Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВІЕ И СОВРЕМЕННЫЙ МІРЪ.
Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія.

Церковь Христова — «столпъ и утвержденіе истины» (1 Тимоѳ. 3, 15).

«Созижду Церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей» (Матѳ. 16, 18).

«Пятдесятницу празднуимъ и Духа пришествіе» — радостно поетъ Церковь въ великій и славный день Сошествія Святаго Духа на Апостоловъ. Духъ Святый сошелъ на Апостоловъ, и на землѣ явилось «Царствіе Божіе, пришедшее въ силѣ», о которомъ предрекалъ Господь Іисусъ Христосъ во время Своей земной жизни (Марк. 9, 1), — Царство Духа Божія, Церковь Христова, которой Господь далъ великое обѣтованіе, что «врата адова не одолѣютъ ей» (Матѳ. 16, 18).

Церковь Христова основана на землѣ, но она — не земного, а небеснаго происхожденія.

Церковь Христова состоитъ изъ людей, но она — не человѣческая организація, а Божественная.

/с. 300/ Это потому, что Глава ея — Божественный Основатель ея — Господь Іисусъ Христосъ — Сынъ Божій Единородный, «насъ ради человѣковъ и нашего ради спасенія сшедшій съ небесъ и воплотившійся отъ Духа Свята и Маріи Дѣвы и вочеловѣчьшійся».

Цѣль, съ какой основана Церковь Христова, — спасеніе душъ въ жизнь вѣчную, а потому никакихъ чисто-земныхъ цѣлей, земныхъ задачъ истинная Церковь Христова не можетъ, не должна себѣ ставить.

Это совсѣмъ не значитъ, что она вовсе должна быть отрѣшена отъ земли и отъ всего земного — нѣтъ! — но это значитъ, что она должна быть выше всего временнаго, земного: на все земное смотрѣть и все земное расцѣнивать съ возвышенной высоты своего положенія — со стороны своей высокой цѣли, своего высокаго назначенія — вѣчнаго спасенія людей. Все, что на землѣ содѣйствуетъ этой высокой цѣли, для Церкви пріемлемо и Церковью одобряется и благословляется; все, что достиженію этой цѣли мѣшаетъ, такъ или иначе препятствуетъ, — для Церкви непріемлемо, Церковью отвергается.

Съ Церковью Христовой ведутъ жестокую борьбу «не на жизнь, а на смерть» «врата адовы», то-есть всѣ самыя отборныя адскія силы, — на ея уничтоженіе или, хотя бы, на ея обезличеніе, чтобы сдѣлать ее, по выраженію Самого Христа-Спасителя «солью обуявшей» (Матѳ. 5, 13), дабы она стала неспособной выполнять свое высокое назначеніе — спасать души людей въ жизнь вѣчную.

Въ наше время для многихъ стало уже очевиднымъ, яснымъ, что просто «уничтожить» Церковь нельзя: кровавыя гоненія столькихъ вѣковъ, включая и самыя послѣднія гоненія нашего времени, ничего въ этомъ отношеніи не достигли. Поэтому-то «врата адовы» въ наше время довольно рѣзко измѣнили свою тактику: они стремятся обезличить Церковь — отвести ее отъ ея вѣчныхъ неземныхъ цѣлей и крѣпко связать ее съ землей, съ земными интересами и стремленіями людей.

Дѣлаютъ они это чрезъ податливыхъ, угодливыхъ, «эластичныхъ» іерарховъ, легкомысленно продающихъ Церковь за «іудины сребренники».

/с. 301/ О, какъ тяжко грѣшатъ предъ Богомъ и Церковью тѣ іерархи, поставленные быть «блюстителями» Церкви (ибо самое слово «епископъ» и значитъ «блюститель»), хранителями и стражами ея, которые отступаютъ отъ высокихъ цѣлей и задачъ Церкви — спасенія душъ въ жизнь вѣчную — и устремляются за иными чисто-земными цѣлями, въ угожденіе сильнымъ вѣка сего, идя «въ ногу съ временемъ», чтобы имѣть отъ этого лично для себя какія-либо чисто-земныя выгоды!

Тогда остается только видимость Церкви, но безъ духа ея.

Но, какъ же, спросите вы, возможно это, если Самъ Христосъ обѣшалъ, что «врата адовы не одолѣютъ Церкви»?

Къ сожалѣнію, это изреченіе многими неправильно понимается, невѣрно истолковывается, а въ наше время весьма часто злонамѣренно извращается.

«Неодолимость» Церкви «вратами адовыми», какъ и «непогрѣшимость» Церкви — понятія тѣсно связанныя другъ съ другомъ — принадлежатъ всей Церкви Христовой въ цѣломъ, но никакъ не какой-либо отдѣльной ея части, хотя бы и весьма многочисленной, ни, тѣмъ болѣе — какимъ-либо отдѣльнымъ лицамъ, хотя бы даже священнослужителямъ въ самомъ высокомъ санѣ, епископамъ, патріархамъ.

