Церковный календарь
Новости


2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №1 (14 марта 1906 г.)
2018-09-16 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Раздѣленіе на секціи (1906)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 23 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВІЕ И СОВРЕМЕННЫЙ МІРЪ.
Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія.

Зловѣщій кровавый юбилей и св. праведный Іоаннъ Кронштадтскій.

Да избавитъ насъ Господь отъ настоящаго вѣка лукаваго (Гал. 1, 4).

Такими словами началъ Святѣйшій Тихонъ, Патріархъ Московскій и всея Россіи, свое воистину историческое посланіе 19 января 1918 года, въ которомъ онъ предалъ богоборческую власть коммунистовъ и всѣхъ, кто съ нею вступаетъ въ общеніе, анаѳемѣ. Эти знаменательныя слова стали съ тѣхъ поръ какъ бы законоположительными для вѣрной непогрѣшительной оцѣнки нами всего происходящаго нынѣ въ мірѣ.

Двѣ даты, глубоко затрагивающія сердце настоящаго православнаго русскаго человѣка-патріота, хотя и по совершенно-различнымъ, до противоположности, поводамъ, приходятся на октябрь мѣсяцъ по нашему православному календарю.

Это — день церковнаго прославленія св. праведнаго отца нашего Іоанна, Кронштадтскаго чудотворца — 19 октября ст. ст., и день, начиная съ котораго жуткій кровавый кошмаръ, по грѣхамъ нашимъ, охватилъ всю русскую землю — 25 октября ст. ст.

Первая дата сдѣлалась для насъ особенно радостной всего три года тому назадъ, когда въ нашей Русской Зарубежной Церкви состоялось, наконецъ, долгожданное пріобщеніе къ лику Всѣхъ Святыхъ, въ Землѣ Россійстѣй просіявшихъ, нашего великаго всероссійскаго праведника, молитвенника и чудотворца (19 октября 1964 года).

/с. 156/ Второй датой отмѣчается въ нынѣшнемъ году зловѣщій кровавый юбилей пятидесятилѣтія захвата власти на нашей Родинѣ лютыми богоборцами, осквернившими наши святыни и поработившими нашу несчастную Родину, заливъ ее потоками крови и слезъ (25 октября 1917 года).

Не случайно это совпаденіе — такая близость по времени этихъ двухъ датъ!

Каждому настоящему русскому человѣку необходимо знать и помнить, что св. праведный Іоаннъ, Кронштадтскій чудотворецъ, еще при жизни своей прославившійся не только на всю Россію, но и на весь міръ, явился для насъ, православныхъ русскихъ людей, подлиннымъ пророкомъ Божіимъ, посланнымъ Россіи на вразумленіе. Не послушалась его Россія такъ, какъ бы слѣдовало, не вняла его пламеннымъ вдохновеннымъ рѣчамъ и предостереженіямъ, — и не замедлила обрушиться на нее страшная кара Божія, которой онъ грозилъ и о которой такъ горячо, отечески предупреждалъ и предостерегалъ.

Сколько написано за эти пятьдесятъ истекшихъ лѣтъ всевозможныхъ воспоминаній въ видѣ журнальныхъ статей и цѣлыхъ книгъ, авторы коихъ, болѣе или менѣе добросовѣстно, пытаются найти и объяснить причины постигшей русскую землю страшной катастрофы, но... всѣ они ходятъ, по большей части, только «вокругъ-да-около», не заглядывая въ самый корень вещей, а потому, не видя главной причины приключившагося съ нами жуткаго кроваваго бѣдствія, ничего не могутъ объяснить.

А между тѣмъ, основную и главную причину этого такъ ясно, просто, понятно и для непредубѣжденнаго ума вполнѣ убѣдительно, раскрываетъ намъ въ своемъ истинно-пророческомъ прозорливомъ предвидѣніи святый праведный Іоаннъ, въ цѣломъ рядѣ своихъ рѣчей и поученій, сказанныхъ еще задолго до этой такъ называемой «революціи» — преимущественно же въ словахъ за 1906 и 1907 годы.

