Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

Не продавайте вашего первородства за чечевичную похлебку!

«Вы куплены дорогою цѣною; не дѣлайтесь рабами человѣковъ» (1 Коринѳ. 7, 23).

Величайшее, безпримѣрное въ исторіи чудо Воскресенія Христова является, какъ мы знаемъ, основаніемъ христіанской вѣры, краеугольнымъ камнемъ всего христіанства. Объ этомъ такъ со всею рѣшительностью свидѣтельствуетъ великій Апостолъ языковъ Павелъ: «Если Христосъ не воскресъ, то и проповѣдь наша тщетна, тщетна и вѣра ваша» (1 Кор. 15, 14-17). Поэтому не можетъ не почитаться весьма знаменательнымъ то, что только одна наша Православная Церковь отводитъ воспоминанію этого славнаго событія главное, центральное мѣсто въ богослужебномъ году и празднуетъ его, какъ «праздниковъ праздникъ и торжество торжествъ». У всѣхъ остальныхъ, именующихъ себя «христіанами», давно уже въ большей или меньшей степени померкло значеніе этого праздника. А нѣкоторые, по какому-то недоразумѣнію или недомыслію все еще считающіе себя «христіанами», дошли до того, что совсѣмъ отвергаютъ вѣру въ Воскресеніе Христово, какъ въ событіе, дѣствительно имѣвшее мѣсто въ исторіи, и предлагаютъ понимать его только аллегорически.

Намъ, православнымъ христіанамъ, вѣрующимъ въ великую истину Воскресенія Христова и донынѣ его торжественно празднующимъ, въ эти переживаемые нами дни его празднованія особенно полезно и даже необходимо вспомнить, что это величайшее событіе, явившееся основаніемъ христіанства, было оклеветано іудеями путемъ подкупа.

Вотъ какъ разсказываетъ объ этомъ Евангеліе: «Нѣкоторые изъ стражи (приставленной ко гробу Христа Спасителя), вошедши въ городъ, объявили первосвященникамъ о всемъ бывшемъ. И сіи собравшись со старѣйшинами и сдѣлавши совѣщаніе, довольно денегъ дали воинамъ и сказали: скажите, что ученики Его, пришедши ночью, украли Его, когда мы спали; и если слухъ объ этомъ дойдетъ до правителя, мы убѣдимъ его и васъ отъ /с. 112/ непріятности избавимъ. Они, взявши деньги, поступили, какъ научены были. И пронеслось слово сіе между іудеями до сего дня» (Матѳ. 28, 11-15). И сколь ни нелѣпа была эта клевета, сама себя опровергавшая, она не только пережила времена св. Апостола, писавшаго объ этомъ, но дожила и до нашихъ дней. И теперь еще не только іудеи, но и другіе изъ числа невѣрующихъ, если вы заговорите съ ними о Воскресеніи Христовомъ, нерѣдко повторяютъ ту же безсмысленную клевету.

Такова сила и дѣйственность подкупа.

Съ тѣхъ поръ какъ нѣкогда въ Ветхомъ Завѣтѣ Исавъ продалъ свое первородство Іакову за чечевичную похлебку (Быт. 25, 29-34), не перестаетъ идти въ мірѣ эта постыдная продажа: одни съ нечистыми, гнусными цѣлями покупаютъ, а другіе продаютъ свое первородство — свою честь и достоинство, свою совѣсть, свои убѣжденія за деньги и за разнаго рода земныя блага. Самый страшный въ исторіи человѣчества примѣръ этой отвратительной купли-продажи — это предательство Іуды, продавшаго своего Божественнаго Учителя — Самого Сына Божія, пришедшаго въ міръ для спасенія человѣка, — за тридцать сребренниковъ первосвященникамъ и старѣйшинамъ іудейскаго народа, обуяннымъ гордостью, завистью и злобою.

