Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 2-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-13 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 1-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 14 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВІЕ И СОВРЕМЕННЫЙ МІРЪ.
Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія.

Духъ Православія въ нашемъ богослуженіи.

Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, Всечестные Отцы, Возлюбленные о Господѣ братія и сестры! Обдумывая, чему мнѣ посвятить мое слово въ нынѣшній высокоторжественный день, я остановился на темѣ: «Духъ Православія въ нашемъ богослуженіи». Считаю эту тему особенно важной и жизненной въ наше время. Не дерзая дать отвѣтъ на этотъ первостепенной важности вопросъ своими собственными словами, я хочу попытаться освѣтить его словами Священнаго Писанія и высокихъ духовныхъ авторитетовъ.

«Владѣемъ сокровищемъ, которому цѣны нѣтъ», говоритъ нашъ великій писатель христіанинъ Н. В. Гоголь, столѣтіе со дня кончины котораго мы въ нынѣшнемъ году вспоминаемъ [1]. Сокровище это — Православіе. Сознаемъ ли мы всѣ это, какъ сознавалъ это Гоголь? Цѣнимъ ли, какъ должно это великое сокровище, дорожимъ ли имъ?

«О чудное, животворное, Божественное Православіе, я вижу свѣтлый образъ твой!» умиленно восклицаетъ въ своемъ вдохновенномъ дневникѣ великій праведникъ нашего времени о. Іоаннъ Кронштадтскій.

Такъ ли и насъ умиляетъ Православіе? Видимъ ли и мы «свѣтлый образъ» его?

Въ чемъ же можемъ мы видѣть этотъ «образъ Православія»?

Ярче всего и нагляднѣе всего вырисовывается онъ въ нашемъ дивномъ, несравненномъ богослуженіи. «Если вы хотите видѣть во всемъ небесномъ свѣтѣ образъ Православія нашей Церкви», говоритъ тотъ же нашъ приснопамятный праведникъ, «прочитайте весь кругъ нашихъ богослужебныхъ книгъ, и вы увидите, какое это чудное учрежденіе на землѣ — не человѣческое, а Божественное» (III, стр. 180).

Было бы, однако, большой ошибкой думать, что Православіе заключается только въ одной внѣшности, въ однихъ формально исполняемыхъ богослужебныхъ обрядахъ, какъ многіе, къ сожалѣнію, думаютъ. Но Православіе и не въ однихъ только догматахъ, какъ оторванныхъ отъ жизни, холодныхъ, отвлеченныхъ истинахъ. Православіе это не абстрактная философская система: оно не можетъ быть сведено къ однимъ лишь умствованіямъ, хотя бы и очень ученымъ и очень возвышеннымъ.

ПРАВОСЛАВІЕ ВСЕ — ВЪ ДУХѢ И ЖИЗНИ.

«Глаголы, яже Азъ глаголахъ вамъ, духъ суть и животъ суть», засвидѣтельствовалъ Самъ Христосъ-Истина (Іоан. 6, 63).

/с. 168/ Православіе это — подлинное и никакими человѣческими измышленіями не извращенное ученіе Христово, а оно, по словамъ Самого Христа, есть ДУХЪ и ЖИЗНЬ.

Въ чемъ же этотъ ДУХЪ ПРАВОСЛАВІЯ? Каковъ онъ?

Духъ Православія, какъ ясно учитъ о семъ Слово Божіе, въ его аскетической отрѣшенности отъ міра сего, во злѣ лежащаго (1 Іоан. 5, 19).

«Царство Мое не отъ міра сего», отвѣчалъ Христосъ на вопросъ Пилата: «Убо Царь ли еси Ты?» (1 Іоан. 18, 33. 36), а Своимъ Апостоламъ въ Своей прощальной бесѣдѣ внушалъ, что они — «Не отъ міра сего» (Іоан. 15, 19), какъ и Онъ — «не отъ міра» (Іоан. 17, 16).

