Церковный календарь
Новости


2017-07-20 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Василиса Прекрасная (1921)
2017-07-20 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Морозко (1921)
2017-07-20 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Гробовщикъ (1921)
2017-07-20 / russportal
А. С. Пушкинъ. "Повѣсти Бѣлкина". Отъ издателя (1921)
2017-07-20 / russportal
К. П. Побѣдоносцевъ. "Московскій Сборникъ". Знаніе и дѣло (1896)
2017-07-20 / russportal
К. П. Побѣдоносцевъ. "Моск. Сборникъ". Болѣзни нашего времени (1896)
2017-07-19 / russportal
Cвт. Іоаннъ Шанхайскій. Общественное служеніе христіанъ (1994)
2017-07-19 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Англикане и Православная Церковь (1964)
2017-07-19 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Золотая рыбка (1921)
2017-07-19 / russportal
"Русскія дѣтскія сказки". Журавль и цапля (1921)
2017-07-19 / russportal
Н. В. Гоголь. Письмо къ Аркадію Осиповичу Россети (1921)
2017-07-19 / russportal
Н. В. Гоголь. Майская ночь, или утопленница (1921)
2017-07-18 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 3-я (1903)
2017-07-18 / russportal
Преп. Епифаній Премудрый. Житіе преп. Сергія Радонежскаго. Глава 2-я (1903)
2017-07-18 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рождественскій). «Житіе преп. Сергія». Глава 12-я (1904)
2017-07-18 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рождественскій). «Житіе преп. Сергія». Глава 11-я (1904)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 20 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Исторія Церкви

Отвѣтное посланіе Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода ко Вселенской Патріархіи.

Святѣйшему Архіепископу Константинополя, Новаго Рима, и Вселенскому Патріарху Господину Господину Іоакиму III со Святымъ и Священнымъ Сѵнодомъ Великой Христовой Церкви Константинопольской посылаемъ братское во Христѣ лобзаніе.

Съ особою радостію и любовью получилъ Святѣйшій Сvнодъ Всероссійскій почтенное и духоносное посланіе Вашего Святѣйшества и Священнаго Вашего Синода, запечатлѣнное обычною на каѳедрѣ Златоуста ревностью о благѣ Церкви Божіей и неизмѣннымъ попеченіемъ о спасеніи всѣхъ, равно какъ и особою любовью и близостью къ Церкви Россійской; и по внимательномъ изслѣдованіи и разсужденіи, подвизается отвѣтствовать любви Вашей и сообщить Вамъ свое мнѣніе по вопросамъ, столь благовременно поставленнымъ Вашею мудрою попечительностью.

