Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 13 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Исторія Русской Православной Церкви Заграницей

Второй Всезарубежный Соборъ РПЦЗ 1938 г.

Второй Всезарубежный Соборъ состоялся въ Сремскихъ Карловцахъ въ 1938 г., спустя 17 лѣтъ послѣ Перваго (1921 г.). Этотъ Соборъ, возглавляемый новымъ Первоіерархомъ, Блаж. Митр. Анастасіемъ (Грибановскимъ), продолжилъ созидательную работу по укрѣпленію организаціи РПЦЗ и занялся вопросами духовн. возрожденія русской паствы «въ разсѣяніи сущей», просвѣщенія дѣтей и молодежи, борьбы съ сектантствомъ и уврачеванія церковныхъ ранъ, возникшихъ въ слѣдствіи печальныхъ расколовъ внутри эмиграціи. Среди итоговыхъ документовъ II Всезаруб. Собора основополагающими явились два посланія — «Къ Русскому народу въ отечествѣ страждущему» и «Къ русской паствѣ въ разсѣяніи сущей». Въ 1-мъ посланіи Соборъ выразилъ единство со страждущимъ русскимъ народомъ, призвалъ его къ терпѣнію и упованію на милость Божію и выразилъ увѣренность въ грядущее освобожденіе Россіи отъ ига безбожниковъ. Во 2-мъ посланіи Соборъ призвалъ зарубежную паству стойко держаться св. правосл. вѣры и удаляться отъ пагубныхъ лжеученій — софіанства, теософіи, спиритизма и масонства. Соборное посланіе выразило тревогу по поводу попытокъ католиковъ расхищать чадъ Правосл. Церкви, используя для этихъ цѣлей т. н. «вост. обрядъ». Далѣе русскіе люди призывались къ покаянію въ главномъ грѣхѣ, тяготѣющимъ надъ русскимъ народомъ — въ измѣнѣ Помазаннику Божію, повлекшей за собой мученическую смерть Царской Семьи, что легло на совѣсть не только непосредственныхъ участниковъ этого злодѣянія, но и на совѣсть всѣхъ русскихъ людей... Особо подчеркивался долгъ русскаго зарубежья сохранить духовн. цѣнности Св. Руси и передать ихъ будущимъ поколѣніямъ для службы возрожденной Россіи. Соборъ созывался на территоріи Сербской Правосл. Церкви, подъ покровительствомъ Свят. Патріарха Сербскаго, который являлся почетнымъ Предсѣдателемъ Собора.

«Дѣянія Второго Всезарубежного Собора РПЦЗ 1938 г.»

ДѢЯНІЯ ВТОРОГО ВСЕЗАРУБЕЖНАГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ
съ участіемъ представителей клира и мірянъ, состоявшагося 1/14 — 11/24 августа 1938 года въ Сремскихъ Карловцахъ въ Югославіи.
(Бѣлградъ: Типографія «Меркуръ», 1939 г.).

ПРИЛОЖЕНІЯ.

I.
ПОСЛАНІЕ
Русскаго Заграничнаго Церковнаго Собора Русскому народу въ Отечествѣ страждущему.

Русскій Заграничный Церковный Соборъ Православному Русскому народу, въ Отечествѣ нашемъ страждущему, о Господѣ радоватися.

Съ такимъ апостольскимъ привѣтствіемъ обращаются къ вамъ, русскіе православные люди, живущіе въ родной намъ всѣмъ землѣ, ваши братья, въ разсѣяніи сущіе, въ лицѣ епископовъ, клириковъ и мірянъ, стекшихся со всѣхъ концовъ земли на церковный Соборъ въ Сремскихъ Карловцахъ въ Югославіи.

Лобзая васъ духомъ, мы усердно молимъ Человѣколюбца Господа, чтобы Онъ по Своей милости даровалъ вамъ «терпѣніе и утѣшеніе среди скорбей и искушеній нынѣшняго вѣка, и дабы терпѣніе ваше имѣло совершенное дѣйствіе, чтобы вы были совершенны во всей полнотѣ, безъ всякаго недостатка» (Іак. 1, 3. 4).

Промыслу Божію угодно было тяжкій крестъ возложить на рамена Русскаго народа, и никто изъ насъ не избавленъ отъ искушеній. Если вамъ указанъ жребій страдать на землѣ нашихъ отцовъ, то намъ суждено ѣсть хлѣбъ болѣзни въ чужихъ странахъ на путяхъ нашего изгнанія.

Далекія пространства, удаляющія насъ отъ нашей Родины, не отдѣлили отъ нея нашего сердца. Связанные узами неразрывной братской любви, какъ и общими, постигшими насъ скорбями и болѣзнями со всѣми вами, мы всегда носимъ въ своемъ сердцѣ нашу Распятую Матерь Россію. Преклоняясь предъ ея страстотерпческимъ подвигомъ, мы лобзаемъ ея язвы, зная, что она за всѣхъ насъ приноситъ свою великую искупительную жертву.

Отъ настоящаго ея униженія мы невольно обращаемся къ нашему славному историческому прошлому; изъ сравненія одного и другого мы видимъ всю тяжесть постигшаго насъ наказанія Божія.

/с. 682/ Господь далъ намъ въ обладаніе прекрасную землю, распространилъ ее до предѣловъ моря, умножилъ и благословилъ нашъ народъ, одарилъ его разнообразными талантами и прежде всего — добротою и широтою сердца; на самой зарѣ нашей сознательной жизни просвѣтилъ его святымъ крещеніемъ, увѣнчавъ, какъ діадемою, святымъ Православіемъ; подъ сѣнью послѣдняго увеличилась и окрѣпла наша держава, Русскій народъ сталъ однимъ изъ славнѣйшихъ и могуществѣнѣйшихъ на землѣ «Всѣ внимали ему и ожидали и безмолствовали при совѣтѣ его» (Іов. 29, 21. 22). Ему указано было стать главнымъ защитникомъ Православной Церкви во всемъ мірѣ, покровителемъ всѣхъ слабыхъ и угнетенныхъ, утвержденіемъ порядка, мира и правды на землѣ.

