Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Исторія Русской Православной Церкви Заграницей

Второй Всезарубежный Соборъ РПЦЗ 1938 г.

Второй Всезарубежный Соборъ состоялся въ Сремскихъ Карловцахъ въ 1938 г., спустя 17 лѣтъ послѣ Перваго (1921 г.). Этотъ Соборъ, возглавляемый новымъ Первоіерархомъ, Блаж. Митр. Анастасіемъ (Грибановскимъ), продолжилъ созидательную работу по укрѣпленію организаціи РПЦЗ и занялся вопросами духовн. возрожденія русской паствы «въ разсѣяніи сущей», просвѣщенія дѣтей и молодежи, борьбы съ сектантствомъ и уврачеванія церковныхъ ранъ, возникшихъ въ слѣдствіи печальныхъ расколовъ внутри эмиграціи. Среди итоговыхъ документовъ II Всезаруб. Собора основополагающими явились два посланія — «Къ Русскому народу въ отечествѣ страждущему» и «Къ русской паствѣ въ разсѣяніи сущей». Въ 1-мъ посланіи Соборъ выразилъ единство со страждущимъ русскимъ народомъ, призвалъ его къ терпѣнію и упованію на милость Божію и выразилъ увѣренность въ грядущее освобожденіе Россіи отъ ига безбожниковъ. Во 2-мъ посланіи Соборъ призвалъ зарубежную паству стойко держаться св. правосл. вѣры и удаляться отъ пагубныхъ лжеученій — софіанства, теософіи, спиритизма и масонства. Соборное посланіе выразило тревогу по поводу попытокъ католиковъ расхищать чадъ Правосл. Церкви, используя для этихъ цѣлей т. н. «вост. обрядъ». Далѣе русскіе люди призывались къ покаянію въ главномъ грѣхѣ, тяготѣющимъ надъ русскимъ народомъ — въ измѣнѣ Помазаннику Божію, повлекшей за собой мученическую смерть Царской Семьи, что легло на совѣсть не только непосредственныхъ участниковъ этого злодѣянія, но и на совѣсть всѣхъ русскихъ людей... Особо подчеркивался долгъ русскаго зарубежья сохранить духовн. цѣнности Св. Руси и передать ихъ будущимъ поколѣніямъ для службы возрожденной Россіи. Соборъ созывался на территоріи Сербской Правосл. Церкви, подъ покровительствомъ Свят. Патріарха Сербскаго, который являлся почетнымъ Предсѣдателемъ Собора.

«Дѣянія Второго Всезарубежного Собора РПЦЗ 1938 г.»

ДѢЯНІЯ ВТОРОГО ВСЕЗАРУБЕЖНАГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ
съ участіемъ представителей клира и мірянъ, состоявшагося 1/14 — 11/24 августа 1938 года въ Сремскихъ Карловцахъ въ Югославіи.
(Бѣлградъ: Типографія «Меркуръ», 1939 г.).

РУССКІЙ ВСЕЗАРУБЕЖНЫЙ СОБОРЪ.

Открытіе занятій Собора произошло въ воскресенье 1-14 августа, но ему предшествовали знаменательныя событія — совершенныя въ субботу панихиды по Блаженнѣйшемъ Митрополитѣ Антоніи и Святѣйшемъ Патріархѣ Варнавѣ.

Панихида по незабвенномъ Владыкѣ Антоніи была совершена въ 4 часа дня, въ его усыпальницѣ въ Иверской церкви. И вотъ здѣсь, въ молитвенныхъ воспоминаніяхъ о немъ, произошла первая встрѣча членовъ Собора другъ съ другомъ. Сколько новыхъ, незнакомыхъ людей! Невольно возникала мысль — какъ пройдетъ Соборъ, какъ смогутъ эти почти сто человѣкъ, собравшихся со всего свѣта, впервые видящихъ другъ друга, какъ смогутъ они завтра начать свою общую, церковную, соборную работу?..

Архіереи во главѣ съ Владыкой Митрополитомъ Анастасіемъ и часть священнослужителей сходятъ въ усыпальницу и начинается панихида. Остальные члены Собора тѣснятся у входа, и въ центрѣ этого собранія — могила Митрополита Антонія, или нѣтъ, не такъ: въ центрѣ — онъ самъ, великій незабвенный Святитель Русской Церкви, собиратель Русской Церкви заграницей, благодаря которому только и могли собраться на Соборъ всѣ эти молящіеся, прибывшіе со всего свѣта во имя Церкви, Великой Русской Церкви.

