Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 23 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВІЕ И СОВРЕМЕННЫЙ МІРЪ.
Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія.

Православіе истинное и «православіе» фальшивое.

Всякій знаетъ, что такое «фальшивая монета». Это — монета, съ виду весьма похожая на настоящую, столь похожая, что ее и принимаютъ за настоящую. Но въ дѣйствительности это лишь обманчивая внѣшность — на самомъ дѣлѣ это поддѣлка, фальшивая монета, не имѣющая настоящей цѣнности.

Вотъ въ такомъ именно смыслѣ можно говорить и о «фальшивомъ» Православіи. Страшно сказать, но мы, по-видимому, дожили до такихъ временъ, когда, наряду со многими другими фальшивыми «цѣнностями», появилось и фальшивое Православіе, одну видимость имѣющее истинной Христовой вѣры, показную наружность, лишенное въ дѣйствительности подлинной внутренней цѣнности, являющееся только поддѣлкой, обманывающей взоръ.

Совсѣмъ невѣрно, какъ утверждаютъ апологеты такого «Православія», будто суть Православія состоитъ въ одномъ только голомъ, холодномъ, формальномъ признаніи извѣстной совокупности догматовъ. Православіе это — не конгломератъ отвлеченныхъ истинъ, оторванныхъ отъ жизни. Православіе — это духъ и жизнь, какъ засвидѣтельствовалъ объ этомъ Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, сказавшій: «Глаголы, яже Азъ глаголахъ вамъ, духъ суть и животъ суть» (Іоан. 6, 63).

Съ этой именно точки зрѣнія, мы и должны въ нынѣшнее лукавое время различать Православіе истинное, которое есть «духъ и жизнь», отъ «Православія» фальшиваго, представляющаго собою только болѣе или менѣе удачную поддѣлку истиннаго христіанства безъ соотвѣтствующаго внутренняго содержанія.



Все чаще и чаще въ «Журналѣ Московской Патріархіи», какъ и въ нѣкоторыхъ другихъ органахъ совѣтской прессы, появляются сообщенія о какой-то «сектѣ», именующей себя «истинно-православными христіанами» и «послѣдователями Святѣйшаго Патріарха Тихона», которая отказывается признавать оффиціальную церковь, легализованную совѣтской властью и явно враждебно относится къ самой совѣтской власти. Уже по тѣмъ немногимъ чертамъ, коими характеризуется эта «секта», мы легко можемъ заключить, что рѣчь /с. 33/ здѣсь идетъ о той тайной Церкви, которую мы привыкли называть «катакомбной» и существованіе которой многіе у насъ заграницей, по разнаго рода соображеніямъ, отрицаютъ. Свидѣтельство самихъ враговъ, однако, не можетъ не быть для насъ особенно убѣдительнымъ, а потому въ фактѣ существованія «катакомбной Церкви» въ Совѣтской Россіи не можетъ быть болѣе сомнѣнія.

Характерно, что послѣдователи «катакомбной Церкви» называютъ себя «истинно-православными христіанами», желая этимъ отличить себя отъ оффиціальной церкви, легализованной безбожной коммунистической властью и являющейся послушнымъ ея орудіемъ. Зная исторію этой оффиціальной церкви, которая, покрививъ душою, поправъ истину и усвоивъ себѣ ложь, никакъ не свойственную истинной Христовой Церкви, пошла въ услуженіе лютымъ богоборцамъ, предоставивъ себя въ полное распоряженіе имъ для осуществленія ихъ подлинно-адскихъ плановъ въ мірѣ, мы не можемъ не согласиться съ правильностью такого наименованія, усвоеннаго себѣ «катакомбниками». Но помимо этого въ жизни самой этой оффиціальной церкви за послѣднее время произошли такіе сильные сдвиги, которые ярко свидѣтельствуютъ о ея все большемъ и большемъ отходѣ отъ истиннаго Православія. Еще въ 1948 году, когда въ Москвѣ, съ разрѣшенія безбожниковъ, было устроено торжественное празднованіе пятисотлѣтняго юбилея автокефаліи Русской Православной Церкви, была издана книга подъ заглавіемъ: «Дѣянія Совѣщанія Главъ и Представителей Автокефальныхъ Православныхъ Церквей въ связи съ празднованіемъ 500-лѣтія Автокефаліи Русской Православной Церкви». Въ этой книгѣ мы находимъ цѣлый рядъ статей, свидѣтельствующихъ о томъ, какъ эта легализованная совѣтской властью церковь подчеркивала тогда свою строгую ортодоксальность. Но вотъ прошло всего лишь нѣсколько лѣтъ, и картина перемѣнилась. Конечно, не иначе какъ по требованію безбожной совѣтской власти, желающей повсюду въ мірѣ, не брезгая никакими средствами, распространить свое вліяніе, въ томъ числѣ и черезъ Церковь и инославныя организаціи, московская патріархія, сначала практически, а затѣмъ и формально и оффиціально «включается» въ модное «экуменическое движеніе». Начинается нѣчто необыкновенное, почти безпримѣрное въ прошломъ. Въ самой Совѣтской Россіи продолжается неослабѣвающее гоненіе на вѣру, на Церковь, преслѣдованіе духовенства, угнетеніе вѣрующихъ, пропаганда атеизма, а въ то же время московскій патріархъ Алексій и нѣкоторые высшіе представители легализованной церкви занимаютъ особое привилегированное положеніе, наподобіе высокихъ совѣтскихъ сановниковъ, награждаются совѣтскими орденами, устраиваютъ пы/с. 34/шные пріемы пріѣзжающимъ въ Сов. Россію представителямъ помѣстныхъ православныхъ церквей и инославныхъ религіозныхъ организацій, и сами свободно ѣздятъ заграницу, останавливаясь часто въ самыхъ роскошныхъ отеляхъ и пользуясь вниманіемъ и поддержкой совѣтскихъ «полпредовъ», устраивающихъ въ честь ихъ и ихъ иностранныхъ и инославныхъ гостей торжественные банкеты. При московской патріархіи учреждается даже особый «Отдѣлъ внѣшнихъ церковныхъ сношеній», проявляющій при явной поддержкѣ атеистической совѣтской власти самую кипучую дѣятельность. Первый Предсѣдатель этого Отдѣла, загадочнымъ образомъ потомъ выбывшій изъ строя и вскорѣ умершій, Митрополитъ Николай Крутицкій объѣхалъ множество странъ, причемъ въ честь его всюду устраивались торжественныя встрѣчи и пріемы, не только отъ православныхъ, но и отъ инославныхъ высшихъ учебныхъ заведеній онъ получалъ докторскіе дипломы и разныя почетныя званія, и самъ принималъ въ Москвѣ безчисленныя инославныя делегаціи, причемъ патріархъ Алексій возлагалъ на протестантскихъ пасторовъ, одѣтыхъ по большей части въ свѣтскіе пиджаки, православные архимандричьи кресты съ украшеніями.

