Церковный календарь
Новости


2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВІЕ И СОВРЕМЕННЫЙ МІРЪ.
Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія.

Отецъ Іоаннъ Кронштадтскій — свѣтлый образъ Православія.

«О, чудное, животворное, Божественное Православіе! Я вижу свѣтлый образъ твой!» — такъ неоднократно любилъ восклицать нашъ великій праведникъ, молитвенникъ и чудотворецъ приснопамятный отецъ Іоаннъ Кронштадтскій.

И это понятно! Вѣдь онъ самъ въ себѣ самомъ постоянно ощущалъ всю несравненную благодатную силу и духовную мощь чуднаго, животворнаго, Божественнаго Православія — этой чистой, неповрежденной, никакими человѣческими заблужденіями и вымыслами неискаженной и не засоренной подлинной Христовой вѣры, единой истинной, единой спасающей.

Откуда все величіе и слава нашего дивнаго всероссійскаго праведника, пріобрѣтшаго міровую извѣстность, передъ которымъ преклонялись и котораго глубоко почитали, какъ истиннаго пастыря Христовой Церкви, даже многіе иностранцы и иновѣрцы, испытавшіе на себѣ всю чудотворную силу его молитвъ и предстательства за нихъ предъ Богомъ и только слышавшіе о немъ отъ другихъ?

Отъ Святаго Православія.

Вѣдь Отецъ Іоаннъ — сынъ бѣднаго благочестиваго причетника и его столь же благочестивой супруги, отпрыскъ исконнаго духовнаго рода, — плоть отъ плоти и кровь отъ крови той Святой Руси, которая жила и дышала Святымъ Православіемъ; вмѣстѣ съ молокомъ своей благочестивой матери онъ впиталъ въ себя съ раннихъ младенческихъ лѣтъ духъ истиннаго православнаго благочестія, онъ вскормленъ и вспоенъ живительными соками Святой Православной Вѣры; съ дѣтскихъ лѣтъ получивъ крѣпкую духовную опору въ молитвенной атмосферѣ своего родного сельскаго православнаго храма, онъ получилъ потомъ самое основательное духовное и научно-богословское воспитаніе и образованіе въ нашихъ русскихъ православныхъ духовныхъ школахъ — Архангельскомъ Духовномъ Училищѣ, Архангельской Духовной Семинаріи и С.-Петербургской Духовной Академіи.

Отецъ Іоаннъ — нашъ православный пастырь, и отсюда именно все его величіе и вся его слава!

/с. 144/ И онъ самъ это всегда глубоко сознавалъ и переживалъ. Ибо онъ никогда и ни въ чемъ не выступалъ отъ своего собственнаго имени и ничего не приписывалъ лично самому себѣ, а только — почивающей на немъ благодати священства, которой удостоила его Святая Православная Церковь.

«О, братіе!» — говорилъ онъ въ своей бесѣдѣ съ сопастырями, священниками нижегородской епархіи (въ 1901 году): «намъ много дано отъ Господа Бога благодати, и если мы сохранимъ этотъ даръ Божій, то мы непобѣдимы. Вотъ, досточтимые сопастыри, такъ я служу для славы Божіей, для прославленія Церкви Христовой и распространенія вѣры православной».

«Вѣра Христова православная» — такъ восклицаетъ о. Іоаннъ въ своемъ вдохновенномъ дневникѣ: «сколько въ тебѣ открыто благъ неизреченныхъ! Какъ ты обновляешь, очищаешь, претворяешь нашу душу и самое тѣло чрезъ вѣру, надежду, чрезъ покаяніе, молитву и особенно чрезъ животворящую Тайну Причащенія! Сколько въ тебѣ даровъ Божіихъ неизреченныхъ! Какая Божественная жизнь! Какія чудныя дѣйствія Духа Животворящаго!.. Сколько въ тебѣ благъ, вѣра святая, православная! Какая ты богатая сокровищница Божественная! Какая неистощимая житница! Какой источникъ живой воды Духа Святаго! Какое свѣтозарное солнце всѣмъ, во мракѣ житейской ночи ходящимъ! Какой отъ тебя источникъ благоуханія, святыни, нетлѣнія! Какая чудная ты соль земли, — для насъ земныхъ человѣковъ, гнилостью грѣха зараженныхъ до костей и мозговъ! Благодаримъ Господа за такое небесное, святое, жизненное сокровище! Научи насъ всѣхъ, Владыко, жить достойно такой вѣры, такого упованія!..» («Мысли о Церкви», стр. 271).