«Міръ» — это вся совокупность грѣховныхъ страстей и похотей, воюющихъ въ мірѣ. Эти грѣховныя страсти настолько поработили людей, чуждыхъ Христову ученію, не пожелавшихъ отдаться всѣмъ сердцемъ Христу, что «княземъ міра сего» именуется діаволъ. Таковымъ называетъ его никто иной, какъ Самъ Христосъ, пришедый спасти міръ (Іоан. 12, 31). Это потому, что, по словамъ возлюбленнаго ученика Христова, «все, еже въ мірѣ: похоть плоти, похоть очесъ и гордость житейская» (1 Іоан. 2, 16). Поэтому: «Не любите міра», взываетъ онъ, «ни того, что въ мірѣ. Кто любитъ міръ, въ томъ нѣтъ любви Отчей» (1 Іоан. 2, 15). Совершенно согласно съ нимъ учитъ и св. Апостолъ Іаковъ, братъ Господень. «Прелюбодѣи и прелюбодѣйцы», говоритъ онъ, «не знаете ли, что дружба съ міромъ есть вражда противъ Бога? Итакъ, кто хочетъ быть другомъ міру, тотъ становится врагомъ Богу» (Іак. 4, 4).

Не однимъ монахамъ, а всѣмъ христіанамъ внушаетъ великій Апостолъ языковъ Павелъ эту аскетическую отрѣшенность отъ міра, говоря: «Пользующіеся міромъ симъ должны быть, какъ не пользующіеся» (1 Коринѳ. 7, 31).

Православіе это — цѣлостное жизненное міровоззрѣніе, которое конечной цѣлью своей ставитъ отнюдь не благоустроеніе этой земной жизни, какъ нѣкоторые ошибочно думаютъ, а ВОСПИТАНІЕ ЦѢЛЬНЫХЪ ДУХОМЪ ГРАЖДАНЪ ДЛЯ БУДУЩАГО НЕБЕСНАГО ЦАРСТВІЯ. Поэтому оно совершенно исключаетъ всякую уступку, всякое соглашательство съ міромъ симъ, во злѣ лежащимъ. Для подлинно православнаго христіанина не можетъ быть и рѣчи о какомъ бы то ни было компромиссѣ со зломъ: самая мысль объ этомъ ему отвратительна, ибо духовной природѣ его совершенно чужда какая бы то ни было двойственность. Онъ хорошо помнитъ слова Христовы: «Никтоже можетъ двѣма господинома работати: любо единаго возлюбитъ, а другаго возненавидитъ: или единаго держится, о друзѣмъ же нерадити начнетъ: НЕ МОЖЕТЕ БОГУ РАБОТАТИ И МАММОНѢ» (Матѳ. 6, 24), Подъ «маммоной» здѣсь разумѣется, конечно, не въ узкомъ смыслѣ слова, «богатство», какъ тако/с. 169/вое только, а весь «міръ, во злѣ лежащій», наиболѣе ярко олицетворяемый служеніемъ кумиру богатства, какъ средства удовлетворенія страстямъ и похотямъ. Желающій быть истиннымъ послѣдователемъ Христовымъ, то-есть подлиннымъ ПРАВОСЛАВНЫМЪ христіаниномъ, долженъ, поэтому чрезъ аскетическій подвигъ самоотверженія отказаться отъ служенія страстямъ своимъ. Объ этомъ ясно и категорично, не допуская никакого кривотолкованія, говоритъ Самъ Подвигоположникъ Христосъ, уподобляющій этотъ подвигъ самоотверженія распятію себя на крестѣ: «Иже хощетъ по Мнѣ идти, да отвержется себе, и возьметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ» (Марк. 8, 34). Это же самое утверждаетъ и св. Апостолъ Павелъ, говоря: «Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). Отсюда понятно, что путь спасенія называется въ Словѣ Божіемъ «Путемъ узкимъ и вратами тѣсными», которые противополагаются «пространному пути» и «широкимъ вратамъ», ведущимъ въ погибель (Матѳ. 7, 13-14).

Изъ всего вышесказаннаго со всею очевидностью ясно, что Православіе, какъ подлинное, сохранившееся во всей своей чистотѣ и неповрежденности христіанство, есть міръ особыхъ людей, выдѣленныхъ изъ «міра, во злѣ лежащаго», чуждыхъ его по своей внутренней настроенности.

«НИКТО не можетъ приблизиться къ Богу», говоритъ великій подвижникъ VI вѣка преп. Исаакъ Сиринъ, «если не удалится отъ міра. Удаленіемъ же называю не переселеніе изъ тѣла, НО УСТРАНЕНІЕ ОТЪ МІРСКИХЪ ДѢЛЪ. Въ томъ и добродѣтель, чтобы человѣкъ не занималъ ума своего МІРОМЪ» (Слово I).

