Церковный календарь
Новости


2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 11 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 78.
Исторія Русской Православной Церкви Заграницей

Второй Всезарубежный Соборъ РПЦЗ 1938 г.

Второй Всезарубежный Соборъ состоялся въ Сремскихъ Карловцахъ въ 1938 г., спустя 17 лѣтъ послѣ Перваго (1921 г.). Этотъ Соборъ, возглавляемый новымъ Первоіерархомъ, Блаж. Митр. Анастасіемъ (Грибановскимъ), продолжилъ созидательную работу по укрѣпленію организаціи РПЦЗ и занялся вопросами духовн. возрожденія русской паствы «въ разсѣяніи сущей», просвѣщенія дѣтей и молодежи, борьбы съ сектантствомъ и уврачеванія церковныхъ ранъ, возникшихъ въ слѣдствіи печальныхъ расколовъ внутри эмиграціи. Среди итоговыхъ документовъ II Всезаруб. Собора основополагающими явились два посланія — «Къ Русскому народу въ отечествѣ страждущему» и «Къ русской паствѣ въ разсѣяніи сущей». Въ 1-мъ посланіи Соборъ выразилъ единство со страждущимъ русскимъ народомъ, призвалъ его къ терпѣнію и упованію на милость Божію и выразилъ увѣренность въ грядущее освобожденіе Россіи отъ ига безбожниковъ. Во 2-мъ посланіи Соборъ призвалъ зарубежную паству стойко держаться св. правосл. вѣры и удаляться отъ пагубныхъ лжеученій — софіанства, теософіи, спиритизма и масонства. Соборное посланіе выразило тревогу по поводу попытокъ католиковъ расхищать чадъ Правосл. Церкви, используя для этихъ цѣлей т. н. «вост. обрядъ». Далѣе русскіе люди призывались къ покаянію въ главномъ грѣхѣ, тяготѣющимъ надъ русскимъ народомъ — въ измѣнѣ Помазаннику Божію, повлекшей за собой мученическую смерть Царской Семьи, что легло на совѣсть не только непосредственныхъ участниковъ этого злодѣянія, но и на совѣсть всѣхъ русскихъ людей... Особо подчеркивался долгъ русскаго зарубежья сохранить духовн. цѣнности Св. Руси и передать ихъ будущимъ поколѣніямъ для службы возрожденной Россіи. Соборъ созывался на территоріи Сербской Правосл. Церкви, подъ покровительствомъ Свят. Патріарха Сербскаго, который являлся почетнымъ Предсѣдателемъ Собора.

«Дѣянія Второго Всезарубежного Собора РПЦЗ 1938 г.»

ДѢЯНІЯ ВТОРОГО ВСЕЗАРУБЕЖНАГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ
съ участіемъ представителей клира и мірянъ, состоявшагося 1/14 — 11/24 августа 1938 года въ Сремскихъ Карловцахъ въ Югославіи.
(Бѣлградъ: Типографія «Меркуръ», 1939 г.).

ПРОТОКОЛЪ № 1
торжественнаго собранія Всезарубежнаго Собора Русской Православной Церкви заграницей,
1/14 августа 1938 года.

Засѣданіе открывается въ 4 часа дня въ большомъ залѣ Русскаго Дома имени Царя-Мученика Николая II въ Бѣлградѣ.

Послѣ молитвы «Днесь благодать Святаго Духа насъ собра», Предсѣдатель Собора, Высокопреосвященный Митрополитъ Анастасій, открывая засѣданіе Собора, произноситъ слѣдующую рѣчь:

«То, что подготовлялось въ теченіе нѣколькихъ лѣтъ и чего мы ждали сь такимъ волненіемъ и надеждою, нынѣ, благоволеніемъ Божіимъ совершилось: Второй Всезарубежный Соборъ Русской Православной Церкви заграницей съ участіемъ представителей клира и мірянъ созванъ, и я счастливъ объявить его открытымъ.

