Церковный календарь
Новости


2018-09-24 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Особое мнѣніе Ѳ. Д. Самарина (1906)
2018-09-24 / russportal
Предсобор. Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №4 (22 марта 1906 г.)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Приложеніе къ дѣянію 92-му (1999)
2018-09-24 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Протоколъ 92-й (24 февраля 1918 г.)
2018-09-23 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Римъ и Халкидонскій Соборъ (1970)
2018-09-23 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 65-е (9 декабря 1917 г.)
2018-09-22 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святые Отцы на Вселенскихъ Соборахъ (1970)
2018-09-22 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 64-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-21 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Русская Зарубежная Церковь въ кривомъ зеркалѣ (1970)
2018-09-21 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 63-е (8 декабря 1917 г.)
2018-09-20 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Фантастическая исторія (1970)
2018-09-20 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 62-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-19 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №3 (18 марта 1906 г.)
2018-09-19 / russportal
Помѣстный Соборъ 1917-1918 гг. Дѣяніе 61-е (7 декабря 1917 г.)
2018-09-18 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Святая Русь въ исторіи Россіи (1970)
2018-09-18 / russportal
Предсоборное Присутствіе 1906 г. Отдѣла I-го Журналъ №2 (16 марта 1906 г.)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - вторникъ, 25 сентября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

Возстановителямъ Россіи.

«Вотъ я предлагаю вамъ сегодня благословеніе и проклятіе: благословеніе, если послушаете заповѣдей Господа Бога вашего... и проклятіе, если не послушаете заповѣдей Господа Бога вашего, и уклонитесь отъ пути, который заповѣдую вамъ... и пойдете вслѣдъ боговъ иныхъ» (Второзаконіе, гл. 11, ст. 26-28).

Въ этомъ знаменательномъ изреченіи Слова Божія — какъ вся разгадка страшнаго бѣдствія, постигшаго нашу Родину-Россію, такъ и указаніе единственно-вѣрнаго пути къ ея возстановленію. Погибла Россія не отъ чего другаго, какъ отъ того только, что измѣнила Единому Истинному Богу, пренебрегла благословеніемъ Божіимъ и сама избрала себѣ проклятіе, — уклонившись отъ пути, который заповѣданъ Господомъ Богомъ, — «пошла вслѣдъ боговъ иныхъ». А что это именно такъ, мы имѣемъ множество самыхъ авторитетныхъ свидѣтельствъ великихъ духоносныхъ мужей, среди которыхъ особенно выдѣляется прославившійся прозорливостью и чудотвореніями всероссійскій праведникъ и молитвенникъ о. Іоаннъ Кронштадтскій. Онъ прямо предрекъ, что «если въ Россіи такъ пойдутъ дѣла, и безбожники и анархисты-безумцы не будутъ подвергнуты праведной карѣ закона, и если Россія не очистится отъ множества плевелъ, то она опустѣетъ, какъ древнія царства и города, стертые правосудіемъ Божіимъ съ лица земли за свое безбожіе и за свои беззаконія».

Вполнѣ понятно и всякаго одобренія достойно, что многіе русскіе люди, послѣ всего происшедшаго, тяжко переживая гибель своей Родины, старательно изыскиваютъ теперь пути къ ея возстановленію. Съ этой цѣлью создаются у насъ заграницей всевозможныя національно-патріотическія организаціи и объединенія, возникаютъ разныхъ толковъ политическія партіи. И многія изъ нихъ, предлагая свои объясненія гибели Россіи и необходимыя, по ихъ мнѣнію, мѣропріятія къ ея спасенію и возстановле/с. 79/нію, разрабатываютъ даже цѣлыя программы ея будущаго устройства. Время отъ времени тексты этихъ программъ или ихъ проекты появляются въ нашей заграничной печати.