Но вотъ Вседержитель дохнулъ на него гнѣвомъ Своимъ, низвергъ его съ высоты на землю, и онъ лежитъ нынѣ поверженный во прахъ, «пресыщенный», подобно Іову, «униженіемъ и горестями» (Іов. 9, 18). Во гнѣвѣ Своемъ Господь «отвергъ царя и священника» (Пл. Іер. 2, 6) и не пощадилъ самого «святилища Своего», предавъ въ руки враговъ наши св. храмы и другія святыни. Язычники пришли въ наслѣдіе Божіе, осквернили Храмъ Святой Его, Іерусалимъ — превратили въ развалины, трупы рабовъ Божіихъ отдали въ снѣдѣніе птицамъ небеснымъ и пролили кровь ихъ какъ воду». «Мы сдѣлались посмѣшищемъ у сосѣдей нашихъ, поруганіемъ у окружающихъ насъ» (Пс. 78, 1-4). Враги наши «свищутъ и скрежещутъ зубами, говоря: поглотили мы его, только этого дня и ждали мы, дождались, увидѣли» (Пл. Іер. 2, 16).

И при всемъ этомъ «не отвратился еще гнѣвъ Его отъ насъ и рука Его высока» (Ис. 9, 21).

За что же постигла нашу землю столь тяжелая небесная кара? —

«За недостатокъ вѣдѣнія» — отвѣчаетъ намъ ветхозавѣтный пророкъ (Oc. IV, 6).

За то, что мы легкомысленно сѣяли вѣтеръ, забывая, что изъ него родится буря; за то, что сами колебали храмину, въ которой жили цѣлое тысячелѣтіе, не думая о томъ, что она можетъ похоронить насъ подъ своими развалинами, за то, что «мы глубоко упали и развратились» (Ос. 9, 9), забывъ то высшее призваніе, какое указалъ намъ Богъ и не устояли въ истинѣ и правдѣ жизни, которая была открыта намъ яснѣе, чѣмъ какому-либо другому народу на землѣ.

За сіе послалъ намъ Господь «дѣйствіе заблужденія, чтобы мы повѣрили лжи» (2 Сол. 2, 11), и Русскій народъ дѣйствительно повѣрилъ ей, прельстившись обманчивыми мечтами о земномъ раѣ, обѣщанномъ ему коммунистами. Послѣ двадцатилѣтняго владычества большевиковъ нынѣ уже весь міръ знаетъ всѣ мнимыя блага этого рая: послѣдній сталъ притчею во языцѣхъ. Рай, изъ котораго слышится лязгъ цѣпей, гдѣ милліоны людей томятся въ узахъ, въ темницахъ, /с. 683/ въ концентраціонныхъ лагеряхъ — этихъ расширенныхъ тюрьмахъ, наполненныхъ такимъ количествомъ лицъ разнаго званія и возраста, что они почти не поддаются исчисленію. Рай, гдѣ множество другихъ изнемогаетъ подъ бременемъ непосильныхъ египетскихъ работъ, проклиная насильственный трудъ, лишенный радости и творчества; рай, гдѣ цвѣтущая, текущая млекомъ и медомъ страна превратилась въ пустыню, гдѣ холодъ и голодъ стали обычными спутниками жизни; рай гдѣ потоками льется невинная кровь, откуда несутся вопли, стоны и скрежетъ зубовъ; рай, гдѣ всѣ обречены на равенство нищеты и безправія и гдѣ, вмѣсто братства, царитъ звѣриная злоба и ненависть; рай, въ которомъ никто не довѣряетъ другъ другу, ни одинъ человѣкъ не чувствуетъ себя въ безопасности, будь онъ въ городѣ, въ деревнѣ и даже въ собственной семьѣ, гдѣ развращенные дѣти предаютъ часто собственныхъ родителей; рай, гдѣ внѣшнія достиженія технической культуры только оттѣняютъ внутреннюю пустоту и безсмысленность общей жизни, гдѣ давно увяла радость, и самые праздники превратились въ плачъ и сѣтованіе; рай, гдѣ скована самая мысль, которая, какъ и слово, не вяжется по самой своей природѣ, гдѣ насилуется религіозная совѣсть, осквернена и поругана всякая святыня, и чрезъ то отнято у людей послѣднее утѣшеніе, какое у нихъ осталось; рай, гдѣ брошенные безпризорные дѣти бродятъ по улицамъ большихъ городовъ, какъ въ пустынѣ, отравленные ядомъ всѣхъ пороковъ и преступленій и вырывая, какъ звѣри, изъ чужихъ рукъ хлѣбъ, чтобы не умереть съ голоду; рай, откуда духъ безбожія, вражды, ненависти, лжи и всякаго духовнаго растлѣнія распространяется по всему міру; рай, соприкосновенія съ которымъ боятся всѣ народы, считая его очагомъ разлагающей нравственной заразы; рай, обитатели котораго, подобно Іову, должны проклинать день своего рожденія и стремятся убѣжать изъ него при первой возможности, какъ изъ огня, или тюрьмы; рай, гдѣ множество юныхъ прекрасныхъ жизней пресѣкаются самоубійствомъ, внушеннымъ безысходнымъ отчаяніемъ, — этотъ рай поистинѣ достоинъ скорѣе наименованія ада, и онъ не можетъ быть ничѣмъ другимъ, ибо созданъ безъ Бога и даже противъ Бога. Онъ воздвигнутъ на костяхъ 30 милліоновъ лучшихъ русскихъ людей, составлявшихъ цвѣтъ нашего народа. Міръ еще не видѣлъ такихъ человѣческихъ гекатомбъ, вознесенныхъ на алтарь отвлеченной фанатической доктрины, явно доказавшей свою несостоятельность.

Когда въ 1847 г. вышелъ «Коммунистическій Манифестъ», составленный Марксомъ и Энгельсомъ и притязавшій на то, чтобы стать новымъ евангеліемъ для человѣчества, онъ увлекъ за собою многихъ энтузіазмомъ вложенной въ него вѣры въ скорое преображеніе міра, въ наступленіе истиннаго «царства свободы», въ которомъ не будетъ эксплоатаціи и угнетенія /с. 684/ бѣдныхъ тружениковъ со стороны жестокосердыхъ богачей, гдѣ осуществлена будетъ полная гармонія личности и общества, гдѣ какимъ то образомъ произойдетъ обновленіе самого освобожденнаго человѣка, который станетъ не только самодовлѣющимъ, но и совершеннымъ, гдѣ народы раскуютъ мечи свои на орала и копья свои на серпы, чтобы навсегда забыть кровопролитныя войны, гдѣ не будетъ существовать болѣе разныхъ общественныхъ классовъ и даже самого государства. Осуществленіе этихъ подлинно почти религіозныхъ пророческихъ обѣтованіе возлагается на пролетаріатъ, коему К. Марксъ придаетъ мессіанское значеніе. Романтизмъ, идеализмъ и матеріализмъ, предчувствія и гаданія вѣры и научный раціонализмъ, утопическая революціонность и приспособленіе къ существующимъ условіямъ политической и соціальной жизни, съ цѣлью ихъ постепеннаго улучшенія обычнымъ эволюціоннымъ путемъ, миръ и благоволеніе среди человѣковъ и классовая злоба и ненависть — все это страннымъ образомъ сочеталось въ марксизмѣ. Потребовалось немного времени, чтобы эти противорѣчія вскрылись со всею очевидностью, и нынѣ онъ, несомнѣнно, переживаетъ глубокій кризисъ. Изъ среды убѣжденныхъ и авторитетныхъ соціалистовъ раздаются голоса, осуждающіе его, какъ и цѣлостное міровоззрѣніе, покоющееся на чисто матеріалистической основѣ и дышащее духомъ злобы и разрушенія.