Вотъ, напримѣръ, что сказалъ онъ въ своемъ словѣ на Недѣлю Православія 19 февраля 1906 года:

/с. 157/ «Откуда эта анархія, эта революція, этотъ соціаализмъ, эта нелѣпая коммуна, эти забастовки, разбои, убійства, хищенія; эта общественная безнравственность, этотъ царящій развратъ, это огульное пьянство? — Отъ невѣрія, отъ безбожія. И потому, если правительство или государственная собирающаяся Дума хотятъ водворить порядокъ въ государствѣ и уваженіе къ законамъ, повиновеніе правительству, миръ и безмятежіе, разумный и полезный трудъ, они должны обуздать безнравственную печать, воспламеняющую всѣ страсти, и обратить самое заботливое вниманіе на воспитаніе юношества и внушить ему, его гордымъ наставникамъ и интеллигенціи собственнымъ примѣромъ должное уваженіе къ вѣрѣ и Церкви и къ заповѣдямъ Евангелія...»

Ясно, просто и понятно!

Это не было сдѣлано, и Россія была ввергнута въ 1917 году въ страшную кровавую пропасть — въ ужасное бѣдствіе, по своимъ грандіознымъ масштабамъ, еще неслыханное въ исторіи.

«Какъ хитеръ и лукавъ сатана», — говоритъ онъ далѣе въ томъ же словѣ: «чтобы погубить Россію, онъ раздулъ въ ней безвѣріе и развратъ чрезъ злонамѣренныхъ писателей и учителей, чрезъ русскія среднія и высшія школы и чрезъ такъ называемую интеллигенцію. На почвѣ безвѣрія, слабодушія, малодушія, безнравственности совершается распаденіе государства. Безъ насажденія вѣры и страха Божія въ населеніи Россіи, она не можетъ устоять. — Скорѣе съ покаяніемъ къ Богу! Скорѣе къ твердому и непоколебимому пристанищу вѣры и Церкви! Аминь».

Въ своемъ словѣ на Благовѣщеніе 25 марта 1906 года св. праведный Іоаннъ сильно и красочно изображаетъ до какого страшнаго нравственнаго разложенія дошло наше русское общество и прямо указываетъ на неизбѣжность гибели нашей Родины, при такихъ обстоятельствахъ:

«Вѣра слову истины — Слову Божію исчезла и замѣнена вѣрою въ разумъ человѣческій; печать, имену/с. 158/ющая себя гордо шестой великой державой въ мірѣ подлунномъ, въ большинствѣ изолгалася — для нея не стало ничего святого и досточтимаго, кромѣ своего лукаваго пера, нерѣдко пропитаннаго ядомъ клеветы и насмѣшки, не стало повиновенія дѣтей родителямъ, учащихся — учащимъ и самихъ учащихъ — подлежащимъ властямъ; браки поруганы; семейная жизнь разлагается; твердой политики не стало, всякій политиканствуетъ, — ученики и учителя въ большинствѣ побросали свои настоящія дѣла и судятъ о политикѣ; всѣ желаютъ автономіи — едва не всякій ребенокъ мнитъ быть автономомъ; даже среднія и высшія духовно-учебныя заведенія позабыли о своемъ назначеніи: быть слугами Церкви и спасенія людей. Не стало у интеллигенціи любви къ Родинѣ, и она готова продать ее инородцамъ, какъ Іуда предалъ Христа злымъ книжникамъ и фарисеямъ; уже не говорю о томъ, что не стало у нея вѣры въ Церковь, возродившей насъ для Бога и небеснаго отечества; нравовъ христіанскихъ нѣтъ, всюду безнравственность; насталъ, въ прямую противоположность Евангелію, культъ природы, культъ страстей плотскихъ, полное неудержимое распутство съ пьянствомъ; расхищеніе и воровство казенныхъ и частныхъ банковъ и почтовыхъ учрежденій и посылокъ; и враги Россіи готовятъ разложеніе государства. Правды нигдѣ не стало — и отечество на краю гибели. Чего ожидать впереди, если будетъ продолжаться такое безвѣріе, такая испорченность нравовъ, такое безначаліе? Снова ли приходить на землю Христу? Снова ли распинаться и умирать за насъ? — Нѣтъ; — полно глумиться надъ Богомъ; полно попирать Его святые законы. Онъ скоро придетъ, но придетъ судить міръ и воздать каждому по дѣламъ его... Человѣкъ, именующійся христіаниномъ, одумайся, возвратись къ вѣрѣ, къ здравому смыслу, къ Слову Божію!..»

А вотъ и еще картинка русской жизни передъ революціей, которая и привела Россію и несчастный заблудившійся русскій народъ къ ужасамъ революціи!