Исторія повторяется, и многіе слѣдуютъ этимъ мрачнымъ примѣрамъ прошлаго, продавая, подобно Іудѣ, если не Самого Христа Господа (потому, что это теперь невозможно), то вѣру въ Него, непорочную Невѣсту Его — Святую Церковь, и все святое и возвышенное, что связано съ истинно-христіанской Православной вѣрой. Продаютъ и за деньги и за всевозможныя другія тлѣнныя блага земныя, отказываясь, подобно Исаву, отъ своего первородства — высокаго званія православнаго христіанина, ради удовлетворенія трехъ основныхъ грѣховныхъ страстей: похоти плоти, похоти очесъ и гордости житейской (1 Іоан. 2, 16). Эти подлинно несчастнѣйшіе изъ несчастнѣйшихъ жалкіе торгаши, торгующіе своею собственною совѣстію, забываютъ страшныя, предостерегающія слова Господа: «КАКАЯ ПОЛЬЗА ЧЕЛОВѢКУ, ЕСЛИ ОНЪ ПРІОБРѢТЕТЪ ВЕСЬ МІРЪ, А ДУШѢ СВОЕЙ ПОВРЕДИТЪ? ИЛИ КАКОЙ ВЫКУПЪ ДАСТЪ ЧЕЛОВѢКЪ ЗА ДУШУ СВОЮ?» (Матѳ. 16, 26).

/с. 113/ Какое поистинѣ безуміе — за блага временныя, тлѣнныя продавать блага вѣчныя, нѣтлѣнныя, небесныя.

Но чѣмъ глубже и глубже опускается міръ въ бездну «отступленія», предреченнаго Словомъ Божіимъ (2 Сол. 2, 3), тѣмъ меньше и меньше людей, понимающихъ это, отдающихъ себѣ ясный отчетъ въ этомъ.

И въ частности, какими-то слѣпыми въ этомъ отношеніи сдѣлались многіе православные русскіе люди, подлинно за «чечевичную похлебку» продавшіе врагамъ своей Вѣры и Родины свое «первородство» и очутившіеся вслѣдствіе этого въ многоскорбномъ изгнаніи, далеко за предѣлами родной страны, но и здѣсь — увы! — еще не всѣ и невполнѣ прозрѣвшіе. Нѣкоторые же и тутъ сознательно или безсознательно продолжаютъ торговать своимъ православно-христіанскимъ достоинствомъ, своею совѣстію и общими нашими духовными цѣнностями. А сколько здѣсь заграницей людей, постоянно предлагающихъ несчастнымъ, сбитымъ съ толку русскимъ людямъ подобнаго рода постыдныя сдѣлки! Есть, конечно, и тутъ, — мы этого не отрицаемъ, — отзывчивые и добрые люди, искренно желающіе помочь обездоленнымъ и безпріютнымъ, часто даже голодающимъ, русскимъ изгнанникамъ, но сколько вмѣстѣ съ тѣмъ и лютыхъ враговъ нашей Вѣры и Родины, — враговъ явныхъ и тайныхъ, лицемѣрно прикрывающихся личиной милосердія и путемъ оказанія внѣшней помощи преслѣдующихъ только свои собственныя темныя цѣли.

Среди таковыхъ имѣются представители всѣхъ такъ называемыхъ «инославныхъ», начиная отъ римо-католиковъ и кончая самыми крайними носителями идеологіи протестантизма, въ видѣ всевозможныхъ, безчисленныхъ сектантовъ, изъ которыхъ многіе почти утратили всякую связь съ христіанствомъ и только по недоразумѣнію или, можетъ быть, даже со злонамѣреннымъ умысломъ, называютъ себя «христіанами». Мы не говоримъ о тѣхъ немногихъ отрадныхъ случаяхъ искренняго тяготѣнія «инославныхъ» къ Православію, которое всюду теперь наблюдается, не говоримъ о подлинныхъ друзьяхъ Православія, которыхъ, къ сожалѣнію, очень и очень мало (ибо нужно взойти на большую духовную высоту, чтобы стать дѣйствительнымъ другомъ Православія, а на это, конечно, немногіе способны), а говоримъ о той страшной духовной опасности, которая угрожаетъ православнымъ русскимъ людямъ со стороны довольно /с. 114/ многочисленныхъ мнимыхъ «друзей Православія», стремящихся путемъ оказанія матеріальной помощи и всякаго рода земныхъ благъ купить совѣсть русскихъ людей и тѣмъ духовно поработить ихъ. Въ особенности же эти лукавые враги Христовой вѣры болѣе или менѣе откровенно въ зависимости отъ того, съ кѣмъ имѣютъ дѣло, стараются купить пастырей нашей Церкви и наиболѣе видныхъ и вліятельныхъ церковныхъ дѣятелей, дабы заставить ихъ служить не Христу Спасителю и дѣлу спасенія людей, а себѣ и своимъ цѣлямъ.

