Церковный календарь
Новости


2018-02-21 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 26-я, утѣшеніе больному (1846)
2018-02-21 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 25-я, о милости и судѣ (1846)
2018-02-21 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 34-е, къ пришедшимъ изъ Египта (1844)
2018-02-21 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 33-е, противъ Аріанъ и о самомъ себѣ (1844)
2018-02-20 / russportal
Свт. Григорій. Слово 32-е, о томъ, что не всякой можетъ разсуждать о Богѣ (1844)
2018-02-20 / russportal
Свт. Григорій Богословъ. Слово 31-е, о Богословіи пятое, о Святомъ Духѣ (1844)
2018-02-19 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ пятокъ 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-19 / russportal
"Тріодь Постная". Служба въ четвертокъ 1-я седмицы поста (1864)
2018-02-19 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 24-я, противъ Савелліанъ, Арія и Аномеевъ (1846)
2018-02-19 / russportal
Свт. Василій Великій. Бесѣда 23-я, на святаго мученика Маманта (1846)
2018-02-18 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 10-е, во вторникъ 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-18 / russportal
Книга «Златоустъ». Слово 9-е, въ понедѣльникъ 1-й недѣли поста (1910)
2018-02-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда 7-я, иная о постѣ (1968)
2018-02-18 / russportal
Свт. Григорій Палама. Бесѣда 6-я, увѣщательная къ посту (1968)
2018-02-17 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. «Бесѣды о покаяніи». Бесѣда 7-я (2006)
2018-02-17 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. «Бесѣды о покаяніи». Бесѣда 6-я (2006)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 21 февраля 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Исторія Русской Православной Церкви Заграницей

Второй Всезарубежный Соборъ РПЦЗ 1938 г.

Второй Всезарубежный Соборъ состоялся въ Сремскихъ Карловцахъ въ 1938 г., спустя 17 лѣтъ послѣ Перваго (1921 г.). Этотъ Соборъ, возглавляемый новымъ Первоіерархомъ, Блаж. Митр. Анастасіемъ (Грибановскимъ), продолжилъ созидательную работу по укрѣпленію организаціи РПЦЗ и занялся вопросами духовн. возрожденія русской паствы «въ разсѣяніи сущей», просвѣщенія дѣтей и молодежи, борьбы съ сектантствомъ и уврачеванія церковныхъ ранъ, возникшихъ въ слѣдствіи печальныхъ расколовъ внутри эмиграціи. Среди итоговыхъ документовъ II Всезаруб. Собора основополагающими явились два посланія — «Къ Русскому народу въ отечествѣ страждущему» и «Къ русской паствѣ въ разсѣяніи сущей». Въ 1-мъ посланіи Соборъ выразилъ единство со страждущимъ русскимъ народомъ, призвалъ его къ терпѣнію и упованію на милость Божію и выразилъ увѣренность въ грядущее освобожденіе Россіи отъ ига безбожниковъ. Во 2-мъ посланіи Соборъ призвалъ зарубежную паству стойко держаться св. правосл. вѣры и удаляться отъ пагубныхъ лжеученій — софіанства, теософіи, спиритизма и масонства. Соборное посланіе выразило тревогу по поводу попытокъ католиковъ расхищать чадъ Правосл. Церкви, используя для этихъ цѣлей т. н. «вост. обрядъ». Далѣе русскіе люди призывались къ покаянію въ главномъ грѣхѣ, тяготѣющимъ надъ русскимъ народомъ — въ измѣнѣ Помазаннику Божію, повлекшей за собой мученическую смерть Царской Семьи, что легло на совѣсть не только непосредственныхъ участниковъ этого злодѣянія, но и на совѣсть всѣхъ русскихъ людей... Особо подчеркивался долгъ русскаго зарубежья сохранить духовн. цѣнности Св. Руси и передать ихъ будущимъ поколѣніямъ для службы возрожденной Россіи. Соборъ созывался на территоріи Сербской Правосл. Церкви, подъ покровительствомъ Свят. Патріарха Сербскаго, который являлся почетнымъ Предсѣдателемъ Собора.

«Дѣянія Второго Всезарубежного Собора РПЦЗ 1938 г.»

ДѢЯНІЯ ВТОРОГО ВСЕЗАРУБЕЖНАГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ
съ участіемъ представителей клира и мірянъ, состоявшагося 1/14 — 11/24 августа 1938 года въ Сремскихъ Карловцахъ въ Югославіи.
(Бѣлградъ: Типографія «Меркуръ», 1939 г.).

ПРОТОКОЛЪ № 3
засѣданія Собора Русской Православной Церкви заграницей съ участіемъ клира и мірянъ,
4/17 августа 1938 года.

Въ 5 час. 30 мин. веч. засѣданіе открывается пѣніемъ молитвы Святому Духу.

I. Высокопреосвященѣйшій Митрополитъ Анастасій зачитываетъ отвѣтъ Собора на привѣтствіе Августѣйшаго Главы Дома Романовыхъ.

Собраніе стоя выслушиваетъ это привѣтствіе.

Предсѣдатель, Высокопреосвященнѣйшій Владыка Анастасій объявляетъ, что поступило много привѣтствій Собору, нѣкоторыя съ различнаго рода пожеланіями, каковыя требуютъ того, или иного разрѣшенія, почему и должны поступить на /с. 36/ обсужденіе Епископскаго Совѣщанія. Онъ предлагаетъ ограничиться наименованіемъ въ настоящемъ собраніи организацій, пославшихъ свои привѣтствія.

Оглашается списокъ привѣтствій:

1. Телеграмма Епископа Браничевскаго Веніамина.

2. Архіепископа Западно-Американскаго Тихона.

3. Епископа Бразильскаго и Санъ-Паульскаго Феодосія.

4. Епархіальнаго Совѣта Западно-Американской Епархіи.

5. Корпуса Императорской Арміи и Флота.

6. Начальника Русскаго Обще-Воинскаго Союза.

7. Состоящаго подъ Высочайшимъ Покровительствомъ Е. В. Короля Петра II Общество памяти Императора Николая II.

8. Союза Русскаго Сокольства.

9. Совѣта Старѣйшинъ Общества Русское Согласіе.

10. Правленія Союза Русскихъ Офицеровъ и солдатъ запаса.

11. Окружного Совѣта Высшаго Монархическаго Совѣта въ Королевствѣ Югославіи.

12. Русской Православной Церковной Общины въ Новомъ Саду.

13. Общества распространенія Русской Національной и Патріотической литературы.

14. Комитета по изданію исторіи Царствованія Императора Николая II. Общества распространенія Русской національной и патріотической литературы.

15. Представителей Русскихъ православныхъ церквей въ Аргентинѣ.

16. Объединенныхъ Общественныхъ организацій въ Аргентинѣ.

17. Представителей Русскихъ организацій въ гор. Сараевѣ.

18. Настоятеля Русской церкви въ Тунисѣ.

19. 125-ти русскихъ людей живущихъ въ г. Загребѣ.

20. Братства Св. Животворящаго Креста.

21. Союза Молодая Россія.

22. Лиги и Главного Совѣта Зарубежнаго Союза Русскихъ Педагоговъ.

23. Редактора-Издателя «Вѣстника Русскаго Духовнаго Воскресенія».

24. Группы русскихъ людей изъ г. Новаго Врбаса.

25. Группы русскихъ людей изъ г. Мостара.

26. Ново-Садскаго Русскаго Объедин. Вѣрноподанныхъ.

27. Србобранскаго Е. И. В. Государыни Императрицы Викторіи Феодоровны Союза Вѣрноподанныхъ.

28. Русской колоніи въ Призренѣ.

29. Группы православныхъ мірянъ, объединившихся въ Бѣлградѣ вокругъ Св. Соборной Русской Зарубежной Церкви подъ предсѣдательствомъ М. Н. Милорадовича.

30. Канадскаго Епархіальнаго миссіонера В. А. Коновалова.

31. Реальнаго училища въ Модягоу.

/с. 37/

II. Преосвященный Епископъ Шанхайскій Іоаннъ зачитываетъ отвѣтъ Святѣйшаго Патріарха Сербскаго Гавріила на привѣтствіе Собора:

Его Высокопреосвященству Митрополиту Анастасію Предсѣдателю Русскаго Собора.