/с. 26/ Вознесемъ же горячее моленіе Небесному Кормчему Русской Православной Церкви, давшему намъ осуществить это великое историческое дѣло, во исполненіе завѣтовъ нашего незабвеннаго блаженнопочившаго Митрополита Антонія, основателя и собирателя воедино нашей Русской Зарубежной Церкви.

Этотъ Соборъ, какъ и первый въ 1921 г., собрался на братской Югославянской землѣ, подъ покровительствомъ и державной защитой Благовѣрнаго Государя Короля Петра, сына великаго и вѣрнаго друга Русскаго народа и національной Россіи — Короля-Мученика Александра I-го. Принесемъ нашу глубокую благодарность Его Величеству Королю, также какъ и Его Королевскому Высочеству Князю Намѣстнику Павлу, такъ мудро ведущему государственный корабль по пути завѣщанному Королемъ Александромъ на благо Югославянскаго народа и всего славянства.

(Соборъ встаетъ и поетъ гимнъ югославянскій и затѣмъ русскій).

Вознесемъ наши молитвы о здравіи и благоденствіи Главы, столь дорогой и близкой намъ братской Сербской Церкви, достойнаго преемника незабвеннаго Патріарха Варнавы, Святѣйшаго Патріарха Гавріила, благословившаго созывъ нашего Собора въ предѣлахъ Сербской Церкви и съ отеческой любовью открывшаго намъ двери своего дворца и другихъ зданій въ Сремскихъ Карловцахъ для работъ и размѣщенія Членовъ Собора.

Я глубоко сожалѣю, что нездоровье помѣшало Его Святѣйшеству почтить своимъ присутствіемъ это историческое засѣданіе, но я радуюсь, что имѣю возможность привѣтствовать здѣсь представителя Его Святѣйшества въ лицѣ Преосвященнаго Серафима, епископа Призренскаго. Я увѣренъ, что выражу общее желаніе, когда буду просить его Преосвященство передать Его Святѣйшеству наши чувства глубокой признательности и пожеланія здравія и благодатной помощи Божіей, по исполненію возложенной на него высокой обязанности Кормчаго Сербской Церкви.

(Соборъ встаетъ и поетъ многая лѣта).

Выразимъ также наше чувство признательности Королевскому Правительству въ лицѣ его предсѣдателя д-ра Милана Стоядиновича, за благожелательное и внимательное отношеніе къ дѣлу созыва Собора, предоставленіемъ для его членовъ визъ и права льготнаго проѣзда.

Съ чувствомъ душевной радости привѣтствую Васъ, членовъ Собора, собравшихся со всѣхъ концовъ земли и поистинѣ подъявшихъ подвигъ горячей любви и преданности Церкви, чтобы принять участіе въ семъ Соборѣ — этомъ яркомъ проявленіи нашего духовнаго единства. Намъ особенно отрадно видѣть въ своей средѣ прибывшихъ изъ наиболѣе отдаленныхь предѣловъ — Преосвященнаго Архіепископа Ме/с. 27/летія со своими спутниками, 40 дней проведшихъ въ пути, и Преосвященнаго Урмійскаго Іоанна, нѣсколько дней проѣхавшаго по безплодной пустыни, горя желаніемъ пріобщиться къ нашей соборной работѣ.

Мы всѣ утѣшены тѣмъ, что среди насъ находится членъ столь дорогого намъ Россійскаго Императорскаго Дома, Его Высочество Князь Сергѣй Георгіевичъ Романовскій, благоволившій лично принять участіе въ занятіяхъ Собора, въ качествѣ его члена.

Со времени Патріарха Филарета Никитича династія Романовыхъ спаяна съ Русской Православной Церковью неразрывными узами. И нынѣ въ годы нашего тяжкаго испытанія, представители Императорскаго Дома всѣ также соединены съ Русскимъ народомъ общимъ страданіемъ и общими чаяніями и вѣрою. Объ этомъ свидѣтельствуетъ и полученное сегодня привѣтственное письмо Главы Императорскаго Дома, которое будетъ сейчасъ оглашено.

