Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВІЕ И СОВРЕМЕННЫЙ МІРЪ.
Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія.

Отпущеніе грѣховъ и мнимая христіанская любовь и всепрощеніе.

Пріимите Духъ Святъ: имже отпустите грѣхи, отпустятся имъ, и имже держите, держатся (Іоан. 20, 22-23).

«Никтоже да плачетъ прегрѣшеній, прощеніе бо отъ гроба возсія»... слышимъ мы въ священную и всепразднственную спасительную нощь Воскресенія Христова столь радостныя для насъ слова великаго вселенскаго учителя и святителя, прославленнаго церковнаго витіи св. Іоанна Златоуста.

И дѣйствительно! Однимъ изъ главнѣйшихъ и важнѣйшихъ послѣдствій великаго дѣла искупленія человѣчества, совершеннаго Воскресшимъ тридневно отъ гроба Христомъ-Жизнодавцемъ, было именно прощеніе, или отпущеніе грѣховъ.

Вотъ почему, явившись въ первый же день по Своемъ Воскресеніи ученикамъ Своимъ, собраннымъ вмѣстѣ, Воскресшій Господь, преподавъ имъ миръ, дунулъ и сказалъ: «Пріимите Духъ Святъ: имже отпустите грѣхи, отпустятся имъ, и имже держите, держатся» (Іоан. 20, 19-23).

А далѣе, изъ книги Дѣяній Апостольскихъ мы видимъ, что св. Апостолы, проповѣдуя о Христѣ Распятомъ и Воскресшемъ изъ мертвыхъ, послѣ сего тотчасъ же призывали своихъ слушателей къ покаянію и принятію святаго крещенія «во оставленіе грѣховъ».

«Покайтеся, и да крестится кійждо васъ во имя Іисуса Христа во оставленіе грѣховъ, и пріимите даръ Святаго Духа», — такъ взывалъ св. Апостолъ Петръ къ многотысячной толпѣ народа, слушавшей его въ день Пятидесятницы (Дѣян. 2, 38).

«Покайтеся убо и обратитеся, да очиститеся отъ грѣхъ вашихъ», взывалъ онъ же къ народу, собравшемуся вокругъ него и св. Апостола Іоанна послѣ чудеснаго исцѣленія ими хромого отъ рожденія (Дѣян. 3, 19).

«Богъ нынѣ повелѣваетъ человѣкомъ всѣмъ всюду покаятися», говорилъ св. Апостолъ Павелъ аѳи/с. 228/нянамъ въ своей знаменитой проповѣди передъ ареопагомъ: «зане уставилъ есть день (ибо Онъ назначилъ день), въ оньже хощетъ судити вселеннѣй въ правдѣ (въ который будетъ праведно судить вселенную)» (Дѣян. 17, 30-31).

Отсюда ясно видно, что это «прощеніе», о которомъ говоритъ св. Златоустъ, или «отпущеніе грѣховъ» дается намъ не безусловно, а условно — именно подъ условіемъ покаянія (конечно, искренняго). Потому-то и Господь, даровавъ Своимъ ученикамъ власть «отпускать грѣхи» Духомъ Святымъ, въ то же самое время, какъ мы видимъ, далъ имъ власть и не прощать грѣхи — очевидно тѣмъ, кто не кается по-настоящему: «...и имже держите, держатся», то-есть: «на комъ оставите грѣхи, на томъ останутся — слѣдовательно, не простятся.

Какъ это понятно, какъ это логично, и какъ совершенно вразрѣзъ идетъ съ этимъ яснымъ и опредѣленнымъ, чистымъ евангельскимъ ученіемъ столь модная теперь пропаганда какой-то мнимо-христіанской любви и безусловнаго всепрощенія, слишкомъ ужъ всеобъемлющаго — простирающагося якобы даже на враговъ Христовой вѣры, вплоть до активно-борющихся со св. Церковью и самою вѣрою въ Бога вообще несомнѣнныхъ слугъ грядущаго Антихриста!

