Церковный календарь
Новости


2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 94-му (1999)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 94-й (27 февраля 1918 г.)
2018-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу новой папской энциклики (1970)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 93-й (26 февраля 1918 г.)
2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 44.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВІЕ И СОВРЕМЕННЫЙ МІРЪ.
Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія.

«Соль обуеваетъ» — знаменіе приближенія конца.
Къ столѣтію блаженнаго преставленія Епископа Игнатія (Брянчанинова).

«Наше время походитъ на послѣднее. Соль обуеваетъ. Въ высшихъ пастыряхъ Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное пониманіе по буквѣ, убивающей духовную жизнь въ христіанскомъ обществѣ, уничтожающей христіанство, которое есть дѣло, а не буква. Тяжело видѣть, кому ввѣрены, или кому попались въ руки овцы Христовы, кому предоставлено ихъ руководство и спасеніе! Волки, облеченные въ овечью кожу, являются и познаются отъ дѣлъ и плодовъ своихъ. Но это — попущеніе Божіе. Сущіи во Іудеѣ да бѣжатъ въ горы!» — такими словами характеризовалъ современную ему церковную жизнь, еще свыше ста лѣтъ тому назадъ, нашъ великій россійскій свѣтильникъ, подвижникъ и духовный писатель — наставникъ православно-христіанскаго благочестія святитель Игнатій (Брянчаниновъ), столѣтіе со дня праведной кончины котораго мы въ нынѣшнемъ 1967 году молитвенно вспоминаемъ († 30 апрѣля 1867 года).

Не съ гораздо ли большимъ правомъ можемъ мы повторить эти грозныя, предостерегающія слова его въ наши дни? Ибо какъ разъ въ этомъ-то отношеніи — въ отношеніи полнаго духовно-нравственнаго упадка, дошедшаго, кажется, уже до крайнихъ предѣловъ, жизнь за эти послѣдніе сто лѣтъ, особенно со времени катастрофическаго крушенія нашей Родины-Россіи, дѣйствительно далеко ушла впередъ.

Печальный «прогрессъ», ясно свидѣтельствующій, по богомудрымъ словамъ святителя Игнатія, о приближеніи конца!..

Куда ужъ идти дальше, если тѣ, кому ввѣрены человѣческія души для руководства ими ко спасенію, ведутъ ихъ не ко спасенію, а къ вѣчной погибели?!

Для насъ важно, что святитель Игнатій, съ ранней юности искренно всей душой стремившійся къ подлинной духовно-нравственной жизни и самъ явившій въ себѣ высокій образецъ такой жизни, пишетъ это не голословно, а на самомъ себѣ переживши все это, какъ мы знаемъ это изъ его замѣчательнаго жизнеописанія. А выводы изъ пережитыхъ имъ лично разочарованій и огорченій, на этой почвѣ, онъ /с. 127/ изложилъ письменно во многихъ мѣстахъ своихъ «Аскетическихъ Опытовъ», «Аскетической Проповѣди», «Писемъ къ мірянамъ», «Приношенія современному монашеству», «Отечника» и другихъ дошедшихъ до насъ его письменныхъ трудовъ, представляющихъ собою цѣннѣйшую библіотеку для каждаго интересующагося вопросами духовно-нравственной жизни и, въ особенности, для желающаго не только «философствовать» (что часто бываетъ совершенно безплодно и не на пользу!), но и жить духовной жизнью, какъ дѣйствительно жилъ ею самъ святитель Игнатій. Творенія святителя Игнатія тѣмъ и цѣнны намъ особенно, что они всѣ написаны изъ собственнаго духовнаго опыта.

Нарисовавъ положительную картину духовно-нравственной христіанской жизни въ цѣломъ рядѣ своихъ глубоко назидательныхъ твореній, какъ она отобразилась въ житіяхъ святыхъ угодниковъ Божіихъ, на протяженіи всей христіанской исторіи, а въ особенности — въ наставленіяхъ св. подвижниковъ вѣры и благочестія первыхъ вѣковъ христіанства, святитель Игнатій переходитъ къ «послѣднимъ временамъ», причемъ признаки этихъ «послѣднихъ временъ» указываетъ уже въ современной ему эпохѣ (сто слишкомъ лѣтъ тому назадъ). Для насъ цѣнно то, что святитель Игнатій, какъ онъ самъ подчеркиваетъ, на все ищетъ отвѣтовъ и руководства у древнихъ отцевъ-подвижниковъ и мало что говоритъ «отъ себя» и своими словами, излагая въ своихъ разсужденіяхъ ихъ мысли и приводя порою дословно ихъ изрѣченія.

Вотъ какъ, напримѣръ, говоритъ онъ о современнѣй эпохѣ въ «заключеніи» своего «Отечника»:

«Отъ зрѣлища, представляемаго древностью, обратимся къ зрѣлищу, представляемому современностью. Что должны сказать мы о себѣ? какъ жить, какъ дѣйствовать намъ? Отвѣтъ на эти вопросы находимъ, у древнихъ иноковъ: они предвозвѣстили о нашемъ положеніи; они и предначертали образъ дѣйствованія въ этомъ положеніи. «Въ послѣднее время», сказалъ одинъ изъ нихъ: «тѣ, которые поистинѣ будутъ работать Богу, благоразумно скроютъ себя отъ людей, и не будутъ совершать посреди ихъ знаменій и чудесъ, какъ въ настоящее время. Они пойдутъ путемъ дѣланія, раствореннаго смиреніемъ, и въ Царствіи Небесномъ окажутся большими отцевъ, прославившихся знаменіями» (4-й отвѣтъ преп. Нифонта). Какое основательнѣйшее наставленіе, какое утѣшеніе для насъ въ этихъ пророческихъ словахъ знаменоснаго и духовнаго отца!»