А цѣли эти ясны.

Кто ведетъ упорную вѣковѣчную борьбу съ истинной Вѣрой и Церковью Христовою, явно и тайно стремясь увлечь служителей истинной Церкви на путь отступленія отъ Истины и тѣмъ воспрепятствовать дѣлу вѣчнаго спасенія людей, какъ не исконный врагъ Божій и врагъ человѣческаго спасенія?

Пора уже начать трезво смотрѣть на вещи и не обольщать себя столь противными ученію Слова Божія несбыточными мечтами о какомъ-то «прогрессѣ», надеждами на свѣтлое будущее человѣчества здѣсь на землѣ. Не нужно закрывать глаза на то, что происходитъ нынѣ въ мірѣ, а нужно вѣрить и внимать яснымъ и опредѣленнымъ предсказаніямъ Слова Божія. ТОГДА ЯСНО СТАНЕТЪ, ЧТО ВЪ МІРѢ ИДЕТЪ СЕЙЧАСЪ САМАЯ НАПРЯЖЕННАЯ РАБОТА ПОДГОТОВКИ ВСѢХЪ НЕОБХОДИМЫХЪ УСЛОВІЙ ДЛЯ ВОЦАРЕНІЯ АНТИХРИСТА. И въ этой напряженной работѣ принимаютъ дѣятельное участіе, въ той или иной формѣ, всѣ враги Православія, хотя бы они и называли себя «христіанами» и даже — «православными», поскольку они носятъ одно лишь имя, не отвѣчающее ихъ дѣйствительному внутреннему настроенію.

Обо всемъ этомъ многократно предупреждали всѣ великіе столпы нашей Россійской Церкви послѣдняго времени: Митрополитъ Филаретъ Московскій, Епископъ Игнатій (Брянчаниновъ), Епископъ Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ, прославленные старцы Оптинскіе и приснопамятный отецъ Іоаннъ Кронштадтскій, не разъ говорившій: «МЫ ПЕРЕЖИВАЕМЪ УЖАСНЫЯ ВРЕМЕНА ПОВИДИМОМУ ПОСЛѢДНІЯ» и указывавшій на исполненіе признаковъ близости Второго Пришествія Христова и послѣдняго Страшнаго Суда Божія.

Слуги грядущаго Антихриста, подготовляя его вре/с. 115/менное торжество въ мірѣ, спѣшатъ купить себѣ возможно больше душъ человѣческихъ, стараясь прельстить, «аще, возможно и избранныя» (Матѳ. 24, 24). И эти старанія ихъ, какъ мы уже видимъ и теперь, не остаются безуспѣшными. Трудъ ихъ значительно облегчается тѣмъ, что, по знаменитому предреченію св. Нифонта Цареградскаго, «занимающіе престолы священства во всемъ мірѣ», въ эту послѣднюю эпоху существованія міра, будутъ вовсе неискусны и не будутъ знать художества добродѣтели... ВСѢ БУДУТЪ НИЗЛОЖЕНЫ ЧРЕВОУГОДІЕМЪ И ТЩЕСЛАВІЕМЪ... СРЕБРОЛЮБІЕ БУДЕТЪ ЦАРСТВОВАТЬ ТОГДА... и многіе падутъ въ пропасть, заблуждаясь въ широтѣ широкаго и просторнаго пути» (Преп. Варсануфія Вел. и Іоанна «Руководство къ духовной жизни», стр. 496).

