиту права и человѣчности, не ища ничего для себя, а выполняя свое призваніе служить всему человѣчеству. Мы не говоримъ уже о всей самоотверженной многовѣковой работѣ русскихъ, избавившихъ отъ рабства и религіознаго гоненія христіанъ Балканскаго полуострова и славянъ Восточной Европы, а просимъ припомнить 1814-1815 годы, 1848 и 1877-1878, когда военные подвиги нашихъ армій водворили въ Европѣ законность и миръ, а намъ не дали ничего, кромѣ потерь и страданій.

Или, можетъ быть, 20 вѣкъ не признаётъ ни благодарности, ни справедливости, ни выполненія союзническихъ обязательствъ, а только выгоду и борьбу за существованіе. Не хотѣлось бы этого допустить: хотѣлось бы вѣрить, что потомки рыцарей Крестовыхъ походовъ и соотечественники знаменитыхъ философовъ, филантроповъ и миссіонеровъ не утѣряли того духа, который поставилъ Европу во главу объединяемаго наукой и культурой человѣчества, и поставилъ не такимъ способомъ, какимъ большевики овладѣли Россіей, т. е. не попраніемъ всѣхъ моральныхъ ограниченій злой воли, не монополизаціей смертоносныхъ орудій — пушекъ и пулеметовъ — противъ невооруженныхъ милліоновъ мирныхъ жителей, — но силой мысли, знанія и благодѣтельныхъ изобрѣтеній техники. Хотѣлось бы вѣрить, что этическое начало не исключено Конференціей даже въ отношеніяхъ международныхъ.

Но, если бы нашлись среди членовъ послѣдней такіе голоса, которые бы настаивали на полномъ исключеніи изъ международныхъ отношеній всякаго нравственнаго начала, ограничивая ихъ борьбой за существованіе и за выгоды, то мы бы просили ихъ обратить вниманіе вотъ на какую сторону дѣла.

Согласитесь, что даже въ разсчетахъ чисто утилитарныхъ, всякій мудрый предприниматель имѣетъ въ виду выгоду не одного только хозяйственнаго года, но и дальнѣйшихъ лѣтъ, иначе онъ будетъ повергнутъ въ печальныя условія жизни, а сосѣди подвергнутъ его осмѣянію.

Спрашивается, какія могутъ быть дальнѣйшія послѣдствія для Европы и другихъ странъ, если онѣ поддержатъ большевиковъ? Элементовъ, сродныхъ нравственному нигилизму послѣднихъ, имѣется довольно въ каждомъ народѣ, о чемъ свидѣтельствуютъ переполненныя тюрьмы и мѣста ссылки. А съ паденіемъ религіи въ послѣднія 50-100 лѣтъ во всѣхъ странахъ западной культуры естественно усиливается жажда земныхъ наслажденій, т. е. богатства и власти, а вмѣстѣ съ ними и зависть къ тѣмъ, кто всего этого достигъ, или кому это дано, по заслугамъ-ли, или по благоволенію фортуны.

Такихъ элементовъ много и среди полуинтеллигентной части европейскаго общества. Десятая заповѣдь для нихъ не существуетъ: они уже довольно напитались противоположными идеями сознательныхъ нарушителей нравственныхъ началъ общественной жизни.

Сколько энергіи государственной жизни расходуется на борьбу съ такими элементами населенія, на охраненіе отъ нихъ парламентовъ и школы, сколько общественныхъ силъ отвлекается отъ созидательной работы на внутреннюю самозащиту государства.

Теперь пусть подумаютъ вершители судебъ человѣчества, какое гибельное оружіе даютъ они въ руки всѣхъ преступныхъ, аморальныхъ и безрелигіозныхъ элементовъ своего населенія, если Всемірная Конференція, замѣнившая теперь совѣтъ королей и папы, введетъ въ свою среду убійцъ и цареубійцъ, предателей своего отечества, разбросавшихъ въ чужія руки сотни тысячъ квадратныхъ километровъ своей территоріи и десятки милліоновъ населенія, вовсе того не желавшаго и временно примирившагося со своей фиктивной свободой только для того, чтобы не быть подъ пятой большевиковъ.

Если на Конференціи или послѣ Конференціи выяснится, что большевистская власть въ Россіи признана полноправной, то въ одномъ государствѣ за другимъ начнутся большевистскіе перевороты, которые, какъ это всѣмъ извѣстно, настойчиво подготовляются интернаціоналомъ во всѣхъ народахъ. Ихъ неуспѣхъ или медлительность въ достиженіи полнаго успѣха зависитъ 1) отъ непризнанія большевиковъ всѣми правительствами, 2) отъ страшныхъ бѣдствій голода, холода и эпидемій, разразившихся надъ Россіей по причинѣ большевистской неурядицы. Однако, русскіе палачи, ведущіе энергичную пропаганду, настойчиво и не безъ успѣха убѣждаютъ и русское, и иностранное населеніе въ томъ, что неизлечимость этихъ бѣдствій имѣетъ причиной прекращеніе дипломатическихъ сношеній съ Европой, лишающее Россію транспорта и, слѣдовательно, пріобѣтенія хлѣба, лекарствъ и другихъ произведеній индустріи.