Вѣчная память ему, мѣсто свѣтлое, мѣсто покойное у престола Господа Славы!..

Оканчивается панихида. Святители, священнослужители и всѣ члены Собора направляются къ памятнику русскихъ воиновъ, стоящему напротивъ Иверской церкви. Здѣсь служится заупокойная литія и первая молитва возносится объ упокоеніи души Царя-Мученика Николая II, Царицы Александры, Наслѣдника Цесаревича Алексія Николаевича, Царевенъ Ольги, Татьяны, Маріи и Анастасіи и всѣхъ на полѣ брани животъ свой положившихъ и въ смутѣ убіенныхъ за Вѣру, Царя и Отечество.

Эти великія жертвы, эти подвиги и смерть за правду Божію, за высокіе идеалы русскаго народа, эти искреннія молитвы за нихъ и о нихъ, — это есть вторая сила, собравшая это собраніе русскихъ людей со всѣхъ сторонъ ихъ разсѣянія. У подножія этого памятника доблести и подвига русскихъ людей, въ этихъ воспоминаніяхъ и молитвахъ происходитъ церковно-національное объединеніе русскихъ людей.

Но у Русской Зарубежной Церкви уже есть своя исторія. Она строилась въ трудѣ и напряженномъ подвигѣ исповѣданія истины. Ей пришлось преодолѣвать много препятствій и она съ искренней и горячей благодарностью поминаетъ тѣхъ, кто помогъ ей въ ея борьбѣ и въ ея подвигѣ. Вотъ почему Соборъ поспѣшилъ на гробницу Св. Патріарха Варнавы въ Св.-Савскую церковь. Тамъ была отслужена панихида всѣми іерархами во /с. 17/ главѣ съ Владыкой Митрополитомъ Анастасіемъ, а пѣли члены Собора. Въ концѣ панихиды Владыка Анастасій, видимо побуждаеный искреннимъ живымъ чувствомъ и отрадными воспоминаніями о недавнемъ прошедшемъ, сказалъ рѣдкое по вдохновенію слово, посвященное памяти двухъ великихъ святителей нашего времени, которые своей преданностью Православію и святительскимъ служеніемъ такъ украсили и обрадовали Православную Церковь нашихъ дней. Владыка вспоминалъ ихъ взаимоотношенія, трогательныя и поучительныя, и воздалъ долгъ горячей благодарности Святѣйшему Патріарху Варнавѣ и въ его лицѣ Сербской Церкви за ихъ поистинѣ братскую помощь, сочувствіе и пониманіе положенія и задачъ Русской Зарубежной Церкви.

Изъ Св.-Саввской церкви члены Собора проѣхали въ русскую Св.-Троицкую церковь на всенощное бдѣніе, которое длилось часа 4, благолѣпно, торжественно, съ канонархомъ, истово, какъ служится всенощное бдѣніе въ Бѣлградѣ передъ большими праздниками.

Утромъ 1/14 августа литургія началась въ 8 ч. 30 м. Служилъ Митрополитъ Анастасій въ сослуженіи Архіепископа Мелетія, Архіепископа Нестора, Епископа Урмійскаго Іоанна и сонма духовенства во главѣ съ маститымъ протопресвитеромъ о. Сергіемъ Орловымъ.

Послѣ литургіи, передъ храмомъ отслуженъ былъ торжественный молебенъ предъ началомъ занятій Собора.

Въ 4 часа дня, въ домѣ имени Государя Императора Николая II состоялось торжественное открытіе Собора.

Уже за полчаса до открытія залъ былъ переполненъ представителями приходовъ, организацій и мѣстнаго русскаго общества.

Членамъ Собора — мірянамъ были отведены первые ряды креселъ. Священнослужители заняли мѣста на эстрадѣ.

Когда всѣ размѣстились, Протопресвитеръ П. Бѣловидовъ направился въ парадную гостиную, гдѣ уже собрались іерархи, и доложилъ, что наступило время открытія Собора.