«Революція 17-го и послѣдующихъ годовъ, — пишетъ такой авторитетъ въ области соціализма, какъ Зомбергъ, — обозначаетъ осуществленіе, но также и конецъ марксистскаго соціализма. Современное соціалистическое движеніе ужасающе бѣдно творческими идеями и созидательною любовью. Революціи въ различныхъ странахъ обнаружили эту бѣдность: въ нихъ господствуетъ только разрушеніе и ненависть. Ни въ какое другое время на землѣ не ненавидѣли такъ много и не любили мало, какъ въ наши дни. Тамъ же, гдѣ мы спрашиваемъ о положительномъ содержаніи революціи, мы не находимъ ничего, кромѣ маммонизма и наверху и внизу».

«Школа Маркса, — говоритъ другой извѣстный соціалистъ Вильбрандтъ, — постепенно привела къ тому, что раскрылась передъ нами скудость и пустота: она привела къ изгнанію души». (Новгородцевъ, «Объ общественномъ идеализмѣ», 307, 308).

Таковъ приговоръ, произнесенный надъ марксизмомъ и современными, учеными, идеологами соціализма. Они сами должны признать, что марксизмъ опустошилъ человѣческую душу, и что онъ самъ зараженъ духомъ маммонизма, съ которымъ ожесточенно борется. И они хотятъ оживить это мертвящее ученіе животворнымъ началомъ любви, заимствуя его, очевидно, изъ вѣчнаго Евангелія Христова, откуда она донынѣ излучается во весь міръ.

Сами большевики, наученные своимъ горькимъ опытомъ, кажется, поняли, что, «паѳосъ разрушенія не есть еще паѳосъ /с. 685/ созиданія». Исповѣдуя вѣрность завѣтамъ своего учителя Маркса въ теоріи, они постоянно отступаютъ отъ него на практикѣ, вынужденные дѣлать уступки законамъ природы, требованіямъ жизни и вѣчнымъ запросамъ человѣческаго духа.

Между тѣмъ, Евангеліе, какъ слово Живого Бога пребываетъ во вѣкъ, не боясь испытанія времени. Христосъ былъ и остается средоточіемъ міровой исторіи и вмѣстѣ вѣчнымъ и Единственный Наставникомъ человѣчества.

Всматриваясь въ ходъ исторіи, мы видимъ, что вокругъ Его имени и Его ученія идетъ вся эта напряженная борьба, выражающаяся въ кровопролитныхъ войнахъ, разнаго рода кризисахъ и революціонныхъ движеніяхъ. Для однихъ Онъ служитъ краеугольнымъ камнемъ всей ихъ жизни, для другихъ камнемъ преткновенія и соблазна. Люди иногда отходятъ отъ Него по малодушію или легкомыслію и снова возвращаются со слезами раскаянія, ибо сознаютъ, что нѣтъ другого имени подъ небесами, которое могло бы принести съ собою спасеніе и жизнь человѣчеству. Христосъ донынѣ «побѣждаетъ, царствуетъ и повелѣваетъ», какъ говорили древніе христіане. Только при свѣтѣ Его ученія можно найти безболѣзненное разрѣшеніе всѣхъ столь важныхъ и трудныхъ нынѣ соціальныхъ вопросовъ, волнующихъ современное общество. Только Христіанство сниметъ проклятіе съ труда, дѣлая его радостнымъ и свободнымъ творческимъ подвигомъ человѣка. Только оно организуетъ человѣческое общество, устанавливая миръ, порядокъ и согласіе въ его нѣдрахъ.

Нельзя чисто раціональнымъ путемъ уравновѣсить интересы отдѣльныхъ людей и разныхъ классовъ общества, какъ и скрѣпитъ общее братство путемъ бичей или скорпіоновъ, къ чему обыкновенно прибѣгаютъ большевики въ своихъ коммунистическихъ опытахъ.

Любовь есть тотъ цементъ, который прочно связываетъ людей между собою, превращая человѣческое общество въ одинъ стройный организмъ.

Эту благодатную силу любви и принесъ съ Собой на землю Божественный Искупитель, распространивъ ее на всѣхъ людей — ближнихъ и дальнихъ, добрыхъ и злыхъ, праведныхъ и неправедныхъ. Онъ положилъ ее, какъ драгоцѣнный залогъ, въ благодатную сокровищницу Церкви, откуда могутъ почерпать ее въ изобиліи для себя, какъ отдѣльныя лица, такъ и все человѣческое общество. Она одна создаетъ для всѣхъ истинное равенство и братство во Христѣ. Въ своей безумной борьбѣ противъ Христа коммунисты «злословятъ то, чего не разумѣютъ», и еще чаще сознательно искажаютъ истину. Они клевещутъ на Церковь, говоря, что она покровительствуетъ богатымъ и остается равнодушной къ судьбѣ бѣдныхъ трудящихся классовъ. Церковь не можетъ учить ничему иному, кромѣ того, чему училъ Самъ ея Божествен/с. 686/ный Основатель и словомъ и примѣромъ Своей жизни. Но развѣ Христосъ, богатъ сый, «не обнищалъ насъ ради, дабы мы всѣ обогатились Его нищетою» (2 Кор. VIII, 9)? Развѣ Онъ не благоволилъ родиться въ убогомъ вертепѣ и возлегъ въ яслѣхъ, не найдя для Себя мѣста въ человѣческомъ жилищѣ? Развѣ не бѣдные пастухи — дѣти природы — явились Его первыми поклонниками и первыми проповѣдниками на землѣ? Не Онъ ли живетъ сначала въ безвѣстности въ домѣ старца Іосифа, коему обручена была Его Пречистая Матерь, раздѣляя съ ними трудовой жребій древодѣла и затѣмъ выступивъ на дѣло благовѣстія, избираетъ Себѣ ближайшихъ сотрудниковъ апостоловъ изъ простыхъ галилейскихъ рыбаковъ? Ради Него они оставляютъ свои сѣти и лодки и свои дома, чтобы сдѣлаться вмѣстѣ съ Нимъ странниками, не имѣющими, гдѣ главы подклонити. Гласомъ, исполненнымъ любви и состраданія, Онъ призываетъ къ Себѣ всѣхъ труждающихся и обремененныхъ, обѣщая успокоить ихъ (Mѳ. XI, 28).

