Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

Слово Архимандрита Аверкія при нареченіи во Епископа Сиракузско-Троицкаго, 10/23 мая 1953 года.

Преосвященнѣйшіе Архипастыри!

Въ сей торжественный часъ, когда благодать Божія чрезъ Васъ призываетъ меня, убогаго, къ высшему въ Церкви епископскому служенію, которое есть продолженіе служенія Апостольскаго, чтó убо реку или чтó возглаголю?

Страхъ и трепетъ пріиде на мя, и сердце мое смятеся во мнѣ (Пс. 54, 6-5), и удобѣе мнѣ было бы любити молчаніе. Но поелику, согласно установившемуся обычаю, требуется отъ меня въ настоящій часъ исповѣданіе того, СЪ КАКИМИ МЫСЛЯМИ И ЧУВСТВАМИ приступаю я къ предстоящему мнѣ служенію, принужденъ и я отверзть уста мои.

Исповѣдую, прежде всего, безмѣрную благость Божію ко мнѣ, грѣшному, которая такъ явно и обильно изливалась на меня во всѣхъ путяхъ жизни моея.

Исповѣдую и всю немощность мою, все недостоинство мое. Въ минуты просвѣтлѣнія духовнаго ничего не вижу въ себѣ, кромѣ грѣховъ и многообразныхъ немощей.

Но знаю и помню слова Господа, сказанныя великому Апостолу языковъ: Сила Моя въ немощи совершается (2 Кор. 12, 9). А потому не смѣю отрекаться служенія, къ которому призываюсь. Всегда считалъ за лучшее: ничего не искать и ни отъ чего не отрекаться, полагаясь во всемъ на волю Божію. Со страхомъ и трепетомъ пріемлю сіе великое служеніе и съ благодарностью за оказываемое мнѣ довѣріе и честь, ибо служеніе это не только страшно и отвѣтственно, но и блаженно и радостно.

Въ Вашемъ призывѣ, Преосвященнѣйшіе, не могу не видѣть воли Божіей, чудесно ведшей меня всю жизнь. Еще въ ранніе годы дѣтства любимой книгой моей стала Священная Книга Евангелія, а любимымъ времени провожденіемъ — прислуживаніе въ св. алтарѣ и чтеніе на клиросѣ. Обычная мірская жизнь меня не привлекала; душа искала иной жизни. И вотъ, два великихъ святителя, оба носившихъ имя ѲЕОФАНА, что значитъ: «Бога являющій», подлинно «явили» мнѣ Бога въ дивныхъ не/с. 28/тлѣнныхъ красотахъ сокровенной, духовной жизни въ Богѣ, расположивъ меня къ отреченію отъ мірской жизни и принятію иночества. Драгоцѣннѣйшая книга святителя Ѳеофана, Вышенскаго Затворника: «Что есть духовная жизнь и какъ на нее настроиться?» раскрыла предо мной сокровища духовной жизни и возбудила неутолимое желаніе къ нимъ пріобщиться. «Невидимая брань» и «Путь ко спасенію» воспитали во мнѣ вкусъ къ чтенію святоотеческихъ писаній. «Душеполезныя поученія» Аввы Дороѳея, «Лѣствица» преп. Іоанна, игумена горы Синайской, и вслѣдъ за ними многія другія святоотеческія творенія стали моимъ любимѣйшимъ чтеніемъ. А высокіе образы и примѣры Священной и Церковной Исторіи увлекали мою мысль и чувство и властно звали меня посвятить свою жизнь на служеніе Богу и Его Святой Церкви. Особенно вдохновлялъ меня возвышенный образъ «Апостола любви» — возлюбленнаго ученика Христова, наперсника и дѣвственника св. Іоанна Богослова, а затѣмъ — образы неустрашимыхъ борцовъ за истину св. Православія: св. Аѳанасія Александрійскаго и великихъ вселенскихъ учителей и святителей Василія Великаго, Григорія Богослова и Іоанна Златоустаго. Вмѣстѣ съ тѣмъ, радовала принадлежность къ русскому народу, этому подлинному «Новому Израилю», которому, по словамъ нашего великаго праведника о. Іоанна Кронштадтскаго, «ввѣрилъ Господь великій и спасительный талантъ Православной Вѣры»; умиляла и трогала мою душу идея Святой Руси, воодушевляли образы великихъ столповъ нашей отечественной Церкви — «стоятелей за вѣру и за землю Русскую» — преп. Сергія Радонежскаго, «игумена всея Руси», святителей московскихъ Петра, Алексія, Іоны, Филиппа, священномученика Патріарха Гермогена, «радости нашей» — преп. Серафима Саровскаго, оптинскихъ старцевъ и приснопамятнаго «Батюшки» отца Іоанна Кронштадтскаго.