«Съ теплой молитвой Всемогущему Богу о успѣшной и плодотворной работѣ Вашего Собора на благо и славу Россіи и русскаго народа, Святого Православія и всего славянства, всесердечно и съ братской любовью благодаримъ Васъ и всѣхъ членовъ Собора за привѣтствіе и добрые пожеланія.

Шлемъ Наше Патріаршее благословеніе.

Патріархъ Гавріилъ».       

Соборъ поетъ «Испола эти Деспота».

III. Слушали: Докладъ Высокопреосвященнаго Архіепископа Камчатскаго и Петропавловскаго Нестора «объ учрежденіи братства Христовой Руси имени Св. Князя Владиміра» и уставъ этого братства.

Высокопреосвященный Архіепископъ Несторъ обратился къ собранію со слѣдующими словами:

«Годъ, который мы переживаемъ нынѣ — 1938-й годъ отъ Рождества Христова, — знаменательный, Владимірскій, юбилейный годъ для русскихъ людей: — 950-лѣтіе со дня Крещенія Руси, Богъ судилъ намъ встрѣтить и переживать въ мукахъ.

Исполнилось 20 лѣтъ пытокъ нашей Родины и Святой Церкви.

На Родинѣ нашей съ одной стороны приносится Богу жертва мучениковъ за вѣру Христову, Православную, за вѣрность Православію Св. Владиміра, а съ другой стороны мы видимъ, какъ безбожники, сатанисты, по нашимъ грѣхамъ, сметаютъ все святое на Русской Землѣ, какъ въ гоненіи пребываетъ наша Церковь и въ разореніи наше Отечество.

Русскій народъ на Руси задушенъ и ушелъ въ себя, въ тайники своего многострадальнаго сердца. Онъ молчитъ 20 лѣтъ, а міръ издѣвается надъ нимъ, и, умывая руки, какъ бы повторяетъ въ адресъ Россіи: «Иныхъ спасала, себя ли не можетъ спасти».

Мы изгнанники — эмиграція находимся въ лучшихъ условіяхъ, чѣмъ наши собратія. Мы свободны, но ничѣмъ не можемъ помочь нашимъ страдающимъ братьямъ, не можемъ даже поддержать ихъ морально, потому что за попытки нашего общенія съ ними, ихъ будутъ преслѣдовать и лишать жизни.

Но мы не использываемъ и тѣхъ возможностей, которыя представляются намъ. Мы можемъ подготовляться къ дѣлу спасенія нашей Родины, но должны сознаться, что подготовляемся очень плохо, или совсѣмъ къ этому не подготовля/с. 38/емся, главнымъ образомъ потому, что мы разъединены, не сплочены и нуждаемся въ духовномъ обновленіи, въ нравственномъ возрожденіи.

Гдѣ же пути къ этому обновленію и къ сплоченности, къ духовному возрожденію?

Много организацій, обществъ и партій существуютъ на разныхъ началахъ и условіяхъ. Но все это не то, что можетъ насъ удовлетворить и сплотить. Есть только одинъ вѣрный неложный путь, указанный Самимъ Господомъ Іисусомъ Христомъ и Его Святыми Апостолами. Этотъ путь — Церковь Христова, въ оградѣ которой мы и должны объединиться съ любвью и вѣрою Христовой.

Примѣръ ясенъ намъ изъ словъ Христа Его ученикамъ, когда они пожелали отстранить отъ себя заботу о народѣ въ пустынѣ и просили отпустить народъ, чтобы они сами о себѣ позаботились и купили себѣ пищу.

Но Христосъ сказалъ о народѣ: «Не надо имъ ходить, Вы дайте имъ ѣсть», указывая, чтобы никто другой, а Святые Апостолы дали пищу народу.

И этотъ голосъ Божій относится и къ намъ — преемникамъ Апостоловъ, епископамъ и священникамъ Христовой Церкви. Голодъ духовный должно утолить, и утолить его должны только мы. Не можемъ мы пускать православный народъ изъ церковной ограды въ чужіе дебри — страну далече. Въ Церкви и около Церкви долженъ быть удовлетворенъ нравственный голодъ Русскихъ людей по объединенію.

Если намъ тяжело, если мы немощны, то все же мы — преемники Святыхъ Апостоловъ, наслѣдники ихъ благодати, неизрѣченной и неизмѣримой благодати Церковной.

И мы должны объединить Русскій народъ, чтобы онъ не ушелъ изъ ограды Церкви искать другого объединенія.

Вотъ мы составили Соборъ Церковный, сильный и мощный. И этотъ Соборъ долженъ изыскивать и намѣтить путь объединенія Православныхъ Русскихъ людей около Церкви Христовой. Этимъ путемъ объединенія должно стать Братство Святой Христовой Руси имени Св. Владиміра.

Надо принять этотъ идеалъ, вложить его въ умы и сердца и съ вѣрой осуществить. Тогда Братство дѣйствительно станетъ истиннымъ нашимъ Центромъ, къ которому мы придемъ не только сами, но и привлечемъ всѣхъ близкихъ намъ, подготовляя себя и другъ друга къ служенію на спасеніе нашего святого Отечества для прославленія и возвеличенія значенія нашей Православной Истинной Христовой Церкви на землѣ, а души наши приготовимъ къ вѣчности».

Вслѣдъ за симъ оглашается уставъ Братства Святой Христовой Руси имени святаго князя Владиміра при Архіерейскомъ Синодѣ Русской Православной Церкви заграницей.

/с. 39/

I. Цѣли и дѣятельность Братства.

1. Братство Святой Христовой Руси имени св. кн. Владиміра, основанное въ ознаменованіе 950-лѣтія Крещенія Руси, есть объединеніе вѣрныхъ сыновъ Россіи для возрожденія и возстановленія Православной Русской Державы на прочныхъ и единственно вѣрныхъ началахъ христіанской религіи и морали и для христіанизаціи всѣхъ сторонъ ея жизни. Только построеніе Православнаго Отечества, святой Христовой Руси есть та единственная цѣль, которой каждый можетъ служить и за которую каждый можетъ бороться и умирать съ правой совѣстью предъ Богомъ, какъ за святое и угодное Богу дѣло.

2. Для построенія Святой Руси на христіанскихъ началахъ, Братство нынѣ и навсегда впредь объединяетъ всѣхъ православныхъ русскихъ людей около Православной Церкви, составляя изъ нихъ единую сплоченную семью подъ Ея покровомъ.

3. Вступающіе въ Братство даютъ обѣтъ послушанія и совершенной вѣрности Православной Церкви чтеніемъ молитвы-обѣта предъ святымъ Евангеліемъ и Крестомъ въ присутствіи священника.

4. Памятуя о страданіяхъ въ жестокомъ гоненіи и плѣненіи родной матери — Церкви и Родины — Россіи и всемѣрно стремясь приносить имъ существенную пользу своей жизнью и дѣятельностью, вступающій въ Братство принимаетъ на себя въ своемъ обѣтѣ слѣдующія обязанности:

а) Молиться о спасеніи Родины. Для этого каждый православный христіанинъ, въ какомъ бы онъ мѣстѣ ни находился, и какимъ бы онъ дѣломъ занятъ не былъ, каждое воскресеніе, въ 9 часовъ утра возноситъ молитву о спасеніи Родины, отложивъ на краткій моментъ молитвы всякое дѣло, дабы возносимое одновременно едиными устами и единымъ сердцемъ всѣхъ русскихъ людей моленіе испросило у Бога эту милость. Кромѣ того, ежедневно утромъ и вечеромъ неопустительно творитъ онъ краткую молитву: «Святый княже Владиміре, моли Бога о спасеніи Россіи и утвержденіи въ ней Православной вѣры и Церкви».

б) Оказывать благоговѣйное послушаніе своей Матери — Христовой Церкви, въ лицѣ своего церковнаго управленія и всегдашнее почитаніе къ высокому сану и авторитету церковной іерархіи и всѣхъ священнослужителей.

в) Твердо и открыто, при всѣхъ обстоятельствахъ защищать отъ враговъ, гонителей и хулителей св. Православіе и Церковь.

г) Не вступать ни въ какія осужденныя Православной Русской Церковью или враждебныя Ей организаціи.

5. Кромѣ обязанностей своего обѣта, каждый членъ Братства старается выполнять общія обязанности православнаго христіанина, которыя являются также и дѣломъ духовной самоподготовки для построенія святой Христовой Руси.

