Церковный календарь
Новости


2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
2018-09-17 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Кончина и погребеніе Блаж. Митр. Антонія (1970)
2018-09-17 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 60-е (5 декабря 1917 г.)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Какъ Митр. Антоній создалъ Зарубежную Церковь (1970)
2018-09-16 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Митрополитъ Антоній какъ учитель пастырства (1970)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 24 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВІЕ И СОВРЕМЕННЫЙ МІРЪ.
Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія.

«Царство Божіе на землѣ», «прогрессъ» или — Крестъ?

Перваго августа, по нашему православному календарю, наша св. Церковь начинаетъ празднованіе Честному Животворящему Кресту Господню, которое достигаетъ своего апогея 14 сентября въ день великаго праздника Воздвиженія Креста Господня и завершается 21 сентября въ день «отданія».

Зачѣмъ это? Развѣ не достаточно дня Великой Пятницы, когда вспоминается распятіе Господа на Крестѣ, развѣ мало того, что и каждую пятницу св. Церковь прославляетъ Крестъ Господень?

Глубокій внутренній смыслъ сокрытъ въ этомъ празднованіи Кресту Господню: попечительная Матерь наша св. Церковь желаетъ привлечь наше особенное вниманіе къ этому великому и спасительному знаменію, противъ котораго всегда велась, а въ наши дни ведется нарочитая упорная борьба со стороны «міра, во злѣ лежащаго» — міра, который нынѣ такъ явно отступаетъ отъ Христа и готовитъ себя къ поклоненію Антихристу.

Неужели можетъ дерзать называть себя еще «христіаниномъ» тотъ, кто закрываетъ глаза на всѣ ужасы, происходящіе въ современномъ мірѣ, и убаюкиваетъ совѣсть свою и окружающихъ его людей увѣреніями, что все это — случайное, временное явленіе, а что въ общемъ міръ идетъ къ «прогрессу», къ установленію «Царства Божія на землѣ»?

Страшно подумать, что подобныя увѣренія мы все чаще и чаще слышимъ въ наши дни не только отъ людей невѣрующихъ, не только отъ сектантовъ, исповѣдующихъ «хиліазмъ» съ его «тысячелѣтнимъ Царствомъ на землѣ», но даже отъ нѣкоторыхъ православныхъ священнослужителей, вплоть до носителей высокаго іерархическаго сана!

Что думаютъ эти люди, которые, казалось бы, призваны наставлять людей въ чистомъ ученіи Слова Божія и Свв. Отцевъ Церкви, и почему они такъ настроены, «идя въ ногу» съ сектантами, а порою — и съ /с. 296/ невѣрующими въ Бога и во Христа «прогрессистами», трудно сказать. Что-нибудь одно: или они до крайности наивны и вовсе не знакомы съ яснымъ ученіемъ Слова Божія и Свв. Отцевъ, или они сами ни во что не вѣруютъ, а говорятъ то, чего требуютъ отъ нихъ ихъ господа-«хлѣбодатели», коимъ они вѣрно служатъ, боясь потерять получаемыя отъ нихъ земныя блага: деньги, титулы, званія, высокое положеніе въ обществѣ, удовольствія и т. п.

Вѣдь Слово Божіе не только не даетъ намъ ни малѣйшихъ основаній вѣровать въ установленіе «Царства Божія на землѣ», или въ какой-то земной прогрессъ человѣчества, а совсѣмъ наоборотъ — оно предрекаетъ истиннымъ послѣдователямъ Христовымъ многія скорби и «несеніе Креста своего», въ подражаніе и послѣдованіе Господу-Крестоносцу, а міру этому, во злѣ лежащему, — неизбѣжный конецъ. «Царство Христово на землѣ» обѣщано отнюдь не чувственное, а мысленное — въ душахъ всѣхъ истинно-вѣрующихъ во Христа, для которыхъ Господь сталъ Царемъ.

Вѣдь не напрасно, опредѣляя каковымъ должно быть все теченіе жизни истиннаго христіанина на землѣ, Христосъ-Спаситель сказалъ: «иже хощетъ по Мнѣ идти, да отвержется себе и возметъ крестъ свой и по Мнѣ грядетъ» (Марк. 8, 34), а на Тайной Вечери, передъ Своими крестными страданіями, предупредилъ учениковъ: «въ мірѣ скорбни будете» (Іоан. 16, 33).

Не напрасно и свв. Апостолы Христовы, въ полномъ соотвѣтствіи съ этими словами своего Божественнаго Учителя, наставляли христіанъ: «многими скорбьми подобаетъ намъ внити въ Царствіе Божіе» (Дѣян. 14, 22) или: «Христосъ пострада по насъ, намъ оставль образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его» (1 Петр. 2, 21).

А этотъ временный земной міръ, въ которомъ «прогрессисты» сулятъ людямъ какую-то совершенно-фантастическую, вопреки печальной очевидности, счастливую «райскую» жизнь, при полномъ благополучіи и благоденствіи всѣхъ людей, по ясному ученію Слова Божія, обреченъ на уничтоженіе въ «день Господень», когда «небеса съ шумомъ прейдутъ, стихіи же разгорѣвшись разрушатся, земля и всѣ дѣла на ней сгорятъ» (2 Петр. 3, 10).

