Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

Свѣтъ Разума.

Глубокая тьма покрывала землю. Все погружено было въ сонъ, повсюду царствовала тишина; одни пастухи бодрствовали въ полѣ. И вдругъ разверзлись небеса, неизреченный свѣтъ осіялъ землю, явились безчисленныя сонмы ангельскихъ ликовъ и послышалось дивное пѣніе невѣдомой доселѣ людямъ неслыханно-прекрасной пѣсни: «Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе!»

Такой же непроницаемой тьмой, какъ темна была Виѳлеемская ночь, окутано было тогда въ нравственномъ смыслѣ и все человѣчество. Зло на землѣ достигло своего крайняго напряженія. Жизнь безъ Бога, безъ Его разумныхъ и спасительныхъ законовъ, привела людей къ тому, что они, опошлившись и развратившись, по слову Писанія, приложились скотомъ несмысленнымъ и уподобились имъ. И развѣ могла жизнь для тѣла, жизнь для желудка, жизнь безъ всякихъ возвышенныхъ стремленій, развѣ могла она имѣть какую-либо разумную цѣль? И она, дѣйствительно, потеряла всякій смыслъ, утративъ свое содержаніе и сдѣлавшись пустой и ненужной. Въ то же время безмѣрно разросшійся животный эгоизмъ породилъ страшную вражду и ненависть между людьми. Вѣра въ языческихъ боговъ была окончательно подорвана. Интеллигенція считала боговъ вымысломъ народной фантазіи, сами жрецы не могли сдерживаться отъ смѣха, совершая языческіе обряды. О прежнихъ доблестяхъ древняго греко-римскаго міра не было и помину: все свелось къ грубому корыстолюбію, роскоши, изнѣженности и плотоугодію. Не было порока, не было самаго гнуснаго преступленія, которые не совершались бы дерзко и открыто всѣми на каждомъ шагу и повсюду. Такими чертами рисуютъ тогдашнее состояніе человѣчества современные ему писатели. Лучшіе люди того времени буквально задыхались въ этой ужасающей атмосферѣ безвѣрія и нравственнаго растлѣнія и громогласно заявляли, что дальше такъ жить нельзя, что нѣтъ спасенія человѣчеству, если самъ Богъ не сойдетъ на землю и не избавитъ людей отъ явно-надвигающейся страшной катастрофы. А для многихъ единственно разумнымъ выходомъ изъ мучительнаго гнетущаго состоянія представлялось насильственное прекращеніе жизни путемъ самоубійства. Люди съ очевидностью должны были сознать свое полное безсиліе — устроить хотя сколько-нибудь сносную жизнь безъ Бога. Замѣчательно въ этомъ отношеніи признаніе знаменитаго философа языческой древности Платона, который писалъ, /с. 87/ что не быть на землѣ порядку, если только Самъ Богъ, сокрывшись подъ образомъ человѣка, не разъяснитъ намъ и наши отношенія къ Нему и наши взаимныя обязанности другъ ко другу.

И вотъ, когда эта жуткая тьма зловѣщимъ мракомъ охватила все человѣчество, уже начавшее отчаиваться въ своемъ спасеніи, наступила «кончина лѣта» (Гал. 4, 4) — отъ вѣчности предопредѣленные Богомъ времена и сроки. Совершилась «велія благочестія тайна» (1 Тим. 3, 16) — «Посла Богъ Сына Своего Единороднаго»: «Богъ явися во плоти» и «съ человѣки поживѣ». Ярко возсіявшая Виѳлеемская звѣзда и дивное ангельское пѣніе возвѣстили людямъ восходъ Солнца Правды, которое озарило весь міръ Своимъ Божественнымъ Свѣтомъ, разогнавъ эту зловѣщую тьму. Самъ Единородный Сынъ Божій сошелъ на землю и сталъ Человѣкомъ, не переставая быть Богомъ. Онъ далъ намъ «свѣтъ и разумъ, да познаемъ Бога Истиннаго и да будемъ въ Истиннѣмъ Сынѣ Его Іисусѣ Христѣ» (1 Іоан. 5, 20); Онъ принесъ на землю тотъ вожделѣнный сладкій миръ, по которому такъ изстрадалась душа человѣческая, не умѣя и не зная, гдѣ и какъ его найти. Онъ пришелъ примирить человѣка съ Богомъ и «благовѣстить миръ намъ, дальнимъ и ближнимъ» (Ефес. 2, 17), примиривъ насъ другъ съ другомъ и со своей собственной совѣстью. Отселѣ этотъ миръ сдѣлался кореннымъ отличительнымъ признакомъ каждаго истиннаго христіанина, сдѣлавшагося во Христѣ подлинно новою тварью, его неотъемлемымъ кровнымъ достояніемъ. Это — «миръ, превосходяй всякъ умъ» (Филип. 4, 7), который «превыше всякаго ума», превыше всякаго человѣческаго постиженія и разумѣнія, ибо это миръ — сверхъестественный, благодатный, божественный, наполняющій душу несказаннымъ блаженствомъ: это и есть то Царствіе Божіе, основать которое среди людей пришелъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ и которое, по слову Его, «внутрь насъ есть» (Лук. 17, 21).

Поскольку вѣра Христова проникала въ души людей, постольку миръ этотъ становился достояніемъ жизни. Чѣмъ ближе подходили люди ко Христу, чѣмъ искреннѣе и горячѣе вѣровали въ Него и чѣмъ больше старались осуществлять въ жизни Его благіе завѣты, — тѣмъ болѣе полнымъ въ совершеннымъ миромъ они наслаждались.