Теперь такую же лихорадочную дѣятельность развиваетъ его преемникъ — сдѣлавшій совершенно необычную головокружительную духовную карьеру 33-лѣтній митрополитъ Никодимъ.

Въ такомъ же состояніи полнаго порабощенія безбожными коммунистами находятся помѣстныя православныя церкви въ такъ наз. «саттелитахъ» Совѣтскаго Союза, а особенно въ Румыніи и Болгаріи. Въ нѣсколько болѣе облегченномъ положеніи находится Сербская православная церковь въ Югославіи, но и тамъ, по доходящимъ оттуда свѣдѣніямъ, патріархъ Германъ не пользуется довѣріемъ вѣрующаго народа, какъ ставленникъ коммуниста Тито. Какъ Московская патріархія, такъ и остальныя церкви въ странахъ за «желѣзнымъ занавѣсомъ», должны играть политическую роль въ соотвѣтствіи съ планами мірового коммунизма, служа ему, какъ послушныя орудія. Это доходитъ до смѣшного: московскій синодъ съ патріархомъ Алексіемъ во-главѣ, а вслѣдъ за нимъ тотчасъ же и болгарскій синодъ съ патріархомъ Кирилломъ во главѣ собираются и выносятъ рѣзкое порицаніе каждому акту американской политики, который, не нравится коммунистамъ, никакого отношенія не имѣющему къ Церкви и церковной жизни. Такъ напримѣръ, и московскій синодъ и болгарскій синодъ выступали въ печати съ весьма рѣзкимъ осужденіемъ «агрессіи» Соединенныхъ Штатовъ Америки въ отношеніи къ Кореѣ, а затѣмъ даже въ отношеніи къ «мирной Кубѣ». Всѣ эти подвластныя /с. 35/ коммунистамъ помѣстныя церкви обязаны активно участвовать въ совѣтской «Акціи Мира», посылая своихъ представителей — духовныхъ лицъ — на такъ наз. «Мирныя Конференціи», устраиваемыя коммунистами въ разныхъ странахъ. Въ «Журналѣ Московской Патріархіи» существуетъ даже спеціальный отдѣлъ, весьма типичный для совѣтской пропаганды мира, какъ по содержанію, такъ и по самому стилю и языку печатаемыхъ въ немъ статей, подъ заголовкомъ: «Въ защиту міра».

И вотъ зная, несомнѣнно зная, въ какомъ унизительно-рабскомъ положеніи полнаго подчиненія богоборческой коммунистической власти находятся и Московская патріархія и другія помѣстныя церкви «саттелитовъ», на весь міръ постоянно провозглашающія ложь, будто Церковь въ ихъ странахъ вполнѣ свободна, всѣ остальныя помѣстныя церкви, находящіяся въ свободныхъ отъ коммунизма странахъ міра и пользующіяся, повидимому, полною свободою, вмѣсто того, чтобы во всеуслышаніе заявить свой рѣшительный протестъ противъ такого положенія — противъ этого насилія безбожниковъ, — дѣлаютъ видъ, что въ этихъ порабощенныхъ церквахъ все нормально, канонично и общаются съ ними, въ лицѣ ихъ іерархіи, какъ съ каноничными церквами, а нашей Русской Зарубежной Церкви, единственной свободной части Русской Церкви, не подчинившейся коммунистамъ-безбожникамъ и хранящей заграницей свою духовную свободу, онѣ не признаютъ каноничной Церковью и зачастую отказываются имѣть съ нею общеніе (характерные примѣры — отношеніе Іерусалимской Патріархіи къ прибывающимъ въ Святую Землю нашимъ епископамъ).

Но не это одно — не одно лишь такое исполненное лицемѣрной лжи — отношеніе къ гонителямъ вѣры и Церкви безбожнымъ коммунистамъ указываетъ на духовно-нездоровое, антихристіанское по существу состояніе всѣхъ современныхъ православныхъ церквей, кромѣ нашей Русской Зарубежной, а и многое другое.

Это тотъ духъ омірщвленія, отказа отъ духа Христова и сліянія съ міромъ симъ, во злѣ лежащимъ, который вылился въ Россіи въ первые же годы большевизма въ движеніе такъ называемыхъ «живоцерковниковъ» и «обновленцевъ», а затѣмъ сразу же перекинулся и въ другія православныя помѣстныя церкви, подъ руководствомъ Вселенскихъ Константинопольскихъ Патріарховъ, поставившихъ себѣ задачу созвать Восьмой Вселенскій Соборъ съ цѣлью реформировать Православную Церковь.

Въ Россіи самъ вѣрующій народъ отвергъ это движеніе, но зато Церковь Русская очень скоро, уже въ 1927 году, попала подъ полную власть богоборческой коммунистиче/с. 36/ской партіи, которая и заставляетъ ее теперь идти не путемъ истиннаго ученія Христова, а тѣми путями, которые ей предначертываютъ эти ярые гонители вѣры и Церкви.

Не лучшее положеніе создалось и въ странахъ свободнаго міра, гдѣ православныя помѣстныя церкви подпали подъ власть либеральныхъ, модернистскихъ идей, въ корнѣ упраздняющихъ истинное Православіе и сближающихъ ихъ съ протестантствомъ. Конечно, все это прикрывается самыми благовидными лозунгами, въ надеждѣ какъ-то обмануть бдительность ревнителей Православія.

