Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВІЕ И СОВРЕМЕННЫЙ МІРЪ.
Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія.

Міръ и мы.

«Въ мірѣ бѣ, и міръ Тѣмъ бысть, и міръ Его не позна»... (Іоан. 1, 10).

«Мнѣ же да не будетъ хвалитися токмо о крестѣ Господа нашего Іисуса Христа, Имже мнѣ міръ распяся, и азъ міру»... (Гал. 6, 14).

Въ преддверіи двухъ наступающихъ великихъ праздниковъ — Рождества Пресвятой Богородицы, Которая жила въ мірѣ, но не была «отъ міра», почему и удостоилась стать Матерью Самого Господа, и Воздвиженія Креста Господня, который напоминаетъ намъ, что и мы должны «распяться міру», — благовременно поставить намъ самимъ себѣ вопросъ: въ какомъ отношеніи находимся сами мы къ міру — къ тому современному міру, который теперь такъ ярко, какъ никогда, проявляетъ свои явно-антихристіанскія свойства и качества?

Какая-то уступка міру, вѣрнѣе — приспособленіе къ нему, то, что называется, напримѣръ, въ наукѣ пастырскаго богословія, «пастырскимъ примѣненіемъ» конечно, неизбѣжно, а иногда и полезно, но то, что мы видимъ теперь, переходитъ уже всякія границы, становится уже отреченіемъ отъ истиннаго христіанства, которое — «не отъ міра сего»...

Христосъ-Спаситель вѣдь не напрасно противопоставлялъ Себя и Своихъ послѣдователей міру, говоря: «аще отъ міра бысте были, міръ убо свое любилъ бы: якоже отъ міра нѣсте, но Азъ избрахъ вы отъ міра, сего ради ненавидитъ васъ міръ» (Іоан. 15, 19).

И утѣшалъ Своихъ учениковъ: «аще міръ васъ ненавидитъ, ведите, яко Мене прежде васъ возненавидѣ» (Іоан. 15, 18); «въ мірѣ скорбни будете: но дерзайте, яко Азъ побѣдихъ міръ» (Іоан. 16, 33).

Равнымъ образомъ и Святые Апостолы, характеризуя этотъ міръ, говорили о немъ: «не любите міра, ни /с. 72/ яже въ мірѣ. Аще кто любитъ міръ, нѣсть любве Отчи въ немъ» (1 Іоан. 2, 15), а это потому, что «міръ весь во злѣ лежитъ» (1 Іоан. 5, 19).

Отмѣтимъ, что это говоритъ никто иной, какъ «Апостолъ любви» — возлюбленный ученикъ Христовъ св. Іоаннъ Богословъ.

А св. Апостолъ Іаковъ, Братъ Господень, говоритъ, пожалуй, еще болѣе сильно и рѣшительно: «прелюбодѣи и прелюбодѣйцы! не вѣсте ли, яко любы міра сего вражда Богу есть? Иже бо восхощетъ другъ быти міру, врагъ Божій бываетъ» (Іак. 4, 4).

Такъ смотрѣли на міръ, во всѣ времена, и всѣ истинные христіане — подвижники христіанскаго благочестія: чувствуя, что въ міру они не могутъ быть подлинными послѣдователями Христовыми, не могутъ спастись, они бѣжали отъ міра, чтобы угодить Богу. Бѣжали отъ міра даже тогда, когда міръ пересталъ быть языческимъ, какъ въ началѣ, а сталъ христіанскимъ.

Очевидно это противопоставленіе истиннаго христіанства міру, о которомъ говорилъ Христосъ-Спаситель и Святые Апостолы, дѣйствительно на всѣ времена, имѣетъ свою силу и значеніе при всѣхъ обстоятельствахъ. Вѣдь эти, выше приведенныя нами слова, не выбросишь изъ св. Писанія, какъ бы ни хотѣли это сдѣлать современные «нео-христіане» или представители наступившей «постъ-христіанской эпохи» — «экуменисты» и «модернисты» всякаго толка.