Такіе лже-проповѣдники моднаго мнимаго «христіанства» для подкрѣпленія своихъ шаткихъ «позицій» очень любятъ злоупотреблять извѣстнымъ изреченіемъ Господа: «Не судите, да не судими будете» (Матѳ. 7, 1) — особо-излюбленнымъ ими изреченіемъ, которое, однако, нисколько не мѣшаетъ имъ самимъ судить и жесточайшимъ образомъ осуждать всѣхъ тѣхъ, кто не согласенъ съ ихъ лжеученіемъ, представляющимъ собою только весьма лукавое искаженіе евангельскаго ученія — подлогъ, которымъ они сбиваютъ съ толку и смущаютъ многихъ.

Дабы правильно понимать это изреченіе Господа, надо помнить, что вѣдь Тотъ же Самый Господь нашъ Іисусъ Христосъ, сказавшій: «не судите, да не судими будете», тутъ же, непосредственно вслѣдъ за этимъ, училъ: «Не дадите святая псомъ, ни пометайте бисеръ вашихъ предъ свиніями, да не по/с. 229/перутъ ихъ ногами своими и вращшеся расторгнутъ вы» (Матѳ. 7, 6).

Кто же это такіе эти «псы» и эти «свиніи?»

Подъ этими «псами» и «свиніями» Господь разумѣлъ нравственно-развращенныхъ людей, неспособныхъ къ принятію евангельской Истины, которымъ все священное и духовное чуждо и даже противно, поскольку цѣны его они не могутъ понять. Это — люди морально-падшіе, нечестивые и злые, которые часто только глумятся надъ евангельской Истиной, попираютъ ее и могутъ обратиться яростно и на самихъ проповѣдниковъ ея, причинивъ имъ разныя бѣды и даже смерть (см. толкованія св. Іоанна Златоуста, Еп. Михаила и др.).

Не ясно ли изъ этого, что словами: «Не судите, да не судими будете» Господь вовсе не воспрещаетъ давать нравственную оцѣнку людямъ — проводить различіе между добрыми и злыми людьми? И не только не воспрещаетъ, а какъ мы увидимъ далѣе, даже предписываетъ это дѣлать.

Такъ, Господь прямо повелѣваетъ обличать согрѣшившаго брата.

«Аще согрѣшитъ къ тебѣ братъ твой, иди и обличи его между тобою и тѣмъ единѣмъ: аще тебе послушаетъ, пріобрѣлъ еси брата твоего»... (Матѳ. 18, 15).

Мало того! къ такому благоразумному и христіанскому суду надъ согрѣшившимъ братомъ не только разрѣшается, а даже предписывается привлекать и другихъ братій:

«...Аще ли тебе не послушаетъ, поими съ собою еще единаго или два, да при устѣхъ двою или тріехъ свидѣтелей станетъ всякъ глаголъ» (Матѳ. 18, 16).

Но и это еще не все! Если братъ продолжаетъ упорствовать въ творимомъ имъ злѣ, то надо «повѣдать» о томъ Церкви, то-есть церковной власти, получившей отъ Самого Господа благодатное право «вязать и рѣшить»:

«...Аще же не послушаетъ ихъ, повѣждь Церкви: аще же и Церковь преслушаетъ, буди тебѣ якоже язычникъ и мытарь» (Матѳ. 18, 17).

/с. 230/ Эти послѣднія слова — самыя страшныя и совершенно-непріемлемыя для извращенной мнимо-христіанской идеологіи современныхъ пропагандистовъ либеральнаго моднаго нео-христіанства, ибо онѣ идутъ совсѣмъ вразрѣзъ съ ихъ основными установками.

Но нравятся ли онѣ или не нравятся кому-нибудь, ихъ изъ Евангелія никакъ не выбросишь: вѣдь это — слова Самого Господа нашего Іисуса Христа.

Какъ же можно съ ними не считаться?