Первенствующая въ Православной Церкви Константинопольская каѳедра, именуемая по традиціи «Вселенской» стала во-главѣ движенія, которое по существу сродни нашему русскому «живоцерковничеству» и «обновленчеству». Не поэтому ли Константинопольскій патріархъ Григорій VII призналъ низложеніе Святѣйшаго Патріарха Тихона, совершенное «живоцерковниками», а нашимъ Архіепископамъ Анастасію и Александру запретилъ въ Константинополѣ поминовеніе имени Патріарха Тихона и даже наложилъ на нихъ запрещеніе въ священнослуженіи? А патріархъ Мелетій IV энергично взялся за проведеніе «живоцерковническихъ» реформъ во всей Православной Церкви, созвавъ въ 1923 году «Всеправославный Конгрессъ» съ намѣченными имъ слѣдующими «реформами»:

1. Введеніе въ Православной Церкви женатаго епископата,

2. Введеніе второбрачія духовенства,

3. Сокращеніе богослуженія,

4. Сокращеніе постовъ,

5. Упрощеніе одежды духовенства съ упраздненіемъ ношенія бороды и длинныхъ волосъ и разрѣшеніе духовенству мірского образа жизни и

6. Введеніе новаго календаря.

Тогда не всѣ Восточные патріархи и предстоятели автокефальныхъ церквей откликнулись на это сочувственно: были серьезныя возраженія. Выступалъ противъ такихъ «реформъ» и представлявшій Русскую Церковь нашъ нынѣшній Первоіерархъ, тогда Архіепископъ Анастасій, что вызвало особую сочувственную грамоту Антіохійскаго патріарха Григорія IV. Что касается Константинопольскаго патріарха Мелетія IV, то онъ понесъ должное возмездіе за свой модернизмъ отъ самого вѣрующаго народа своей же паствы: къ нему ворвалась въ зданіе Патріархіи толпа въ нѣсколько сотъ грековъ, учинила настоящій погромъ и потребовала его ухода съ патріаршей каѳедры, давъ ему на размышленіе 2 минуты.

Но все это не подѣйствовало. Какъ самъ патріархъ Мелетій IV, такъ и его преемники, стали на антиправославный путь церковной неправды и попранія каноновъ, на что рѣ/с. 37/шительно указалъ въ своемъ посланіи новоизбранному Константинопольскому патріарху Константину VI нашъ Блаженнѣйшій Митрополитъ Антоній, съ авторитетомъ котораго тогда еще всѣ Восточные Патріархи очень считались. Ссылаясь на постановленіе Вселенскаго Собора (IV-го) о томъ, что если гдѣ замѣтно будетъ ослушаніе епископа правиламъ Церкви, то сосѣдніе епископы должны сказать ему братолюбно слово прещенія, Митрополитъ Антоній, «за физической невозможностью нашему Русскому Патріарху (Тихону) возвысить свой голосъ», какъ «вторый по немъ», по признанію великаго Всероссійскаго Собора, бывшаго въ Москвѣ въ 1917/18 г.г., а также по признанію всѣхъ 32 русскихъ архіереевъ, пребывающихъ заграницей, счелъ «своимъ тяжелымъ, но неотвратимымъ долгомъ «напомнить новоизбранному патріарху Константину VI «о незаконныхъ дѣяніяхъ его предшественниковъ — Кѵръ Мелетія и Кѵръ Григорія VII, которые вмѣшались во внутреннія дѣла Россійской Православной Церкви, отторгая отъ нея цѣлыя области. Особеннымъ беззаконіемъ было посвященіе патр. Григоріемъ VII священника Аава, безъ всякаго постриженія въ монашество и даже въ рясофоръ, во епископа для Финляндіи. «Этотъ сомнительный епископъ Германъ», по словамъ митр. Антонія, «въ мірскомъ одѣяніи, подбритый и подстриженный, расхаживаетъ по улицамъ города на соблазнъ православнымъ и для злорадства иновѣрцевъ», а законный Архіепископъ Финляндскій Серафимъ, грубо-оскорбленный своимъ же лже-братомъ, влачитъ печальные дни въ ссылкѣ въ тѣсномъ помѣщеніи монастыря на пустынномъ островѣ бурнаго Ладожскаго озера. «Исторія Церкви», пишетъ дальше Митр. Антоній, «едва ли прежде знала столь грубыя нарушенія патріархами вселенскихъ каноновъ и правилъ обще-человѣческой справедливости на радость еретикамъ»... «Только со времени печальнаго Всеправославнаго Конгресса у бывшаго патр. Мелетія начался тотъ противоцерковный вандализмъ, который проектировалъ многое, воспрещенное Церковью со страшными проклятіями, какъ напр., «женатыхъ архіереевъ, второбрачіе клириковъ, упраздненіе постовъ. Правда оный неправославный конгрессъ не осмѣлился оффиціально обнародовать всѣхъ нечестивыхъ нарушеній церковныхъ законовъ, а ограничился предложеніемъ ввести новый стиль и всѣ неподвижные праздники перенести на 13 дней раньше, оставивъ нетронутою пасхалію. Но и подобная неразумная и безцѣльная уступка масонству и папизму, давно добивавшемуся такого измѣненія календаря въ цѣляхъ окончательнаго поглощенія уніи латинствомъ, нарушаетъ собою Апостольское установленіе Петрова поста, ибо съ введеніемъ новаго стиля праздникъ св. Петра и Павла будетъ у нихъ раньше недѣли Всѣхъ /с. 38/ Святыхъ, если Пасха падетъ на 21 апрѣля ст. ст. или позже, и тогда постъ окажется вовсе отмѣненнымъ».