Поэтому нужна большая осторожность во всѣхъ тѣхъ случаяхъ, когда намъ предлагается въ какомъ бы то ни было видѣ матеріальная помощь. Мы должны хранить строгую бдительность и рѣшительно отказываться отъ такой помощи, которая можетъ поработить насъ, лишить духовной свободы и сдѣлать плѣнниками враговъ св. Православія. Надо помнить, что въ нынѣшнее время весьма рѣдко кто оказываетъ помощь вполнѣ безкорыстно, не налагая никакихъ обязательствъ, если не явныхъ, то скрытыхъ. И если даже никакихъ такихъ обязательствъ не налагается формально, то почти всегда неизбѣжны обязательства внутренняго порядка: получившій помощь чувствуетъ себя какъ-то обязаннымъ своему «благодѣтелю» — онъ уже невполнѣ свободенъ, онъ связанъ психологически-естественнымъ чувствомъ благодарности тому, кто оказалъ ему помощь.

Печальные факты такого духовнаго порабощенія налицо: это — наши церковные расколы, созданные въ угоду мнимымъ «друзьямъ Православія», постоянныя нестроенія то тутъ, то тамъ, смуты въ отдѣльныхъ приходахъ, ренегатство отдѣльныхъ лицъ, измѣняющихъ Православію и переходящихъ то въ католичество «восточнаго обряда», то въ баптизмъ или еще какую-нибудь секту и т. п. Ошибочно было бы видѣть во всемъ этомъ результатъ только принципіальныхъ убѣжденій, принципіальныхъ споровъ и расхожденій. Въ очень значительной мѣрѣ все это обязано отнюдь не идейнымъ побужденіямъ, а тому «презрѣнному металлу», который въ нуж/с. 116/ныхъ случаяхъ довольно щедро раздается «безкорыстными благотворителями».

Если серьезно обдумать и взвѣсить все, свидѣтелями чего мы явились въ послѣдніе годы, само собой напрашивается заключеніе, что гораздо благоразумнѣе и безопаснѣе намъ, православнымъ, самимъ строить, какъ свою личную, такъ и общественную, а, въ особенности, конечно, церковную жизнь, своими собственными силами и средствами, полагаясь не на человѣческую помощь со стороны разныхъ «инославныхъ» и всякихъ сомнительныхъ въ духовномъ отношеніи, организацій, а только на помощь Божію, которая въ такихъ случаяхъ не замедлитъ. Нашъ главный грѣхъ въ томъ, что мы нынѣ слишкомъ много надѣемся на людей и слишкомъ мало, а то и совсѣмъ не надѣемся на Бога. Поэтому мы и не заслуживаемъ помощи Божіей.

А эту всесильную помощь Божію мы всегда сможемъ заслужить, если во главу угла нашей жизни будемъ ставить не матеріальныя цѣнности и не удовлетвореніе страстямъ сластолюбія и сребролюбія, а единственно — ВѢРНОСТЬ ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ, ХРАНЯЩЕЙ СЕБЯ ОТЪ ПОРАБОЩЕНІЯ СЛУГАМЪ АНТИХРИСТА. На всѣхъ вѣрующихъ лежитъ святой и радостный долгъ — И НРАВСТВЕННО И МАТЕРІАЛЬНО ПОДДЕРЖИВАТЬ И ОБЕЗПЕЧИВАТЬ СУЩЕСТВОВАНІЕ СВОЕЙ ЦЕРКВИ, и имъ должно съ большой осторожностью обращаться за помощью къ постороннимъ. А то, что мы, по большей части, бѣдны, и наши возможности весьма ограничены, это не страшно. Лучше создавать что-либо скромное и малое, но на свои собственные трудовые гроши, чѣмъ подвергать себя риску измѣнить истинной Церкви, пользуясь обязывающей насъ помощью духовно чуждыхъ намъ организацій.

ДОРОЖИТЕ ЖЕ, БРАТІЕ, СВОЕЙ ДУХОВНОЙ СВОБОДОЙ И НЕ ПРОДАВАЙТЕ ВАШЕГО ПЕРВОРОДСТВА ЗА «ЧЕЧЕВИЧНУЮ ПОХЛЕБКУ» ТЛѢННЫХЪ ЗЕМНЫХЪ БЛАГЪ!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 111-116.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.