Тогда іерархи Русской Православной Церкви заграницей во главѣ съ Высокопреосвященнѣйшимъ Первоіерархомъ Предсѣдателемъ Собора, Митрополитомъ Анастасіемъ, направились въ залу, а впереди нихъ несли чудотворную икону Знаменія Божіей Матери.

Всѣ встали. Въ глубокой тишинѣ Святители прослѣдовали въ залу и размѣстились за столомъ. Центральное мѣсто занялъ Предсѣдатель, справа отъ него Преосвященный Архіепископъ Серафимъ, Управляющій Западно-Европейской епархіей, а слѣва — Преосвященный Епископъ Серафимъ — представитель Святѣйшаго Патріарха Гавріила, по нездоровію не имѣвшаго возможности прибыть на открытіе Собора. Далѣе по старшинству размѣстилось 12 Іерарховъ: Архіепископъ Гермогенъ, Архіепископъ Мелетій, Архіепископъ Ѳеофанъ, Ар/с. 18/хіепископъ Несторъ, Архіепископъ Богучарскій Серафимъ, Архіепископъ Виталій, Архіепископъ Тихонъ, Епископъ Урмійскій Іоаннъ, Епископъ Шанхайскій Іоаннъ, Епископъ Веніаминъ (Преосвященный Епископъ Потсдамскій Серафимъ прибылъ на другой день).

Въ торжественной напряженной тишинѣ раздались святыя слова молитвы «Днесь благодать Святаго Духа насъ собра»... Пѣли члены Собора и едва ли въ этомъ залѣ была хоть одна душа, которая не была бы взволнована этой дерзновенной и вмѣстѣ полной глубочайшаго смиренія молитвой...

Послѣ молитвы Высокопреосвященный Предсѣдатель предлагаетъ всѣмъ сѣсть и начинаетъ свое слово, которое слушали затаивъ дыханіе, въ глубокой тишинѣ. Никто не кашлянетъ, никто не двинется. Одно это, охватившее всѣхъ, благоговѣйное вниманіе говорило о томъ поистинѣ торжественномъ и историческомъ событіи, которое совершалось въ этотъ вечеръ въ домѣ Царя-Мученика въ Бѣлградѣ, на братской славянской землѣ...

Въ тотъ же вечеръ, члены Собора отбыли въ Сремскіе Карловцы, гдѣ со слѣдующаго дня началась напряженная работа Собора.

Утромъ 2/15 августа Архіерейскій Соборъ разсмотрѣлъ и утвердилъ Наказъ Общему Собору и выбралъ Предсѣдателей Отдѣловъ Собора.

Послѣ сего члены Собора начали записываться въ Отдѣлы. Больше всего записалось въ 1-й Отдѣлъ, подъ предсѣдательствомъ Архіепископа Серафима, затѣмъ во 2-й и 3-й, а въ остальные значительно меньше, что сразу выявило преобладающій интересъ членовъ Собора.

Работы въ Отдѣлахъ проходили чрезвычайно оживленно. На засѣданіяхъ 1-го Отдѣла — по вопросамъ духовнаго и національнаго возрожденія Россіи — иногда присутствовало не менѣе ⅗ всего Собора и на нихъ, подъ исключительно спокойнымъ и умѣлымъ предсѣдательствомъ Архіепископа Серафима, происходила, можно сказать, главная работа Собора — по обрѣтенію того соборнаго духа, который оставилъ такое глубокое влечатлѣніе на всѣхъ членовъ Собора.