«Впрочемъ, не о семъ мы желаемъ теперь упомянуть, пишетъ далѣе въ томъ же своемъ посланіи Митр. Антоній (4/17 февраля 1925 г.), а о томъ, что покойный патр. Григорій VII, поддавшись воздѣйствію лютеранскаго правительства Финляндіи, согласился и даже Св. Пасху , не взирая на проклятія, наложенныя св. Соборами Первымъ и Антіохійскимъ прав. 1 и св. Апостолъ прав. 7, «въ видѣ исключенія» праздновать съ еретиками и даже съ іудеями, тогда какъ стараніе св. Церкви при установленіи сего праздника къ тому только и клонилось, «да не со іудеи празднуемъ». А правительство Финляндское теперь подвергаетъ нравственному и физическому гоненію тѣхъ вѣрныхъ православію монаховъ и мірянъ, которые желаютъ повиноваться болѣе Богу, нежели людямъ (Дѣян. 5, 29). То же доказываютъ эллинскіе греки въ своей петиціи къ Народному Собранію, подписанной сотнями тысячъ вѣрующихъ, которые умоляютъ народныхъ депутатовъ защитить ихъ отъ своихъ же Архипастырей.

Кто же были главные виновники этого ужаса? Вселенскій патр. Григорій VII, окруженный нечестивыми совѣтчиками. Онъ же, какъ и, увы, нѣкоторые другіе іерархи, понуждаетъ паству и другихъ помѣстныхъ церквей переходить на новый стиль календаря, угрожая непокорнымъ сему безумію, но благопокорнымъ Священному Преданію запрещеніями и епитиміями. При этомъ не стыдится вопреки правдѣ увѣрять, какъ и русскіе живоцерковскіе лже-архіереи, составившіе въ 1923 г. Разбойническій Соборъ (предавшіе темницамъ и ссылкамъ 80 архіереевъ-исповѣдниковъ, а 30 — смертной казни), будто Восточные Патріархи тоже перешли на новый стиль. — Такъ лгать безъ стыда, такъ обманывать паству, такъ клеветать на старѣйшихъ собратьевъ едва ли рѣшились бы и беззаконные враги св. Іоанна Златоуста и свят. Патр. Россійскаго Никона (1681 г.).

Паства въ Финляндіи, въ Польшѣ, въ Румыніи, и въ современной Турціи, и въ Элладѣ потеряла миръ, какъ бы раздѣлившись на падшихъ и исповѣдниковъ. Послѣдніе получатъ вѣнецъ нетлѣнія, а первые да образумятся благовременно вмѣстѣ со своими неразумными архипастырями и пастырями!

Глубоко пало благочестіе! Только благодать Господня можетъ исправить положеніе Церкви, о чемъ мы не перестаемъ со слезами умолять Бога и Его Пречистую Матерь, Ангеловъ и Святыхъ».

Новаго Вселенскаго Патріарха Владыка Митр. Антоній въ заключеніе молитъ: «остановить своимъ вліяніемъ то страшное разрушеніе», которое начали патріархи Мелетій IV и Григорій VII, «возмутившіе Церковь», а именно: 1) /с. 39/ привести къ отмѣнѣ постановленія Всеправославнаго Конгресса, 2) отказаться отъ претензій на отторгнутые отъ Россійскаго Патріархата предѣлы, 3) отмѣнить новый стиль, 4) возвратить Финляндіи каноническое празднованіе дня Пасхи, 5) призвать всѣхъ собратій къ соблюденію мира и охраненію Священныхъ Каноновъ и Преданій».

Мы нарочно привели изъ этого многознаменательнаго посланія Митр. Антонія такіе большіе отрывки, дабы ясно было, какую рѣшительную позицію занимала наша Русская Зарубежная Церковь въ скорбномъ для истиннаго Православія стихійномъ стремленіи православныхъ помѣстныхъ церквей къ модернизаціи Православія, или, по-просту говоря, какъ это разсматриваетъ и нашъ Блажен. Митр. Антоній, къ отступленію отъ Истиннаго Православія.

Голосъ Митр. Антонія остался, однако, «гласомъ вопіющаго въ пустынѣ». Съ тѣхъ поръ модернизація Православной Церкви во всемъ мірѣ пошла быстрыми шагами впередъ. До полнаго осуществленія всѣхъ намѣченныхъ на Всеправославномъ Конгрессѣ 1923 г. «реформъ», правда, еще не дошло, но зато сочувствіе имъ все болѣе и болѣе расширяется. А введеніе новаго стиля вызвало невѣроятныя потрясенія и смуты, доведшія до раскола, напр., въ Элладской церкви, гдѣ вѣрующій народъ не хотѣлъ принять этого новшества, помня страшныя прещенія, наложенныя на желающихъ слѣдовать Григоріанскому календарю еще 20 ноября 1583 г. Соборомъ Восточныхъ Патріарховъ — Константинопольскаго Іереміи, Александрійскаго Сильвестра, Іерусалимскаго Софронія съ ихъ Синодами и вторичную еще болѣе грозную клятву, изреченную на принимающихъ новый стиль въ 1756 г. Вселенскимъ Патріархомъ Кирилломъ. Оба эти два «сигиліона» до сихъ поръ хранятся въ библіотекѣ Великой Лавры св. Аѳанасія на св. Аѳонѣ. Вотъ ихъ полный текстъ:

Сигиліонъ Патріаршій и Сѵнодальный.

Іеремія, милостію Божіею Архіепископъ Константинопольскій — Новаго Рима и Вселенскій Патріархъ.

Такъ какъ опять церковь стараго Рима, какъ бы радуясь тщеславію своихъ астрономовъ, неосмотрительно измѣнила прекрасныя постановленія о священной Пасхѣ, совершаемыя христіанами, которыя постановлены и опредѣлены 318-ю Святыми Отцами Святаго и Вселенскаго Собора 1-го Никейскаго, уважаемыя христіанами всей земли и празднуемыя какъ опредѣлено, — сего ради становится причиною соблазновъ. Ибо предъ нашею Мѣрностью предстали мужи-армяне, спрашивая относительно практики празднованія, потому что и они вынуждаются принять сіи новшества.

Сего ради мы должны были сказать, что о семъ поста/с. 40/новлено Святыми Отцами. Наша Мѣрность, обдумавъ вмѣстѣ съ Блаженнѣйшимъ Патріархомъ Александрійскимъ и Блаженнѣйшимъ Патріархомъ Іерусалимскимъ и прочими Членами Сѵнода «въ Дусѣ Святѣ» опредѣляетъ, разъясняя рѣшеніе о семъ Святыхъ Отцовъ.