Но современные нео-христіане, въ составѣ которыхъ теперь числятся и ученые богословы и многіе высокіе іерархи, съ настоящимъ, подлиннымъ Христовымъ Евангеліемъ вовсе не желаютъ считаться, а самочинно фабрикуютъ себѣ свое собственное «евангеліе», какъ это въ свое время сдѣлалъ и ихъ идейный предшественникъ мрачной памяти Левъ Толстой.

Увы! Для многихъ современныхъ весьма нестойкихъ, нетвердыхъ въ истинно-христіанской вѣрѣ «христіанъ» это — большое искушеніе, соблазнъ, совершенно сбивающій ихъ съ праваго пути.

«Не судите, да не судими будете!»

Какъ это кажется привлекательнымъ въ нео-христіанскомъ кривотолкованіи: «Я не буду мѣшать тебѣ грѣшить, а ты за это мнѣ не мѣшай грѣшить!»

Вотъ вѣдь въ какомъ ужасающемъ, извращенномъ, преступномъ преломленіи предстаетъ передъ нами этотъ священный текстъ въ наше время!

А на самомъ дѣлѣ, мы должны знать и помнить, что осужденіе осужденію рознь: что есть разные виды осужденія.

Одно осужденіе — грѣховное, а другое, какъ мы уже видѣли, не только не грѣховно, а предписывается самимъ Евангеліемъ.

И это вполнѣ понятно: ибо, если мы никогда, никого и ни въ какихъ случаяхъ не будемъ осуждать, то мы скоро потеряемъ всякую способность различать добро и зло, и легко сможемъ сами быть увлечены на путь зла.

Величайшій изъ рожденныхъ женами, святость и безупречная нравственная высота котораго засвидѣтельствована Самимъ Христомъ-Спасителемъ, св. Предтеча Господень Іоаннъ, видя идущихъ къ нему фарисеевъ и /с. 231/ саддукеевъ, говорилъ имъ: «Порожденія ехиднова, кто сказа вамъ бѣжати отъ будущаго гнѣва?» (Матѳ. 3, 7; 3, 7).

Что это? Грѣховное осужденіе?

Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, предлагавшій Своимъ послѣдователямъ брать примѣръ съ Него, говоря: «Научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ» (Матѳ. 11, 29), тѣмъ не менѣе не разъ употреблялъ въ отношеніи къ закоренѣвшимъ во злѣ грѣшникамъ, не желавшимъ внимать Его Божественному ученію, то же самое выраженіе: «порожденія ехиднова!» и нерѣдко обращался къ окружавшимъ Его людямъ, особенно къ книжникамъ и фарисеямъ, съ весьма рѣзкими словами осужденія: «родъ лукавый и прелюбодѣйный!» (Матѳ. 12, 39), «о, роде невѣрный и развращенный, доколѣ буду съ вами, доколѣ терплю вамъ?» (Матѳ. 17, 17). Книжниковъ и фарисеевъ Онъ постоянно называлъ: «лицемѣрами», «безумными и слѣпыми», «змѣями» (Матѳ. 15, 7; 16, 3; 16, 6-12; вся 23-я глава), царя Ирода называлъ однажды «лисицей» (Лук. 13, 32); «поносилъ», какъ выражается само Евангеліе, цѣлые города: Хоразинъ, Виѳсаиду и Капернаумъ за то, что они «не покаялись» (Матѳ. 11, 20-24).