/с. 40/

а) Посѣщаетъ церковное богослуженіе по возможности каждое воскресеніе и въ праздники и освящаетъ эти дни достойнымъ благоговѣйнымъ поведеніемъ.

б) Освящаетъ и укрѣпляетъ свою душу во Христѣ возможно болѣе частымъ принятіемъ въ теченіи года святыхъ Христовыхъ Таинъ Исповѣди и Причастія.

в) Заботится о воспитаніи въ себѣ христіанскаго характера и евангельскихъ добродѣтелей.

г) Устрояетъ свою семью на основахъ православной вѣры и нравственности.

д) Ежедневно совершаетъ утреннія и вечернія молитвы.

е) Ежедневно читаетъ святое Евангеліе.

ж) Соблюдаетъ церковные посты.

з) Знаетъ житіе своего святого Небеснаго Покровителя, имя котораго носитъ, и всегда освящаетъ день своего Ангела исповѣдью, причастіемъ и добрыми дѣлами.

6. Для своего просвѣщенія и всесторонней подготовки къ осуществленію служенія Святой Христовой Руси, члены Братства организуютъ на мѣстахъ при приходахъ собранія для докладовъ и бесѣдъ на тему о святой Христовой Руси, кружки, школы, курсы для совмѣстнаго изученія Священнаго Писанія, вопросовъ вѣры и нравственности, исторіи Церкви и исторіи Россіи, вопросовъ защиты Церкви отъ нападенія иновѣрія и невѣрія. Эти собранія, кружки, школы и курсы Братства всегда открыты для всѣхъ и имѣютъ въ виду общее просвѣщеніе.

7. Члены Братства считаютъ за милость Божію потрудиться въ помощь своему духовному руководителю во всей его дѣятельности: церковно-богослужебной, духовно-просвѣтительной, миссіонерской, благотворительной и всякой другой для пользы мѣстной церкви.

8. Дѣло Христовой любви члены Братства выявляютъ во взаимной поддержкѣ и въ поддержкѣ каждаго нуждающагося. Для этого устраиваютъ кассы взаимопомощи, трудовыя артели, пріюты, дома милосердія, странопріимные дома, больничныя и похоронныя кассы, и т. п.

II. Организація Братства.

9. Братство учреждается Священнымъ Соборомъ Русской Православной Церкви во всѣхъ епархіяхъ, миссіяхъ и при каждомъ православномъ приходѣ, гдѣ есть священники, возглавляющіе эти Братства, какъ духовные отцы и руководители. Во внѣшней организаціи Братство руководится нормальнымъ уставомъ Братства.

10. Членами Братства могутъ состоять всѣ православные русскіе люди, какъ мужчины, такъ и женщины отъ 18-тилѣтняго возраста.

11. Для дѣтей и юношества до 18-тилѣтняго возраста Братства организуютъ дѣтскіе и юношескіе отдѣлы, которые /с. 41/ ведутся въ соотвѣтствіи съ настоящимъ уставомъ. Работу дѣтскихъ и юношескихъ отдѣловъ Братство признаетъ крайне существенной и необходимой, но дополнительной. Основная работа по воспитанію православныхъ русскихъ дѣтей возлагается, какъ главнѣйшая священная обязанность, на православныхъ русскихъ родителей и священнослужителей. Дѣти съ сознательнаго возраста обязательно и неизмѣнно принимаютъ участіе въ молитвѣ о спасеніи Россіи, какъ ежедневной св. кн. Владиміру, такъ и въ общей еженедѣльной.

12. Покровителемъ и руководителемъ Братства является Первоіерархъ Православной Русской Церкви за рубежомъ, Предсѣдатель Священнаго Архіерейскаго Синода Русской Православной Церкви заграницей. Руководителями и возглавителями Братства въ епархіяхъ — настоятели церквей.

13. Каждый членъ Братства дѣлаетъ ежегодный взносъ въ Братство, кто сколько можетъ. Изъ Братскихъ взносовъ и пожертвованій создается казна Братства Святой Христовой Руси при Священномъ Синодѣ.

14. 15-го іюля ежегодно совершается церковный праздникъ Братства Святой Христовой Руси въ честь св. кн. Владиміра съ установленнымъ въ этотъ день за всенощной и Литургіей сборомъ въ казну Братства Святой Христовой Руси. На общемъ собраніи въ этотъ день члены братства для повѣрки своей совѣсти и для напоминанія повторяютъ обѣщаніе-молитву. Кромѣ того, праздникъ ознаменовывается торжественными собраніями посвященными св. Просвѣтителю Руси.

15. Каждый членъ Братства получаетъ за подписью Предсѣдателя Св. Синода грамоту о своей принадлежности къ Братству.

16. За выдающіеся заслуги члены Братства получаютъ отъ Св. Синода Братскій крестъ.

17. Братство издаетъ общій братскій журналъ подъ названіемъ «Святая Христова Русь». На мѣстахъ при церквахъ Братства по мѣрѣ возможности печатаютъ періодическія изданія и другую братскую литературу.

18. Печатью Братства съ надписью «Братство Святой Христовой Руси имени св. кн. Владиміра», пользуется только руководитель Братства.

Одновременная молитва
членовъ Братства Святой Христовой Руси о спасеніи Россіи

(совершаемая по воскресеніямъ въ 9 часовъ утра).

Господи, пріими въ часъ сей нашу покаянную молитву и спаси Россію. Аминь.

Ежедневная молитва
о спасеніи Россіи святому князю Владиміру

(читаемая утромъ и вечеромъ).

Святый княже Владиміре, моли Бога о спасеніи Россіи и утвержденіи Православной вѣры и Церкви въ ней.

/с. 42/

Молитва — Обѣщаніе
членовъ Братства Св. Христовой Руси.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Маріи, пріявшей въ удѣлъ Свой Христову Святую Русь, силою Честнаго и Животворящаго Креста Господня, предстательствомъ святаго Равноапостольнаго Князя Владиміра, Первокрестителя нашего и всѣхъ святыхъ въ Россійской землѣ просіявшихъ и великаго сонма мучениковъ и исповѣдниковъ Христову Русь хранящихъ, — сіе богоугодное церковное Братство Святой Христовой Руси вѣчно хранить и уставъ его соблюдать и исполнять обѣщаюсь. Уповая на помощь Всевышняго, считаю обязанностью творить обще-русскую молитву еженедѣльно, въ установленное время, одновременно со всѣми православными русскими людьми о спасеніи страждущаго Отечества, гдѣ бы я въ то время ни находился. Вмѣняю себѣ въ обязанность: творить краткую молитву о спасеніи Россіи ежедневно утромъ и вечеромъ, оказывать благоговѣйное послушаніе своей Матери — Православной Христовой Церкви въ лицѣ церковнаго управленія и Православной іерархіи, при всѣхъ обстоятельствахъ защищать отъ враговъ, гонителей и хулителей св. Православіе и Церковь, не вступать ни въ какія враждебныя нашей Церкви общества или организаціи осужденныя Церковью. Все сіе исполнять по совѣсти моей да поможетъ мнѣ Богъ и да утвердитъ сіе обѣщаніе десница моя крестнымъ знаменіемъ, а уста цѣлованіемъ св. Евангелія и Животворящаго Креста. Аминь.

Объяснительная записка къ уставу Братства.

Русскимъ людямъ за рубежомъ необходимо единеніе. Это сознаютъ почти всѣ русскіе православные люди и въ изгнаніи и мучительно томясь по единству ищутъ путей къ нему и не могутъ найти.

Во имя чего намъ объединяться и какъ?

За долгій и тяжкій періодъ двадцати лѣтъ намъ предлагали и предлагаютъ многіе рецепты и методы спасенія, программы дѣйствій. Но при выборѣ той или иной программы необходимо помнить, что каждая изъ нихъ потребуетъ не только работы для нея, но и борьбы настойчивой и упорной, до мукъ, до смерти.

Во имя чего же стоитъ умирать? что можетъ быть для каждаго изъ насъ дороже жизни?

Конечно, только то, что освящено вѣрой, что простирается не на эту лишь жизнь, но и далѣе въ царство вѣчности. Работая для нашей Родины, мы хотимъ тѣмъ самымъ работать для Царства Небеснаго — нашего вѣчнаго Отечества. Тогда не страшно, а радостно съ чистой совѣстью умирать за это дѣло.