Обозначено 1583 года отъ воплощенія Слова, Ноябрь 20, Индиктіона 12.

Константинопольскій Іеремія, Александрійскій Силвестръ, Іерусалимскій Софроній и прочіе Архіереи Сѵнода (Собора)

Рѣшеніе сего св. Собора съ епитиміею, глава зед.

Кто не слѣдуетъ обычаямъ Церкви и тому, какъ приказали Семь Святыхъ Вселенскихъ Соборовъ о Святой Пасхѣ и мѣсяцесловѣ и добрѣ законоположили намъ слѣдовать, а желаетъ слѣдовать Григоріанской Пасхаліи и Мѣсяцеслову, тотъ, какъ и безбожные астрономы противодѣйствуетъ всѣмъ опредѣленіямъ Святыхъ Соборовъ и хочетъ имъ измѣнить или ослабить, да будетъ анаѳема, отлученъ отъ Церкви Христовой и собранія вѣрныхъ. Вы же православные и благочестивые христіане пребывайте въ тѣхъ, чему научились, въ чемъ родились и воспитались, и когда вызоветъ необходимость и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую вѣру и исповѣданіе; хранитесь и будьте внимательны отъ сихъ, дабы и Господь нашъ Іисусъ Христосъ помогъ вамъ и молитва нашей Мѣрности да будетъ со всѣми вами. Аминь.

Второй Сигиліонъ.

Вселенскаго Патріарха Кирилла въ 1756 году, изданный по случаю происшедшихъ новыхъ соблазновъ, произведенныхъ папистами относительно измѣненія нашей священной Пасхи и Мѣсяцеслова. Отлученіе отъ Церкви.

Кириллъ, милостію Божіею, Архіепископъ Константинопольскій — Новаго Рима и Вселенскій Патріархъ.

Честнѣйшіе клирики нашей Христовой Великой Церкви и прочіе благоговѣйнѣйшіе іереи и преподобнѣйшіе іеромонахи, пѣвцы въ церквахъ града нашего, послѣдователи неботаинника Павла, который говоритъ: Если кто будетъ благовѣствовать вамъ противное тому, что мы благовѣствовали вамъ, хотя бы то былъ и Ангелъ съ неба, да будетъ анаѳема; іерей ли, мірянинъ ли то да будетъ отлученъ отъ Бога, проклятъ и по смерти да не растлѣется и пребудетъ въ вѣчныхъ мукахъ. Камни и желѣзо пусть разсыплются и распадутся — сіи же никогда же и никакоже. Да наслѣдуютъ проказу Гіезія и удавленіе Іуды; да будутъ на земли какъ Каинъ, иже стеня и трясыйся; и гнѣвъ Божій да будетъ на главѣ ихъ и участь ихъ да будетъ съ предателемъ Іудою и богоборцами іудеями; земля разверзшися да поглотитъ ихъ, какъ нѣкогда Даѳана и Авирона; Ангелъ /с. 41/ Божій да преслѣдуетъ ихъ мечемъ во вся дни жизни ихъ, и да подлежатъ они всѣмъ проклятіямъ Патріарховъ и Соборовъ подъ вѣчнымъ отлученіемъ и въ мукахъ огня вѣчнаго. Аминь.



Возникло въ Греціи цѣлое движеніе «старостильниковъ», охватывающее широкія народныя массы, наиболѣе стойкихъ въ вѣрѣ людей, инстинктивно чувствующихъ въ введеніи новаго стиля первый шагъ къ постепенному все большему и большему отходу отъ истиннаго Православія. Въ настоящее время только Русская Церковь, Болгарская и Сербская еще держатся стараго православнаго календаря, да по совсѣмъ особымъ соображеніямъ, отнюдь не идейнаго характера, сохранила его еще Іерусалимская Патріархія.

За то за послѣдніе годы въ жизни помѣстныхъ православныхъ церквей произошло нѣчто такое, что не можетъ расцѣниваться иначе, какъ начало отступленія отъ Православія уже окончательнаго и сліянія Православія съ протестантскимъ міромъ. Это — вступленіе почти всѣхъ уже помѣстныхъ православныхъ церквей съ Вселенской Патріархіей во-главѣ въ такъ называемое «экуменическое движеніе», формально объединяемое въ единую мощную организацію такъ называемаго «Мірового Совѣта Церквей».

Идеологомъ «экуменизма», явившагося естественнымъ слѣдствіемъ тоски протестантскаго міра по утраченной имъ Церкви, сталъ нѣмецкій пасторъ Христофъ Блумгардтъ, котораго протестанты называютъ поэтому «великимъ пророкомъ современности». Онъ призывалъ къ объединенію всѣхъ протестантовъ для «построенія Царства Божія на землѣ», но умеръ еще до оформленія экуменическаго движенія, въ 1919 году. Его основная идея заключалась въ положеніи, что «старый міръ рушился, и новый встаетъ на его руинахъ». Онъ ставилъ передъ христіанствомъ три проблемы: 1) осуществленіе лучшаго общественнаго строя, 2) преодолѣніе конфессіональныхъ противорѣчій и 3) сотрудничество въ образованіи полнаго мирнаго сожительства народовъ съ полной ликвидаціей войнъ.

Въ тѣхъ же трехъ пунктахъ формулируетъ задачи экуменизма нынѣшній генеральный секретарь Совѣта Экуменическаго Движенія Виссер-т-Хуфтъ, причемъ видитъ способъ осуществленія ихъ въ служеніи Церкви соціальнымъ задачамъ. Для этого, прежде всего, необходимо преодолѣть конфессіональныя различія и создать единую церковь. Обновленная единая Церковь будетъ имѣть возможность подготовлять путь къ мирному торжеству соціализма, каковое поведетъ къ созданію единаго мірового государства, какъ Царства Божія на землѣ.

Многое изъ того, что высказываютъ экуменисты, можно /с. 42/ было бы счесть какою-то мечтательной утопіей, но все говоритъ за то, что они идутъ къ вполнѣ реальнымъ цѣлямъ. Не можетъ быть никакого сомнѣнія, что къ экуменическому движенію примыкаютъ и его поддерживаютъ, если не сказать: руководятъ имъ, — тайныя міровыя организаціи. Поэтому-то оно такъ мощно и обладаетъ громадными матеріальными средствами, а, слѣдовательно, и возможностями.

