Церковный календарь
Новости


2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 16-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-12-06 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 15-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - пятница, 14 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

Къ Восьмому Епархіальному Собранію 1955 года.

Въ восьмой разъ, по ясному смыслу постановленія Всероссійскаго Помѣстнаго Церковнаго Собора 1917-1918 г.г., въ нашей Епархіи, сохранившей вѣрность Русской Зарубежной Церкви, созывается Епархіальное Собраніе. Ежегодно созываемое Епархіальное Собраніе является здѣсь въ Америкѣ типичной особенностью только нашей Сѣверо-Американской и Канадской Епархіи, руководствующейся въ жизни своей священными канонами Православной Церкви.

Священнослужители и выборные представители отъ мірянъ, пребывающіе въ надлежащемъ каноническомъ повиновеніи своему Архипастырю, съѣзжаются на нѣсколько дней и, совмѣстно съ своимъ правящимъ Архіереемъ и его викаріями, обсуждаютъ насущные вопросы церковной жизни и намѣчаютъ пути дальнѣйшей работы. Эти собранія отнюдь нельзя разсматривать, какъ проявленія какого-то «демократическаго» начала въ Церкви, гдѣ все рѣшается «большинствомъ голосовъ». На нихъ дышетъ духъ истинной соборности, которая ощущаетъ свое единеніе со всею Вселенскою Церковью и не можетъ допустить ничего, что было бы противно Слову Божію, канонамъ Церкви, святоотеческому Преданію и всѣмъ спасительнымъ церковнымъ установленіямъ. Нѣтъ и не можетъ быть мѣста тутъ всякаго рода безотвѣтственнымъ демагогическимъ выступленіямъ. Таковыя, еслибы были допущены, неминуемо вызвали бы рѣшительное осужденіе и были бы пресѣчены въ самомъ началѣ, какъ посягающія на цѣлостность и незыблемость основныхъ свойствъ и признаковъ Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

Единственная цѣль созыва нашихъ Епархіальныхъ Собраній — помочь другъ другу получше разобраться въ томъ, какъ и какими путями вести и строить нашу церковную жизнь, дабы наиболѣе совершеннымъ образомъ достигалась всѣми вѣрующими основная цѣль христіанства — спасеніе души въ жизнь вѣчную. Таково именно назначеніе всѣхъ предлагаемыхъ къ слушанію и обсужденію докладовъ, составленіе которыхъ заранѣе поручается епархіальной властью наиболѣе освѣломленнымъ ли/с. 118/цамъ, хорошо знакомымъ съ тѣмъ или инымъ вопросомъ церковной жизни. Эти доклады, раскрывая передъ слушателями положительное ученіе Церкви, указываютъ вмѣстѣ съ тѣмъ и на тѣ отрицательныя явленія современности, которыя грозятъ подкопать вѣковые устои христіанской вѣры и нравственности, стремятся отвести вѣрующихъ отъ Церкви, расшатать и поколебать самыя начала, на коихъ утверждена Пастыреначальникомъ-Христомъ, св. Апостолами и ихъ благодатными преемниками Св. Церковь, и тѣмъ лишить вѣрующихъ надежды спасенія.

Спасеніе душъ въ жизнь вѣчную — вотъ единственная цѣль основанія Церкви!

Надо ли говорить о томъ, сколь многими это главное и основное теперь какъ-то забывается?

А между тѣмъ, Христосъ-Спаситель пришелъ на землю не для чего другаго, по Его же Собственнымъ словамъ, какъ только для того, чтобы «взыскати и спасти погибшаго» (Лук. 19, 10), «да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный» (Іоан. 3, 15-16). Потому-то мы и называемъ Его Спасителемъ!

Но эта ясная и простая цѣль, ради которой и основана Церковь, — цѣль столь очевидная и несомнѣнная для каждаго, кто безъ предвзятыхъ мыслей читаетъ св. Евангеліе, въ нашъ духовно-нездоровый вѣкъ, какъ и многое другое, совершенно извращается. Слишкомъ простыя и наглядныя истины теперь «не въ модѣ»: все надо какъ-то осложнить и «затуманить». И вотъ, даже люди, считающіе себя «богословами» и притомъ еще «православными», хотятъ видѣть нынѣ какую-то другую цѣль въ пришествіи Сына Божія на землю и въ основаніи Имъ на землѣ Своей Церкви. А сколь многіе въ наши дни стремятся использовать Церковь и церковныя учрежденія въ своихъ чисто-земныхъ, иногда даже явно-преступныхъ цѣляхъ, ничего общаго съ дѣломъ спасенія души не имѣющихъ. Для этого нерѣдко принимаютъ они дѣятельное участіе въ церковной жизни, стараются занять въ ней руководящія должности и — страшно сказать! — не останавливаются иногда и передъ притворно-лицемѣрнымъ облеченіемъ въ священный санъ.

