Церковный календарь
Новости


2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 5-е основаніе (1992)
2018-11-19 / russportal
"Почему правосл. христ. нельзя быть экуменистомъ". 4-е основаніе (1992)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 2-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "Отъ Двуглаваго Орла..." Томъ I-й, Ч. 2-я, Гл. 1-я (1922)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 114-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 113-й (1899)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Признаки Христовой Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. О важности догмата о Церкви (1976)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 8-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 7-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Докладъ Архіерейскому Сѵноду РПЦЗ (1996)
2018-11-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Психіатрія и исповѣдь (1996)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 49-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 48-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 47-я (1922)
2018-11-17 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 46-я (1922)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - понедѣльникъ, 19 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

Духъ Антихристовъ и предтечи Антихриста.

Ученіе объ Антихристѣ входило въ составъ первоначальнаго апостольскаго благовѣствованія, что ясно видно изъ 2-ой главы Втораго Посланія св. Апостола Павла къ Солунянамъ. Давъ въ 3-4 стихахъ этой главы характеристику Антихриста, св. Апостолъ пишетъ дальше Солунянамъ: «Не помните ли, что я, еще находясь у васъ, говорилъ вамъ это? (ст. 5)». — Нельзя не считать весьма примѣчательнымъ то, что въ кратковременный періодъ своего пребыванія въ Солуни св. Ап. Павелъ не только не обошелъ молчаніемъ ученія объ Антихристѣ, какъ второстепеннаго и маловажнаго, но счелъ нужнымъ изложить это ученіе со всей подробностью. И въ этомъ своемъ второмъ посланіи онъ только повторяетъ сказанное имъ прежде объ Антихристѣ устно.

Почему же такъ важно знать это ученіе?

Потому, что, какъ предостерегаютъ насъ Святые Отцы, кто пренебрежетъ этимъ ученіемъ, сочтя его маловажнымъ и несущественнымъ въ христіанствѣ, тотъ не узнаетъ Антихриста и поклонится ему.

Неужели можно не узнать Антихриста?

Да, можно! Вотъ какъ говоритъ объ этомъ собравшій воедино все сказанное объ Антихристѣ древними Св. Отцами Епископъ Игнатій (Брянчаниновъ):

«Антихристъ назоветъ себя проповѣдникомъ и возстановителемъ истиннаго богопознанія: непонимающіе христіанства увидятъ въ немъ представителя и поборника истинной религіи, присоединятся къ нему. Явитъ себя Антихристъ кроткимъ, милостивымъ, исполненнымъ любви, исполненнымъ всякой добродѣтели: признаютъ его такимъ и покорятся ему по причинѣ возвышеннѣйшей его добродѣтели тѣ, которые признаютъ правдою падшую человѣческую природу... Предложитъ Антихристъ человѣчеству устроеніе высшаго земнаго благосостоянія и благоденствія, предложитъ почести, богатство, великолѣпіе, плотскія удобства и наслажденія: искатели земнаго примутъ Антихриста, нарекутъ его своимъ владыкой. Откроетъ Антихристъ предъ человѣчествомъ подобное ухищреннымъ /с. 72/ представленіямъ театра позорище поразительныхъ чудесъ... онъ наведетъ страхъ грозою и дивомъ чудесъ своихъ, удовлетворитъ ими безразсудному любопытству и грубому невѣжеству, удовлетворитъ тщеславію и гордости человѣческой, удовлетворитъ плотскому мудрованію, удовлетворитъ суевѣрію, приведетъ въ недоумѣніе человѣческую ученость: всѣ человѣки, руководствующіеся свѣтомъ падшаго естества своего, отчуждившіеся отъ руководства свѣтомъ Божіимъ, увлекутся въ повиновеніе обольстителю» (Томъ IV, стр. 297). Антихристъ съ восторгомъ будетъ принятъ отступниками отъ христіанства, но достойно глубокаго вниманія и плача, какъ отмѣчаютъ Св. Отцы, что сами избранники будутъ въ недоумѣніи относительно личности Антихриста, настолько искусно сумѣетъ онъ прикрыть отъ внѣшнихъ взоровъ гнѣздящееся въ немъ сатанинское зло. «Противники Антихриста сочтутся возмутителями, врагами общественнаго блага и порядка, подвергнутся и прикрытому и открытому преслѣдованію, подвергнутся пыткамъ и казнямъ» (тамъ же). Всѣ, кто откажутся поклониться Антихристу, попадутъ въ самое мучительное и затруднительное положеніе: «малое число ихъ будетъ казаться ничтожнымъ предъ всѣмъ человѣчествомъ и мнѣнію ихъ будутъ придавать особенную немощь; общее презрѣніе, ненависть, клевета, притѣсненія, насильственная смерть содѣлается ихъ жребіемъ» (тамъ же).