Встрѣча съ незабвеннымъ Аввою моимъ Преосвященнымъ Ѳеофаномъ, Архіепископомъ Полтавскимъ и Переяславскимъ, въ которомъ я увидѣлъ живое воплощеніе сложившихся у меня въ умѣ и сердцѣ идеаловъ инока и святителя, все окончательно рѣшила: я безповоротно сталъ на путь иночества. Окончивъ за послушаніе моему Аввѣ курсъ богословскихъ наукъ, я принялъ, по его благословенію, на Карпатахъ, гдѣ шла въ то время увлекавшая многихъ миссіонерская работа по возвращенію уніатовъ въ Православіе, иноческій постригъ. Однако, /с. 29/ Богу было угодно, вскорѣ послѣ этого, подвергнуть меня трудному испытанію. Вмѣсто иноческаго уединенія, къ которому съ дѣтства стремилась душа моя, мнѣ пришлось, въ самыхъ неблагопріятныхъ для духовной жизни условіяхъ и обстановкѣ, нести весьма тяжкое для молодого инока послушаніе приходскаго пастыря, которое продолжалось затѣмъ въ теченіе цѣлыхъ двадцати лѣтъ. Много утѣшеній и чисто духовныхъ радостей и въ этомъ благословенномъ, самомъ по себѣ, служеніи, но о, какъ трудно иноку, среди суеты и страстей міра сего, во злѣ лежащаго, сохранить душу свою незапятнанной, неопустошенной, какъ трудно не погубить себя въ конецъ. Благодарю Милосердаго Господа, что Онъ помогъ мнѣ пройти сію пучину и обрѣсти здѣсь въ этой святой обители тихое пристанище!

Слава Всемилостивому Богу, благодареніе и Тебѣ, возлюбленный Первосвятитель нашъ, и Тебѣ, мой теперешній Авва, поставившимъ меня здѣсь у кормила дорогого и близкаго моему сердцу дѣла — воспитанія и образованія новыхъ пастырей Церкви! Всѣми силами буду стараться, Богу содѣйствующу, оправдать Ваше высокое довѣріе и любовь.

Блаженно и радостно сознавать мнѣ, что отнынѣ вступаю я въ преславный ликъ преемниковъ Апостольскихъ, дѣлаюсь преемникомъ и продолжателемъ дѣла великихъ Отцевъ Церкви — дѣла Христова на землѣ.