Первый Всезарубежный Соборъ Русской Православной Церкви заграницей былъ созванъ въ 1921 году. Тогда Зарубежная Церковь была въ зачаточномъ состояніи. Съ тѣхъ поръ она сдѣлала большую организаціонную работу, окрѣпла, распространилась по всему свѣту, гдѣ только есть Русскіе люди и включила новыя области ихъ разсѣянія въ Русское Зарубежное Церковное единство.

Авторитетъ Церкви вообще возросъ за послѣдніе годы и она начала и исполняетъ свою великую историческую миссію: она напомнила русскимъ людямъ ихъ великій идеалъ Святой Руси, которымъ строилась Великая Россія, который одухотворялъ русскую государственность и русскую культуру. Очень знаменательно, что мы переживаемъ юбилейный годъ Крещенія Руси и вся Зарубежная Русь достойно прославила Просвѣтителя Руси Равноапостольнаго Князя Владиміра, основоположника Святой Руси, подъ небеснымъ покровительствомъ котораго собрался нашъ Соборъ.

Изъ года въ годъ Русская Зарубежная Церковь проповѣдывала его великіе завѣты и теперь мы съ удовлетвореніемъ видимъ, что русскіе люди все яснѣе понимаютъ, что только Церковь въ силахъ собрать ихъ воедино и вдунуть въ нихъ душу живу, чтобы они могли возсоздать разрушенную храмину Святой Руси.

Послѣ революціи мы превратились въ сухія кости, которыя были разбросаны по всему свѣту и которыя ждутъ пророческаго голоса, чтобы онъ соединилъ ихъ воедино, облекъ ихъ плотію и вдунулъ дыханіе жизни.

Кто изречетъ на нихъ животворящее слово, кромѣ Церкви? И настоящій Соборъ созывается для того, чтобы всѣхъ насъ, разсѣянныхъ по всему свѣту собрать воедино и напоить водою живою.

Не напрасно Соборъ такъ оживилъ и поднялъ духъ Русскихъ людей. Они почувствовали его высокое призваніе и /с. 28/ понесли свои лепты на Соборное дѣло, для того, чтобы пріобщиться къ дѣлу духовнаго возрожденія Русскаго народа.

Церковь есть Богочеловѣческій организмъ, въ которомъ мы всѣ — кто бы мы ни были — являемся членами другъ другу. Здѣсь никто не можетъ сказатъ рукѣ: ты мнѣ не нужна или главѣ и ногамъ — вы мнѣ не надобны. Епископы, клирики и міряне только въ своей совокупности составляютъ исполненіе Церкви. Церковь глубоко іерархична по своей природѣ, но порядокъ внутреннихъ отношеній здѣсь иной, чѣмъ въ мірскомъ обществѣ и большій въ ней стремится быть всѣмъ слугою. Здѣсь царствуетъ послушаніе и взаимная любовь, которая не превозносится, не ищетъ своего, не домогается права, но пріемлетъ обязанности.

И если мы будемъ помнить это, то отпадетъ главное опасеніе, смущавшее нѣкоторыхъ въ созывѣ настоящаго Собора.

Когда было положено начало дѣлу созыва Собора съ представителями клира и мірянъ, оно вызвало убѣжденныя возраженія какъ разъ со стороны людей наиболѣе преданныхъ Церкви. Они говорили, что міряне внесутъ съ собой страстность, что ихъ участіе вообще не нужно, ибо дѣло мірянъ исполнять велѣнія Собора, а не участвовать въ постановленіяхъ послѣдняго.

Но именно потому, что благочестивые русскіе люди такъ бережно отнеслись къ Собору и стало ясно, что ихъ безбоязненно можно призвать къ участію въ Соборной работѣ. Участіе мірянъ въ церковной работѣ и засѣданіяхъ Собора привлекло къ нему особое вниманіе со стороны русскихъ православныхъ людей, ибо они вѣруютъ и надѣются, что настоящій Соборъ выразитъ голосъ всей Церкви, какъ единаго цѣлостнаго организма, и черезъ это можетъ вдохновить народъ на великій національный подвигъ.

Какія же практическія задачи лежатъ передъ Соборомъ?