/с. 43/ Никакой партійный идеалъ этого намъ не дастъ.

Сверженіе большевицкаго строя, переходъ Россіи изъ формъ коммунистическихъ къ формамъ иной политической партіи, безъ возможностей христіанизаціи Россіи, насъ удовлетворить не можетъ.

Намъ нужна Православная Христіанская Россія, Святая Христова Русь, та самая которая великимъ нравственнымъ подвигомъ была создана 950 лѣтъ тому назадъ св. кн. Владиміромъ, завѣщана имъ всѣмъ поколѣніямъ Россіи и пронесена нашими предками черезъ девять съ половиной вѣковъ.

Мы хотимъ, чтобы нашъ идеалъ опирался не только на землю, но и на небо, чтобы Россія, возвращаясь на свои исконные историческіе пути, получая снова свои многоразличные богатства, оказалась въ полной мѣрѣ обладательницей не только матеріальныхъ своихъ владѣній, не только національнаго и политическаго достоянія нашихъ предковъ, но и всего духовнаго ихъ сокровища.

Этотъ нашъ идеалъ мы формулируемъ, какъ идеалъ Святой Христовой Руси.

Объединеніе около Церкви.

Кто построилъ Святую Христову Русь въ прошломъ, и что является ея сущностью и животворящимъ ея началомъ?

Создателемъ, сущностью и жизнью Русскаго народа является святая Православная Христова Церковь, единственный истинный центръ, около котораго возможно объединеніе всѣхъ русскихъ людей.

Только такое объединеніе дастъ Русской эмиграціи основной и высоко авторитетный стержень — широкій, проникнутый мощной идеей центръ.

Объединеніе около Церкви способно примирить всѣ партіи и организаціи эмиграціи. Попытки объединенія эмигрантскихъ партій и группировокъ механически, путемъ вынесенія за скобки всѣхъ различій въ программахъ, безъ общей идеи, не можетъ имѣть успѣха: объединеніе безъ общей идеи никому не можетъ быть нужно. Только центръ проникнутый общей идеей, но идеей признаваемой всей эмиграціей, можетъ дать настоящее единство, и этими условіями въ полной мѣрѣ обладаетъ только Православная Церковь.

Этотъ центръ понятенъ и дорогъ не только эмиграціи, но и всей неисчислимой массѣ Русскаго народа. Всякій иной центръ, всякая иная программа при приходѣ въ Россію потребуетъ длительнаго объясненія и подготовки. Объединеніе же около Церкви такого объясненія не потребуетъ.

Въ какомъ же видѣ должно совершиться это объединеніе?

Посмотримъ на исторію Россіи.

Въ дни тяжкаго бѣдствія, выносившагося Русскимъ народомъ на западѣ Россіи, тамъ были созданы при Церкви мощныя организаціи для отстаиванія вѣры и національности — /с. 44/ организаціи получившія названія Братствъ. Дѣйствительность и цѣлесообразность ихъ была доказана исторически. Возродить организацію этихъ Братствъ призываетъ насъ неотложная нужда настоящаго момента. Братство при Церкви создается со спеціальной цѣлью, чтобы осуществить объединеніе русскихъ людей и создать Св. Христову Русь. Это Братство будетъ имѣть задачей здѣсь за рубежомъ — объединеніе и нравственное возрожденіе эмиграціи, а по приходѣ въ Россію — апостольское служеніе, работу по возвращеніи Россіи ко Христу.

Уставъ Братства, объяснительная записка къ нему, это — только слова. Но мы должны отъ словъ немедленно перейти къ дѣлу. Если же мы отнесемся къ этому дѣлу такъ, какъ до сего времени относились ко всякому дѣлу касающемуся нашего объединенія ради спасенія Родины, то — горе намъ! Сейчасъ мы предлагаемъ дѣло Христово, спасительное для всѣхъ и великое передъ Богомъ и передъ нашей совѣстью. Отвергнуть его, это значитъ отвергнуть единственный и подлинный путь нашего общаго спасенія, отвергнуть благословеніе, которое ввиду его истинности, уже почіетъ на этомъ самомъ начинаніи.

Сомнѣваться и раздѣляться больше нечего, и надо покончить съ этими сомнѣніями и раздѣленіями, ибо мы соборне становимся у престола истины Христовой, противъ которой міръ никогда и ничего не могъ подѣлать. Другого выхода нѣтъ и быть не можетъ. А потому и колебаній быть не должно.

Нравственное возрожденіе.

Въ теченіи всѣхъ 950 лѣтъ своего христіанскаго бытія Россія всегда спасалась только нравственнымъ возрожденіемъ, возвращеніемъ къ Православно-христіанскимъ началамъ. Такъ было и во времена татарскаго ига, освобожденіе отъ котораго связано съ именемъ св. пр. Сергія Радонежскаго и съ великимъ расцвѣтомъ подвижничества въ Россіи тогда. Такъ было и во дни Смутнаго Времени, когда спасеніе Россіи было достигнуто нравственнымъ подвигомъ св. Патріарха Гермогена, когда въ отвѣтъ на его посланія очищающая волна покаянія прошла по Русской землѣ, и вся Россія объединилась въ строгомъ постѣ и въ напряженнѣйшей молитвѣ: «Матерь Божія, спаси землю Русскую».

Для того, чтобы и теперь объединеніе было плодотворно, Братство настойчиво добивается отъ своихъ сочленовъ ихъ нравственнаго возрожденія. Внѣшнимъ признакомъ начала такого возрожденія должно быть неукоснительное выполненіе членами Братства тѣхъ общихъ обязанностей христіанина, которыя каждый православный человѣкъ принимаетъ на себя въ крещеніи, и которыя Россія въ цѣломъ приняла на себя 950 лѣтъ тому назадъ благодаря подвигу святого Владиміра. Выполненіе этихъ обязанностей молитвы, поста, посѣщенія /с. 45/ Церкви, проникновенія въ церковную жизнь — не достигаются принудительно. Выполненіе ихъ должно исходить изъ добровольнаго желанія каждаго члена Братства оцерковить, христіанизировать свою частную жизнь въ полномъ сознаніи того, что только этимъ путемъ онъ дѣлается настоящимъ чадомъ Церкви, могущимъ участвовать въ дѣлѣ христіанизаціи Россіи.

Каковы же важнѣйшіе пути нашего объединенія?

Молитва.

Это, во-первыхъ, путь молитвы, подобный тому, какимъ совершилось возрожденіе Россіи въ дни Смутнаго Времени.

Христосъ Спаситель сказалъ: «если двое изъ васъ согласятся на землѣ просить о всякомъ дѣлѣ, то, чего бы ни попросили, будетъ имъ отъ Отца Моего Небеснаго».

Согласимся же всѣ, сколько ни есть насъ, изгнанниковъ Россіи, молиться едиными устами о спасеніи Россіи, будемъ молиться молитвой вѣры, которая горы переставляетъ, и тогда, зная, что слово Христово не ложно, мы можемъ быть увѣренными — спасеніе Россіи будетъ.

Поэтому Братство предписываетъ всѣмъ своимъ членамъ въ опредѣленный день и часъ безъ всякаго исключенія объединиться едиными устами и единымъ сердцемъ въ одной молитвѣ о возрожденіи нашего Отечества. Это будетъ единый мощный, молитвенный вздохъ всего многомилліоннаго множества русскихъ изгнанниковъ, который не можетъ не услышать Господь.

Послушаніе.

Для того, чтобы объединеніе было дѣйствительно, необходимо, чтобы оно было сопряжено съ полной и твердой дисциплиной, съ неукоснительнымъ послушаніемъ. Нужно не только проникнуться сознаніемъ необходимости дисциплины, но должно, чтобы каждый отдѣльный человѣкъ принялъ на себя обязанность быть послушнымъ церковному центру, и это послушаніе свято выполнилъ.

Въ полномъ сознаніи важности этого обязательства, Братство требуетъ отъ своихъ членовъ не простого согласія принять на себя обязанности послушанія Церкви, но предписываетъ подтвердить эту готовность къ послушанію принесеніемъ обѣщанія передъ крестомъ и Евангеліемъ, чтобы тѣмъ самымъ крѣпче и неразрывнѣе связать совѣсть каждаго сотрудника Братской работы.

Послушаніе церковному управленію, почитаніе церковной іерархіи и священнослужителей — это залогъ нашей внѣшней дисциплины, внутренне освященной единодушной молитвой.

