Церковный календарь
Новости


2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (26-30) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-05 / russportal
Духовныя бесѣды (21-25) преп. Макарія Египетскаго (1904)
2018-12-04 / russportal
Прот. М. Хитровъ. Слово на Введеніе во храмъ Пресв. Богородицы (1898)
2018-12-04 / russportal
Слово въ день Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы (1866)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 124-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 123-й (1899)
2018-12-03 / russportal
Прот. Михаилъ. Бесѣды св. Василія Великаго и прав. Іоанна Кронштадтскаго (1976)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 10 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Исторія Русской Православной Церкви Заграницей

Второй Всезарубежный Соборъ РПЦЗ 1938 г.

Второй Всезарубежный Соборъ состоялся въ Сремскихъ Карловцахъ въ 1938 г., спустя 17 лѣтъ послѣ Перваго (1921 г.). Этотъ Соборъ, возглавляемый новымъ Первоіерархомъ, Блаж. Митр. Анастасіемъ (Грибановскимъ), продолжилъ созидательную работу по укрѣпленію организаціи РПЦЗ и занялся вопросами духовн. возрожденія русской паствы «въ разсѣяніи сущей», просвѣщенія дѣтей и молодежи, борьбы съ сектантствомъ и уврачеванія церковныхъ ранъ, возникшихъ въ слѣдствіи печальныхъ расколовъ внутри эмиграціи. Среди итоговыхъ документовъ II Всезаруб. Собора основополагающими явились два посланія — «Къ Русскому народу въ отечествѣ страждущему» и «Къ русской паствѣ въ разсѣяніи сущей». Въ 1-мъ посланіи Соборъ выразилъ единство со страждущимъ русскимъ народомъ, призвалъ его къ терпѣнію и упованію на милость Божію и выразилъ увѣренность въ грядущее освобожденіе Россіи отъ ига безбожниковъ. Во 2-мъ посланіи Соборъ призвалъ зарубежную паству стойко держаться св. правосл. вѣры и удаляться отъ пагубныхъ лжеученій — софіанства, теософіи, спиритизма и масонства. Соборное посланіе выразило тревогу по поводу попытокъ католиковъ расхищать чадъ Правосл. Церкви, используя для этихъ цѣлей т. н. «вост. обрядъ». Далѣе русскіе люди призывались къ покаянію въ главномъ грѣхѣ, тяготѣющимъ надъ русскимъ народомъ — въ измѣнѣ Помазаннику Божію, повлекшей за собой мученическую смерть Царской Семьи, что легло на совѣсть не только непосредственныхъ участниковъ этого злодѣянія, но и на совѣсть всѣхъ русскихъ людей... Особо подчеркивался долгъ русскаго зарубежья сохранить духовн. цѣнности Св. Руси и передать ихъ будущимъ поколѣніямъ для службы возрожденной Россіи. Соборъ созывался на территоріи Сербской Правосл. Церкви, подъ покровительствомъ Свят. Патріарха Сербскаго, который являлся почетнымъ Предсѣдателемъ Собора.

«Дѣянія Второго Всезарубежного Собора РПЦЗ 1938 г.»

ДѢЯНІЯ ВТОРОГО ВСЕЗАРУБЕЖНАГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ
съ участіемъ представителей клира и мірянъ, состоявшагося 1/14 — 11/24 августа 1938 года въ Сремскихъ Карловцахъ въ Югославіи.
(Бѣлградъ: Типографія «Меркуръ», 1939 г.).

ПРИЛОЖЕНІЯ.

II.
ПОСЛАНІЕ
Второго Всезарубежнаго Собора съ участіемъ клира и мірянъ русской паствѣ въ разсѣяніи сущей.

Соборъ русскихъ Архипастырей, пастырей и представителей паствы — находящимся въ разсѣяніи русскимъ людямъ, разсѣяннымъ по всѣмъ странамъ Европы, Америки, Африки, Азіи и Австраліи, — «благодать вамъ и миръ да умножится» (1 Пет. 1, 2).

