Церковный календарь
Новости


2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 17 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

СЛОВА И РѢЧИ. ТОМЪ I. 1951-1960 Г.Г.
Къ 50-лѣтію обрѣтенія св. мощей преп. Серафима Саровскаго.

«Радуйся, правило вѣры и благочестія; радуйся, образе кротости и смиренія»... (Изъ акаѳиста).

Въ такихъ умилительныхъ словахъ и выраженіяхъ св. Церковь прославляетъ величайшаго подвижника послѣднихъ временъ преподобнаго и богоноснаго отца нашего Серафима, Саровскаго чудотворца. Въ нынѣшнемъ году 19 іюля исполняется точно 50 лѣтъ со дня торжественнаго открытія его св. мощей. Празднованіе пятидесятилѣтняго юбилея установлено Самимъ Господомъ Богомъ еще въ Ветхомъ Завѣтѣ. Оно побуждаетъ насъ съ особымъ вниманіемъ остановиться на самыхъ характерныхъ, чертахъ личности преподобнаго Серафима, особенно углубленно отнестись къ его наставленіямъ — къ тому, чему онъ училъ, какъ словомъ, такъ и самымъ примѣромъ своей дивной подвижнической жизни. Это тѣмъ болѣе необходимо, что все болѣе и болѣе умножаются признаки, какъ внѣшніе, такъ и внутренніе, свидѣтельствующіе о несомнѣнномъ приближеніи тѣхъ страшныхъ временъ, о которыхъ предсказывалъ преподобный. Эти страшныя времена мы должны встрѣтить во всеоружіи, чтобы не быть застигнутыми ими врасплохъ.

Чему же училъ насъ этотъ великій подвижникъ, просіявшій на нашей русской землѣ, а потому особенно близкій и дорогой намъ?

Мало дошло до насъ письменныхъ записей его наставленій: онъ училъ не столько словомъ, сколько примѣромъ своей жизни. Но все же кое-что изъ его наставленій было записано его вѣрнымъ «служкой» помѣщикомъ Н. А. Мотовиловымъ, а также и нѣкоторыми другими почитателями преподобнаго, глубоко чтившими въ немъ «правило вѣры и благочестія, образъ кротости и смиренія».

Самое важное, чему онъ училъ, это то, что цѣль нашей земной жизни заключается въ «Стяжаніи Духа Святаго Божіяго». Всѣ добрыя дѣла, нами совершаемыя, всѣ добродѣтели, нами пріобрѣтаемыя, лишь постольку хороши и имѣютъ смыслъ, поскольку они помогаютъ достиженію этой цѣли. Всякое доброе дѣло, Христа /с. 23/ ради дѣлаемое, есть средство для стяжанія Святаго Духа Божіяго. Но болѣе всего даетъ намъ въ этомъ отношеніи молитва, ибо она «какъ бы всегда въ рукахъ нашихъ». И мы видимъ, что преподобный Серафимъ, будучи самъ великимъ молитвенникомъ, подобнымъ великимъ отцамъ древности, проводившимъ въ молитвѣ подлинно день и ночь, и приходящихъ къ нему училъ прежде всего молитвѣ. Но молитва эта, только тогда можетъ быть сильной и дѣйственной, когда она творится не одними лишь устами, внѣшне и формально, а умомъ и сердцемъ. Такую умно-сердечную молитву преп. Серафимъ называетъ «непобѣдимой побѣдой». Въ примѣръ такой молитвы онъ приводитъ ветхозавѣтнаго праведника Моисея, который, «ходя по полкамъ, безмолвно молился сердцемъ, и Господь сказалъ Моисею: «Моисее, Моисее, что вопіеши ко Мнѣ?» Когда же Моисей воздвигалъ руки свои на молитву, тогда побѣждалъ Амалика... Вотъ что есть молитва. Это — непобѣдимая побѣда». И мы, по ученію преп. Серафима, подвизаясь въ умно-сердечной молитвѣ, сможемъ побѣждать «мысленнаго Амалика», то есть грѣховныя страсти и враговъ нашего спасенія. Особенно важнымъ считалъ преподобный держать въ устахъ и въ сердцѣ ту великую молитву, которая завѣщана всѣмъ намъ христіанамъ еще отъ временъ древнехристіанскаго подвижничества. Это такъ называемая молитва Іисусова: «Господи Іисусе Христе, Сыне Божій, помилуй мя грѣшнаго». «Призовемъ Имя Господне — и спасемся!» любилъ говорить преподобный Серафимъ.

Самой характерной и глубоко поучительной для насъ чертой въ преподобномъ Серафимѣ была его пламенная ревность. Оправдывая свое имя «Серафимъ», что значитъ «пламенный», онъ весь пламенѣлъ въ молитвѣ и въ подвигахъ Богоугожденія, уподобляясь пламеннымъ серафимамъ, непрестанно предстоящимъ престолу Божію и восхваляющимъ Господа. Эта пламенная ревность есть главный залогъ успѣха въ христіанской жизни. Не нужны Господу люди вялые, съ теплохладнымъ сердцемъ. Пришедши на землю воплотившійся Сынъ Божій въ слѣдующихъ словахъ, какъ учатъ насъ святые отцы, молилъ Бога Отца о дарованіи Своимъ послѣдователямъ-христіанамъ этой огненной ревности: «Огнь пришелъ Я низвести на землю: и какъ желалъ бы, чтобы онъ уже возгорѣлся» (Лук. 12, 49).