Благочестивый читатель! не находишь ли ты, что нарисованная выше картина въ какой-то мѣрѣ напоминаетъ то, что уже происходитъ въ мірѣ?

Да! но гдѣ же Антихристъ? развѣ онъ уже пришелъ? Самого Антихриста мы пока еще не видимъ, но духъ его явно водворяется и начинаетъ господствовать въ мірѣ. Многочисленные предтечи Антихриста съ громадной энергіей подготовляютъ его приходъ, его торжество, его воцареніе въ человѣчествѣ. Для того, чтобы Антихристъ могъ быть принятымъ въ средѣ христіанскаго человѣчества, конечно, нужна весьма длительная и напряженная подготовка. Она и велась и ведется съ самыхъ апостольскихъ временъ, все съ большей и большей напряженностью. Такъ еще св. Апостолъ Іоаннъ Богословъ писалъ въ своемъ Первомъ Соборномъ Посланіи: «Всякій духъ, который не исповѣдуетъ Іисуса Христа, пришедшаго во плоти, не есть отъ Бога, но это духъ Антихриста, о которомъ вы слышали, что онъ придетъ и теперь есть уже въ мірѣ» (4, 3); «Кто лжецъ, если не тотъ, кто отвергаетъ, что Іисусъ есть Христосъ? Это — Антихристъ, /с. 73/ отвергающій Отца и Сына» (2, 22), и, наконецъ, — «Вы слышали, что придетъ Антихристъ, и теперь появилось много Антихристовъ» (2, 18). Ученый толкователь Свящ. Писанія Еп. Михаилъ отмѣчаетъ, что въ греческомъ подлинникѣ имя «Антихристъ» стоитъ съ опредѣленнымъ указательнымъ членомъ, совершенно отдѣляющимъ это имя, какъ извѣстнаго опредѣленнаго лица, тогда какъ другіе «антихристы» не стоятъ съ опредѣленнымъ членомъ и, слѣдовательно, какъ «многіе», отличаются отъ него. Эти «многіе антихристы» суть только предтечи того Антихриста, который явится передъ Вторымъ Пришествіемъ Христовымъ и кончиною міра: они — какъ бы «прообразы» своего «Первообраза» — грядущаго единоличнаго Антихриста. Они — носители духа Антихристова, и ихъ задача — подготовить подходящую почву для прихода Антихриста, создать благопріятствующія его явленію въ міръ условія.

Эти «предтечи» Антихриста и руководятъ тѣмъ міровымъ процессомъ, который св. Ап. Павелъ назвалъ «отступленіемъ» (2 Солун. 2, 3). Сущность этого процесса заключается во все большемъ и большемъ отходѣ христіанскаго человѣчества отъ подлиннаго, неповрежденнаго Евангельскаго ученія и въ подмѣнѣ Евангельскихъ завѣтовъ иными идеалами. Губительность этихъ идеаловъ, предлагаемыхъ человѣчеству «предтечами» Антихриста, — въ томъ, что они кажутся иногда пріемлемыми для христіанина, совмѣстимыми съ христіанствомъ, а въ дѣйствительности — глубоко противны ему, какъ льстящіе человѣческимъ страстямъ и похотямъ и утверждающіе падшую природу человѣка въ ея паденіи.