Съ великой радостью, братіе, переносите ниспосылаемое отъ Бога испытаніе вѣры нашей, кое есть знакъ не только гнѣва, но и милости Божіей. Милость Божія ясно проявляется надъ нами, какъ проявилась и тогда, когда мы избѣгли острія меча, сохранивъ нашу жизнь. Спасшись отъ неминуемой для многихъ изъ насъ насильственной смерти на Родинѣ, мы прошли черезъ опасные пути — одни черезъ моря, другіе черезъ пустынныя степи, иные же черезъ засады враговъ — и достигли странъ, въ коихъ могли водвориться. Беззащитными странниками были мы и не знали, что ожидаетъ насъ, изгнанниковъ съ Родины и пришельцевъ чуждыхъ странъ. Милость Божія сохранила насъ за рубежами отечества. Вотъ уже приближается двадесятое лѣто со времени начала вынужденнаго исхода русскихъ людей изъ родныхъ предѣловъ. За истекшіе годы много перенесено, много выстрадано. Но Русскій народъ не погибъ въ изгнаніи, а по всѣмъ концамъ вселенной разнесъ изнесенные имъ изъ Отечества свѣтильники своей вѣры. По всему свѣту распространилась Русь Зарубежная. Въ то время, какъ разрушаются храмы въ предѣлахъ Россіи порабощенной, строятся новые храмы въ Руси Зарубежной. Въ то время какъ порабощенный и угнетенный Русскій народъ терпитъ неслыханныя гоненія на вѣру и во многихъ мѣстахъ лишенъ возможности слышать Слово Божіе и молиться за богослуженіемъ, русскіе зарубежомъ часто помимо своей воли, являются проповѣдниками Слова Божія и миссіонерами истинной вѣры. Знакомясь съ православнымъ богослуженіемъ и видя чудеса и знаменія, бываемыя у святынь русскихъ, многіе иноземцы обращаются на нашихъ глазахъ въ Православіе и проповѣдуютъ его среди соплеменниковъ.

Горе, однако, намъ, если мы, сдѣлавшись орудіемъ Промысла Божія для благовѣстія истины подобно древнему Израилю, въ разсѣяніи уподобимся до конца этому послѣднему и, послуживъ спасенію другихъ языковъ, сами не обратимся на истинный путь и будемъ за грѣхи наши отвержены Богомъ. Горе намъ, если мы въ совершающихся событіяхъ не узримъ перста Божія, карающаго насъ за грѣхи наши и указующаго путь ко спасенію. Да не будетъ съ нами, какъ съ тѣми, отъ которыхъ отцы и пророки, но отъ которыхъ лишь остатокъ спасется. Испытаемъ себя, насколько мы вѣрны Богу /с. 697/ и насколько ревностны въ исполненіи Его заповѣдей. Отдай, Русскій народъ, отчетъ Богу о тѣхъ обѣтахъ, которые ты далъ 950 лѣтъ тому назадъ при крещеніи. Стань, Русь Зарубежная, предъ крестителемъ твоимъ святымъ Равноапостольнымъ Владиміромъ и исповѣдай ему грѣхи свои. Скажи прежде всего, блюдешь ли ты въ чистотѣ святую благодатную православную вѣру?

Тяжело намъ сознаться, что, именуя себя православными, мы въ своей средѣ видимъ многихъ ищущихъ новыхъ истинъ и новой Премудрости. Не внимая Слову Божію, проповѣдующему Христа, Божію силу и Божію Премудрость, даже нѣкоторые служители алтаря увлекались проповѣдью новаго ученія о Премудрости Божіей, отъ Христа отличной и святымъ отцамъ невѣдомой.

Сіе ученіе, получившее наименованіе «софіанства», особенно опасно тѣмъ, что многіе могутъ проникнуться духомъ его, не дѣлаясь прямо его послѣдователями: въ основѣ его лежитъ горделивое чувство своего достоинства передъ Богомъ, при которомъ человѣкъ является уже не смиреннымъ рабомъ Божіимъ, а существомъ необходимымъ для Самого Господа Бога, которому Господь воздаетъ не только по Своей милости, но и по принадлежащему человѣку праву.

Нѣтъ нужды говорить, насколько сей духъ противенъ духу евангельскому и насколько тотъ, кто причастенъ сему ученію или напоенъ его духомъ, удаляется отъ Православія и становится чуждъ ему по своему духовному настроенію.

Многіе также, пребывая въ лонѣ Святой Церкви, обращаются къ разнымъ противнымъ христіанству ученіямъ, увлекаясь теософіей, кабалистическими науками, спиритизмомъ, занимаясь вызываніемъ мертвыхъ или уча о перевоплощеніи ихъ, быть можетъ не вѣдая, что тѣмъ они становятся противниками Христіанства и отпадаютъ отъ Церкви.

