Церковный календарь
Новости


2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 126-й (1899)
2018-12-12 / russportal
Свт. Іоаннъ Златоустъ. Бесѣды на псалмы. На псаломъ 125-й (1899)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Православное Догмат. Богословіе митр. Макарія (1976)
2018-12-11 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свт. Тихонъ Задонскій, еп. Воронежскій (1976)
2018-12-10 / russportal
Лактанцій. Книга о смерти гонителей Христовой Церкви (1833)
2018-12-10 / russportal
Евсевій, еп. Кесарійскій. Книга о палестинскихъ мученикахъ (1849)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Истинное христіанство есть несеніе креста (1975)
2018-12-09 / russportal
Архіеп. Аверкій (Таушевъ). Сознаемъ ли мы себя православными? (1975)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, какъ душѣ обрѣсти Бога (1895)
2018-12-08 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. О томъ, что не должно соблазнять ближняго (1895)
2018-12-07 / russportal
Тихонія Африканца Книга о семи правилахъ для нахожд. смысла Св. Писанія (1891)
2018-12-07 / russportal
Архим. Антоній. О правилахъ Тихонія и ихъ значеніи для совр. экзегетики (1891)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - суббота, 15 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

«И на земли миръ...»

«Всяческая днесь радости исполняются: Христосъ родися въ Виѳлеемѣ». Возблагодаримъ же Господа, вновь сподобившаго насъ дожить до радостнаго праздника Рождества Христова! Какъ и всегда, исподволь, шагъ за шагомъ, св. Церковь въ теченіе цѣлыхъ сорока дней постепенно подготовляла насъ къ нему постомъ, богослужебными чтеніями и пѣснопѣніями, для того чтобы мы глубже вошли въ настроеніе этого праздника, осмысленнѣе и съ большей пользой для души переживали величіе его. И только тотъ, кто, какъ послушное чадо своей Матери-Церкви, надлежащимъ образомъ, соблюдая постъ и посѣщая со вниманіемъ и усердіемъ церковныя службы, готовилъ себя къ встрѣчѣ этого радостного праздника, способенъ по-настоящему переживать его. Для такого человѣка Рождество Христово не просто «сезонный праздникъ», на который принято поздравлять другъ друга и дѣлать подарки, но, дѣйствительно, великое и радостное торжество, исполняющее душу человѣка неземнымъ ликованіемъ.

Въ самомъ дѣлѣ. День Рождества Христова это — день несказанной милости Божіей къ падшему человѣку, день мира и благоволенія, день душевной отрады и сладостнаго отдохновенія для измученныхъ и истерзанныхъ утратою внутренняго мира человѣческихъ сердецъ. Это — день, котораго тысячелѣтіями ожидало человѣчество, зашедшее въ безысходный нравственный тупикъ и отчаявшееся въ своемъ спасеніи. То, «къ чему праотцы столь сильно стремились, что пророки предвозвѣщали и праведные желали видѣть, то сегодня совершилось» (Пр. Ефремъ Сиринъ). Совершилась «велія благочестія тайна» — Самъ Богъ явился на землѣ во плоти и, «съ человѣки поживе» (1 Тим. 3, 16; Варух. 3, 38).

Какъ же не радоваться и не ликовать въ такой день?

По выраженію одного изъ нашихъ отечественныхъ богослововъ, уста наши какъ бы смыкаются передъ священнымъ безмолвіемъ Виѳлеемской ночи, и только сердце въ тишинѣ внемлетъ дивной ангельской пѣсни:

«Слава въ вышнихъ Богу, и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе!»

Въ этихъ словахъ, какъ нельзя лучше, ярко выраженъ весь глубокій смыслъ, все значеніе происшедшаго въ этотъ день великаго событія.

Да будетъ слава Богу за безмѣрно-великое, угото/с. 148/ванное Имъ чрезъ воплощеніе Его Единороднаго сына, дѣло спасенія человѣчества!

Но гдѣ же «на земли миръ» и «въ человѣцѣхъ благоволеніе»? — спрашиваютъ, однако, многіе, наблюдая окружающую жизнь, а иные дерзаютъ даже богохульствовать, утверждая, что христіанство якобы «не удалось» и не дало людямъ того, что должно было дать.

Отринемъ далеко эту гнусную хулу, распространяемую и утверждаемую среди людей явными и скрытыми врагами Христовой вѣры.

Миръ, пришедшій на землю въ день Рождества Христова, это — Самъ Христосъ. «Онъ есть миръ нашъ», какъ говоритъ Апостолъ, пришедшій «вражду убить» (Ефес 2, 14-18). Христосъ пришелъ на землю для того, чтобы примирить падшаго человѣка съ Богомъ, побудить его оставить свою безумную вражду противъ Бога и предать свою буйную и непокорную волю волѣ Божіей, что одно только и даетъ душѣ человѣка подлинный миръ.