Въ прямую противоположность этимъ словамъ Христовымъ и Святыхъ Апостоловъ эти современные «дѣятели христіанства», — если они не дерзаютъ еще совсѣмъ отвергать христіанства, — или открыто проповѣдуютъ сліяніе съ міромъ, во злѣ лежащимъ, или практически, на дѣлѣ осуществляютъ такое сліяніе, лицемѣрно прикрываясь разными красиво-звучащими, громкими фразами, иногда заимствуемыми даже изъ св. Писанія, конечно, криво-толкуемыми. Къ ихъ услугамъ, въ данномъ случаѣ, — вся вѣками разработанная іезуитская казуистика, съ помощью которой можно оправдать все, что угодно.

/с. 73/ Но вотъ это-то усиленно-пропагандируемое нынѣ сліяніе съ міромъ и есть въ переживаемое нами время самый яркій признакъ отступленія!

Блаженъ, кто это понимаетъ — кто осозналъ грозные симптомы времени, ведущаго насъ къ Антихристу!

Вѣдь это Антихристъ, духовное порожденіе богопротивнаго сатаны, какъ разъ и будетъ «княземъ міра сего», во злѣ лежащаго (Іоан. 12, 31): онъ воцарится надъ міромъ симъ съ цѣлью попытаться полностью возвратить его во власть сатаны.

Мы хорошо знаемъ, чѣмъ эта печальная попытка кончится (2 Солун. 2, 8: «Господь Іисусъ убіетъ его духомъ устъ Своихъ и упразднитъ явленіемъ пришествія Своего»), но каково будетъ тѣмъ, которые сознательно или безсознательно, обольщенные имъ, пойдутъ за нимъ?!

По признаку пониманія или непониманія происходящихъ нынѣ въ мірѣ событій, всѣхъ людей теперь можно раздѣлить на два разряда: происходитъ явное и очевидное «отсѣиваніе»:

Одни понимаютъ то, что въ мірѣ теперь дѣлается, содрогаются и ужасаются, принимая всѣ мѣры предосторожности, чтобы не дать себя увлечь въ этотъ ставшій въ послѣдніе годы весьма стремительнымъ потокъ отступленія.

Другіе... слѣпотствуютъ. Но эта слѣпота двоякаго рода: одна — безвинная, ибо безсознательная, происходящая отъ непониманія и недооцѣнки совершающихся событій, другая — сознательная: что-то чувствуютъ и понимаютъ, но сознательно закрываютъ на все глаза, одержимые тѣми или иными страстями, омрачающими, какъ всякая страсть, духовное зрѣніе.

А этой духовной слѣпотѣ сколь многое сейчасъ способствуетъ!

Вѣдь сатана, какъ и служители его, по слову св. Писанія, такъ рѣдко являются людямъ и обольщаютъ ихъ въ своемъ натуральномъ, естественномъ видѣ: «сатана преобразуется во ангела свѣтла» и «служителіе его преобразуются яко служители правды» (2 Кор. 11, 14-15), И то, что происходитъ сейчасъ въ мірѣ такъ мно/с. 74/гимъ кажется, весьма привлекательнымъ, даже порожденіемъ истиннаго христіанства. Забываютъ люди, что сатана — лжецъ и клеветникъ и человѣкоубійца искони (Іоан. 8, 44), и таковы же всѣ служители его, только видъ принимающіе служителей правды.

Чрезвычайно симптоматичнымъ для нашего времени является призывъ къ всеобщему единенію: всѣ сейчасъ какъ будто готовы объединиться, забывъ о своемъ прежнемъ раздѣленіи — о томъ, что раньше ихъ разъединяло.

И многихъ это очень прельщаетъ.

И въ самомъ дѣлѣ. Развѣ не прекрасно — забыть всѣ раздѣленія, отказаться отъ всякихъ несогласій и взаимной вражды и жить въ мирѣ и любви другъ съ другомъ?

Развѣ не призывалъ людей къ такому единенію и Самъ Христосъ, когда молился Богу Отцу: «Да будутъ вси едино» (Іоан. 17, 21)?

Развѣ не призывалъ Онъ всѣхъ къ взаимному миру и братской любви?

Все это вѣрно, но не къ такому единенію, не къ такому миру и братской любви призывалъ Христосъ людей, какъ современные «объединители» — «экуменисты», «модернисты», «нео-христіане» или какъ бы они себя ни называли!

Христосъ-Спаситель призывалъ всѣхъ людей къ единенію въ той Божественной Истинѣ, которую Онъ принесъ на землю для спасенія людей.