Всѣ эти ученія противорѣчатъ основнымъ догматамъ Христіанства и являются тѣмъ болѣе опасными, что подпадающіе подъ вліяніе ихъ не замѣчаютъ скрытаго въ нихъ яда. Посему должно твердо противостать всѣмъ соблазнамъ и искушеніямъ, идущимъ отъ сѣятелей лжи и нечестія. Ополчились нынѣ всѣ враги Православія, мнящіе, что съ паденіемъ православнаго русскаго царства настало благопріятное время для ихъ успѣховъ. Усилили свою дѣятельность различныя сектантскія общества, прикрывающіяся Христовымъ именемъ, а въ дѣйствительности извращающія Христово ученіе. Каждое изъ нихъ утверждаетъ, что лишь оно является носителемъ истиннаго Христова евангелія и отвергаетъ святую Церковь съ богоустановленной іерархіей ея и совершаемыми ею таинствами. О сихъ модныхъ учителяхъ предрекло Слово Божіе, указавшее, что «будетъ время, когда здравого ученія принимать не будутъ, но по своимъ похотямъ будутъ избирать себѣ учи/с. 698/телей, которые льстили бы слуху; и Отъ истины отвратятъ слухъ и обратятся къ баснямъ» (2 Тим. IV, 3, 4).

Не менѣе развиваютъ свою пагубную работу масонскія организаціи, часто притворно ревнующія о добродѣтели, но пытающіяся осуществить ее не во имя Христово. Заимствуя изъ Христіанства отдѣльныя положенія его нравственнаго ученія, они завлекаютъ въ масонскія сѣти чадъ Церкви, пытаясь тщетно создать христіанство безъ Христа. Многіе, вступившіе въ масонскія ложи, были привлечены туда лишь добрыми идеями, выставляемыми напоказъ масонствомъ, тщательно старающимся скрыть отъ непосвященныхъ въ его тайны, что оно является злѣйшимъ врагомъ Христіанства, на разрушеніе коего направляетъ всѣ свои силы. Посему всѣ вступившіе въ масонскія ложи или на ихъ службу, въ какихъ бы званіяхъ ни находились, являются сознательными или безсознательными дѣятелями противъ христіанства и, какъ враги Христовы, подлежатъ изверженію изъ Церкви. Кто по заблужденію вступилъ въ сіе сообщество и созналъ гибельность своего поступка, пусть поспѣшитъ разорвать эти сѣти и исповѣдуетъ свой грѣхъ передъ духовенствомъ, ибо, оставаясь далѣе въ масонскомъ обществѣ, онъ дѣлается сознательнымъ врагомъ Церкви.

Съ особымъ упорствомъ и исключительной хитростью ведетъ нынѣ борьбу противъ Православія католичество. Правда и въ средѣ его есть много лицъ искренно и безкорыстно помогающихъ обездоленнымъ русскимъ, память о которыхъ будетъ съ благодарностью храниться послѣдними. Но, къ глубокому прискорбію, мы должны признать, что общее направленіе крайне враждебно Православію. Вмѣсто того, чтобы обратить свои силы на того врага, который яростно борется съ самою сущностью Христіанства и стремится уничтожить все, чѣмъ оно обогатило міръ, руководители католичества, пользуясь тяжелыми обстоятельствами, въ которыхъ находятся православные люди, дѣлаютъ всевозможныя ухищренія и попытки уничтожить или по крайней мѣрѣ ослабить Православіе. Въ однихъ мѣстахъ они пользуются для этого своею силою и положеніемъ, отбираютъ у православныхъ храмы, насильственно обращая ихъ въ католическіе. Въ другихъ — борьба съ Православіемъ ведется болѣе утонченнымъ способомъ. Находящимся въ нуждѣ оказывается матеріальная помощь или предоставляется хорошая служба при условіи перемѣны ими вѣры. Дѣтямъ православнымъ широко раскрываются двери конвентовъ и другихъ учебныхъ заведеній, гдѣ искусными пріемами нашихъ дѣтей отвращаютъ отъ Православія. Особенно же хитрымъ и лукавымъ способомъ обращенія православныхъ въ католичество является устройство такъ называемаго «восточнаго обряда». Зная, насколько русскимъ непріемлема унія, самое названіе которой вызываетъ тяжелыя воспоминанія объ угнетеніи юго-западнаго края като/с. 699/ликами, а также понимая, что проповѣдь католичества въ его чистомъ видѣ не будетъ имѣть успѣха въ Россіи, Ватиканъ нынѣ создаетъ «католичество восточнаго обряда», которое есть въ сущности тоже, только скрытое, католичество. Духовенство этой вѣтви носитъ богослужебныя, какъ и обычныя, одѣянія совершенно такія же, какъ и православное духовенство, совершаетъ богослуженіе, съ внѣшней стороны не отличающееся отъ православнаго, и устраиваетъ для того храмы въ восточномъ православномъ стилѣ. Однако все это устраивается лишь для прельщенія православныхъ, которыхъ вначалѣ даже увѣряютъ, что католичество и православіе въ сущности одно и тоже, пользуясь въ этомъ случаѣ принципомъ «цѣль оправдываетъ средства».