Можно ли прослѣдить этотъ процессъ «отступленія» въ исторіи и въ жизни?

И можно и должно! Должно для того, чтобы уберечь себя и ближнихъ отъ вовлеченія въ этотъ процессъ, чтобы устраниться отъ него, чтобы спасти себя отъ зараженія все болѣе и болѣе утверждающимся въ мірѣ духомъ Антихриста.

Діаволъ, конечно, не могъ примириться съ появленіемъ въ мірѣ христіанства, а потому мы видимъ «духъ Антихриста» дѣйствующимъ въ христіанскомъ человѣчествѣ уже въ апостольскія времена. Первыми «предтечами Антихриста» были Симонъ-волхвъ, Керинѳъ, Николаиты, съ которыми должны были бороться св. Апостолы. Затѣмъ — гностики и цѣлыя скопища всевозможныхъ еретиковъ, съ которыми боролись на протяженіи ряда вѣковъ Святые Отцы и учители Церкви. Въ первые десять вѣковъ христіанской эры духъ подлинной вѣры и благо/с. 74/честія былъ, однако, еще настолько силенъ въ христіанахъ, что одерживалъ каждый разъ блистательную побѣду надъ «духомъ Антихриста» и Церковь Христова, несмотря на всѣ постигавшія ее тяжкія испытанія, торжествовала надъ своими врагами.

Но вотъ, къ серединѣ XI-го столѣтія «духъ Антихристовъ» настолько укоренился на Западѣ, что смогъ отторгнуть совсѣмъ отъ единенія со всей Вселенскою Церковью цѣлую половину христіанскаго человѣчества. Результатомъ этого явилось «папство» съ его многоразличными отступленіями отъ подлиннаго христіанскаго ученія о вѣрѣ и благочестіи — съ новоизмышленными догматами, съ поврежденной нравственностью, съ индульгенціями, «священной инквизиціей» и тому под. извращеніями.

Это была первая рѣшительная побѣда, одержанная «предтечами» Антихриста.

За ней вскорѣ послѣдовали другія.

На рубежѣ среднихъ вѣковъ, для полнаго искорененія остатковъ христіанства, тотъ же «духъ Антихриста» породилъ въ лонѣ отторгшагося отъ истинной Православной вѣры «папства» уже совершенно противныя христіанству движенія — ничѣмъ не сдерживаемаго вольнодумства, «гуманизма», поставившаго на мѣсто Бога самого человѣка, и, наконецъ, «атеизма», или полнаго безбожія. Не безъ сильнаго вліянія этихъ движеній, въ XVI-омъ вѣкѣ произошелъ расколъ внутри самой папской церковной организаціи, получившій наименованіе «протестантизма», который взялся будто бы «реформировать» Церковь, а въ дѣйствительности пошелъ еще дальше по пути «отступленія» и отвергъ самую сущность Церкви. Протестантизмъ, въ свою очередь, началъ все больше и больше дробиться на мелкія части — «секты», изъ которыхъ многія въ настощее время такъ далеко отошли отъ христіанства, что отвергли его главнѣйшіе догматы и даже вѣру въ Божество Основателя христіанства — Господа Іисуса Христа. Этотъ процессъ возникновенія все новыхъ и новыхъ сектъ, самыхъ изувѣрныхъ и нелѣпыхъ, не прекращается и теперь. Чрезвычайно характерно то, какъ явно обнаруживаетъ себя «духъ Антихристовъ» во всѣхъ этихъ сектахъ. Если не всѣ онѣ, то большинство изъ нихъ много говорятъ о Второмъ Пришествіи Христовомъ, ждутъ его съ особымъ нетерпѣніемъ и горячностью (напр., адвентисты), но умалчиваютъ о предварительномъ приходѣ Антихриста или утверждаютъ, что Антихристъ уже есть въ лицѣ... Римскаго папы. Характерна въ этомъ отношеніи и со/с. 75/стоявшаяся недавно Эванстонская конференція, организованная протестантами и сектантами и прошедшая подъ лозунгомъ: «Христосъ — надежда міра». Много, очень много говорилось на этой конференціи о «Второмъ пришествіи Христовомъ» и о томъ, какія блага сулитъ это человѣчеству на землѣ (!?), но — полное умолчаніе объ Антихристѣ! Не наводитъ ли это естественно на мысль о томъ, что протестанты и сектанты постепенно подготовляются своими руководителями къ тому, чтобы принять Антихриста, когда онъ явится, какъ Самого Христа?