Вхожденіе протестантскихъ, какъ здѣсь въ США говорятъ «деноминацій» въ экуменическое движеніе понятно, поскольку они, разбившись на множество сектъ, ищутъ единства, и потому какъ-то можетъ быть оправдано. Но для помѣстныхъ православныхъ церквей вхожденіе ихъ въ эту надвѣроисповѣдную организацію, мечтающую о созданіи какой-то новой единой «церкви», не можетъ имѣть никакого оправданія. Первоначально представители Православной Церкви, вступившіе въ экуменическое движеніе пробовали оправдывать себя тѣмъ, что они вступили туда съ «миссіонерской цѣлью» — для того, чтобы свидѣтельствовать тамъ объ истинѣ Православія. Но весьма скоро стало ясно, что это — лишь одни красивыя слова. Вхожденіе въ экуменическое движеніе совершенно исключаетъ всякій прозелитизмъ и, слѣдовательно, обращеніе протестантовъ въ Православіе. Въ постановленіяхъ экуменической конференціи, не такъ давно состоявшейся въ Индіи въ Нью-Дели, довольно ясно указаны истинныя цѣли экуменическаго движенія, какъ объединеніе всѣхъ существующихъ нынѣ христіанскихъ исповѣданій въ нѣкую единую церковь. Мало того, какъ это видно изъ § 2 этого постановленія, эта церковь должна объединить не только нынѣ существующія исповѣданія, но и всѣ «во всѣхъ мѣстахъ и во всѣхъ временахъ». А въ 3 пар. говорится, что «достиженіе единства будетъ связано не болѣе и не менѣе, какъ со смертью и возрожденіемъ многихъ извѣстныхъ намъ формъ церковной жизни».

И вотъ, вмѣсто исповѣданія истины Православія, православные делегаты экуменической конференціи, ничтоже сумняшеся, подписываются подъ такими опредѣленіями!

Не есть ли это уже явная и очевидная измѣна Святому Православію, отреченіе отъ Православія?

Весьма быстрыми шагами пошло это включеніе православныхъ помѣстныхъ церквей въ орбиту экуменизма особенно съ тѣхъ поръ, какъ каѳедру Вселенскаго Константинопольскаго патріарха занялъ нынѣшній патр. Аѳинагоръ I, котораго можно считать однимъ изъ главнѣйшихъ идеологовъ и дѣятелей экуменическаго движенія со стороны православныхъ. Время отъ времени въ прессѣ появляются его высказыванія — такого рода, которыя заставляютъ насъ просто ужасаться — настолько далеки они отъ истиннаго Православія и кажутся просто невозможными въ устахъ Первоіерарха /с. 43/ Православной Церкви, каковымъ патр. Аѳинагоръ себя считаетъ. Вотъ, напр., какіе взгляды патр. Аѳинагоръ высказалъ въ своемъ интервью съ прессой въ Истамбулѣ 4 ноября 1959 года: «Полное сліяніе христіанскихъ церквей наступитъ черезъ нѣсколько десятилѣтій, чѣмъ ознаменована будетъ новая космогонія — третья. Первая началась со времени сотворенія міра, вторая послѣ воплощенія Христа — то будетъ третья, когда границы между религіями и народами сотрутся, и наступитъ миръ на землѣ. Нынѣ время подготовительныхъ работъ».

Естественно поэтому, что патр. Аѳинагоръ горячо привѣтствовалъ созывъ Вселенскаго Собора, объявленнаго п. Іоанномъ XXIII, поздравилъ его по случаю его интронизаціи и послалъ Ватикану выраженіе сочувствія послѣ его смерти. Въ бесѣдѣ съ однимъ журналистомъ-католикомъ онъ выразилъ радость, что отношенія между католиками и православными смягчились, что папа Іоаннъ XXIII назвалъ православныхъ уже не «схизматиками», а «отдѣленными братіями». Но если мы братія, сказалъ онъ, то почему же «отдѣленные»? Развѣ мы не думаемъ одинаково, развѣ мы не одинаково понимаемъ Слово Божіе? Католики, протестанты, православные — всѣ мы христіане по крещенію и по вѣрѣ въ Христа-Спасителя. Это наше единство. Преодолѣть наши расхожденія — это дѣло богослововъ. Они и работаютъ надъ этимъ. Оставимъ ихъ въ покоѣ. Что касается насъ, будемъ искать практическаго единенія, какъ чада Божіи. Никогда единеніе не было тактъ нужно, какъ сейчасъ. Соединимся, иначе мы погибнемъ... Расхожденія между христіанами существовали съ раннихъ апостольскихъ временъ. Но онѣ не должны стоять на пути единенія сейчасъ. Свою волю Господь оставилъ за Собою предъ смертью: «Будьте едины, любите другъ друга». Это должно руководить нами, христіанами. Ахъ, какъ то было бы хорошо, если бы мы смогли въ нѣкій день единымъ гласомъ вмѣстѣ читать «Отче нашъ». Гдѣ? Въ Римѣ? Почему нѣтъ? Всѣ вокругъ престола св. Петра, вокругъ папы, перваго изъ епископовъ. Какъ можемъ мы быть христіанами и быть раздѣленными?»... Когда зашла рѣчь о Міровомъ Совѣтѣ Церквей, патріархъ высказался: «Мы надѣемся, что въ свое время всѣ православныя церкви примутъ въ немъ активное участіе». (Католич. журн. «Юбилей», 1961 г.).