«Азъ на сіе родихся, и на сіе пріидохъ въ міръ», сказалъ Онъ Самъ Пилату: «Да свидѣтельствую истину, и всякъ, иже есть отъ истины, послушаетъ гласа Моего» (Іоан. 18, 37).

Истина, чистая и неповрежденная Истина Божественнаго Христова ученія — вотъ единственное мѣрило и единственное побужденіе къ подлинному, спасительному, богоугодному единенію людей.

Всякое другое единеніе будетъ ненатуральнымъ, дѣланнымъ, искусственнымъ, неискреннимъ — въ немъ будетъ ложь и фальшь.

Вѣдь св. Апостолъ, призывая христіанъ къ единенію, ясно говоритъ, какъ онъ мыслитъ это единеніе, какимъ оно должно быть:

/с. 75/ «Молю же вы, братіе, да тожде глаголете вси (чтобы всѣ вы говорили одно), и да не будутъ въ васъ распри, да будете же утверждени въ томже разумѣніи, и въ тойже мысли» (чтобы вы соединены были въ одномъ духѣ и въ однѣхъ мысляхъ) (1 Кор. 1, 10), или вотъ:

«Да тожде мудрствуете, ту же любовь имуще, единодушіи, единомудренни» (имѣйте однѣ мысли, имѣйте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны) (Флп. 2, 2).

Полное единодушіе и единомысліе — вотъ, что требуется, по ученію слова Божія, для цѣлесообразнаго, плодотворнаго и спасительнаго единенія людей.

Безъ единенія въ Истинѣ недостижимо подлинное, настоящее единеніе людей въ мирѣ и любви между собой, объединяющее ихъ другъ съ другомъ и соединяющее ихъ съ Богомъ.

И о какой любви безъ единенія въ Истинѣ можно говорить, когда св. Апостолъ ясно говоритъ, что любовь «не радуется о неправдѣ, радуется же о Истинѣ» (1 Кор. 13, 6)?

Какое «единодушіе» и «единомысліе», какое «единеніе въ истинѣ» можетъ быть у православныхъ съ римо-католиками и протестантами?

Какое подлинное «единеніе» можетъ быть у христіанъ съ іудеями, магометанами и язычниками?

А вѣдь современные «объединители» готовы «объединяться» даже съ безбожниками!

Не абсурдно ли это?

Они хотятъ «объединить» людей совершенно разнаго духа, съ разными мыслями — вопреки ясному увѣщанію св. Апостола, о коемъ мы говорили выше — и притомъ такъ, что каждый остается при своихъ заблужденіяхъ, при своемъ отступленіи отъ единой Христовой Истины. Всякій прозелитизмъ признается ими даже нежелательнымъ, предосудительнымъ и незаконнымъ, и, какъ таковой, запрещается.

Имъ важна не истина, которая одна только дорогá и спасительна, а объединеніе на всякую /с. 76/ цѣну и всѣми средствами, какъ цѣль самодовлѣющая.

Но вѣдь «объединеніе» не можетъ быть самодовлѣющей цѣлью: объединенія бываютъ всякія, въ томъ числѣ и явно предосудительныя съ преступными цѣлями, какова, напримѣръ, банда разбойниковъ, связанная иногда очень крѣпкой круговой порукой и даже на видъ кажущимися весьма добрыми товарищескими чувствами.

Что же? Неужели мы будемъ радоваться такому «объединенію» и привѣтствовать его, видя въ немъ осуществленіе идеаловъ христіанской любви?

А можетъ ли быть положительнымъ явленіемъ единеніе людей съ полнымъ пренебреженіемъ или даже попраніемъ той Истины, которую принесъ на землю воплотившійся нашего ради спасенія Единородный Сынъ Божій?

Вотъ такъ именно поставимъ вопросъ этотъ, слыша постоянно лукавые, а порою даже какіе-то истерическіе призывы современныхъ «объединителей» ко всеобщему единенію!

Со Христомъ ли они призываютъ насъ объединяться или... съ міромъ симъ, во злѣ лежащимъ, которому противопоставлялъ Христосъ Себя и Своихъ истинныхъ послѣдователей?