Мало того! Мы знаемъ изъ Евангелія, что кроткій и смиренный Господь, молившійся впослѣдствіи за Своихъ распинателей: «Отче, отпусти имъ: не вѣдятъ бо что творятъ» (Лук. 23, 34), не только употреблялъ рѣзкія слова осужденія, но прибѣгалъ иногда и къ очень сильнымъ и рѣшительнымъ мѣрамъ физическаго воздѣйствія: такъ, Онъ дважды — въ самомъ началѣ Своего общественнаго служенія — и вторично — въ самомъ концѣ его, незадолго до Своихъ крестныхъ страданій, совершилъ изгнаніе торгующихъ изъ храма. Живо и образно передаютъ намъ объ этихъ событіяхъ св. евангелисты. Не будучи въ состояніи стерпѣть безобразнаго торгашества, которое завели, подъ покровительствомъ самихъ священниковъ и даже при участіи первосвященниковъ имѣвшихъ большой доходъ отъ продажи голубей, іудеи въ іерусалимскомъ храмѣ, Господь Іисусъ Христосъ, «сдѣлавъ бичъ изъ веревокъ, выгналъ изъ храма всѣхъ, и овецъ и воловъ, и деньги у мѣновщиковъ разсыпалъ, а столы ихъ опрокинулъ», сказавъ при этомъ продавцамъ: «Дома Отца Моего не дѣлайте домомъ торговли» (Іоан. 2, 14-17). А послѣ Своего торжественнаго входа во Іерусалимъ передъ Своими страда/с. 232/ніями, Онъ снова, войдя въ храмъ, «выгналъ всѣхъ продающихъ и покупающихъ, опрокинулъ столы мѣновщиковъ и скамьи продающихъ голубей, и говорилъ имъ: написано: Домъ Мой Домъ молитвы наречется, а вы сдѣлали его вертепомъ разбойниковъ» (Матѳ. 21, 12-13; Марк. 11, 15-17; Лук. 19, 45-46).

Что же это такое?

И какъ далеко это отъ той мнимо-христіанской «любви» и всеобъемлющаго «всепрощенія», которыя проповѣдуютъ современные либералы - «нео-христіане»! И не найдутъ ли они, болѣе «любвеобильные», чѣмъ Самъ Господь, такія слова и дѣйствія Безгрѣшнаго Господа грѣховными и недопустимыми) противорѣчащими Его ученію: не заклеймятъ ли они ихъ столь излюбленными ими выраженіями «мракобѣсія», «черносотенства», «мрачной средневѣковщины», «ретроградства», «инквизиціи» и т. под.?

Но можемъ ли мы думать, чтобы Господь нашъ, Воплотившійся Единородный Сынъ Божій, пришедшій на землю ради спасенія насъ, людей, ради наученія насъ Божественной Истинѣ и жизни, согласной съ нею, противорѣчилъ, въ чемъ бы то ни было, Самъ Себѣ — поступалъ вопреки Своему собственному ученію?

Объ этомъ, конечно, не можетъ быть и рѣчи: думать такъ было бы величайшимъ кощунствомъ!

Но вотъ Онъ такъ поступалъ!

Слѣдуя примѣру Самого Господа, и Его Святые Ученики и Апостолы не боялись въ нужныхъ случаяхъ «осуждать» людей, упорно противившихся той Евангельской Истинѣ, которую они проповѣдывали, и прибѣгать иногда къ самымъ рѣшительнымъ мѣрамъ воздѣйствія для обузданія и пресѣченія зла.

Такъ, св. Апостолъ Петръ сурово осудилъ за допущенный ими обманъ Ананію и Сапфиру, которые были наказаны мгновенною смертью только за то, что «утаили изъ цѣны земли», проданной ими, нѣкую часть, вмѣсто того, чтобы полностью принести все въ жертву Церкви (Дѣян. 5, 1-11).

Св. первомученикъ Архидіаконъ Стефанъ открыто при всѣхъ, въ засѣданіи синедріона, осудилъ своихъ сородичей іудеевъ, назвавъ ихъ «жестоковыйными» и «людьми съ необрѣзаннымъ сердцемъ и ушами», и обвинивъ ихъ въ томъ, что они «всегда противятся Духу Свято/с. 233/му», что они «убивали пророковъ» и, наконецъ, «сдѣлались предателями и убійцами» Самого Господа Іисуса Христа, о пришествіи Котораго предвозвѣщали эти пророки (Дѣян. 7, 51-52).

Св. Апостолъ Петръ осудилъ Симона-Волхва за его попытку купить благодать Св. Духа за деньги, сказавъ ему: «сребро твое да будетъ съ тобою въ погибель... вижу тебя исполненнаго горькой желчи и въ узахъ неправды» (Дѣян. 8, 18-23).