Чрезвычайно важно это указаніе! Отсюда ясенъ выводъ: тамъ гдѣ много шума, саморекламы, исканіе популярности, то-есть: гдѣ явно отсутствуетъ смиреніе, а видимо стремленіе къ славѣ, къ возвеличенію себя въ глазахъ другихъ дѣйствительными или только дуты/с. 128/ми, воображаемыми, мнимыми трудами и заслугами — тамъ нѣтъ истиннаго угожденія Богу.

Что же тамъ?

Тамъ — «одно лицемѣрство», приводитъ святитель Игнатій слова святителя Тихона Задонскаго.

«Убойся этого лицемѣрства», поучаетъ далѣе святитель Игнатій: «убойся лицемѣрства, во-первыхъ, въ себѣ самомъ, потомъ — въ другихъ: убойся именно потому, что оно — въ характерѣ времени и способно заразить всякаго при малѣйшемъ уклоненіи въ легкомысленное поведеніе... Преслѣдуй лицемѣрство въ себѣ, изгоняя его изъ себя; уклонись отъ зараженныхъ имъ массъ, дѣйствующихъ и намѣренно и безсознательно въ направленіи его, прикрывающихъ служеніе міру служеніемъ Богу, искательство временныхъ благъ искательствомъ благъ вѣчныхъ, прикрывающихъ личиною святости порочную жизнь и душу, всецѣло преданную страстямъ».

Вотъ — одна, чрезвычайно характерная черта, особенно свойственная нашему времени, которую какъ опытный знатокъ духовной жизни, вскрываетъ святитель Игнатій, предостерегая насъ отъ нея.

Вторая черта, на которую не разъ въ своихъ твореніяхъ указываетъ святитель Игнатій, это — изсякновеніе благодатныхъ руководителей подлинной духовно-нравственной жизни, а въ связи съ этимъ, что особенно важно въ наше время знать и помнить каждому искренно ищущему спасенія души — умноженіе лжеучителей, обманутыхъ бѣсовской прелестью и влекущихъ весь міръ въ этотъ обманъ. Сугубая осторожность намъ нужна, какъ многократно предостерегаетъ насъ въ своихъ писаніяхъ святитель Игнатій, чтобы «не принять волка за пастыря» и не довѣриться легкомысленно тому, кто можетъ погубить твою душу, поведя ее ложнымъ путемъ. По словамъ святителя Игнатія, наше время есть время крайняго оскудѣнія духоносныхъ наставниковъ, а потому найти настоящаго «старца», каковы были старцы-наставники первыхъ вѣковъ христіанства, теперь уже невозможно, и гораздо безопаснѣе руководиться Священнымъ Писаніемъ и писаніями отеческими. Самъ святитель Игнатій при этомъ вспоминаетъ, какъ много онъ страдалъ отъ почти постоянной встрѣчи съ духовными «руководителями, болѣзновавшими слѣпотой и самообольщеніемъ, и сколько горькихъ и тяжкихъ потрясеній» онъ отъ этого испыталъ.

Третья характерная черта нашего времени — это необыкновенное умноженіе соблазновъ всякаго рода, самыхъ разнообразныхъ, которые всѣ будутъ отвлекать человѣка отъ искренняго и нелицемѣрнаго служенія Богу.

«Горе міру отъ соблазнъ: нужда бо есть пріити соблазномъ» (Матѳ. 18, 7) — предвозвѣстилъ Господь. И пришествіе соблазновъ есть /с. 129/ попущеніе Божіе, и нравственное бѣдствіе отъ соблазновъ есть попущеніе Божіе. Къ концу жизни міра соблазны должны столько усилиться и расплодиться, что по причинѣ «умноженія беззаконія изсякнетъ любы многихъ» (Матѳ. 24, 12), и «Сынъ Человѣческій, пришедъ, обрящетъ ли вѣру на земли?» (Лук. 18, 8) — «Земля Израилева» — Церковь будетъ «низвращена отъ меча» — отъ убійственнаго насилія соблазновъ — «и пуста весьма» (Іез. 38, 18).

Жительство по Богѣ содѣлается очень затруднительнымъ.

Содѣлается оно такимъ потому, что живущему посреди и предъ лицомъ соблазновъ невозможно не подвергнуться вліянію соблазновъ. Какъ ледъ при дѣйствіи на него тепла теряетъ свою твердость и превращается въ мягчайшую воду, такъ и сердце, преисполненное благаго произволенія, будучи подвергнуто вліянію соблазновъ, особливо постоянному, разслабляется и измѣняется.

«О, бѣдственное время! О, бѣдственное состояніе! — восклицаетъ святитель Игнатій, созерцая это губительное зрѣлище соблазновъ: — «О, бѣдствіе нравственное, непримѣтное для чувственныхъ людей, несравненно большее всѣхъ вещественныхъ, громкихъ бѣдствій! О, бѣдствіе, начинающееся во времени и не кончающееся во времени, но переходящее въ вѣчность! О, бѣдствіе изъ бѣдствій, понимаемое только одними истинными христіанами и истинными иноками, невѣдомое для тѣхъ, которыхъ оно объемлетъ и губитъ!»

Золотыя слова святителя Игнатія! Вѣдь мы уже стоимъ сейчасъ предъ лицомъ всѣхъ этихъ безчисленныхъ многообразныхъ соблазновъ, которые такъ затрудняютъ современнымъ людямъ «жительство по Богѣ», а многіе ли въ наше время отдаютъ себѣ ясный отчетъ во всей крайней губительности этихъ соблазновъ? Въ мірѣ, на нашихъ глазахъ, происходятъ душу потрясающія событія, какъ напр., кровавая катастрофа, постигшая нашу Родину-Россію, созданіе безбожныхъ богоборческихъ государствъ, открытая борьба съ Богомъ и Церковью, явное служеніе сатанѣ, а многіе, какъ слѣпцы, ничего этого словно не видятъ и даже сердятся, когда имъ на это указываютъ; «да что вы говорите? ничего особеннаго тутъ нѣтъ! всегда это было!» и тому подобное.