Обыкновенно сторонники экуменизма утверждаютъ, что единеніе христіанъ они мыслятъ, какъ образованіе единаго фронта всѣхъ христіанъ противъ наступающаго на христіанство безбожнаго коммунизма. Но это опять ложь. На экуменическихъ конференціяхъ ни слова никогда не говорится о какомъ-либо противодѣйствіи безбожному коммунизму. Скорѣе наоборотъ! На Эванстонской конф. былъ при/с. 44/нятъ въ качествѣ церковнаго представителя венгерскій коммунистъ подъ именемъ еп. Петра, и эта конференція по докладу Др. Нольде приняла идеологію «сосуществованія». Конференція въ Нью-Дели выразила свой протестъ противъ образа дѣйствій португальцевъ въ Анголѣ, но ни однимъ словомъ не выразила какого-либо протеста или возмущенія противъ гоненій на вѣру и Церковь въ Совѣтской Россіи. На Родосской конф., по требованію совѣтской церковной делегаціи, былъ даже вычеркнутъ изъ программы пунктъ о борьбѣ съ атеизмомъ, а въ Нью-Дели была принята въ Міровой Совѣтъ Церквей московская патріархія съ полнымъ умолчаніемъ о коммунизмѣ (ноябрь 1961 г.).

Во всемъ слѣдуетъ примѣру патр. Аѳинагора въ его экуменическихъ высказываніяхъ и его «альтеръ эго» и ставленникъ Архіепископъ Іаковъ, возглавляющій Греческую Церковь въ Сѣв. и Южной Америкѣ. Такъ, на собраніи епископовъ епископальной церкви въ Куперстаунѣ 21 окт. 1959 г. онъ заявилъ, что дѣло объединенія христіанскихъ церквей можетъ произойти не путемъ дискуссій: это — общій долгъ, какому каждый и долженъ себя всецѣло отдать. Дѣло не въ доктринальномъ сговорѣ и не въ компромиссахъ и уступкахъ сакраментальнаго и ритуальнаго порядка. Объединеніе церквей въ извѣстномъ смыслѣ уже въ дѣйствіи. Если всѣ христіанскія церкви вѣрятъ во Христа — вотъ Христосъ уже и объединяетъ ихъ. Всякое иное объединеніе излишне. Но если мы въ принципѣ всѣ едины во Христѣ, то мы должны всегда и оставаться едиными. Что больше всего нужно для церковнаго объединенія сейчасъ, это единство сердецъ, усиленіе уваженія и довѣрія въ нашихъ взаимоотношеніяхъ, единство фронта предъ лицомъ домашнихъ и международныхъ затрудненій, смиреніе во Христѣ и самоотданіе себя на службу Евангелію Его для установленія Царства Божія на землѣ!

11 марта 1961 года въ Манчестерѣ Архіеп. Іаковъ говорилъ на тему: «Единство христіанскихъ церквей», о чемъ напечатано въ его собственномъ оффиціальномъ органѣ. Трудно представить себѣ что-либо болѣе противное истинному Православію. «Если христіанскія церкви дѣйствительно озабочены возстановленіемъ издавна нарушеннаго единства, онѣ должны дать болѣе убѣдительныя свидѣтельства своихъ намѣреній. Онѣ должны рѣшительно придти въ движеніе — одни въ направленіи другихъ. Это единственный путь, слѣдуя которому онѣ могутъ дѣйствительно возвратиться всѣ ко Христу и къ Его единой и единственной Церкви. Въ частности православные должны понять, что настало время перестать говорить о своей «экуменической настроенности» и о демократическомъ устройствѣ ихъ Церкви, а начать дѣйствительно встрѣчаться со своими братія/с. 45/ми... Безконечныя богословскія разсужденія никогда не способствовали исцѣленію ранъ, которыя мы, раздѣленные христіане, нанесли единству Церкви... Итогъ всѣхъ разсужденій: 1) Мы должны раскаяться и просить сочувствія и прощенія у Господа, ибо старались сдѣлать Его своимъ владѣніемъ — вмѣсто того, чтобы самимъ сдѣлаться Его владѣніемъ. 2)  Мы должны понять единство, какъ органическое единство между человѣкомъ и Христомъ и попытаться поэтому инкорпорироваться самимъ въ жизнь и тѣло Іисуса... Только такое единство можетъ повести къ единству Церкви. 3) Если мы дѣйствительно озабочены единеніемъ, мы должны научиться любить; это самое трудное искусство; быть сострадательнымъ, понимающимъ, терпимымъ, братскимъ. Мы много выиграемъ отъ такого приближенія къ единенію. Единство можетъ возникнуть отъ такой установки. Смиреніе, послушаніе и молитва — вотъ единственное, что можетъ укрѣпить наши церковныя взаимоотношенія. Живя вмѣстѣ и молясь вмѣстѣ, безъ всякихъ раздѣляющихъ насъ стѣнъ, будутъ ли то расовые или религіозные предразсудки, единственный путь, который навѣрное ведетъ насъ къ единству, такъ какъ единство въ послѣднемъ своемъ анализѣ есть дѣло Божіе, а не человѣческое. Единство ни въ коемъ случаѣ не будетъ разлучать насъ съ нашими традиціями, напротивъ того, оно укрѣпитъ наши общія традиціи, которыя исходятъ отъ Святаго Духа».

Страшно читать выраженіе такого вольнодумства, являющагося подлиннымъ надругательствомъ надъ истиннымъ Православіемъ! Какъ безконечно далеко все это и діаметрально противоположно нашему исконному православному самосознанію и міровоззрѣнію такъ хорошо и четко изложенному еще совсѣмъ недавно въ «Окружномъ Патріаршемъ и синодальномъ Посланіи Патріаршаго Константинопольскаго престола 1895 г.», въ «Окружномъ Посланіи Восточныхъ Патріарховъ 1848 года» и въ «Посланіи Патріарховъ Восточно-Каѳолическія Церкви о Православной Вѣрѣ 1723 года».

Гдѣ теперь все это? Все попрано, все забыто! Измѣна Св. Православію совершена явная, и только слѣпой можетъ этого не видѣть!