/с. 251/ Прежде всего, памятуя слова Псалмопѣвца: «се что добро или что красно, но еже жити братіи вкупѣ» и заповѣдь Апостола: «блюсти единеніе духа въ союзѣ мира», мы съ любовію лобызаемъ Боголюбезную мысль Вашу о необходимости упрочить единеніе и расширить кругъ взаимообщенія между сестрами по вѣрѣ — святыми Божіими православными церквами помѣстными, полагая, что только во взаимной любви и въ постоянномъ и дѣятельномъ общеніи между собой найдутъ святыя Церкви надежную себѣ опору и силы для ихъ великой «брани противъ міроправителей тьмы вѣка сего, духовъ злобы поднебесныхъ», противъ невѣрія, индифферентизма и прочихъ зловредныхъ вѣяній. Самымъ же лучшимъ и совершеннѣйшимъ выраженіемъ этой святой братской любви и блаженнѣйшаго общенія Божіихъ церквей и самымъ дѣйственнымъ средствомъ къ врачеванію нашихъ общественныхъ нестроеній были бы, несомнѣнно, нарочитыя собранія православныхъ епископовъ, въ особенности предстоятелей Церквей, и ихъ непосредственное «усты къ устомъ» совѣщаніе по вопросамъ, въ данное время волнующимъ ихъ духовную паству. Если епископы, по влеченію ихъ сердца, подвизаемые лежащимъ на нихъ архипастырскимъ долгомъ, соберутся во едино и, нелицемѣрно мысля себя предъ лицемъ Самого Христа, неложно обѣщавшагося быть среди собравшихся во имя Его, въ чистой совѣсти и единодушной молитвѣ произнесутъ всенародно исповѣданіе вѣры своей или постановятъ рѣшеніе, врачующее церковныя нестроенія и язвы; то Духъ Святый, живущій въ Церкви Вселенской и движущій ею, несомнѣнно говоритъ въ такомъ случаѣ устами молитвенно собравшихся епископовъ, хотя бы каждый изъ нихъ и сознавалъ себя грѣшнѣйшимъ изъ людей. И если нѣкогда поколебалось мѣсто, гдѣ собрана была церковь молившаяся и дерзновенно призывавшая всесильную Десницу Промыслителя на окружившихъ ее враговъ, то несомнѣнно и теперь «много можетъ совокупная молитва» предстоятелей Церквей и противъ, дерзновенно провозглашеннаго ихъ соборомъ исповѣданія вѣры ихъ не устояли бы никакія враждебныя силы, и жизнь церковная, нашедши себѣ столь яркое выраженіе, несомнѣнно заблистала бы неизъяснимымъ свѣтомъ предъ лицемъ всего міра и повлекла бы къ себѣ сердца всѣхъ ищущихъ истины, пробудивъ въ то же время и дремлющую совѣсть рожденныхъ въ вѣрѣ, но забывшихъ ее и охладѣвшихъ къ ней. Но какъ бы ни было вожделѣнно такое собраніе всѣхъ епископовъ православныхъ, — въ настоящее время, когда святыя церкви помѣстныя раздѣлены между собою границами государствъ, и когда всякое междуцерковное отношеніе по необходимости затрогиваетъ и отношенія междугосударственныя, едва-ли осуществимо такое собраніе епископовъ и такое всенародное и вселенское обсужденіе ими церковныхъ вопросовъ. О немъ пока можно молиться и его желать. Ближайшей же задачей святыхъ помѣстныхъ православныхъ церквей и ихъ мудрыхъ предстоятелей является — по возможности приближаться къ указанному свѣтлому идеалу древне-церковнаго вселенскаго общенія, поддерживая между собою постоянную и живую связь посредствомъ письменныхъ и другихъ сношеній, обмѣниваясь братскими посланіями по случаю всякихъ радостныхъ и печальныхъ событій въ своей церковной жизни, испрашивая братскихъ совѣтовъ и указаній въ случаяхъ затруднительныхъ, дѣлясь съ прочими своимъ опытомъ въ веденіи дѣлъ церковныхъ. Въ особенности же необходимъ такой обмѣнъ /с. 252/ мнѣній между сестрами-церквами въ вопросахъ, касающихся существа вѣры и основоположеній настоящаго церковнаго устройства, или же имѣющихъ междуцерковный характеръ. Пусть въ тѣхъ случаяхъ, когда предстоитъ въ помѣстной церкви какая-либо реформа, глубоко затрогивающая установившійся церковный строй, когда надлежитъ произнести или уже произнесено сужденіе о какомъ-нибудь новомъ религіозномъ движеніи, въ особенности, если вліяніе его можно предполагать и за границами данной церкви, пусть тогда предстоятель этой церкви, посредствомъ посланія или иначе, извѣститъ предстоятелей и другихъ помѣстныхъ православныхъ церквей, прося у братской опытности ихъ совѣта и поставляя ихъ въ извѣстность о происшедшемъ въ его области. Такая постоянная взаимопомощь и участіе въ общей жизни несомнѣнно будетъ служить дѣйствительной и живой связью, скрѣпляющей всѣ помѣстныя церкви въ единое Тѣло, «возрастающее въ жилище Божіе Духомъ». Но и въ своей особой жизни каждая автокефальная православная церковь должна хранить всегда (какъ и теперь онѣ дѣлаютъ) память и сознаніе своего единенія съ прочими православными церквами и того, что только въ общеніи и согласіи съ ними она имѣетъ залогъ истины и вѣчной жизни, является церковію Божіею, и что, потерявъ то общеніе и единеніе, она должна погибнуть и засохнуть, какъ вѣтвь, отпадшая отъ Лозы. Постоянное и дѣятельное проведеніе въ жизнь и свою церковную практику этого начала вселенскости, воспитаніе чувства необходимости его въ своемъ церковномъ обществѣ да будутъ предметомъ особой заботливости мудрыхъ предстоятелей помѣстныхъ церквей, и неослабная и искренняя ревность ихъ, вѣримъ, не замедлитъ принести обильный плодъ на благодатной нивѣ вселенскаго единенія, оживляя въ тоже время и церковную жизнь каждой помѣстной церкви, укрѣпляя вѣру ея чадъ, совершая ихъ въ надеждѣ жизни вѣчной и взаимной любви, а вмѣстѣ съ тѣмъ являя и міру всему во всемъ блескѣ истину и силу Христовой православной вѣры.

