Церковный календарь
Новости


2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Ди Пи въ Канадѣ (1975)
2018-11-19 / russportal
Архіеп. Никонъ. Видѣнія Св. Руси на просторахъ Канады (1975)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 5-е основаніе (1992)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 4-е основаніе (1992)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

Чинъ Православія и наше время.

«Аще же и Церковь преслушаетъ, буди тебѣ якоже язычникъ и мытарь» (Матѳ. 18, 17).

«Апостолъ проповѣданіе, и Отецъ догматы, Церкви едину вѣру запечатлѣша» (Кондакъ 7-й недѣли по Пасцѣ).

«Сія вѣра Апостольская, сія вѣра Отеческая, сія вѣра Православная, сія вѣра вселенную утверди» (Послѣдованіе въ недѣлю Православія).

«Всякъ убо иже исповѣсть Мя предъ человѣки, исповѣмъ его и Азъ предъ Отцемъ Моимъ, Иже на небесѣхъ. А иже отвержется Мене предъ человѣки, отвергуся его и Азъ предъ Отцемъ Моимъ, Иже на небесѣхъ» (Матѳ. 10, 32-33). Такъ сказалъ Христосъ-Истина, пришедшій на землю для того, чтобы свидѣтельствовать объ истинѣ (Іоан. 18, 37), безъ познанія и усвоенія которой невозможно спасеніе человѣка (Іоан. 8, 31-51). Вотъ почему и въ Своей великой первосвященнической молитвѣ, передъ принесеніемъ Себя въ жертву за грѣхи людей, Онъ молится Богу Отцу о Своихъ ученикахъ: «Святи ихъ во истину Твою: слово Твое истина есть»... «И за нихъ Азъ свящу Себе, да и тіи будутъ священи воистину» (— чтобы и они были освящены истиною) (Іоан. 17, 17. 19). Понятно поэтому, что для христіанина всего дороже истина, и исповѣданіе этой истины и словомъ, и дѣломъ, — всею жизнью своею — есть первый и главный долгъ христіанина. Потому-то и говоритъ св. Апостолъ Іаковъ, братъ Господень: «Братіе! аще кто въ васъ заблудитъ отъ пути истины, и обратитъ кто его, да вѣсть, яко обративый грѣшника отъ заблужденія пути его, спасетъ душу отъ смерти, и покрыетъ множество грѣховъ» (Іак. 5, 19-20), а возлюбленный ученикъ Христовъ св. Іо/с. 35/аннъ Богословъ рѣшительно увѣряетъ: «Больши сея не имамъ радости, да слышу моя чада во истинѣ ходяща» (3 Іоан. 4). И великій Апостолъ языковъ св. Павелъ, желая охарактеризовать новопоставленному имъ епископу Ефесскому Тимоѳею Церковь, служителемъ которой онъ сдѣланъ, съ самой существенной ея стороны, опредѣляетъ ее такъ: «Церковь Бога жива — столпъ и утвержденіе истины» (1 Тим. 3, 15).

Если мы обратимся затѣмъ къ исторіи христіанской Церкви, то увидимъ, что самое существо этой исторіи составляетъ непрестанная борьба Церкви въ лицѣ вѣрныхъ служителей и послѣдователей Ея за истину противъ заблужденій. Первый періодъ исторіи христіанства — это борьба за истину противъ заблуждеиій іудейства и язычества. Какая это была страшная кровавая борьба, ознаменованная пролитіемъ множества кровей безчисленныхъ сонмовъ христіанскихъ мучениковъ! И кровь этихъ мучениковъ, явившихся свидѣтелями истины (по-гречески «мученикъ» — «мартис», что значитъ: «свидѣтель»), сдѣлалась основаніемъ величественнаго зданія Церкви.

Исповѣданіе истины, борьба за истину столь же ярко характеризуетъ собою и второй періодъ исторіи Церкви — когда, послѣ прекращенія гоненій со стороны язычниковъ, возникли новыя, еще болѣе опасныя гоненія на истину Христова ученія со стороны лжеучителей — еретиковъ. И этотъ періодъ далъ Церкви великое множество борцовъ за истину — славныхъ Отцевъ Церкви и Исповѣдниковъ, на вѣчныя времена ясно и точно изложившихъ въ постановленіяхъ Вселенскихъ Соборовъ и своихъ богомудрыхъ писаніяхъ истинное ученіе Церкви, въ огражденіе его отъ всѣхъ лжеученій.