Привѣтствуя отечестволюбіе и добрыя стремленія всѣхъ этихъ организацій и составителей этихъ программъ, въ мѣру ихъ искренности, мы тѣмъ не менѣе не можемъ со скорбію не отмѣтить одного. Всѣ они совсѣмъ не учитываютъ или слишкомъ мало учитываютъ, не дооцѣниваютъ вышеупомянутой главной, коренной причины страшнаго несчастія постигшаго нашу Родину, и наивно думаютъ, что можно спасти и возстановить Россію одними лишь своими слабыми человѣческими силами, не прилагая никакихъ усилій къ тому, чтобы стать достойными заслужить для этого великаго дѣла всесильную помощь Божію. А между тѣмъ именно это-то послѣднее и есть главное условіе успѣха, какъ свидѣтельствуетъ вся тысячелѣтняя исторія нашего отечества. Вспомнимъ, съ какой слезной мольбой о спасеніи, съ какими покаянными слезами прибѣгали къ Богу и Его Пречистой Матери, «Заступницѣ Усердной рода христіанскаго», наши предки въ самые критическія моменты жизни нашей Родины и какъ скоро въ такихъ случаяхъ подавалась подлинно чудесная помощь.

Вотъ этого-то теперь намъ и не хватаетъ!

Много, очень много энергіи проявляется иногда нѣкоторыми нашими національно-общественными и политическими дѣятелями, но, увы, не въ томъ направленіи, въ какомъ это дѣйствительно можетъ помочь спасенію Россіи. Только тогда всякая общественная и политическая работа будетъ спасительна для нашей Родины, когда она будетъ сопровождаться и вдохновляться самымъ важнымъ и основнымъ — искреннимъ стремленіемъ возвратиться на путь Божій и отказаться отъ служенія всякимъ «инымъ богамъ», кромѣ Единаго Истиннаго Бога. А до тѣхъ поръ, пока мы не поставимъ во главу угла служеніе Единому Истинному Богу, всецѣлую вѣрность и преданность завѣтамъ и установленіямъ нашей Святой Православной Вѣры и Церкви, тщетны будутъ всѣ наши надежды на спасеніе и возстановленіе Россіи.

«Безъ Мене не можете творити ничесоже», сказалъ Господь (Іоан. 15, 5).

/с. 80/ Съ этой точки зрѣнія грустное впечатлѣніе производятъ и всѣ публичныя высказыванія и программы. Всѣ онѣ характеризуются какой-то огдядкой на «кого-то» или на «что-то», въ ущербъ чистой и безкомпромиссной правдѣ Божіей. Мы не говоримъ уже о подобнаго рода программахъ лѣваго толка, составители которыхъ совсѣмъ далеки отъ пониманія истинныхъ причинъ крушенія Россіи и мыслятъ и чувствуютъ вполнѣ матеріалистически, хотя бы даже и заявляли себя иной разъ людьми вѣрующими въ Бога и признающими то великое значеніе, какое имѣла въ строительствѣ Россіи и исторической жизни русскаго народа Православная Церковь. Долгъ совѣсти вынуждаетъ насъ указать на то печальное явленіе, что и выходящія изъ праваго лагеря нашей эмиграціи программы часто грѣшатъ непониманіемъ самаго главнаго и основнаго, о которомъ мы не можемъ не твердить постоянно. Какъ-то невольно бросается въ глаза, что составители этихъ программъ словно боятся отъ «кого-то» укоровъ въ недостаткѣ «просвѣщеннаго либерализма», опасаются прослыть «ретроградами», «мракобѣсами» и «черносотенцами», каковыя наименованія щедро разсыпали по адресу подлинныхъ русскихъ патріотовъ и вѣрныхъ сыновъ Православія тѣ самые «просвѣщенные либералы», которые и сгубили нашу несчастную Родину, ввергнувъ ее въ страшную кровавую бездну.

