Церковный календарь
Новости


2018-10-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отрицаніе вмѣсто утвержденія (1992)
2018-10-14 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 103-й (14 марта 1918 г.)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 5-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 4-я (1922)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Пятьдесятъ лѣтъ жизни Зарубежной Церкви (1992)
2018-10-13 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Измѣна Православію путемъ календаря (1992)
2018-10-12 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Тайна беззаконія въ дѣйствіи (1992)
2018-10-12 / russportal
Опредѣленіе Архіер. Собора РПЦЗ отъ 13/26 октября 1953 г. (1992)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Григорію мірянину (1908)
2018-10-11 / russportal
Преп. Ѳеодоръ Студитъ. Письмо къ Василію патрицію (1908)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 3-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 2-я (1922)
2018-10-11 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). О постановленіяхъ II Ватиканскаго собора (1992)
2018-10-11 / russportal
Епископъ Григорій (Граббе). Докладъ о положеніи экуменизма (1992)
2018-10-10 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Соврем. экуменическое обновленчество (1992)
2018-10-10 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 102-е (12 марта 1918 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 15 октября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВІЕ И СОВРЕМЕННЫЙ МІРЪ.
Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія.

Святое Православіе, судьбы Россіи и священный долгъ современной русской молодежи.

Наша русская молодежь — это наше будущее. Отъ того, какимъ настроеніемъ она проникнется, какое міровоззрѣніе себѣ усвоитъ, какимъ путемъ пойдетъ, зависитъ будущее русскаго народа, зависитъ судьба нашей родины Россіи и даже еще больше — зависятъ судьбы всего міра, всего человѣчества, ибо, какъ теперь всѣмъ становится ясно, судьбы міра тѣсно связаны съ судьбами Россіи и русскаго народа. Легкомысленное пренебреженіе основными жизненными вопросами русской молодежью, отказъ отъ выработки правильнаго міровоззрѣнія, ассимилированіе съ окружающей средой, въ настоящее время болѣе, чѣмъ когда-либо, есть преступленіе, несущее несомнѣнную и безповоротную гибель не только Россіи, но и всему человѣчеству. Если прежде можно было жить безпечно, не задаваясь никакими вопросами (какъ это, по крайней мѣрѣ, казалось), то теперь время не таково. Каждый мало-мальски чуткій ко всему /с. 57/ происходящему нынѣ въ мірѣ, понимаетъ, что мы переживаемъ теперь время, совершенно исключительное, какого никогда еще не было въ исторіи человѣчества. Міръ поистинѣ находится на краю страшной бездны, готовой поглотить его.

Можно ли при такихъ условіяхъ жить безпечно, не задаваясь основными жизненными вопросами, не задумываясь о причинахъ, которыя привели человѣчество къ такому катастрофическому состоянію?!

Нынѣшнее время, — всѣ происходящія на нашихъ глазахъ событія необыкновенно поучительны. Они представляютъ собою цѣлое откровеніе для тѣхъ, кто въ современномъ бѣшенномъ «темпѣ» суеты и страстей еще не утратилъ окончательно духовнаго зрѣнія. Знаменательныя событія послѣднихъ лѣтъ властно требуютъ отъ сознательно относящейся къ жизни современной русской молодежи дать отвѣтъ на вышепоставленные нами вопросы. Для этого необходимо, прежде всего, отрѣшиться отъ ставшихъ модными за послѣднія десятилѣтія воззрѣній, навѣянныхъ западными безбожными соціалистическими теоріями, и понять, что все, происходящее въ мірѣ, движется отнюдь НЕ соціальными, экономическими и политическими, причинами, какъ обыкновенно думаютъ люди духовно непросвѣщенные, пропитанные всевозможными мнимо-научными идеями, а причинами чисто духовнаго свойства и порядка. Причины соціальнаго, экономическаго, политическаго характера могутъ быть разсматриваемы только, какъ производные, какъ вторичные факторы происходящаго. Коренная же, основная причина, основной двигатель всего того, что въ мірѣ совершается, это — никогда, ни на одинъ мигъ непрекращающаяся ожесточенная борьба князя міра сего діавола съ Богомъ — стремленіе діавола, какъ противника Божія, разрушить дѣла Божіи въ мірѣ и погубить человѣка, какъ вѣнецъ Божія творенія. Только съ этой точки зрѣнія мы и должны объяснять себѣ все, что происходитъ въ жизни людей, какъ частной, такъ и семейной, общественной, политической: тогда все, что кажется иногда неяснымъ, даже необъяснимымъ, станетъ вполнѣ понятнымъ. Боясь разоблаченія своей губительной дѣятельности, діаволъ всячески старается маскироваться и даже совсѣмъ скрыть свое участіе въ жизни людей. Конечно, только этими его попытками и можно объяснить такое странное явленіе, какъ отрицаніе существованія діавола людьми, которые говорятъ, что вѣруютъ въ Бога. «Въ Бога я вѣрую», нерѣдко можно слышать теперь отъ многихъ, «ну а діаволъ это, конечно, только выдумка для устрашенія людей невѣжественныхъ». «Діаволъ — это понятіе собирательное», можно слышать отъ другихъ, «подъ "діаволомъ" надо понимать зло вообще». Маскируя себя, врагъ рода человѣческаго достигъ того, что современные люди вмѣсто того, чтобы говорить о немъ серьезно, какъ о дѣйствительномъ первоисточникѣ всякаго зла, всѣхъ бѣдствій и несчастій, постигающихъ человѣка, говорятъ о немъ шутя и празднословя, съ легкомысленной улыбкой. Можно ли бороться со злѣйшимъ врагомъ своимъ, не видя его, не замѣчая его? Можно ли избѣ/с. 58/жать смертельной опасности, шутя надъ ней, не учитывая ея реальности? Вотъ и дошутились современные люди до того, что врагъ Божій сталъ фактическимъ господиномъ положенія въ мірѣ, полновластнымъ распорядителемъ жизни современныхъ людей. Еще одна уловка его, которую нельзя не принять во вниманіе: такъ она характерна для нашего времени. Немало можно встрѣтить теперь людей, объявляющихъ себя вѣрующими и даже «богословствующихъ», которые совершенно серьезно пытаются утверждать и доказывать, что злая дѣятельность діавола простирается только на личную, частную жизнь людей, но не касается жизни общественной, политической. Такіе люди, несомнѣнно, отдавшіе себя во власть врага человѣческаго спасенія, хитроумно рекомендуютъ сосредоточить все свое вниманіе только на своей личной духовной жизни, на своемъ личномъ духовномъ совершенствованіи, какъ они любятъ выражаться, и не искать дѣйствія темныхъ силъ въ окружающей насъ жизни общественной и политической, то-есть, по существу, предоставить діаволу полную свободу дѣйствій въ человѣческомъ обществѣ.