Не осуждая богатства самого по себѣ, ибо оно есть даръ Божій, который может бытъ употребленъ на добро, какъ и во зло, Онъ предостерегаетъ людей отъ увлеченія духомъ маммоны, страсти къ стяжаніямъ, и потому запрещаетъ намъ простирать свои заботы даже о хлѣбѣ насущномъ далѣе сегодняшняго дня (Мѳ. VI, 19, 34). Не Онъ ли изрекаетъ: горе всѣмъ насыщеннымъ нынѣ, называетъ «безумнымъ» самоутверждающагося стяжателя не думающаго о смерти (Лук. XII, 18-20) и жалѣетъ богатаго юношу, которому какъ и многимъ другимъ обладателямъ богатства, послѣднее затрудняетъ путь въ Царствіе Божіе; Онъ совѣтуетъ ему раздать все имѣніе свое нищимъ и свободному послѣдовать за Нимъ, своимъ Спасителемъ, чтобы достигнуть истиннаго совершенства и обрѣсти себѣ сокровище на небесахъ (Лук. IX, 20, 25).

Первые послѣдователи Евангелія по Его вознесеніи принадлежали по преимуществу къ простымъ бѣднымъ классамъ тогдашняго общества, какъ объ этомъ свидѣтельствуетъ Апостолъ Павелъ. «Посмотрите братіе, — пишетъ онъ Коринѳянамъ, — не много изъ васъ мудрыхъ по плоти, не много сильныхъ, не много благородныхъ» (1 Кор. 1, 26).

Самъ великій апостолъ языковъ, хотя онъ происходилъ изъ богатой и знатной семьи (о чемъ свидѣтельствуетъ принадлежавшее ему право римскаго гражданства), однако отвергъ ради Христа всѣ блага этого міра, «какъ соръ» и жилъ въ трудѣ, изнуреніи, бдѣніи, наготѣ, добывая себѣ пропитаніе трудами собственныхъ рукъ (1 Кор. 4, 11, 12; 2 Сол. 3, 8), хотя имѣлъ бы право жить отъ благовѣстія (1 Кор. 9, 14). Ему принадлежитъ изреченіе, осуждающее праздность, которымъ такъ часто пользуются соціалисты «аще кто не хощетъ дѣлати, ниже да ястъ» (2 Сол. 3, 10). Онъ учитъ своего ученика Тимоѳея довольствоваться въ жизни лишь самымъ необходиыыыъ — пищею и одеждою и заповѣдуетъ ему вну/с. 687/шатъ богатымъ, чтобы они «не высоко думали о себѣ, уповали не на богатство погибающее, но на Бога Живаго, дающаго намъ все обильно для наслажденія, чтобы они благодѣтельствовали, богатѣли добрыми дѣлами, были щедры и общительны» (1 Тим. VI, 17-18).

Съ потрясающею духовною силою изоблечаетъ жестокосердіе своекорыстныхъ пріобрѣтателей Апостолъ Іаковъ, угрожая имъ гнѣвомъ Божіимъ. Всѣмъ извѣстны грозныя слова, обращенныя къ послѣднимъ въ его посланіи: «послушайте вы, богатые, плачьте, и рыдайте о бѣдствіяхъ вашихъ, находящихъ на васъ. Богатство ваше сгнило и одежды ваши изъѣдены молью. Золото ваше и серебро изоржавѣло и ржавчина ихъ будетъ свидѣтельствовать противъ васъ, и съѣстъ плоть вашу, какъ огонь: вы собрали себѣ сокровище на послѣдніе дни. Вотъ плата, удержанная вами у работниковъ, пожавшихъ поля ваши, вопіетъ, и вопли жнецовъ дошли до слуха Господа Саваоѳа. Вы роскошествовали на землѣ и наслаждались; напитали сердца ваши, какъ бы на день закланія» (V, 1-6).

Коммунисты, столь безпощадно бичующіе представителей т. н. буржуазныхъ классовъ не могли сказать ничего сильнѣе этихъ огненныхъ словъ, чуждыхъ, однако, столь свойственнаго первымъ, чувства злобы и ненависти, ибо они изречены отъ имени Того, Кто чрезъ самое наказаніе ведетъ грѣшныхъ къ исправленію, «желая всѣмъ спастися и въ разумъ истины пріити».

Апостолы, пребывавшіе въ первое время въ Іерусалимѣ по Вознесеніи своего Учителя создали тамъ столь совершенный общественный строй, что «у множества увѣровавшихъ» было тамъ «одно сердце и одна душа, и никто ничего изъ имѣнія своего не называлъ своимъ, но все у нихъ было общее... Не было между ними никогда нуждающихся, ибо всѣ которые владѣли землями или домами, продавая ихъ, приносили цѣну проданнаго и полагали къ ногамъ Апостоловъ и каждому давалось, въ чемъ кто имѣлъ нужду». (Дѣян. IV, 32-35).

Этимъ не отрицалось однако право собственности, какъ мы видимъ изъ словъ Апостола Петра, обращенныхъ къ Ананіи, пытавшемуся утаить часть цѣны проданнаго имъ имущества отъ великаго Апостола: «чѣмъ ты владѣлъ, не твое ли было, и пріобрѣтенное продажею не въ твоей ли власти находилось?» (Дѣян. V, 4). Имущественное равенство и братство, которое коммунисты напрасно обѣщаютъ своимъ послѣдователямъ, тамъ осуществлялось въ дѣйствительности, но не путемъ принужденія, а свободнымъ подвигомъ вѣры и любви первыхъ послѣдователей Евангелія; они сами отрекались отъ своихъ имѣній вo имя иного, лучшаго сокровища, ожидавшаго ихъ на небесахъ, и свободные отъ земныхъ за/с. 688/ботъ, единодушно пребывали въ молитвѣ и вкушали пищу въ своихъ домахъ въ веселіи и простотѣ сердца (Дѣян. 2, 46).

