Церковный календарь
Новости


2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Наше церковное правосознаніе (1976)
2018-11-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Мысли о Православіи (1976)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 41-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 40-я (1922)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (2-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово (1-е) въ Великій пятокъ (1883)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Православная Русь въ Канадѣ (1975)
2018-11-15 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Тайна креста (1975)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 6-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 5-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Еще объ одной статьѣ (1996)
2018-11-15 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (2-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

Храните вѣру Православную, завѣщанную намъ св. кн. Владиміромъ!

Православные русскіе люди! Крайнее время теперь говорить повсюду и во всеуслышаніе то, о чемъ, по чувству ложнаго стыда, не любятъ говорить, о чемъ боятся говорить въ нашъ лукавый вѣкъ — вѣкъ всяческихъ компромиссовъ и сдѣлокъ со своей совѣстью.

Есть только два пути на землѣ для человѣка: путь истины и путь лжи, путь жизни и путь смерти, путь спасенія и путь погибели. Никакого средняго пути, никакого компромисса между этими двумя путями нѣтъ и быть не можетъ. Христосъ-Спаситель и пришелъ на землю, по Его собственнымъ словамъ, именно для того, чтобы свидѣтельствовать объ истинѣ (Іоан. 18, 37), для того, чтобы указать людямъ путь истины, путь жизни, путь спасенія. И Церковь, основанная Имъ, по словамъ св. Апостола, есть «столпъ и утвержденіе истины» (1 Тим. 3, 15). И поэтому для того, чтобы вѣрно идти путемъ истины, путемъ жизни, путемъ спасенія, совершенно необходимо принадлежать къ Церкви, основанной Христомъ-Спасителемъ. Не къ тѣмъ, столь многочисленнымъ теперь организаціямъ, которыя незаконно, безъ всякаго основанія присвоили себѣ наименованіе «церквей», а къ той Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, которая, держа въ себѣ истину, преданную ей Самимъ Христомъ-Спасителемъ, сохраняетъ тѣснѣйшую преемственную связь со свв. Апостолами и ихъ законными преемниками — Мужами Апостольскими и Святыми Отцами.

Всѣ мы, люди, слабы и немощны, всѣ удобопреклонны ко грѣху, всѣ способны падать и заблуждаться. Но не это само по себѣ страшно, ибо Самою Церковью установленъ для насъ спасительный путь покаянія, слѣдовательно, возвращенія на путь спасенія черезъ возсоединеніе съ Церковью, отъ которой мы отпадаемъ, совершая грѣхъ.

Страшно то, когда мы сознательно отступаемъ отъ истины, сознательно становимся на путь лжи и строимъ всю свою жизнь, всю свою дѣятельность на ложномъ основаніи, попирая Христову истину, /с. 51/ хранимую лишь Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью.

Такъ вступилъ на путь лжи, начавъ строить на ложномъ основаніи всю свою жизнь и дѣятельность, папскій Римъ, провозгласившій ложь, будто св. Апостолъ Петръ былъ княземъ надъ Апостолами, а папа Римскій, какъ его преемникъ, не просто патріархъ, равный по благодати всѣмъ прочимъ епископамъ, а непогрѣшимый замѣститель Іисуса Христа на землѣ. Эта ложь и основана была на подложныхъ документахъ, такъ и заслужившихъ себѣ въ исторіи наименованіе «Лже-Исидоровыхъ декреталій». Лживыми являются всѣ попытки обосновать эту ложь на Священномъ Писаніи, которое такъ ясно намъ свидѣтельствуетъ о томъ, что Самъ Господь Іисусъ Христосъ въ корнѣ пресѣкалъ среди Апостоловъ всякое стремленіе къ первенству, внушая имъ, что всѣ они равны и братія между собою (сн. Матѳ. 20, 20-27 и 23, 8-12). Точно предвидя безмѣрное самовозношеніе римскаго первосвященника, писалъ св. Ап. Павелъ Римлянамъ: «Не мудрствуйте о себѣ паче, еже подобаетъ мудрствовати» (Рим. 12, 3).