Послѣ всего пережитаго нами, кажется, какъ огня должны были бы мы бояться этого лже-либерализма, подъ личиной котораго всегда скрывается самое разнузданное безчиніе, приводящее въ конечномъ результатѣ къ развалу и анархіи. Но, несмотря на то, что всѣ мы видѣли, къ чему привела насъ та «свобода», о которой такъ кричали у насъ въ предреволюціонные годы, это ложное понятіе о свободѣ до сихъ поръ еще вполнѣ не изжито и держитъ у себя въ плѣну умы и сердца многихъ нашихъ самыхъ благонамѣренныхъ отечестволюбцевъ. Все это, конечно, — отъ недостатка пониманія того, что является истинной свободой въ дѣйствительномъ, евангельскомъ значеніи этого слова. Христіанинъ, руководясь словами Самого Христа-Спасителя (Іоан. 18, 31-36), видитъ свободу въ освобожденіи себя отъ рабства грѣху, а лже-либералъ — въ свободѣ грѣшить. Какъ видно, по/с. 81/ниманія эти діаметрально противоположныя, и намъ никогда не понять другъ друга. Наглядно уяснить эту громадную разницу и понять всю вопіющую неправоту лже-либераловъ можно отчасти слѣдующимъ жизненнымъ примѣромъ: мать останавливаетъ и даже больно шлепаетъ своего ребенка, когда онъ, не слушая ея, упрямо тянется къ огню, не зная, что онъ обожжется. Съ точки зрѣнія лже-либераловъ, такой поступокъ матери должень расцѣниваться, какъ предосудительное «стѣсненіе свободы», «угнетеніе личности». А съ точки зрѣнія христіанской, и это и подобныя этому явленія суть только согласныя съ доводами разума и совѣсти проявленія любви къ ближнему.

Такъ, одинъ изъ великихъ нашихъ отечественныхъ подвижниковъ благочестія святитель Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ, самъ кротчайшій и любвеобильнѣйшій, еще въ 60-ыхъ годахъ прошлаго [XIX] столѣтія предсказавшій ужасы кровавой революціи, какъ возмездіе Россіи за все болѣе и болѣе распространявшееся невѣріе и нечестіе, предлагалъ крайнія мѣры — объявить невѣріе государственнымъ преступленіемъ и запретить распространеніе матеріалистическихъ воззрѣній подъ страхомъ смерти. Сдѣлалъ онъ это, конечно, потому, что видѣлъ тогда въ этомъ единственное средство спасти Россію отъ неизбѣжной гибели. Мы далеки отъ того, чтобы такую крайнюю мѣру рекомендовать ввести въ кодексъ законовъ возстановленнаго Россійскаго Государства. Но мы не смѣемъ забывать, что все предсказанное святителемъ Ѳеофаномъ, приснопамятнымъ о. Іоанномъ Кронштадтскимъ и другими, подобными имъ духоносными мужами, полностью сбылось и что Россія, именно по винѣ безбожниковъ, потеряла 50 милліоновъ своихъ сыновъ и уже 37 лѣтъ купается въ слезахъ и крови. Поэтому въ программѣ будущаго устройства Россіи лучше совсѣмъ не упоминать о безбожникахъ, какъ о людяхъ, въ силу самого своего безбожія, грозящихъ благополучію человѣческаго общества, чѣмъ заранѣе провозглашать, какъ мы читаемъ это въ извѣстной газетѣ «Наша Страна» за № 254 («Къ чему мы зовемъ», пунктъ 3), что въ будущей Россіи «каждый подданный россійскаго монарха имѣетъ право избирать отвѣчающую его совѣсти религію и даже объявить себя атеистомъ». Христіанинъ можетъ только терпѣть безбожіе, всячески стремясь вразумить безбожника и обра/с. 82/тить его къ вѣрѣ, но никакъ не узаконять безбожія. Равнымъ образомъ, и столь модное въ послѣднее время положеніе о такъ называемой «свободѣ совѣсти» и равноправіи всѣхъ вѣроисповѣданій, въ такомъ видѣ, какъ оно теперь постоянно трактуется, совершенно непріемлемо для христіанина. Мы, православные христіане, отнюдь никого не хотимъ угнетать и насиловать, но, зная Чистую Неповрежденную Божественную Истину, уже въ силу этого, никакъ не можемъ одинаково относиться, какъ къ этой, исповѣдуемой нами Истинѣ, такъ и ко всѣмъ безчисленнымъ человѣческимъ заблужденіямъ, отступленіямъ отъ этой Истины. Совершенно напрасны и глубоко неосновательны всѣ могущіе быть намъ упреки въ какой-то нетерпимости къ «инакомыслящимъ». Русскій человѣкъ, глубоко преданный своей Православной Вѣрѣ, тѣмъ не менѣе всегда отличался самой широкой вѣротерпимостью, но эта вѣротерпимость совсѣмъ не то, что хотятъ видѣть въ будущей Россіи лже-либералы. Вотъ какъ мудро формулируетъ суть ея тотъ же великій наставникъ нашей Россійской Церкви, о которомъ мы выше говорили.