Что касается нашихъ отношеній къ двумъ великимъ развѣтвленіямъ христіанства — латинянамъ и протестантамъ, то Россійская Церковь, вмѣстѣ со всѣми автокефальными православными церквами, всегда молится, ждетъ и пламенно желаетъ, чтобы эти нѣкогда чада Матери-Церкви и овцы единаго стада Христова, а теперь завистію вражіею отторгнутыя и заблудшія, «покаялись и пришли въ познаніе истины», чтобы они снова возвратились въ лоно святой соборной и Апостольской церкви, къ своему единому пастырю. Мы вѣримъ искренности вѣры ихъ во Пресвятую и Живоначальную Троицу, и потому принимаемъ крещеніе тѣхъ и другихъ. Мы чтимъ апостольское преемство латинской іерархіи и приходящихъ къ нашей Церкви клириковъ ихъ принимаемъ въ сущемъ ихъ санѣ (подобно тому, какъ принимаемъ армянъ, коптовъ, несторіанъ и другихъ, не утратившихъ апостольскаго преемства). «Сердце наше расширено» (2 Кор. VI, 11), и все возможное готовы мы сдѣлать, чтобы способствовать утвержденію на землѣ вожделѣннаго единства. Но, къ великому нашему сожалѣнію и общей скорби всѣхъ истинныхъ церковныхъ чадъ, въ настоящее время приходится думать не столько о смягченіи нашихъ отношеній къ западнымъ христіанамъ и о любвеобильномъ привлеченіи ихъ обществъ къ единенію съ нами, сколько о неустанной и бдительной защитѣ ввѣ/с. 253/ренныхъ намъ словесныхъ овецъ отъ непрестающихъ нападеній и многообразныхъ соблазновъ со стороны латинянъ и протестантовъ. Нашимъ возлюбленнымъ и высокочтимымъ отцамъ и братіямъ извѣстны вѣковыя вожделѣнія Рима, послужившія въ свое время причиной и отпаденія его; извѣстны въ исторіи различныя ухищренія его и явныя и тайныя, направленныя къ тому, чтобы подчинить себѣ православный Востокъ; извѣстны и нынѣ существующія и дорого стоющія школы, миссіонерскія общества, особые монашескіе ордена и прочія и прочія учрежденія, число которыхъ не перестаетъ возрастать, и единственная цѣль которыхъ уловить, если возможно, чадъ православной Церкви. Въ частности, на Россійскую Церковь давно уже направлены взоры латинства. Не имѣя возможности соблазнить нашъ простой, но благочестивый и преданный Церкви народъ, они обращаются къ членамъ высшаго аристократическаго общества, привыкшаго жить заграницей и уже много поколѣній находящагося въ постоянномъ духовномъ общеніи съ западомъ, и путемъ тайной пропаганды, путемъ литературы, печати и т. п., стараются ихъ поколебать въ вѣрѣ отцевъ и утвердить среди нихъ католичество. Обращеніе Россіи и русскаго народа составляетъ завѣтную мечту и нескрываемую цѣль стремленій современнаго папства. Поэтому, какъ бы ни были миролюбивы рѣчи латинянъ, какъ бы старательно ни выказывали и ни подчеркивали всячески они своей особенной любви и уваженія къ Православной Церкви, въ частности, къ русскому народу и государству, эти рѣчи не должны и не могутъ закрыть отъ нашего вниманія дѣйствительныхъ поползновеній Рима, и мы, по необходимости, только еще болѣе усиливаемъ нашу бдительность и нашу рѣшимость непоколебимо стоять на незыблемой почвѣ православія и не увлекаться никакими видами ложно понятаго мира, не смотря на все стремленіе наше къ единенію вѣры, заповѣданному всѣмъ христіанамъ самимъ Христомъ, Спасителемъ нашимъ.