Св. Апостолъ Павелъ, во время своего перваго миссіонерскаго путешествія, сурово осудилъ волхва-лжепророка Варіисуса, или Елиму, пытавшагося отклонить отъ вѣры во Христа проконсула Сергія Павла, сказавъ ему: «О, исполненный всякаго коварства и всякаго злодѣйства, сынъ діавола, врагъ всякой правды!» и наказалъ его слѣпотою (Дѣян. 13, 6-12).

Что это? Грѣховное осужденіе? Отсутствіе христіанской любви у Апостоловъ?

Тотъ же св. Апостолъ Павелъ, когда новообращенные имъ къ вѣрѣ во Христа Коринѳяне донесли ему, что въ ихъ средѣ завелся отвратительный гнусный грѣхъ кровосмѣшенія — что «нѣкто, вмѣсто жены, имѣетъ жену отца своего», не сказалъ имъ на это: «Не судите, да не судими будете!» или: «Что ты смотришь на сучокъ въ глазѣ брата твоего, а бревна въ своемъ глазѣ не чувствуешь?» Нѣтъ! ничего подобнаго! Св. Апостолъ тотчасъ же осудилъ этого грѣшника, и Коринѳянамъ повелѣлъ осудить его, вынеся ему строжайшій приговоръ и наказаніе: «Предать его сатанѣ во изможденіе плоти, чтобы духъ былъ спасенъ въ день Господа нашего Іисуса Христа» (1 Кор. 5, 1-5).

Мало того! Св. Апостолъ Павелъ предписалъ затѣмъ Коринѳянамъ вообще «не сообщаться съ блудниками» и не только съ блудниками, но и съ «лихоимцами», или «хищниками», или «идолослужителями» и со всѣми тѣми, «кто называясь «братомъ» (то-есть, «христіаниномъ») «остается блудникомъ, или лихоимцемъ, или идолослужителемъ, или злорѣчивымъ, или піяницею, или хищникомъ; съ такимъ даже и не ѣсть вмѣстѣ... извергните развращеннаго изъ среды васъ» (1 Коринѳ. 5, 9-13).

Приведенныхъ нами выше мѣстъ Священнаго Писанія, кажется, болѣе чѣмъ достаточно, чтобы видѣть, какъ надо правильно понимать слова Господа: «Не судите, да не судими будете!», то-есть убѣдиться въ /с. 234/ томъ, что эти слова отнюдь не исключаютъ всякаго рода осужденія ближняго — что есть «осужденіе» не только позволительное, но даже необходимое, предписываемое самимъ Закономъ Божіимъ и совѣстью, такъ какъ истинный христіанинъ не можетъ относиться къ явному злу и грѣху равнодушно, не замѣчать его и мириться съ нимъ, подъ лукавымъ предлогомъ, «неосужденія», «христіанской любви» и «всепрощенія».

Надо хорошо знать и помнить, что совершенно чуждо истиннаго христіанства зловредное Толстовское ученіе «о непротивленіи злу» (кстати сказать, погубившее нашу несчастную Родину-Россію и ввергнувшее ее въ страшные кровавые ужасы большевизма!): всякій истинный христіанинъ — непримиримъ ко злу, гдѣ бы и въ комъ бы онъ его ни встрѣчалъ.

Примѣру Самого Господа Іисуса Христа и Его Святыхъ Апостоловъ слѣдовали затѣмъ на протяженіи всей исторіи Церкви и всѣ истинные христіане, всегда осуждавшіе зло и боровшіеся съ нимъ, хотя бы это стоило имъ всевозможныхъ тяжкихъ лишеній и даже самой жизни.

Такъ боролись со зломъ темнаго язычества и идолопоклонства святые мученики, не только пассивно умиравшіе за Имя Христово, но и весьма рѣшительно осуждавшіе, иногда въ весьма рѣзкихъ словахъ и выраженіяхъ и даже дѣйствіяхъ заблужденія и нечестіе идолопоклонниковъ.