Православные должны знать, что въ дѣйствительности «восточный обрядъ» созданъ для разрушенія Православія и потому надо остерегаться всякаго общенія съ нимъ и ни въ чемъ не оказывать содѣйствія ему, чтобы не стать пособникомъ враговъ Православной Церкви.

Съ прискорбіемъ должно отмѣтить, что многихъ перестало страшить открытое отпаденіе отъ Церкви. Одни равнодушно относятся ко всѣмъ вѣроисповѣданіямъ, ничего не видя въ нихъ, кромѣ внѣшней обрядности, другіе увлекаются ученіемъ самозванныхъ проповѣдниковъ, думая отъ нихъ узнать истинные путь въ Царствіе Божіе, иные же соблазняемые исключительно выгодами, которыя они думаютъ получитъ отъ перехода въ другую вѣру, по этимъ корыстнымъ побужденіямъ оставляютъ Православную Церковь и вступаютъ въ различные секты и неправославныя вѣроисповѣданія. Да вспомнятъ сіи, оставльшіе правый, путъ, словеса Господни: «Иже отвержется Мене предъ человѣки, отвергнуся его и Азъ предъ Отцомъ Моимъ, Иже на небесѣхъ» (Мат. X, 33) и «кая бо польза человѣку, аще пріобрящетъ міръ весь и отщетитъ душу свою... Иже бо аще постыдится Мене и Моихъ словесъ въ родѣ семъ прелюбодѣйнемъ и грѣшнемъ и Сынъ Человѣческій постыдится его, егда пріидетъ въ славѣ Отца Своего со ангелы святыми» (Мр. VIII, 36-38). Пусть не говорятъ они, что отрекаются не отъ Христа, а только отъ Православной Церкви: «Аще же и Церковь преслушаетъ, буди тебѣ якоже язычникъ и мытарь» (Мат. XVIII, 17) сказалъ Господь, показавъ тѣмъ, что отвергшіеся созданной Христомъ Святой Церкви, отвергаются Его Самого.

Истинность святой Православной вѣры свидѣтельствуется и въ наши дни многочисленными знаменіями и чудесами, совершающимися и у обновившихся въ наши дни иконъ, и святыми угодниками, просіявшими въ близкія къ намъ времена. Кто дерзнетъ сказать, что не истинная Божія Церковь есть та, которая возрастила и въ которой прославился преподобный Серафимъ Саровскій? Кто осмѣлится утверждать, что безблагодатна Церковь, которую Богъ прославляетъ чу/с. 700/деснымъ обновленіемъ иконъ, совершающимся предъ глазами многихъ? Только ожесточенность сердца и духовное ослѣпленіе могутъ дѣлать людей сознательными врагами Православія. Грозенъ будетъ судъ на таковыхъ.

