Церковный календарь
Новости


2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 94-му (1999)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 94-й (27 февраля 1918 г.)
2018-09-25 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). По поводу новой папской энциклики (1970)
2018-09-25 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 93-й (26 февраля 1918 г.)
2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 26 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 5.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВІЕ И СОВРЕМЕННЫЙ МІРЪ.
Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія.

«Не обманывайтесь, братіе, — Богъ поругаемъ не бываетъ» (Гал. 6, 7).
Почему недопустимо христіанамъ устраивать увеселенія въ кануны воскресныхь и праздничныхъ дней?

Просто удивительно, насколько современные люди, даже изъ числа еще считающихъ себя «христіанами», далеко отошли отъ своей святой вѣры и Церкви!

И не хотятъ понять, почему такъ предосудительно устраивать развлеченія и увеселенія въ кануны воскресныхъ (то-есть по субботамъ) и праздничныхъ дней.

Казалось бы, даже тотъ общеизвѣстный фактъ, что безбожники-большевики, вскорѣ послѣ своего прихода къ власти, намѣренно стали устраивать разнаго рода развлеченія въ часы церковныхъ богослуженій со спеціальной цѣлью — отвлекать людей отъ посѣщенія храма Божія и церковной молитвы, долженъ былъ бы всѣхъ вразумить и дать понять, почему неумѣстно устройство увеселеній по субботамъ и наканунѣ праздниковъ.

Но нѣтъ! Такъ заскорузли и огрубѣли сердца современныхъ «христіанъ», что ихъ ничѣмъ теперь не прошибешь. Многіе стали какъ бы слѣпыми и глухими. И даже озлобляются, когда имъ говорятъ правду. Но нашъ долгъ — долгъ пастырей Истинной Христовой Церкви — постоянно говорить объ этомъ и пытаться вразумлять невразумляющихся: а, можетъ быть, кто-нибудь и вразумится. Вотъ мы и обращаемъ здѣсь наше слово къ тѣмъ, кто еще не утратилъ совсѣмъ способности вразумляться.

«И бысть вечеръ, и бысть утро: день единъ» (Быт. 1, 5) — читаемъ мы на первой страницѣ Библіи, гдѣ разсказывается о сотвореніи міра. Вотъ со сколь глубокой древности ведетъ свое начало религіозный обычай — считать наступленіе слѣдующаго дня съ вечера наканунѣ. Столь же древняго происхожденія и наши праздники, которые Самъ Господь Богъ, Творецъ міра и человѣка, заповѣдалъ намъ «святить», то-есть свято чтить: «и благослови Богъ день седьмый и освяти его» (Быт. 2, 3). Этотъ освященный Самимъ Богомъ на зарѣ человѣческой исторіи «день седьмый» за 1600 лѣтъ до Рождества Хри/с. 245/стова въ торжественный день Синайскаго законодательства вновь повелѣно намъ свято чтить. Повелѣніе это составило собою особую четвертую заповѣдь Закона Божія, которая гласитъ такъ:

«Помни день субботній (что значитъ буквально: день покоя), еже святити его: шесть дней дѣлай и сотвориши въ нихъ вся дѣла твоя: въ день же седьмый, суббота («покой») Господу Богу твоему» (Исх. 20, 9-10).

Святость этого седьмого дня — въ Ветхомъ Завѣтѣ субботы, празднованіе которой всегда начиналось съ вечера наканунѣ, ограждалась подъ страхомъ смерти: «сохраните субботу, яко свята сія есть Господу и вамъ: осквернивый ю смертью умретъ» (Исх. 31, 14).