«Истинная вѣротерпимость искренно любитъ и благоговѣйно чтитъ единую св. Вѣру свою, ревнуетъ о чистотѣ и славѣ ея, радуется возвышенію ея; но при этомъ даетъ мѣсто близъ нея и другимъ вѣрамъ, не потому что считаетъ ихъ равночестными и спасительными, а по снисхожденію къ немощамъ заблуждающихся. Она не тѣснитъ, не гонитъ, не преслѣдуетъ; но вмѣстѣ съ тѣмъ не упускаетъ случая съ любовью указывать заблужденіе и предлагать свободному убѣжденію и совѣсти выборъ лучшаго». (Слова на праздничные дни Еп. Ѳеофана, стр. 82). «Такая только терпимость и умѣстна въ нашемъ Отечествѣ» — можемъ мы повторить и теперь вмѣстѣ съ святителемъ Ѳеофаномъ (тамъ же). Всякая другая «вѣротерпимость», по его словамъ, «обнаруживаетъ или невѣріе, или отсутствіе всякаго убѣжденія и пахнетъ мертвымъ безразличіемъ къ вѣрѣ (индифферентизмомъ). То и другое — пагуба для благочестивой жизни народа», и, конечно, неизбѣжно приведетъ къ новой катастрофѣ.

Такой же пагубой являются и попытки навязать Церкви «демократическое» начало, съ «предоставленіемъ приходамъ права отвода недостойныхъ пастырей» и «обезпеченіемъ низоваго духовенства отъ администра/с. 83/тивнаго произвола высшихъ іерарховъ», о чемъ мы читаемъ дальше въ той же программѣ, предлагаемой «Нашей Страной» (пунктъ 5 г). Идея демократіи совершенно чужда христіанству и ничего общаго не имѣетъ съ соборностью, лежащей въ основѣ Церкви, съ которой ее иногда смѣшиваютъ, по невѣдѣнію или злонамѣренно. Церковью управляетъ не народъ, а Самъ Господь черезъ поставленныхъ Духомъ Святымъ законныхъ пастырей. Рѣшающее значеніе въ Церкви имѣетъ не «большинство голосовъ», а стояніе въ Истинѣ. Единственнымъ руководствомъ правильнаго устроенія и теченія церковной жизни являются отнюдь не «воля народа» и мнѣніе большинства, а лишь вдохновленные Духомъ Божіимъ каноны Церкви. Всякая попытка игнорировать каноны или, тѣмъ болѣе, постудать вопреки ихъ требованіямъ, есть уже подкопъ подъ Церковь. Всякій отвергающій каноны колеблетъ самыя основы Церкви, а потому и на вѣрующихъ мірянахъ лежитъ долгъ и право отстаивать каноны Церкви, когда они злонамѣренно попираются. Такъ самъ церковный народъ отстоялъ православно-каноническое начало въ Русской Церкви отъ «живцовъ» и «обновленцевъ», результатомъ чего былъ полный провалъ этихъ модернистическихъ теченій, грозившихъ подорвать Св. Православіе. Борьба за чистоту вѣры и за каноническое устройство Церкви является священнымъ долгомъ не только церковной іерархіи, но и рядовыхъ вѣрующихъ мірянъ, знающихъ свою вѣру и каноны церковные и ревнующихъ о церковной Истинѣ, ибо у насъ, по ученію Восточныхъ Патріарховъ (см. Посланіе 1848 г.) «хранителемъ благочестія является самое тѣло Церкви, то есть самый народъ». Но это ничего общаго не имѣетъ съ тѣмъ «демократическимъ» произволомъ и хозяйничаніемъ мірянъ въ Церкви, которое стремятся ввести въ церковную жизнь въ наше время лже-либералы и всякаго рода реформаторы-модернисты, для коихъ Церковь не болѣе, какъ одна изъ многихъ чисто-человѣческихъ организацій.