Темныя силы, въ лицѣ возглавителей общественной и политической жизни людей, отдавшихся діаволу и ставшихъ его покорными орудіями, исполнителями его губительныхъ для людей адскихъ предначертаній, маскируясь, подобно своему вдохновителю и повелителю діаволу, и выступая въ роли «благодѣтелей» человѣчества, добились уже очень многаго. Въ одной части человѣчества они вызвали кровавыя гоненія на вѣру въ Бога, выжигая все святое въ душѣ человѣка какъ бы каленымъ желѣзомъ, въ другой — они искусно и систематически, путемъ созданія соотвѣтствующей обстановки жизни, подходящихъ для этой цѣли жизненныхъ условій, насадили индифферентизмъ и безбожіе. Какъ результатъ всего этого — ужасающее паденіе нравственности, глубочайшій духовный кризисъ. Ясныя предуказанія этого духовнаго кризиса мы находимъ въ Священномъ Писаніи, которое относитъ его къ послѣднимъ временамъ.

Въ самомъ дѣлѣ: развѣ не о нашихъ временахъ говоритъ св. ап. Павелъ въ своемъ 2-омъ посланіи къ Тимоѳею: Знай же, что въ послѣдніе дни наступятъ времена тяжкія. Ибо люди будутъ самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злорѣчивы, родителямъ непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящіе добра, предатели, наглы, напыщенны, болѣе сластолюбивы, нежели Боголюбивы... (2 Тим. 3, 1-4)? Какая это живая и яркая картина современной крайней развращенности, до которой, кажется, не доходили въ такой мѣрѣ прошлые вѣка! Иначе и не относилъ бы Боговдохновенный писатель эту картину къ послѣднимъ временамъ. А вотъ и еще удивительно характерная черта современнаго духовнаго кризиса: ...будетъ время, когда здраваго ученія принимать не будутъ, но по своимъ прихотямъ будутъ избирать себѣ учителей, которые льстили бы слуху, и отъ истины отвратятъ слухъ, и обратятся къ баснямъ (2 Тим. 4, 3-4). Сколько мы видимъ въ настоящее /с. 59/ время всевозможныхъ лжеучителей, за которыми идутъ только потому, что они льстятъ слуху! Отвергая истину Христова ученія, они распространяютъ басни, сѣя ложь въ умахъ и сердцахъ тѣхъ, кто, будучи водимы своими страстями, имъ довѣряютъ. Здравое ученіе Православія представляется тяжкимъ игомъ для людей, привыкшихъ работать своимъ страстямъ, и они легко увлекаются обольстительнымъ вѣтромъ разныхъ сектантскихъ измышленій, этимъ страстямъ потворствующихъ. Въ одной Америкѣ, какъ свидѣтельствуютъ ея статистическія данныя за послѣднія 15 лѣтъ, имѣется свыше 500 религіозныхъ сектъ, послѣдователи которыхъ ведутъ упорно-настойчивую пропаганду во всѣхъ частяхъ свѣта, съ цѣлью завлеченія въ свои сѣти возможно бóльшаго количества адептовъ. Нѣкоторыя секты, все еще продолжающія называть себя «христіанскими», настолько далеко ушли отъ истиннаго христіанства, что отвергаютъ главнѣйшіе догматы христіанской вѣры. Главное же, что проповѣдуютъ всѣ они, это — легкость спасенія безъ всякихъ подвиговъ, именно то, что и привлекаетъ къ нимъ сердца всѣхъ малодушныхъ, боящихся того подвижничества, къ которому призывалъ всѣхъ желающихъ быть Его послѣдователями, Самъ Господь Іисусъ Христосъ, сказавшій: Иже хощетъ по Мнѣ идти, да отвержется Себе и возьметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ (Марк. 8, 34).

Помимо лжеученій въ области чисто-религіозной, мы видимъ за послѣднее время небывалое распространеніе всевозможныхъ лжеученій, льстящихъ слуху и развращенному страстями сердцу человѣка, въ области общественно-политической. Здѣсь мы видимъ лжеученія, пытающіяся замѣнить собой христіанство, якобы отжившее и неспособное благоустроить земную жизнь людей, сдѣлавъ ее безбѣдной и счастливой. Послѣдователи этихъ лжеученій съ лютой ненавистью обрушиваются на христіанство, обвиняя его во всѣхъ несчастьяхъ, какія постигаютъ человѣка въ его земной жизни, и ведутъ съ нимъ одни открыто и явно, другіе скрыто и тайно, ожесточенную борьбу «не на жизнь, а на смерть». Вся современная общественно-политическая жизнь людей, офиціально иногда даже еще продолжающихъ именоваться «христіанами», полна этой борьбы за полное искорененіе вѣры Христовой изъ человѣческихъ сердецъ. Со временъ римскихъ языческихъ императоровъ и Юліана Отступника мы не видимъ такой упорной и систематической борьбы, какая ведется противъ христіанства въ настоящее время, подъ самыми благовидными, также льстящими испорченному сердцу человѣка, предлогами, и съ удивительной планомѣрностью. Вся общественно-политическая жизнь людей въ настоящее время сложилась такъ, что въ ней нѣтъ мѣста христіанскимъ принципамъ: каждый желающій исповѣдывать Христа, самой жизнью своею поставленъ нынѣ въ самыя неблагопріятныя для этого жизненныя условія, при которыхъ только очень немногія лица, исключительнаго духовнаго героизма, въ состояніи быть истинными христіанами. Всѣ же мало-мальски слабые духомъ принуждены на каждомъ шагу своей жизни от/с. 60/рекаться отъ Христа теоретически или практически. И съ этой точки зрѣнія, поистинѣ можно сказать, что уже наступило то время, о которомъ пророчествовали древніе отцы-подвижники, говорившіе о «христіанахъ послѣдняго рода»: «придутъ на нихъ искушенія, и тѣ, которые въ то время окажутся добрыми (то-есть устоятъ въ вѣрности Христу, несмотря на всѣ эти искушенія), будутъ больше насъ и отцовъ нашихъ» («Древній Патерикъ», стр. 5). Удивительно ли послѣ всего этого, что при такомъ общемъ направленіи современной человѣческой жизни уже во всѣхъ частяхъ свѣта существуютъ люди, открыто исповѣдующіе культъ діавола и даже строящіе діаволу храмы!

