Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ I. 1951-1960 Г.Г.
Слово Архимандрита Аверкія на Второмъ св. Владимірскомъ съѣздѣ.

Православная русская молодежь — духовныя чада наши о Господѣ!

Милостью Божіею, собрались мы, сегодня на второй нашъ съѣздъ, дабы подвести итоги тому, что сдѣлано нами за истекшій годъ, и въ торжественномъ прославленіи памяти нашего великаго просвѣтителя св. равноапостольнаго князя Владиміра почерпнуть духовныя силы для предстоящей намъ работы на будущій годъ.

Пусть каждый изъ васъ въ сегодняшній день спроситъ свою собственную совѣсть: преуспѣлъ ли онъ хоть сколько-нибудь на пути осуществленія завѣтовъ св. кн. Владиміра въ своей личной жизни? потрудился ли онъ достаточно добросовѣстно надъ этимъ въ окружающей средѣ?

Хочется напомнить вамъ здѣсь, дорогія мои чада духовныя, о замѣчательномъ предсказаніи, широко распространившемся нѣсколько лѣтъ тому назадъ въ эмиграціи. Оно приписывается великому подвижнику земли русской преподобному и богоносному отцу нашему Серафиму, Саровскому чудотворцу, и гласитъ слѣдующее:

За грѣхи русскаго народа, постигнетъ русскую землю страшное кровавое бѣдствіе, во время котораго ангелы Божіи едва будутъ поспѣвать принимать души человѣческія. Значительную часть русскихъ людей Господь разсѣетъ по всѣмъ народамъ земли, какъ разсѣялъ нѣкогда ветхаго Израиля. Но такъ какъ Промыслъ Божій всегда всякое зло направляетъ къ добрымъ послѣдствіямъ, то и это разсѣяніе русскихъ людей должно будетъ послужить тому, чтобы они весь міръ познакомили съ исповѣдуемой ими св. православной вѣрой. Кто будетъ ревностно исполнять эту апостольскую миссію, тѣхъ сподобитъ Господь великой радости возвратиться на освобожденную отъ ига безбожниковъ родину. А тѣ, кто всецѣло погрузятся въ житейскую суету, отдавшись лишь эгоистическимъ заботамъ объ устройствѣ своего собственнаго земного благополучія и объ удовлетвореніи своихъ низменныхъ страстей и похотей, тѣ погибнутъ отъ той страшной «болѣзни», которая изъ Россіи распространится по всѣмъ народамъ земли.

Итакъ, на всѣхъ насъ лежитъ апостольская миссія. Но осуществить ее мы сможемъ, конечно, лишь въ томъ случаѣ, если сами пребудемъ вѣрными завѣтамъ нашего духовнаго вождя и просвѣтителя св. равноапостольнаго князя Владиміра.

/с. 17/ Возвышенный образъ его долженъ быть свѣточемъ для насъ, вдохновляющимъ примѣромъ для подражанія.

Какъ и въ чемъ можемъ мы подражать нашему Просвѣтителю?

Владиміръ до крещенія и Владиміръ послѣ крещеная это какъ бы два совершенно разныхъ человѣка. Мрачный, жестокій, подозрительный, сластолюбивый варваръ, каковымъ его характеризовалъ лѣтописецъ до крещенія, онъ сталъ послѣ крещенія ласковымъ, привѣтливымъ, милостивымъ, любвеобильнымъ, цѣломудреннымъ, полнымъ христіанскаго милосердія и снисхожденія къ людямъ, княземъ — подлиннымъ отцомъ своихъ подданныхъ, заслуживъ наименованіе «Владиміра — Красное Солнышко».

Что можетъ быть ярче, выразительнѣе, этой трогательной характеристики?

А этого язычникъ Владиміръ достигъ потому, что въ купели крещенія онъ какъ бы заново родившись, оправдалъ вполнѣ наименованіе «пакирожденія», «второго рожденія», которое даетъ Церковь таинству св. крещенія. Примѣромъ своего дивнаго перерожденія св. Владиміръ вдохновилъ весь крещеный имъ русскій народъ, духовно породилъ его, сдѣлалъ его «СВЯТОЮ РУСЬЮ».