Столь же, если еще не болѣе, неприступнымъ представляется въ настоящее время и протестантство. Не разумѣя церковной жизни и требуя себѣ внѣшнихъ осязательныхъ дѣлъ, преимущественно общественно-соціальнаго характера, протестантскія общины разсматриваютъ нашу Восточную Церковь, какъ область духовнаго застоя, безпросвѣтнаго мрака и заблужденія, не останавливаясь даже предъ обвиненіями насъ въ идолопоклонствѣ, — и потому изъ ложно понимаемой ревности о Христѣ не щадятъ матеріальныхъ средствъ и силъ на распространеніе среди чадъ Православной Церкви своихъ протестантскихъ заблужденій, не опуская случая подорвать авторитетъ православной іерархіи и поколебать въ народѣ вѣру въ святость церковнаго преданія. Религіозная исключительность и даже фанатизмъ, смѣшанный съ презрительнымъ высокомѣріемъ по отношенію къ православію, отличаетъ протестантовъ, можно сказать, болѣе, чѣмъ латинянъ. Конечно, многое въ этомъ объясняется вѣковыми предразсудками и общею узостью кругозора нѣмецкой богословской школы, а отсюда и церковныхъ дѣятелей протестантскихъ, и это налагаетъ на нашихъ ученыхъ непремѣнный долгъ раскрывать предъ сознаніемъ запада истинное величіе и подлинно христіанскую чистоту православія. Но пока это тягостное и неблагодарное сѣяніе на каменистой почвѣ культурной гордости и взаимнаго непониманія будетъ приносить свои плоды, намъ, /с. 254/ предстоятелямъ церкви, въ особенности Россійской, приходится напрягать всѣ свои силы въ борьбѣ противъ разнообразныхъ ухищреній этого опаснаго врага церкви, непрестанно молясь своему Пастыреначальнику защитить отъ него своихъ вѣрныхъ овецъ.

Инымъ нѣсколько образомъ относятся къ православію англикане. За рѣдкими исключеніями, они не стремятся совращать православныхъ христіанъ, и при всякомъ поводѣ и случаѣ стараются заявить свое особенное уваженіе святой апостольской восточной церкви, признавая ее, а не Римъ, истинною хранительницею отеческихъ преданій и въ единеніи съ нею и согласіи ища и для себя оправданія. Любовь и расположеніе не могутъ не вызывать любви и съ нашей стороны и не питать въ насъ благой надежды на возможность церковнаго единенія съ ними въ будущемъ. Но и здѣсь еще многое предстоитъ сдѣлать и выяснить, прежде чѣмъ будетъ возможно думать о какомъ-нибудь опредѣленномъ шагѣ въ томъ или другомъ направленіи. И прежде всего необходимо, чтобы желаніе единенія съ восточной православной церковію сдѣлалось искреннимъ желаніемъ не только нѣкоторой фракціи въ англиканствѣ (High Church), но и всего англиканскаго общества, чтобы другое чисто кальвинистическое теченіе, въ сущности отрицающее церковь, какъ мы ее понимаемъ, и съ особой нетерпимостью относящееся къ православію, было поглощено вышеупомянутымъ чистымъ теченіемъ и потеряло свое замѣтное, чтобы не сказать исключительное вліяніе на церковную политику и всю вообще церковную жизнь этого въ общемъ чуждаго непріязни къ намъ исповѣданія. Съ нашей стороны въ отношеніи къ англиканамъ должны быть братская готовность помочь имъ разъясненіями, обычная внимательность къ ихъ лучшимъ желаніямъ, возможная. Снисходительность къ естественнымъ при вѣковомъ раздѣленіи недоумѣніямъ, но въ то же время твердое исповѣданіе истины нашей вселенской церкви, какъ единой хранительницы Христова наслѣдія и единаго спасительнаго ковчега божественной благодати.