Первая и главная изъ нихъ есть возстановленіе нашей поруганной и покрытой кровью Россіи и потрясенной Русской Церкви. Наши сердца обращены ко всему Русскому народу, подъ игомъ безбожной власти томящемуся. Мы должны сказать ему, что мы слышимъ его стоны и вопли и знаемъ его муку, видимъ его слезы и духовно со всею силою пріобщаемся къ его страданіямъ.

Но что мы можемъ сдѣлать для него?

У насъ нѣтъ вещественнаго меча, чтобы разсѣчь его узы. Однако надо со всею силою сказать, что если бы онъ и былъ, то Церковь никогда не взяла бы его въ свои руки. У Церкви есть свое духовное оружіе, о которомъ говорить апостолъ — шлемъ спасенія, броня правды и мечъ духовный — глаголы Божіи.

Вспомните, какъ три юноши, охранявшіе ночью царя Дарія, рѣшили каждый написать на запискѣ свой отвѣтъ на во/с. 29/просъ, что сильнѣе всего и каждый положилъ потомъ свою записку подъ изголовье царя, отъ котораго должна была послѣдовать награда за наиболѣе мудрый отвѣтъ. Когда эти записки были прочитаны предъ лицомъ царя, то оказалось, что одинъ написалъ «сильнѣе всего вино, ибо оно дѣлаетъ одинаковымъ умъ царя и сироты, раба и свободнаго, бѣднаго и богатаго, уравнивая ихъ между собою». Другой отвѣтилъ, что «сильнѣе всего царь», господствующій надъ землею и моремъ и которому безпрекословно повинуется весь народъ и войско. Третій — это былъ Зоровавель — сказалъ «сильнѣе всего женщина, которая рождаетъ царя и часто подчиняетъ его своей волѣ, но надъ всѣмъ одерживаетъ побѣду истина. Вся земля взываетъ къ истинѣ и небо благословляетъ ее и всѣ дѣла трясутся и трепещутъ предъ нею. Она есть сила и царство и власть и величіе всѣхъ вѣковъ. Благословенъ Богъ истины!» заключилъ онъ свое слово.

Вотъ эту силу и это оружіе истины и держитъ Церковь въ своихъ рукахъ и имъ она побѣждаетъ міръ.

Эта сила исходитъ благодатно отъ Святого Духа, въ Немъ пребывающая и этой силой будетъ освобожденъ Русскій народъ отъ власти зла и духовнаго мрака, какими онъ окруженъ въ настоящее время.

Наша задача возродить русскаго православнаго человѣка и прояснить его міровоззрѣніе, воскресить въ его душѣ идеалъ Святой Руси и возбудить въ ней жажду очищающаго и возрождающаго нравственнаго подвига.

Спасеніе Россіи въ обновленіи идеи Святой Руси и христіанскаго смысла жизни. Это задача нелегкая. Революція оставила глубокій слѣдъ на русской жизни, она вырыла бездну между нашимъ настоящимъ и прошлымъ. Смутное время во многомъ непохоже на наше. Тогда люди были также разъединены, но у нихъ, оставалось одинаковое пониманіе добра и одинъ національный идеалъ. Большевики положили не мало труда для того, чтобы вытравить въ русской душѣ все, чѣмъ жила Святая Русь и вмѣсто этого вложить въ нее иное содержаніе. Надо снова возродить русскія души и воззвать ихъ къ новой для нихъ, благодатной жизни. Это великая задача, великій подвигъ и къ нему то и призвана Церковь.

Церковь должна обладать свободой, ибо она живетъ по веленіямъ Духа. Когда Церковь теряетъ свободу дѣйствій и перестаетъ быть совѣстью общества, то какъ неизбѣжное послѣдствіе наступаетъ ослабленіе ея вліянія на людей, на гражданъ, отчего слабѣетъ и само государство.

Напрасно думаютъ, что стóитъ только возстановить прежній государственный строй и русская жизнь расцвѣтетъ сама собою. Это глубокое заблужденіе.