Все это результатъ дѣйствія тѣхъ темныхъ силъ, тѣхъ силъ зла, о которыхъ говоритъ въ своемъ первомъ соборномъ посланіи возлюбленный ученикъ Христовъ св. Апостолъ и Евангелистъ Іоаннъ Богословъ, называя ихъ: антихристы мнози (2, 18). Вспомнимъ, что вѣдь и Самъ Господь Іисусъ Христосъ предупреждалъ Своихъ учениковъ, а черезъ нихъ, конечно, и всѣхъ Своихъ послѣдователей, о появленіи въ мірѣ лжехристовъ и лжепророковъ (Матѳ. 24, 24). Вотъ эти-то «лжехристы» и «лжепророки», они же и «антихристы», въ лицѣ разныхъ самозваныхъ религіозныхъ учителей, а также лжеучителей всякаго рода, задавшихся подмѣнить христіанство другимъ ученіемъ, якобы способнымъ облагодѣтельствовать человѣчество, въ виду того, что христіанство будто бы уже устарѣло или оказалось неспособно благоустроить и упорядочить жизнь людей, они-то и создали то ужасное, грозящее страшной міровой катастрофой, состояніе, въ которомъ нынѣ все человѣчество находится. И несмотря на это, они до сихъ поръ держатъ массы людей въ ослѣпленіи, искусно внушая своимъ адептамъ, что причина всѣхъ современныхъ золъ и бѣдствій не въ томъ, что они своими лжеученіями хотятъ вытѣснить христіанство, а въ чемъ-то другомъ. Прекрасно разоблачаетъ ихъ св. Ап. Петръ во 2-ой главѣ своего 2 соборнаго посланія, называя ихъ «лжепророками», «лжеучителями», «беззаконниками», «срамниками» и «осквернителями», «безводными источниками», «облаками» и «мглами, гонимыми бурею». Онъ говоритъ о нихъ, что они введутъ пагубныя ереси, что многіе послѣдуютъ ихъ разврату и что чрезъ нихъ путь истины будетъ въ поношеніи; что они изъ любостяжанія будутъ уловлять православныхъ христіанъ льстивыми словами, что они идутъ вслѣдъ скверныхъ похотей плоти, презираютъ начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высшихъ, что они, какъ безсловесныя животныя, злословятъ то, чего не понимаютъ, что глаза у нихъ исполнены любострастія и непрестаннаго грѣха, что они прельщаютъ неутвержденныя души, что сердце ихъ пріучено къ любостяжанію, что они, произнося надутое пустословіе, уловляютъ въ плотскія похоти и развратъ, обѣщаютъ свободу, будучи сами рабами тлѣнія. Мы видимъ, какъ всѣ эти характеристики удивительно подходятъ ко всѣмъ, тѣмъ, кто отступилъ отъ чистой и безпримѣсной истины Христова ученія, ко всѣмъ этимъ современнымъ безчисленнымъ сек/с. 61/тантамъ и всѣмъ пропагандистамъ новыхъ общественно-политическихъ ученій, игнорирующихъ христіанство. Всѣхъ ихъ, какъ развратителей и губителей человѣчества, св. Ап. Петръ, со всей справедливостью, называетъ сынами проклятія (2 Петр. 2, 14).

Въ сходныхъ выраженіяхъ характеризуетъ этихъ лжеучителей и св. Ап. Іуда, братъ Господень, посвящая предостереженію отъ нихъ вѣрующихъ почти цѣликомъ все свое соборное посланіе. Онъ называетъ ихъ людьми нечестивыми, обращающими благодать Бога нашего въ поводъ къ распутству и отвергающимися единаго Владыки Бога и Господа нашего Іисуса Христа, мечтателями, которые оскверняютъ плоть, отвергаютъ начальства и злословятъ высокія власти. Онъ говоритъ о нихъ, что они злословятъ то, чего не знаютъ, что они идутъ путемъ Каиновымъ, предаются обольщенію мзды, безъ страха утучняютъ себя. Мѣтко характеризуетъ св. Іуда ихъ нравственное состояніе, называя, ихъ безводными облаками, носимыми вѣтромъ, осенними деревьями, безплодными, дважды умершими и исторгнутыми, свирѣпыми морскими волнами, пѣнящимися срамотами своими, звѣздами блуждающими, которымъ блюдется мракъ тьмы на вѣки, ропотниками, ничѣмъ недовольными, поступающими по своимъ похотямъ нечестиво и беззаконно, уста которыхъ произносятъ надутыя слова и которые оказываютъ лицепріятіе для корысти. Подводя итогъ всему вышесказанному, св. Ап. Іуда говоритъ, что эти нечестивые лжеучители появляются во исполненіе предсказаннаго Апостолами Господа нашего Іисуса Христа, предупреждавшими, что въ послѣднее время появятся ругатели, поступающіе по своимъ нечестивымъ похотямъ и въ заключеніе даетъ имъ окончательную характеристику, ясно объясняющую все ихъ настроеніе и поведеніе: это люди, отдѣляющіе себя отъ единства вѣры, душевные, не имѣющіе духа, то есть водящіеся въ своей жизни и дѣятельности только низшими силами души, какія есть отчасти и у животныхъ, не руководящіеся въ жизни своей высшими духовными силами, озаряемыми благодатными дарами Св. Духа (см. Соборное посланіе Іудино, ст. 4, 8, 10, 11, 12, 13, 16-19).