Какъ и эта духовная слѣпота едва ли не большинства современныхъ людей, даже именующихъ себя христіанами (страшно сказать: среди нихъ есть и немало христіанскихъ священнослужителей!), такъ и все, съ каждымъ днемъ, умножающіеся соблазны, которые все болѣе и болѣе затрудняютъ «жительство по Богѣ», — это, по словамъ святителя Игнатія явное знаменіе уже начавшагося и быстро прогрессирующаго въ наши дни «отступленія», о которомъ предрекъ св. Апостолъ Павелъ въ своемъ Второмъ Посланіи къ Солунянамъ (2 Сол. 2, 3).

/с. 130/ «Содѣлается жительство по Богѣ», — говоритъ святитель Игнатій: «— очень затруднительнымъ по обширности, всеобщности Отступленія. Умножившіеся отступники, называясь и представляясь по наружности «христіанами» (!!), тѣмъ удобнѣе будутъ преслѣдовать истинныхъ христіанъ; умножившіеся отступники окружатъ безчисленными кознями истинныхъ христіанъ, противопоставятъ безчисленныя препятствія ихъ благому намѣренію спасенія и служенія Богу, какъ замѣчаетъ св. Тихонъ Задонскій. Они будутъ дѣйствовать противъ рабовъ Божіихъ и насиліемъ власти, и клеветою, и злохитрыми кознями, и разнообразными обольщеніями, и гоненіями лютыми... въ послѣднее время истинный инокъ (конечно, это относится не только къ инокамъ, но и ко всѣмъ истиннымъ христіанамъ!) едва найдетъ какой-либо отдаленный и неизвѣстный пріютъ, чтобы въ немъ съ нѣкоторою свободою служить Богу и не увлекаться насиліемъ Отступленія и отступниковъ въ служеніе сатанѣ».

Кто, видя все нынѣ въ мірѣ происходящее — вплоть до открытаго уже служенія сатанѣ, — можетъ сказать, что это время еще не наступило?

И оно, несомнѣнно, наступило, если святитель Игнатій еще болѣе 100 лѣтъ тому назадъ уже писалъ о его наступленіи въ его время, указывая и явные признаки этого.

Вотъ какъ, напримѣръ, сильно и ярко пишетъ онъ объ этомъ:

«Времена, чѣмъ далѣе, тѣмъ тяжелѣе. Христіанство, какъ духъ, непримѣтнымъ образомъ для суетящейся и служащей міру толпы, очень примѣтнымъ образомъ для внимающихъ себѣ, удаляется изъ среды человѣческой, предоставляя его («міръ») паденію его».

Здѣсь въ этихъ словахъ очень важно отмѣтить, что Отступленія какъ бы не видятъ, не замѣчаютъ тѣ люди, которые принадлежатъ къ «суетящейся и служащей міру толпѣ», тѣ, которые сами настолько осуетились, предавши себя служенію этому міру, во злѣ лежащему, по слову Апостола (1 Іоан. 5, 19), что потеряли духовное зрѣніе, и потому все происходящее нынѣ въ мірѣ кажется имъ совершенно естественнымъ, нормальнымъ, съ чѣмъ нужно примиряться. И они страшно сердятся на тѣхъ, кто пытаются открыть имъ глаза, ибо это мѣшаетъ имъ жить спокойно, въ свое удовольствіе.

А вотъ что далѣе говоритъ святитель Игнатій:

«Совершается предреченіе Писанія объ Отступленіи отъ христіанства народовъ, перешедшихъ отъ язычества, къ христіанству.

Отступничество предсказано со всею ясностью Св. Писаніемъ и служитъ свидѣтельствомъ того, сколько вѣрно и истинно все, сказанное въ Писаніи».

Вотъ почему у истиннаго, подлинно-вѣрующаго христіанина не можетъ быть никакой «паники» при созерцаніи этой мрачной кар/с. 131/тины Отступленія, чего какъ-то совсѣмъ наивно, и неразумно, боятся нѣкоторые, предпочитая поэтому «не замѣчать» Отступленія и молчать о немъ. Истинный христіанинъ вѣдь знаетъ со словъ Самого Христа-Спасителя, что всему этому «надлежитъ быть» (Марк. 13, 7; Лук. 21, 9), и онъ не долженъ закрывать глаза на это, а обязанъ вполнѣ сознательно относиться къ происходящему, правильно оцѣнивать и взвѣшивать всѣ событія, въ которыхъ проявляется Отступленіе, дабы знать, какъ вести себя, дабы не быть самому увлеченнымъ потокомъ Отступленія, что можетъ случиться незамѣтно для него самого, при его небреженіи и недостаточномъ вниманіи.

И вотъ въ руководство намъ святитель Игнатій и говоритъ:

«Отступленіе попущено Богомъ: не покусись остановить его немощною рукою твоею»...

Что же? Развѣ это значитъ, что нужно примириться съ Отступленіемъ и самому «включиться» въ него?

Отнюдь нѣтъ, конечно! А вотъ что:

Устранись, охранись отъ него самъ: и этого съ тебя достаточно. Ознакомься съ духомъ времени, изучи его, чтобы по возможности избѣгнуть вліянія его».

Какъ важно въ наше время помнить, носить въ умѣ и сердцѣ это драгоцѣннѣйшее наставленіе нашего великаго россійскаго свѣтильника!