Но, само собой разумѣется, что борьба противъ истины врага Божія и врага человѣческаго спасенія діавола, который, по словамъ Самого Господа, «ложь есть и отецъ лжи» (Іоан. 8, 44), не прекратилась и до скончанія вѣка не прекратится, а потому твердое стояніе въ истинѣ, путемъ исповѣдничества и неустанной борьбы за истину, вплоть до готовности душу свою положить за нее, остается главнымъ нравственнымъ долгомъ каждаго подлиннаго христіанина. Послѣдній и рѣшительный бой противъ Христовой истины произойдетъ передъ кончиною міра и Вторымъ Пришествіемъ Христовымъ, когда діаволъ, чрезъ своего вѣрнаго сына по духу, Антихриста, будетъ стараться отвратить отъ истины, «аще возможно, и избранныя» (Матѳ. 24, 24).

/с. 36/ Нынѣ мы опять переживаемъ страшное время усилившагося гоненія на Церковь и на содержимую Ею истину Христовой вѣры. А потому намъ теперь особенно благовременно помнить о лежащемъ на насъ нравственномъ долгѣ исповѣдничества. Толчекъ современнымъ гоненіямъ данъ отступленіемъ Запада отъ основныхъ истинъ христіанства, вылившимся сначала въ папизмъ, а затѣмъ въ протестантизмъ. На почвѣ этихъ западныхъ лжеученій возродилось затѣмъ язычество въ видѣ такъ называемаго «гуманизма», который, отвергнувъ Бога, самого человѣка сдѣлалъ земнымъ богомъ, А отсюда уже естественъ былъ переходъ отъ поклононія Богу къ поклоненію врагу Божію — сатанѣ, который, принимая видъ «ангела свѣтла», а тамъ, гдѣ этого ненужно (2 Коринѳ. 11, 14). и безъ этого, старается во всемъ угодить страстямъ и похотямъ отступившаго отъ Христовой истины человѣка, лишь бы только закрѣпить его навсегда въ своей власти. Неудивительно поэтому, что въ настоящее время ячейки такихъ тайныхъ (а иногда и явныхъ) организацій поклонниковъ сатаны широко распространены по всему міру и, конечно, по попущенію Божію, стараются весьма небезуспѣшно вершить судьбами этого міра. Въ результатѣ повсюду усилились гоненія на Церковь и вѣру Христову, которыя носятъ только различный характеръ, въ зависимости отъ мѣстныхъ условій и обстоятельствъ. Иногда онѣ принимаютъ формы кровавыхъ преслѣдованій (въ Россіи), иногда — въ видѣ «холодной войны», путемъ разнаго рода притѣсненій и угнетеній и созданія такой обстановки жизни, при которыхъ только исключительныя личности — герои духа — оказываютя въ состояніи исповѣдывать свою вѣру, не отрекаясь отъ Христа и не попирая истины Христова ученія, хотя бы только практически.

Эти именно поклонники сатаны и заложили у насъ въ Россіи революціонныя ячейки, для того, чтобы разрушить ненавистную имъ Святую Русь, бывшую главнымъ оплотомъ неповрежденной Христовой истины и исповѣдницей ея на весь міръ. Путемъ лжи и клеветы, этихъ обычныхъ оружій діавола, они старались прельстить, «аще возможно», и лучшихъ представителей нашей идеалистически настроенной молодежи, чтобы ихъ руками разрушить твердыню Православія, мѣшавшую осуществленію ихъ адскихъ замысловъ — подчиненію власти сатаны всего человѣчества. И предалъ ихъ всѣхъ Господь въ руки паденія ихъ: многіе кровью своею заплатили за свое заблужденіе /с. 37/ многіе испытали муки адовы еще прежде вѣчныхъ адскихъ мученій. Но горе тѣмъ, которые избѣжали здѣсь суда Божія в не покаялись, «егда имутъ судитися» предъ лицемъ Неумытнаго и Нелицепріятнаго Судіи!

Мало, однако, было служителямъ сатаны разрушенія лишь Русскаго Православнаго Государства: имъ надо было разрушить Русскую Православную Церковь. Въ своей слѣпой сатанинской злобѣ они надѣялись, что тогда легко будетъ имъ уничтожить св. Православіе и во всемъ мірѣ. Подкопъ подъ Русскую Православную Церковь начался въ видѣ насажденія всевозможныхъ сектъ, а затѣмъ внѣдренія протестантскихъ, либеральныхъ и гуманистическихъ идей внутрь самой Церкви. Еще задолго до революціи уже созрѣлъ у насъ духъ «живоцерковничества» и «обновленчества», которымъ была поставлена задача — разложить Церковь извнутри. Насаждался этотъ тлетворный духъ подъ благовиднымъ предлогомъ возвращенія Церкви къ Апостольскимъ временамъ: Церковь, якобы «омертвѣвшая», призывалась стать «живой».

