Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВІЕ И СОВРЕМЕННЫЙ МІРЪ.
Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія.

«Въ ногу съ временемъ» мы не пойдемъ!

«Знай, что мы должны служить не времени, а Богу» (Изъ письма св. Аѳанасія Великаго къ Драконтію).

«Въ ногу съ временемъ!» — вотъ лозунгъ всѣхъ тѣхъ, которые въ наше время такъ напряженно стараются все дальше и дальше отвести Церковь Христову отъ Христа, Православіе — отъ истиннаго исповѣданія православно-христіанской вѣры. Пусть не всегда и не у всѣхъ этотъ лозунгъ звучитъ такъ громко, явно и открыто — это вѣдь кое-кого можетъ и оттолкнуть! — важно практическое слѣдованіе этому лозунгу въ жизни, стремленіе такъ или иначе, въ большей или меньшей степени и мѣрѣ, проводить его на дѣлѣ.

Съ этимъ моднымъ, «модернымъ», губительнымъ для душъ лозунгомъ, какъ бы онъ ни провозглашался и какъ бы ни проводился въ жизнь, явно или прикрыто, не можемъ не бороться мы, вѣрныя чада и представители Русской Зарубежной Церкви, вся сущность идеологіи коей, во имя которой она и существуетъ на свѣтѣ, заключается въ томъ, чтобы не «идти въ ногу съ временемъ», но хранить неизмѣнную вѣрность Христу-Спасителю, Истинно-Христіанской Православной Вѣрѣ и Церкви.

Вспомнимъ, какъ еще Блаженнѣйшій Митрополитъ Антоній, основатель и первый возглавитель Русской Православной Церкви Заграницей, въ своей замѣчательной статьѣ: «Чѣмъ отличается православная вѣра отъ западныхъ исповѣданій?» писалъ о глубокой разности между нашей вѣрой и инославіемъ. Эту глубокую разность онъ указываетъ въ томъ, что православная вѣра учитъ тому, какъ построить жизнь по требованію христіанскаго совершенства, а «инославіе» беретъ изъ христіанства то и настолько, что и насколько совмѣстимо съ условіями современной культурной жизни. «Православіе смотритъ на христіанство, какъ на вѣчный устой истинной жизни и требуетъ отъ каждаго ломать себя и жизнь до тѣхъ поръ, пока она не войдетъ въ эту норму, а «инославіе» смотритъ на основы современной культурной жизни, какъ на фактъ непоколебимый, и лишь въ области существуюшихъ частныхъ разновидностей его указываетъ тѣ изъ нихъ, которыя наиболѣе одобрительны съ христіанской точки зрѣнія. Православіе требуетъ нравственнаго героизма — подвига, «инославіе» высматриваетъ, что /с. 150/ бы изъ христіанства годилось намъ въ нашемь теперешнемъ жизненномъ устройствѣ? Для православнаго человѣка, призваннаго къ загробной вѣчности, въ которой начнется истинная жизнь, — исторически сложившійся механизмъ современной жизни, — ничтожный призракъ, а для «инославнаго» — ученіе о будущей жизни — возвышенная облагораживающая идея, идея, помогающая намъ лучше и лучше устраивать здѣсь реальную жизнь».

Золотыя слова, указываюшія намъ ясно и ярко на ту поистинѣ бездонную пропасть, которая отдѣляетъ истинно-христіанскую вѣру — Православіе отъ ея искаженія — «инославія»!

Тамъ — подвигъ, устремленіе въ вѣчность, здѣсь — крѣпкая привязанность къ землѣ, вѣра въ прогрессъ человѣчества на землѣ.

Далѣе, столь же ярко и справедливо Владыка Антоній устанавливаетъ, что «Православная Вѣра есть вѣра аскетическая», что «то благоустройство, котораго ждутъ на землѣ поклонники «суевѣрія прогресса» (по удачному выраженію С. А. Рачинскаго), обѣщано Спасителемъ въ жизни будущей, но ни латиняне, ни протестанты не хотятъ съ этимъ мириться по той простой причинѣ, говоря откровенно, что плохо вѣрятъ въ воскресеніе и сильно вѣрятъ въ благополучіе настоящей жизни, которую, напротивъ, апостолы называютъ «исчезающимъ паромъ» (Іак. 4, 14). Вотъ почему псевдо-христіанскій Западъ не хочетъ и не можетъ понять отрицанія этой жизни христіанствомъ, которое велитъ намъ подвизаться, «совлекшисъ ветхаго человѣка съ дѣлами его и облекшись въ новаго, который обновляется въ познаніи по образу Создавшаго его» (Кол. 3, 9).