Вотъ почему преступно молчать объ Отступленіи, убаюкивать себя и другихъ, что все вполнѣ благополучно, что безпокоиться не о чемъ. И хотя мы не въ силахъ «остановить Отступленіе немощною рукою своею», долгъ христіанской любви повелѣваетъ намъ не только самимъ «устраниться», «охраниться отъ него», но и ближнихъ нашихъ предохранить, предостеречь отъ него, если они сами не видятъ, не замѣчаютъ. Тутъ надо всегда помнить замѣчательное изрѣченіе одного изъ величайшихъ столповъ нашей св. Церкви — святителя Григорія Богослова, что «Молчаніемъ предается Богъ». Нельзя молчать о томъ, что является дѣломъ первостепенной важности, какъ дѣло спасенія душъ человѣческихъ!

Обратимся къ дальнѣйшимъ мыслямъ святителя Игнатія, которыя открываютъ намъ глаза на то, что сейчасъ происходитъ въ мірѣ:

«Отступленіе начало совершаться съ нѣкотораго времени быстро, свободно и открыто. Послѣдствія должны быть самыя скорбныя. Воля Божія да будетъ!»

Развѣ мы этого не видимъ? Вѣдь еще совсѣмъ сравнительно недавно казалось совершенно невозможнымъ то полное безстыдство въ религіозно-нравственной жизни людей, которое сейчасъ на нашихъ глазахъ дѣлается, вплоть до полнаго отреченія отъ Христа и /с. 132/ отверженія всякихъ религіозно-нравственныхъ устоевъ и открытаго служенія сатанѣ. И не только тайное, скрытое, но и явное, открытое гоненіе, доходящее до пролитія крови, на исповѣдующихъ истинную вѣру Христову стало въ наши дни грознымъ фактомъ. И напрасно проводить какую-то параллель между этимъ современнымъ гоненіемъ на вѣру Христову во всѣхъ видахъ и тѣмъ, какое было на зарѣ христіанства. Тогда гнали христіанъ язычники, не вѣдавшіе истиннаго Бога, не знавшіе Христа, а теперь яростно и ожесточенно, злобно гонятъ Христову вѣру тѣ, которые отлично знаютъ Христа и проповѣданное Имъ высокое ученіе и зачастую — сознательные отступники отъ Христовой вѣры, продавшіе душу свою сатанѣ за земныя блага.

Жутко читать дальнѣйшія предреченія святителя Игнатія, исполняющіяся на нашихъ глазахъ въ наше время:

«Милосердый Господь да покроетъ остатокъ вѣрующихъ въ Него. Но остатокъ этотъ скуденъ: дѣлается скуднѣе и скуднѣе...

Дѣло православной вѣры можно признать приближающимся къ рѣшительной развязкѣ... Одна особенная милость Божія можетъ остановить нравственную всегубящую эпидемію, остановить на нѣкоторое время, потому что надо же исполниться предреченному Писаніемъ.

Судя по духу времени и по броженію умовъ, должно полагать, что зданіе Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять. Предпринимаемыя мѣры поддержки заимствуются изъ стихій міра, враждебнаго Церкви, и скорѣе ускорятъ паденіе Ея, нежели остановятъ».

Эти слова какъ бы списаны съ натуры въ наше время! Вѣдь мы сейчасъ какъ разъ являемся свидѣтелями этого «страшнаго и быстраго колебанія Церкви». И дѣйствительно, предпринимаемыя мѣры заимствуются совсѣмъ не оттуда, откуда должны были бы предприниматься — не изъ духовной области, а все изъ тѣхъ же «стихій міра, враждебнаго Церкви» — изъ области страстей человѣческихъ, помышляющихъ не о томъ, что Божіе, а что человѣческое. И конечно, такія мѣры не только не остановятъ паденія Церкви, а скорѣе ускорятъ его.

«Послушайте, что вы говорите» — скажутъ нѣкоторые: «о какомъ «паденіи Церкви» можно говорить, когда мы имѣемъ такое рѣшительное обѣтованіе Христово, какъ: «Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ Ей» (Матѳ. 16, 18)?

Совершенно вѣрно, и слова Христовы, конечно, непреложны. Но почему-то забывается о томъ, что вѣдь въ этихъ словахъ Христовыхъ не указывается предѣловъ Церкви, врата адова которой не одолѣютъ. Не сказано, какая именно это будетъ Церковь: /с. 133/ Константинопольская, Русская, Сербская, Болгарская или наша Русская Зарубежная Церковь или еще какая-либо иная: сказано просто — «Церковь», то-есть, что до скончанія вѣка и Второго Пришествія Христова истинная Церковь не исчезнетъ съ лица земли, а будетъ существовать.

Но вѣдь Церковь останется Церковью со всѣми принадлежащими ей высокими обѣтованіями и благодатными полномочіями и правами и въ томъ случаѣ, если въ ней останется хотя бы одинъ епископъ и самое малое количество вѣрующихъ.

А все остальное «поколеблется» и «падетъ», будетъ «одолѣно вратами адовыми», хотя бы и впредь продолжало именовать себя «церковью».

Вотъ, о чемъ говоритъ здѣсь святитель Игнатій и вотъ что надо имѣть въ виду для правильной оцѣнки происходящихъ въ наше время событій!

«Не отъ кого ожидать возстановленія христіанства», — говоритъ далѣе святитель Игнатій: — «Сосуды Святого Духа изсякли окончательно повсюду, даже въ монастыряхъ, этихъ сокровищницахъ благочестія и благодати, а Тѣло Духа Божія можетъ быть поддерживаемо и возстановлено только Его орудіями. Милосердное долготерпѣніе Бога длитъ и отсрочиваетъ рѣшительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тѣмъ гніющіе или сгнившіе достигаютъ полноты тлѣнія. Спасающіеся должны понимать это и пользоваться временемъ, даннымъ для спасенія, «яко время сокращено есть», и отъ всякаго изъ насъ переходъ въ вѣчность недалекъ.