Это — миръ особенный. Его нельзя смѣшивать съ внѣшнимъ спокойствіемъ, внѣшнимъ земнымъ благополучіемъ человѣка. Это — миръ внутренній: миръ совѣсти, примиренной съ Богомъ, съ людьми и съ самимъ собою. Только тотъ человѣкъ, который принимаетъ въ свою душу Христа, невозбранно наслаждается этимъ внутреннимъ миромъ, что бы ни происходило вокругъ него, какъ бы ни нарушался миръ внѣшній.

«Миръ оставляю вамъ, миръ Мой даю вамъ: не якоже міръ даетъ, Азъ даю вамъ» — такъ говорилъ Господь Своимъ ученикамъ на Тайной Вечери, подчеркивая эту разницу между «Его миромъ» — миромъ внутреннимъ — и «мірскимъ, человѣческимъ миромъ» — миромъ внѣшнимъ. Предрекая далѣе ученикамъ Своимъ гоненія и скорби, ожидающія ихъ отъ враждебнаго Его ученію человѣчества, Онъ тутъ же утѣшаетъ ихъ, говоря: «Сія глаголахъ вамъ, да во Мнѣ миръ имате: въ мірѣ скорбни будете, но дерзайте, яко Азъ побѣдихъ міръ» (Іоан. 14, 27 и 16, 33). И мы знаемъ, съ какимъ невозмутимымъ внутреннимъ миромъ претерпѣвали св. Апостолы, а затѣмъ и всѣ христіанскіе мученики первыхъ вѣковъ, страшныя гоненія и самыя лютыя муки за имя Христово, не только не боясь, а наоборотъ — даже радуясь, что могутъ умереть за Христа.

Это — миръ не естественный, а сверхъестественный, благодатный, непонятный и необъяснимый для обыкно/с. 149/веннаго грѣшнаго человѣка, работающаго страстямъ и потому не принимающаго въ свое сердце Христа. Это — «миръ Божій, превосходяй всякъ умъ» (Филип. 4, 7), то есть миръ, который превыше всякаго ума, превосходящій всяческое человѣческое разумѣніе и постиженіе, миръ тихой и безмятежной совѣсти, наполняющій души носителей его несказаннымъ, ни съ чѣмъ земнымъ не сравнимымъ блаженствомъ. Это и есть то Царствіе Божіе, которое, по словамъ Христа-Спасителя, не придетъ примѣтнымъ образомъ», ибо оно — «внутрь насъ есть» (Лук. 17, 20-21). Это о немъ и заповѣдано намъ молиться въ словахъ молитвы Господней: «да пріидетъ Царствіе Твое»!

И этимъ благодатнымъ миромъ всегда наслаждались, со времени пришествія Христова, и будутъ наслаждаться всѣ истинные послѣдователи Христовы, искренно стремящіеся жить по Евангелію и исполнять заповѣди Его. Единственный вѣрный залогъ полученія этого мира — совершенная чистота совѣсти. А этого достигнуть немыслимо безъ благодатнаго общенія со Христомъ черезъ Его Церковь, основанную Имъ, какъ благодатную сокровищницу и оплотъ мира на землѣ. Поэтому всѣмъ намъ необходимо твердо знать и помнить, что столь вожделѣнный для всѣхъ миръ, о которомъ пѣли ангелы въ моментъ Рождества Христова, можетъ быть неотъемлемой собственностью только того, кто душою и сердцемъ принадлежитъ къ Истинной Церкви Христовой, почерпая изъ нея благодатныя силы, «яже къ животу и благочестію». Лишь въ той степени, въ какой истинная вѣра Христова проникаетъ въ души людей, миръ Христовъ становится достояніемъ и внѣшней человѣческой жизни.

Напрасно, однако, всѣ надежды на установленіе постояннаго и прочнаго внѣшняго мира въ нынѣшней нашей земной жизни: Церковь рѣшительно отвергла, какъ ложное, ученіе хиліазма о тысячелѣтнемъ Царствѣ Христовомъ на землѣ. «Гуманистическая» вѣра въ «прогрессъ человѣчества» здѣсь на землѣ, въ этой земной жизни, — противна христіанству. Нынѣшняя земля, по ученію Слова Божія, какъ и нынѣшнія небеса «сберегаются огню на день суда и погибели нечестивыхъ человѣковъ» (2 Петр. 3, 7). Истинные христіане ожидаютъ новаго неба и новой земли, «въ нихже правда живетъ» (2 Петр. 3, 13). Тамъ и только тамъ будетъ уже вѣчный и незыблемый миръ. А здѣсь можно говорить лишь о мирѣ внутрен/с. 150/немъ тѣхъ людей, которые душою и сердцемь принадлежатъ къ истинной Церкви и искренно стремятся въ жизни своей исполнять завѣты истинной Христовой вѣры.

Тѣ же люди, которые, хотя и любятъ говорить о мирѣ, но отъ истинной Церкви Христовой отдѣляются и даже отъ Христа отрекаются, не имѣютъ, да и никогда не смогутъ имѣть этого сладостнаго блаженнаго мира. Въ душахъ ихъ господствуютъ страсти, которыя выводятъ человѣка изъ состоянія душевнаго равновѣсія, нарушаютъ его внутренній миръ и неизбѣжно пораждаютъ вражду и злобу, дѣлающую жизнь человѣка еще здѣсь на землѣ настоящимъ адомъ.