Въ этомъ Отдѣлѣ обсуждался вопросъ объ образованіи Церковно-Народнаго Центра. На подготовку доклада по этому вопросу Предсоборная Комиссія затратила особенно много труда. Ею была сперва создана особая подкомиссія, которая много потрудилась надъ выработкой положенія о Центрѣ. О работахъ этой подкомиссіи доложилъ Собору Секретарь ея кн. В. В. Голицынъ, причемъ докладъ его закончился сообщеніемъ, что подкомиссія не могла придти къ единодушію и представила Предсоборной комиссіи два варіанта Положенія. Затѣмъ Секретарь Предсоборной Комиссіи П. С. Лопухинъ доложилъ о работахъ послѣдней. Въ ней обсуждалось нѣсколько проэктовъ и голоса также подѣлились. Лишь въ /с. 19/ двухъ моментахъ члены Комиссіи оказались единодушными, а именно когда рѣшительно отвергли проектъ одного изъ членовъ о томъ, чтобы Центру, составленному изъ мірянъ, предоставить часть церковной власти, выдѣливъ изъ вѣдѣнія Архіерейскаго Синода вопросы матеріальные и отчасти просвѣтительные. Этотъ проектъ съ демократическими тенденціями успѣха не имѣлъ никакого. Единодушны были также въ томъ, что по мысли всѣхъ проектовъ главной силой центра и ея духовнымъ руководителемъ долженъ быть Первоіерархъ, Высокопреосвященнѣйшій Митрополитъ Анастасій. Во всѣхъ остальныхъ — компетенціи, структурѣ и т. д. проекты сильно расходились между собою. Не имѣя возможности придти къ единодушному рѣшенію, Комиссія постановила разрѣшеніе вопроса предоставить самому Собору.

Когда это было доложено, въ Отдѣлѣ тотчасъ возгорѣлись пренія и довольно горячія, опять предлагались различные проэкты, и въ рѣчахъ чувствовались предъ или до соборныя разногласія и настроенія. Одно время казалось, что Соборъ не выберется изъ нихъ и не найдетъ единодушнаго рѣшенія и не будетъ того соборнаго духа и единенія, котораго всѣ невольно и можетъ быть безсознательно ждали. Однако онъ вскорѣ уже сталъ обозначаться. Этому весьма способствовалъ Высокопреосвященный Предсѣдатель, а также не малое значеніе имѣли выступленія гр. П. Н. Апраксина, который по опыту Московскаго Собора знаетъ, что такое соборное настроеніе, и у котораго есть живое ощущеніе, какимъ должно быть это настроеніе. Его рѣчи горячія, искреннія, откровенныя и простыя, какъ бы задали тонъ и другимъ выступленіямъ. Вопросъ о Центрѣ обсуждался на нѣсколькихъ засѣданіяхъ Отдѣла и послѣ напряженной работы была принята резолюція о томъ, что Центръ нуженъ, но что созданіе его и вообще всю работу по окормленію русскаго національнаго движенія на путяхъ Святой Руси надо просить принять на себя Высокопреосвященнаго Предсѣдателя Собора, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви, Митрополита Анастасія. Этотъ проэктъ резолюціи былъ затѣмъ принятъ и Общимъ Собраніемъ Собора. Это рѣшеніе Собора и весьма отрадно и чрезвычайно интересно: то чего никакъ, при самомъ добромъ желаніи, казалось невозможнымъ достигнутъ, а именно единства на какомъ-либо Положеніи, какой-то конституціи, вдругъ сразу и горячо было достигнуто, когда вмѣсто Положенія и программы были поставлены принципъ и личность, живая идея и живое сердце, ею проникнутое. Такъ Соборъ сдвинулъ съ мертвой точки дѣло объединенія.

Разрѣшивъ такимъ образомъ вопросъ о Центрѣ и въ отношеніи своемъ къ Первоіерарху достигнувъ полнаго единодушія, Соборъ нашелъ себя, свое единство, ощущеніе котораго уже не оставляло членовъ Собора до конца работъ Собора. Можно безъ преувеличенія сказать, что это былъ по/с. 20/истинѣ Соборъ — единство церковное, и это можетъ быть одно изъ самыхъ отрадныхъ и незабываемыхъ впечатлѣній, которыя вынесли его участники. Во время Собора было общее говѣніе на Преображеніе. Сперва казалось — какъ можно говѣть при такой напряженной работѣ въ Отдѣлахъ, засѣданіягь, въ этой соборной суетѣ? Но по призыву Владыки Анастасія всѣ исповѣдывались и пріобщались и съ глубокой радостью члены Собора ощутили, что эти святыя великія минуты или часы сродны тому настроенію, въ которомъ они работали на Соборѣ... Незабвенныя воспоминанія. Воистину, это было благодатное единство. И теперь мы можемъ сказать: участникамъ Собора, людямъ разныхъ политическихъ направленій и убѣжденій, собраннымъ со всѣхъ краевъ свѣта, живущимъ въ разныхъ условіяхъ, только вчера узнавшимъ другъ друга, — дано было пережить на Соборѣ то самое внутреннее церковно-народное, Свято-Русское единство, которое и есть та самая искомая сила, долженствующая быть въ основѣ дѣла спасенія Россіи. И въ этомъ отношеніи Соборъ положилъ начало дѣйствительному великому дѣлу: русское церковно-народное единство, безъ котораго немыслимо возсоздать Православную Великую Россію, единство столь долгожданное — зародилось на Соборѣ, оно есть, оно живетъ и животворитъ.