Къ положенію Церкви должно мирствовать, хотя вмѣстѣ должно понимать его. Это — допущеніе Свыше.

Старецъ Исаія говорилъ мнѣ: «Пойми время. Не жди благоустройства въ общемъ церковномъ составѣ, а будь доволенъ тѣмъ, что предоставлено въ частности спасаться людямъ, желающимъ спастись».

Наставленія прямо какъ будто непосредственно къ намъ направленныя, дабы мы не унывали, не падали окончательно духомъ, видя, чтó дѣлается. Тяжелѣе всего, конечно, какъ отмѣчаетъ это не разъ и святитель Игнатій, переносить въ такое время духовное одиночество.

«Себя спасай! блаженъ, если найдешь хотя одного вѣрнаго сотрудника въ дѣлѣ спасенія: это — великій и рѣдкій въ наше время даръ Божій. Остерегись желая спасти ближняго, чтобы онъ не увлекъ тебя въ погибельную пропасть. Послѣднее случается ежечасно».

Вотъ, какое трудное будетъ для спасенія время, и оно уже наступило!

«Спасаяй да спасетъ свою душу», — сказано остатку христіанъ, /с. 134/ сказано Духомъ Божіимъ» — подчеркиваетъ эту трудность святитель Игнатій, желая внушить намъ особенную бодренность, особенное вниманіе себѣ.

Отступленіе, въ усиленно, все болѣе и болѣе развивающуюся эпоху котораго мы, по многимъ признакамъ, какъ свидѣтельствуетъ объ этомъ и святитель Игнатій, уже вступили, должно предшествовать явленію въ міръ противника Христова Антихриста: оно должно подготовить приходъ и воцареніе Антихриста и «увѣнчается» имъ, послѣ чего наступитъ страшный періодъ послѣдней рѣшительной борьбы діавола съ Богомъ и со Христомъ Его.

Объ этомъ, основываясь на предреченіяхъ многихъ Отцевъ Церкви, говоритъ святитель Игнатій въ своей замѣчательной книжицѣ: «О чудесахъ и знаменіяхъ» (также въ 4 томѣ).

Антихристъ явится естественнымъ послѣдствіемъ «оскудѣнія въ людяхъ духовнаго знанія и разсужденія» и «отсутствія истиннаго Богопознанія», которое «принимаетъ дѣла діавола за дѣла Божіи».

Вся обстановка въ мірѣ, передъ приходомъ Антихриста, будетъ такова, что Антихристъ явится какъ бы необходимымъ слѣдствіемъ всей этой подлинно-антихристіанской обстановки, антихристіанскаго умонастроенія міра. Вотъ почему еще св. Ап. Іоаннъ Богословъ говорилъ, о «многихъ антихристахъ» (1 Іоан. 2, 18), вотъ почему можно говорить о проявленіи въ мірѣ «духа Антихриста» еще задолго до воцаренія самого Антихриста. И говорить объ этомъ — никакъ не значитъ брать на себя смѣлость «предсказывать» время явленія Антихриста, которое, согласно ученію Слова Божія, никому съ точностью неизвѣстно, хотя многіе признаки его и указываются.

А говорить объ этомъ нужно, чтобы не дать себя увлечь Антихристу, который будетъ чрезвычайно искуснымъ обманщикомъ-прельстителемъ, способнымъ даже творить ложныя знаменія и чудеса.

Вотъ какъ говоритъ объ этомъ опасномъ и губительномъ для душъ прельщеніи, на основаніи ученія Слова Божія и Святыхъ Отцевъ, святитель Игнатій:

«Предъ Вторымъ Пришествіемъ Христовымъ, когда христіанство, духовное знаніе и разсужденіе оскудѣютъ до крайности между человѣками, — «возстанутъ лжехристи и лжепророцы, и дадятъ знаменія веліи и чудеса, якоже прельстити, аще возможно и избранныя» (Матѳ. 24, 24). Въ особенности самъ Антихристъ будетъ обильно расточать чудеса, поражать и удовлетворять ими плотское мудрованіе и невѣжество: онъ дастъ имъ «знаменіе съ небесе», котораго они ищутъ и жаждутъ. «Его пришествіе», — говоритъ св. Ап. Павелъ, совершится «по дѣйству сатанину во всякой силѣ и знаменіяхъ и чудесѣхъ ложныхъ, и во всякой льсти неправды въ погибающихъ: зане любве истины не пріяша, во еже спастися имъ» (2 Сол. 2, 6-10). Невѣдѣніе и плотское мудрованіе, увидѣвъ эти чудеса, нисколько не остановятся для размышленія, немедленно примутъ ихъ по срод/с. 135/ству духа своего съ духомъ ихъ, по слѣпотѣ своей, признаютъ и исповѣдуютъ дѣйствіе сатаны величайшими проявленіемъ силы Божіей, — и Антихристъ будетъ принятъ очень поспѣшно, необдуманно (Преп. Ефремъ Сиринъ, часть 2). Не сообразятъ человѣки, что чудеса его не имѣютъ никакой благой, разумной цѣли, никакого опредѣленнаго значенія, что они — чужды истины, преисполнены лжи, что они — чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести въ недоумѣніе и самозабвеніе, обольстить, обмануть, увлечь обаяніемъ роскошнаго, пустого, глупаго эффекта.

Не странно, что чудеса Антихриста будутъ приняты безпрекословно и съ восторгомъ отступниками отъ христіанства, врагами истины, врагами Бога: они приготовили себя къ открытому, дѣятельному принятію посланника и орудія сатаны, его ученія, всѣхъ дѣйствій его, благовременно вступивъ въ общеніе съ сатаною въ духѣ. Достойно глубокаго вниманія и плача то, что чудеса и дѣянія Антихриста приведутъ въ затрудненіе самыхъ избранниковъ Божіихъ».