Также тяжко грѣшатъ тѣ, которые крестятъ дѣтей своихъ въ иной вѣрѣ. Православная Церковь не напрасно установила крещеніе въ дѣтскомъ возрастѣ, слѣдуя словамъ Христовымъ «оставьте дѣтей приходить ко Мнѣ и не браните имъ» (Mp. X, 14). Долго не крестящіе дѣтей оставляютъ ихъ безъ дѣйствія благодати Божіей и подвергаютъ ихъ опасности умереть некрещенными. Выростая же некрещенными, такія дѣти особенно подвержены всякому дурному вліянію и являются наилучшей почвой для насажденія безбожничества. Лишенные познанія истины въ дѣтствѣ, многіе изъ нихъ утвердятся въ благочестіи. Они погибнутъ для вѣчной жизни, а тѣлесные ихъ родители явятся духовными убійцами ихъ. Никакими соображеніями нельзя оправдать такихъ поступковъ родителей. Никакія земныя выгоды не замѣнятъ потеряннаго вѣчнаго спасенія. Но и разсчеты могутъ оказаться весьма невѣрными. Быть можетъ уже недалекъ тотъ часъ, когда настанетъ снова благоденствіе Россіи. Тогда отступившіе отъ Православія будутъ скорбѣть, что остались внѣ тѣсной духовной связи со своей Родиной. Думающіе, что Россія можетъ когда либо стать неправославной, жестоко ошибаются. Россія жила и возвеличилась Православіемъ, имъ же возродится и спасется. Русскій народъ широко раскрываетъ свои двери обитающимъ въ его предѣлахъ инородцамъ и оставляетъ ихъ совѣсти полную свободу въ исканіяхъ истинной вѣры, но отступниковъ отъ Православія она не считаетъ больше сынами Россіи и относится къ нимъ, какъ къ измѣнникамъ вѣрѣ, народу и Родинѣ. Измѣнившіе Православію и Россіи во дни лихолѣтія и страданія, покроютъ свое имя вѣчнымъ безславіемъ, подобно тѣмъ, кто измѣнили ей въ первое лихолѣтіе. «Тѣмъ же убо, братіе, стойте и держите преданіе», твердо стойте въ вѣрѣ православной. Стояніе въ вѣрѣ православной должно заключаться не въ одномъ лишь точномъ исповѣданіи ученія Православной Церкви, а и въ жизни сообразно вѣрѣ. Посему оплачемъ грѣхи и преступленія наши, которыми мы осквернили себя, навлекли на себя праведный гнѣвъ Божій, покаемся въ нихъ отъ всего сердца.

Прежде всего вспомнимъ тотъ грѣхъ, который, какъ тяжкое бремя, лежитъ на всемъ Русскомъ народѣ, поскольку онъ является однимъ организмомъ, и который служитъ, быть можетъ, главною причиной теперешнихъ бѣдствій его и нашего изгнанія съ Родины. Грѣхъ тотъ есть измѣна Помазаннику Божію, коей запятнали себя творцы и вдохновители нашей революціи.

Вспомнимъ, какъ отнеслись мы всѣ къ тѣмъ событіямъ, которыя погубили Россію, какъ многіе радостно привѣтство/с. 701/вали захватъ власти возставшими на Государя и отверглись отъ Того, Кого незадолго передъ тѣмъ всюду восторженно встрѣчали. Понося, слушая и распространяя клеветы на невиннаго страдальца, русскіе люди позволили врагамъ Россіи лишить Его свободы и сослать вглубь страны, оставивъ беззащитнымъ въ рукахъ преступниковъ. Мученическая смерть Царской Семьи явилась непосредственнымъ слѣдствіемъ тѣхъ преступленій и лежитъ на совѣсти не только тѣхъ, кто непосредственно участвовалъ въ этомъ величайшемъ злодѣяніи, но и на всѣхъ насъ, поскольку мы не приняли мѣръ для того, чтобы уберечь Государя отъ руки преступныхъ убійцъ.

Пролитая праведная кровь вопіетъ отъ земли къ Богу, какъ кровь Авеля, и свидѣтельствуетъ противъ тѣхъ, кто виновенъ въ ея пролитіи. Пусть каждый, не оправдывая себя, покается, усердно моля Бога о прощеніи сего великаго грѣха себѣ и всему Русскому народу и вознося молитвы о упокоеніи убіенныхъ Царственныхъ Мучениковъ и всѣхъ невинно съ ними пострадавшихъ. Вмѣстѣ съ тѣмъ будемъ молить Бога, чтобы Онъ, облекши нетлѣнною славою Царя-Мученика, проявилъ милость Свою Русскому народу и возвратилъ на Престолъ Россійскій Своего Помазанника, Православнаго Царя.