Общія собранія Собора подъ предсѣдательствомъ Владыки Митрополита Анастасія проходили очень оживленно, съ большимъ подъемомъ и интересомъ.

Собору было представлено много докладовъ, исключительно интересныхъ и содержательныхъ. Они захватывали огромный кругъ вопросовъ, интересующихъ Русскую Церковь, и можно безъ преувеличенія сказать, что Соборъ былъ богатъ докладами. Здѣсь невозможно ихъ перечислить, какъ и отмѣтить ихъ достоинства.

Можно сказать, что не было ни одного доклада незначительнаго и Соборъ почти по всѣмъ выносилъ пожеланія напечатать ихъ. Это необходимо сдѣлать потому, что только тогда возможно будетъ всѣмъ оцѣнить труды Собора и понять, какая имъ сдѣлана большая работа. Дѣянія Собора надо знать, ихъ надо изучать и нельзя ограничиться только поверхностнымъ ознакомленіемъ съ краткимъ отчетомъ о Соборѣ, да и разсказать въ двухъ словахъ о дѣяніяхъ его нѣтъ возможности.

Поэтому въ краткомъ описаніи по необходимости приходится ограничиться только внѣшней стороной Собора и попыткой передать или только посвидѣтельствовать, что на Соборѣ было подлинное духовное единство и что члены его могли съ трепетомъ и радостѣю сказать — «Днесь благодать Св. Духа насъ собра». Подумать только — вѣдь на Соборѣ были люди не только разныхъ политическихъ и литературныхъ лагерей, среди нихъ были и такіе, которые ранѣе въ /с. 21/ мірской жизни боролись другъ съ другомъ и подчасъ въ самой острой формѣ, а вотъ здѣсь на Соборѣ — искренно и глубоко звучало ихъ обращеніе «Отцы и братіе». Вотъ что такое Соборъ!

Это долгожданное единство Собора есть то поистинѣ новое, чего у насъ не было. Это исходная точка дальнѣйшей работы. Объ этомъ единствѣ съ глубокимъ удовлетвореніемъ говорилъ и Высокопреосвященный Митрополитъ Анастасій, и въ его словѣ звучала такая искренняя, такая горячая благодарность Богу... А когда члены Собора хотѣли выразить и Владыкѣ Анастасію свое чувство благодарности за его поистинѣ огромный трудъ по проведенію этого Собора, Владыка отвѣтилъ твердо и убѣжденно, что благодарить надо только Бога и радоваться только милости Божіей, «потому что все положительное дѣлается благодатію Божіей, а мы отъ себя приносимъ только наши немощи».

Соборъ закончился поздно ночью 11/24 августа, а рано утромъ 12/25 всѣ члены Собора отправились въ Бѣлградъ, чтобы оттуда ѣхать въ Опленацъ — усыпальницу Короля Александра и всего Югославянскаго Королевскаго Дома.

Въ Бѣлградѣ члены Собора собрались въ помѣщеніи Делегата В. Н. Штрандтмана, любезно предложившаго имъ чай. Прибывшій Митрополитъ Анастасій тепло привѣтствовалъ хозяина и передалъ ему грамоту Собора, въ которой выражается благодарность Василію Николаевичу за его постоянную и убѣжденную помощь Зарубежной Церкви.

Затѣмъ всѣ члены Собора перешли черезъ улицу къ Королевскому Дворцу, гдѣ имъ были поданы 2 дворцовыхъ автомобиля и 3 автобуса, на которыхъ они и отправились за 80 километровъ въ Опленацъ.