Вотъ эти послѣднія предостерегающія слова святителя Игнатія особенно важны для тѣхъ, кто легкомысленно смотрятъ на современную подготовку міра къ принятію Антихриста, кто остаются слѣпыми, несмотря ни на что, и не хотятъ видѣть явныхъ признаковъ этой бѣшено-ведущейся подготовки къ воцаренію Антихриста со стороны его слугъ, уже продавшихъ сатанѣ свои души за земныя блага: за свободное, безпрепятственное удовлетвореніе «похоти плоти», «похоти очесъ» и «гордости житейской», то есть: сластолюбія, сребролюбія и славолюбія (1 Іоан. 2, 16)!

Нужно знать и помнить, сколь велико будетъ лукавство Антихриста и какъ хитро будетъ дѣйствовать онъ, если даже «избранники Божіи», то-есть истинные христіане окажутся «въ затрудненіи», не будучи въ состояніи сразу «раскусить» и изобличить Антихриста — не смогутъ сначала узнать его.

Причина этого затрудненія и сильнаго вліянія Антихриста на людей, по словамъ святителя Игнатія, «будетъ заключаться въ его адскомъ коварствѣ и лицемѣрствѣ, которыми искусно прикроется ужаснѣйшее зло, въ его необузданной и безстыдной дерзости, въ обильнѣйшемъ содѣйствіи ему падшихъ духовъ, наконецъ, въ способности къ творенію чудесъ, хотя и ложныхъ, но поразительныхъ.

Коварство и лицемѣріе — особенно характерныя черты нашего времени. Воспитаніемъ ихъ въ людяхъ человѣчество и подготовляется къ легчайшему и безболѣзнѣйшему принятію Антихриста.

«Воображеніе человѣческое», — говоритъ далѣе святитель Игнатій: «безсильно для представленія себѣ злодѣя, какимъ будетъ Антихристъ; несвойственно сердцу человѣческому, даже испорченному, /с. 136/ повѣрить, чтобъ зло могло достичь той степени, какой оно достигнетъ въ Антихристѣ. Онъ вострубитъ о себѣ, какъ трубили о себѣ предтечи и иконы его, назоветъ себя проповѣдникомъ и возстановителемъ истиннаго Богопознанія: непонимающіе христіанства увидятъ въ немъ представителя и поборника истинной религіи, присоединятся къ нему.

Вострубитъ онъ, назоветъ себя обѣтованнымъ Мессіею: воскликнутъ въ срѣтеніе его питомцы плотскаго мудрованія; увидѣвъ славу его, могущество, геніальныя способности, обширнѣйшее развитіе по стихіямъ міра, провозгласятъ его богомъ, содѣлаются его споспѣшниками (Преп. Ефремъ Сиринъ, слово 106).

Явитъ себя Антихристъ кроткимъ, милостивымъ, исполненнымъ любви, исполненнымъ всякой добродѣтели: признаютъ его такимъ, и покорятся ему по причинѣ возвышеннѣйшей его добродѣтели тѣ, которые признаютъ правдою падшую человѣческую правду, и не отреклись отъ нея для правды Евангелія (Преп. Макарій Вел. бесѣда 31).

Предложитъ Антихристъ человѣчеству устроеніе высшаго земного благосостоянія и благоденствія, предложитъ почести, богатство, великолѣпіе, плотскія удобства и наслажденія: искатели земнаго примутъ Антихриста, нарекутъ его своимъ владыкою (Благовѣстникъ объясн. на Іоан. 5, 43)».

Вотъ — живая картина того, что и теперь мы уже наблюдаемъ, хотя самого Антихриста, какъ опредѣленной конкретной личности, еще и нѣтъ. Однако, «предтечи» его уже дѣйствуютъ въ мірѣ подобнымъ же образомъ, какъ будетъ дѣйствовать онъ самъ. Съ этой точки зрѣнія, понятными становятся намъ всѣ эти современныя теченія въ церковно-религіозной жизни, вродѣ «экуменизма», всѣ эти пламенные призывы къ взаимному единенію «во имя христіанской любви», весь этотъ расцвѣтъ чисто-земной, тѣшащей человѣческія страсти и похоти внѣшней культуры и цивилизаціи, все это увлеченіе «благотворительностью». И сколько осторожности и мудрой предусмотрительности нужно, чтобы отличить тутъ настоящее отъ поддѣльнаго, искреннее отъ лукаваго, лицемѣрнаго, дѣйствительнаго благодѣтеля отъ разставляющаго свои сѣти служителя грядущаго Антихриста! Какъ опасно въ наше время истинному христіанину имѣть дѣло съ «благотворителями» и пользоваться «благодѣяніями»!

Но это еще не все! «Откроетъ Антихристъ предъ человѣчествомъ подобное ухищреннымъ представленіемъ театра позорище поразительныхъ чудесъ, необъяснимыхъ современной наукой; онъ наведетъ страхъ грозою и дивомъ чудесъ своихъ, удовлетворитъ ими безразсудному любопытству и грубому невѣжеству, удовлетворитъ тщеславію и гордости человѣческой, удовлетворитъ плотскому мудрованію, удовлетворитъ суевѣрію, приведетъ въ недоумѣніе человѣческую ученость: всѣ человѣки, руководствующіеся свѣтомъ падшаго есте/с. 137/ства своего, отчуждившіеся отъ руководства свѣтомъ Божіимъ, увлекутся въ повиновеніе обольстителю (Апок. 13, 8)».

Начало всего этого мы видимъ и теперь, и можемъ ясно себѣ представить, что будетъ, когда явится самъ Антихристъ.