Сколько всякихъ неурядицъ и смутъ производятъ такія лица, потерявшія совѣсть, въ современной церковной жизни! А таковыя, въ наше лукавое безвременье, встрѣчаются почти повсюду.

/с. 119/ Наше Восьмое Епархіальное Собраніе, состоявшееся въ Нью-Іоркѣ — въ Вознесенскомъ каѳедральномъ соборѣ на Бронксѣ, въ Недѣлю о Самарянынѣ 2/15 мая с. г. и два послѣдующихъ дня, было особенно знаменательно. Съ полнымъ единодушіемъ оно рѣшительно высказалось противъ всякаго рода новшествъ, какъ въ ученіи, такъ и въ церковной практикѣ, противъ всякихъ попытокъ обновленчества, «модернизаціи» и реформаторскихъ стремленій — за твердое стояніе въ древлемъ Апостольскомъ и святоотеческомъ Православіи. Ярко была подчеркнута участниками Собранія недопустимость и совершенная нетерпимость въ Церкви никакого другаго устройства и управленія, кромѣ того, какое установлено самими Св. Апостолами, ихъ учениками — Мужами Апостольскими и Святыми Отцами на Вселенскихъ и Помѣстныхъ Соборахъ.

Въ основѣ церковнаго устройства и управленія должно лежать 34-ое Апостольское правило, которое гласитъ, что «Епископамъ всякаго народа подобаетъ знати перваго въ нихъ, и признавати его яко главу, и ничего превышающаго ихъ власть не творити безъ его разсужденія... но и первый ничего да не творитъ безъ разсужденія всѣхъ». Было указано, что противъ этого основнаго канона погрѣшили какъ іерархи, сдѣлавшіе себя слѣпымъ орудіемъ богоборческой власти въ такъ наз. Совѣтскомъ Союзѣ, такъ и іерархи, отколовшіеся отъ единой Русской Церкви заграницей. Епархіальное Собраніе высказало рѣшительное осужденіе, какъ самочинно отдѣлившимся отъ Русской Церкви, такъ и подчинившимъ Св. Церковь безбожной диктатурѣ, вопреки принципу подлинной соборности, столь ясно выраженному въ вышеприведенномъ 34-мъ Апостольскомъ правилѣ.

Какъ во-главѣ всей Помѣстной Церкви, такъ и во-главѣ каждой отдѣльной части ея, законно Соборной Властью опредѣленной, стоитъ Апостольскій преемникъ — Епископъ. Безъ Епископа, какъ ясно учатъ Мужи Апостольскіе и Святые Отцы, нѣтъ Церкви.

«Внимайте епископу, дабы и Богъ внималъ вамъ», учитъ современникъ Св. Апостоловъ священномученикъ Игнатій Богоносецъ, Епископъ Антіохійскій (по преданію, бывшій тѣмъ дитятею, которое взялъ на руки Господь Іисусъ Христосъ, уча Апостоловъ смиренію, какъ /с. 120/ разсказывается объ этомъ въ Евангеліи Марк. 9, 33-37) въ своемъ посланіи къ Св. Поликарпу Смирнскому (Гл. VI).

«Безъ епископа никто не дѣлай ничего, относящагося къ Церкви» (Онъ же въ посланіи къ Смирнянамъ гл. VIII).

«Кто будетъ почитать себя больше епископа, тотъ пропалъ совершенно» (Посланіе къ Поликарпу его же гл. V).

«Дѣлающій что-нибудь безъ вѣдома епископа служитъ діаволу» (Посланіе къ Смирнянамъ IX гл.)

«Епископъ въ Церкви, и Церковь въ Епископѣ», учитъ священномуч Кипріанъ Карѳагенскій: «и если кто не съ епископомъ, тотъ внѣ Церкви».

Во-главѣ отдѣльныхъ Приходовъ, являющихся малыми церквами, стоятъ Пастыри — Священники. Они поставляются Епископомъ, какъ его помощники и проводники его Апостольской власти. Какъ Епископы являются вдохновителями и устроителями всей Церкви, такъ и Священники, находящіеся въ каноническомъ подчиненіи и послушаніи у своихъ Епископовъ, являются устроителями и отвѣтственными руководителями малыхъ церквей — приходовъ. Вѣрующіе міряне, избираемые въ церковно-приходскіе совѣты, согласно опредѣленію Всероссійскаго Помѣстнаго Собора 1917-1918 г.г. какъ это ясно видно изъ Введенія къ выработаному этимъ Соборомъ Приходскому Уставу, отнюдь не являются какими-то полновластными распорядителями, или «правленіемъ» прихода, а всего лишь «ближайшими помощниками своего пастыря и проводниками его начинаній въ приходѣ», причемъ избираться они должны не по какому-либо иному признаку (напр. партійному), какъ только по признаку своего подлиннаго христіанскаго благочестія и усердія къ церкви.