Жертвенность.

Но кромѣ сего, должно быть и матеріальное доказательство нашего служенія Святой Христовой Руси, должна быть жертвенность.

/с. 46/ Усердіе, довѣріе, преданность дѣлу, самоотверженіе ради него измѣряется величиной жертвенности труда и матеріальной организаціи — показатель того, въ какой мѣрѣ ей дѣйствительно преданы и готовы послужить ея цѣли люди. Чѣмъ богаче казна Св. Христовой Руси, тѣмъ очевиднѣе преданность людей этой идеѣ, ради которой они готовы на всякую жертву и посильную и сверхъ силъ. Помимо расходовъ на хорошій печатный органъ, руководящій работой всего Братства, на изданіе церковной патріотической литературы, надо Братству имѣть полновѣстный запасъ средствъ для всякой другой дѣятельности, какъ только для того будетъ открываться возможность. Указаніе на то, что члены Братства даютъ на его дѣло, кто сколько можетъ, подразумѣваетъ не минимумъ того, что каждый можетъ дать, а максимумъ изъ всего, что имѣетъ. Жертва должна быть предѣльно большой передъ Богомъ и передъ своей совѣстью. Сдѣлаемъ Братство мощнымъ матеріально, могущественнымъ, способнымъ на всякое большое дѣло для спасенія Руси. Довѣряя эту казну, ея храненіе, собираніе и расходы на дѣло Братства нашему церковному управленію и нашему Первоіерарху, мы должны помнить, что мы эту казну собираемъ не для чужого дѣла, а для собственнаго нашего — спасенія Россіи.

Такая сплоченность — въ молитвѣ, въ послушаніи, въ жертвенности сдѣлаетъ насъ сильными и дѣйственными защитниками святого Православія, нашей Церкви и нашей Родины отъ ихъ враговъ.

Молитва, послушаніе, защита Церкви и вѣрность Ей — это то немногое, что включается въ обязанность всѣхъ членовъ Братства и что дѣлаетъ организацію Братства Святой Христовой Руси крѣпкой, могучей силой.

Поймите, Русскіе люди, что мы должны быть сильными организаціей и дѣйствіемъ, чтобы устоять противъ организованной силы, борющейся противъ нашей святыни во всеоружіи зла и разрушенія.

И только вооруженное христіанской идеей наше Братство есть дѣйствительный противовѣсъ большевицкой партіи съ ея богоборной марксистской идеей. Никто до сего времени не занялъ въ противобольшевицкой борьбѣ нашего мѣста и занять не можетъ. Только православно-христіанское міровоззрѣніе и міроустроеніе есть подлинное и дѣйствительное, полное и всестороннее уничтоженіе большевицкаго зла.

Наше возглавленіе:

Къ архипастырямъ — епископамъ русскаго разсѣянія устремлены взоры всей эмиграціи. Нѣтъ у насъ болѣе высокаго верховнаго союза, стоящаго дѣйствительно надъ всей эмиграціей въ то время, когда она такъ нуждается въ духовномъ руководительствѣ. У кого этого руководительства искать, кромѣ какъ у свѣтильниковъ Церкви Христовой. Какое воз/с. 47/главленіе эмиграціи возможно еще, когда Соборъ Архіеереевъ уже дѣйствительно ее объединяетъ и возглавляетъ. И болѣе реальнымъ объединяющимъ, широкимъ и всеобщимъ центромъ и началомъ для духовныхъ, свѣтскихъ, военныхъ и гражданскихъ людей, центромъ идейнымъ и практическимъ, никто въ эмиграціи не обладаетъ. Осталось только осознать это единство около Собора епископовъ, и они дадутъ намъ возможность это осознать. Пусть они возьмутъ насъ и руководятъ нами, ведутъ насъ по доброму пути нашего личнаго и всеобщаго спасенія и спасенія нашей Родины. Русскіе люди довѣряютъ себя имъ, какъ духовные дѣти довѣряютъ своимъ духовнымъ отцамъ и старцамъ, зная что ими руководитъ Богъ, вся устрояющій на пользу.

Въ этотъ священный Владимірскій годъ, когда Богъ соединилъ всѣхъ Русскихъ людей въ Священномъ Соборѣ, гдѣ водимые Духомъ Святымъ, мы вѣрующимъ сердцемъ и разумомъ сознаемъ и уясняемъ себѣ наши задачи передъ Богомъ, передъ Церковью, передъ нашей совѣстью, передъ Родиной и другъ передъ другомъ, мы въ этотъ священный моментъ должны горячо помолиться Богу и начать дѣло нашего объединенія и труда въ Братствѣ Святой Христовой Руси, въ великомъ Братствѣ всей Русской эмиграціи.

Молитвенно преклоняясь передъ именемъ святого кн. Владиміра, Равноапостольнаго основателя Православной Руси, мы знаемъ, что онъ ждетъ отъ насъ завершенія и возстановленія его дѣла, столь нынѣ разрушеннаго, и мы обязаны взять, мы не имѣемъ права отказаться принять это святое дѣло на себя.

Да поможетъ намъ Богъ и святой нашъ Просвѣтитель.

Аминь.

Протопресвитеръ А. Шабашевъ — считая предложеніе Владыки Нестора вполнѣ яснымъ и явно отвѣчающимъ общему настроенію, предлагаетъ ограничить выступленія членовъ Собора по одному за и противъ этого проэкта.

Архимандритъ Серафимъ — указываетъ, что просвѣтительно-миссіонерскій Отдѣлъ внесъ рѣшеніе о признаніи журнала «Православная Русь» органомъ Зарубежной Церкви. Проэктъ Высокопреосвященнаго Нестора имѣетъ въ виду созданіе особаго печатнаго органа Братства. Надо рѣшить закрывать ли «Православную Русь» или издать новый Общецерковный журналъ. По его мнѣнію лучше всего часть «Православной Руси» предоставить Братству. Послѣднее могло бы распространять церковную литературу.

Н. М. Милорадовичъ — считаетъ, что Братство окажетъ помощь приходамъ. Надо сплотить вѣрныхъ, преданныхъ Церкви людей. Братство должно быть создано при всѣхъ приходахъ. Что касается «Православной Руси», то нужно всячески поддерживать этотъ полезный журналъ.

/с. 48/ К. Н. Николаевъ — проситъ обратить вниманіе на то, что Св. Владимірское Братство уже существуетъ при Архіерейскомъ Синодѣ. Каковы будутъ взаимоотношенія обоихъ этихъ Братствъ? Предпочтительно именовать Братство «Святая Русь».

Архіепископъ Несторъ — разъясняетъ, что образованное 4 года тому назадъ Св. Владимірское Братство не привилось. Его и надо преобразовать. Имѣются и другія Братства, посвященныя Святымъ и они будутъ существовать параллельно съ намѣчаемымъ Братствомъ. Онъ поддерживаетъ названіе Христова Святая Русь: Церковь и Россія распинаются 20 лѣтъ. Названіе Христова этому вполнѣ и отвѣчаетъ.

В. А. Розовъ — говоритъ, что проэктъ имѣетъ въ виду открытіе Братства подъ руководствомъ приходскихъ священниковъ. Въ Загребѣ же нѣтъ русскаго прихода, живутъ же тамъ 840 русскихъ людей. Надо въ такихъ случаяхъ руководство Братствомъ поручать мірянамъ.

Архіепископъ Несторъ — разъясняетъ, что въ такихъ мѣстностяхъ руководителями могутъ быть Епархіальные миссіонеры.

Графъ П. Н. Апраксинъ — предлагаетъ утвердить предложеніе Владыки Нестора. Въ дальнѣйшемъ неизбѣжно развитіе устава, перемѣнами въ него вносимыми. Соборъ не можетъ останавливаться на подробностяхъ. Нельзя предсказать, какъ разовьются отдѣлы Братства — въ однихъ мѣстахъ они разростутся, въ другихъ замрутъ. Когда явится возможность изданія печатнаго органа Братства, тогда возникнетъ вопросъ о необходимости согласованія его съ другими церковными журналами.

Князь В. В. Голицынъ — подтверждаетъ заявленіе В. А. Розова о положеніи русскихъ въ Загребѣ безъ собственной церкви. Онъ полагаетъ, что въ мѣстахъ, гдѣ нѣтъ приходовъ, руководить Братствомъ будутъ Епархіальные Архіереи.

