Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - воскресенiе, 18 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

Не обманывайтесь, братіе — «Богъ поругаемъ не бываетъ!»

Мы всѣ скорбимъ, что потеряли Родину и надѣемся вернуть ее. Сколько объ этомъ говорится и пишется! И многіе, слава Богу, понимаютъ, что несемъ мы кару Божію достойно, по дѣламъ нашимъ. Но если такъ, то каковъ единственно-вѣрный путь спасенія Родины нашей? — И это уже многими сознано: путь покаянія — покаяннаго обращенія къ Богу. Искреннее, настоящее покаяніе всегда проявляется въ дѣлахъ — плодахъ, достойныхъ покаянія, по выраженію Писанія.

Что же? есть у насъ эти дѣла, эти плоды, достойные покаянія? Дѣйствительно ли всѣ мы покаянный подвигъ ставимъ во главу угла нашей жизни заграницей, дѣйствительно ли всѣмъ сердцемъ обращаемся къ Богу, ревнуемъ /с. 56/ о посильномъ исполненіи заповѣдей Божіихъ, объ исполненіи уставовъ Церкви?

Увы! Хотя и создаемъ мы храмы, но еще не цѣнимъ въ полной мѣрѣ величія того, что въ нихъ совершается, не дорожимъ свободной возможностью молиться въ этихъ храмахъ и жить всей полнотой благодатной церковной жизни, безъ которой нѣтъ спасенія.

Словно забыли мы, что враги вѣры и Церкви — богоборцы-большевики, дабы отвлечь русскихъ людей отъ посѣщенія храмовъ, нарочно устраивали въ пасхальную ночь и вообще въ часы церковныхъ богослуженій всякія развлеченія и увеселенія, и сами теперь дѣлаемъ то же. Легкомысліе наше въ этомъ отношеніи не имѣетъ предѣла. Неужели не ясно, какая черная рука руководитъ всѣми нашими общественными организаціями, устраивающими «благотворительные» балы и спектакли по субботамъ и въ кануны праздниковъ? Неужели не ясно, что это дѣлается для того, чтобы постепенно совсѣмъ отбить русскихъ людей отъ посѣщенія храмовъ и участія въ праздничныхъ богослуженіяхъ? Вѣдь праздникъ нашъ начинается съ вечера совершеніемъ всенощнаго бдѣнія, и ночь подъ праздникъ это — святая ночь. Единственно приличествующее этой ночи занятіе это — молитва. Отъ того и явилось самое названіе вечерней службы — «всенощное бдѣніе», — что первые христіане всю ночь наканунѣ праздника проводили въ молитвѣ. Вотъ такъ, какъ и до сихъ поръ у насъ бываетъ на Пасху. Придетъ ли кому въ голову изъ живущихъ заграницей русскихъ людей устраивать въ пасхальную ночь во время свѣтлой пасхальной заутрени «танцовальный вечеръ» или спектакль «съ благотворительной цѣлью»? Едва ли. Но вѣдь каждая ночь съ субботы на воскресеніе это, по существу, то же самое, что пасхальная ночь, ибо воскресеніе это — Пасха, празднуемая нами еженедѣльно. Церковь въ умилительныхъ возвышенныхъ пѣснопѣніяхъ призываетъ вѣрующихъ воспѣть хвалу Побѣдителю смерти и ада — «Воскресшему изъ гроба Начальнику жизни нашея», а вѣрующіе, вмѣсто того, чтобы отозваться на призывъ своей Матери Церкви, идутъ проводить время въ шумныхъ и легкомысленныхъ развлеченіяхъ. Сколько разговоровъ о томъ, что нѣтъ силъ, послѣ рабочаго дня, выстоять два-три часа въ церкви. А на то, чтобы всю ночь до утра плясать, силы находятся. О, какъ все это безко/с. 57/нечно далеко отъ истиннаго христіанства! и какъ все это идетъ совершенно вразрѣзъ съ тѣмъ покаяннымъ настроеніемъ нашимъ, которое одно только могло бы умилостивить праведный гнѣвъ Божій и вызволить несчастную Родину нашу изъ сатанинскаго плѣна, въ которомъ она, по грѣхамъ нашимъ, находится! Устроители всѣхъ этихъ безчисленныхъ субботнихъ баловъ и вечеровъ не хотятъ даже видѣть, что они творятъ одно дѣло съ безбожниками-большевиками: вѣдь тотъ, кто идетъ въ субботу на балъ, тотъ не придетъ на всенощное бдѣніе; тотъ едва ли сможетъ придти утромъ и на литургію, особенно, если онъ провелъ безсонную ночь въ «танцахъ до утра», какъ это часто теперь объявляется заранѣе въ газетахъ и на афишахъ. Но если и придетъ, то что это будетъ за молитва — съ чадомъ въ головѣ отъ шумно и бурно проведенной ночи?