Но, вмѣстѣ съ тѣмъ, не могу я не отдавать себѣ отчета въ томъ, что, сколь ни блаженно сіе служеніе, принимая его, я подлинно какъ бы восхожу на крестъ, уподобляясь Пастыреначальнику Христу. Въ наше время, которое, по многимъ признакамъ, нельзя не считать преддверіемъ послѣднихъ временъ, это особенно глубоко чувствуется. Жизнь христіанская стала сейчасъ столь трудной, какъ никогда прежде, ибо козни врага человѣческаго спасенія чрезвычайно умножились и утончились. Во много разъ сталъ труднѣе и отвѣтственнѣе подвигъ пастырствованія, который, по словамъ Апостола, есть дѣло служенія къ совершенію святыхъ, въ созиданіе Тѣла Христова, дондеже достигнемъ вси въ соединеніе вѣры и познанія Сына Божія, въ мужа совершенна, въ мѣру возраста исполненія Христова (Ефес. 4, 12-13). Столь велико сейчасъ растлѣніе грѣховное, столь извращены всѣ понятія даже у людей, именующихъ себя христіанами, что нѣтъ ничего болѣе труднаго, какъ призывать къ идеалу святости, идеалу совершенства христіанскаго. Подлинная /с. 30/ вѣра Христова претерпѣваетъ нынѣ гоненія, не менѣе, а болѣе опасныя и губительныя, чѣмъ во времена первохристіанства. Эти гоненія, въ сущности, уже повсемѣстны, съ тою лишь разницею, что въ однихъ мѣстахъ они ведутся явно и открыто, путемъ кровавыхъ насилій, а въ другихъ — не столь явно и болѣе «мирнымъ» образомъ — путемъ созданія такихъ условій и обстановки жизни, которыя способствуютъ внѣдренію въ общество началъ безбожія и безнравственности. Эти гоненія много хуже и опаснѣе бывшихъ во времена язычества, ибо тогда гнали Церковь люди, не знавшіе христіанства, а теперь гонятъ его ожесточенные отступники отъ христіанства, сознательные враги Церкви, подлинные слуги грядущаго Антихриста. Какъ никогда много появляется всякихъ лжехристовъ и лжепророковъ! Но что самое страшное, это то, что въ нѣдрахъ самой Церкви все больше и больше возстаютъ люди, которые говорятъ превратно (Дѣян. 20, 30), — отступники отъ подлиннаго христіанства, отвергающіе самую его сущность и въ то же время не стыдящіеся лицемѣрно выставлять себя служителями вѣры и Церкви Христовой. Воочію начинаютъ сбываться пророческія слова святителя Ѳеофана Затворника о послѣднихъ временахъ: «Тогда, хотя имя христіанское будетъ слышаться повсюду, и повсюду будутъ видны храмы и чины церковные, но все это — одна видимость, внутри же отступленіе истинное» (Толк. на 2 Сол. стр. 492). Отсюда, помимо всегда, въ первую очередь, необходимаго примѣра личной высокой духовно-нравственной жизни, для современнаго пастыря вытекаетъ отвѣтственнѣйшая и важнѣйшая задача — научить вѣрующихъ распознавать истинную Церковь среди множества лже-церквей, и словомъ, исполненнымъ духовной силы и мудрости, удерживать ихъ въ лонѣ Ея, а заблудшихъ привлекать.

Но это какъ трудно въ нашъ вѣкъ теплохладности и безразличія къ вѣрѣ!

Не на свои слабыя силы я надѣюсь. Уповаю единственно на благодать Божію, дарованную Апостоламъ въ день Пятидесятницы, которая ихъ, немудрыхъ и некнижныхъ, содѣлала «премудрыми ловцами» вселенной. И то, что я, грѣшный и немощный, сподобляюсь этой великой Апостольской благодати въ дни Пятидесятницы, наполняетъ мою душу особой высокой духовной радостью и надеждой на всесильную помощь Божію.

/с. 31/ Пріиди же ко мнѣ, о Утѣшителю благій, и очисти мя отъ всякія скверны, причастника мя содѣвая Твоея святости, и свѣта невечерняго, и Божественныя жизни, и благоуханнѣйшаго раздаянія (6 пѣснь канона Св. Духу).

Святители Божіи! Призывая на мою грѣшную главу сію огнеобразную Духа благодать, умолите Господа, да попалитъ она во мнѣ всякую нечистоту грѣховную, да освятитъ, да просвѣтитъ мя, да наставитъ мя на всякую истину и да содѣлаетъ мя достойна сего великаго и страшнаго, блаженнаго и славнаго служенія.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 27-31.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.