Но что мы видимъ теперь?

Человѣчество вновь безумствуетъ. То, что происходитъ /с. 88/ мірѣ теперь, такъ живо напоминаетъ намъ картину жизни на землѣ передъ Рождествомъ Христовымъ. То же безвѣріе, тотъ же развратъ, тѣ же скотскіе идеалы, эгоизмъ, взаимный вражда и ненависть, та же утрата смысла жизни, у большинства людей.

Но не хуже ли все это, по сравненію съ тѣмъ, что было тогда?

Вѣдь тогда человѣчество было языческимъ: оно не вѣдало Христа Спасителя и Его возвышеннаго ученія, было погружено въ глубокую религіозную и нравственную тьму. А теперь? — Теперь все это происходитъ съ человѣчествомъ христіанскимъ, или, по крайней мѣрѣ, съ человѣчествомъ, слышавшимъ евангельскую проповѣдь, узнавшимъ Христа, знакомымъ съ Его Божественнымъ ученіемъ. Какого же невѣроятнаго напряженія должна была достигнуть сила зла, дабы такое человѣчество оторвать отъ Христа и ввергнуть въ такую ужасающую бездну не только безвѣрія, но и отчаяннаго, подлинно сатанинскаго богоборчества и страшнаго нравственнаго растлѣнія? Не къ современному ли человѣчеству надлежитъ отнести грозныя предостерегающія слова посланія св. Апостола Павла къ Евреямъ: «Земля, пившая многократно сходящій на нее дождь... и производящая тернія и волчцы — негодна и близка къ проклятію, котораго конецъ — сожженіе» (Евр. 6, 7-8).

Но теперь уже не придетъ Христосъ спасти насъ. Онъ пришелъ для этого лишь однажды и разъ навсегда указалъ намъ вѣчные и неизмѣнные пути ко спасенію. Кто не желаетъ имъ слѣдовать, тотъ пусть самъ и пеняетъ на себя за свою погибель. Никакого счастливаго тысячелѣтняго царства на землѣ, о которомъ ложно учатъ сектанты, не будетъ. Такое ученіе противно Слову Божію и рѣшительно отвергнуто Церковью.

Теперь придетъ Христосъ вторично уже не спасать міръ, но судить міру всему — «судити живымъ и мертвымъ».

Первый разъ приходилъ Онъ въ уничиженіи, давая намъ примѣръ смиренія, а теперь придетъ Онъ «во Славѣ Своей и вси святіи Ангели съ Нимъ» (Матѳ. 25, 31). Это будетъ уже не благостное снисхожденіе Божіе къ несчастнымъ отчаявшимся людямъ, но Страшный Судъ надъ беззаконными гордецами, вѣдающими Бога и безумно, заносчиво отметающими святые завѣты Его. И если первые христіане, празднуя Первое Пришествіе Христово въ міръ, всегда возносились мыслію къ славному и страшному Вто/с. 89/рому Его Пришествію, напряженно ожидая его, то тѣмъ болѣе естественно и даже необходимо помышлять о немъ намъ, современнымъ христіанамъ, каждодневно наблюдающимъ признаки приближенія его, указанные въ Евангеліи. Вся наша жизнь на земли должна быть не чѣмъ инымъ, какъ самой тщательной подготовкой къ этому великому и славному «дню Господню» (Дѣян. 2, 21). Знаетъ это врагъ вселукавый, врагъ человѣческаго спасенія, и всячески старается погасить въ насъ это спасительное помышленіе. Какихъ-какихъ только доводовъ и благовидныхъ предлоговъ и соображеній не приводить онъ, лишь бы отклонить современныхъ христіанъ отъ мысли о Второмъ Пришествіи Христовомъ. И успѣваетъ въ этомъ. Многіе нынѣ говорятъ объ этомъ — страшно сказать! — съ усмѣшкой, и даже духовныя лица нерѣдко избѣгаютъ разговоровъ на эту тему. Да! крѣпко приковалъ врагъ мысли и чувства современныхъ людей къ землѣ, и не хотятъ они думать о вѣчности. Не самый ли вѣрный это признакъ близости Втораго Пришествія? Вспомнимъ только слова Христовы: «Какъ было во дни Ноя, такъ будетъ и въ пришествіе Сына Человѣческаго: ибо какъ во дни передъ потопомъ ѣли, пили, женились и выходили замужъ до того дня, какъ вошелъ Ной въ ковчегъ, и не думали, пока не пришелъ потопъ и не истребилъ всѣхъ, — такъ будетъ и пришествіе Сына Человѣческаго» (Матѳ. 24, 37-39).

Да бѣжитъ далеко отъ насъ такое пагубное настроеніе легкомыслія и безпечности! Свѣтло и радостно празднуя Первое Пришествіе Христово въ міръ, будемъ такъ же свѣтло и радостно ожидать Его Втораго Пришествія, жить этимъ ожиданіемъ, какъ жили имъ христіане первыхъ вѣковъ. А для того, чтобы оно было для насъ воистину радостнымъ и открыло бы намъ входъ къ блаженной вѣчности, посвятимъ все остающееся время нашей земной жизни трудамъ покаянія и усиленному приготовленію себя къ тому, чтобы достойно «предстать предъ Сына Человѣческаго» (Лук. 21, 36) и дать «добрый отвѣтъ на Страшномъ Судищи Христовомъ» (просит. ект.).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 86-89.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.