Такъ называемые старокатолики, мужественно поднявшіе свой голосъ противъ «любящаго начальствовать у нихъ» (3 Іоан. 9 ст.) и до сихъ поръ не перестающіе приносить всякія жертвы въ своей великой борьбѣ за истину и совѣсть, съ самыхъ первыхъ шаговъ нашли себѣ сочувствіе среди нашихъ церковныхъ дѣятелей и представителей богословской науки, изъ которыхъ нѣкоторые приняли самое живое участіе въ ихъ дѣлѣ, неустанно работая въ ихъ пользу и въ литературѣ, и на конгрессахъ. Въ отвѣтъ на общее желаніе, въ Петербургѣ учреждена была особая комиссія для изслѣдованія вопроса о старокатоликахъ и для сношенія съ ними (она существуетъ и до сихъ поръ). Наши дѣятели одушевлены были самыми лучшими чувствами къ старокатоликамъ и, понимая всю разность въ національныхъ, историческихъ, церковныхъ и пр. условіяхъ и традиціяхъ, со всякимъ терпѣніемъ относились къ возникавшимъ разногласіямъ и недоумѣніямъ старокатоликовъ и готовы были сдѣлать все, чтобы уравнять для нихъ путь къ вступленію въ церковь. Въ началѣ это вожделѣнное дѣло представлялось близкимъ и безъ особыхъ трудностей осуществимымъ. Но время идетъ. Главные столпы старокатолическаго движенія, воспитанные, хотя и не въ православныхъ, но все же церковныхъ преданіяхъ, одинъ за другимъ сходятъ съ жизненной арены, уступая мѣсто новымъ людямъ, столь же, можетъ быть, искрен/с. 255/нимъ и самоотверженнымъ, но не столь твердымъ въ церковности, не жившимъ церковною жизнію; а окружаетъ ихъ по преимуществу міръ протестантскій, съ которымъ они къ тому же близки и по языку, и по общей гражданской жизни, и по университетскому образованію, и по самой, наконецъ, борьбѣ съ Римомъ. Этимъ новымъ людямъ, не особенно твердымъ въ церковности, при удаленности отъ Востока и неясномъ представленіи о немъ, міръ протестантскій, естественно, можетъ показаться и сроднымъ и близкимъ, и нелегко имъ устоять противъ его незамѣтнаго, но постояннаго вліянія. Вотъ почему и наша россійская церковь, не переставая и теперь сочувствовать и удивляться старокатоликамъ и всячески содѣйствуя ихъ достохвальному исканію церковной истины, начинаетъ съ нѣкоторой тревогой смотрѣть на будущее этого движенія: устоятъ ли старокатолики въ своемъ первоначальномъ рѣшеніи принадлежать только подлинной вселенской церкви и стремиться къ единенію съ нею, или же, увлекшись заманчивой и столь свойственной раціоналистическому Западу мечтой возстановить истинную Церковь у себя дома своими научными силами и своимъ разумомъ, уклонятся на распутія протестантства, къ великому горю всѣхъ своихъ искреннихъ друзей?.. Задача наша по отношенію къ нимъ должна состоять, по нашему мнѣнію, въ томъ, чтобы, не полагая имъ лишнихъ преградъ къ единенію неумѣстною нетерпимостью и подозрительностью, но и не увлекаясь понятнымъ желаніемъ имѣть полезныхъ и многоученыхъ союзниковъ противъ Рима, серьезно и твердо, по совѣсти и предъ Христомъ, раскрыть имъ нашу вѣру и неизмѣнное убѣжденіе въ томъ, что только наша восточная православная Церковь, неповрежденно сохранившая всецѣлый залогъ Христовъ, — есть въ настоящее время Церковь вселенская, и тѣмъ на самомъ дѣлѣ показать имъ, чтó они должны имѣть въ виду, и на чтó рѣшиться, если дѣйствительно вѣрятъ въ спасительность пребыванія въ Церкви и искренно желаютъ единенія съ нею. Наша любовь и наша молитва должны сдѣлать эти нелегкія для гордаго ума условія удобoпріемлемыми для старокатоликовъ.