Если эта чудная гармонія любви и братства потомъ прекратилась, уступивъ свое мѣсто обычному устройству общественной жизни, то не потому, что Евангеліе истощило свою силу, но вслѣдствіе ослабленія духовнаго горѣнія и ревности среди самихъ вѣрующихъ, ставшихъ вслѣдствіе этого неспособными пребывать на высотѣ прежняго нравственнаго совершенства.

Однако, въ послѣдующее время Церковь, какъ мы знаемъ изъ исторіи, собираетъ подъ своимъ материнскимъ кровомъ больныхъ, слабыхъ, неимущихъ, оказывая имъ не только нравственную, но и матеріальную помощь. Подъ ея благодатнымъ воздѣйствіемъ цѣлый рядъ лицъ, горя духомъ, оставляли міръ со всѣми его утѣхами и шли въ пустыню, чтобы тамъ начать жизнь, полную труда к лишеній, живя въ братской любви между собою и отрекаясь отъ всякой собственности ради Царства Божія.

Проникая постепенно, какъ новою закваскою, духомъ Евангелія всю личную и общественную жизнь людей, Церковь расковала постепенно цѣпи раба, возвысила и освободила женщину, умягчила общественные нравы и отношенія.

Что касается Русской Церкви, то она съ первыхъ дней христіанства на Руси стала Матерью Русскаго народа, собрала его въ одинъ организмъ, освѣтила и укрѣпила его государственность, одухотворила и умягчила законодательство, оплодотворила всю культуру, сдѣлалась печальницею за всѣхъ униженныхъ и обездоленныхъ, питательницею алчущихъ, покровительницею вдовъ, сирыхъ, больныхъ, слабыхъ, для которыхъ устраивала больницы, богадѣльни, пріюты и другія учрежденія милосердія, въ дни же великихъ національныхъ бѣдствій она становилась главною и часто единственно водительницею и спасительницею своего народа, въ которой онъ почерпалъ нравственную силу для своего духовнаго обновленія и для укрѣпленія своей государственной мощи. Всѣ наши лучшіе историки отдаютъ дань должнаго уваженія великимъ заслугамъ Церкви, оказаннымъ ею своему Отечеству, въ наиболѣе тяжкія времена исторической жизни послѣдняго.

Плодотворное нравственное вліяніе Церкви на нашу общественную и государственную жизнь и весь русскій бытъ продолжалось неизмѣнно до самыхъ послѣднихъ дней сущестованія національной Россіи, хотя мы и не замѣчали этого, какъ не замѣчали воздуха, которымъ мы дышимъ. Во время Великой войны, она, въ лицѣ своихъ служителей, благословлявшихъ воиновъ на бранный подвигъ, часто непосредственно дѣлившихъ съ ними всѣ тягости ихъ жизни на полѣ брани, приносившихъ благодатное утѣшеніе раненымъ и напутствовавшихъ умирающихъ — проявила такое же высокое мужество, какъ и человѣколюбіе.

/с. 689/ Она не отверглась, наконецъ, своего страждущаго народа и послѣ постигшей насъ катастрофы, когда онъ, развращенный антицерковкой пропагандой большевиковъ, отвергся въ нѣкоторой своей части самъ отъ Церкви, подвергая ее гнуснымъ насмѣшкамъ и гоненіямъ.

Мы не знаемъ, что стало бы съ Русской землей, если бы въ сумеркахъ теперешней русской жизни тамъ погасъ свѣтъ Христовъ, исходящій отъ Церкви: она превратилась бы въ Содомъ и Гоморру, и Русскій народъ могъ бы исчезнуть совсѣмъ съ лица земли. Но онъ по милости Божіей существуетъ, являя предъ всѣмъ міромъ силу своей вѣры и христіанскаго терпѣнія.

Сколько ни соблазняли его коммунисты призракомъ земного рая, онъ преодолѣлъ этотъ соблазнъ здравымъ смысломъ и велѣніемъ своей православной совѣсти.

Онъ понялъ, что соціализмъ обезличиваетъ человѣка и во имя мнимаго равенства, котораго нѣтъ въ природѣ вещей, убиваетъ царственную человѣческую свободу, безъ коей нѣтъ творчества, нѣтъ нравственной жизни и нѣтъ самого человѣка. Будучи весь отъ земли и для земли, соціализмъ не совмѣстимъ съ христіанскимъ міровоззрѣніемъ и особенно чуждъ Русской душѣ, которой Богъ далъ крылья, чтобы отъ земли устремляться къ небесамъ. Русскій человѣкъ готовъ скорѣе умереть, чѣмъ пожертвовать своей безсмертной душой, превратившись въ животное, какъ того хотятъ носители безбожной совѣтской власти. Его сопротивленіе ихъ убійственному ученію и столь же убійственной власти неизбѣжно ведетъ къ мученичеству, и мы каждый день видимъ новыхъ страстотерпцевъ и исповѣдниковъ на Русской Землѣ.

Слыша объ этомъ «терпѣніи святыхъ, соблюдающихъ заповѣди Божіи и вѣру въ Іисуса» (Апок. 14, 12), мы не перестаемъ благодарить Бога за васъ, которые среди лютыхъ гоненій донынѣ сохранили цѣлымъ и невредимымъ драгоцѣнный залогъ, полученный намн отъ великаго Просвѣтителя нашего Св. Равноапостольнаго Князя Владиміра 950 лѣтъ тому назадъ.

Да будетъ благословенно ваше христіанское мужество, съ коимъ вы «исповѣдывали» ваше доброе православное «исповѣданіе предъ многими «свидѣтелями» и предъ самыми врагами Христовыми, подражая Христу Спасителю, «засвидѣтельствовавшему, по слову Апостола Павла, предъ Понтіемъ Пилатомъ, доброе исповѣданіе» (1 Тим. VI, 12, 13).

Двадцать лѣтъ уже Русская Земля объята кровавымъ мракомъ. По временамъ она озаряется для насъ зарницами надежды, а затѣмъ снова сгущается тьма, повергая многихъ малодушныхъ въ уныніе.

Томясь столько времени въ этомъ испытующемъ пламени и истаивая сердцемъ въ ожиданіи своего избавленія вы невольно вопрошаете Управителя міра: «доколѣ, Господи?»

/с. 690/ Духъ вашъ смущается при видѣ того, что зло остается до сихъ поръ безнаказаннымъ, и нечестивые хулители и богоборцы продолжаютъ дерзостно бросать вызовъ вѣрующимъ, говоря: «гдѣ есть Богъ вашъ?»