«Знаменія Антихриста преимущественно будутъ являться въ воздушномъ слоѣ (Пр. Ефремъ Сиринъ, слово 106): въ этомъ слоѣ преимущественно господствуетъ сатана (Ефес. 2, 2; 6, 12). Знаменія будутъ дѣйствовать наиболѣе на чувство зрѣнія, очаровывая и обманывая его (Симеонъ, Нов. Бог. — о третьемъ образѣ вниманія). Святой Іоаннъ Богословъ, созерцая въ откровеніи событія міра, долженствующія предшествовать кончинѣ его, говоритъ, что Антихристъ совершитъ дѣла великія, «да и огнь сотворитъ сходити съ небесе на землю предъ человѣки» (Апок. 13, 13). На это знаменіе указывается Писаніемъ, какъ на высшее изъ знаменій Антихриста, и мѣсто этого знаменія — воздухъ: будетъ оно великолѣпнымъ и страшнымъ зрѣлищемъ».

И это мы уже видимъ теперь въ предначатіи — въ видѣ всякихъ необыкновенныхъ, неслыханныхъ прежде изобрѣтеній, развивающихъ свое дѣйствіе какъ разъ «въ воздухѣ».

«Знаменіе Антихриста дополняетъ дѣйствіе его ухищреннаго поведенія: уловятъ въ послѣдованіе ему большинство человѣковъ. Противники Антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественнаго блага, и порядка, подвергнутся и прикрытому и открытому преслѣдованію, подвергнутся пыткамъ и казнямъ».

И это намъ уже знакомо! Не только самъ Антихристъ, но и предтечи и слуги его въ наше время уже воздвигли «прикрытое и открытое» преслѣдованіе всѣхъ истинныхъ христіанъ, а кое-гдѣ, какъ, напр., у насъ на Родинѣ, дошло уже и до кровавыхъ гоненій, пытокъ и казней. И все это дѣлается подъ самыми благовидными предлогами: истинные христіане провозглашаются «врагами народа», «врагами общественнаго блага и порядка», признаются «возмутителями», а въ церкви — «раскольниками».

«Лукавые духи, разосланные по вселенной, будутъ возбуждать въ человѣкахъ общее возвышеннѣйшее мнѣніе о Антихристѣ, общій восторгъ, непреодолимое влеченіе къ нему» (Преп. Ефремъ Сиринъ, слово 106-е).

Нѣчто подобно мы уже видѣли по отношенію къ такимъ подлиннымъ предтечамъ Антихриста, какъ напримѣръ, Ленинъ и Сталинъ. Это были какъ бы «репетиціи» того, что будетъ происходить въ еще большихъ масштабахъ при Антихристѣ.

«Многими чертами изобразило Писаніе тяжесть послѣдняго гоненія на христіанство и жестокость гонителя. Чертою рѣшительною и опредѣленною служитъ названіе, которое дается Писаніемъ этому ужасному человѣку: онъ названъ «звѣремъ» (Апок. 13, 1), тогда /с. 138/ какъ падшій Архангелъ названъ «змѣемъ» (Быт. 3, 1). Оба наименованія изображаютъ съ вѣрностью характеръ обоихъ враговъ Божіихъ. Одинъ дѣйствуетъ болѣе тайно, другой — болѣе явно; но звѣрю, который имѣетъ сходство со всѣми звѣрями (Апок. 13, 2), соединяя въ себѣ ихъ разнообразную лютость, «даде змій силу свою, и престолъ свой, и власть великую» (Апок. 13, 2). Испытаніе для святыхъ Божіихъ настанетъ страшное: лукавство, лицемѣрство, чудеса гонителя будутъ усиливаться обмануть и обольстить ихъ; утонченныя, придуманныя и прикрытыя коварною изобрѣтательностью преслѣдованія и стѣсненія, неограниченная власть мучителя, поставятъ ихъ въ самое затруднительное положеніе; малое число ихъ будетъ казаться ничтожнымъ предъ всѣмъ человѣчествомъ, и мнѣнію ихъ будутъ придавать особенную немощь; общее презрѣніе, ненависть, клеветы, притѣсненія, насильственная смерть содѣлаются ихъ жребіемъ. Лишь при особенномъ содѣйствіи Божественной благодати, подъ руководствомъ ея, избранные Божіи возмогутъ противостать врагу Божію, исповѣдать предъ нимъ и предъ человѣками Господа Іисуса».

Какъ и это все намъ знакомо: какъ-будто списано съ современной намъ жизни! Только совершенно духовно-слѣпой или уже состоящій на службѣ у слугъ Антихриста не признаетъ, что мы находимся въ преддверіи царства Антихриста, начинаемъ уже испытывать на себѣ все вышесказанное!

Но, какъ и почему люди отвергнутъ Христа и примутъ Антихриста?

И на этотъ вопросъ даетъ прекрасное объясненіе нашъ святитель Игнатій. Такъ же, какъ они отвергли Христа девятнадцать слишкомъ столѣтій тому назадъ и распяли Его на крестѣ.

«Христіанство преподано съ такой опредѣленностью, что нѣтъ оправданія для тѣхъ, которые не знаютъ его. Причина незнанія — одно произволеніе. Какъ солнце свѣтитъ съ неба, такъ свѣтитъ христіанство. Закрывающій произвольно глаза, да приписываетъ свое невидѣніе и невѣдѣніе собственному произволенію, а не отсутствію свѣта. Причина отверженія Богочеловѣка человѣками заключается въ человѣкахъ, какъ въ нихъ же заключается и причина принятія Антихриста.

