Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВІЕ И СОВРЕМЕННЫЙ МІРЪ.
Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія.

«Храмъ Мой, храмъ молитвы наречется» (Матѳ. 21, 13).

«Днесь храмъ одушевленный и великаго Царя, въ храмъ входитъ, Тому уготоватися въ Божественное жилище» (Стихира 21 ноября).

Такъ радостно поетъ св. Церковь въ день великаго праздника Входа во храмъ Пресвятыя Богородицы, который мы совершаемъ торжественно 21-го ноября по нашему православному календарю.

Кто этотъ «храмъ одушевленный»?

Это — Пречистая Отроковица Марія, Которая въ нѣжномъ трехлѣтнемъ возрастѣ была введена своими благочестивыми родителями Іоакимомъ и Анною, согласно данному ими обѣту, въ іерусалимскій храмъ.

Зачѣмъ и для чего?

«Тому уготоватися въ Божественное жилище», то-есть, для того, чтобы «воспитавшись во Святая Святыхъ» стать достойной Божественнаго вселенія, стать Матерію нашего Господа и Спасителя.

Постоянно пребывая въ тишинѣ храма, въ непрестанной, ничѣмъ не развлекаемой молитвѣ и Богосозерцаніи, Она скоро созрѣла для того, чтобы сдѣлаться «вмѣстилищемъ Невмѣстимаго» — стать чудесной Виновницей нашего спасенія чрезъ сверхъестественное воплощеніе отъ Нея Сына Божія — Господа нашего Іисуса Христа.

Такъ вотъ, слѣдовательно, каково огромное воспитательное значеніе храма Божія! Онъ дѣлаетъ людей святыми, достойными вселенія въ нихъ Самого Бога. Но, если такое значеніе имѣлъ храмъ ветхозавѣтный, бывшій только «сѣнью грядущихъ благъ», по выраженію св. Апостола Павла (Евр. 10, 1), то насколько выше и важнѣе — храмъ новозавѣтный — сама «Благодать и Истина» (Іоан. 1, 17)!

Недаромъ богомудрые отцы наши называли храмъ «училищемъ благочестія». Нигдѣ молитва не можетъ быть столь горяча и дѣйственна, какъ во храмѣ, ибо тамъ постоянно приносится Страшная Безкровная Жертва «о всѣхъ и за вся», тамъ соверша/с. 239/ются непрестанныя моленія отъ лица всѣхъ вѣрующихъ, тамъ — «самый воздухъ святой», по выраженію одного изъ нашихъ святителей.

«Поистинѣ храмъ есть земное небо», говоритъ нашъ великій праведникъ св. Іоаннъ Кронштадтскій: «ибо, гдѣ престолъ Божій, гдѣ страшныя таинства совершаются, гдѣ ангелы служатъ съ человѣками, гдѣ непрестанное славословіе Вседержителя, тамъ истинно небо и небо небесе. Итакъ, да входимъ въ храмъ Божій, наипаче во Святое Святыхъ, со страхомъ Божіимъ, съ чистымъ сердцемъ, отложивъ страсти и все житейское попеченіе, и да стоимъ въ немъ съ вѣрою, благоговѣніемъ, разумно, внимательно, съ любовью и миромъ въ сердцѣ, да исходимъ обновленными, какъ бы небесными, да живемъ во святынѣ, свойственной небу, не связуясь житейскими похотями и сластями» («Моя Жизнь во Христѣ», томъ II, стр. 65).

Таково ли отношеніе современныхъ христіанъ къ храму Божію, съ такими ли чувствами и настроеніями входятъ они въ него, такъ ли ведутъ себя въ немъ и исходятъ изъ него дѣйствительно ли обновленными, «какъ бы небесными»?

Вотъ, напримѣръ, мы — заграницей, таковы ли мы, такъ ли себя ведемъ?

Храмы мы строимъ. И надо признать, что ревность къ этому у многихъ изъ насъ, слава Богу, еще есть. Гдѣ бы ни поселились русскіе люди, въ болѣе или менѣе значительномъ числѣ, тамъ почти всегда является мысль о сооруженіи храма. Такъ до сихъ поръ, по крайней мѣрѣ, было. И въ этомъ и только въ этомъ — залогъ нашего духовнаго возрожденія, безъ котораго не видать намъ Россіи — настоящей Россіи, какъ ушей своихъ!