Конечно, на протяженіи всей исторіи человѣчества появлялись люди и лжеучители, духовная настроенность, жизнь и поведеніе которыхъ въ той или иной мѣрѣ отвѣчали этимъ характеристикамъ, но несомнѣнно, что на христіанской почвѣ, вѣрнѣе, среди общества, именующаго себя «христіанскимъ», никогда еще не появлялось такого обилія лжеученій, вполнѣ отвѣчающихъ апостольской характеристикѣ, какъ въ настоящее время. А главное: никогда еще эти лжеучители не имѣли такого успѣха, какъ теперь, и не пріобрѣтали такого количества послѣдователей, какъ въ наше время. Ибо о нашемъ времени со всей справедливостью можно сказать, что большинство людей здраваго ученія Божественной истины не принимаютъ, а по своимъ прихотямъ избираютъ себѣ всевозможныхъ лжеучителей, людей душевныхъ, не имѣющихъ духа, которые льстили бы слу/с. 62/ху и потворствовали бы низменнымъ страстямъ современнаго человѣка, хотя и продолжающаго еще иногда по традиціи носить имя «христіанина», но по существу давно уже отрекшагося отъ Христа.

Таковы результаты упорной, настойчиво и систематически ведшейся борьбы князя міра сего — діавола съ Богомъ за душу человѣка! Человѣкъ вдумчивый, внимательно относящійся къ происходящимъ въ мірѣ событіямъ, не только съ точки зрѣнія соціологіи, экономики и политики, не можетъ не замѣтить, что особенно удушливая нравственная атмосфера въ мірѣ наступила послѣ постигшаго нашу родину Россію страшнаго кроваваго бѣдствія, именуемаго «революціей» и выбытія Россіи изъ строя міровой жизни. Кончилась первая міровая война, подписанъ былъ народами «вѣчный миръ», безъ участія обливавшейся кровью лучшихъ своихъ сыновъ Россіи, но мира въ мірѣ не чувствовалось: наступилъ періодъ весьма тяжелаго и мрачнаго состоянія человѣчества, которое окрестили наименованіемъ «кризиса».

Кризисъ этотъ давалъ себя чувствовать во всѣхъ областяхъ жизни. Въ области религіозной повсюду бросалось въ глаза крайнее охлажденіе къ вѣрѣ, насмѣшливо-пренебрежительное отношеніе къ вѣрующимъ, какъ къ «ханжамъ», а наряду съ этимъ — всякія нездоровыя увлеченія всевозможными суррогатами религіи, вродѣ теософіи, оккультизма, спиритизма. Въ цѣломъ рядѣ странъ многіе объявили себя не исповѣдующими никакой религіи, причемъ это такъ и отмѣчалось въ паспортахъ и другихъ офиціально-выдаваемыхъ государственными властями документахъ и удостовѣреніяхъ личности. Основывались цѣлыя общества «свободомыслящихъ», подчеркивавшія свое презрѣніе ко всякой религіи и пропагандировавшія всякаго рода вольнодумство, свободу отъ «предразсудковъ». Православіе даже въ православныхъ странахъ (не говоря уже о нашей несчастной Родинѣ, гдѣ Православная Церковь подверглась лютому кровавому гоненію) стало испытывать большія стѣсненія и ограниченія: насильственно былъ введенъ кое-гдѣ новый стиль и навязывалась модернизація въ западномъ протестантскомъ духѣ, глубоко противная самому духу Православія. Духовенство, ревновавшее о подлинномъ Православіи стало признаваться «отсталымъ», «некультурнымъ», «враждебнымъ прогрессу».

Въ области моральной кризисъ сказался въ невѣроятно-стремительномъ упадкѣ нравственности. Надъ честностью и порядочностью въ обществѣ стали подсмѣиваться какъ надъ чудачествомъ, тоже, какъ надъ признакомъ «отсталости отъ вѣка». Заводились порядки, которые шли прямо вразрѣзъ съ требованіями нравственности. Печаталась и распространялась самая пошлая и морально-грязная литература, причемъ зачастую даже прежнія «непечатныя» слова и выраженія стали безстыдно печататься. Повсюду сталъ водворяться самый открытый и циничный развратъ. Разводы и незаконныя сожительства стали обычными явленіями, которыя никого уже не шокировали, какъ прежде. То, что еще совсѣмъ недавно считалось предосудительнымъ и неприличнымъ, стало нормаль/с. 63/нымъ явленіемъ, «модой». На должное нравственное воспитаніе молодого поколѣнія въ учебныхъ заведеніяхъ почти вовсе перестало обращаться вниманіе: во многихъ случаяхъ воспитатели не только не воспитывали молодежь, а скорѣе развращали ее, и собственнымъ дурнымъ примѣромъ, а иногда даже и развиваемыми ими въ бесѣдахъ теоріями о свободѣ «личной жизни» каждаго человѣка и о его правѣ жить безъ всякихъ стѣсненій и ограниченій, въ свое удовольствіе. Намъ извѣстны даже случаи самоубійствъ, подъ вліяніемъ такой нравственно-угнетающей атмосферы, въ которой просто задыхались еще неиспорченныя окончательно лица, впадавшія въ отчаяніе отъ окружающей ихъ обстановки жизни.

Можно сказать, что напряженно-удушливая атмосфера, установившаяся во всемъ мірѣ, послѣ выбытія Россіи, напоминала собой то удушье, которое всегда чувствуется передъ грозой, а особенно передъ ураганомъ: съ этой точки зрѣнія, вторая міровая война, со всѣми ея неслыханными дотолѣ ужасами, явилась только естественнымъ, неизбѣжнымъ послѣдствіемъ создавшагося положенія. И въ нравственномъ мірѣ, какъ въ мірѣ физическомъ, дѣйствуютъ свои непреложные законы, одинъ изъ которыхъ постоянно дающій себя чувствовать людямъ, это законъ возмездія, прекрасно выраженный св. Ап. Павломъ въ изрѣченіи: Богъ поругаемъ не бываетъ (Гал. 6, 7). Это страшное возмездіе Божіе и постигло человѣчество, въ безумномъ ослѣпленіи своемъ отступившее отъ Бога и задумавшее строить свою жизнь безъ Бога, вопреки спасительнымъ законамъ своего Творца Бога.

Тѣсная связь этого такъ называемаго «мірового кризиса», разрѣшившагося, наконецъ, въ страшную міровую войну, съ несчастьемъ, постигшимъ Россію, очевидна: судьбы міра самымъ тѣснымъ образомъ связаны съ судьбами Россіи, какъ оплота единой истинной, единой спасающей вѣры — вѣры Православной.