«Азъ пріидохъ во имя Отца моего» — засвидѣтельствовалъ Господь Іудеямъ, — «и не пріемлете Мене; аще инъ пріидетъ во имя свое, того пріемлете» (Іоан. 5, 43). Они названы вмѣстѣ и отвергающими Христа и принимающими Антихриста, хотя о Антихристѣ упоминается, какъ о имѣющемъ придти. Отвергая Христа по настроенію духа: они сопричислялись къ принявшимъ Антихриста, хотя и окончили поприще земнаго странствованія за многія столѣтія до пришествія его. Они совершили величайшее дѣло его: Богоубійство. Для времени явленія его, /с. 139/ для него самого не оставлено подобнаго злодѣянія. Какъ духъ ихъ находился во враждебномъ отношеніи ко Христу: такъ находился онъ въ состояніи общенія съ Антихристомъ, отдѣляясь отъ него огромнымъ пространствомъ времени, достигающимъ нынѣ конца второму тысячелѣтію.

«Всякъ духъ» — говоритъ Богословъ: — «иже не исповѣдуетъ Іисуса Христа во плоти пришедша, отъ Бога нѣсть, и сей есть Антихристовъ, егоже слышасте, яко грядетъ, и нынѣ въ мірѣ есть уже» по духу (1 Іоан. 4, 3).

Водящіеся духомъ Антихриста, отвергаютъ Христа, приняли Антихриста духомъ своимъ, вступили въ общеніе съ нимъ, подчинились и поклонились ему въ духѣ, признавъ его своимъ богомъ.

«Сего ради послетъ» — то-есть — попуститъ «имъ Богъ дѣйство льсти, во еже вѣровати имъ лжи: да судъ пріимутъ вси невѣровавшіи Истинѣ, но благоволившіи о неправдѣ» (2 Солун. 2, 11-12).

Въ попущеніи Своемъ Богъ правосуденъ. Попущеніе будетъ удовлетвореніемъ, вмѣстѣ обличеніемъ и судомъ для человѣческаго духа.

Придетъ Антихристъ въ свое, предопредѣленное ему время.

Пришествіе его предварится общимъ Отступленіемъ въ большинствѣ человѣковъ отъ христіанской вѣры. Отступленіемъ отъ Христа человѣчество приготовится къ принятію Антихриста, приметъ его въ духѣ своемъ. Въ самомъ настроеніи человѣческаго духа возникнетъ требованіе, приглашеніе Антихриста, сочувствіе ему, какъ въ состояніи сильнаго недуга возникаетъ жажда къ убійственному напитку. Произносится приглашеніе! раздается призывный голосъ въ человѣческомъ обществѣ; выражающемъ настоятельную потребность въ геніи изъ геніевъ, который бы возвелъ вещественное развитіе и преуспѣяніе на высшую степень, водворилъ на землѣ то благоденствіе, при которомъ рай и небо дѣлаются для человѣка излишними. Антихристъ будетъ логичнымъ, справедливымъ, естественнымъ послѣдствіемъ общаго нравственнаго и духовнаго направленія человѣковъ».

Поистинѣ богомудрыя, пророческія слова нашего великаго россійскаго свѣтильника-прозорливца! Вѣдь писалъ онъ все это болѣе ста лѣтъ тому назадъ, когда жизнь въ Россіи была относительно спокойной, нормальной, когда и въ поминѣ не было ничего того, что судилъ пережить намъ Богъ потомъ, за время истекшаго съ тѣхъ поръ столѣтія, а въ особенности — за послѣдніе страшные, подлинно «апокалиптическіе» пятьдесятъ лѣтъ, когда многимъ вполнѣ естественно начало казаться, что кончина міра совсѣмъ близка, вотъ-вотъ «при дверяхъ». И все то, что мы теперь наблюдаемъ въ мірѣ — въ церковной и общественно-политической жизни людей — вполнѣ /с. 140/ отвѣчаетъ вышеизложеннымъ предреченіямъ нашего святителя. Вѣдь если серьезно вдуматься во все то, что сейчасъ происходитъ, явно станетъ, что еще никогда, за всю свою прошлую исторію, міръ не былъ такъ близокъ къ Антихристу, какъ въ настоящее время. Вопросъ только въ срокахъ, которые намъ не открыты.

Безконечно благодарны должны быть мы, сыны и дщери Россійской Православной Церкви, святителю Игнатію за то, что онъ еще сто лѣтъ тому назадъ такъ ярко начерталъ предъ нашимъ мысленнымъ взоромъ картину всего того, что на нашихъ глазахъ теперь происходитъ и что еще должно произойти, быть можетъ, въ недалекомъ будущемъ. Мы — предупреждены обо всемъ, и страшный отвѣтъ понесемъ, если на все это легкомысленно станемъ закрывать глаза, увѣряя и самихъ себя и другихъ, что ничего особеннаго не происходитъ, что все совершенно нормально, и что со всѣмъ надо въ душѣ примириться, ничего не боясь и ничего не предпринимая, а «плывя по теченію, какъ всѣ», или «идя въ ногу съ временемъ», стремительно влекущимъ насъ къ Антихристу.

«Соль обуеваетъ» — Церковь перестаетъ быть Церковью, а становится «лже-церковью», имѣющей принять Антихриста, какъ своего «Мессію», кромѣ «малаго остатка» истинно вѣрующихъ, который, по слову святителя Игнатія, становится «все скуднѣе и скуднѣе». Вся современная культура и вся человѣческая жизнь, направленная лишь на обезпеченіе внѣшняго, чисто земнаго благосостоянія людей, усиленно и поспѣшно подготовляютъ міръ къ воцаренію Антихриста.

Итакъ, крайнее время для каждаго изъ насъ — опредѣлить, гдѣ мы и съ кѣмъ мы: въ этомъ «маломъ остаткѣ» истинно-вѣрующихъ, въ этомъ «маломъ стадѣ» Христовомъ, по выраженію Самого Христа-Спасителя (Лук. 12, 32) — со Христомъ или съ его врагомъ — Антихристомъ?

Этому учатъ насъ богомудрыя творенія святителя Игнатія!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Истинное Православіе и современный міръ: Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1971. — С. 126-140.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.