Храмъ — это небо на землѣ: въ храмѣ «силы небесныя съ нами невидимо служатъ».

Храмъ это Домъ Божій, это — домъ молитвы.

Поэтому и приступать къ дѣлу постройки храма и вести ее, а затѣмъ и посѣщать храмъ, уже сооруженный, надо съ молитвой и благоговѣніемъ. Ничему земному, низменному, страстному здѣсь не должно быть мѣста, ибо Храмъ это есть великая Святыня Божія.

Великое и торжественное, глубоко-умилительное и радостное священнодѣйствіе освященія храма (полнымъ чиномъ) должно быть совершаемо поэтому только надъ достойно-сооруженнымъ храмомъ, съ тѣмъ, чтобы онъ навсегда такъ и оставался православнымъ храмомъ, безъ всякой мысли о какой-либо передачѣ или продажѣ его въ неправославныя руки, для какого-либо иного, земного его использованія, что дѣлаютъ въ наше время только современные гонители вѣры и Цер/с. 240/кви — безбожные коммунисты и что является кощунствомъ и святотатствомъ.

Увы! Приходится признаться, что у многихъ русскихъ людей уже утрачено ясное сознаніе святости храма Божія, и для многихъ онъ является почти-что обыкновеннымъ зданіемъ, куда хоть и приходятъ молиться Богу, но не въ этомъ видятъ единственную и самую главную цѣль его сооруженія. Главное видятъ теперь во взаимообщеніи — встрѣчѣ другъ съ другомъ, какъ въ какомъ-то «клубѣ». Вотъ почему часто можно видѣть передъ храмомъ и вокругъ храма больше людей, чѣмъ внутри самого храма, особенно въ хорошую лѣтнюю погоду. Тутъ знакомые встрѣчаются другъ съ другомъ, сообщаютъ другъ другу послѣднія новости, политическіе дѣятели обсуждаютъ политическіе вопросы, торговцы обдѣлываютъ свои торговыя сдѣлки и т. д. и т. д. И при этомъ многіе безъ стѣсненія тутъ же, въ непосредственной близости храма курятъ, такъ что табачный дымъ проносится иногда движеніемъ воздуха внутрь самого храма, смѣшиваясь съ благоуханіемъ кадильнаго ѳиміама. И весьма громко иной разъ разговариваютъ, совсѣмъ забывая, что тутъ же рядомъ въ храмѣ произносятся священныя слова молитвъ и воспѣваются священныя пѣснопѣнія, которыя они могутъ заглушить своимъ шумнымъ разговоромъ.

Вотъ почему такъ ратуютъ теперь нѣкоторые прихожане за сооруженіе подъ храмомъ нижняго помѣщенія для такихъ «клубныхъ» встрѣчъ и для развлеченій молодежи — полуподвальнаго помѣщенія, котораго въ такомъ видѣ никогда не знали православныя страны на протяженіи всѣхъ вѣковъ христіанства. Зданіе храма все свято, ибо самыя стѣны его при освященіи помазуются величайшей послѣ Святыхъ Даровъ Тѣла и Крови Христовыхъ святыней — святымъ мѵромъ. Въ стѣнахъ храмового зданія допустимы поэтому только святыя слова молитвъ, священныя пѣснопѣнія и церковная проповѣдь — все то, что направлено къ освященію и назиданію вѣрующихъ, и нечего другого, что нарушало бы святость мѣста и должное благоговѣніе.

Но и внутри самого храма, и даже во время богослуженія, многіе въ наше время какъ бы забываютъ, гдѣ они находятся и для чего пришли туда. Приходятъ иногда много позже начала богослуженія и уходятъ ранѣе его окончанія, ходя по храму неблагоговѣйно и производя шумъ, здороваясь и довольно громко разговаривая со знакомыми. Далеко не всѣ теперь понимаютъ, что въ храмъ надо приходить и въ соотвѣтствующей, вполнѣ приличной одеждѣ, ничѣмъ не смущающей и не коробящей взоры молящихся. Особенно это надо сказать относительно женщинъ и дѣвицъ, которыя приходятъ иногда въ храмъ до-нельзя неприлично одѣ/с. 241/тыми, чтобы не сказать полураздѣтыми, и совершенно безобразно-накрашенными, не стѣсняясь иной разъ въ такомъ непристойномъ видѣ подходить даже къ святой чашѣ для причащенія.