Одновременно появляются на Западѣ и настойчиво пропагандируются уже явно-антихристіанскія ученія матеріализма, соціализма и марксизма-коммунизма, и все шире и шире рискидываютъ свои сѣти общественно-политическія организаціи съ тайнымъ культомъ сатаны. Дѣйствуя совершенно такъ же, какъ будетъ дѣйствовать самъ Антихристъ, «съ адскимъ коварствомъ и лицемѣріемъ» (по выраженію Еп. Игнатія), возглавители этихъ организацій, эти подлинныя «лисицы по сердцу и волки по душѣ» (по выраженію преп. Нила Мѵроточиваго Аѳонскаго) постепенно захватываютъ во всемъ мірѣ руководство не только общественно-политической, но и религіозной жизнью людей, все направляя къ одной цѣли — подготовить условія, благопріятствующія тому, чтобы человѣчество приняло Антихриста и поклонилось ему, какъ своему царю и богу.

Самымъ главнымъ препятствіемъ на пути къ достиженію этой цѣли была Православная Россія — единственный мощный оплотъ истинно-христіанской Православной вѣры въ мірѣ — съ ея Государемъ, державнымъ Защитникомъ и Покровителемъ всей Православной Церкви. Въ теченіе двухъ слишкомъ вѣковъ «предтечами» Антихриста велась систематическая и упорная работа для того, чтобы изъ Православной Россійской Имперіи сдѣлать безбожный Союзъ Совѣтскихъ Соціалистическихъ Республикъ. Когда это было достигнуто, поведена была новая работа съ цѣлью уничтожить самую Православную Церковь, одновременно въ двухъ направленіяхъ: путемъ страшныхъ, неслыханныхъ гоненій, едва ли не превозшедшихъ гоненія первыхъ вѣковъ христіанства, и путемъ разложенія изнутри съ помощію живоцерковничества, обновленчества и насажденія всякихь вольнодумныхъ модернистскихъ теченій въ духѣ протестантизма. Въ концѣ концовъ въ большинствѣ православныхъ странъ уцѣлѣвшіе отъ разгрома остатки помѣстныхъ Церквей были сдѣланы жалкими орудіями богоборческой власти. Обильные плоды пожалъ, однако, «духъ Антихристовъ» и въ другихъ /с. 76/ православныхъ Церквахъ, оставшихся на свободѣ. Онѣ сильно заражены отравой вольнодумнаго либерализма и модернизма, влекущаго ихъ къ сліянію съ протестантизмомъ. Славу Богу, есть еще въ нихъ и малый остатокъ не преклонившихъ колѣна передъ все болѣе и болѣе поднимающимъ голову «духомъ Антихриста»! Держится пока и наша Русская Зарубежная Церковь, въ которой поклонники грядущаго Антихриста, произвели губительный расколъ, а теперь пытаются и совсѣмъ ее уничтожить, изгладить съ лица земли, употребляя для этого всѣ возможныя средства и главное изъ нихъ — ложь и клевету, естественное оружіе отца лжи и клеветника изначала — діавола.

Зрѣлище въ мірѣ въ общемъ весьма безотрадное, и было бы отъ чего пасть духомъ и придти въ отчаяніе, если бы не знали мы, что «тако писано есть» въ Словѣ Божіемъ и всему этому такъ и надлежитъ быть.

Что же намъ дѣлать и какъ намъ быть?