Вмѣсто прежней ветхозавѣтной субботы, въ Новомъ Завѣтѣ достойно и праведно сталъ праздноваться слѣдующій за субботой «День Господень», или «день воскресный», потому что въ этотъ день Господь Іисусъ Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ и, побѣдивъ адъ, избавилъ насъ отъ вѣчной смерти и власти діавола. Начало празднованія дня воскреснаго, какъ свидѣтельствуетъ объ этомъ новозавѣтное Священное Писаніе и древнѣйшіе памятники христіанской письменности, восходитъ къ первымъ днямъ христіанства. Этотъ день является для насъ, христіанъ, днемъ свѣтлой радости, Пасхальной радости — Пасхой Господней, которую мы вспоминаемъ и празднуемъ еженедѣльно. Ибо въ этотъ день Господь, воскресши изъ мертвыхъ, явился Своимъ ученикамъ, собраннымъ вмѣстѣ, и «возрадовашася ученицы, видѣвше Господа» (Іоан. 20, 20). «По днехъ осмихъ», то-есть опять въ тотъ же самый день недѣли, Апостолы снова собираются вмѣстѣ, и снова является имъ Господь, обновляя ихъ радость (Іоан. 20, 26). Черезъ семь недѣль, въ день Пятидесятницы, случившейся опять въ тотъ же день недѣли, свв. Апостолы, уже по установившемуся у нихъ обычаю, собираются для молитвы въ Сіонской горницѣ, и этотъ день становится для нихъ днемъ новаго свѣтлаго торжества: Господь ниспосылаетъ имъ Пресвятаго Духа, Который съ тѣхъ поръ непрестанно пребываетъ въ истинной Церкви (Дѣян. 2, 1-4). Съ этого времени, какъ это ясно видно изъ книги Дѣяній Апостольскихъ, «День Господень» становится особо-чтимымъ днемъ у всѣхъ христіанъ.

По примѣру ветхозавѣтной субботы и потому, что, согласно вѣрованію Церкви, Господь воскресъ въ полночь, празднованіе этого дня начиналось еще съ вечера субботы, продолжалось всю ночь и завершалось утромъ «Преломленіемъ Хлѣба», то-есть совершеніемъ величайшаго хри/с. 246/стіанскаго таинства Евхаристіи — Причащеніемъ Тѣла и Крови Христовыхъ (Дѣян. 20, 7-11).

Отсюда и получило свое начало то наше общественное богослуженіе, которое носитъ названіе «Всенощнаго Бдѣнія» и которое, по своей идеѣ, должно продолжаться всю ночь съ субботы на воскресеніе и только по нашей лѣности и небреженію стало все больше и больше сокращаться. О такой ночной общественной молитвѣ христіанъ мы находимъ свѣдѣнія уже въ кн. Дѣяній свв. Апостоловъ. Такъ, Апостолы Павелъ и Сила, заключенные въ темницу, въ полночь воспѣвали Бога (Дѣян. 16, 25). Вся первая христіанская община въ Троадѣ «въ первый день недѣли», то-есть въ день воскресный, собралась на молитву еще съ вечера и провела въ молитвѣ и слушаніи поученій св. ап. Павла всю ночь «до зари», закончивъ это молитвенное собраніе «Преломленіемъ Хлѣба», то-есть причащеніемъ Тѣла и Крови Христовыхъ (Дѣян. 20, 7-1 і).

Объ этомъ празднованіи первыми христіанами воскреснаго дня говорятъ и такіе древніе памятники христіанской письменности, какъ Посланіе св. Варнавы, посланіе св. Игнатія Богоносца, творенія св. Іустина Философа, Ѳеофила Антіохійскаго, Иринея Ліонскаго, Мелитона Сардійскаго и мн. др. Великій Отецъ Церкви св. Іоаннъ Златоустъ и знаменитѣйшій учитель Оригенъ единогласно свидѣтельствуютъ, что всенощныя бдѣнія подъ воскресные дни ведутъ свое начало отъ апостольскихъ временъ и являются установленіемъ самихъ свв. Апостоловъ.