Утѣшьтесь, дорогіе братіе, Богъ къ вамъ и ко всѣмъ намъ теперь ближе, чѣмъ во время нашего прежняго благополучія, ибо въ своихъ скорбяхъ мы невольно взыскали Лица Его, и Онъ Самъ обрѣлъ насъ въ нашемъ смиреніи и уничиженіи. И «во благо будетъ намъ наша сильная горесть», какъ нѣкогда Езекіи (Ис. 38, 17). Съ другой стороны, «бываетъ и успѣхъ человѣка — ко злу, и находка — въ потерю» (Сир. 29, 9). Сколько бы ни укрѣплялись и не превозносились «наглые ругатели, поступающіе по собственнымъ похотямъ, судъ имъ готовъ и погибель ихъ не дремлетъ» (2 Петр. II, 3, III, 3).

«Знаетъ Господь, поучаетъ насъ Св. Апостолъ Петръ, какъ избавлять благочестивыхъ отъ искушенія, и беззаконниковъ блюсти ко дню суда, для наказанія, а наипаче тѣхъ, которые идутъ вслѣдъ скверныхъ похотей плоти, презираютъ начальства, дерзкихъ, своевольныхъ, не страшащихся злословить высшихъ» (2 Петр. II, 9-10).

Если Всемогущій медлитъ возгремѣть надъ ихъ головами Своимъ праведнымъ гнѣвомъ, то потому, что до времени щадитъ даже Своихъ враговъ, оставляя имъ время для покаянія.

Онъ хочетъ, чтобы и мы, испытанные огнемъ тяжкихъ искушеній, «предстали предъ нимъ неоскверненными и непорочными въ мірѣ, какъ золото очищенное седьмерицею и чтобы тѣ, кто въ безуміи своемъ дерзаютъ бороться съ Нимъ, смирились предъ Его всемогуществомъ и пришли въ познаніе истины».

Еще премудрый Соломонъ уразумѣлъ великую истину Божественнаго смотрѣнія, проявляющагося въ долготерпѣніи Божіемъ въ отношеніи ожесточенныхъ и нераскаянныхъ грѣшниковъ.

«Весь міръ предъ Тобою — говоритъ онъ — какъ колебаніе чашки вѣсовъ или какъ капля утренней росы, сходящей на землю. Ты всѣхъ милуешь, потому что все можешь и покрываешь грѣхи людей ради покаянія. Нетлѣнный Твой духъ пребываетъ во всемъ. Посему заблуждающихся Ты мало-по-малу обличаешь и напоминая имъ, въ чемъ они согрѣшили, вразумляешь, чтобы они отступили отъ зла, увѣровали въ Тебя, Господи. Хотя не невозможно было Тебѣ войною покорить нечестивыхъ праведнымъ вспоминаетъ онъ исторію завоеванія народомъ Божіимъ земли обѣтованной, населенной, развращенными язычниками, «или истребить ихъ страшными звѣрями или грознымъ словомъ въ одинъ разъ. Но Ты, мало-по-малу наказывая ихъ, давалъ мѣсто покаянію, зная однако, что это племя негодное, и зло ихъ врожденное, и помышленія ихъ не измѣнятся во вѣки» (Прем. Солом. II, 23-24, 12, 1-2, 9, 10).

/с. 691/ Но у Промыслителя міра на все положены Свои времена и сроки. Если Онъ видитъ, что беззаконникъ продолжаетъ упорствовать въ своемъ противленіи, злоупотребляя Его милосердіемъ, Онъ низлагаетъ и сокрушаетъ его Своею всемогущею силою и нѣтъ на землѣ никого, кто бы могъ спасти нечестиваго отъ Его карающей десницы. «Посмотри, — говоритъ Св. Златоустъ, — сколь великое долготерпѣніе Божіе испыталъ на себѣ фараонъ и, наконецъ, какой казни подвергся за всѣ свои злодѣянія. Сколько преступленій учинилъ Навуходоносоръ, пока, наконецъ, не понесъ казни за все».

«Могуществу Божію свойственно не только открыто преодолѣвать враговъ, но и безъ затрудненія попускать имъ впадать въ заблужденіе». И мы видимъ, какъ они все глубже погрязаютъ въ пучинѣ заблужденія и какъ бы по наклонной плоскости катятся въ бездну, не будучи въ силахъ остановиться на пути своей погибели.

Еще разъ оправдывается изрѣченіе Премудраго: «Праведность ведетъ къ жизни, а стремящійсяя ко злу стремится къ своей смерти» (Причт. 11, 19). Тѣ, кто умѣютъ читать знаменія временъ, не могутъ не видѣть, что день торжества вѣчной правды приближается.

Падетъ Вавилонъ, великая блудница, упоенная кровію святыхъ и яростнымъ виномъ блудодѣянія своего напоившая всѣ народы и восплачутъ и возрыдаютъ о ней всѣ блудодѣйствовавшіе съ нею, но зато возрадуется праведникъ, увидѣвъ отмщеніе, когда «въ одинъ день придутъ на нее казни, плачъ, смерть и голодъ, ибо силенъ Господь, судящій ее» (Апок. 18, 8).

Въ ожиданіи грознаго небеснаго приговора надъ сынами беззаконія будемъ мужественны и тверды, какъ наковальня, по которой бьютъ, возложивъ свою надежду не на князи и сыны человѣческіе, но прежде всего на Единаго Царя вѣковъ, въ рукахъ котораго власть всей земли.

Мы не знаемъ, сколько дней суждено еще намъ проходить сквозь нынѣшній искусъ, но не будемъ завидовать счастливцамъ, безпечно пирующимъ въ дни нашихъ несчастій свой праздникъ жизни, ибо мы не вѣдаемъ, кому принадлежитъ завтрашній день, и кто будетъ радоваться послѣднимъ. Лучше быть въ домѣ плача, чѣмъ въ домѣ пира, такъ какъ въ таинственной глубинѣ страданій, какъ дитя въ утробѣ болящей матери, родится новая жизнь, ибо изъ глубинъ скорби видите небо.

Только бы намъ не ослабѣть въ нашей напряженной борьбѣ и довести ее до конца, ибо только претерпѣвый до конца вѣнчается побѣдой.

Кто знаетъ пути Господни? Быть можетъ намъ, искушеннымъ по всяческимъ, дано будетъ одухотворить нынѣшнюю культуру, осоливъ ее евангельскою солью и явить міру столь вожделенное для всѣхъ царство мира, любви и правды /с. 692/ на землѣ, о которомъ издавно вздыхала и молилась Русь, и котораго такъ жаждетъ все современное человѣчество.

