Церковный календарь
Новости


2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 45-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 44-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

Почему не допустимо христіанамъ устраивать увеселенія въ кануны воскресныхъ и праздничныхъ дней?

Какъ это странно и какъ больно за современныхъ христіанъ, что многіе изъ нихъ не понимаютъ всей предосудительности устройства развлеченій въ ночь подъ воскресные дни! Гдѣ ужъ тутъ говорить о христіанствѣ, о христіанизаціи жизни, если такая простая, казалось бы, самоочевидная истина не доходитъ до сознанія представителей современнаго обезбоженнаго и расцерковленнаго общества. Для тѣхъ, кто еще способенъ вразумиться, предлагаемъ настоящую историческую справку.

«И бысть вечеръ, и бысть утро: день единъ» (Быт. 1, 5) — вотъ со сколь глубокой древности — еще съ перваго дня творенія міра ведетъ свое начало обычай Церкви считать наступленіе слѣдующаго дня съ вечера наканунѣ. Столь же древняго происхожденія и наши праздники, которые Самъ Господь, Творецъ міра и человѣка, заповѣдалъ намъ «святить»: «И благослови Богъ день седьмый, и освяти его» (Быт. 2, 3). Этотъ освященный Самимъ Богомъ на зарѣ человѣческой исторіи «день седьмый» за 1600 лѣтъ до Рождества Христова въ торжественный день Синайскаго законодательства вновь повелѣно намъ свято чтить. Повелѣніе это составило собой особую четвертую заповѣдь Закона Божія, гласящую такъ: «Помни день субботній, еже святити его: шесть дней дѣлай и сотвориши въ нихъ вся дѣла твоя: въ день же седьмый, суббота Господу Богу Твоему» (Исх. 20, 9-10). Святость этого седьмаго дня — въ Ветхомъ Завѣтѣ субботы, празднованіе которой всегда начиналось съ вечера наканунѣ, ограждалась подъ страхомъ смерти: «сохраните субботу, яко свята сія есть Господу и вамъ: осквернивый ю смертью умретъ» (Исх. 31, 14).

Вмѣсто ветхозавѣтной субботы, въ Новомъ Завѣтѣ христіанами сталъ праздноваться слѣдующій за субботой «День Господень», или «день воскресный», потому что въ этотъ день Господь Іисусъ Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ и, побѣдивъ адъ, избавилъ насъ отъ власти діавола и вѣчной смерти. /с. 60/ Начало его празднованія, какъ свидѣтельствуетъ объ этомъ Священное Писаніе и древнѣйшіе памятники христіанской письменности, восходитъ къ первымъ днямъ христіанства. Этотъ день является для насъ, христіанъ, днемъ свѣтлой радости, пасхальной радости, Пасхой Господней, которую мы празднуемъ еженедѣльно. Ибо въ этотъ день Господь явился Своимъ ученикамъ, собраннымъ вмѣстѣ, и «возрадовашася ученицы, видѣвше Господа» (Іоан. 20, 20). «По днехъ осмихъ», то-есть опять въ тотъ же самый день недѣли Апостолы снова собираются вмѣстѣ, и снова является имъ Господь, обновляя ихъ радость (Іоан. 20, 26). Черезъ семь недѣль, въ день Пятидесятницы, случившейся опять въ тотъ же день, Апостолы уже по установившемуся обычаю собираются для молитвы въ Сіонской горницѣ, и этотъ день становится для нихъ днемъ новаго свѣтлаго торжества: Господь ниспосылаетъ имъ Святаго Духа, Который съ тѣхъ поръ непрестанно пребываетъ въ Церкви (Дѣян. 2, 1-4). Съ этого времени, какъ это ясно видно изъ книги Дѣяній Апостолькихъ, «день Господень» становится особо-чтимымъ днемъ у всѣхъ христіанъ. По примѣру ветхозавѣтной субботы и потому, что, согласно вѣрованію Церкви, Господь воскресъ въ полночь, празднованіе этого дня начиналось еще съ вечера субботы, продолжалось всю ночь и завершалось утромъ «преломленіемъ хлѣба», то есть совершеніемъ величайшаго христіанскаго таинства Евхаристіи — причащеніемъ Тѣла и Крови Христовыхъ (Дѣян. 20, 7-11), къ которому приступали всѣ присутствовавшіе вѣрные. Отсюда и получило свое начало то наше общественное Богослуженіе, которое носитъ названіе «всенощнаго бдѣнія» и которое должно продолжаться всю ночь съ субботы на воскресеніе и только по нашей лѣности и небреженію все больше и больше теперь сокращается. О такой общественной ночной молитвѣ христіанъ мы находимъ свѣдѣнія уже въ кн. Дѣяній Свв. Апостоловъ. Такъ, Апостолы Павелъ и Сила, заключенные въ темницу, въ полночь воспѣвали Бога (Дѣян. 16, 25). Вся первая христіанская община въ Іерусалимѣ собиралась ночью на молитву (Дѣян. 12, 12). Христіанская община въ Троадѣ «въ первый день недѣли», то есть въ день воскресный, собралась на молитву еще съ вечера и провела въ молитвѣ и слушаніи поученій св. Апостола Павла всю ночь «до зари», закончивъ это молитвенное собраніе «преломленіемъ хлѣба», то-есть причащеніемъ Тѣла в Крови Христовыхъ (Дѣян. 20, 7-11). Объ /с. 61/этомъ празднованіи воскреснаго дня говорятъ и такіе древніе памятники христіанской письменности, какъ Посланіе св. Варнавы, посланія св. Игнатія Богоносца, творенія св. Іустина Философа, Ѳеофила Антіохійскаго, Иринея Ліонскаго, Мелитона Сардійскаго и мн. др. Великій отецъ Церкви св. Іоаннъ Златоустъ и знаменитѣйшій учитель Оригенъ единогласно свидѣтельствуютъ, что всенощныя бдѣнія подъ воскресные дни ведутъ свое начало отъ Апостольскихъ временъ и являются установленіемъ самихъ Свв. Апостоловъ. Замѣчательно и дошедшее до насъ внѣ-христіанское свидѣтельство — извѣстное письмо Виѳинскаго проконсула Плинія Младшаго императору Траяну. Въ немъ Плиній пишетъ, что христіане собираются въ установленный день, еще до восхода солнца, и поютъ гимнъ Христу, какъ Богу. По свидѣтельству многихъ свв. Отцевъ и христіанскихъ писателей первыхъ вѣковъ христіанства, всенощныя бдѣнія совершалясь не только наканунѣ воскресныхъ дней, но и наканунѣ Господскихъ и Богородичныхъ праздниковъ и дней, посвященныхъ памяти свв. мучениковъ. О составѣ этихъ всенощныхъ бдѣній мы находимъ ясныя указанія въ кн. Апостольскихъ Постановленій (19 гл. V кн.). «Съ вечера до пѣнія пѣтуховъ», говорится въ ней: «пребывайте во бдѣніи, молитвахъ и прошеніяхъ къ Богу, читая до пѣнія пѣтуховъ законъ, пророковъ, псалмы, и, прочитавъ Евангеліе, предлагайте народу бесѣду». Преп. Кассіанъ и св. Василій Великій свидѣтельствуютъ, что всенощное бдѣніе обнимало собою ночную и утреннюю службу и заканчивалось «послѣ пѣнія пѣтуховъ».