А. И. Соколовъ — поддерживаетъ предложеніе Владыки Нестора. Что касается Загреба, гдѣ онъ живетъ, то тамошніе русскіе люди сумѣютъ найти связь со священникомъ. Онъ предлагаетъ прекратить пренія по этому вопросу.

Священникъ В. Ильенко — говоритъ, что молитва о Россіи не нова. Въ «Православной Руси» была напечатана прекрасная, приближающаяся къ Іисусовой молитвѣ, составленная Іеромонахомъ Михаиломъ. Она лучше молитвы, предложенной Архіепископомъ Несторомъ. Сомнѣвается онъ въ возможности одновременной молитвы и указываетъ, что такой способъ молитвъ напоминаетъ католическій. Въ маленькихъ приходахъ врядъ ли удастся создать Братства. Молитвѣ за Россію онъ придаетъ большое значеніе. Это тотъ нервъ, который живъ и воспріимчивъ. Начавъ съ этой молитвы, мы научимся молиться за близкихъ и за себя.

Протоіерей Б. Молчановъ — увѣренъ, что принципіально никто не можетъ возразить противъ доложеннаго проэкта, /с. 49/ но что даетъ онъ практически? Предусмотрѣнное имъ имѣется уже въ приходскомъ уставѣ, въ нашемъ церковномъ быту. Іерархическій строй тоже существуетъ, и внѣ Братства. Всѣ силы надо направить на улучшеніе уже существующаго.

Архіепископъ Несторъ. — Многое существуетъ, но не исполняется. Надо дать новый толчекъ объединиться, создать центръ подъ покровительствомъ іерарховъ. Внѣ Церкви — несогласіе и раздоры.

Графъ П. Н. Апраксинъ — говоритъ, что скептицизмъ лучшее средство остановить любое хорошее начинаніе. Но вѣра не можетъ быть связана со скептицизмомъ. Или скептицизмъ, или вѣра и дерзаніе. Важна приходская жизнь, но ее нужно усиливать, въ особенности въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ намъ, русскимъ, приходится жить среди католиковъ и протестантовъ. Братство необходимо. Не дѣло Собора обсуждать текстъ молитвъ. Вѣроятно Высшая Церковная Власть внесетъ измѣненія въ уставъ. Соборъ можетъ Братство учредить съ тѣмъ, чтобы уставъ былъ окончательно утвержденъ Архіерейскимъ Синодомъ.

Его Высочество Князь Сергѣй Георгіевичъ Романовскій, Герцогъ Лейхтенбергскій — считаетъ уставъ Братства превосходнымъ и высказывается за принятіе предложенія Архіепископа Нестора. Его Высочество высказывается за развитіе прекрасныхъ положеній изложенныхъ Владыкой. Нужно составить особое положеніе, бытовой Православный Уставъ, удѣливъ вниманіе вопросу о должномъ воспитаніи молодежи. Надо помнить что русскости внѣ Православія не существуетъ.

Протоіерей Б. Молчановъ — считаетъ необходимымъ вновь указать на трудность практическаго осуществленія Братства. Ему слѣдовало бы поставить узкія, практическія задачи.

Священникъ М. Ессенскій — считаетъ, что самая жизнь должна разрѣшить вопросъ о цѣлесообразности учрежденія Братства.

Его Высокопреосвященство Митрополитъ Анастасій — указываетъ, что во время происходившихъ преній многое основано было на недоразумѣніи. Не учитывалось, что намѣчаемое Братство не подходитъ къ типу существующихъ уже Братствъ. Новое Братство стремится найти лучшихъ, преданныхъ людей, указать имъ вѣрное церковное русло. Мы видимъ въ данномъ случаѣ стремленіе создать порывъ и вдохновеніе, найти отзвукъ отовсюду. Намѣченъ путь нравственнаго очищенія и подвига. Намѣчается организація орденскаго характера, не захватывающая широкія массы. Правъ о. Архимандритъ Нафанаилъ. Нынѣ особенное время: годъ Св. Князя Владиміра, близятся важныя событія въ Россіи, намъ еще яснѣе Ея страданія. Русло долженъ найти такой авторитетный органъ, какъ Соборъ, жизнь же опредѣлитъ дальнѣйшее.

/с. 50/ Постановлено: Соборъ въ принципѣ признаетъ необходимымъ открытіе Братства Святой Христовой Руси имени Св. Князя Владиміра, предоставляя Архіерейскому Синоду детально разсмотрѣть уставъ и сдѣлать необходимыя, зависящія отъ него распоряженія.

IV. Слушали: докладъ Протоіерея Іоанна Сокаля: «Просвѣтительная и общественная дѣятельность духовенства, воспитаніе молодежи».

I. Богослужебно-просвѣтительная дѣятельность.

Условія бѣженской жизни внѣ территоріи своей Родины и отсутствіе по мѣстамъ своихъ русскихъ учебныхъ заведеній выдвигаютъ на первый планъ руководящую роль Церкви и придаютъ особое значеніе просвѣтительной и общественной дѣятельности духовенства. Эта дѣятельность можетъ проявляться какъ въ богослужебной обстановкѣ, такъ и внѣ ея. Принимая во вниманіе вліяніе богослуженія на выработку міровоззрѣнія и на укрѣпленіе дисциплины, какъ въ жизни отдѣльной личности, такъ и всего христіанскаго общества, необходимо придавать богослуженію такую содержательность и такое видимое внѣшнее благолѣпіе, какія требуются церковнымъ уставомъ. Уставность богослуженія должна простираться не только на исполненіе указаннаго содержанія данной службы, но и на проведеніе всего годичнаго круга въ возможно большей полнотѣ, не ограничиваясь одними лишь воскресными днями и двунадесятыми праздниками.

Полный церковно-богослужебный кругъ содержитъ въ себѣ всю христіанскую идеологію, состоящую изъ догматическихъ истинъ творенія, промышленія, искупленія, спасенія и суда; вотъ почему христіанинъ, прослушавшій всѣ службы въ теченіе нѣсколькихъ лѣтъ, и безъ школы можетъ усвоить себѣ христіанское міровоззрѣніе въ точности и возможной полнотѣ. Національное чувство возгрѣвается богослуженіемъ въ нарочитые дни русскихъ угодниковъ, которыхъ необходимо праздновать съ особой торжественностью и благолѣпіемъ. Соединеніе христіанскаго міровоззрѣнія съ національнымъ чувствомъ является основной задачей просвѣтительной дѣятельности духовенства, которое, черезъ уставное богослуженіе, могло бы сохранить русскихъ людей въ православной вѣрѣ и воспитать въ національномъ русскомъ духѣ.

Помимо уставности, эта задача можетъ выполняться еще при помощи проповѣдей, вечернихъ акаѳистовъ и раздачи спеціальныхъ брошюръ и листковъ.

Проповѣдь есть составная и посему необходимая часть богослуженія. Она своимъ предметомъ должна имѣть разъясненіе содержанія даннаго богослуженія въ его цѣломъ, а не толкованіе только отдѣльной его части въ видѣ или евангельскаго или апостольскаго чтенія или одного литургиче/с. 51/скаго смысла и значенія, а тѣмъ болѣе недопустимо — предметовъ, не имѣющихъ непосредственной связи съ даннымъ богослуженіемъ или вопросовъ на злобу дня, если предварительно не будетъ объясненъ смыслъ даннаго богослуженія. Проповѣдь только тогда будетъ удовлетворять своему назначенію, когда уяснить молящимся тотъ смыслъ богослуженія, какой вложила въ него Св. Церковь въ связи съ общимъ годичнымъ богослужебнымъ кругомъ.

Причемъ нужно имѣть въ виду, что догматическое, литургическое и нравственное значеніе даннаго богослуженія лучше всего выяснять за литургіей, а историческую и патрологическую часть — за время вечернихъ акаѳистовъ. Эта просвѣтительная дѣятельность будетъ имѣть гораздо большій успѣхъ, если будетъ сопровождаться раздачей небольшихъ брошюръ или листковъ вродѣ Почаевскихъ или — Троицко-Сергіевской Лавры. Совершенной формой проповѣди является живое слово, но въ тѣхъ случаяхъ, гдѣ это невозможно, лучше замѣнять плохой экспромтъ чтеніемъ готовыхъ образцовъ изъ сборниковъ святоотеческой литературы.