Будемъ усердно возносить Богу молитвы, чтобы Онъ ускорилъ спасеніе нашего Отечества и сдѣлалъ насъ достойными, возвращенія на освобожденную Родину.

Испытаемъ себя и спросимъ, достойны ли мы, живущіе въ изгнаніи, не только небеснаго, но и земного нашего отечества? Хранимъ ли мы тамъ, гдѣ должно возвѣщать всѣмъ свѣтъ Православія, добрые нравы, отъ предковъ завѣщанные? Взглянемъ на жизнь нашу и восплачемъ и возрыдаемъ о нашихъ грѣхахъ. Вмѣсто братолюбія, любви и взаимнаго согласія, по которымъ можно опредѣлить кто суть ученики Христовы, въ насъ господствуютъ себялюбіе, раздоры и раздѣленія. Каждый ревнуетъ лишь о своемъ благѣ, не останавливаясь передъ тѣмъ, чтобы нанести вредъ другимъ и даже оклеветать своего ближняго. Мы какъ бы нарочно изыскиваемъ причины и поводы къ распрямъ: о чемъ бы мы ни заговорили, за какое бы доброе дѣло ни принялись русскіе люди, сейчасъ же возникаютъ пагубныя страсти и начинаются распри. Особенно касается это дѣлъ общественныхъ, гдѣ каждый мнитъ свои взгляды почти непогрѣшимыми, а предлагаемыя мѣры — единственно спасительными для Отечества. Поэтому, вмѣсто всеобщаго объединенія русскихъ людей для борьбы съ врагами Родины, мы видимъ, что одни изъ ревности не по разуму, а другіе, сдѣлавъ изъ избранныхъ ими вождей кумировъ и вѣря въ партійныя программы, какъ въ непреложныя истины, ведутъ ожесточенную борьбу съ людьми, сродными имъ по духу и по образу мыслей, забывая про общаго дѣйствительнаго врага. Мы стали, благодаря тому, посмѣшищемъ среди народовъ, недоумѣвающихъ, какъ мы не вразумились постигшими насъ бѣдами.

/с. 702/ Ослабленіе нравственныхъ устоевъ особенно коснулось области семейной. Неразрывный союзъ супруговъ, давшихъ въ церкви обѣщаніе вѣрности другъ другу, нынѣ расторгается весьма часто съ легкимъ сердцемъ и безъ всякаго зазрѣнія совѣсти. Церковная власть, не одобряя разводовъ, но снисходя къ немощи чадъ своихъ и принимая во вниманіе исключительныя обстоятельства нынѣшней жизни, значительно облегчила полученіе разводовъ. Но разнузданность принимаетъ размѣры угрожающіе: для многихъ утратилось понятіе святости брака, и они, для расторженія своего брачнаго союза, выставляютъ вымышленныя причины, допуская даже клятвопреступленіе. Многіе, проживши десятки лѣтъ въ добромъ супружествѣ и заматорѣвшіе въ днехъ своихъ, увлекаются похотью и покрыли главы свои позоромъ, болѣе замѣтнымъ, чѣмъ ихъ сѣдины, а иные уже въ юномъ возрастѣ привыкли взирать на бракъ, какъ на кратковременное наслажденіе, длящееся, пока не намѣтится новое. Многіе опустились еще ниже, живя въ сожительствѣ не благословенномъ Церковью, иногда даже имѣя законныхъ супруговъ. Нѣкоторыя такія сожительства и самовольныя оставленія супруговъ, думаютъ покрыть заключеніемъ соотвѣтствующихъ сдѣлокъ въ гражданскихъ учрежденіяхъ, т. е. такъ называемымъ гражданскимъ бракомъ, гдѣ таковые имѣются. Должно однако помнить, что гражданскія учрежденія, узаконяя правовыя отношенія, не могутъ освятить или благословить ихъ супружескаго союза, и совершенные въ нихъ акты не дѣлаютъ менѣе грѣшными лицъ, соединяющихся безъ благословенія Церкви. Мнящіе себя оправдать передъ людьми, пусть внемлютъ слову Господню: «иже есть въ человѣцѣхъ высоко, мерзость есть передъ Богомъ»(Лк. XVI, 15).