До послѣдняго времени Римскій католицизмъ стоялъ вдали отъ всякаго экуменизма. Но вотъ и тамъ произошло нѣчто новое и неожиданное: папа Іоаннъ XXIII возглавляя богослуженіе въ храмѣ св. Павла 25 января 1959 г. объявилъ свое рѣшеніе созвать Вселен. Соборъ. Это вызвало большое волненіе какъ въ православномъ, такъ и въ протестантскомъ мірѣ, ибо многіе подумали, что это какой-то добрый сдвигъ въ вѣками закоснѣвшемъ въ своемъ упорномъ латинствѣ папизмѣ, что, быть можетъ, это шагъ, направленный къ воз/с. 46/соединенію папскаго Рима съ Православіемъ. Но уже первая сессія этого Ватиканскаго Собора показала, что это не такъ: что это, прежде всего, не Вселенскій Соборъ, а чисто «католическій соборъ», только называемый римо-католиками «вселенскимъ», какъ и всѣ ихъ бывшіе до того соборы, послѣ отпаденія Рима отъ Православія. Но новое дѣйствительно тамъ было. Это новое — въ томъ необычномъ для римскаго католицизма либерализмѣ и модернизмѣ, который такъ ярко проявился уже на первой сессіи. Зато горячо привѣтствовалъ созывъ этого собора все тотъ же патр. Аѳинагоръ, пославшій къ папѣ своего представителя въ лицѣ Архіепископа Іакова. Этотъ сенсаціонный визитъ православнаго греческаго іерарха къ папѣ состоялся 17 марта 1959 года и былъ особо отмѣченъ міровой прессой, какъ первый послѣ 1600 года. Въ связи съ этимъ патріархъ Аѳинагоръ сдѣлалъ слѣдующее заявленіе представителю прессы: «Сближеніе православной и католической церквей не только возможно, но и необходимо... Мы должны сознавать, православные и католики, что мы — двѣ отрасли одной истинной христіанской церкви... Мы должны съ обѣихъ сторонъ подтверждать то общее, что насъ связываетъ: мы имѣемъ общую вѣру, одинаковые догматы, тѣ же самыя таинства. Мы — братья, но не раздѣленные братья. Братья всегда братья. Мы братья во Христѣ. Къ сожалѣнію, я лично не знаю Св. Отца Іоанна XXIII... Я питаю къ нему большое уваженіе... Я посылалъ къ нему новаго Архіепископа Америки Іакова и просилъ передать папѣ, что если онъ обѣщаетъ сдѣлать мнѣ отвѣтный визитъ въ Константинополѣ, я тотчасъ же посѣщу его въ Ватиканѣ... Что касается соборныхъ плановъ папы, то мы эту иниціативу папы приняли съ удовлетвореніемъ. Вполнѣ возможно намъ возвратиться къ тому положенію, которое было до схизмы, такъ, чтобы папа былъ первымъ среди равныхъ, первымъ изъ пяти старыхъ патріарховъ. Мы оставимъ имъ ихъ «Филіокве» и они оставятъ намъ то, что мы имѣемъ. Мы вѣдь обѣ все же церкви непосредственной апостольской традиціи — въ Римѣ были Петръ и Павелъ, у насъ Апостолъ Андрей».

Просто трудно повѣрить, чтобы такъ могъ говорить старѣйшій іерархъ Православной Церкви, совершенно игнорируя всѣ отступленія папскаго Рима отъ истиннаго христіанства!

Свиданіе патр. Аѳинагора съ папой Іоанномъ XXIII не состоялось, но зато, какъ мы знаемъ, состоялось свиданіе его съ его преемникомъ папой Павломъ VI въ истекшемъ году какъ разъ въ нашъ православный сочельникъ 24 декабря 1963 года по ст. ст. въ Святой Землѣ. Патріархъ Аѳинагоръ велъ себя, какъ истый экуменистъ: его лобзанія и обниманія съ папою производятъ крайне непріятное впе/с. 47/чатлѣніе, которое усугубляется хитрымъ, типично іезуитскимъ выраженіемъ лица въ это время у папы Павла VI. Между прочимъ, папа Павелъ VI въ Виѳлеемѣ произнесъ знаменательную рѣчь, ясно свидѣтельствующую о томъ, что, несмотря на всѣ свои экуменическія проявленія, Ватиканъ остается все же вѣренъ себѣ: папа въ этой рѣчи заявилъ, что «двери у нихъ широко открыты, и каждый желающій можетъ въ нихъ войти». Отсюда ясно, что при всѣхъ условіяхъ объединенія, папа все же остается папой. Съ этой точки зрѣнія, лобзаніе патр. Аѳинагора невольно напоминаетъ намъ лобзаніе Іудино — предательство истиннаго Православія отступникамъ отъ Православія папистамъ. Не случайно, быть можетъ, и произошло оно, для болѣе яркаго напоминанія о предательствѣ Іуды, именно въ Геѳсиманскомъ саду, какъ объ этомъ сообщала пресса.

Что будетъ теперь дальше? Объ этомъ страшно и думать. Ни одинъ изъ Восточ. патріарховъ не заявилъ до сихъ поръ сколько-нибудь рѣшительнаго протеста противъ такого предательства Православія, которое явно замышляетъ Первоіерархъ Православной Церкви. Молчаніе же есть знакъ согласія. Вмѣстѣ съ тѣмъ и Московская патріархія, несомнѣнно по приказу совѣтской власти, тоже пошла по пути сближенія съ Ватиканомъ, командировавъ своихъ наблюдателей на Ватиканскій Соборъ, даже безъ предварительнаго сговора съ Восточными патріархіями.

Экуменизмъ полный, охватывающій теперь почти все Православіе, кромѣ нашей Русской Зарубежной Церкви!

Не приближается ли время, когда и за предѣлами Совѣтскаго Союза, порабощенной богоборцами несчастной Родины нашей, должна будетъ возникнуть катакомбная церковь истинно-православныхъ христіанъ, называющихъ себя такъ въ отличіе отъ фальшиваго православія, измѣнившаго подлинному Православію и только внѣшнюю оболочку его носящаго?

А что такое время должно нѣкогда наступить, объ этомъ ясно говоритъ, на основаніи ученія древнихъ Отцевъ Церкви о послѣднихъ временахъ, нашъ великій Россійскій святитель Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ въ своемъ замѣчательномъ толкованіи на Второе Посланіе Св. Ап. Павла къ Солунянамъ: «Тогда, хотя имя христіанское будетъ слышаться повсюду, и повсюду будутъ видны храмы и чины церковные, но все это — одна видимость, внутри же отступленіе истинное».

Не наступаетъ ли уже это время?

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Истинное Православіе и современный міръ: Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1971. — С. 32-47.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.