Этотъ духъ живоцерковнаго модернизма, послѣ крушенія православной Россіи, сталъ быстро распространяться и въ другихъ помѣстныхъ православныхъ церквахъ. А когда въ средѣ огромной по своей численности русской эмиграціи, разсѣявшейся по всему міру, вполнѣ естественнымъ путемъ образовалась Русская Зарубежная Церковь, получившая законно-каноническое обоснованіе своего существованія въ знаменательномъ указѣ Святѣйшаго Патріарха Тихона отъ 7/20 ноября 1920 г. за № 362, поклонники сатаны, разрушившіе Православное Русское Государство и воздвигшіе страшное кровавое гоненіе на Церковь въ Россіи, ополчились на нее, чтобы и ее уничтожить. Пущены были въ ходъ всѣ средства, вплоть даже до обращенія къ церковнымъ канонамъ, съ цѣлью доказать неканоничность и незаконность самаго ея существованія.

Попущеніемъ Божіимъ, враги св. Христовой истины успѣли произвести въ ней расколъ, а въ отколовшихся частяхъ уже съ полной свободой, ничѣмъ не стѣсняясь начали внѣдрять все тотъ же тлетворный духъ «живоцерковничества», протестантскаго либерализма и модернизма, взлелѣянныхъ идеями гуманизма. Новоизмышленное ученіе «софіанства», поношеніе подлиннаго Православія черезъ усвоеніе ему презрительной клички «православизма», стремленіе къ тѣсному сближенію съ протестантизмомъ подъ громкимъ «ученымъ» названіемъ «экуменизма» (въ основѣ котораго лежитъ, по большей части, тща/с. 38/тельно скрываемая, но иногда неосторожно обнаруживаемая идея равноцѣнности всѣхъ вѣроисповѣданій, съ разныхъ точекъ зрѣнія выявляющихъ будто бы одну и ту же истину), весьма расплывчатое и отнюдь неправославное истолкованіе понятія Церкви и, наконецъ, особенно губительное въ нравственно-христіанской жизни отверженіе самаго существа православно-христіанской нравственности такъ ясно выраженнаго въ словахъ Самого Господа-Спасителя: «Внидите узкими враты: яко пространная врата и широкій путь, вводяй въ пагубу, и мнози суть входящіи имъ. Что узкая врата и тѣсный путь, вводяй въ животъ, и мало ихъ есть, иже обрѣтаютъ его» (Матѳ. 7, 13-14).

Отверженіе аскетическаго подвига въ личной жизни, такъ ясно заповѣдуемаго и Самимъ Христомъ Спасителемъ и Его св. Апостолами въ цѣломъ рядѣ многочисленныхъ изреченій, на протяженіи всего Священнаго Писанія, а тѣмъ самымъ — страшно сказать! — косвенное возведеніе хулы на великихъ подвижниковъ христіанства, прославленныхъ Церковью, какъ святыхъ угодниковъ Божіихъ и воспѣваемыхъ ею въ ежедневныхъ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ — это съ одной стороны. Желаніе все вниманіе свое, вопреки ясному ученію Слова Божія (напр., Евр. 13, 14), сосредоточить на устроеніи здѣшней земной жизни (конечно, вслѣдствіи слишкомъ слабой вѣры въ реальность будущей), стараясь совмѣстить служеніе «Богу и маммонѣ», служеніе какимъ-то отвлеченнымъ идеаламъ «Истины, Добра и Красоты», коими подмѣнили гуманисты живого личнаго Бога, осторожное внушеніе мысли, что не нужно бояться грѣха, подобно «изувѣрамъ-аскетамъ», убивающимъ «радости этой жизни», ибо Христосъ освятилъ и преобразилъ міръ, такъ что и грѣхъ теперь не грѣхъ — съ другой стороны. — Вотъ какими чертами можно охарактеризовать это губительное для христіанской жизни подлинно еретическое направленіе. Увы! оно успѣло пустить уже глубокіе корни во всѣхъ помѣстныхъ православныхъ церквахъ, находя себѣ поддержку и покровительство даже въ нѣкоторыхъ представителяхъ церковной Іерархіи; въ немъ уже воспитана и продолжаетъ воспитываться значительная часть современнаго православнаго духовенства, имъ заражены уже и многіе изъ нашего русскаго молодого поколѣнія заграницей.