II. Просвѣтительная дѣятельность внѣ богослуженія.

Внѣбогослужебная просвѣтительная дѣятельность можетъ проявляться въ чтеніи лекцій, организаціи торжественныхъ собраній, хоровъ, библіотекъ, читаленъ и черезъ визитаціи.

Лекціи лучше всего вести въ систематической формѣ толкованія Св. Писанія, объясненія богослуженія, жизнеописанія святыхъ, изложенія церковно-историческихъ событій, изъясненія догматическихъ и нравственныхъ истинъ и — вопросовъ апологетическихъ и миссіонерскихъ. Систематическое чтеніе постепенно увлекаетъ слушателей, усугубляетъ интересъ къ предмету и даетъ возможность основательнѣе ознакомиться съ содержаніемъ предмета. Во избѣжаніе однообразія необходимо участіе двухъ лекторовъ для параллельнаго чтенія по двумъ областямъ, напримѣръ: по Св. Писанію и литургикѣ, по церковной исторіи и апологетикѣ, по патрологіи и нравственному богословію и т. п. При наличіи одного лектора необходимо принятую систему разнообразить иногда чтеніемъ по такимъ вопросамъ, которые въ данный моментъ больше всего интересуютъ слушателей.

Въ день памяти національныхъ святыхъ или значительныхъ церковно-историческихъ событій необходимо устраивать торжественныя собранія, предваряемыя особымъ молебномъ или акаѳистомъ. На такихъ собраніяхъ можетъ выступать нѣсколько лекторовъ мѣстныхъ или спеціально приглашенныхъ для всесторонняго освѣщенія даннаго событія и для того, чтобы придать ему особо торжественный характеръ. Чтенія могутъ чередоваться съ пѣснопѣніями, исполняемыми /с. 52/ хоромъ, а если такового нѣтъ, то и самими слушателями въ формѣ общаго пѣнія извѣстныхъ всѣмъ молитвъ.

Торжество всякаго событія особенно усугубляется хорошимъ пѣніемъ, для этого необходимо духовенству приложить стараніе къ организаціи хора; основой для такового можетъ послужить церковный хоръ черезъ привлеченіе къ нему возможно большаго количества лицъ или черезъ соединеніе съ нимъ другихъ существующихъ хоровъ.

Просвѣтительная дѣятельность невозможна безъ наличія соотвѣтствующей литературы, посему необходимо духовенству позаботиться объ организаціи при церкви особыхъ библіотекъ и читаленъ съ подборомъ книгъ богословскаго содержанія. Въ виду отсутствія необходимыхъ средствъ, можно просить прихожанъ пожертвовать каждому по одной книгѣ, а затѣмъ ежегодно отчислять изъ церковныхъ суммъ на пополненіе библіотеки соотвѣтственно выработанному заранѣе списку.

Трудность пріобрѣтенія книгъ можетъ быть облегчена изданіемъ дешевыхъ брошюръ или листковъ; для этой цѣли необходимо при церкви имѣть небольшой издательскій фондъ, на средства котораго можно было бы постепенно печатать брошюры и листки богословскаго содержанія, пріобрѣтать для продажи иконы, Евангелія и крестики. Распространеніе богословскихъ брошюръ и листковъ особенно необходимо среди бѣднаго народонаселенія, а также и въ больницахъ среди больныхъ.

Особое значеніе въ просвѣтительной дѣятельности духовенства могутъ имѣть визитаціи или посѣщеніе домовъ своихъ прихожанъ. Эти посѣщенія могутъ бытъ приноровлены къ обычнымъ освященіямъ домовъ, совершаемымъ въ Рождественскомъ и Великомъ посту, а еще лучше нарочито, ради духовнаго окормленія. Таковыя посѣщенія знакомятъ пастыря съ интимной жизнью паствы, духовно сближаютъ съ нимъ и располагаютъ къ довѣрію къ нему. Это довѣріе обуславливаетъ успѣхъ вліянія пастыря на пасомыхъ и даетъ ему возможность духовно ихъ назидать и просвѣщать соотвѣтственно потребностямъ каждаго изъ нихъ.

III. Общественная дѣятельность.

Общественная дѣятельность духовенства можетъ проявляться черезъ его участіе въ церковно-общественной и національно-политической жизни своей паствы. Пастырь является духовнымъ руководителемъ жизни пасомыхъ и не одна изъ сторонъ жизни не должна оставаться безъ его руководства. Самъ онъ долженъ имѣть опредѣленное христіанское міровоззрѣніе и ясное представленіе о томъ, какъ должна строиться жизнь, чтобы ею прославлять Господа и достигать спасенія. Это міровоззрѣніе онъ долженъ проводить не только въ лич/с. 53/ную, но и въ общественную и государственную жизнь своей паствы. Онъ долженъ указать основы для жизни и идеалъ для стремленій, само же строительство предоставлять паствѣ, но работу ея провѣрять соотвѣтствіемъ ея указаннымъ основамъ и идеалу христіанской жизни. Нравственный критерій долженъ быть постояннымъ регулятивнымъ принципомъ всякаго общественнаго начинанія, и то, что не соотвѣтствуетъ ему, съ точки зрѣнія православнаго христіанина, должно быть устраняемо, какъ несовершенное и замѣняемо другимъ, болѣе положительнымъ и совершеннымъ. Вліяніе пастыря на общественную жизнь можетъ практически осуществляться черезъ открытіе церковныхъ братствъ и участіе и поддержку національно-патріотическихъ организацій. Всякая частная иниціатива оживляетъ дѣятельность и привлекаетъ большее количество участниковъ для общественной работы. Нужно только, чтобы пастырь слѣдилъ, чтобы принципы этихъ обществъ соотвѣтствовали христіанскому міровоззрѣнію и дѣятельность ихъ согласовалась съ церковно-православнымъ пониманіемъ жизни.

Необходимо имѣть въ виду, что почти всѣ современныя общественно-политическія организаціи основаны не на христіанскомъ міровоззрѣніи и совершенно чужды церковно-православнаго духа. Задача духовенства — христіанизировать эти общества и оправославить ихъ; эта просвѣтительная работа имѣла бы огромное вліяніе на духовное перерожденіе всего русскаго интеллигентнаго общества, въ большинствѣ усвоившаго протестантское міровоззрѣніе и уклонившагося отъ православнаго уклада жизни. Теперь всюду проповѣдуется христіанство безъ Церкви, Церковь безъ преемственнаго священства и религія безъ обрядовъ. Духовенству необходимо внушить русскому обществу мысль, что христіанство и православіе понятія адекватныя, что истинное христіанство только въ православіи, что тамъ, гдѣ нѣтъ православія, нѣтъ и христіанства, а только ересь и секта, что проповѣдь современныхъ экуменистовъ и интерконфессіоналистовъ, хотя и прикрывается побужденіями якобы христіанской любви, на самомъ же дѣлѣ есть результатъ отступленія отъ православія, а посему — и измѣна истинному христіанству. Во избѣжаніе сего необходимо поддерживать въ русскомъ обществѣ тотъ укладъ жизни, который предписываетъ Православная Церковь, который сохраняютъ еще наши иноки въ обителяхъ и подвижники въ монастыряхъ. Съ этой цѣлью необходимо устраивать паломничества въ ближайшіе монастыри для поклоненія св. мощамъ угодниковъ Божіихъ и чудотворнымъ иконамъ. Освящая себя духомъ благодати, паломники будутъ убѣждаться въ необходимости и для нихъ того уклада жизни, который черезъ подвижничество приводитъ къ святости, даетъ миръ и радость о Господѣ. Черезъ измѣненіе уклада жизни легче будетъ паствѣ усвоить и то православное міровоззрѣніе, которое создало и эту подвижническую жизнь.