Такъ вступилъ на путь лжи протестантизмъ со всѣми его теперь безчисленными отвѣтвленіями-сектани, провозгласившій ложь, будто для спасенія достаточно одной вѣры безъ добрыхъ дѣлъ и будто каждый отдѣльный человѣкъ, а не Церковь, является мѣриломъ истины. Лживы его попытки утвердить эту ложь на Священномъ Писаніи, разъ Самъ Господь Іисусъ Христосъ такъ ясно сказалъ: «Не всякъ, глаголяй Ми: Господи, Господи, внидетъ въ Царствіе Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на Небесѣхъ» (Матѳ. 7, 21), и Церкви въ ея цѣлокупномъ единствѣ, а не каждому вѣрующему далъ обѣтованіе, о томъ, что «врата адова не одолѣютъ ей» (Матѳ. 16, 18) и что «кто Церковь преслушаетъ, буди тебѣ якоже язычникъ и мытарь» (Матѳ. 18, 17), ибо «Церковь Бога жива есть столпъ и утвержденіе истины» (1 Тим. 3, 15).

Такъ вступили на путь лжи всѣ живоцерковники, обвовленцы и всякаго рода своеумники-модернисты, явившіеся въ послѣднее время въ большомъ числѣ внутри самой Православной Церкви, которые провозгласили ложь примиренія Христовой истины съ ложью міра сего, во злѣ лежащаго, совершенно забывъ слова Христовы, о томъ, что назначеніе христіанъ быть людьми «не отъ міра сего» (Іоан. 15, 19), и увѣщаніе св. Апостола: «Не сообразуйтеся вѣку сему, но преобразуйтеся обновленіемъ ума/с. 52/  вашего, во еже искушати вамъ, что есть воля Божія благая и угодная и совершенная» (Рим. 12: 2) — единственное обновленіе, которое дозволено и заповѣдано намъ.

Такъ вступила на путь лжи учрежденная въ СССР безбожными коммунистами совѣтская «патріархія», провозгласившая ложь, будто богоборческая большевицкая власть «отъ Бога», хотя св. Ап. Павелъ, на слова котораго она лживо ссылается, ясно говоритъ, что носитель законной власти «есть Божій слуга», поощряющій добро и наказывающій зло (Рим. 13, 3-4), а не безбожникъ, поступающій наоборотъ, какъ это мы видимъ у большевиковъ, власть которыхъ эта «патріархія» лживо восхваляетъ и пропагандируетъ на весь міръ, пытаясь ввести этимъ все человѣчество въ заблужденіе.

Такъ вступили на путь лжи всѣ «нео-христіане, нео-обновленцы, отколовшіеся, по наущенію безбожниковъ и служителей темныхъ силъ, заграницей отъ единой Русской Зарубежной Церкви и подмѣнившіе подлинное ученіе Православія ложью софіанства и сродныхъ съ нимъ лжеученій, въ духѣ протестантскаго вольнодумства, отвергнувшіе тысячелѣтнее святоотеческое преданіе и замѣнившіе его собственными мудрованіями, забывъ увѣщаніе св. Апостола: «Братіе, блюдитеся, да никтоже васъ будетъ прельщая философіей и тщетною лестью, по преданію человѣческому, по стихіямъ міра, а не по Христѣ» (Колос. 2, 8) и предостереженіе его: «О, Тимоѳее, преданіе сохрани, уклоняяся скверныхъ суесловій и прекословій лжеименнаго разума, о немже нѣцыи хвалящеся, о вѣрѣ погрѣшиша» (1 Тим. 6, 20-21). И поистинѣ на этихъ проповѣдникахъ «суесловій лжеименнаго разума» исполнилось предреченіе великаго Апостола: «Будетъ бо время, егда здраваго ученія не послушаютъ, но по своихъ похотехъ изберутъ себѣ учители, чешеми слухомъ, и отъ истины слухъ отвратятъ, и къ баснемъ уклонятся» (2 Тим. 4, 3-4).