Замѣчательно и дошедшее до насъ внѣ-христіанское свидѣтельство: извѣстное письмо Виѳинскаго проконсула Плинія Младшаго императору Траяну. Въ немъ Плиній пишетъ, что христіане собираются въ установленный день, еще до восхода солнца, и поютъ гимнъ Христу, какъ Богу. По свидѣтельству многихъ Св. Отцевъ и христіанскихъ писателей первыхъ вѣковъ христіанства, всенощныя бдѣнія совершались не только наканунѣ воскресныхъ дней, но и наканунѣ Господскихъ и Богородичныхъ праздниковъ и дней, посвященныхъ памяти св. мучениковъ. О составѣ этихъ всенощныхъ бдѣній мы находимъ ясныя указанія въ книгѣ Апостольскихъ Постановленій (см. 19 гл., V кн.). «Съ вечера до пѣнія пѣтуховъ», говорится въ ней: «пребывайте во бдѣніи, молитвахъ и прошеніяхъ къ Богу, читая до пѣнія пѣтуховъ Законъ, Пророковъ, Псалмы, и прочитавъ Евангеліе, предлагайте народу бесѣду». Преп. Кассіанъ и св. Василій Великій свидѣтельствуютъ, что всенощное бдѣніе обнимало собою ноч/с. 247/ ную и утреннюю службу и заканчивалось «послѣ пѣнія пѣтуховъ».

Такъ встрѣчали воскресные и праздничные дни первые христіане!

Для нихъ ночь подъ воскресеніе или ночь подъ праздникъ была святою ночью, которую они всю проводили въ молитвѣ, готовясь утромъ приступить къ величайшему Таинству Причащенія Тѣла и Крови Христовой.

Въ этой ночной молитвенной подготовкѣ и въ совершеніи затѣмъ утромъ Божественной литургіи и заключалось, собственно, празднованіе даннаго памятнаго дня, освященнаго Церковью.

Можетъ ли, послѣ этого, считаться христіаниномъ человѣкъ, который какъ-то иначе проводитъ эту святую предпраздничную ночь?

Конечно, нѣтъ!

Ибо таковой, разрывая свое молитвенное единеніе съ Церковью въ эту святую ночь наступленія праздника, тѣмъ самымъ добровольно самъ себя отсѣкаетъ отъ Тѣла Христовой Церкви.

Вотъ почему въ древности христіане, пропустившіе безъ достаточно уважительной причины подрядъ три воскресныхъ богослуженія, совсѣмъ отлучались отъ Церкви, какъ негодные, омертвѣвшіе члены.

Тѣмъ болѣе совершенно недопустимо въ эту святую ночь устраивать развлеченія и увеселенія, которыя неумѣстны и неприличны въ то время, когда всѣ мысли и сердца истинныхъ христіанъ должны быть всецѣло обращены къ Богу.

Не говоря уже о томъ, что такія увеселенія способны отвлекать христіанъ отъ посѣщенія праздничныхъ богослуженій, самое устройство ихъ въ эти священные для истиннаго христіанина дни и часы оскорбительно для вѣрующаго сознанія и является кощунственнымъ надругательствомъ надъ святыней. Вотъ почему голосомъ всей Вселенской Церкви въ ея каноническихъ правилахъ, обязательныхъ для всѣхъ христіанъ, всякія публичныя развлеченія и народныя увеселенія въ тѣ дни, когда они мѣшаютъ посѣщенію праздничныхъ богослуженій строго воспрещаются (см. 66 правило VI Вселенскаго Собора и 72 правило Карѳагенскаго Собора).

Къ сожалѣнію, теперь мало кто знаетъ, что въ прежней нашей дореволюціонной Россіи святость воскресныхъ и праздничныхъ дней ограждалась не только церковными, но и гражданскими законами. Такъ въ 1627 году вышелъ указъ царя Миха/с. 248/ила Ѳеодоровича Романова, запрещавшій, подъ страхомъ наказанія кнутомъ, сходиться на «безлѣпицу», то-есть на игрища. Еще энергичнѣе боролся съ этими праздничными увеселеніями, все болѣе и болѣе внѣдрявшимися къ намъ съ Запада, царь Алексій Михайловичъ. Въ 1648 г. онъ издалъ особый указъ, запрещавшій въ воскресные дни «всякое пьянство и всякое мятежное бѣсовское дѣйство, глумленіе и скоморошество со всякими бѣсовскими играми»: вмѣсто этого, указъ повелѣваетъ приходить въ церковь на вечерню, на утреню и на литургію и «стоять здѣсь смирно, со всякимъ благочестіемъ». Ослушавшихся приказано «бить батоги нещадно» и даже ссылать. Въ 1652 г. царемъ изданъ новый указъ, запрещавшій продавать вино въ воскресенія всего года. Замѣчательна 26-я статья знаменитаго «Соборнаго Уложенія» 1649 года: законы, ограждающіе святость воскреснаго дня, относятся въ ней къ періоду времени, начиная съ субботы за три часа до наступленія вечера.