Исторія Церкви за много вѣковъ свидѣтельствуетъ о нерѣдкихъ случаяхъ отпаденія отъ истинной вѣры Христовой и отдѣльныхъ лицъ, вплоть до Самыхъ высокихъ іерарховъ, и цѣлыхъ обществъ христіанскихъ.

Изреченіе Христово о «неодолимости Церкви вратами адовыми» означаетъ лишь то, что Истинная Церковь Христова не исчезнетъ съ лица земли до самой кончины вѣка сего и второго пришествія Христова, но это нисколько не исключаетъ появленія въ христіанскомъ обществѣ «лже-церквей» — и «церквей лукавнующихъ» носящихъ только одно внѣшнее обличіе Церкви, но безъ духа ея, — церквей, поклонившихся, вмѣсто Христа, Антихристу и служащихъ не Христу, а Антихристу.

Истинная же Церковь Христова сохранится на землѣ даже въ томъ случаѣ, если въ ней останется хотя бы одинъ Епископъ (ибо «безъ Епископа нѣтъ Церкви») всего лишь съ нѣсколькими священнослужителями и вѣрующими мірянами.

/с. 302/ Главный признакъ Истинной Церкви Христовой — это храненіе Истины, ибо Церковь, по словамъ великаго апостола языковъ, есть «столпъ и утвержденіе истины» (1 Тим. 3, 15).

Христосъ-Спаситель пришелъ на землю, по Его собственнымъ словамъ, для того, чтобы «свидѣтельствовать истину» (Іоан. 18, 37), и всѣ вѣрные Его послѣдователи, а тѣмъ болѣе пастыри Церкви, должны брать съ Него примѣръ и тоже — прежде всего свидѣтельствовать Истину, не допуская никакой лжи — ни въ словахъ своихъ, ни въ дѣйствіяхъ.

Никакая ложь не приличествуетъ истинному христіанину — служителю Истины. Вотъ почему св. Апостолъ Павелъ увѣщеваетъ всѣхъ христіанъ: «тѣмже отложше лжу, глаголите истину кійждо ко искреннему своему» (Ефес. 4, 25).

Тѣмъ болѣе недопустима ложь въ устахъ служителей Церкви Христовой, а въ особенности, конечно, нетерпима она въ устахъ высокихъ іерарховъ, долженствующихъ всегда провозглашать одну Истину отъ лица всей Церкви.

Что это было бы, если бы мученики первыхъ вѣковъ христіанства, «ради спасенія Церкви» (весьма модное теперь оправданіе подобкаго рода лжи!), хотя бы только притворно, по требованію мучителей, отрекались отъ Христа и приносили бы жертвы идоламъ?

Что это было бы, если бы великіе Отцы Церкви, тоже «ради спасенія Церкви», вмѣсто борьбы съ еретиками, находили бы разные компромиссы и вступали бы въ соглашательство съ ними?

Гдѣ была бы тогда истинная Церковь Христова? Не исчезла ли бы она тогда съ лица земли?

А вотъ теперь почему-то, говорятъ, все стало иначе, и можно лгать, лгать и лгать безъ конца «для спасенія Церкви» (???!!!).

Все перевернулось теперь вверхъ дномъ, и всѣ понятія вывернуты наизнанку!

Борьба за Вѣру — это почему-то предосудительная «политика».

А вотъ, соглашательство съ лютыми врагами Вѣры — это не «политика», а нѣчто весьма похвальное, многими теперь одобряемое, какъ актъ «мудрости».

Для многихъ теперь Церковь стала чисто-земной /с. 303/ организаціей, которая должна служить земнымъ цѣлямъ, и ее пытаются сдѣлать своимъ послушнымъ орудіемъ люди «вѣка сего», вплоть до явныхъ служителей сатаны. Но самое страшное въ томъ, что это служеніе земнымъ цѣлямъ завуалируется, прикрывается часто возвышенными евангельскими лозунгами, изреченіями Христовыми, апостольскими и святоотеческими, что и вводитъ въ заблужденіе многихъ, наивныхъ, поддающихся этому нечестному обману, этой подлинно-діавольской лжи, искусно скрывающей свою сущность.

Но будемъ помнить, братіе, тамъ, гдѣ ложь, въ какомъ бы видѣ она ни являлась, какой бы благовидностью ни прикрывалась, тамъ нѣтъ Истинной Церкви.

Тамъ — Лже-церковь!

Ибо Истинная Христова Церковь есть «столпъ и утвержденіе истины».

«Блюдите же, какъ опасно ходите: не якоже немудри, но якоже премудри» (Ефес. 5, 15)!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Истинное Православіе и современный міръ: Сборникъ статей и рѣчей ко дню сорокалѣтія священнослуженія. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Russian Orthodox Monastery, 1971. — С. 299-303.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.