«Отступленіе попущено Богомъ», такъ наставляетъ насъ одинъ изъ великихъ наставниковъ духовной жизни нашего времени Преосвященный Игнатій (Брянчаниновъ): «не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись отъ него самъ, и этого съ тебя достаточно. Ознакомься съ духомъ времени, изучи его, чтобы по возможности избѣгнуть вліянія его... Отступленіе начало совершаться» съ нѣкотораго времени быстро, свободно и открыто. Послѣдствія должны быть самыя скорбныя. Воля Божія да будетъ! Дѣло Православной вѣры можно признать приближающимся къ рѣшительной развязкѣ... Одна особенная милость Божія можетъ остановить нравственную всегубящую эпидемію, остановить на нѣкоторое время, потому что надо же исполниться предреченному Писаніемъ. Судя по духу времени и по броженію умовъ, должно полагать, что зданіе Церкви, которое колеблется давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостоять. Предпринимаемыя мѣры поддержки заимствуются изъ стихій міра, враждебнаго Церкви, и скорѣе ускорятъ паденіе ея, нежели остановятъ. — Не отъ кого ожидать возстановленія христіанства. Сосуды Св. Духа изсякли окончательно повсюду, даже въ монастыряхъ, этихъ сокровищницахъ благочестія и благодати... Соль обуеваетъ. Въ высшихъ пастыряхъ Церкви осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное пониманіе по буквѣ, убивающей духовную жизнь въ христіанскомъ обществѣ, уничтожающей христіанство, которое есть дѣло, а не буква. Тяжело видѣть, кому ввѣрены въ руки овцы Христовы, кому предоставлено ихъ руководство и спасеніе. /с. 77/ Но это — попущеніе Божіе... Милосердное долготерпѣніе Бога длитъ и отсрачиваетъ рѣшительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тѣмъ гніющіе или сгнившіе достигаютъ полноты тлѣнія. Спасающіеся должны понимать это и пользоваться временемъ, даннымъ для спасенія... Милосердный Господь да покроетъ остатокъ вѣрующихъ въ Него! Но остатокъ этотъ скуденъ: дѣлается скуднѣе и скуднѣе... «Спасаяй да спасетъ свою душу», сказано остатку христіанъ Духомъ Божіимъ». (Изъ IV тома и Отечника).

Съ тѣхъ поръ, какъ писалъ это Еп. Игнатій, положеніе въ мірѣ не улучшилось, а ухудшилось. «Какъ Антихристъ главнымъ дѣломъ своимъ будетъ имѣть отвлечь всѣхъ отъ Христа», говоритъ другой великій духоносный наставникъ нашего времени Еп. Ѳеофанъ Затворникъ: «то онъ не явится, пока будетъ въ силѣ царская власть. Она не дастъ ему развернуться, будеть мѣшать ему двйствовать въ своемъ духѣ. Вотъ это и есть «удерживающее» (2 Солун. 2, 7). Когда же царская власть падетъ, и народы всюду заведутъ самоуправство (республики, демократіи), тогда Антихристу дѣйствовать будетъ просторно. Сатанѣ не трудно будетъ подготовлять голоса въ пользу отреченія отъ Христа, какъ это показалъ опытъ во время французской революціи. Некому будетъ сказать: «вето» — властное. Итакъ, когда заведутся всюду такіе порядки, благопріятные раскрытію Антихристовскихъ стремленій, тогда и Антихристъ явится (Толкованіе на посланіе св. Ап. Павла къ Солунянамъ 2-ое, гл. 2, 6, стр. 504).

Предреченное Епископомъ Ѳеофаномъ исполнилось: «предтечи» Антихриста свое дѣло сдѣлали — «духъ Антихристовъ» водворился повсюду, установивъ вездѣ «порядки, благопріятные раскрытію антихристовскихъ стремленій». Памятуя слова Епископа Игнатія, что «Антихристъ будеть логичнымъ, справедливымъ, естественнымъ послѣдствіемъ общаго нравственнаго и духовнаго направленія человѣковъ» (т. IV), предоставляемъ читателямъ, внимательнымъ въ окружающей жизни, самимъ сдѣлать свои выводы изъ всего вышесказаннаго, а, съ своей стороны, можемъ только повторить:

«Спасаяй да спасетъ свою душу!»

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 71-77.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.