Императоръ Петръ I, извѣстный своимъ преклоненіемъ предъ Западомъ и введшій у насъ впервые свѣтскія увеселенія на западный образецъ, такъ наз. «Ассамблеи», тѣмъ не менѣе особымъ указомъ разрѣшилъ устраивать ихъ не раньше окончанія въ воскресный день Божественной Литургіи. Онъ же 17 февраля 1718 года издалъ указъ, обязывавшій всѣхъ людей ходить въ воскресные дни къ вечернѣ, заутрени и литургіи. Императрица Елисавета Петровна указомъ отъ 1743 года запретила открывать въ воскресные дни кабаки до окончанія литургіи. Императоръ Павелъ I указомъ отъ 22 октября 1796 года запретилъ театральныя представленія «во всѣ субботы», а указомъ отъ 1799 года запрещено было вообще въ часы богослуженій производить продажу спиртныхъ напитковъ. Въ 1833 году при императорѣ Николаѣ I трудами знаменитаго Сперанскаго былъ составленъ «Сводъ Законовъ Россійской Имперіи», въ XIV томѣ котораго была помѣщена особая статья «Объ охранѣ святости воскреснаго дня». Воскресное законодательство представляется здѣсь въ слѣдующемъ видѣ: воскресные дни должны посвящаться «отдохновенію отъ трудовъ и набожному благочестію». Законъ совѣтуетъ, воздерживаясь въ эти дни отъ «безпутной жизни, ходить въ церковь къ службѣ Божіей». При этомъ гражданская власть взяла на себя обязанность заботиться объ охраненіи во время богослуженія порядка, тишины и спокойствія, какъ въ храмѣ, такъ и около храма. Питейные дома могутъ быть открываемы только послѣ литургіи. Законъ этотъ рѣшительно запрещаетъ всякія игрища, музыку, театральныя представленія и всякія иныя общенародныя забавы и увеселенія прежде окончанія воскресной литургіи. Особымъ указомъ отъ 21 сентября 1881 го/с. 249/да было вновь подтверждено запрещеніе императора Павла I устраивать спектакли и театральныя представленія «во всѣ субботы», исключая драматическихъ представленій на иностранныхъ языкахъ для иностранцевъ.

Изъ всего вышесказаннаго ясно видно, что не только священные для каждаго истиннаго христіанина правила и установленія св. Церкви, но даже гражданскіе законы прежней царской Россіи, требовали отъ подлинно-вѣрующихъ, чтобы они въ молитвѣ и благоговѣніи встрѣчали праздничные дни. А если это въ послѣдніе годы существованія царской Россіи и нарушалось, то только вслѣдствіе того упадка вѣры, того безчиннаго шаганія умовъ и сердецъ и нравственнаго развала, которые и привели, въ концѣ концовъ, нашу несчастную Родину-Россію ко всѣмъ кровавымъ ужасамъ безбожнаго большевизма. А безбожные большевики уже нарочно устраивали всякія зрѣлища и увеселенія въ часы праздничныхъ богослуженій и даже въ самую пасхальную ночь, дабы отвлечь народъ отъ посѣщенія храмовъ.

Неужели же не стыдно намъ здѣсь заграницей подражать безбожникамъ-большевикамъ въ ихъ стремленіи надругаться надъ нашими святыми праздниками и отвлекать людей отъ церкви?!

Но все же люди рѣдко грѣшатъ и совершаютъ преступленія безъ всякаго самооправданія. Совѣсть говоритъ все-таки въ человѣкѣ. И вотъ подъ каждый грѣхъ, подъ каждое преступленіе всегда почти подводится какое-нибудь идейное обоснованіе, для того чтобы оправдать себя и передъ Богомъ, и передъ людьми, и передъ своей собственной совѣстью. Придумали лукавое «идейное» обоснованіе для своего грѣха и устроители развлеченій въ кануны праздниковъ. Развлеченія, молъ, устраиваются съ «высокой благородной цѣлью» для «помощи ближнимъ» — съ цѣлью «благотворительности».