«Тѣмъ именно и страдаетъ нынѣ русское общество» — говорилъ св. Іоаннъ въ своемъ словѣ на день памяти св. Николая Чудотворца 6 декабря 1906 года: «что въ немъ нѣтъ вѣры во Христа, нѣтъ /с. 159/ твердости вѣры и убѣжденій христіанскихъ, что оно помѣшано на всякихъ «свободахъ», превратно понятыхъ, и творитъ всякія несуразности, нелѣпости и гоняется за новомоднымъ образомъ правленія, къ которому оно совершенно неспособно по своей разнородности и разновѣрности и взаимной враждебности. "Всепагубно правленіе многихъ: единъ да будетъ Царь" — говоритъ древній мудрецъ!»

«Нынѣ страшное время безвѣрія и отступленія отъ Бога, время потрясающихъ душу беззаконій всякаго рода: многіе люди обратились нравственно въ дикихъ звѣрей или злыхъ геніевъ и духовъ. Нѣтъ для нихъ ничего святого, нѣтъ души безсмертной, по ихъ мечтаніямъ; нѣтъ Бога, нѣтъ воскресенія и нѣтъ воздаянія по дѣламъ, нѣтъ суда нелицепріятнаго, точнаго, строгаго за всякое дѣло и слово, а потому, говорятъ они: громи, убивай, жги, похищай, насилуй всячески ближняго, лги, лицемѣрь, не подчиняйся никакому начальству, будь самъ для себя начальникъ — отвѣчать ни за что не будешь — такъ думаютъ и говорятъ многіе изъ пресловущихъ интеллигентовъ и неучей, — и такъ думая, поступаютъ сообразно со своими воззрѣніями. Господи! Положи же конецъ злодѣяніямъ!» (Слово на Успеніе Прес. Богородицы — 15 августа 1906 г.).

Кажется, довольно этихъ цитатъ, чтобы ясно видѣть, въ чемъ видѣлъ нашъ великій всероссійскій праведникъ главное зло русской жизни предъ революціей и, вмѣстѣ съ тѣмъ, главную причину, вызвавшую страшное кровавое бѣдствіе, стоившее жизни многимъ и многимъ милліонамъ русскихъ людей и ввергшее всю страну нашу въ страшную разруху, продолжающуюся вотъ уже полстолѣтія!

Невѣріе и Безбожіе — вотъ коренной источникъ всякаго зла, вотъ и коренная причина постигшихъ нашу Родину ужасовъ революціи!

Удивительно, что для многихъ, даже послѣ всего пережитаго ими, это еще остается непонятнымъ, и они видя не видятъ и слыша не слышатъ, продолжая жить въ состояніи какого-то страшнаго ослѣпленія и безчувствія духовнаго, даже здѣсь на свободѣ, заграницей, /с. 160/ все тѣми же настроеніями, которыя въ свое время и привели Россію къ гибели! И даже тѣ, которые считаютъ себя патріотами и думаютъ о спасеніи Россіи, наивно воображаютъ, что они могутъ спасти ее какими-то обычными человѣческими средствами и путями, безъ Бога, безъ вѣры, безъ истинной Церкви, самоувѣренно, самонадѣянно, ничего толкомъ не понимая, и все надменно и свысока критикуя, чему учитъ св. Церковь.

Особенно печальную въ этомъ отношеніи картину представляютъ собою «ура-патріоты», которые подъ видомъ любви къ Россіи устраиваютъ въ дѣйствительности только свои собственныя дѣлишки и, прикрываясь крикливымъ показнымъ патріотизмомъ, зачастую служатъ лютымъ врагамъ нашей Родины.

Сколько у насъ всевозможныхъ и организацій и партій, будто бы работающихъ для спасенія Россіи, но есть ли у всѣхъ, кто въ нихъ состоитъ и кто ими руководитъ, ясное сознаніе того, отчего погибла наша Россія и что прежде всего нужно для ея спасенія?

Увы! Глубоко внѣдрилось въ души многихъ русскихъ людей духовное разложеніе, та духовная зараза, которая и привела насъ къ революціи — духовное паденіе далеко еще не изжито, и вотъ причина, почему до сихъ поръ нѣтъ спасенія нашей Родинѣ, почему не имѣло успѣха ни Бѣлое движеніе, ни движеніе такъ называемой «Русской Освободительной Арміи» (Генерала А. А. Власова).

Какъ не знать и не помнить, что вся почти тысячелѣтняя исторія нашей Родины тѣсно связана съ Православной Вѣрой и Церковью и что именно отступленіе, отходъ русскихъ людей отъ своей Вѣры и Церкви и вызвалъ эту страшную кровавую катастрофу 1917 года?!