И когда мы ясно видимъ, какъ стремятся всѣ эти «объединители» «идти въ ногу съ временемъ», «угождать духу времени», «быть не отсталыми, а современными», съ какимъ-то высокомѣрнымъ презрѣніемъ относясь ко всему тому, что было прежде въ мірѣ во времена расцвѣта подлиннаго христіанскаго благочестія, мы невольно убѣждаемся, что эти «объединители» зовутъ насъ не ко Христу, а прочь отъ Христа.

Они зовутъ насъ оставить Христа и слиться съ міромъ симъ, во злѣ лежащимъ, князь котораго, по ихъ собственнымъ заявленіямъ (они нерѣдко очень прозрачно теперь проговариваются!), долженъ скоро придти и воцариться надъ міромъ.

Это — тотъ самый, о которомъ предрекъ Христосъ невѣровавшимъ въ Него іудеямъ: «Азъ пріидохъ во Имя /с. 77/ Отца Моего, и не пріемлете Мене: аще инъ пріидетъ во имя свое, того пріемлете (а если иной придетъ во имя свое, его примете)» (Іоан. 5, 43).

И они уже ждутъ его и спѣшатъ всѣхъ скорѣе объединить подъ властью его!

Это искусственное, противоестественное объединеніе всѣхъ и вся необходимо для того, чтобы облегчить ему скорѣйшее воцареніе и обезпечить ему прочную власть надъ міромъ.

Вотъ — истинная, дѣйствительная подкладка всего этого современнаго «модернизма» и всей этой объединительной свистопляски!

Нужно безболѣзненно ликвидировать христіанство, сдѣлавъ его «солью обуявшей» и оставивъ для тѣхъ людей, которые еще не хотятъ совсѣмъ съ нимъ разстаться, одну видимость его, ни къ чему людей не обязывающую, врагамъ не опасную и людей не спасающую.

Истину искусно подмѣнить ложью — вѣдь это то, на чемъ давно уже спеціализировался врагъ человѣческаго спасенія — діаволъ и въ чемъ охотно помогаютъ ему продавшіе ему за земныя блага свою душу люди — истинные чада міра сего, во злѣ лежащаго.

Этотъ міръ явно идетъ къ катастрофѣ, и погибель его не дремлетъ.

Гдѣ будемъ мы? На чьей сторонѣ?

Неужели мы забудемъ, что мы, христіане, — «не отъ міра», какъ и Самъ Христосъ — «не отъ міра», по слову Его (Іоан. 17, 16)?

И неужели этотъ міръ окажется въ силахъ опутать насъ настолько, что мы ради него, съ его обманчивыми временными благами, готовы будемъ оставить Христа Истиннаго и принять, вмѣсто Него «Христа» ложнаго, то есть анти-христа?

Да не будетъ!

Но тогда, если мы хотимъ сохранить себя и соблюсти вѣрность Христу истинному, великая и неотложная обязанность на насъ налагается — рѣшительно отстраниться отъ всего, что носитъ на себѣ печать Отступленія, обособиться отъ всѣхъ, кто уже идетъ путемъ /с. 78/ Отступленія, памятуя замѣчательное предостереженіе, сдѣланное намъ еще сто лѣтъ тому назадъ, прозрѣвавшимъ наше время великимъ россійскимъ святителемъ Игнатіемъ (Брянчаниновымъ):

«Отступленіе попущено Богомъ: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись, отъ него самъ, и этого съ тебя достаточно. Ознакомься съ духомъ времени, изучи его, чтобы по возможности избѣгнуть вліянія его» («Отечникъ» — заключеніе).

«Міръ преходитъ и похоть его, а творяй волю Божію пребываетъ во вѣки» (1 Іоан. 2, 17).

Будемъ же съ Богомъ, съ Христомъ, а не съ міромъ! И будемъ бояться всякихъ обольщеній и прельщеній красивыми и вкрадчивыми словами (Колос. 2, 4)! Ознакомившись съ духомъ времени, найдемъ, въ себѣ твердую рѣшимость, чего бы намъ это ни стоило, устраниться отъ него, порвавъ все, что бы насъ ни связывало съ нимъ.

Таковъ и только таковъ истинный путь — путь обособленія отъ современнаго міра каждаго изъ насъ въ отдѣльности и всей нашей Церкви въ цѣломъ, если она желаетъ остаться истинной Церковью!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Истинное Православіе и современный міръ: Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1971. — С. 71-78.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.