Не напрасно всѣ ждутъ съ нетерпѣніемъ воскресенія Россіи: ея мѣсто остается незанятымъ въ семьѣ народовъ, послѣдніе чувствуютъ ея отсутствіе, которое нарушаетъ не только политическое, но и нравственное равновѣсіе во всемъ мірѣ. Это еще болѣе должно одушевить насъ въ нынѣшней борьбѣ за скорѣйшее возрожденіе нашей Родины; наша брань не есть, однако, брань въ плоти и крови: это есть борьба, происходящая въ нѣдрахъ народнаго духа, гдѣ начинается и оканчивается всякая революція — борьба за русскую православную душу, отмѣченную особенною божественною печатью: ее то и стремятся стереть безбожные большевики, чтобы отпечатать на русскомъ человѣкѣ свой образъ и свое подобіе, столь чуждые нашему исконному православно-національному облику.

Никакая брань не бываетъ безъ жертвъ: надо дать кровь, чтобы получить духъ. Но мы не будемъ одиноки въ этой борьбѣ: съ нами будутъ споборать всѣ древніе начальники и строители Русской земли и особенно «твердый адамантъ и непоколебимый столпъ» Святитель Гермогенъ и его достойные сподвижники, крѣпко стоявшіе за вѣру и домъ Пречистой въ первую смуту. Отъ ихъ проницательнаго взора не могло укрыться, что именно вѣра православная есть подлинная душа Русскаго народа, источникъ его жизненной силы и крѣпости; если онъ потеряетъ это драгоцѣнное сокровище, то потеряетъ все, а если сохранитъ ее, то ему приложится и царство земное и все остальное, необходимое для устроенія его земного благополучія. Изъ глубины вѣковъ мы слышимъ грозный повелительный голосъ Гермогена, обращенный имъ изъ его мрачнаго, подземелья къ нижегородцамъ: «Пишите въ Казань къ Митрополиту Ефрему: пусть пошлетъ въ полки и боярамъ и казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крѣпко стояли за вѣру и не принимали Маринкина сына на царство — я не благословляю. Да и въ Вологду пишите и властямъ о томъ и къ рязанскому Владыкѣ: пусть пошлетъ въ полки учительную грамоту и боярамъ, чтобы унимали грабежъ, сохраняли братство и какъ обѣщались положить души своя за домъ Пречистой и за чудотворцевъ и за вѣру, такъ бы и совершили».

«Гдѣ св. Божія церкви и Божіи образы? — взываетъ со скорбію въ своемъ посланіи по городамъ Троицкій Архимандритъ Діонисій: гдѣ иноки, сѣдинами цвѣтущіе и инокини, добродѣтелями украшенныя? Не все ли до конца разорено и обругано злымъ поруганіемъ? Гдѣ вообще народъ христіанскій? Не всѣ ли скончалась лютыми и горькими смертьми?».

«Смилуйтесь предъ общею смертною гибелью, чтобы и васъ не постигла такая же лютая смерть». «О томъ много и слезно всѣмъ народомъ Христіанскимъ бьемъ вамъ челомъ».

/с. 693/ «Ради Бoгa, Судіи живыхъ и мертвыхъ — писали москвичи по другимъ городамъ — будьте съ нами за одно противъ враговъ нашихъ и вашихъ общихъ. У насъ корень царства, здѣсь образъ Божіей Матери, вѣчной Заступницы христіанъ, писанный евангелистомъ Лукою, здѣсь великіе свѣтильники и хранители Петръ, Алексій и Іона Чудотворецъ, или вамъ, православнымъ христіанамъ, все это нипочемъ?»

Эти великіе историческіе зовы, неумолкавшіе въ теченіе вѣковъ, нынѣ особенно много говорятъ намъ, которымъ суждено пережить второе, неизмѣримо худшее лихолѣтіе. Какой бы ревностью воспламенились всѣ эти крѣпкіе стоятели за Св. Русь теперь, при видѣ новаго страшнаго разоренія Отечества? Если бы они увидѣли повсюду разрушеніе храмовъ, оскверненіе святынь, множество епископовъ, священниковъ, иноковъ и христіанскаго народа умерщвленныхъ лютою смертью, мерзость запустѣнія, водворившуюся въ самомъ священномъ Кремлѣ, гдѣ раздается нынѣ уже не латинское пѣніе, а проповѣдь открытаго безбожія, распространяемая оттуда по всему свѣту, они растерзали бы ризы своя, посыпали пепломъ главу и, обращаясь къ намъ, грозно спросили бы насъ, какъ спрашивали своихъ современниковъ, «или вамъ, православнымъ христіанамъ, все это нипочемъ?»

Еще громче вопіетъ къ намъ кровь нашихъ мучениковъ, возглавленныхъ Царемъ-Страстотерпцемъ и священиомучениковъ, на челѣ коихъ стоятъ приснопамятные Митрополиты Владиміръ, Веніаминъ и другіе архипастыри, явившіе себя истинными свидѣтелями Христовыми.

Жертва, принесенная ими, была бы неоправданной, если бы мы не продолжали ихъ великаго подвига, подъятаго за родную землю. Ничто не вредитъ намъ болѣе на такомъ пути, чѣмъ пагубная страсть къ раздорамъ и раздѣленіямъ: это подлинно вашъ великій національный недугъ, въ которомъ, однако, мы не можемъ винить никого, кромѣ самихъ себя.

«Кто найдетъ слово, равняющееся этому бѣдствію», скажемъ словами одного изъ древнихъ Отцовъ Церкви. Въ мірѣ живутъ разбойники, которыхъ связало злодѣяніе. Въ мірѣ живутъ замышляющіе о насильственной власти, сообщники воровства, заговорщики мятежа, соучастники прелюбодѣянія... Но у насъ нѣтъ согласія и союза: никогда не можемъ сойтись въ одномъ, не видимъ даже и способа уврачевать такую болѣзнь... но какъ будто учимъ и учимся злонравію, а не добродѣтели, много трудимся надъ тѣмъ, чтобы поджигать раздоръ. Объ единомысліи же мало заботимся или и вовсе не заботимся». Настало время преодолѣть эту болѣзнь, пробудиться отъ сна и, осѣнивъ себя крестнымъ знаменіемъ, начать великое и святое дѣло возсозданія разрушеннаго Отечества чрезъ возстановленіе нашего тѣснаго духовнаго единенія между собою.

/с. 694/ Всѣ знаменательныя событія нашихъ дней насъ зовутъ къ этому.