Другой важной и назидательной для насъ чертой въ преп. Серафимѣ было то, что его подвигъ сопрягался всегда /с. 24/съ кротостью и глубокимъ смиреніемъ и послушаніемъ. Въ этомъ отношеніи онъ слѣдовалъ высочайшему примѣру Самого Подвигоположника-Христа, Который «смирилъ Себя, послушливъ бывъ даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2, 8). Онъ не только называлъ, но и чувствовалъ себя «убогимъ Серафимомъ». Кротость и незлобіе его поразительны. Однажды, когда онъ рубилъ въ лѣсу дрова, напали на него три разбойника. Преподобный Серафимъ имѣлъ смолоду статный ростъ и отличался большой крѣпостью тѣлесныхъ силъ. Имѣя въ рукахъ топоръ, онъ могъ бы съ успѣхомъ обороняться. Но онъ вспомнилъ слова Спасителя: «Вси пріемшіи ножъ, ножемъ погибнутъ» (Матѳ. 26, 52), опустилъ топоръ на землю и, сложивъ руки крестообразно на груди, рѣшилъ безвинно претерпѣть страданія. Разбойники нанесли ему такія страшныя раны и увечія, что всѣ потомъ удивлялись, какъ онъ могъ остаться въ живыхъ. Впослѣдствіи они были пойманы, но преподобный Серафимъ умолилъ не наказывать ихъ, угрожая, что въ противномъ случаѣ онъ уйдетъ изъ монастыря. Таково было его необычайное незлобіе. А вотъ примѣръ его необыкновеннаго смиренія и послушанія. 15 лѣтъ подвизался онъ въ лѣсномъ уединеніи въ своей любимой «дальней пустынькѣ» и достигъ уже высокой степени духовнаго совершенства въ этомъ подвигѣ безмолвія и отшельничества. Между тѣмъ произошла перемѣна въ монастырскомъ начальствѣ, и новый настоятель неблаговолительно относившійся къ подвигу преп. Серафима, вмѣстѣ съ частью братіи, созвалъ духовный соборъ, который потребовалъ отъ преподобнаго, чтобы онъ вернулся на жительство въ обитель. Ни слова не говоря, великій подвижникъ немедленно подчинился этому рѣшенію, вызванному несправедливо-пристрастнымъ къ нему отношеніемъ, и возвратился въ монастырь, гдѣ продолжалъ свой подвигъ, затворившись въ своей келліи.

Едва ли не самая замѣчательная черта въ преп. Серафимѣ, привлекавшая къ нему сердца многихъ, стекавшихся со всѣхъ концовъ Россіи, это его любовь, та подлинная христіанская любовь, которая, по ученію Слова Божія, есть «Союзъ совершенства» (Кол. 3, 14). Именно эта любовь и подняла преподобнаго Серафима на ту необычайную нравственную высоту, которая еще при жизни стяжала ему неувядаемый вѣнецъ святости, ибо всѣ подвиги, какъ учитъ св. ап. Павелъ, безъ любви ничто — «Мѣдь звенящая, или кимвалъ звучащій» (1 Коринѳ. 13, 1-2). Всѣхъ приходившихъ /с. 25/ къ нему любвеобильный подвижникъ встрѣчалъ съ радостнымъ привѣтливымъ лицомъ, всѣхъ, какъ чадолюбивый отецъ, наставлялъ, утѣшалъ, ободрялъ. Внѣшне эта любовь его къ людямъ выражалась въ томъ, что онъ обращавшихся къ нему за духовнымъ утѣшеніемъ называлъ «радость моя!» «сокровище мое!» Духовная радость, преисполнявшая отъ этой любви все его существо, была столь велика, что онъ многихъ, во всякое время года привѣтствовалъ пасхальнымъ привѣтомъ: «Христосъ воскресе!» «Что ты унываешь, радость моя», такъ говорилъ онъ обыкновенно приходившимъ къ нему со своими скорбями и печалями: «нѣтъ причины унывать: Христосъ воскресе!» «И никтоже отъ него тощъ и неутѣшенъ отъиде», говоритъ о немъ акаѳистъ: «но всѣмъ въ сладость бысть видѣніе лика его и благоувѣтливый гласъ словесъ его» (молитва).

Судя по предсказаніямъ, сохранившимся до насъ отъ преподобнаго, ясно провидѣвшаго будущее, приближаются страшныя времена: да мы и сами не можемъ этого не видѣть. Мы должны готовиться къ нимъ, чтобы мужественно и безбоязненно встрѣтить ихъ, какъ подобаетъ христіанамъ, во всеоружіи. Для этого необходимо намъ, въ мѣру силъ нашихъ, стараться подражать великимъ добродѣтелямъ преподобнаго, а въ особенности вооружить себя подвигомъ непрестанной умно-сердечной молитвы. Всею дивною жизнью своею и самое кончиною въ колѣнопреклонной молитвѣ передъ иконою Богоматери преподобный Серафимъ зоветъ насъ взять на себя трудъ молитвенный, и тогда ничто не будетъ намъ страшно, ибо молитва, по словамъ преп. Серафима, есть «непобѣдимая побѣда».

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 22-25.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.