Чѣмъ выше нашъ идеалъ, тѣмъ глубже онъ долженъ быть укорененъ въ народной душѣ. Намъ всѣмъ дорогъ монархическій порядокъ, взлелѣянный древней Русью. Но мо/с. 30/нархическій строй по существу есть строй теократическій. Православный Царь есть помазанникъ Божій потому, что онъ слуга Божій, защитникъ Церкви и правды Божіей на землѣ. На этомъ пониманіи строилась Россія и на этомъ нравственномъ основаніи она будетъ утверждаться впредь, и пока не возстановлено и не укрѣплено это міровоззрѣніе и этотъ идеалъ, не можетъ быть возстановлена православная Россія.

Передъ Русскимъ народомъ стоятъ прежде всего духовныя и нравственныя задачи. Чтобы воспріять высокій идеалъ Православнаго Царя и Христіанскаго государства, надо полюбить Божію правду, вновь усвоить и проникнуться идеаломъ Святой Руси. Нужно внутреннее возрожденіе человѣка, нужно покаяніе, ибо черезъ него возрождается человѣкъ и становится способенъ къ единенію во имя правды и ему становится яснымъ, что только любовь созидаетъ.

Послѣ Великой войны весь міръ былъ потрясенъ до самыхъ своихъ основаній. Произошла великая переоцѣнка цѣнностей, послѣ которой человѣчество продолжаетъ искать новыхъ основъ жизни и различные народы по разному ищутъ путей и находятъ ихъ. Но лучшіе умы съ глубокимъ вниманіемъ прислушиваются къ тому, на какой путь станутъ русскіе люди. Въ страшныхъ испытаніяхъ въ нихъ возрождается старый неумирающій идеалъ Святой Руси и Соборъ долженъ сказать, что это есть единственный идеалъ, который никогда не умретъ, ибо все проходитъ, только истина Христова пребываетъ во вѣки. Объ этомъ Соборъ долженъ громко сказать и всѣмъ своимъ братьямъ по вѣрѣ и крови, которые находятся въ тяжкихъ испытаніяхъ и чья участь и жизнь для Собора не можетъ быть безразлична.

Пресыщенные суетными обѣщаніями и надутымъ пустословіемъ, русскіе люди ждутъ отъ Собора живого творческаго слова, которое пламенемъ обожгло бы ихъ сердца.

Но откуда можетъ придти эта сила и этотъ огонь?

Отъ Духа Божія, который животворитъ Церковь. Въ ней Его сила, возрождающая сердца, въ которыхъ онъ самъ глаголетъ воздыханіями неизрѣченными.

Будемъ же вручать себя Духу Утѣшителю и просить Его, чтобы Онъ наставилъ насъ на всякую истину. Будемъ взывать къ Матери Божіей, чтобы она молитвами своими подвигла насъ на путь правды и мира. Будемъ молить Просвѣтителя нашего Святого Князя Владиміра, да озаритъ насъ Господь по его ходатайству тѣмъ же свѣтомъ, которымъ былъ озаренъ Русскій народъ 950 лѣтъ тому назадъ, который исходитъ отъ Первоисточника всякаго Свѣта, просвѣщающаго и освѣщающаго всего человѣка, Кто есть Путь, Истина и Жизнь».

Закончивъ свою рѣчь, Высокопреосвященный Предсѣдатель предоставляетъ слово представителямъ отдѣльныхъ областей для привѣтствія Собору. Представитель С. Амери/с. 31/канскаго Митрополичьяго округа, Епископъ Питсбургскій и Вестъ-Вирджинскій Веніаминъ: «Богъ послалъ мнѣ быть на этомъ высокомъ и освященномъ Собраніи. Сложившіяся обстоятельства церковной жизни въ Америкѣ не позволили прибыть сюда ни Владыкѣ нашему Митрополиту Ѳеофилу, ни его замѣстителю Владыкѣ Леонтію. По порученію нашего Митрополита, я привѣтствую это Священное Собраніе отъ Американской Руси, отъ Епископата и Главы нашего Митрополичьяго округа Высокопреосвященнаго Ѳеофила, Митропо[лита] всея Америки и Канады. Владыка нашъ Митрополитъ Ѳеофилъ поручилъ мнѣ пожелать сему Собору успѣха въ работахъ и водворенія полнаго единства во всей Русской Зарубежной нашей Церкви. И я лично имѣю отъ Владыки нашего Митрополита Ѳеофила директивы всемѣрно стараться объ укрѣпленіи единства во всей Русской Зарубежной Церкви и въ Америкѣ. Пусть Господь мира и любви поможетъ всѣмъ намъ въ этомъ неотложномъ и святомъ дѣлѣ. Благодарю васъ, что вы меня благосклонно выслушали».