Какъ не понять и не почувствовать, хоть сколько-нибудь зная исторію Россіи, что намъ дорога не просто «Русь», а «Святая Русь», что намъ нужна не просто «Россія», а «Православная Россія»?!

Вѣдь совсѣмъ не случайно и не безъ самаго глубокаго смысла и значенія въ нашемъ государственномъ гимнѣ поется: «Царь Православный»... /с. 161/ Къ сожалѣнію, нѣкоторые, даже считающіе себя «монархистами», не въ состояніи почему-то понять, что просто «Царь», не являющійся вѣрнымъ сыномъ св. Православной Церкви и одновременно — защитникомъ и покровителемъ Святой Вѣры и Церкви Православной, ровно ничего Россіи не дастъ, и такая Россія, если даже и падетъ въ ней совѣтская власть, мало чѣмъ будетъ отличаться отъ нынѣшняго СССР.

Св. праведный Отецъ Іоаннъ Кронштадтскій, указавшій намъ причину гибели Россіи, указываетъ и единственно-вѣрный путь къ ея спасенію. И если мы видимъ, что сбылись его мрачныя пророчества о гибели Россіи, а это онъ ясно предрекъ, не разъ говоря: «Царство Русское колеблется, шатается, близко къ паденію», то мы должны вѣрить ему въ томъ, въ чемъ онъ указываетъ для насъ этотъ путь спасенія.

«Обратись къ Богу, Россія» — такъ пламенно взывалъ св. Іоаннъ въ своемъ словѣ на день Рождества Пресвятыя Богородицы 8 сентября 1906 года, и мысленно продолжаетъ взывать къ намъ доселѣ, желая пробудить насъ, русскихъ людей, отъ пагубнаго состоянія окамененнаго нечувствія. «Обратись къ Богу, Россія, согрѣшившая предъ Нимъ больше, тягчае всѣхъ народовъ земныхъ — обратись въ плачѣ и слезахъ, въ вѣрѣ и добродѣтели. Больше всѣхъ ты согрѣшила, ибо имѣла и имѣешь у себя неоцѣненное жизненное сокровище — Вѣру Православную съ Церковью спасающею, и попрала, оплевала ее въ лицѣ твоихъ гордыхъ и лукавыхъ сыновъ и дщерей, мнящихъ себя образованными, но истинное образованіе, то-есть по Образу Божію, безъ Церкви быть не можетъ».

«Возвратись, Россія, къ святой, непорочной, спасительной, побѣдоносной вѣрѣ своей и къ Святой Церкви — Матери своей — и будешь побѣдоносна и славна, какъ и въ старое вѣрующее время. Полно надѣяться на свой кичливый, омраченный разумъ. Борись со всякимъ зломъ даннымъ тебѣ отъ Бога оружіемъ Святой Вѣры, божественной мудрости и правды, молитвою, благочестіемъ, крестомъ, мужествомъ, преданностью и вѣрностью твоихъ сыновъ» (Слово на 30 августа 1906 года).

/с. 162/ «Намъ необходимо всеобщее нравственное очищеніе, всенародное глубокое покаяніе, перемѣна нравовъ языческихъ на христіанскіе: очистимся, омоемся слезами покаянія, примиримся съ Богомъ, и Онъ примирится съ нами!»

Вотъ — завѣтъ, оставленный намъ нашимъ великимъ праведникомъ, вотъ единственный путь спасенія для насъ и для всего міра, поскольку судьбы нашей Родины Россіи такъ тѣсно связаны сейчасъ съ судьбами всего остального міра, переживающаго сейчасъ многое изъ того, что переживала Россія передъ революціей 1917 года!

Страшная пропасть разверзлась предъ нами, готовая поглотить всѣхъ насъ. Но участь наша — въ нашихъ рукахъ. Не послушалась въ свое время Россія посланнаго ей отъ Бога пророка Божія святаго праведнаго Іоанна и рухнула въ ровъ погибели. Если не послушаемъ его мы и теперь, послѣ всего случившагося за эти истекшія пятьдесятъ лѣтъ, безъ сомнѣнія, погибнемъ окончательно и всѣ мы, и съ нами весь міръ, такъ быстро катящійся сейчасъ по наклонной плоскости къ этой пропасти.

Да звучитъ же непрестанно въ нашихъ ушахъ и сердцахъ пламенный призывъ нашего великаго праведника: «Скорѣе съ покаяніемъ къ Богу! Скорѣе къ твердому и непоколебимому пристанищу Вѣры и Церкви!» Не будемъ медлить и откладывать!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Истинное Православіе и современный міръ: Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1971. — С. 155-162.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.