«Если прослѣдить всѣ заблужденія Запада», пишетъ далѣе Владыка Антоній: «какъ тѣ, которыя вошли въ его вѣроученіе, такъ и присущія его нравамъ, то увидимъ, что они всѣ коренятся въ непониманіи христіанства, какъ подвига постепеннаго самоусовершенствованія человѣка».

«Христіанство есть религія аскетическая», такъ заканчивается эта прекрасная сильно и вразумительно написанная статья: «Христіанство — это ученіе о постепенномъ исторженіи страстей, о средствахъ и условіяхъ постепеннаго усвоенія добродѣтелей: условія эти внутреннія, заключающіяся въ подвигахъ, и — отвнѣ подаваемыя, заключающіяся въ нашихъ догматическихъ вѣрованіяхъ и благодатныхъ священнодѣйствіяхъ, у которыхъ единое назначеніе: врачевать человѣческую грѣховность и возводить насъ къ совершенству».

Чтó же мы видимъ теперь въ современномъ «Православіи» — «Православіи», вступившемъ въ такъ называемое «экуменическое движеніе»?

/с. 151/ Полное отрицаніе вышеперечисленныхъ святыхъ истинъ, — иными словами: отказъ отъ Истиннаго Православія на почвѣ духовнаго сліянія съ инославнымъ Западомъ.

«Православіе», ставшее на путь «экуменизма», думаетъ не о томъ, чтобы все болѣе и болѣе опускающуюся въ религіозно-нравственномъ отношеніи современную жизнь поднять до уровня евангельскихъ заповѣдей и требованій Церкви, а о томъ, чтобы самую Церковь «приспособить» къ уровню понизившейся жизни.

На этотъ путь фактическаго отказа отъ самаго существа св. Православія — подвига, ради искорененія страстей и наслажденія добродѣтелей, — стали у насъ въ свое время такъ называемые «живоцерковники» и «обновленцы». Движеніе это мгновенно перекинулось изъ Россіи, поверженной во прахъ лютыми богоборцами, и въ другія православныя страны. Еще живъ у насъ въ памяти «Всеправославный Конгрессъ», созванный печальной памяти Вселенскимъ Патріархомъ Мелетіемъ IV въ 1923 году, на которомъ замышлялись такія «реформы», какъ женатый епископатъ, второбрачіе священниковъ, упраздненіе монашества и постовъ, сокращеніе богослуженія, упраздненіе особой одежды для духовенства и т. д.

Несмотря на тогдашній провалъ этихъ нечестивыхъ замысловъ, темныя силы, конечно, не успокоились, и продолжали съ тѣхъ поръ упорно и настойчиво дѣйствовать, находя себѣ послушныя орудія въ рядахъ церковной іерархіи разныхъ помѣстныхъ православныхъ церквей. И въ настоящее время, по попущенію Божію, онѣ достигли большого успѣха: почти всѣ православныя помѣстныя церкви уже вступили въ «экуменическое движеніе», ставящее себѣ задачей упраздненіе всѣхъ нынѣ существующихъ церквей, въ томъ числѣ, конечно, и Православной, и созданіе какой-то совершенно-новой «церкви», которая будетъ уже вполнѣ «идти въ ногу съ временемъ», отбросивъ какъ ненужную ветошь, какъ нѣчто «устарѣвшее», «отставшее отъ вѣка», всѣ подлинныя основы истиннаго христіанства, и въ первую очередь, конечно, подвигъ, какъ необходимѣйшее условіе главной задачи христіанина — искорененія грѣховныхъ страстей и насажденія христіанскихъ добродѣтелей.