/с. 297/ Современные умники не хотятъ и слышать объ этомъ, говоря, что это, можетъ быть, и будетъ «когда-то», «чрезъ много милліоновъ лѣтъ», но никакъ «не теперь». Такими утвержденіями они уподобляются тѣмъ «наглымъ ругателямъ», о коихъ говоритъ тотъ же св. Апостолъ, предостерегая христіанъ отъ этихъ опасныхъ для нравственности христіанской людей: «прежде всего знайте, что въ послѣдніе дни явятся наглые ругатели, поступающіе по собственнымъ своимъ похотямъ и говорящіе: «гдѣ обѣтованіе пришествія Его? Ибо съ тѣхъ поръ, какъ стали умирать отцы, отъ начала творенія, все остается также» (2 Петр. 3, 3-4).

Характерно указаніе, что говорящіе такъ — это люди, «поступающіе по собственнымъ своимъ похотямъ»! Вотъ эти-то «похоти», которымъ они предаются, и затмеваютъ ихъ духовныя очи, и они ничего не видятъ, ибо на все смотрятъ только подъ угломъ зрѣнія своихъ «похотей», поглощающихъ все ихъ вниманіе и всѣ ихъ интересы.

А между тѣмъ, Самъ Госпрдь ясно училъ не откладывать въ мысляхъ своихъ день Его Втораго Пришествія на какое-то очень далекое, неопредѣленное будущее — на «милліоны лѣтъ», — а повелѣлъ всегда ожидать Его, сравнивая Свой приходъ, по его неожиданности для людей, съ приходомъ татя: «бдите убо, яко не вѣсте, въ кій часъ Господь вашъ пріидетъ. Сіе же вѣдите, яко аще бы вѣдалъ дому владыка, въ кую стражу тать пріидетъ, бдѣлъ убо бы и не бы далъ подкопати храма своего. Сего ради и вы будите готови, яко въ оньже часъ не мните, Сынъ Человѣческій пріидетъ» (Матѳ. 24, 42-44), «Вѣрный рабъ и мудрый» не станетъ говоритъ, что Второе Пришествіе будетъ «когда-то», «черезъ много-много лѣтъ», а потому не надо безпокоить себя этой мыслью, ибо знаетъ, что Самъ Господь запретилъ говорить: «не скоро придетъ господинъ мой» (Матѳ. 24, 48).

Что ужъ и говорить о тѣхъ, которые не только не думаютъ о возможной близости кончины міра и Второго Пришествія Христова, на что указываетъ намъ множество признаковъ, а вѣрятъ въ какой-то сомнительный прогрессъ человѣчества въ наступленіе общаго благополучія и благоденствія, хотя вся современная жизнь съ ея полнымъ упадкомъ истинной вѣры и нравствен/с. 298/ности, съ страшными разрушительными, убійственными для человѣка изобрѣтеніями, просто вопіетъ противъ этого — такіе вовсе чужды истиннаго христіанства, хотя бы они и носили высокіе званія и титулы христіанскихъ священнослужителей и іерарховъ!

Надо знать и помнить, что этотъ земной «прогрессъ», это воображаемое благополучіе и благоденствіе людей на землѣ обѣщаетъ дать людямъ противникъ Христовъ Антихристъ. Вотъ слуги его, подготовляющіе его воцареніе въ мірѣ, уже заранѣе соотвѣтственнымъ образомъ стараются настроить людей, всюду крича и проповѣдуя объ этомъ якобы ожидающемъ людей «раѣ на землѣ».

И всѣ тѣ, кто стремятся къ этому земному «прогрессу», забывая слова Христовы: «ищите прежде Царствія Божія и правды его, и сія вся приложатся вамъ» (Матѳ. 6, 33), кто бѣгаютъ несенія креста своего, по заповѣди Христовой, а думаютъ лишь о томъ, какъ бы устроиться на землѣ получше и по-привольнѣе, по-богаче и по-вольготнѣе, наслаждаясь всѣми земными благами и удовольствіями, находятся въ одномъ лагерѣ со слугами грядущаго Антихриста, работая сознательно или безсознательно на его скорѣйшее явленіе и воцареніе въ мірѣ.

Таковые — не Христовы, а Антихристовы!

А мы, если мы только истинные христіане, а не носимъ лишь фальшиво и лицемѣрно имя «христіанъ», должны постоянно взирать на Крестъ Христовъ, это спасительное знаменіе любви Божіей къ намъ — знаменіе спасенія нашего и почерпая въ немъ неоскудѣваемыя благодатныя силы, «яже къ животу и благочестію», нести крестъ свой, какъ заповѣдалъ намъ Господь, и смотрѣть на эту временную земную жизнь, только какъ на пребываніе въ страннопріимницѣ, откуда надлежитъ намъ вернуться «домой» — въ тѣ «небесныя обители», которыя уготовалъ намъ Господь Своими крестными страданіями (Іоан. 14, 2-3).

Мы должны съ великимъ Апостоломъ языковъ «все почитать за соръ, чтобы пріобрѣсти Христа» (Филипп. 3, 8).

/с. 299/ А для этого нужно оставить всѣ наши чисто-земные интересы, всѣ споры, дрязги, распри и ссоры, отъ которыхъ нѣтъ никому никакой пользы, а только одинъ духовный вредъ.

«Житіе наше на небесѣхъ есть, отонудуже и Спасителя ждемъ, Господа нашего Іисуса Христа» (Филип. 3, 20), — вотъ что необходимо намъ постоянно помнить!

Скоро все кончится — кончится и этотъ временный, бренный и тлѣнный, земной міръ. Не будемъ же ради него, предаваясь своимъ мелочнымъ страстямъ и похотямъ, терять надежду жизни вѣчной!

«Вышнихъ ищите», увѣщеваетъ насъ поэтому св. Апостолъ Павелъ: «идѣже есть Христосъ одесную Бога сѣдя — горняя мудрствуйте, а не земная!» (Кол. 3, 1-2).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Истинное Православіе и современный міръ: Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1971. — С. 295-299.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.