Что значитъ это наименованіе?

Означаетъ ли оно то, что всѣ русскіе люди были прежде святыми? Что не было на Руси людей грѣшныхъ, порочныхъ и преступныхъ?

Конечно, не такой смыслъ вкладываемъ мы въ это понятіе.

Мы отлично знаемъ, что, по ученію Слова Божія, нѣтъ человѣка безъ грѣха, «аще токмо и единъ день житіе его на земли».

И на Святой Руси, хотя она и дала цѣлый величественный сонмъ «всѣхъ святыхъ въ земли Россійстѣй просіявшихъ», прославляемыхъ Церковью ежегодно во 2-ую недѣлю по Пятидесятницѣ въ Петровомъ посту, были люди грѣшные, порочные и преступные. Но особенностью православнаго русскаго человѣка тѣхъ временъ было то, что какъ бы онъ низко ни падалъ, его никогда не оставляло вполнѣ СОЗНАНІЕ ПРЕСТУПНОСТИ ГРѢХА И БЛАГОГОВѢНІЕ ПРЕДЪ ИДЕАЛОМЪ СВЯТОСТИ.

«БОЮСЬ ГРѢХА», сказалъ однажды св. Владиміръ, когда его спросили, почему онъ не казнитъ разбойниковъ. Эта «БОЯЗНЬ ГРѢХА» и опредѣлила собой міровоззрѣніе русскаго человѣка на цѣлый рядъ столѣтій, пока не подули намъ съ Запада «иныя» вѣянія, приведшія русскій народъ — Святую Русь — къ страшной катастрофѣ. Даже совершая грѣхъ, русскій человѣкъ не утрачивалъ вполнѣ сознанія преступности грѣха, а потому нерѣдко и поражалъ всѣхъ необычайной силой и глубиной своего искренняго покаяннаго чувства. /с. 18/ Подлинно: если умѣлъ русскій человѣкъ грѣшить, то умѣлъ и каяться!

Замѣчательно характерна въ этомъ отношеніи всѣмъ хорошо извѣстная пѣснь о «лютомъ разбойникѣ Кудеярѣ-атаманѣ», который вдругъ сталъ «инокомъ честнымъ Питиримомъ». А развѣ не характерно и то, какъ умирали величайшіе злодѣи — преступники, извѣстные намъ изъ русской исторіи, какъ напр. Стенька Разинъ!

Взойдя на плаху, гдѣ ожидала его смертная казнь, и осѣнивъ себя крестнымъ знаменіемъ, онъ на всѣ четыре стороны кланялся земно народу, прося у него прощеніе за совершенныя имъ злодѣянія.

Что понуждало ихъ это дѣлать, какъ не то же, всегда присущее душѣ русскаго человѣка сознаніе преступности грѣха, которое особенно ярко возгоралось въ этотъ послѣдній страшный, смертный часъ?!

Нѣтъ ничего, что такъ омрачало бы жизнь человѣка, какъ грѣхъ. Всѣ безчисленные виды зла на землѣ, отъ которыхъ такъ страдаетъ человѣкъ, имѣютъ свой корень въ грѣхѣ. И наоборотъ — нѣтъ ничего на свѣтѣ, что давало бы такое полное духовное удовлетвореніе, такой свѣтъ, миръ и радость, какъ искреннее стремленіе къ идеалу святости.

Посмотрите, что дѣлается на землѣ въ настоящее время!

Какъ изуродовалась, обезобразилась жизнь во всѣхъ своихъ проявленіяхъ уже на нашихъ глазахъ — за эти послѣднія десятилѣтія!

Почему это?