Блудно живущіе пусть не забываютъ, что «безмѣрна есть блудно живущимъ мука». Грѣхи безнравственности не только губятъ душу и тѣло, грѣшащихъ ими, но и гибельно отзываются на будущемъ поколѣніи. Не говоря уже о природныхъ недостаткахъ, часто бывающихъ у дѣтей по грѣхамъ родителей, дѣти, выростающіе безъ сознанія святости семейнаго союза, носятъ въ себѣ то растлѣніе, которое съ такою силою проявляясь уже въ нынѣшнемъ поколѣніи, еще сильнѣе можетъ сказаться въ будущемъ. Воспитаніе дѣтей есть одна изъ важнѣйшихъ задачъ не однихъ только родителей, но и всего общества. Многія русскія дѣти учатся и воспитываются нынѣ въ различныхъ иностранныхъ заведеніяхъ, которыя иногда даютъ прекрасныя знанія отдѣльныхъ наукъ и предметовъ, но не могутъ воспитать ребенка въ православной вѣрѣ и любви къ Россіи.

Уже сейчасъ многіе изъ подрастающаго поколѣнія воспитываются чуждыми Россіи и враждебными Православію; есть среди нихъ такіе, которые готовятся, при наступившей возможности, сѣять на Руси тѣ ядовитыя сѣмена, которыми сами напитались, выростая на чужбинѣ. Кто виноватъ въ томъ, /с. 703/ что эти дѣти въ будущемъ, быть можетъ, принесутъ много зла своему Отечеству? Кто, какъ не тѣ родители, которые, стараясь дать дѣтямъ знанія, необходимыя для возможности имѣть въ будущемъ заработокъ, не потрудились прежде всего позаботиться воспитать ихъ православными и русскими.

Долгъ Русскаго Зарубежья сохранить духовныя цѣнности Святой Руси и передать ихъ будущимъ поколѣніямъ, подготовить ихъ для службы возрожденной Великой Россіи.

Для сего должно стремиться къ созданію по всему зарубежью русскихъ школъ и по возможности исключительно въ нихъ воспитывать своихъ дѣтей; при полной невозможности сдѣлать это, — устраивать воскресныя школы или собирать отдѣльно группами дѣтей для обученія ихъ православной вѣрѣ, русскому языку и русской исторіи. Лица, смогшія сохранить или скопить себѣ имущественный достатокъ, должны въ первую очередь пріити здѣсь на помощь и показать себя достойными сынами своей Родины, потрудившись въ устройствѣ учрежденій для воспитанія молодежи и призрѣнія брошенныхъ дѣтей, а также въ заботахъ о неимущихъ братьяхъ, особенно престарѣлыхъ и увѣчныхъ.

Нынѣшніе дни тяжелыхъ испытаній требуютъ отъ каждаго вѣрности своему долгу предъ Церковью и Отечествомъ и наивысшаго проявленія жертвенности и самоотреченія. Каждый пусть дѣлаетъ по силѣ и возможности, какими онъ располагаетъ.

Съ отрадою мы видимъ, что среди насъ на чужбинѣ многіе, не щадя своихъ силъ, здоровья, средствъ и времени, трудятся на пользу Церкви, для помощи нуждающимся и для дѣла спасенія Родины. Отдаются послѣднія лепты для построенія и благолѣпія храмовъ, которые благоукрашаются благоговѣйными руками. Иныя заботливыя руки отогрѣваютъ и одѣваютъ неимущихъ крова и одѣянія, давая имъ вмѣстѣ съ тѣлесною пищею и духовное подкрѣпленіе. Многіе оставшіеся безъ призора дѣти обрѣли словно новыхъ родителей, неустанно о нихъ пекущихся. Не оскудѣваетъ и ревность объ общемъ дѣлѣ и особенно спасеніи Россіи, для которой многіе жертвуютъ и своей жизнью. Да будетъ благословеніе Господне на таковыхъ.

А вы, несущіе тяжкія бремена бѣдности и лишеній и изнемогающіе отъ трудовъ и скорбей, смиритесь подъ крѣпкую руку Божію, да вознесетъ васъ во время. Помните, что еще большія страданія терпятъ братія наши, подъ игомъ сущіе. Видитъ Богъ ваши слезы, слышитъ вздохи и воздастъ вамъ въ свое время.

Ободритесь и воодушевитесь, православные русскіе люди, И въ условіяхъ нашей жизни есть подвигъ Россіи, такой путь подвига, который возвратить намъ ее скорѣе, чѣмъ какія иныя средства.