Рѣшительно и безкомпромиссно боролись съ лжеучителями-еретиками Святые Отцы Церкви, отнюдь не считая еретиковъ «инакомыслящими» (какъ это стало модно въ наше время выражаться!), къ которымъ надо проявлять «терпимость», къ которымъ надо «подходить съ пониманіемъ», а разсматривая ихъ, какъ «лютыхъ волковъ, не щадящихъ стада», по выраженію Слова Божія (Дѣян. 20, 29), и сурово осуждая ихъ на Вселенскихъ и Помѣстныхъ Соборахъ, всячески предостерегая отъ общенія съ ними правовѣрующихъ, и предавая ихъ анаѳемѣ.

Что это? Грѣховное осужденіе или отсутствіе любви?

Нѣтъ! Это не болѣе, какъ вполнѣ законное примѣненіе въ жизни словъ св. Апостола: «Какое можетъ /с. 235/ быть общеніе у свѣта со тьмою? Какое согласіе между Христомъ и Веліаромъ? или какое соучастіе вѣрнаго съ невѣрнымъ?» (2 Коринѳ. 6, 14-15).

И Преподобные Отцы наши и Матери — христіанскіе подвижники и подвижницы — «осуждали» этотъ міръ, во злѣ лежащій, самымъ фактомъ своего ухода изъ него. Они слѣдовали призыву Слова Божія: «Изыдите отъ среды ихъ и отлучитеся, и нечистотѣ не прикасайтеся, и Азъ пріиму вы, глаголетъ Господь, и буду вамъ во Отца, и вы будете Мнѣ въ сыны и дщери» (2 Коринѳ. 6, 17-18).

А теперь, въ переживаемое нами страшное время циничнаго и откровеннаго лютаго безбожія, мы, какъ христіане, вѣрные Христу-Спасителю и Его Истинной Церкви, не можемъ не осуждать со всею рѣшительностью безбожниковъ и кощунниковъ, лютыхъ богоборцевъ, стремящихся искоренить во всемъ мірѣ вѣру Христову, и разрушить Святую Церковь — осквернившихъ Отечество наше и надругавшихся надъ нашими Святынями.

Не можемъ мы не осуждать и всѣхъ тѣхъ, кто сотрудничаетъ съ ними, кто поддерживаетъ ихъ и содѣйствуетъ укрѣпленію ихъ власти, помогая имъ, тѣмъ самымъ, въ ихъ адскихъ замыслахъ.

Мы осуждаемъ слугъ грядущаго Антихриста и самого Антихриста...

Неужели все это есть грѣховное осужденіе, запрещаемое Евангеліемъ, какъ пытаются убѣдить насъ въ этомъ современные умники — нео-христіане, исполненные какой-то необыкновенной «сверхълюбви» и всеохватывающаго «всепрощенія»?

Пусть не лгутъ они на Господа и на Его Святое Евангеліе!

Пусть не приписываютъ себѣ, въ своей фарисейской гордынѣ и самообольщеніи, любви большей, чѣмъ имѣла ее Сама Воплощенная Любовь — Господь и Спаситель нашъ!

А какъ надо правильно понимать изреченіе Господа: «Не судите, да не судими будете!» это прекрасно объясняетъ великій Отецъ Церкви св. Іоаннъ Златоустъ:

«Здѣсь Спаситель не всѣ вообще грѣхи повелѣваетъ не судить и не всѣмъ безъ исключенія запрещаетъ это дѣлать, но тѣмъ только, которые, сами будучи исполнены безчи/с. 236/сленныхъ грѣховъ, порицаютъ другихъ за маловажные какіе-нибудь проступки. Христосъ указываетъ здѣсь и на іудеевъ, которые, будучи злыми обвинителями своихъ ближнихъ, въ какихъ-нибудь маловажныхъ и ничтожныхъ поступкахъ, сами безсовѣстно творили великіе грѣхи» (см. томъ VII, стр. 260).

Слѣдовательно, запрещается не сужденіе о поступкахъ ближняго и не осужденіе злыхъ его поступковъ само по себѣ, а злое чувство въ душѣ по отношенію къ ближнему, со стороны человѣка, который самъ такъ же грѣшитъ, или даже еще больше, не думая о своемъ собственномъ исправленіи.