Не стало Православной Россіи, — не стало и мира въ мірѣ, и все человѣчество, лишившись своего единственнаго вѣрнаго оплота и ограды, находится теперь на краю гибели.

Безъ источника свѣта на землѣ — безъ твердаго оплота истинной вѣры, св. Православія, нѣтъ жизни людямъ; все покрывается мрачной и зловѣщей тьмой.

Но что такое Православіе? Развѣ это не одно лишь изъ многихъ христіанскихъ исповѣданій, имѣющихъ равноцѣнное достоинство и значеніе, какъ думаютъ многіе очень умные и очень интеллигентные люди нашего времени? Нынѣ часто приходится слышать не только отъ лицъ, близко стоящихъ къ церкви, но даже и отъ нѣкоторыхъ представителей православнаго духовенства, что разныя христіанскія исповѣданія это одно и то же христіанство, только съ разныхъ точекъ зрѣнія, и что это разнообразіе христіанскихъ исповѣданій явленіе скорѣе даже положительное, нежели отрицательное, ибо каждый можетъ себѣ выбрать /с. 64/ то исповѣданіе, которое болѣе придется ему «по вкусу». Высказывается мысль, что въ распаденіи христіанства на разныя исповѣданія всѣ одинаково виновны и что полной истины ни въ одномъ христіанскомъ исповѣданіи нѣтъ, а надо всѣмъ христіанамъ забыть «взаимные грѣхи», «взаимныя вины другъ передъ другомъ» и объединиться — устроить такъ называемое «соединеніе церквей», причемъ, конечно, само собой разумѣется, что при такомъ «соединеніи церквей» каждое исповѣданіе должно чѣмъ-то поступиться въ пользу другихъ. На такой точкѣ зрѣнія стоитъ, между прочимъ, весьма модное теперь такъ называемое «экуменическое движеніе», не всегда впрочемъ, такъ откровенно высказывающееся, изъ боязни отпугнуть отъ себя ревнителей Православія. Надо ли говорить о томъ, что такая «экуменическая проповѣдь» ведетъ лишь къ весьма зловредному въ дѣлахъ вѣры индифферентизму — безразличію къ истинѣ, между тѣмъ какъ для христіанина выше всего и дороже всего именно ИСТИНА, хожденіе въ истинѣ, какъ это особенно выразительно подчеркиваетъ св. Ап. Іоаннъ Богословъ въ своемъ второмъ (ст. 1-4; 10-11) и третьемъ (ст. 3-4) соборныхъ посланіяхъ. Характерно, что именно такой Апостолъ, какъ св. Іоаннъ Богословъ, недаромъ прозванный «Апостоломъ любви» за наиболѣе полное и возвышенно-одухотворенное раскрытіе ученія о христіанской любви, неумолимо строгъ ко всѣмъ извратителямъ истины Христова ученія. Кто приходитъ къ вамъ въ домъ и не приноситъ сего ученія, того не принимайте въ домъ и не привѣтствуйте его, ибо привѣтствующій его участвуетъ въ злыхъ дѣлахъ его (2 Іоан. 1, 10-11). Не кажется ли удивительнымъ послѣ этого, что «экуменисты» хотятъ быть «любвеобильнѣе» самого «Апостола любви», возлюбленнаго ученика Христова, св. Іоанна Богослова?!

Для христіанина дороже всего истина, а потому и единеніе для христіанина дорого только то, которое въ истинѣ. Я на то родился и на то пришелъ въ міръ, чтобы свидѣтельствовать объ истинѣ, говоритъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ: Всякій, кто отъ истины, слушаетъ гласа Моего (Іоан. 18, 37), и увѣщеваетъ тѣхъ, кто желаетъ вѣровать въ Него, познать истину (Іоан. 8, 32), ибо внѣ этой истины нѣтъ свободы отъ грѣха, а слѣдовательно нѣтъ и спасенія. Поэтому не только неправильно, а даже преступно стремиться къ какому бы то ни было единенію съ кѣмъ бы то ни было, поступаясь истиной. Вотъ почему и святые отцы Церкви, столь много и безкомпромиссно боровшіеся съ еретиками, искажавшими истину Христова ученія, говорятъ, что есть прекрасное разногласіе, какъ есть и самое пагубное единомысліе. св. Григорій Богословъ, столь много заботившійся о мирѣ въ Церкви, тѣмъ не менѣе говоритъ: «а нѣкоторымъ лучше быть въ раздорѣ, нежели въ единомысліи» (Творенія, ч. 2, стр. 189). Не единства самого по себѣ, какъ такового, должны мы добиваться, а единенія въ истинѣ. ПРАВОСЛАВІЕ ЖЕ ЕСТЬ ИМЕННО НЕ ЧТО ИНОЕ, КАКЪ ПОЛНОТА ХРИСТІАНСКОЙ ИСТИНЫ, въ противоположность боль/с. 65/шимъ или меньшимъ отступленіямъ отъ истины, искаженіямъ истины, каковы суть другія исповѣданія, именующія себя «христіанскими», которыя, по словамъ великаго праведника нашего времени о. Іоанна Кронштадтскаго, содержатъ истину въ неправдѣ (Рим. 1, 18), примѣшали суемудріе и ложь къ истинѣ («Мысли о Церкви», стр. 13). Поэтому «соединеніе церквей», проповѣдуемое «экуменическимъ движеніемъ» для насъ непріемлемо, ибо это не есть единственно цѣнное и для всѣхъ истинныхъ христіанъ вожделѣнное единеніе въ истинѣ, по образу единства Лицъ Пресвятой Троицы, о которомъ молился Христосъ Спаситель въ Своей первосвященнической молитвѣ (Іоан. 17, 21), а единство достигаемое путемъ отказа отъ истины, путемъ уступокъ лжи.