«Соприкосновеніе съ міромъ крѣпко пятнаетъ душу нашу», говоритъ великій наставникъ духовной жизни и нашъ отечественный подвижникъ еп. Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ («Письма о христ. жизни», стр. 65); «БЫТЬ ОТЧУЖДЕННЫМИ ОТЪ МІРА ЕСТЬ ЗАПОВѢДЬ» (тамъ же, стр. 23).

Вотъ эта-то отчужденность, аскетическая отрѣшенность отъ міра и есть самая характерная, типичная черта Православія.

ВСЕ ВЪ НАШЕМЪ БОГОСЛУЖЕНІИ И НАПОМИНАЕТЪ, ЖИВО И ЯРКО, ОБЪ ЭТОЙ НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ИСТИННАГО ХРИСТІАНИНА АСКЕТИЧЕСКОЙ ОТРѢШЕННОСТИ ОТЪ МІРА.

«Входя въ храмъ во время богослуженія», говоритъ о. Іоаннъ Кронштадтскій, «вы входите какъ бы въ иной міръ» (II, стр. 18).

Какой же это иной міръ?

Это — тотъ именно міръ, къ которому всегда устремлены мысли и чувства подлинно-православнаго христіанина, сознающаго себя въ здѣшнемъ, земномъ мірѣ только временнымъ гостемъ — «странникомъ» и «пришельцемъ» (Евр. 11, 13). Это — міръ горній, небесный, то небесное отечество наше, скорбь о разлукѣ съ которымъ /с. 170/ мы исповѣдуемъ въ предшествующіе Великому Посту недѣли, воспѣвая въ нашихъ храмахъ трогательно-величественный гимнъ іудеевъ, за грѣхи свои обреченныхъ на пребываніе въ далекомъ и мрачномъ плѣну Вавилонскомъ: «На рѣкахъ вавилонскихъ тамо сѣдохомъ и плакахомъ, внегда помянути намъ Сіона... Аще забуду тебе, Іерусалиме, забвена буди десница моя»... Не можемъ забыть мы объ этомъ небесномъ отечествѣ нашемъ, а потому и дóрогъ намъ такъ нашъ православный храмъ, что онъ, всѣмъ своимъ внутреннимъ устройствомъ и совершаемымъ въ немъ богослуженіемъ, заставляетъ насъ, еще сущихъ на земли, отрываться отъ всего земного и переноситься въ этотъ горній небесный міръ. Прекрасно выражено это въ словахъ нашего великопостнаго богослужебнаго текста: «Въ храмѣ стояще славы Твоея, на небеси стояти мнимъ, Богородице». Тѣмъ и влечетъ насъ къ себѣ нашъ православный храмъ, что онъ даетъ намъ счастливую возможность еще находясь въ этой «земной юдоли печали и слезъ» хотя бы на время почувствовать себя небожителями. «Воистину храмъ есть земное небо», говоритъ о. Іоаннъ Кронштадтскій, «ибо, гдѣ престолъ Божій, гдѣ таинства страшныя совершаются, гдѣ Ангелы служатъ съ человѣками, гдѣ непрестанное славословіе Вседержителя, тамъ истинно небо и небо небесе».