Развѣ видимъ мы на Западѣ, среди такъ называемыхъ «инославныхъ» что-либо подобное тому, что явилъ собою намъ нашъ приснопамятный Батюшка Отецъ Іоаннъ, столь яркій выразитель духа истиннаго Православія, ревностный и непоколебимый поборникъ истинной Православной Вѣры и Церкви?

Ничего подобнаго! Нашъ Отецъ Іоаннъ — явленіе совершенно исключительное, изъ ряда вонъ выходящее.

Но его явила намъ наша Св. Православная Церковь, и это намъ необходимо всегда твердо знать и помнить: внѣ Православія такое явленіе было бы просто невозможно, о чемъ свидѣтельствуетъ намъ тотъ же самъ о. Іоаннъ.

Ко всѣмъ относился съ любовью о. Іоаннъ, всѣхъ принималъ, всѣмъ благодѣтельствовалъ — и римо-католикамъ, и протестантамъ, и іудеямъ, и мусульманамъ, и язычникамъ, и надъ всѣми, безъ различія вѣроисповѣданій, совершалъ, по ихъ просьбамъ, чудеса исцѣленій, но при этомъ постоянно училъ, что спаса/с. 145/ ющая Истина — только въ Православіи, ибо всѣ остальныя исповѣданія «содержатъ Истину въ неправдѣ».

«Ни одно исповѣданіе христіанской вѣры», — такъ училъ о. Іоаннъ: «кромѣ Православнаго, не можетъ привести христіанина къ совершенству христіанской жизни или святости и къ совершенному очищенію грѣховъ и къ нетлѣнію, потому что другія исповѣданія неправославныя «содержатъ истину въ неправдѣ» (Рим. 1, 18), примѣшали суемудріе и ложь къ Истинѣ и не обладаютъ тѣми Богодарованными средствами къ очищенію, освященію, возрожденію, обновленію, коими обладаетъ Православная Церковь» (тамъ же, стр. 13-14).

Слышите это, всѣ современные модернисты, «экуменисты», всѣ либералы, самонадѣянно и самоувѣренно заявляющіе, что «Богъ Одинъ» и что потому всѣ вѣры одинаковы и равноцѣнны, и что все равно, поэтому, къ какой церкви или вѣроисповѣданію принадлежать, лишь бы только «быть хорошимъ человѣкомъ»!

Говоритъ это величайшій праведникъ нашего времени, несомнѣнная святость котораго и близость къ Богу засвидѣтельствована поразительными чудесами, и вся изумительная жизнь котораго невольно заставляетъ насъ преклоняться передъ его словами, передъ его ученіемъ, какъ передъ непререкаемымъ, неоспоримымъ авторитетомъ!

«Внѣ Церкви», говоритъ онъ: «нѣтъ спасенія, нѣтъ духа благодати» (стр. 8).

А гдѣ истинная Церковь, на это указываетъ намъ безпристрастная исторія: Истинная Церковь та, которая исповѣдуетъ Истинную, никакими человѣческими мудрованіями не извращенную, отъ самихъ Апостоловъ идущую подлинную Христову Вѣру.

«Та вѣра (или то вѣроисповѣданіе христіанское)», — говоритъ о. Іоаннъ: «есть истинная, которая ежедневно и непрестанно истребляетъ въ человѣкѣ вѣрующемъ всегубительный грѣхъ, очищаетъ его, освящаетъ, просвѣщаетъ, обновляетъ, оживляетъ, укрѣпляетъ, а не та, которая производитъ вражду, преслѣдованія, пытки, казни (католическая) или которая приводитъ къ лжемудрованію, къ господству растлѣннаго разума надъ Божественнымъ Откровеніемъ, къ отверженію іерархіи, таинствъ, постовъ и почти всего того, что Духъ Святый, дѣйствовавшій въ Св. Апостолахъ и Св. Отцахъ, установилъ для нашего спасенія; не та церковь истинная, которая пресѣкла дерзновенно и нагло связь съ «церковью первородныхъ, на небесѣхъ написанныхъ (Евр. 12, 23)», угодившихъ Богу, наслаждающихся блаженствомъ въ Богѣ, славящихъ Бога и непрестанно о насъ, земныхъ — живыхъ — молящихся и способствующихъ намъ въ дѣлѣ спасенія своими молитвами; не та церковь истинная, которая дерзновенно, нагло, гордо прервала /с. 146/ связь съ умершими (или съ церковью преисподнею) и считаетъ молитвы за нихъ недѣйствительными (протестантизмъ)» (стр. 30-31).