Православіе не явилось на свѣтъ, — какъ многіе невѣжественные люди, не изучавшіе добросовѣстно церковной исторіи, а судящіе обо всемъ по-наслышкѣ, думаютъ, — въ 11 вѣкѣ, послѣ такъ называемаго «раздѣленія церквей», а существовало и будетъ существовать всегда, какъ неизмѣнное ученіе Господа Іисуса Христа и Его св. Апостоловъ, неповрежденно хранимое Церковью въ Священномъ Писаніи и Священномъ Преданіи. Самъ терминъ «Православіе», по-гречески: «ортодоксіа», мы находимъ уже у христіанскихъ писателей 2-го вѣка (между прочимъ, у св. Климента Александрійскаго), причемъ подъ этимъ понимается вѣра всей Церкви, въ противоположность разномыслію еретиковъ («гетеродоксіи»). Особенно же широкое распространеніе и употребленіе терминъ «Православіе» получилъ въ 4-омъ вѣкѣ въ трудную для Церкви эпоху борьбы ея съ еретиками-аріанами. Исповѣдовавшіе истинное, неповрежденное человѣческими измышленіями, ученіе Церкви, въ отличіе отъ послѣдователей ложнаго ученія, еретиковъ, стали называться православными. И замѣчательно то, что сколько ересей потомъ ни появлялось, Православіе всегда, въ концѣ концовъ, торжествовало побѣду надъ ними, въ память чего и установленъ знаменательный и столь утѣшительный и радостный для всѣхъ ревнителей и поборниковъ св. Православной вѣры праздникъ «Торжества Православія», доселѣ совершаемый нашей Церковью ежегодно въ первый воскресный день Великаго поста. Православіе есть, такимъ образомъ, чистое и неповрежденное никакими извращеніями лукаваго человѣческаго ума, подлинное ученіе Христово о вѣрѣ и благочестіи, сохранившееся донынѣ въ такомъ видѣ только въ нашей восточной Церкви, которая, по всей справедливости, и носитъ потому доселѣ наименованіе «Православной». Для того, чтобы убѣдиться въ истинѣ и чистотѣ Христова ученія, содержимаго нашей св. Православной Церковью, надо серьезно углубиться во внимательное, а главное, безпристрастное изученіе исторіи Церкви, а не судить обо всемъ поверхностно и «сплеча», съ чужихъ словъ, какъ это обыкновенно дѣлаютъ хвалящіеся своей «вѣротерпимостью» наши либеральные интеллигенты.

/с. 66/ Послѣ паденія Византійской имперіи, наша родина Россія стала единственнымъ оплотомъ этой единой истинной, единой спасающей, св. Православной вѣры въ мірѣ. «Господь ввѣрилъ намъ, русскимъ, великій спасительный талантъ православной вѣры, въ которой спаслось множество людей», говорилъ великій праведникъ и чудотворецъ нашихъ дней о. Іоаннъ Кронштадтскій («Живой колосъ», стр. 42). Въ теченіи ряда столѣтій всѣ православные всѣхъ народовъ, начиная съ самихъ восточныхъ патріарховъ и кончая рядовыми вѣрующими, съ надеждой взирали на нашу родину Россію, какъ на Защитницу и Покровительницу Православія, внѣ предѣловъ Россіи жестоко притѣсняемаго и гонимаго иновѣрцами, и никогда не посрамлялись въ своей надеждѣ, ибо для русскаго человѣка тѣхъ временъ, начиная съ Царя и кончая простолюдиномъ, ничего не было дороже св. Православной вѣры, за которую онъ жизнь свою готовъ былъ отдать. И всѣ войны, которые велъ русскій народъ, были священной борьбой «за вѣру Православную, за домъ Пресвятой Богородицы», какъ именовала себя наша Родина Святая Русь, — нѣсколько позднѣе: «за вѣру, царя и отечество», причемъ вѣра продолжала оставаться на первомъ мѣстѣ, какъ цѣнность самая высокая, за которую слѣдуетъ прежде всего бороться и которую необходимо въ первую очередь защищать отъ врага. Увы! иные лозунги мы слышимъ теперь отъ современныхъ русскихъ «патріотовъ», мнящихъ себя большими національными дѣятелями, и горячо, по-видимому, ратующихъ о спасеніи Россіи, объ освобожденіи ея отъ страшнаго кроваваго большевицкаго плѣна. Они предпочитаютъ молчать о св. Православной вѣрѣ, въ лучшемъ случаѣ говорятъ о ней весьма сдержано, какъ бы чего-то стыдясь и между прочимъ, а главный ихъ лозунгъ: «За Россію». Они призываютъ къ возстановленію «Національной Россіи» и только! Они широко используютъ кажущіеся убѣдительными для наивныхъ и поверхностныхъ людей «демократическіе» лозунги о «свободѣ совѣсти», «о свободѣ вѣроисповѣданія», «объ отдѣленіи церкви отъ государства», о «вѣротерпимости». Православный христіанинъ — не фанатикъ, готовый истреблять «огнемъ и мечомъ» послѣдователей всѣхъ иныхъ вѣроисповѣданій, но, зная истину, онъ, конечно, не можетъ стать на «экуменическую» и «демократическую» точку зрѣнія равноцѣнности, равнозначимости всѣхъ вѣроисповѣданій. Это, однако, отнюдь не исключаетъ полной его вѣротерпимости, въ истинномъ значеніи этого слова, которой всегда въ прошломъ отличался русскій человѣкъ. Вотъ, какъ прекрасно характеризуетъ эту вѣротерпимость нашъ великій россійскій богословъ и наставникъ благочестія епископъ Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ: «Истинная вѣротерпимость искренно любить и благоговѣйно чтить единую св. вѣру свою (то-есть: вѣру Православную), ревнуетъ о чистотѣ и славѣ ея, радуется возвышенію ея; но при этомъ даетъ мѣсто близъ нея и другимъ вѣрамъ, не потому, что считаетъ ихъ равночестными и спасительными, а по снисхожденію къ немощамъ заблуждающихся. Она не тѣснитъ, не гонитъ, не преслѣдуетъ; /с. 67/ но вмѣстѣ не упускаетъ случая съ любовью указывать заблужденіе и предлагать свободному убѣжденію и совѣсти выборъ лучшаго» (Слова на Господскіе и Богородичные дни, стр. 82). Всякое другое пониманіе вѣротерпимости есть, конечно, уже измѣна и даже, въ какой-то мѣрѣ, противленіе Божественной истинѣ, принесенной на землю Самимъ воплотившимся Сыномъ Божіимъ, то-есть, въ сущности то же Богоборчество, только не такъ явно и рѣзко выраженное, какъ Богоборчество большевиковъ.