Почти совсѣмъ забытъ теперь древній церковный обычай, въ силу котораго мужчины и женщины не должны стоять въ храмѣ вперемѣшку, а мужчины должны занимать мѣста въ правой половинѣ храма противъ иконы Христа-Спасителя, а женщины — въ лѣвой половинѣ — противъ иконы Божіей Матери, причемъ женщины должны быть въ храмѣ съ покрытой головой.

Стыдно сказать, но въ инославныхъ храмахъ часто бываетъ гораздо больше благочинія и благоговѣнія въ этомъ отношеніи, чѣмъ во многихъ нашихъ русскихъ православныхъ храмахъ! Можетъ быть, отчасти это объясняется тѣмъ, что пастыри наши боятся потерять свою и такъ немногочисленную паству, дѣлая соотвѣтствующія замѣчанія и внушенія. Но это все же — ихъ непремѣнный святой долгъ, за неисполненіе котораго они дадутъ отвѣтъ передъ Богомъ. Можно вѣдь найти и соотвѣтствующую мягкую форму для подобнаго рода внушеній, но оставлять этого такъ нельзя. Богъ строго взыщетъ и съ виновниковъ и съ попускающихъ такое кощунственное неуваженіе къ святости храма.

«Богъ поругаемъ не бываетъ» (Галат. 6, 7).

Въ храмахъ все должно быть не произвольно и не какъ попало, а «благообразно и по чину» (1 Кор. 14, 40).

На нашей грѣшной землѣ, особенно въ нынѣшнее время такъ исполненной всевозможныхъ грѣховъ и беззаконій и самыхъ страшныхъ и безобразныхъ преступленій, Святый Храмъ Божій есть единственное мѣсто, гдѣ мы можемъ укрыться отъ бурь и непогодъ жизни, отъ всей житейской нравственной грязи и найти себѣ успокоеніе и миръ душевный въ молитвенномъ общеніи съ Самимъ Богомъ, который Самъ въ немъ невидимо пребываетъ, а потому все наше поведеніе въ храмѣ должно соотвѣтствовать его святости и величію.

Въ храмъ нужно входить благопристойно одѣтымъ, съ духовной радостью, со смиреніемъ и кротостью, приходя къ самому началу богослуженія. Войдя въ храмъ, сразу же встать на свое обычное мѣсто, сотворить молитвенно три поясныхъ поклона (а въ будни, какъ положено, три земныхъ) и ни съ кѣмъ не здороваясь особо, тѣмъ болѣе за руку, сдѣлать всѣмъ общій молчаливый поклонъ. Идти по храму надо тихо и спокойно, не озираясь по сторонамъ, а проходя передъ Царскими Вратами, на мгновеніе передъ ними остановиться и сдѣлать поклонъ, осѣнивъ себя благоговѣйно крестнымъ знаменіемъ. Креститься нужно по-настоящему, какъ полагается, а не какъ попало и небрежно, что, къ со/с. 242/жалѣнію, теперь вошло въ моду, особенно у нашей свѣтски-настроенной интеллигенціи. Полагать на себѣ крестное знаменіе и творить поклоны нужно одновременно съ служащими и со всѣми молящимися, внимательно слѣдя за богослуженіемъ и вслушиваясь въ слова молитвъ и пѣснопѣній.

Въ церкви — богослуженіе общественное, и поэтому всѣ должны молиться вмѣстѣ со всѣми и именно о томъ, о чемъ молится вся церковь. Что дѣлаютъ въ храмѣ другіе, этого не нужно замѣчать и за этимъ не слѣдуетъ наблюдать: нужно смотрѣть только за самимъ собой и молить Бога о прощеніи своихъ собственныхъ грѣховъ. Сидѣть въ храмѣ допустимо только въ случаяхъ болѣзни или крайняго переутомленія, упадка силъ.