Храмъ св. Георгія въ Опленцѣ, выстроенный Королемъ Александромъ I, произвелъ огромное впечатлѣніе на членовъ Собора, которые съумѣли понять и оцѣнить внутренній обликъ убіеннаго Короля, строителя этого удивительнаго храма. Его стѣны снизу до верху покрыты мозаичными иконами, сдѣланными по оригиналамъ замѣчательной православной иконописи старыхъ сербскихъ монастырей. Здѣсь изображена, можно сказать, исторія молитвы и духовной жизни Сербскаго народа, все то, что создало его поразительную силу и своеобразіе. Чтобы понять душу Сербскаго народа и полюбить ее навсегда, русскій человѣкъ долженъ быть на Опленцѣ. И именно въ этомъ храмѣ ему вдругъ съ новой силой станетъ понятно отношеніе Царя-Мученика Николая II къ Сербскому народу и за что и почему Русскій народъ съ такой неожиданной силой и рѣшительностью сталъ на его защиту въ 1914 году. На Опленцѣ по-новому и глубоко раскрывается историческій провиденціальный смыслъ жертвенной смерти убіенныхъ Царя-Мученика Николая II и Короля Александра I-го, /с. 22/ вся высота и сила подвига ихъ и выношенный ими и завѣщанный потомству идеалъ православныхъ монарховъ Божіею Милостію, защитниковъ Церкви и правды Божіей на землѣ.

Именно это почувствовалъ Высокопреосвященный Митрополитъ Анастасій, и его вдохновенное слово о православныхъ монархахъ, такъ возлюбившихъ Церковь и весь міръ народной молитвы, духовно близкихъ другъ другу вѣнценосцахъ Царѣ-Мученикѣ и Королѣ-Витязѣ, его горячее слово о завѣтахъ ихъ, произнесенное надъ могилой Короля Александра, въ храмѣ, въ которомъ такъ живъ его привлекательный обликъ, — проникало до глубины души и освѣщало его глубинныя завѣтныя основы, то что жило, живетъ и будетъ жить вѣчно въ сынахъ Святой Руси.

Послѣ панихиды Дворцовое управленіе, съ большимъ гостепріимствомъ и радушіемъ, предложило всѣмъ членамъ Собора обѣдъ, съ котораго была послана телеграмма Его Величеству Королю Петру и Его Высочеству Принцу Павлу.

По окончаніи обѣда всѣ члены Собора отправились обратно въ Бѣлградъ, гдѣ были приняты Св. Патріархомъ Гавріиломъ, который въ своей рѣчи горячо говорилъ о крѣпкой связи между Русской и Сербской Церквами и выразилъ глубокую вѣру послѣдней въ возрожденіе Великой Православной Россіи.

Въ своей рѣчи Святѣйшій Патріархъ между прочимъ сказалъ, что «Сербская Православная Церковь, никогда не считала васъ, русскихъ, чужими себѣ, но всегда относится къ вамъ, какъ къ своимъ братьямъ, сожалѣя лишь, что современныя обстоятельства не позволяютъ оказывать вамъ болѣе широкаго гостепріимства».

Вслѣдъ за этимъ Высокопреосвященный Владыка Митрополитъ Анастасій представлялъ Святѣйшему Патріарху всѣхъ членовъ Собора, объясняя откуда они прибыли. И снова въ этотъ моментъ благодарное сознаніе останавливалось на чудесномъ единствѣ Собора, единствѣ русскихъ людей со всего свѣта. Вотъ они подходятъ подъ благословеніе Патріарха — изъ Бейрута, Лондона, Харбина, Ирака, Нью-Іорка, Парижа, Софіи, Берлина, Женевы, Шанхая и т. д. и т. д.

Но вотъ Святѣйшій Патріархъ заканчиваетъ пріемъ, всѣ спускаются внизъ и прощаются другъ съ другомъ.

Соборъ кончился. Члены Собора разъѣхались съ сознаніемъ, что ихъ служеніе не кончилось: — передъ ними долгъ разсказать на мѣстахъ русскимъ людямъ о Соборѣ и пріобщить ихъ къ соборному единству.

Источникъ: Дѣянія Второго Всезарубежнаго Собора Русской Православной Церкви заграницей съ участіемъ представителей клира и мірянъ, состоявшагося 1/14 – 11/24 августа 1938 года въ Сремскихъ Карловцахъ въ Югославіи. — Бѣлградъ: Типографія «Меркуръ», 1938. — С. 16-22.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.