Вотъ именно то, что русскій народъ былъ самымъ многочисленнымъ въ мірѣ православнымъ народомъ, что онъ больше всего на свѣтѣ любилъ свою православную вѣру и дорожилъ ею, какъ своимъ величайшимъ сокровищемъ, и, такимъ образомъ, являлся единственной крѣпкой и надежной опорой Православія и свѣточемъ его для другихъ народовъ, это и послужило причиной той страшной злобы и ненависти, которой воспылали къ нему всѣ служители темныхъ силъ, антихристи мнози, ибо понятно, что такой русскій народъ стоялъ «на пути» въ осуществленіи ихъ адскаго плана порабощенія всего человѣчества сатанѣ и воцаренію Антихриста.

И Россія, хранительница и покровительница Православія, была приговорена къ уничтоженію. Самое имя ея, ненавистное темнымъ силамъ, должно было быть стерто съ лица земли.

Упорно и настойчиво, съ необычайной энергіей, напряженно велась эта подрывная работа «темныхъ силъ» для уничтоженія Россіи, причемъ главное вниманіе въ этой работѣ естественно обращалось на воспитаніе молодого поколѣнія въ чуждомъ св. Православію духѣ. Все, что было связано со св. Православіемъ, что исходило отъ Церкви, вѣковой воспитательницы русскаго народа, искусно и тонко подвергалось критикѣ и высмѣивалось. Подвергались насмѣшкамъ всѣ высокіе христіанскіе принципы жизни, христіанская мораль объявлялась отжившей и ненужной, мѣшавшей жить «въ свое удовольствіе». Внушалась «свобода отъ всякихъ условностей», «научно» доказывалась допустимость и законность служенія всѣмъ грѣховнымъ страстямъ. Все свое родное, исконно православное, русское хулилось, а чужое, иностранное превозносилось, какъ самое передовое, высоко-культурное, достойное заимствованія и подражанія. Это для того, чтобы безболѣзненно пересадить на русскую почву развращающіе душу человѣка, исполненные смертоноснаго яда плоды эпохи такъ называемаго «Возрожденія», провозгласившей культъ человѣка, взбунтовавшагося противъ Бога и рѣшившаго самого себя поставить на мѣсто Бога. Послѣ такой предварительной подготовки было уже легко привить обезумѣвшимъ русскимъ людямъ, забывшимъ свое званіе, Бого- и человѣконенавистническія теоріи соціализма, анархизма и коммунизма. Въ результатѣ, — почти поголовное бѣснованіе русскаго народа, отступившаго отъ Бога, вылившееся въ страшную, безпримѣрную въ исторіи кровавую революцію 1917 года, и ужасы большевизма, продолжающіеся уже 33 года. Богъ поругаемъ не бываетъ (Гал. 6, 7), и русскій народъ, измѣнившій Богу, не устоявшій на высотѣ своего призванія, давшій себя прельстить служите/с. 68/лямъ сатаны, долженъ былъ, по неумолимому закону возмездія, понести эту тяжкую кару!

Что же оказалось въ результатѣ всего этого?

Крушеніе, постигшее Россію, нарушило равновѣсіе и миръ во всемъ мірѣ. Но и само Православіе не только въ порабощенной богоборцами-большевиками Россіи, а и въ другихъ странахъ, среди другихъ народовъ оказалось подъ серьезной угрозой. Не въ одной только Россіи возникло теченіе, грозившее подточить сами основы Православія и вылившееся въ формы такъ называемой «живой церкви». Эти тлѣтворныя идеи «живизма» широко распространились и во всѣхъ другихъ помѣстныхъ православныхъ церквахъ, до сего времени претендуя на господство. Эти идеи и сродныя имъ модернистскія стремленія и тенденціи, направленныя къ тому, чтобы лишить Православіе того, что составляетъ самое коренное его начало — духъ аскетизма, отрѣшенности отъ міра, во злѣ лежащаго — начали энергично проводиться въ жизнь во всѣхъ помѣстныхъ церквахъ на православномъ Востокѣ сейчасъ же, какъ только рухнула Россія — оплотъ Православія. Стали созываться «всеправославные конгрессы» и «предсоборныя конференціи», на которыхъ иниціаторы ихъ пытались провести реформы, имѣвшія цѣлью модернизовать Православную Церковь, путемъ отмѣны якобы устарѣвшихъ каноническихъ правилъ. Характерно, что «устарѣвшими» признавались какъ разъ тѣ каноническія правила, которыя наиболѣе полно и ярко выражаютъ собой подлинный духъ Православія, какъ, напр., правила о безбрачіи епископовъ, о запрещеніи второго брака клирикамъ, о монашествѣ, о постѣ, объ обязательномъ ношеніи духовенствомъ особой одежды, о неприличіи свѣтскихъ увеселеній и развлеченій. Въ цѣломъ рядѣ помѣстныхъ православныхъ церквей былъ введенъ новый стиль. Это вызвало смуты и волненія среди вѣрующаго народа, поколебавъ въ немъ довѣріе къ духовенству, что, конечно, послужило отнюдь не на пользу Церкви. Омірщеніе же не только внѣшняго облика, но и неизбѣжно съ этимъ связанной внутренней настроенности православныхъ священнослужителей, ширится все больше и больше, окончательно лишая православное духовенство всякаго уваженія и авторитета въ глазахъ вѣрующихъ. Нынѣ все чаще и чаще мы видимъ, какъ не только священники, но даже и епископы Православной Церкви, не однимъ внѣшнимъ своимъ видомъ, но и всѣмъ своимъ поведеніемъ и настроеніемъ стремятся походить на мірянъ, сливаясь, такимъ образомъ, вполнѣ съ міромъ симъ, во злѣ лежащимъ, вмѣсто того, чтобы возвышаться надъ нимъ, давая паствѣ своей примѣръ подвига борьбы со страстьми и похотьми, въ чемъ именно состоитъ сущность подлиннаго христіанства (см. Галат. 5, 24). На нашихъ глазахъ соль обуеваетъ, и свѣтъ, который долженъ свѣтить міру, превращается въ тьму. Чего же ждать отъ рядовыхъ вѣрующихъ мірянъ, которые, не видя добраго примѣра христіанской жизни въ своихъ пастыряхъ, сами все больше и больше морально опускаются, оставаясь христіанами только по имени? И надо подчеркнуть, что это религіозно-/с. 69/нравственное разложеніе идетъ сверху, поскольку назначеніе носителей высшей церковной власти почти всюду зависитъ отъ современныхъ свѣтскихъ властителей, въ той или иной мѣрѣ связанныхъ съ служителями темныхъ силъ, тѣми антихристами многими, которые фактически руководятъ уже современной общественной и политической жизнью и давно уже, не безъ успѣха, пытаются установить свой контроль надъ Церковью.