А вотъ собственныя слова самого о. Іоанна, которыя должны были бы быть столь убѣдительными для всѣхъ современныхъ интерконфессіоналистовъ, старающихся нивелировать всѣ вѣры и нашихъ горе-политиковъ, уже заранѣе заявляющихъ о своемъ намѣреніи въ будущей свободной Россіи насадить интерконфессіонализмъ — преступное безразличіе къ вѣрѣ подъ громкимъ и моднымъ лозунгомъ «вѣротерпимости», «отдѣленія церкви отъ государства»:

«Множество существуетъ отдѣльныхъ вѣроисповѣданій христіанства, съ различнымъ устройствомъ внѣшнимъ и внутреннимъ, съ различными мнѣніями и ученіями, нерѣдко противными Божественной истинѣ Евангелія и ученію Св. Апостоловъ, вселенскихъ и Помѣстныхъ Соборовъ и Св. Отецъ. Нельзя считать ихъ всѣ за истинныя и спасительныя: безразличіе въ вѣрѣ, или признаніе всякой вѣры за одинаково спасительную, ведетъ къ безвѣрію или охлажденію къ вѣрѣ, къ нерадѣнію объ исполненіи правилъ и уставовъ вѣры, къ охлажденію христіанъ другъ къ другу. «Симоне, Симоне, се сатана проситъ васъ, дабы сѣялъ яко пшеницу» (Лук. 22, 31). Это онъ, сатана, и сдѣлалъ и дѣлаетъ, то-есть породилъ расколы и ереси. Строго держись единой истинной вѣры и Церкви» — такъ рѣшительно завѣщеваетъ намъ нашъ великій пастырь. «Едина вѣра, едино крещеніе, единъ Богъ и Отецъ всѣхъ» (Ефес. 4, 5).

Самое Богослуженіе наше, подобнаго которому ни по красотѣ, ни по молитвенности, ни по проникновенности, нѣтъ ни у католиковъ, ни у протестантовъ, по словамъ о. Іоанна, является лучшимъ и для всѣхъ нагляднымъ свидѣтельствомъ о превосходствѣ, истинности и животворности нашей св. Православной Вѣры.

«Гдѣ есть такія молитвы, славословія, благодаренія и прошенія, такое чудное богослуженіе, какъ въ Православной Церкви?» — спрашиваетъ о. Іоаннъ, и самъ же рѣшительно отвѣчаетъ: «нигдѣ» (стр. 38).

И развѣ не видимъ мы теперь заграницей, какъ многіе изъ иновѣрцевъ восхищаются и умиляются нашимъ православнымъ Богослуженіемъ? Какое увлеченіе у многихъ иностранцевъ нашимъ древнимъ церковнымъ пѣніемъ, нашей древней иконописью, какъ наиболѣе полно отражающими духъ Православія? Сами римо-католики, съ лукавой цѣлью введшіе у себя такъ называемый «восточный обрядъ», чтобы уловлять въ свои сѣти православныхъ, нерѣдко искренне плѣняются возвышен/с. 147/ной красотой и глубиной его, что, быть можетъ, даже чревато весьма неожиданными послѣдствіями для нихъ самихъ.

Какъ ясно, хорошо, понятно и убѣдительно вскрываетъ о. Іоаннъ въ своихъ замѣчательныхъ «Мысляхъ о Церкви» ложь римо-котолицизма и протестантизма!

«Самое вредное дѣло въ христіанствѣ», говоритъ онъ: «есть главенство человѣка въ церкви, напримѣръ, папы, и его мнимая непогрѣшимость. Именно въ его догматѣ непогрѣшимости и заключается величайшая погрѣшность, ибо папа есть человѣкъ грѣшный, и бѣда, если онъ возомнитъ о себѣ, что онъ непогрѣшимъ. Сколько погрѣшностей величайшихъ, гибельныхъ для душъ человѣческихъ, выдумала католическая папская церковь — въ догматахъ, въ обрядахъ, въ каноническихъ правилахъ, въ Богослуженіи, въ мертвящихъ злобныхъ отношеніяхъ католиковъ къ православнымъ, въ хулахъ и клеветахъ на Православную Церковь, въ ругательствахъ, обращенныхъ къ Православной Церкви и къ православнымъ христіанамъ. И во всемъ этомъ виноватъ непогрѣшимый, якобы, папа, его и іезуитовъ доктрина, ихъ духъ лжи, двоедушія и всякихъ неправильныхъ средствъ «ad majorem Dei gloriam» — къ большей, якобы, славѣ Божіей» (стр. 44).