/с. 54/

IV. Воспитаніе молодежи.

Просвѣтительная дѣятельность духовенства должна быть направлена прежде всего на молодежь; для этого необходимо использовать условія какъ внѣшкольной, такъ и школьной жизни. Вліяніе священника на молодежь должно начинаться еще съ дѣтскаго возраста. При посѣщеніи домовъ необходимо внушать родителямъ мысль, что дѣти — это даръ Божій, надѣленный жизнью по благословенію Божію, что ангелы хранители ихъ «выну видятъ лице Отца ихъ небеснаго» и ходатайствуютъ за нихъ передъ Богомъ, что «горе тому, аще кто соблазнитъ единаго отъ малыхъ сихъ»; посему необходимо относиться къ нимъ, какъ къ Божьему достоянію и быть готовымъ дать отвѣтъ за нихъ передъ Господомъ. Дѣтская душа всегда стремится къ Богу, поэтому не надо препятствовать дѣтямъ посѣщать церковь, выстаивать всю службу, часто причащаться св. Таинъ, цѣловать иконы, ставить самимъ свѣчи и имѣть общеніе со священникомъ. Еще съ дѣтства надо пріучать ихъ къ молитвенному общенію съ Богомъ и разумно удовлетворять всѣ религіозныя потребности дѣтскаго духа. Нужно помнить, что развитыя въ дѣтствѣ религіозныя стремленія оказываютъ вліяніе на всю жизнь. Впечатлѣнія, полученныя въ дѣтскіе годы, часто опредѣляютъ призваніе человѣка къ тому или иному пути жизни. Данныя статистики свидѣтельствуютъ, что одна изъ главныхъ причинъ безбожія — это отсутствіе религіознаго воспитанія въ дѣтствѣ. Посему, оказывая вліяніе на дѣтей черезъ родителей, священникъ и въ непосредственномъ общеніи съ ними долженъ проявить особую любовь, нѣжность, ласку. Нужно дать почувствовать дѣтямъ всю искренность и теплоту своего сердца и никогда не пройти мимо, не обративъ на нихъ вниманія и не приблизивъ ихъ къ себѣ.

При всякой встрѣчѣ съ дѣтьми священникъ долженъ поинтересоваться, молятся ли они дома Богу, знаютъ ли [какъ] креститься и посѣщаютъ ли св. церковь. Хорошо, если священникъ сможетъ оставить дѣтямъ какое-либо вещественное напоминаніе о своемъ пребываніи, напр., крестикъ, иконку, просфору или, для старшаго возраста, молитвенникъ или евангеліе.

Полезно было бы хотя одинъ день въ году устраивать дѣтскій праздникъ для распространенія въ обществѣ идеи необходимости религіознаго воспитанія дѣтей, а также организовать праздничныя собранія, на которыхъ дѣтямъ можно было бы разсказать о событіяхъ изъ религіозно-нравственной и національной жизни. Эти собранія могли бы сопровождаться туманными картинами и оживляться общимъ пѣніемъ извѣстныхъ имъ молитвъ.

Школьный возрастъ преимущественно подлежитъ вліянію законоучителя. Здѣсь главная забота о созданіи среди учебнаго персонала такого настроенія, которое приближало /с. 55/ бы учащихся къ Богу и жизни религіозной. Совершенно недопустимо, чтобы кто либо изъ учителей внушалъ дѣтямъ мысли, подрывающія основы христіанскаго міровоззрѣнія; на это обстоятельство должно обратить вниманіе все духовенство во главѣ съ епископомъ и родительскимъ комитетомъ и поддержать законоучителя въ его заботѣ о сохраненіи дѣтей отъ соблазна. Самъ же законоучитель можетъ парализовать такое вліяніе благоговѣйнымъ церковнымъ богослуженіемъ, внѣшкольными собесѣдованіями, организаціей религіозныхъ кружковъ съ чтеніемъ рефератовъ и публичными диспутами на религіозныя темы. Въ качествѣ вспомогательнаго средства должна быть подобрана въ ученической библіотекѣ соотвѣтствующая литература. Особо развитыхъ духовно юношей надо приближать къ Церкви черезъ допущеніе ихъ къ прислуживанію за богослуженіемъ, къ посѣщенію тяжко больныхъ и помощи бѣднымъ и нуждающимся.

Молодежь старшаго возраста также должна быть предметомъ особаго вниманія со стороны духовенства. Этому возрасту свойственъ критицизмъ и сомнѣніе, желаніе во всемъ самому убѣдиться и найти научное обоснованіе. Общеніе со студенческой молодежью возможно главнымъ образомъ на почвѣ чисто научнаго обмѣна мнѣній по интересующимъ вопросамъ. Лекціи подобнаго рода могутъ быть устраиваемы въ студенческихъ общежитіяхъ на темы по преимуществу апологетическаго характера; въ концѣ лекцій необходимо устраивать собесѣдованія, чтобы вызвать большій интересъ и оживленіе, а вмѣстѣ съ тѣмъ и опредѣлить, какой вопросъ долженъ служить предметомъ для содержанія слѣдующей лекціи. Студентамъ, проявившимъ особый интересъ, можно порекомендовать списокъ книгъ по интересующимъ ихъ вопросамъ. Лучше всего, если бы удалось организовать среди нихъ богословскій кружокъ, который составилъ бы кадръ постоянныхъ слушателей и тѣмъ далъ бы возможность вести лекціи въ опредѣленной системѣ. Помимо чисто научнаго общенія, пастырю необходимо ближе познакомиться съ жизнью каждаго въ отдѣльности студента, принять участіе въ его скорби и нуждѣ, если нужно, то матеріально помочь и духовно поддержать; особенно же нужно посѣщать больныхъ студентовъ, такъ какъ въ этомъ состояніи они чувствуютъ свое одиночество и легче поддаются доброму вліянію навѣщающаго ихъ пастыря. Въ крещенскіе дни необходимо освящать ихъ общежитія, а на Рождество и Пасху посѣщать ихъ съ молитвой. Вообще же необходимо ихъ любить, и эту любовь они почувствуютъ въ искренности отношеній и станутъ друзьями священника; эта дружба ихъ духовно сблизитъ съ нимъ и расположитъ къ воспріятію духовнаго руководства. Пользуясь такимъ расположеніемъ къ себѣ, пастырь долженъ пріучить ихъ къ молитвѣ, къ посѣщенію богослуженій и къ исполненію христіанскаго долга покаянія и причастія св. Таинъ. Если /с. 56/ въ городѣ нѣтъ студенческаго общежитія, то священнику необходимо воспользоваться собраніемъ молодежи въ разныхъ кружкахъ и организаціяхъ, а если и таковыхъ нѣтъ, то постараться самому организовать студенческій кружокъ любителей духовнаго просвѣщенія и продолжать работу съ ними для оказанія соотвѣтствующаго духовно-воспитательнаго вліянія. Нужно помнить, что молодежь скромна и стыдлива и всегда хочетъ быть искренней и правдивой. Она стѣсняется въ проявленіи своихъ религіозныхъ чувствъ, боясь, какъ бы не заподозрѣли ее въ лицемѣріи и фарисействѣ, нужно очень осторожно подходить къ опредѣленію ея религіозности и, не смущаясь внѣшней ея сдержанностью, съ любовью насаждать въ душѣ ея сѣмена вѣры, которыя съ помощью Божіею дадутъ плодъ во время свое.

Выводы:

1. По вопросу о богослужебно-просвѣтительной дѣятельности:

Обратить исключительное вниманіе на религіозно-воспитательное значеніе богослуженія и всегда совершать его уставно, благолѣпно и возможно чаще.

2. По вопросу о внѣбогослужебной дѣятельности:

Рекомендовать духовенству устройство лекцій, торжественныхъ собраній, хоровъ, библіотекъ, читаленъ и возможно частое посѣщеніе домовъ своихъ пасомыхъ.

3. По вопросу объ общественной дѣятельности:

Содѣйствовать открытію братствъ, принимать участіе въ національно-патріотическихъ организаціяхъ и устраивать паломничества для поклоненія святынямъ.

4. По вопросу о воспитаніи молодежи:

Обратить особое вниманіе на развитіе религіозности въ душѣ молодежи, содѣйствовать этому сначала черезъ вліяніе на родителей, а затѣмъ черезъ непосредственное общеніе съ нею силою своего моральнаго авторитета и церковно-религіознаго просвѣщенія.

Пренія по сему докладу переносятся въ слѣдующее засѣданіе.

Собраніе закрывается въ 8 час. вечера пѣніемъ молитвы «Достойно есть».

Источникъ: Дѣянія Второго Всезарубежнаго Собора Русской Православной Церкви заграницей съ участіемъ представителей клира и мірянъ, состоявшагося 1/14 – 11/24 августа 1938 года въ Сремскихъ Карловцахъ въ Югославіи. — Бѣлградъ: Типографія «Меркуръ», 1938. — С. 35-56.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.