Съ пріобрѣтеніемъ большевиками иностраннаго транспорта и товаровъ, ихъ друзья разсѣютъ свои сомнѣнія и опасенія, а признаніе большевиковъ правительствами, то есть торжественное отреченіе народовъ отъ моральнаго начала и принесеніе его въ жертву началу эвдемонистическому, усыпитъ совѣсть аморальныхъ, революціонныхъ элементовъ населенія, ибо хотя и раньше въ международныхъ отношеніяхъ ея веленіе часто пренебрегалось, но все же извѣстный минимумъ правды сохранялся, и европейская дипломатія до сего времени не рѣшалась пачкать себя общеніемъ съ торжествующими преступниками, убійцами своего вѣрнѣйшаго Вѣнценоснаго союзника, съ предателями родной арміи, съ истребителями родного народа. Если же теперь правительства отрекутся отъ всякихъ своихъ нравственныхъ обязательствъ, то преступная часть населенія скоро возьметъ верхъ въ разныхъ государствахъ, и тогда картины русскихъ поголовныхъ избіеній цѣлыхъ городовъ, жестокихъ пытокъ, грабежей и насилій будутъ находить себѣ мѣсто и въ прочихъ государствахъ Европы и другихъ частей свѣта.

Тогда сбудется печальное предсказаніе величайшаго мірового писателя Достоевскаго, написанное имъ за 50 лѣтъ до революціи. «Хотя революція начнется въ Россіи, но здѣсь ей не долго пановать; ея подлинное гнѣздо будетъ въ Европѣ, она кончится въ Россіи и перекатится въ Европу: правда, ея не ждутъ, но и въ XVIII вѣкѣ ея не ждали во Франціи, какъ это видно по путешествіямъ Карамзина и Шиллера, а послѣ новой революціи въ Европѣ все лопнетъ» («Дневникъ Писателя», 21, 470). Этотъ писатель мечталъ даже о томъ, что возрожденная страданіями Россія еще разъ спасетъ Европу, какъ спасала уже нѣсколько разъ. Конечно, послѣдняя мысль представляется, къ сожалѣнію, мало вѣроятной; но несомнѣнно то, что союзъ державъ съ большевиками поселитъ въ сердцахъ русскаго народа неизгладимое чувство оскорбленія и жажду мести, хотя и не похвальную, но весьма естественную, даже для русской доброй души. Уже и въ настоящее время на сердцѣ русскаго народа лежитъ тяжелый камень огорченія заброшеннаго друзьями, отданнаго на истребленіе внутреннимъ врагамъ узника.

Впрочемъ, нашъ народъ незлопамятенъ — онъ все прощаетъ людямъ за исправленіе ихъ вины. Ему невѣдома вѣковая международная вражда.

Народы Европы! Народы Міра! Пожалѣйте нашъ добрый, открытый, благородный по сердцу народъ русскій, попавшій въ руки міровыхъ злодѣевъ! Не поддерживайте ихъ, не укрѣпляйте ихъ противъ Вашихъ дѣтей и внуковъ! А лучше помогите честнымъ русскимъ гражданамъ. Дайте имъ въ руки оружіе, дайте имъ своихъ добровольцевъ и помогите изгнать большевизмъ — этотъ культъ убійства, грабежа и богохульства изъ Россіи и всего міра. Пожалѣйте бѣдныхъ русскихъ бѣженцевъ, которые за свой патріотическій подвигъ обречены среди Васъ на голодъ и холодъ, на самыя черныя работы, которые принуждены забывать все, чему учились и быть лишенными даже такихъ необходимыхъ удобствъ жизни, которыя доступны послѣднему неграмотному чернорабочему. Они въ лицѣ доброй своей половины офицеровъ, генераловъ и солдатъ готовы взяться за оружіе и идти съ походомъ въ Россію, чтобы выручить ее изъ цѣпей постыднаго рабства разбойниковъ. Помогите имъ осуществить свой патріотическій долгъ, не дайте погибнуть вашей вѣрной союзницѣ — Россіи, которая никогда не забывала своихъ друзей и отъ души прощала тѣхъ, кто временно былъ ея врагомъ.

Если поможете возстановиться исторической Россіи, то скоро исчезнутъ тѣ, пока не разрѣшимыя политическія и экономическія затрудненія, которыя по всему міру сдѣлали жизнь столь тяжелой; тогда только возвратится на землю «желанный для всѣхъ людей миръ» (Ефес. 8, 13).

Предсѣдатель Высшаго Русскаго Церковнаго Управленія Заграницей

Антоній, Митрополитъ Кіевскій и Галицкій.       

Источникъ: Дѣянія Русскаго Всезаграничнаго Церковнаго Собора, состоявшагося 8 – 20 ноября 1921 года (21 ноября – 3 декабря) въ Сремскихъ Карловцахъ въ королевствѣ С. X. и С. — Сремски Карловци: Српска манастирска Штампариjа, 1922. — С. 151-156.

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.