Вотъ, напримѣръ, передъ нами оффиціальный документъ этого рода, принадлежащій сербской помѣстной церкви: журналъ «Богословіе», издаваемый Православнымъ Богословскимъ Факультетомъ въ Бѣлградѣ — годъ VIII, выпуски 1 и 2 за 1964 г. Въ этомъ журналѣ мы находимъ передовую статью, озаглавленную буквально такъ: «Необходимость кодификаціи и изданія новаго каноническаго сборника Православной Церкви». Авторъ этой статьи лукаво утверждая, что «идеальные принципы Церкви оста/с. 152/ются всюду и всегда неизмѣнными», тѣмъ не менѣе пытается доказать, что каноническій сборникъ нашей Православной Церкви — это только продуктъ давно ушедшаго въ вѣчность времени, а потому онъ не отвѣчаетъ требованіямъ современной жизни и долженъ быть упраздненъ и замѣненъ другимъ. Этотъ новый каноническій сборникъ, видите-ли, «долженъ быть приведенъ въ согласіе съ основными принципами жизни», съ которыми Церковь якобы «всегда считалась». «Наше время», говоритъ этотъ лукавый авторъ, «во многомъ отличается отъ времени, когда происходили вселенскіе соборы, на которыхъ составлялись эти каноны, а потому эти каноны не могутъ теперь примѣняться».

Посмотримъ теперь, какіе же именно каноны этотъ авторъ-модернистъ считаетъ устарѣвшими и подлежащими отмѣнѣ?

Вотъ они!

9-е правило св. Апостолъ, которое требуетъ, чтобы вѣрующіе, входящіе въ церковь, оставались на богослуженіи до конца, а не производили безчиніе, ходя по церкви;

80-е правило Трулльскаго Собора, которое караетъ клириковъ изверженіемъ изъ сана, а мірянъ отлученіемъ за непосѣщеніе церкви въ теченіе трехъ воскресныхъ дней подрядъ безъ всякой уважительной причины;

24-е правило Трулльскаго Собора, запрещающее священнослужителямъ и монахамъ посѣщать конскія ристалища и другія увеселительныя зрѣлища; къ этому правилу авторъ статьи дѣлаетъ совсѣмъ наивное, странное примѣчаніе, будто бы только въ прежнія времена такія забавы были мѣстами разврата и порока, а теперь они якобы являются «центрами культуры и воспитанія» (?!);

54-е правило св. Апостолъ, которое запрещаетъ клирику, кромѣ необходимой нужды, входить въ корчемницу: и тутъ почему-то оказывается, будто бы прежде корчма была какимъ-то инымъ учрежденіемъ, нежели теперь;

77-е правило Трулльскаго Собора и 30-е правило Лаодикійскаго Собора, запрещающія христіанамъ мужчинамъ купаться вмѣстѣ съ женщинами: почему и эти правила надлежитъ признать «устарѣвшими» — никакъ не понять!

96-е правило Трулльскаго Собора, которое осуждаетъ искусственное завиваніе волосъ на головѣ и всякое вообще украшеніе себя разными нарядами «для прельщенія неутвержденныхъ душъ», — вмѣсто чего предлагается «украшать себя добродѣтелями и благими и непорочными нравами»: это правило въ наше время, казалось бы, не только не «устарѣло», а стало особенно актуальнымъ, если принять во вниманіе современныя непристойныя, совершенно неприличествующія христіанкамъ, безстыдныя женскія моды!

/с. 153/ Достаточно и этого, чтобы видѣть какую задачу ставитъ себѣ намѣчаемая въ нашей Православной Церкви «реформа» — съ какою цѣлью предполагается созывъ Восьмого Вселенскаго Собора, о которомъ такъ мечтаютъ всѣ «модернисты», уже предвкушающіе ту «веселую жизнь», которая тогда для всѣхъ будетъ открыто позволена и узаконена!

Вдумаемся только по-глубже, въ чемъ ужасное существо всѣхъ этихъ требованій объ отмѣнѣ якобы «устарѣвшихъ» каноническихъ правилъ?

Въ томъ, что эти современные церковные «реформаторы», такъ нагло поднимающіе теперь свою голову уже въ нѣдрахъ самой нашей Церкви (страшно сказать, что въ числѣ ихъ имѣются не только клирики, но и высокіе іерархи!), принимаютъ современную жизнъ со всѣми ея безобразными, безнравственными проявленіями за фактъ непоколебимый (что есть, какъ мы видѣли выше, совсѣмъ не православная, а «инославная», западная концепція!) И хотятъ отмѣнить всѣ тѣ каноническія правила, которыя какъ разъ и характеризуютъ Православіе, какъ вѣру аскетическую, призывающую къ подвигу, во имя искорененія грѣховныхъ страстей и насажденія христіанскихъ добродѣтелей.