Да соберутся же разсѣянныя сухія русскія кости воедино и да дохнетъ надъ ними Духъ Божій, чтобы снова вложить въ нихъ духъ жизни.

Церковь была искони собирательницей Русской Земли и русскаго народнаго духа. Она остается таковой и до сегодня. Нашъ Соборъ въ составѣ епископовъ, клира и мірянъ, стекшихся на него, не взирая на всѣ трудности передвиженія для русскихъ изгнанниковъ, подлинно со всѣхъ сторонъ вселенной, явился торжествомъ такого церковно-народнаго объединенія вокругъ ея вѣчнаго знаменія — Св. Креста.

Господь благословилъ наше соборное дѣланіе, увѣнчавъ его полнымъ миромъ, единомысліемъ и давъ намъ высокое утѣшеніе ощутить себя, какъ единъ духъ и едино тѣло, какъ призванныхъ въ единомъ упованіи нашего званія.

Бережно храня въ своей душѣ это благоуханіе духа соборности, которымъ неоднократно спасалась Русь въ минувшіе вѣка, мы хотѣли бы, естественно, распространить его и далѣе, мы желали бы, чтобы онъ дохнулъ въ самой толщѣ народной на Русской землѣ. Это и побуждаетъ насъ обратиться къ вамъ, дорогіе братья, несущіе свой тяжелый крестъ въ предѣлахъ нашего Отечества, чтобы «совѣтовать» съ вами объ общемъ дѣлѣ спасенія Отчизны, какъ это дѣлали русскіе люди встарь въ трудныя минуты своей исторической жизни и сказать вамъ отъ сердца къ сердцу: Мы — едино съ Вами. Мы чада одной и той же Матери — Русской Православной Церкви, дѣти одного и того же Великаго Русскаго Народа. Наше сердце болѣзнуетъ вмѣстѣ съ Вами о разореніи Русской земли, ставшей снова «безгосударной», какъ триста лѣтъ тому назадъ, о затменіи здраваго народнаго разума, помраченіи народной совѣсти, о шатаніи умовъ и порожденныхъ имъ печальныхъ раздѣленіяхъ среди русскихъ людей, о томъ, что многіе изъ нихъ «измалодушествовались» подъ вліяніемъ безвластія, общаго паденія нравовъ и разрушенія русскаго православнаго быта. Уже двадцать лѣтъ длится опасная смута въ Россіи; цѣлое поколѣніе родилось и выросло въ грозѣ и бурѣ революціи, обвѣянное ея разлагающимъ и отравляющимъ дыханіемъ, и у него уже нѣтъ живого ощущенія родной исторіи, оно не чувствуетъ ея былого величія и красоты; ему не дóроги ея священные завѣты и преданія, которыми наша Родина жива была въ теченіе минувшихъ вѣковъ. Время уноситъ послѣднихъ дѣятелей и свидѣтелей нашего славнаго прошлаго, носителей историческаго русскаго національнаго духа.

Горе намъ, если порвутся послѣднія нити, связующія насъ съ древней Русью Св. Владиміра. Кто будетъ въ силахъ возстановить ихъ потомъ? Возникнетъ новый народъ, оторванный отъ своихъ историческихъ корней. Онъ не устоитъ /с. 695/ въ жизненной борьбѣ, не имѣй подъ собою твердыхъ, преемственныхъ, освященныхъ вѣками, устоевъ и будетъ сокрушенъ первымъ натискомъ бури, какъ зданіе, сооруженное на пескѣ.

Если мы подлинно ревнуемъ о благѣ Родной земли — о томъ, чтобы спасти ее и вмѣстѣ самихъ себя, если мы не хотимъ, чтобы нашъ народъ, имѣющій за собой тысячелѣтнюю исторію и все же еще юный духомъ и тѣломъ, умеръ второю, т. е. духовною смертью, мы должны возникнуть изъ своего нравственнаго разслабленія, побѣдить въ себѣ духъ унынія, любоначалія и празднословія, и, собравши воедино наши помыслы, чувства и желанія, стать мужественно и непоколебимо на защиту не столько внѣшняго, сколько внутренняго духовнаго достоянія Россіи.

Мы переживаемъ поистинѣ огненное время, когда добро и зло, духъ истины и духъ заблужденія, царство Христово и владычество князя вѣка сего, вступили въ страшную непримиримую борьбу между собою, требуя и отъ всѣхъ насъ яснаго и твердаго православно-національнаго самоопредѣленія не допускающаго сомнѣнія и колебанія въ разныя стороны, ибо «человѣкъ съ двоящимися мыслями неустойчивъ во всѣхъ путяхъ своихъ» (Іак. 1, 8).

«Огонь пришелъ Я низвести на землю, — сказалъ Христосъ Господь, — и какъ желалъ бы, чтобы онъ уже возгорѣлся» (Лук. 12, 49).

О, если бы этотъ священный огонь, огонь христіанской ревности, вѣры, любви и патріотической жертвенности, дѣйствительно возгорѣлся въ нашихъ сердцахъ: онъ попалилъ бы тернія суеты и раздоровъ, ослабляющія наши силы, просвѣтилъ нашъ умъ, очистилъ сердца, закалилъ и укрѣпилъ волю и спаялъ бы насъ въ одинъ мощный организмъ, предъ коимъ не устоятъ никакія вражьи силы.

И онъ уже воспламеняется нынѣ, по милости Божіей, какъ въ самой Россіи, такъ и въ странахъ нашего разсѣянія. Не будемъ же угашать его, но, исполняясь духа и силы, соединимся въ дѣйственномъ подвигѣ на защиту Родной Церкви и спасеніе Отечества и въ единодушной молитвѣ къ Тому, Кто одинъ силенъ благословить нашъ всенародный священный подвигъ полнымъ успѣхомъ.

Боже! Спаси Россію. Боже! Сохрани и укрѣпи ея страждущихъ сыновъ, въ самой силѣ своей вѣры и терпѣнія несущихъ Твое свидѣтельство міру.

Боже! Собери насъ всѣхъ въ лонѣ общей нашей Матери Церкви на Родной Святорусской землѣ, которую возстави, заступи, сохрани и помилуй Твоею благодатью.

Источникъ: Дѣянія Второго Всезарубежнаго Собора Русской Православной Церкви заграницей съ участіемъ представителей клира и мірянъ, состоявшагося 1/14 – 11/24 августа 1938 года въ Сремскихъ Карловцахъ въ Югославіи. — Бѣлградъ: Типографія «Меркуръ», 1938. — С. 681-695.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.