Непонятенъ выпадъ противъ монастырей въ этой программѣ. Когда были или хотя бы пытались стать у насъ монастыри «торгово-промышленными или сельско-хозяйственными предпріятіями?» Запретить же монасты/с. 84/рямъ жить трудами рукъ своихъ, занимаясь сельскимъ хозяйствомъ или иными доходными предпріятіями, обезпечивающими ихъ существованіе, благотворительную и просвѣтительную дѣятельность, это именно какъ разъ и значило бы — воспрепятствовать имъ быть «разсадникомъ религіознаго подвижничества и общественно-моральными центрами», какъ того хочетъ составитель программы. Вѣдь самые строгіе подвижники христіанской древности, отцы и основоположники иноческой жизни изыскивали себѣ средства на пропитаніе и на благотвореніе нуждающимся тѣмъ, что плели корзины и цыновки и продавали ихъ на торгу.

Послѣдній пунктъ разсматриваемой нами программы уже совершенно откровенно хочетъ видѣть въ Русской Православной Церкви чисто-земную организацію, которой предназначается въ будущей Россіи чисто-служебная роль: Она должна служить народу.

Увы! не только составитель этой программы, напечатанной въ газетѣ «Наша Страна», но и многіе другіе «возстановители» Россіи — политическіе и національно-общественные дѣятели держатся такого же образа мыслей: Православіе для нихъ цѣнно не само по себѣ, какъ единственная чистая, безпримѣсная Божественная Истина, ведущая исповѣдниковъ своихъ къ вѣчному спасенію, вѣчной жизни, а цѣнно лишь постольку, поскольку оно является «національной религіей» русскаго народа.

Что можемъ мы сказать въ отвѣтъ на такое, общее почти въ наше время, губительное непониманіе самаго главнаго, самаго основнаго въ жизни людей, — на такое приниженіе великой и святой нашей Вѣры — той вѣры, за которую до крови подвизались обошедшіе всю вселенную съ проповѣдью ея Святые Апостолы, перенесли безчисленныя мученія и приняли смерть сонмы Святыхъ Мучениковъ, ратоборствовали съ еретиками, не боясь никакихъ лишеній и жертвъ, Святые Отцы и распинали себя для міра, ради наслѣдованія блаженной вѣчности, преподобные подвижники? Намъ остается только скорбѣть и ужасаться тому, что возстановители будушей Россіи неземное и нетлѣнное сокровище Святаго Православія разсчитываютъ сдѣлать лишь орудіемъ земныхъ своихъ цѣлей.

Такимъ путемъ настоящей Россіи никогда не возстановить!

/с. 85/ Братія, православные русскіе люди! поймите же всѣ вы, наконецъ, за что несемъ мы такую тяжкую Божію кару, и уразумѣйте, что нѣтъ намъ другаго пути ко спасенію, кромѣ искренняго глубокаго всенароднаго покаянія и всецѣлаго обращенія къ Богу. Одна у всѣхъ насъ должна быть теперь основная программа, одна общая и главная задача — какъ великія и спасительныя истины «чуднаго, животворнаго, Божественнаго Православія» (по вдохновенному выраженію о. Іоанна Кронштадтскаго) сдѣлать непреложнымъ закономъ своей жизни во всѣхъ ея проявленіяхъ.

«Ищите прежде всего Царствія Божія и правды его», — увѣщеваетъ насъ Самъ Христосъ, — и тогда все остальное, въ томъ числѣ и Царство земное со всѣми его благами, приложится вамъ» (Матѳ. 6, 33).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 78-85.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.