Наконецъ, и вопросъ о перемѣнѣ или только о нѣкоторомъ преобразованіи календаря точно также не мало и уже давно волнуетъ умы православныхъ и въ нашей странѣ. По повелѣнію Благочестивѣйшаго Государя нашего нарочито для изслѣдованія этого вопроса при Императорской академіи наукъ образована особая комиссія изъ ученыхъ представителей различныхъ, имѣющихъ сюда отношеніе, отраслей знанія. Но работы этой комиссіи, весьма многосложныя и разностороннія, до сихъ поръ еще не закончены, и послѣдняго вывода ихъ заранѣе сказать нельзя. Нужно только, по нашему мнѣнію, имѣть въ виду, что вопросъ этотъ имѣетъ много сторонъ, допускающихъ неодинаковое освѣщеніе и рѣшеніе. Примѣненіе новаго стиля въ одномъ гражданскомъ лѣтосчисленіи, безъ измѣненія Пасхаліи и безъ передвиженія церковныхъ праздниковъ и съ однимъ переименованіемъ чиселъ примѣнительно къ новому стилю (т. е., тотъ день, который теперь помѣчается, напримѣръ, 6 января, тогда будетъ помѣчаться 19, но останется праздникомъ Богоявленія), конечно, особенно не затронетъ церковныхъ интересовъ, такъ какъ въ церковной практикѣ останется во всей силѣ календарь Юліанскій (только праздникъ Новолѣтія совпадетъ тогда не съ праздникомъ Обрѣзанія Господня, а съ памятью святаго мученика Вонифатія 19 декабря /с. 256/ стараго стиля, какъ это и практикуется, напримѣръ, въ православной японской церкви, которой приходится помѣчать свои праздники новымъ стилемъ, дѣйствующимъ въ Японіи). Но, если затронуть вопросъ о чисто научной состоятельности того или другого лѣтосчисленія, то болѣе авторитетные ученые у насъ склоняются скорѣе въ пользу Юліанскаго календаря, допуская лишь нѣкоторыя поправки въ немъ, а отнюдь не замѣну его менѣе осмысленнымъ, по ихъ заключенію, календаремъ Григоріанскимъ. Этотъ авторитетный голосъ ученыхъ заставляетъ и насъ, блюстителей Церкви, съ большою осторожностью относиться къ желанію нѣкоторыхъ перемѣнить календарь, если при этомъ разумѣть перемѣну и Пасхаліи и всего церковнаго лѣтосчисленія. Такая перемѣна, колеблющая исконный и много разъ освященный Церковію порядокъ, несомнѣнно сопровождалась бы нѣкоторыми потрясеніями въ церковной жизни, а между тѣмъ въ настоящемъ случаѣ такія потрясенія не находятъ для себя достаточнаго оправданія ни въ исключительной правотѣ предлагаемой реформы, ни въ назрѣвшей церковной потребности. Посему, мы съ своей стороны стояли бы за сохраненіе въ церковной практикѣ календаря Юліанскаго, допуская въ крайнемъ случаѣ лишь формальныя, вышеизъясненныя перемѣны касательно Новолѣтія и переименованія чиселъ.

Предлагая все вышеизложенное Вашей любви и мудрому благоусмотрѣнію, не можемъ не обратить вниманія предстоятелей святыхъ Божіихъ Церквей на то печальное явленіе, что и внутри самой Православной Церкви видимъ мы достойное слезъ оскудѣніе любви, раздоры и раздѣленіе, иногда доходящіе до разрыва церковнаго общенія. Да прострется наша любовь и на живущихъ среди насъ заблудшихъ братій нашихъ. Рядомъ съ нами стоятъ древнія христіанскія общины: несторіане, армяне, копты и проч., отдѣлившіеся много вѣковъ отъ Церкви, но не потерявшіе церковнаго устройства, ни іерархіи, и въ настоящее время, по крайней мѣрѣ въ лицѣ самыхъ передовыхъ своихъ членовъ, начинающіе иногда приходить къ сознанію неправоты своего отпаденія. Привлечь снова въ лоно единой Церкви этихъ людей, рядомъ съ нами живущихъ, весьма близкихъ къ намъ по культурѣ, нравамъ и обычаямъ, и, въ особенности, по складу церковной жизни и по типу благочестія, является ближайшею задачею нашей Церкви и нашимъ непремѣннымъ и прямымъ долгомъ, исполнивъ который мы не только бы возродили къ новой церковной жизни эти древнія общины, но и для самой Церкви со временемъ открыли бы новый источникъ сильныхъ и усердныхъ тружениковъ въ общемъ церковномъ дѣлѣ.

Вседушевно моля Господа и Спасителя нашего Іисуса Христа, да утвердитъ онъ въ единомысліи святую Свою Соборную и Апостольскую Церковь, да укрѣпитъ въ Ней начало взаимной любви и общенія, Вашему же Святѣйшеству и святому и Священному Сѵноду, окружающему Васъ, вмѣстѣ со всею Великою Церковію Константинопольскою да даруетъ миръ и благоденствіе и во всемъ преуспѣяніе, пребываемъ съ братскою о Христѣ Богѣ любовію.

1903 года февраля 25 дня.

     Антоній, Митрополитъ С.-Петербургскій и Ладожскій.
     Владиміръ, Митрополитъ Московскій и Коломенскій.
     Владиміръ, Епископъ Владикавказскій и Моздокскій.
     /с. 257/
     Николай, Епископъ Таврическій и Симферопольскій.
     Іоаннъ, Епископъ Саратовскій и Царицынскій.
     Епископъ Маркеллъ.

Источникъ: Отвѣтное посланіе Святѣйшаго Правительствующаго Сѵнода ко Вселенской Патріархіи. // «Церковныя Вѣдомости», издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе съ прибавленіями. № 24. — 14 Іюня 1903 года. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1903. — С. 250-257.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2017 г.