Еще рѣзче и рѣшительнѣе обличаетъ о. Іоаннъ ложь протестантизма:

«Лютеранство, прикрываясь именемъ христіанской вѣры, есть въ дѣйствительности отверженіе вѣры, поблажка чувственности, съ отверженіемъ постовъ, монашества или жизни дѣвственной, посвященной исключительно на служеніе Богу, поблажка лжеименному человѣческому разуму съ его философскими бреднями и его боготвореніе, отверженіе божественнаго авторитета Вселенскихъ Соборовъ и Св. Отцевъ, дерзкій разрывъ со Вселенской Церковью и Ея Главою Христомъ — самочинное сборище, прикрывающееся именемъ «церкви» очищенной, реформированной» (стр. 38).

«Кто не въ Церкви», — поясняетъ о. Іоаннъ: «тотъ не со Христомъ, и общенія съ Богомъ ни здѣсь на землѣ, ни тамъ на небѣ, имѣть не будетъ. Поэтому необходимо принадлежать къ Церкви Христовой, коей глава есть Всемогущій Царь, Побѣдитель ада Іисусъ Христосъ» (стр. 52).

«Православная Церковь», — говоритъ о. Іоаннъ: «превосходитъ всѣ церкви неправославныя, во-первыхъ, своею истиною, своимъ православіемъ, соблюденнымъ и завоеваннымъ кровью Апостоловъ, іерарховъ, мучениковъ, преподобныхъ и всѣхъ святыхъ; во-вторыхъ, тѣмъ, что вѣрнѣйшимъ образомъ руководитъ ко спасенію — ровнымъ, прямымъ и вѣрнымъ путемъ; что вѣрнымъ образомъ очищаетъ, освящаетъ, обновляетъ посредствомъ /с. 148/ іерархіи, Богослуженія, Таинствъ, постовъ; въ-третьихъ, что наилучшимъ образомъ научаетъ угождать Богу и спасать душу свою, наилучшимъ образомъ руководствуетъ къ покаянію, исправленію, молитвѣ, благодаренію, славословію» (стр. 38).

Какое безуміе поэтому — не дорожить своей принадлежностью къ Св. Православной Вѣрѣ и Церкви! Въ цѣломъ рядѣ своихъ вдохновенныхъ словъ, обращенныхъ ко всему русскому народу, нашъ великій пастырь и предостерегалъ поэтому русскихъ людей отъ все болѣе и болѣе распространявшагося индифферентизма къ вѣрѣ, безвѣрія и нигилизма, грозя неизбѣжной карой Божіей.

Увы! не внялъ русскій народъ своему великому пастырю, молитвеннику, праведнику и чудотворцу, и эта страшная кара Божія разразилась.

«Какъ хитръ и лукавъ сатана!» — восклицаетъ въ одномъ изъ своихъ словъ о. Іоаннъ: «Чтобы погубить Россію, онъ раздулъ въ ней безвѣріе и развратъ чрезъ злонамѣренныхъ писателей и учителей, чрезъ русскія среднія и высшія школы и чрезъ такъ называемую интеллигенцію. На почвѣ безвѣрія, слабодушія, малодушія, безнравственности совершается распаденіе государства. Безъ насажденія вѣры и страха Божія въ населеніи Россіи она не можетъ устоять» (Слово 19 февр. 1906 г.).

«Мы имѣли счастье родиться и креститься въ Царствѣ Христовомъ — въ Церкви Православной, и призваны быть наслѣдниками Царствія Небеснаго, но множество изъ народа русскаго интеллигентнаго отреклись отъ Христа и Церкви Его, захотѣли управляться сами собою, жить по своей безразсудной волѣ... — и сами стремятся и Россію влекутъ къ погибели» (Слово 5 окт. 1906 г.).

И развѣ эти предостереженія не исполнились?

Что же дѣлать намъ теперь?

«Доколѣ еще не поздно», — взываетъ къ намъ о. Іоаннъ: «обратитесь всѣ невѣрующіе къ вѣрѣ, къ покаянію, въ слезахъ и сокрушеніи сердца. Не опоздалъ бы кто! Можетъ быть, завтра же послѣдуетъ тебѣ, человѣкъ, судъ Творца» (Слово 15 апрѣля 1907 г.).

«Братіе, други! Любите церковь: въ церкви ваша жизнь или ваша живая вода, бьющая непрестаннымъ ключомъ изъ приснотекущаго Источника Духа Святаго... О, какое благо — церковь!

«О, вѣруйте, вѣруйте не словами только, но дѣлами — во Святую, Соборную, Апостольскую Церковь, или общество спасаемыхъ во Христѣ, украшаясь всякой добродѣтелью!» (Мысли о Церкви, стр. 20).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Истинное Православіе и современный міръ: Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1971. — С. 143-148.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.