Высокопреосвященный Архіепископъ Харбинскій и Маньчжурскій Мелетій: «Православная Харбинская епархія, въ полномъ своемъ составѣ, долгъ имѣетъ почтительнѣйше и сыновне привѣтствовать Васъ, Богомудрые Архипастыри, какъ Соборъ русскихъ іерарховъ заграницей, испрашивая вашихъ святыхъ молитвъ и благословенія. Харбинская епархія съ 1922 года находится подъ духовнымъ окормленіемъ и мудрымъ руководствомъ Собора Русскихъ Православныхъ іерарховъ, находящихся заграницей по обстоятельствамъ политической жизни своего отечества. За все время шестнадцатилѣтняго существованія своего, православные христіане Харбинской епархіи спокойно и о Господѣ устроили свое христіанское житіе, будучи твердо увѣрены, что кормило церковнаго корабля находится въ рукахъ, которыми правитъ Самъ Небесный Пастыреначальникъ, черезъ тѣ божественные каноны, которые Онъ далъ черезъ Святыхъ Апостоловъ, Святые Соборы и черезъ Святыхъ Отцовъ и Учителей Церкви. Всѣ мы уповаемъ, что Русская Православная Церковь, въ разсѣяніи сущая, сохранитъ священный огонь своего Божественнаго установленія и снова возжетъ его на святыхъ престолахъ своего Великаго Отечества. Харбинская епархія радуется о Господѣ, что вмѣстѣ съ Соборомъ Іерарховъ въ этомъ священномъ собраніи принимаютъ участіе ревнующіе о пользѣ церковной благочестивые клирики и міряне, умудренные книжнымъ наставленіемъ и опытомъ своей богоугодной жизни. Православные христіане Дальнаго Востока, изстрадавшіеся отъ невыносимой скорби своего Отечества, ждутъ утѣшенія отъ настоящаго высокаго собранія, въ полномъ упованіи, что самая главная основа бытія русскаго народа — вѣра православная — будетъ охраняться, какъ величайшая святыня и зиждительная сила нашего возрожденія. Православные христіане и /с. 32/ клиръ Харбинской епархіи молитъ Господа, да даруетъ Онъ всякое благопоспѣшеніе дѣланію настоящаго высокаго собранія».

Высокопреосвященный Серафимъ, Архіепископъ Западно-Европейской епархіи, привѣтствуетъ Соборъ, указывая, что онъ является представителемъ той части Зарубежной Церкви, жизнь которой протекаетъ въ условіяхъ нѣсколько исключительныхъ. Нигдѣ нѣтъ такой интенсивной борьбы темныхъ силъ, какъ въ Парижѣ. Тамъ, можно сказать, главный штабъ всей современной борьбы противъ Церкви и Православія. Тамъ лабораторія всякаго рода лжеученій, тамъ напряженный напоръ модернизма, софіанства, экуменизма, масонства и разрушительной духовной работы единаго фронта пробольшевизма. Работа всѣхъ этихъ злыхъ силъ сказывается не только каждый день, но каждый часъ, если не каждую минуту, создавая исключительно тяжелую атмосферу для церковной работы. Западно-Европейская епархія ждетъ отъ Собора моральной поддержки и приноситъ Собору твердую преданность Церкви и св. канонамъ, которая закалена и испытана въ постоянной борьбѣ противъ работы темныхъ силъ.