Такъ встрѣчали воскресные и праздничные дни первые христіане. Для нихъ ночь подъ воскресеніе, ночь подъ праздникъ была святою ночью, которую они всю проводили въ молитвѣ, готовясь утромъ приступить къ величайшему таинству причащенія Тѣла и Крови Христовыхъ. Въ этой ночной молитвенной подготовкѣ и въ совершеніи затѣмъ утромъ Божественной литургіи, собственно, и заключалось празднованіе даннаго памятнаго дня, освященнаго Церковью.

Можетъ ли послѣ этого считаться христіаниномъ человѣкъ, который какъ-то иначе проводитъ эту святую ночь наступленія праздника?

Конечно, нѣтъ, ибо таковой, разрывая свое молитвенное общеніе съ Церковью въ эту святую ночь, тѣмъ самымъ добровольно самъ себя отсѣкаетъ отъ тѣла Церкви. Вотъ почему въ древности пропустившіе безъ уважительной при/с. 62/чины подрядъ три воскресныхъ Богослуженія совсѣмъ отлучались отъ Церкви, какъ негодные, омертвѣвшіе члены. Тѣмъ болѣе недопустимо для христіанъ устраивать въ эту святую ночь увеселенія и развлеченія, которыя, по самому существу своему неприличны и неумѣстны тогда, когда мысли и сердца христіанъ должны быть обращены къ Богу. Не говоря уже о томъ, что они способны отвлекать христіанъ отъ посѣщенія праздничныхъ Богослуженій, самое устройство ихъ въ эти священные для христіанина дни и часы оскорбительно для вѣрующаго сознанія и является кощунственнымъ надругательствомъ надъ святыней. Вотъ почему голосомъ всей Вселенской Церкви въ ея каноническихъ правилахъ, общеобязательнымъ для всѣхъ христіань, всякія публичныя развлеченія и народныя увеселенія въ тѣ дни, когда они мѣшаютъ посѣщенію праздничныхъ Богослуженій, строго воспрещаются (66 правиломъ VI Вселенскаго собора, 72 правиломъ Карѳагенскаго собора).