Если вдуматься глубже въ сущность этого пагубнаго еретическаго направленія, грозящаго подорвать основы св. Православія, а также — въ тѣ искусные методы, полные /с. 39/ лицемѣрія и лукавства, какими оно распространяется и внѣдряется въ души довѣрчивой молодежи, то станетъ очевидной его громадная опасность, коею оно превосходитъ всѣ древнія ереси. Послѣднія были, если можно такъ выразиться, много проще, примитивнѣе и грубѣе, а потому легче поддавались разоблаченію и обличенію. Грозящее нынѣ подрывомъ св. Православію лжеученіе гораздо тоньше и неуловимѣе; притомъ же, въ нужныхъ случаяхъ оно весьма хитро и искусно умѣетъ скрывать свое подлинное лицо. Тѣмъ не менѣе, плоды его уже сказываются на каждомъ шагу. Самыя характерныя проявленія, по которымъ можно узнать несчастныя души, сдѣлавшіяся жертвами этого лжеученія, это: сектантская вольность въ обращеніи съ текстами Священнаго Писанія, особый, якобы «научный» подходъ къ нимъ, пренебрежительное отношеніе къ авторитету Церкви, къ авторитету Святыхъ Отцевъ, къ традиціоннымъ церковнымъ взглядамъ, установленіямъ, благочестивымъ преданіямъ и обычаямъ — вообще ко всякимъ авторитетамъ, кромѣ авторитета «ученыхъ» профессоровъ, считающихъ себя «не связанными никакими традиціонными взглядами и представленіями, какъ уже отжившими и устарѣлыми», весьма примирительное отношеніе ко злу, вплоть до отказа отъ всякой борьбы съ нимъ, подъ лукавымъ предлогомъ «христіанской любви», противопоставленіе чисто-внѣшней «соціальной» дѣятельности внутреннему подвигу очищенія своего сердца отъ грѣховныхъ страстей и похотей, и т. д. въ томъ же родѣ.

Въ свѣтѣ всего вышесказаннаго, въ настоящее время особенное значеніе пріобрѣтаетъ грозный и величественный «Чинъ Православія», который такъ ненавидѣла и хулила у насъ въ послѣднее время либеральная интеллигенція, чувствовавшая, конечно, что онъ направленъ и противъ нея. Этотъ замѣчательный чинъ, глубоко умилительный и назидательный, — отнюдь не «проклятіе» въ грубомъ, вульгарномъ смыслѣ этого слова, какъ злонамѣренно пыталась она его представить, а грозное предостереженіе Матери-Церкви о гибельности пути тѣхъ, кто отклоняется отъ единаго спасительнаго исповѣданія церковной истины, принесенной Христомъ-Спасителемъ на землю. И поэтому въ наше время онъ особенно громогласно долженъ звучать въ церквахъ для того, чтобы образумить тѣхъ, которые еще способны къ образумленію. Пусть хоть разъ въ годъ вѣрующіе, часто нынѣ влающіеся вѣтромъ всякихъ лжеученій, /с. 40/ слышатъ изъ устъ Самой Церкви громогласное свидѣтельство Ея Самой, что главное для спасенія это — стояніе въ истинѣ, а кто отметаетъ эту истину, тотъ подвергается суду Церкви и лишается надежды вѣчнаго спасенія. Пусть знаютъ они, что истинная вѣра, вселенную утвердившая и доставившая спасеніе многимъ тысячамъ людей, ставшимъ святыми угодниками Божіими, — это — вѣра Апостольская, вѣра Отеческая, вѣра Православная: это та вѣра, которая имѣетъ для себя ясныя и непререкаемыя основанія въ Священномъ Писаніи и Священномъ Преданіи, та вѣра, которую исповѣдывали и проповѣдывали Святые Отцы, «земные ангелы и небесные человѣки», по слову Христову «сотворившіе и научившіе», а потому «веліими нарекшіеся въ Царствіи Небеснѣмъ (Матѳ. 5, 19). Пусть знаютъ всѣ, что нѣтъ преступленія выше преслушанія Церкви, которое проявляется особенно въ ересяхъ и расколахъ, а потому пусть дорожатъ превыше всего земного своимъ общеніемъ съ тою Церковью, которая не заводила у себя никакихъ новшествъ, но свято и неизмѣнно хранитъ Апостольское и Святоотеческое ученіе вѣры и благочестія — ту великую и святую Истину, которую Она получила отъ Своего Основателя Господа нашего Іисуса Христа.

Если мы не хотимъ своей вѣчной погибели, мы должны взять на себя подвигъ исповѣданія этой Истины, съ готовностью стоять за нее даже до смерти, памятуя замѣчательное изреченіе мужественнаго и непоколебимаго служителя Божественной Истины — великаго Вселенскаго Учителя и Святителя и Отца Церкви св. Григорія Богослова: «Когда дѣло идетъ о явномъ нечестіи, тогда должно скорѣе идти на огонь и мечъ, не смотрѣть на требованія времени и властителей (дерзну сказать, не только мірскихъ, но и духовныхъ) и вообще на все, нежели пріобщаться лукаваго кваса и прилагаться къ зараженнымъ. Всего страшнѣе — бояться кого-либо болѣе, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателемъ ученія вѣры и истины» (Слово 6-ое).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 34-40.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.