Дѣйствительно, все въ храмѣ напоминаетъ православному христіанину о томъ, что онъ долженъ быть чуждъ «міру сему» со всѣми его страстями и похотями, — о томъ, что, еще живя въ тѣлѣ на землѣ, онъ долженъ умомъ и сердцемъ водворяться тамъ, гдѣ предстоитъ ему жить вѣчно — въ небесномъ отечествѣ нашемъ. Объ этой аскетической отрѣшенности отъ міра говорятъ и особыя одежды священнослужителей, въ которыя они облекаются, какъ въ храмѣ, такъ и внѣ его, и самый внѣшній видъ ихъ, и строгіе лики нашихъ иконъ, нечего общаго не имѣющіе со свѣтской живописью, и безстрастное церковное пѣніе, не вызывающее никакихъ земныхъ чувствъ и переживаній, и особенный священный языкъ нашего богослуженія, отличный отъ обыкновеннаго разговорнаго языка, и, конечно, самое содержаніе нашего богослуженія. Богатство его и глубина назиданія для вѣрующихъ поистинѣ неисчерпаемы! Богослуженіе наше представляетъ собою подлинное «училище благочестія», совершенно уносящее душу изъ этого грѣховнаго міра и переносящее ее въ царство Духа. Здѣсь раскрывается передъ нами въ живыхъ образахъ вся исторія Божественнаго Домостроительства — благостнаго промышленія Божія о спасеніи человѣка въ Ветхомъ и Новомъ Завѣтѣ, раскрываются судьбы водимой Духомъ Божіимъ Церкви нашей, какъ во всемъ мірѣ, такъ и въ предѣлахъ земной нашей родины Россіи, съ вдохновляющими на подражаніе возвышенными примѣрами жизни святыхъ угодниковъ Божіихъ, въ особенности святыхъ мучениковъ и преподобныхъ, подлинно отверг/с. 171/шихся себя, взявшихъ крестъ свой и послѣдовавшихъ за Христомъ; здѣсь излагается поражающее душу благоговѣніемъ передъ величіемъ Творца догматическое ученіе Церкви и преподаются очищающіе сердце нравственные уроки подлинно-христіанской жизни. Кто внимательно слушаетъ богослуженіе, кто участвуетъ въ немъ всегда умомъ и сердцемъ, тотъ не можетъ не почувствовать всю силу мощнаго призыва Церкви, которая всѣхъ насъ черезъ свое богослуженіе силится оторвать отъ всякихъ земныхъ привязанностей и пристрастій и сдѣлать насъ тѣми «земными Ангелами» и «небесными человѣками», коихъ воспѣваетъ она въ своихъ «тропаряхъ», «кондакахъ», «стихирахъ» и «канонахъ».

Идеалъ жизни, который желаетъ внушить намъ св. Церковь черезъ свое богослуженіе, есть именно тотъ, о коемъ, какъ мы упоминали выше, говоритъ Самъ Христосъ Спаситель въ Своемъ Божественномъ Евангеліи, и коему учатъ насъ св. Апостолы въ своихъ посланіяхъ — ОТРѢШЕНІЕ ОТЪ ГРѢХОВНАГО МІРА СЪ ЕГО СТРАСТЯМИ И ПОХОТЯМИ И ВСЕЦѢЛОЕ ПОСВЯЩЕНІЕ СЕБЯ БОГУ, въ общеніи съ Которымъ только и можетъ найти себѣ покой и полное внутреннее удовлетвореніе мятущаяся душа человѣческая. Надо рѣшительно порвать со всѣми грѣховными страстями и похотями, которыя мучатъ и терзаютъ несчастнаго человѣка въ этомъ мірѣ, дѣлая его плѣнникомъ діавола, для того, чтобы соединиться съ Богомъ, въ Которомъ Одномъ лишь обрѣтаетъ человѣкъ то блаженство, къ коему безсознательно стремится во время всей своей земной жизни, но не находитъ его въ большинствѣ случаевъ потому, что ищетъ его тамъ, гдѣ нельзя его найти. Впотьмахъ идутъ люди на своемъ жизненномъ пути, не знающіе руководства Православной Церкви, или самонадѣянно отвергающіе его, а потому и страждутъ и бѣдствуютъ. Потому и преисполнена зла и страданій человѣческая жизнь, особенно въ нынѣшнее время, когда діаволъ съ особой яростью ополчился на вѣру Христову. Не успѣвъ въ своемъ намѣреніи уничтожить Церковь Православную, онъ нынѣ стремится — черезъ невѣрныхъ священнослужителей, готовыхъ измѣнить Христу за земное благополучіе, земныя блага — подчинить ее себѣ, сдѣлать ее орудіемъ своихъ адскихъ плановъ.

Нѣкоторыхъ смущаетъ, что православные сейчасъ на земномъ шарѣ въ меньшинствѣ. Но развѣ не сказалъ Христосъ Своимъ истиннымъ послѣдователямъ: «Не бойся малое стадо, яко благоизволи Отецъ вашъ дати вамъ Царство» (Лук. 12, 32)? Православіе — удѣлъ лишь немногихъ избранныхъ, сумѣвшихъ помощью Божіею отрѣшиться отъ духа міра сего. Поэтому мало, кто его и понимаетъ, даже изъ числа носящихъ имя «христіанъ православныхъ». Ибо въ наше время, какъ никогда прежде, восгосподствовалъ среди людей «духъ міра сего» и «князя міра сего» — діавола, которому ревностно служатъ, часто даже не сознавая этого, не отдавая /с. 172/ себѣ яснаго отчета въ томъ, и «очень хорошіе», выражаясь свѣтскимъ языкомъ, люди. Но для спасенья НЕОБХОДИМО СТАТЬ ПРАВОСЛАВНЫМИ ПО ДУХУ. Одно имя безъ содержанія, одна внѣшняя принадлежность къ Церкви не спасетъ.