Самая страшная и прельстительная для многихъ ложь нашего времени это — допущеніе какого-то компромисса, соглашательства между истиной и ложью, исканіе золотой середины между ними, стремленіе примирить и соединить непримиримое и несоединимое: служеніе Богу и маммонѣ, Христу и Веліару, свѣту и тьмѣ... Отсюда — «восточный обрядъ», такъ усиленно навязываемый намъ папистами, отсюда — «экуменизмъ», настойчиво пропагандируемый протестантами и продавшимися имъ отщепенцами отъ Православія, отсюда — пренебреженіе къ аскетиче/с. 53/скимъ установленіямъ Церкви, къ отеческимъ поученіямъ и преданіямъ, театры, трактиры и всякія увеселенія вь церковной оградѣ, устройство развлеченій «съ благотворительной цѣлью» въ кануны воскресныхъ и праздничныхъ дней, отсюда... многое и многое другое въ жизни современныхъ христіанъ, о чемъ «не лѣть и глаголати». И вся эта ложь съ какой-то безстыдной наглостью осмѣливается выдавать себя за истину, бѣлое называя чернымъ, а черное — бѣлымъ. Безудержно гнѣваясь и злобствуя на подлинную истину, она тѣмъ самымъ съ головою выдаетъ себя, чего не видятъ только совершенно ослѣпленные ею.

Между тѣмъ, путь истины лишь одинъ и онъ не знаетъ, не терпитъ никакихъ соглашательствъ, никакихъ компромиссовъ съ ложью, ибо всякій такой компромиссъ, подъ какимъ бы благовиднымъ предлогомъ онъ ни совершался, есть предательство истины. И пусть насъ, дорожащихъ истиною и искренно желающихъ идти путемъ истины, отступившіе отъ истины и предавшіе себя лжи, называютъ гордецами. Не слѣдуетъ намъ бояться этого, ни смущаться этимъ. Мы не гордимся своей личной праведностью, своею личной добродѣтелью, своими личными заслугами и какими-либо добрыми дѣлами. Въ своей личной жизни мы сознаемъ себя слабыми, немощными и грѣшными людьми. Если же мы и хвалимся чѣмъ, то хвалимся не собой, а вѣрой Православной, «чистой и непорочной» невѣстой Христовой, «не имущей скверны, или порока, или нѣчто отъ таковыхъ» Церковью Христовой (Ефес. 5, 27), къ которой принадлежимъ и принадлежностью къ которой дорожимъ превыше всего на свѣтѣ. Мы не себя хвалимъ, а хвалимся такъ, какъ учитъ насъ хвалиться Слово Божіе: «хваляйся, о Господѣ да хвалится» (1 Коринѳ. 1, 31), — «Мнѣ же да не будетъ хвалитися, токмо о крестѣ Господа нашего Іисуса Христа» (Галат. 6, 14). Принадлежностыо къ правой вѣрѣ и Церкви Христовой хвалились передъ мучителями-язычниками всѣ христіанскіе мученики, хвалились передъ еретиками-отступниками Святые Отцы Церкви и всѣ поборники и послѣдователи истинной вѣры. Борясь за святую истину до крове, они отнюдь не считали гордостью своею стойкость и преданность истинной вѣрѣ и Церкви. Не предосудительную гордость и отсутствіе смиренія видѣли они въ этомъ, а наоборотъ — свой святой долгъ передъ Богомъ и передъ собственной совѣстью. Какое вообще можетъ быть /с. 54/ «смиреніе» передъ ложью? не самая ли ужасная и вопіющая на небо ложь въ одной этой мысли?!