Отсюда совсѣмъ нельзя дѣлать вывода, будто міряне являются какимъ-то безправнымъ элементомъ въ Церкви, какъ это злонамѣренно хотятъ представить противники каноническаго строя церковной жизни и поборники противоестественной «церковной демократіи». Вѣрующіе міряне, если они дѣйствительно вѣрующіе, ставящіе во главу угла своей жизни спасеніе души въ жизнь вѣчную, обязаны полнымъ послушаніемъ своимъ пастырямъ, но лишь до тѣхъ поръ, пока сами пастыри хранятъ непоколебимое послушаніе Единой, Святой, Со/с. 121/борной и Апостольской Церкви. Какъ только пастырь отпадаетъ отъ истинной Церкви въ ересь или расколъ, отвергая догматы или каноны Церкви, міряне разрѣшаются отъ послушанія отпавшему. Объ этомъ ясно говоритъ Посланіе Восточныхъ Патріарховъ 1848 г., признанное Символической Книгой нашей Церкви:

«У насъ ни Патріархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестія у насъ есть самое тѣло Церкви, то-есть самый народъ, который всегда желаетъ сохранить вѣру свою неизмѣнной и согласной съ вѣрою отцевъ его» (см. пар. 17). И мы знаемъ, какъ нашъ русскій народъ показалъ себя подлиннымъ хранителемъ благочестія, въ недавнее время, въ отношеніи къ такъ наз. «Живой Церкви» и «обновленчеству» своимъ рѣшительнымъ отказомъ признать благодатными и каноническими эти противныя Св. Православію новообразованія.

На столь же рѣшительную точку зрѣнія стало наше Епархіальное Собраніе и въ отношеніи къ нашему печальному церковному расколу заграницей «Не можетъ быть у насъ молитвеннаго общенія съ раскольниками, доколѣ они упорствуютъ въ расколѣ» — постановило оно, въ полномъ согласіи съ канонами Церкви, ссылки на которые приводили именно міряне, участники Собранія. Такое отношеніе нашихъ вѣрующихъ мірянъ къ заграничному церковному расколу оправдывается свидѣтельствами Св. Отцевъ. «Ничто такъ не оскорбляетъ Бога», говоритъ, напр., св. Іоаннъ Златоустъ, «какъ раздѣленія въ Церкви. Хотя бы мы совершили тысячу добрыхъ дѣлъ, подвергнемся осужденію не меньше тѣхъ, которые терзали Тѣло Господа, если будемъ расторгать цѣлость Церкви. Такого грѣха не можетъ загладить даже кровь мученическая» (томъ XI, 102). Если мы обратимся къ причинамъ раскола въ нашей Русской Зарубежной Церкви, то увидимъ, что тяжесть этого грѣха усугубляется стремленіемъ зачинщиковъ его ввести какое-то «нео-христіанство», «нео-православіе», взамѣнъ подлиннаго Апостольскаго и Святоотеческаго Православія. Это уже не простой расколъ, но отступленіе отъ Православія въ духѣ, близкомъ къ протестантизму и даже къ древнимъ ересямъ, вродѣ гностицизма. Не случайна поэтому у отколов/с. 122/шихся отъ насъ эта тѣсная дружба съ протестантами и участіе въ такъ наз. «экуменическомъ движеніи». Это еще болѣе углубляетъ расколъ и осложняетъ наши взаимоотношенія съ раскольниками, затрудняя возстановленіе нашего церковнаго единства.

Сдѣланные на Епархіальномъ Собраніи доклады ясно показали, въ какомъ исключительно-тяжеломъ положеніи находится въ нынѣшнее время наша Православная Церковь, обуреваемая и раздираемая, какъ внѣшними, такъ и внутренними врагами. А потому единственный путь для всѣхъ тѣхъ, кто еще не пересталъ считать цѣлью своей жизни спасеніе души, это — сугубое духовное бодрствованіе и твердое стояніе въ чистой неповрежденной вѣрѣ и преданности истинной Церкви свято хранящей эту вѣру.

Болѣе всего надо бояться всякой «самости», всякаго своеумія и самочинія — противопоставленія самого себя голосу Церкви, идущему къ намъ изъ глубины Апостольской и Святоотеческой древности. Для этого весьма полезно помнить замѣчательное изреченіе великаго подвижника и наставника духовной жизни VI-го вѣка Аввы Дороѳея:

«Не знаю другаго паденія, кромѣ сего, когда человѣкъ послѣдуетъ самому себѣ. Видѣлъ ли ты падшаго, — знай, что онъ послѣдовалъ самому себѣ. Нѣтъ ничего опаснѣе, нѣтъ ничего губительнѣе сего».

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 117-122.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.