Еще хуже, еще страшнѣе широко распространившееся въ наше время явленіе: люди, считающіе себя православными, заводятъ въ Православіи чуждыя духу его НОВШЕСТВА — такія новшества, которыя ПОДРЫВАЮТЪ ДУХЪ ПРАВОСЛАВІЯ. Вмѣсто подлиннаго Православія, подъ именемъ его, проповѣдуютъ мысли и идеи, идущія вразрѣзъ съ коренными требованіями его духа — хотятъ служить ОДНОВРЕМЕННО И БОГУ И МАММОНѢ. И христіанами остаться, и съ міромъ симъ, во злѣ лежащимъ, не порывать! Таковые являютъ въ себѣ и въ своихъ послѣдователяхъ «СОЛЬ ОБУЯВШУЮ», которая, по слову Христову, уже НИ НА ЧТО НЕ ГОДНА, какъ только на то, чтобы быть выброшенной ВОНЪ И ПОПИРАЕМОЙ НОГАМИ (Матѳ. 5, 13). Они и дивное богослуженіе наше пытаются «реформировать», извратить, исказить его въ угоду своему развращенному вкусу, хотятъ и его сдѣлать «солью обуявшей», чтобы оно потеряло свою спасающую силу для людей. Будемъ, однако, помнить, что о такихъ проповѣдникахъ лже-Православія, такъ же, какъ и о всѣхъ ересеучителяхъ, сказалъ Апостолъ рѣшительно и категорически: «Если бы даже мы, или Ангелъ съ небесе сталъ благовѣствовать вамъ не то, что мы благовѣствовали вамъ, анаѳема да будетъ (Гал. 1, 8)!

Нынѣ промысломъ Своимъ Богъ призвалъ насъ, православныхъ русскихъ людей, черезъ наше разсѣяніе, быть ИСПОВѢДНИКАМИ ПРАВОСЛАВІЯ ВО ВСЕМЪ МІРѢ. НАШЕ БОГОСЛУЖЕНІЕ — ЭТО ПРОПОВѢДЬ ПРАВОСЛАВІЯ ВСѢМЪ НАРОДАМЪ ЗЕМЛИ, не знавшимъ его или уклонившимся отъ него. Именно поэтому въ настоящее время мы должны особенно глубоко сознавать сугубую отвѣтственность, на насъ лежащую. Черезъ наше дивное боговдохновенное богослуженіе мы должны явить міру ПОДЛИННЫЙ ДУХЪ ПРАВОСЛАВІЯ, а не какіе-либо фальсификаты или суррогаты его — «соль обуявшую». А этого мы сможемъ достигнуть лишь тогда, если сами будемъ ДѢЙСТВИТЕЛЬНО ПРАВОСЛАВНЫМИ ПО ДУХУ, а не носящими только внѣшній образъ Православія, или даже одно имя его, отвергшись силы и духа его. Наше внутреннее самовоспитаніе въ строго-православномъ духѣ въ настоящее время есть единственный вѣрный залогъ, какъ нашего личнаго спасенія, такъ и спасенія всего человѣчества, далеко ушедшаго отъ подлиннаго ученія Христова и готоваго низвергнуться въ бездну погибели. ПРАВОСЛАВІЕ — НО ПРАВОСЛАВІЕ ПОДЛИННОЕ ВЪ ЕГО ДУХѢ ОТРѢШЕННОСТИ ОТЪ «МІРА, ВО ЗЛѢ ЛЕЖАЩАГО» — ЕСТЬ ЕДИНСТВЕННАЯ СИЛА, СПОСОБНАЯ ОБНОВИТЬ МІРЪ И СПАСТИ ЕГО ОТЪ НЕИЗБѢЖНОЙ КАТАСТРОФЫ.

Примѣчаніе:
[1] «Выбранныя мѣста изъ переписки сь друзьями».

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Истинное Православіе и современный міръ: Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1971. — С. 167-172.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.