Въ этомъ же, между прочимъ, основная внутренняя причина всѣхъ печальныхъ раздѣленій и расколовъ въ нашей Русской Зарубежной Церкви.

Антихристи мнози, искусно играя на человѣческихъ страстяхъ, вызвали раздѣленія въ единой по началу Русской Зарубежной Церкви, а въ послѣднее время повели противъ нея даже цѣлую кампанію, оспаривая за ней само право на существованіе. Какъ въ свое время діаволъ пользовался въ своихъ цѣляхъ текстами изъ Священнаго Писанія, искушая Господа Іисуса Христа, а затѣмъ и Его послѣдователей, христіанскихъ подвижниковъ, такъ теперь онъ пользуется каноническими правилами Православной Церкви для того, чтобы сокрушить не желающую ему покориться Русскую Зарубежную Церковь! И мы нисколько не удивимся, если въ этомъ онъ рано или поздно успѣетъ, ибо наступаетъ его время и область тьмы. Сейчасъ только въ совѣтской Россіи вѣрующіе ушли въ катакомбы, спасаясь отъ офиціальной «православной церкви», по существу отрекшейся отъ Христа и служащей антихристу, а тогда и повсюду, во всемъ мірѣ, вѣрующіе должны будутъ уйти въ катакомбы, порвать всякое общеніе съ офиціальной «православной церковью», въ которой останется только одна видимость Церкви Христовой. Объ этихъ временахъ, основываясь на пророчествахъ древнихъ отцовъ Церкви, замѣчательно сильно предрекаетъ нашъ великій богословъ и наставникъ духовной жизни епископъ Ѳеофанъ Вышенскій Затворникъ, говоря, что тогда «хотя имя христіанское будетъ слышаться повсюду, и повсюду будутъ видны храмы и чины церковные, но все это только видимость, внутри же отступленіе истинное» (Толкъ. 2 посл. къ Солун., стр. 492). Уже и сейчасъ признаки такого отступленія налицо!

Не надо этимъ смущаться. Это — попущеніе Божіе, о которомъ мы давно уже предупреждены Евангеліемъ и Апостольскими посланіями. Но надо въ эти наступающія страшныя времена позаботиться о томъ, чтобы сохранить вѣрность Христу Спасителю и Его истинной Церкви. По долгу любви христіанской, каждый изъ насъ обязанъ и всѣмъ окружающимъ открывать глаза на истинное положеніе вещей, чтобы и имъ помочь соблюсти вѣрность Христу въ эти страшные дни всеобщаго отступленія. «Не жди благоустройства въ общемъ церковномъ составѣ», говоритъ старецъ Исаія другому великому наставнику духовной жизни, также много писавшему о колебаніи зданія Церкви темными силами, епископу Игнатію (Брянчанинову): «а будь доволенъ тѣмъ, что представлено въ частности спасаться людямъ, желающимъ спастись».

Все это написано не для того, чтобы, подъ вліяніемъ мрачныхъ /с. 70/ мыслей, предаваться малодушію и опускать руки. Отнюдь нѣтъ! Ни на одинъ мигъ не должны мы забывать торжественно-бодрящія слова нашего Спасителя и Господа, обращенныя къ Его ученикамъ, а черезъ нихъ и ко всѣмъ намъ, на Тайной Вечери: Дерзайте, яко Азъ побѣдихъ міръ! (Іоан. 16, 33). Итакъ, несмотря на временное торжество темныхъ силъ, конечная побѣда — за нами. Но, само собой разумѣется — въ томъ только случаѣ, если мы сохранимъ до конца вѣрность нашему Спасителю и Господу. И къ этой-то вѣрности мы и зовемъ нашу современную русскую молодежь.

Сознать всю важность и отвѣтственность переживаемыхъ грозныхъ событій, найти себѣ достойное великаго прошлаго нашего народа мѣсто въ мірѣ, не ассимилируясь съ окружающей безбожной средой, съ любовью изучать исторію нашей Родины, какъ хранительницы Православія, всячески беречь себя отъ порабощенія темнымъ силамъ, сгубившимъ нашу Родину и открывать глаза всѣмъ иностранцамъ на истинное положеніе вещей, то-есть быть Апостолами Православія въ той средѣ иновѣрцевъ, гдѣ приходится намъ жить — вотъ каковъ священный долгъ современной русской молодежи! И помнить при этомъ, что главной задачей работы надъ собой должна быть выработка правильнаго православнаго міровоззрѣнія, которое должно стать руководящимъ началомъ всей жизни. Это православное міровоззрѣніе у русскаго человѣка непремѣнно будетъ и русскимъ національнымъ, ибо Россія строилась и жила всегда идеалами православными. Не подходятъ намъ никакія заимствованія съ Запада, на которыя все еще падки несчастные, сбитые съ толку русскіе люди: рабское подражаніе Западу привело нашу Родину къ страшной катастрофѣ. У нея, какъ справедливо говоритъ поэтъ, «особенная стать». Эта «особенная стать» — въ особенномъ призваніи Россіи, данномъ ей отъ Бога — быть въ Новомъ Завѣтѣ «Новымъ Израилемъ», новымъ избраннымъ народомъ Божіимъ, носителемъ и хранителемъ единой истинной, единой спасающей вѣры — вѣры Православной. Разоблачая злобную клевету служителей темныхъ силъ на прежнюю Россію, мы должны постоянно во всеуслышаніе свидѣтельствовать объ этомъ призваніи Россіи, и указывать на то, что безъ Православной Россіи, безъ Святой Руси, хранительницы и покровительницы Православія, весь міръ ожидаетъ неминуемая погибель, и что только возстановленіе Православной Россіи (а не только «національной») можетъ еще отсрочить наступленіе послѣднихъ страшныхъ временъ Антихриста и кончины міра.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Истинное Православіе и современный міръ: Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1971. — С. 56-70.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.