Къ св. Причащенію нужно подходить съ чувствами величайшаго благоговѣнія и смиренія, скрестивъ на груди руки и отнюдь не крестясь передъ чашей, чтобы какъ-нибудь нечаянно ея не задѣть или не ударить (что случается). Причастившись, поцѣловать чашу и, отойдя, выпить теплоту, вкусивъ частицу антидора. Изъ храма не уходить, не выслушавъ или не прочитавъ благодарственныхъ послѣ причащенія молитвъ. Совершенно недопустимо женщинамъ и дѣвицамъ причащаться, имѣя накрашенныя губы: это — кощунственное оскорбленіе величайшей святыни св. Даровъ Тѣла и Крови Христовыхъ.

Въ день св. Причащенія не слѣдуетъ плевать, ѣсть слишкомъ много и упиваться спиртными напитками, и надо всячески вести себя благоговѣйно и благопристойно, дабы «честно соблюсти въ себѣ Христа пріятаго».

О, еслибы все это соблюдалось нашими русскими людьми, какъ должно! Вся жизнь наша тогда бы преобразилась, стала иной, лучшей, и мы сподобились бы всепрощенія и благоволенія Божія, заслуживъ и спасеніе нашего несчастнаго страждущаго Отечества, объ избавленіи котораго отъ ига лютыхъ безбожниковъ мы только много разглагольствуемъ и на нашихъ общественныхъ и политическихъ собраніяхъ и въ частныхъ разговорахъ, но — увы! — реально ничего по-настоящему не дѣлаемъ, чтобы привлечь къ намъ милость и благоволеніе Божіе, безъ коихъ ничего добраго и ожидать намъ нельзя, да и быть не можетъ.

«Христіанинъ безъ церкви, какъ рыба безъ воды, не можетъ жить истиннаю жизнью», говоритъ нашъ великій праведникъ св. Іоаннъ Кронштадтскій: «Церковь — его стихія» («Мысли о Церкви, стр. 114).

Вотъ и усвоимъ себѣ по-лучше и по-крѣпче такое понятіе о церкви и, ревностно сооружая себѣ храмы Божіи, будемъ помнить, для чего они строятся.

/с. 243/ «Въ церкви мы вытрезвляемся отъ мірскаго обаянія», такъ поясняетъ это тотъ же нашъ великій праведникъ: «отъ опьяненія страстей и похотей житейскихъ, просвѣтляемся, освящаемся, очищаемся душами своими, къ Богу приближаемся, съ Богомъ соединяемся. Какъ долженъ быть достопочтенъ и достоинъ любви храмъ Божій, какъ любили его святые Божіи человѣки!»

Храмы Божіи нужны намъ для того, чтобы самимъ намъ стать одушевленными храмами Божіими, въ чемъ и состоитъ наше назначеніе — цѣль нашей жизни, какъ объ этомъ насъ ясно учитъ Слово Божіе: «Не вѣсте ли, яко Храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ?» (1 Кор. 3, 16).

Вотъ для чего мы и должны ихъ строить, а не для чего бы то ни было другого, тѣмъ болѣе — суетнаго, чисто-земного...

Будемъ помнить, что величайшее событіе рожденія въ мірѣ Сына Божія, пришедшаго на землю спасти человѣка, стало возможнымъ только потому, что избранная славнымъ орудіемъ для этого чудеснаго событія Чистая Отроковица была введена Своими родителями въ храмъ Божій и получила воспитаніе въ храмѣ.

Какъ же послѣ этого не любить намъ храма Божія, не благоговѣть передъ его святыней трепетно и со страхомъ Божіимъ?!

«Братіе, други!» — взываетъ къ намъ нашъ дивный праведникъ св. Іоаннъ: «Любите церковь: въ церкви — ваша жизнь или ваша живая вода, бьющая непрестаннымъ ключемь изъ приснотекущаго источника Духа Святаго, — вашъ миръ, ваше очищеніе, освященіе, исцѣленіе, утѣшеніе, просвѣщеніе, ваша сила, помощь, ваша слава — въ ней всѣ высочайшіе вѣчные интересы человѣка. О, какое благо церковь! («Мысли о Церкви», стр. 20).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Истинное Православіе и современный міръ: Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1971. — С. 238-243.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.