/с. 704/ Путь спасенія нашего Отечества лежитъ черезъ подвигъ нашего личнаго усовершенствованія. Поработители Россіи подняли знамя безбожія и вооружились оружіемъ духовъ злобы. Наше знамя — святой животворящій крестъ и доспѣхами нашими должны бытъ добродѣтели, указываемыя словомъ Божіимъ. Возрожденіе нашей Родины должно начаться съ духовнаго возрожденія каждаго изъ насъ въ отдѣльности. Борьба съ нынѣшнею властью въ многострадальномъ Отечествѣ есть борьба двухъ началъ, борьба вѣры и безвѣрія, борьба безбожія съ вѣрою въ Бога. Чтобы находиться въ станѣ свѣта и правды и дѣлать святое дѣло, нужно очиститься и переродиться внутренно. Невозможно бороться со зломъ внѣ себя, будучи, внутренно исполненнымъ имъ. Господь указалъ, что родъ діавольскій изгоняется только молитвою и постомъ (Мѳ. XVII, 21; Mp. IX, 29). Вооружившись ими, прилежа неукоснительному участію въ богослуженіяхъ и чтеніи Слова Божія, будемъ стараться въ жизни своей воплощать ученіе Христово, неуклонно исполняя всѣ предписанія Церкви. Внося «той же духъ вѣры» въ дѣла не только личныя, но семейныя и общественныя, мы будемъ сами крѣпнуть духомъ, а примѣромъ своимъ увлекать за собою и другихъ, благотворно вліяя одинъ на другого и создавая тѣмъ общество крѣпкое духомъ и способное къ подвигу. Лишь ища Царствія Божія и правды его, мы сможемъ стать истиными борцами противъ царства сатаны и неправды и способны будемъ сдѣлаться строителями воскрешенной Великой Россіи. Строительство Святой Руси доступно лишь тѣмъ, кто дышетъ духомъ ея правовѣрія и благочестія. Такъ неразрывно связаны между собою наши отечества небесное и земное. Преуспѣвая въ нравственной жизни, мы подготовляемъ себя къ будущей и въ то же время приближаемъ сроки освобожденія Родины. Когда русскій народъ охватитъ волна покаянія, тогда прійдетъ спасеніе. Тогда пошлетъ Господь благословеніе на дѣла и намѣренія наши.

И благословенъ станетъ нашъ путь. Не откажетъ уже Богъ вамъ въ нашихъ прошеніяхъ и услышитъ ваши молитвы. Тогда мы сами по чистотѣ нашихъ намѣреній и дѣяній примемъ силу отъ Бога, и будетъ наше движеніе на врага вихремъ, сметающимъ его на нашемъ пути, какъ пыль; передъ малой горстью нашей не устоятъ его полчища. Отниметъ тогда Господь сердце у враговъ нашихъ и, предавъ ихъ намъ въ руки, приведетъ насъ на Родину, гдѣ поставятъ насъ на служеніе правдѣ и дастъ намъ излѣчить раны нашего Отечества и нашихъ израненныхъ и безмѣрно пострадавшихъ братьевъ.

Близокъ всему конецъ. Цѣломудритесь и трезвитесь въ молитвахъ. Обратитесь ко Господу всѣмъ сердцемъ своимъ въ постѣ, плачѣ и рыданіи, да смилуется надъ нами. Тогда возревнуетъ Господь о землѣ Своей и пощадитъ народъ Свой. Тогда прійдутъ вновь лѣта благопріятныя на землю нашу, прежде Отечества небеснаго узримъ во словѣ Отечество наше /с. 705/ земное. Если же мы не вразумимся, въ печаляхъ умремъ, и самое имя наше можетъ изгладиться изъ книги живущихъ на землѣ.

Русь Зарубежная! Внимай Слову Господню: «животъ и смерть дахъ передъ лицемъ вашимъ, благословеніе и клятву. Избери животъ, да живеши ты и сѣмя твое» (Второзак. XXX, 19).

Источникъ: Дѣянія Второго Всезарубежнаго Собора Русской Православной Церкви заграницей съ участіемъ представителей клира и мірянъ, состоявшагося 1/14 – 11/24 августа 1938 года въ Сремскихъ Карловцахъ въ Югославіи. — Бѣлградъ: Типографія «Меркуръ», 1938. — С. 696-705.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.