Это — страшное, губительное для нашей вѣры и Церкви движеніе, которое хочетъ добиться, чтобы, по выраженію Христа-Спасителя, «соль обуяла»: движеніе, направленное къ ниспроверженію и уничтоженію Истинной Христовой Церкви, путемъ хитрой подмѣны Ея лже-церковью.

Вышеупомянутая статья сербскаго богословскаго журнала еще «скромничаетъ», удерживаясь отъ полной откровенности: она говоритъ только о принципіальной позволительности брака для епископовъ, а въ жизни мы все чаще и настойчивѣе слышимъ рѣчи о гораздо бóльшемъ — именно о непримѣнимости якобы въ наше время всѣхъ тѣхъ каноническихъ правилъ, которыя требуютъ отъ кандидатовъ священства и самихъ священнослужителей чистой и непорочной нравственной жизни, или, по-просту говоря — о позволительности для нихъ того ужасающаго разврата, въ бездну котораго все больше и больше погружается современное человѣчество.

Одно дѣло — грѣшить и каяться, зная и сознавая, что ты грѣшишь и нуждаешься въ покаяніи и исправленіи жизни. Совсѣмъ другое — узаконять беззаконіе, санкціонировать грѣхъ, убаюкивая этимъ свою совѣсть и упраздняя этимъ самые основные устои Церкви, на чтó мы не имѣемъ никакого права и чтó есть тягчайшее преступленіе передъ Богомъ, Св. Церковью и душами вѣрующихъ, ищущихъ вѣчнаго спасенія.

/с. 154/ Да и до какихъ поръ, до какихъ предѣловъ можемъ мы себѣ позволить идти по такому скользкому пути отмѣны церковныхъ правилъ, утверждающихъ христіанскую нравственность?

Вотъ сейчасъ въ Америкѣ, а, какъ слышно, кое-гдѣ и въ другихъ странахъ, воспринявшихъ современную «культуру», усиленно пропагандируется оффиціальная отмѣна брака и легализація на мѣсто брака «свободной любви», санкціонируется употребленіе не только состоящими въ бракѣ, но и безбрачными, противозачаточныхъ пилюль, такъ какъ бракъ имѣетъ будто бы своею цѣлью не дѣторожденіе, а «любовь», готовится законное признаніе гнусной, противоестественной страсти гомосексуализма, вплоть до установленія для гомосексуалистовъ особаго чина церковнаго бракосочетанія (предложеніе одного изъ англиканскихъ епископовъ) и т. п., и т. п.

Что же? Неужели же и наша Церковь должна идти по этому модному пути — «въ ногу съ временемъ», чтобы «не отстать отъ жизни»?

Но какая это будетъ «церковь», которая позволитъ у себя все это или хотя бы съ всепрощающей снисходительностью будетъ смотрѣть на это!

Это будетъ уже не Церковь, а подлинные «Содомъ» и «Гоморра», которые не избѣжатъ, рано или поздно, страшной кары Божіей.

Мы не должны допустить обмануть и провести себя, ибо такой «церкви», вѣрнѣе, «лже-церкви», намъ не нужно! Пусть мы сами и слабы, и немощны, и часто согрѣшаемъ, но отмѣнить правила церковныя мы не позволимъ, ибо тогда и самое Евангеліе Христово, по которому не хотятъ жить современные люди, придется признать «устарѣвшимъ», «не отвѣчающимъ духу времени» и отмѣнить его!

И Евангеліе Христово, и всѣ правила Церкви, и установленія церковныя начертываютъ для насъ тотъ идеалъ христіанина, къ которому мы должны стремиться, если желаемъ себѣ вѣчнаго спасенія. Сниженія этого идеала, въ угоду страстямъ и похотямъ грѣховнымъ, кощунственнаго поруганія святыни мы допустить не можемъ.

Какія бы «реформы» ни замышляли всѣ эти современные преступные «реформаторы», подлинно-вѣрующее православно-христіанское сознаніе признать и принять ихъ не можетъ. И что бы ни дѣлали отступники отъ Истиннаго Православія, вѣры аскетической, вѣры подвижнической, модернизаціи нашей Церкви мы не допустимъ и «въ ногу съ временемъ» мы не пойдемъ!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Истинное Православіе и современный міръ: Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1971. — С. 149-154.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.