Посмотримъ, однако, что говоритъ о такого рода «благотворительности» подлинный величайшій благотворитель нашего времени св. праведный отецъ Іоаннъ Кронштадтскій, во время котораго уже начали устраиваться въ Россіи эти «благотворительные балы».

«Какія благотворенія мнимыя? Съ благотворительной цѣлью дѣлають увеселенія, то-есть прежде всего хотятъ намѣренно послужить своей грѣховной плоти, діаволу, а потомъ уже — ближнему и Богу. Да это, господа, вовсе не благотвореніе! Одно только имя благотворенія носитъ. "Не сотворимъ злая, да пріидуть благая" (по-русски: "Не дѣлать ли намъ зло, чтобы вышло добро?" (Рим. 3, 8). "Горе вамъ, насыщенніи нынѣ, яко взалчете! Горе вамъ смѣющимся нынѣ, яко возрыдаете и восплачете"» (Лук. 6, 25).

/с. 250/ Вотъ какой суровый судъ выноситъ этимъ «благотворительнымъ» увеселеніямъ нашъ великій всероссійскій праведникъ, самъ благотворившій такъ, какъ никто! (см. «Моя жизнь во Христѣ», томъ II, стр. 113).

Истинная христіанская благотворительность совершается «Христа ради», «во имя Божіе», а не съ грубымъ нарушеніемъ заповѣдей Божіихъ и уставовъ св. Церкви. Грошъ цѣна такой «благотворительности», которая покупается цѣной кощунственнаго оскверненія святыни праздничныхъ дней и отвлеченія вѣрующихъ отъ церкви.

И напрасно еще пытаются оправдывать себя тѣмъ, что увеселенія устраиваются въ поздніе вечерніе часы, когда всенощное бдѣніе уже оканчивается. Вѣдь тотъ, кто идетъ въ субботу на балъ, тотъ не придетъ въ церковь на всенощное бдѣніе, а послѣ безсонно-проведенной ночи съ «танцами до утра» (ибо такъ обычно значится въ рекламныхъ объявленіяхъ), едва ли сможетъ придти утромъ на Божественную литургію. А если и придетъ, то что это у него будетъ за молитва — съ чадомъ въ головѣ отъ шумно и бурно проведенной на балу ночи?! Не будемъ повторять о томъ, что, какъ мы видѣли выше, самое устройство этихъ увеселеній въ эту святую ночь уже само по себѣ предосудительно!

Когда всѣ эти «балы» и «вечера» устраиваютъ явные безбожники и враги Христовой вѣры и Церкви, то это нисколько неудивительно. Но когда то же самое дѣлаютъ люди, считающіе себя «православными христіанами» и притомъ — людьми вѣрующими, то этого уже понять и оправдать невозможно.

Это — какое-то подлинное помраченіе умовъ и сердецъ!

Въ настоящее время, казалось бы, уже всѣмъ должно быть ясно, что Россія погибла оттого, что русскіе люди слишкомъ слѣпо слѣдовали за всякими самозванными «вождями» и «учителями», внушавшими намъ духъ мнимой «свободы» и непослушанія Матери нашей св. Церкви и ея мудрымъ и спасительнымъ установлсніямъ. Пора, предъ лицомъ страшной гибели, нависшей теперь уже надъ всѣмъ міромъ, сознать, что кто хочетъ «освободить» себя отъ повиновенія Церкви, тотъ самъ себѣ, своими собственными руками, роетъ ровъ погибели.

Ничего не можемъ мы ожидать себѣ хорошаго, пока не станемъ чтить и исполнять заповѣди Божіи и уставы св. Церкви, а нарушая ихъ и ругаясь надъ великой святыней праздничныхъ дней, мы готовимъ себѣ еще горшую участь, чѣмъ та, которая уже постигла нашу несчастную Родину-Россію, ибо «Богъ поругаемъ не бываетъ» (Галат. 6, 7).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Истинное Православіе и современный міръ: Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1971. — С. 244-250.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.