Засимъ Предсѣдатель предоставляетъ слово делегату вѣдающему интересами Русской Эмиграціи въ Королевствѣ Югославіи, В. Н. Штрандтману, который произноситъ слѣдующую рѣчь: «Отъ имени Делегаціи, прошу Васъ, Высокопреосвященнѣйшій Владыка, принять мои поздравленія по случаю открытія Зарубежнаго Собора Русской Православной Церкви и мои горячія пожеланія успѣха начинаніямъ Высокаго Собранія, дабы дѣянія его послужили къ укрѣпленію единой свободной части Россійской Православной Церкви, способствовали торжеству Вѣры Православной, сплотили вѣрующую паству Христову и приблизили часъ избавленія нашей изнемогающей и измученной Родины. Съ особой силой и проницательностью наши духовныя очи должны въ настоящее важное мгновеніе охватить весь ужасъ случившагося въ Россіи, всю трагедію настоящаго и неминуемую гибель русскаго народа въ будущемъ, если онъ не будетъ освобожденъ отъ наложенныхъ на него тягчайшихъ цѣпей дьявольскихъ. Ни устами сказать, ни разумомъ понять судьбы Россіи — ихъ надо чувствовать и душою обнять. Когда мы будемъ глубоко въ сознаніи носить видѣніе о кровавомъ, чудовищномъ избіеніи нашего Царя Мученика, нашей Царицы Мученицы, нашего Мученика Наслѣдника Цесаревича, Мученицъ Великихь Княженъ и многихъ мучениковъ изъ нашего Россійскаго Царскаго Дома — сердце наше опять будетъ сжиматься отъ воспоминаній еще не столь далекаго прошлаго, кровавымъ туманомъ завѣяннаго, изъ котораго выступаютъ образы мучениковъ Святителей Церкви Православной, воиновъ павшихъ въ борьбѣ за Святую Русь, нашихъ родныхъ и близкихъ, милліоновъ русскаго народа, отъ голода и нечеловѣческихъ истязаній погибающихъ и гибнущихъ; когда мы, наконецъ, /с. 33/ будемъ другъ на друга смотрѣть съ дружелюбіемъ и состраданіемъ, ища правды, въ сознаніи общности нашего бѣдствія и когда посланныя намъ испытанія мы будемъ переносить безъ поношенія и безъ злобы, а съ улыбкой въ сердцѣ, видя въ нихъ жертву искупленія — тогда наступитъ часъ избавленія и торжества... Тогда воскреснетъ Россія... Наша родная Святая Православная Церковь намъ Предстательница предъ Престоломъ Всевышняго, а настоящій Церковный Соборъ, съ благословенія Святѣйшаго Гавріила, Патріарха Сербскаго, подъ Вашимъ мудрымъ предсѣдательствомъ, осіянный благодатію Божіей, силой вѣры расчиститъ тяжелый предстоящій путь къ спасенію и радости. Память и почитаніе святого прошлаго Россіи — укажутъ путь къ будущему. — Съ этими чувствами и мыслями я приношу Вамъ, Высокопреосвященнѣйшій Владыка, Вашимъ сотрудникамъ Высокопреосвященнѣйшимъ и Преосвященнѣйшимъ Архіепископамъ и Епископамъ, Высокопреподобному и преподобному священству и досточтимымъ мірянамъ мой привѣтъ и глубокій поклонъ».

Вслѣдъ затѣмъ привѣтствуетъ Соборъ В. П. Яковлевъ отъ имени Бѣлградскаго прихода, послѣ чего хоръ поетъ гимнъ св. кн. Владиміру и предсѣдатель объявляетъ засѣданіе закрытымъ, а слѣдующее засѣданіе назначаетъ на другой день 2/15 августа въ Сремскихъ Карловцахъ.

Источникъ: Дѣянія Второго Всезарубежнаго Собора Русской Православной Церкви заграницей съ участіемъ представителей клира и мірянъ, состоявшагося 1/14 – 11/24 августа 1938 года въ Сремскихъ Карловцахъ въ Югославіи. — Бѣлградъ: Типографія «Меркуръ», 1938. — С. 25-33.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.