Люди рѣдко грѣшатъ и совершаютъ преступленія безъ всякаго самооправданія. Совѣсть говоритъ все-таки въ человѣкѣ. И вотъ подъ каждый грѣхъ, подъ каждое преступленіе всегда подводится какое-нибудь идейное обоснованіе для того, чтобы оправдать себя и передъ людьми и передъ своей собственной совѣстью. Придумали лукавое идейное обоснованіе для своего грѣха и устроители развлеченій въ кануны праздниковъ. Развлеченія устраиваются съ «высокой благородной цѣлью» — съ цѣлью «помощи ближнимъ», съ цѣлью «благотворительности». Но какая же это «благотворительность»? Истинная христіанская благотворительность совершается ради Христа, во имя Божіе, а не съ нарушеніемъ заповѣдей Божіихъ и уставовъ Церкви. Грошъ цѣна такой благотворительности, которая покупается цѣной оскверненія святыни праздничныхъ дней и отвлеченія вѣрующихъ отъ церкви. И неужели христіане не могутъ благотворить иначе, какъ только танцуя и развлекаясь? Какая же это «благотворительность», если «благотворятъ» нуждающимся не иначе, какъ подъ условіемъ полученія удовольствія? Какой стыдъ и срамъ это! Никто не благотворилъ такъ щедро, какъ первые христіане, нерѣдко все имущество свое раздававшіе бѣднымъ, а ночи напролетъ проводившіе въ молитвѣ. Вотъ у нихъ и надо учиться подлинной, а не мнимой благотворительности, если мы хотимъ заслужить себѣ прощеніе у Бога и вернуть себѣ утраченную Родину. Все же, что дѣлается /с. 58/ съ нарушеніемъ заповѣдей Божіихъ и уставовъ Церкви, не можетъ быть истиннымъ добромъ. Это — лишь кажущееся, мнимое добро. Такое «добро», удовлетворяя всѣмъ человѣческимъ страстямъ и похотямъ, будетъ творить и антихристъ, съ цѣлью отвлечь людей отъ Христа.

Слышно и еще самооправданіе. Такъ, молъ, было и прежде, въ царской Россіи. Но знаете ли вы, всяческой цѣной ищущіе оправданія устраиваемыхъ вами безчинствъ, что въ царской Россіи существовалъ даже государственный законъ: «Объ охранѣ святости воскреснаго дня», согласно которому запрещалось устраивать увеселенія и продавать спиртные напитки ранѣе окончанія Божественной литургіи. А если это въ послѣдніе годы существованія царской Россіи и нарушалось, то именно въ силу того безчиннаго безбожія и нравственнаго развала, который и привелъ въ концѣ концовъ царскую Россію къ паденію и ко всѣмъ кровавымъ ужасамъ большевизма.

Нѣтъ, братіе! Если мы хотимъ быть дѣйствительно христіанами, а не только называться таковыми, если мы дѣйствительно любимъ нашу Родину и желаемъ ей спасенія отъ ужасовъ безбожнаго большевизма, — тогда мы болѣе всего на свѣтѣ должны уважать и чтить заповѣди Божіи и уставы нашей Матери Святой Церкви; тогда мы должны понять и сознать, что устройство увеселеній и развлеченій въ кануны праздничныхъ и воскресныхъ дней есть дерзкое поруганіе святыни Божіей. Поступая такъ, мы готовимъ себѣ еще горшую участь, нежели та, которая насъ и нашу Родину уже постигла, ибо «Богъ поругаемъ не бываетъ» (Галат. 6, 7). Возмездіе Божіе непремѣнно постигаетъ каждаго осквернителя святыни. «Страшно есть еже впасти въ руцѣ Бога живаго» (Евр. 10, 31).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 55-58.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.