Вотъ поэтому-то, слѣдуя наставленію Слова Божія и примѣру исповѣдниковъ святой нашей вѣры всѣхъ временъ и народовъ, мы и хвалимся нашей Русской Зарубежной Церковью и нашей принадлежностью къ ней, поскольку она до сихъ поръ еще хранитъ неповрежденной истину Св. Православія и не вступила ни въ какое соглашательство, ни въ какіе компромиссы и договоры съ врагами нашей вѣры — безбожниками-богоборцами, явными и тайными служителями темныхъ силъ и ихъ приспѣшниками.

Но при этомъ мы, конечно, не должны, не смѣемъ забывать, къ чему насъ это обязываетъ. Горе, сугубое горе тѣмъ изъ насъ, кто, впадая въ разнаго рода грѣхи и пороки, свойственные слабымъ людямъ, закоснѣваютъ въ нихъ, не принося скораго и искренняго покаянія въ нихъ и не исправляя своей жизни. Таковые готовятъ себѣ тѣмъ бóльшее осужденіе, что, принадлежа къ истинной Церкви, не заботились въ своей личной жизни идти путемъ Христовой истины. Грѣхъ ихъ усугубляется и тѣмъ, что они соблазняютъ другихъ, отталкивая отъ истинной Церкви непринадлежащихъ къ ней и отпавшихъ отъ нея.

Итакъ, не смущаясь никакими клеветами и кривотолками, будемъ мужественно стоять въ истинѣ. Рѣшительно отметая всякіе компромиссы съ ложью, всякій модернизмъ и вольнодумство въ вопросахъ вѣры, всякія новшества, противныя духу нашей святой вѣры, будемъ вѣровать и исповѣдывать такъ, какъ вѣровали и исповѣдывали Мужи Апостольскіе, святые мученики, Святые Великіе Вселенскіе Учители и Святители, преподобные подвижники, великими подвигами молитвы и поста себя прославившіе, весь сонмъ Святыхъ, въ Землѣ Россійстѣй просіявшихъ и послѣдніе ближайшіе къ намъ по времени великіе столпы, учители и наставники нашей Россійской Церкви, еще только ждущіе своего оффиціальнаго прославленія — Оптинскіе старцы, Епископъ Игнатій (Брянчаниновъ), Епископъ Ѳеофанъ Затворникъ и приснопамятный о. Іоаннъ Кронштадтскій, по духу, по святости жизни и по своему вдохновенному ученію, во всемъ подобные древнимъ столпамъ нашей Церкви и ихъ ученіе намъ разъясняющіе.

Будемъ помнить, что твердость въ истинной вѣрѣ, преланной намъ отъ Отцевъ, отнюдь не признакъ гордости, /с. 55/ а утѣшительный знакъ нашей вѣрности истинной Христовой Церкви; что тамъ, гдѣ люди не себя хотятъ измѣнять, а христіанство приспособить къ жизни, «смиряясь» передъ зломъ и вводя въ ученіе Церкви и церковную жизнь разныя вовшества, тамъ предается Богъ, заповѣдавшій намъ: «Стойте... неподвижни пребывайте!»

Будемъ помнить, что, по словамъ великаго Апостольскаго Мужа священномученика Игнатія Богоносца: «Кто слѣдуетъ за тѣмъ, кто дѣлаетъ раздѣленіе въ Церкви, тотъ Царства Божія не наслѣдуетъ», а по словамъ великаго вселенскаго учителя св. Іоанна Златоуста: «Такого грѣха, какъ раздѣленіе въ Церкви не можетъ загладить даже мучечическая кровь».

Будемъ же «блюсти единеніе духа въ союзѣ мира» со всею небесною Церковью и со всѣми хранящими ей еще вѣрность на землѣ (Ефес. 4, 3) и «Богъ мира будетъ съ нами» (Филип. 4, 9). Въ этой истинной, Свято-Владимірской вѣрѣ да утвердитъ и да укрѣпитъ насъ Господь, а заблуждающихся да приведетъ къ ней!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 50-55.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.