Запрещается не объективное «сужденіе» о ближнемъ, не безпристрастное осужденіе его недобраго поведенія, а злые пересуды, злорѣчіе, происходящее, какъ это часто бываетъ, изъ какихъ-либо самолюбивыхъ и нечистыхъ побужденій — изъ гордости и тщеславія, изъ зависти или обиды.

Иными словами, запрещается всякая злоба и злорадство въ отношеніи грѣшащаго ближняго, на личной почвѣ, а отнюдь не справедливая, чисто-идейная, принципіальная, безстрастная оцѣнка его поступковъ и поведенія, каковая не только не противна Евангелію и не предосудителъна, а наоборотъ — даже необходима, дабы мы не стали, въ концѣ концовъ, относиться безразлично къ добру и злу, и зло не восторжествовало бы, вслѣдствіе этого, въ мірѣ.

Великое преступленіе поэтому совершаютъ тѣ современные пастыри, которыхъ лучше было бы назвать лже-пастырями, кои, подъ благовиднымъ предлогомъ мнимой христіанской «любви» и «всепрощенія», сознательно или безсознательно, учатъ своихъ пасомыхъ толстовскому «непротивленію злу».

Какое это страшное, безпросвѣтное лукавство!

Какое это подлинное фарисейское лицемѣріе!

«Совсѣмъ никого и ни за что не осуждать» — такого настроенія въ современномъ христіанскомъ обществѣ только и хотятъ добиться слуги грядущаго Антихриста, для того, чтобы имъ легко и просторно было дѣйствовать, подготовляя въ мірѣ обстановку, /с. 237/ благопріятную для скорѣйшаго воцаренія ихъ «Властелина».

Неужели въ наше время каждому честному и сознательному христіанину еще можетъ быть не ясно, что безусловное «всепрощеніе» нужно лишь врагу Христову — Антихристу, дабы люди окончательно потеряли чувство различенія добра и зла, помирились бы со зломъ, охотно приняли его, а затѣмъ — и самого Антихриста, не помышляя о борьбѣ съ нимъ?

Это — не больше, какъ лицемѣрно-фарисейское лукавство врага, жаждущаго нашей погибели!

Вѣдь еслибы христіанское всепрощеніе, дарованное намъ Воскресшимъ Христомъ-Спасителемъ, простиралось, такъ сказать, автоматически и на тѣхъ, которые не желаютъ каяться и исправлять свою жизнь, тогда не давалъ бы Господь Своимъ Апостоламъ, а въ лицѣ ихъ и всѣмъ ихъ преемникамъ, пастырямъ Церкви, наряду съ властью «разрѣшать грѣхи» власть «вязать» ихъ и не сказалъ бы, явившись имъ по Воскресеніи: «Имже отпустите грѣхи, отпустятся имъ, и имже держите, держатся», то-есть: не отпустятся (Іоан. 20, 23).

Какая, въ самомъ дѣлѣ, безпредѣльная и безразсудная дерзость — считать себя любвеобильнѣе Самого Бога и «исправлять» Евангеліе Христово, сочиняя какое-то свое собственное «евангеліе»!

Будемъ же всячески беречь себя, братіе, отъ этой лукавой закваски современнаго фарисейства!

Рѣшительно борясь со всякими самомалѣйшими проявленіями зла и грѣха въ своей собственной душѣ, не будемъ бояться вскрывать и изобличать зло повсюду, гдѣ оно въ современной жизни себя обнаруживаетъ — не по гордости и по самолюбію, а единственно — по любви къ истинѣ. Наша главная задача въ это лукавое время лживаго безстыдства — сохранить всецѣлую вѣрность и преданность подлинной Евангельской Истинѣ и Начальнику нашего спасенія — воскресшему тридневно изъ гроба Христу-Жизнодавцу, Побѣдителю ада и смерти.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Истинное Православіе и современный міръ: Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1971. — С. 227-237.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.