Мало кто знаетъ, что въ прежней дореволюціонной Россіи святость воскресныхъ и праздничныхъ дней ограждалась не только церковными, но и гражданскими законами. Такъ въ 1627 году вышелъ указъ царя Михаила Ѳеодоровича Романова, запрещавшій, подъ страхомъ наказанія кнутомъ, сходиться на «безлѣпицу», то есть на игрища. Еще энергичнѣе боролся съ этими праздничными увеселеніями, все болѣе и болѣе внѣдрявшимися къ намъ съ Запада, царь Алексій Михайловичъ. Въ 1648 году онъ издалъ особый указъ, запрещавшій въ воскресные дни «всякое пьянство и всякое мятежное бѣсовское дѣйство, глумленіе и скоморошество со всякими бѣсовскими играми»: вмѣсто этого указъ повелѣваетъ приходить въ церковь на вечерню, на утреню и на литургію и «стоять здѣсь смирно со всякимъ благочестіемъ». Ослушавшагося приказано «бить батоги нещадно», и даже ссылать. Въ 1652 году царемъ изданъ новый указъ, запрещавшій продавать вино въ воскресенія всего года. Замѣчательна 26-ая статья знаменитаго «Уложенія» 1648 года: законы, ограждающіе святость воскреснаго дня, относятся въ ней къ періоду времени, начиная съ субботы за три часа до наступленія вечера. Императоръ Петръ I, извѣстный своимъ преклоненіемъ передъ Западомъ и введшій у насъ въ Россіи свѣтскія увеселенія на западный образецъ, такъ наз. ассамблеи, тѣмъ не менѣе особымъ указомъ разрѣшилъ ихъ /с. 63/ устройство не раньше окончанія, въ воскресный день лигургіи. Онъ же 17 февраля 1718 года издалъ указъ, обязывающій всѣхъ людей ходить въ воскресные дни къ вечернѣ, заутренѣ и особенно къ литургіи. Императрица Елисавета Петровна указомъ отъ 1743 года запретила открывать до окончанія литургіи въ воскресные дни кабаки. Императоръ Павелъ I указомъ отъ 22 октября 1796 года запретилъ театральныя представленія «во всѣ субботы», а указомъ отъ 1799 года запрещено было въ часы Богослуженій производить продажу спиртныхъ напитковъ. Въ 1833 году при императорѣ Николаѣ I трудами знаменитаго Сперанскаго былъ составленъ «Сводъ Законовъ Россійской Имперіи», въ XIV томѣ котораго была помѣщена особая статья объ охранѣ святости воскреснаго дня. Воскресное законодагельство представляется здѣсь въ слѣдующемъ видѣ: воскресные дни должны посвящаться «отдохновенію отъ трудовъ и набожному благочестію». Законъ совѣтуетъ, воздерживаясь въ эти дни отъ безпутной жизни, ходить въ церковь къ службѣ Божіей. При этомъ гражданская власть взяла на себя обязанность заботиться объ охраненіи во время Богослуженія порядка, тишины и спокойствія, какъ въ храмѣ, такъ и около него. Питейные дома могутъ быть открываемы только послѣ литургіи. Законъ этотъ рѣшительно запрещаетъ всякія игрища, музыку, театральныя представленія и всякія иныя общенародныя забавы и увеселенія прежде окончанія воскресной литургіи. Особымъ указомъ отъ 21 сентября 1881 г. было вновь подтверждено запрещеніе императора Павла I-го устраивать спектакли и театральныя представленія «во всѣ субботы», исключая драматическихъ представленій на иностранныхъ языкахъ (здѣсь, конечно, была уступка иностранцамъ).

Изъ всего вышесказаннаго ясно видно, что даже гражданскіе законы прежней царской Россіи требовали отъ вѣрующихъ, чтобы они въ молитвѣ и благоговѣніи встрѣчали праздничные дни, а, если это кое-гдѣ и нарушалось, то именно вслѣдствіе того упадка вѣры, того безчиннаго шатанія умовъ и сердецъ, которое и привело въ концѣ концовъ нашу Родину ко всѣмъ ужасамъ безбожнаго кроваваго большевизма. А безбожники-большевики уже нарочно устраивали всякія зрѣлища и увеселенія въ часы праздничныхъ Богослуженій и даже въ самую пасхальную ночь для того, чтобы отвлечь народъ отъ посѣщенія церкви.

Неужели не стыдно намъ здѣсь заграницей подражать безбожникамъ-большевикамъ въ ихъ стремленіи отвлечь /с. 64/ вѣрующихъ отъ посѣщенія праздничныхъ Богослуженій?

Неужели до сихъ поръ не ясно намъ, что Россія погибла оттого, что мы слишкомъ слѣпо слѣдовали за всякими самозванными «вождями» и «учителями», внушавшими намъ духъ мнимой «свободы» и непослушанія Матери нашей Св. Церкви и ея спасительнымъ установленіямъ?

Кто хочетъ «освободить» себя отъ повиновенія Церкви, тотъ роетъ себѣ самъ своими собственными рукамя ровъ погибели. Пора уже понять это и прозрѣть хотя бы теперь, когда весь міръ, зарвавшись въ своемъ противленіи подлинной Христовой Церкви, оказался на краю страшной пропасти, готовой поглотить его!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 59-64.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.