Только потому, что почти исчезла нынѣ «боязнь грѣха», что все больше и больше утрачиваютъ люди сознаніе преступности грѣха — грѣшатъ безстрашно и безстыдно. И вотъ жизнь становится настоящимъ адомъ. «Если Бога нѣтъ, то все позволено». О, какъ оправдалось это мудрое изрѣченіе нашего великаго провидца-писателя въ жизни нашего несчастнаго русскаго народа, отравленнаго ядомъ безбожія! Мы всѣ — свидѣтели ужасовъ, неслыханныхъ, неописуемыхъ, невыразимыхъ ужасовъ, разыгравшихся на нашей родинѣ въ результатѣ потери «боязни грѣха» и утраты благоговѣнія передъ идеаломъ святости!

А теперь и весь міръ находится на порогѣ этихъ же ужасовъ, ибо, какъ показалъ опытъ жизни, БЕЗЪ СВЯТОЙ РУСИ НЕВОЗМОЖНО МИРНОЕ СУЩЕСТВОВАНІЕ И ВСЕГО ОСТАЛЬНОГО ЧЕЛОВѢЧЕСТВА.

Въ свѣтѣ всего вышесказаннаго вамъ должно быть ясно, ЧЕГО мы хотимъ отъ васъ и для васъ, дорогіе русскіе юноши, дѣвушки и молодые люди!

/с. 19/ Мы хотимъ помочь вамъ оградить себя отъ растлѣвающей, убійственной силы грѣха, которая особенно грозитъ вамъ въ этой странѣ, изобилующей земными благами, но вмѣстѣ съ тѣмъ и всякими соблазнами, и укрѣпить въ душахъ вашихъ тѣ возвышенные идеалы, которыми жила наша родина на продолженіи многихъ столѣтій.

Мы хотимъ, чтобы вы были достойными духовными чадами нашего общаго духовнаго отца и просвѣтителя св. князя Владиміра — Красное Солнышко.

Мы хотимъ видѣть васъ носителями того духовнаго свѣта, мира и радости, которые обычно излучали отъ себя наши подвижники благочестія, начиная отъ самого князя Владиміра и его сыновей-страстотерпцевъ Бориса и Глѣба, этого «дивнаго цвѣта новокрещеной земли русской», по выраженію лѣтописца, вплоть до послѣдняго, ближайшаго къ намъ по времени канонизованнаго святого преп. Серафима Саровскаго, всегда подобно солнцу сіявшаго неземной радостью и привѣтствовавшаго приходившихъ къ нему словами: «Христосъ воскресе, радость моя!»

Мы хотимъ, чтобы вы не только не потерялись, не растворились, не потонули, среди моря иновѣрцевъ, васъ окружающихъ, но сами сдѣлались бы для нихъ свѣтильниками истинной вѣры и нелицемѣрнаго христіанскаго благочестія, дабы они, глядя на васъ, прославляли вѣру православную, какъ несомнѣнно подлинную вѣру Христову.

Это — не пустая мечта. Мы знаемъ множество иностранцевъ, плѣнившихся возвышенной красотой православной русской души и сдѣлавшихся пламенными почитателями православной русской культуры. А сколько изъ таковыхъ всѣмъ сердцемъ приняли св. православную вѣру и вполнѣ, какъ принято выражаться, «обрусѣли» — стали совершенно русскими.

Мы и хотимъ, чтобы сила вашего православнаго русскаго духа побѣждала всегда всѣ иностранныя иновѣрныя тлѣтворныя вліянія и соблазны.

Мы этого хотѣть для васъ всѣмъ сердцемъ.

Но осуществить все это на дѣлѣ, въ той или иной мѣрѣ, зависитъ, конечно, отъ васъ самихъ. Нужно крѣпко осознать себя подлинно русскими, православными людьми, всей душой полюбить этотъ возвышенный многовѣковой идеалъ русскаго народа.

Да поможетъ вамъ въ этомъ Всемогущій Богъ, молитвами великаго просвѣтителя нашего св. равноапостольнаго князя Владиміра!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 16-19.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.