Вотъ почему странно слышать въ нынѣшнее время столько рѣчей о мирѣ безъ Христа, безъ упоминанія о необходимости вѣровать въ Него, любить Его и слѣдовать Божественному ученію Его, всѣмъ сердцемъ принадлежа къ Истинной Церкви Его. Суетны, тщетны, лживы и лицемѣрны всѣ такія рѣчи, ибо единственный миръ нашъ, «вражду убившій», это — Самъ Христосъ, и безъ Христа нѣтъ и не можетъ быть подлиннаго мира.

Мало того. Чрезвычайно зловредны и опасны эти лукавыя рѣчи о мирѣ внѣ истинной вѣры и Церкви Христовой. Ибо по ученію Слова Божія и великихъ наставниковъ христіанской жизни — Отцевъ Церкви не всякій миръ есть миръ Божій, и не всякимъ миромъ поэтому надобно дорожить. «Ибо есть прекрасное разногласіе, и самое пагубное единомысліе. Но должно любить только добрый миръ, имѣющій добрую цѣль и соединяющій съ Богомъ. Когда же идетъ дѣло о явномъ нечестіи, тогда должно скорѣе идти на огонь и мечъ, не смотрѣть на требованія времени и властителей (дерзну сказать: не только мірскихъ, но и духовныхъ) и вообще на все, нежели пріобщаться лукаваго кваса и прилагаться къ зараженнымъ. Всего страшнѣе — бояться чего-либо болѣе, нежели Бога, и по сей боязни служителю истины стать предателемъ ученія вѣры и истины!»

Поистинѣ золотыя слова великаго Отца Церкви св. Григорія Богослова! И какъ современны они стали опять въ нынѣшнее время!

Но да не покажутся они кому-либо противными Слову Божію, проповѣдующему миръ и любовь.

Самъ Христосъ-Спаситель произнесъ слова, кажущіяся непонятными для тѣхъ, кто не хотятъ глубоко вникать /с. 151/ въ смыслъ Евангельскаго ученія: слова, обличающія тѣхъ, кто лукаво и лицемѣрно стремятся себя представить и выказать болѣе любвеобильными, чѣмъ Самъ Божественный Учитель любви: «не думайте, что Я пришелъ принести миръ на землю; не миръ пришелъ Я принести, но мечъ и раздѣленіе» (Матѳ. 10, 34 и Лук. 12, 51).

Что это значитъ?

Это значитъ, что не можетъ быть у истиннаго послѣдователя Христова мира со всѣми тѣми, кто упорно не вѣруетъ во Христа и не пріемлетъ ученія Его: не можетъ быть у истиннаго христіанина, тѣмъ болѣе, мира съ врагомъ Божіимъ и врагомъ человѣческаго спасенія — сатаною, не можетъ быть мира съ грядущимъ антихристомъ и слугами его, подготовляющими пришествіе его, не можетъ быть мира съ тѣми, кто идетъ однимъ путемъ съ ними, возставая на основанную Христомъ-Спасителемъ истинную Церковь Его, извращая и отвергая истинное ученіе Ея, попирая спасительныя установленія Ея.

Ибо какое можетъ быть общеніе у свѣта со тьмою? какое можетъ быть согласіе между Христомъ и Веліаромъ? Или какое соучастіе вѣрнаго съ невѣрными? (2 Кор. 6, 14-15). Пытающіеся примирить и объединить непримиримое и необъединимое тѣмъ самымъ показываютъ, что они сами не стоятъ въ истинѣ, что они не во свѣтѣ ходятъ, а во тьмѣ. Ибо такой миръ, такая дружба съ міромъ, враждебнымъ Христу и Его истинной Церкви, есть, по ученію Слова Божія, ни что иное, какъ «вражда противъ Бога» (Іаков. 4, 4), а, слѣдовательно, и утрата того подлиннаго Божественнаго мира, который принесъ на землю Родившійся въ Виѳлеемѣ Христосъ. Такіе люди сами себя изобличаютъ, какъ богопротивники, сколь бы они ни называли себя вѣрующими и даже христіанами.

Блюдите же, братіе, како опасно ходите, и не дайте себя опутать, какъ сѣтями, лукавыми и вкрадчиво-льстивыми словесами отступниковъ отъ истинной вѣры и Церкви, какою бы благовидною внѣшностью они ни прикрывались! Безъ чистоты совѣсти, не измѣнившей Христу и не запятнавшей себя постыднымъ соглашательствомъ съ врагами Христовой Церкви, нѣтъ и не можетъ быть подлиннаго мира, нѣтъ и настоящей радости въ праздникѣ Рождества Христова.

Чѣмъ можемъ мы наилучшимъ образомъ ознаменовать эту свѣтлую праздничную радость? Конечно, сдѣ/с. 152/лавъ, насколько это отъ насъ зависитъ, участниками этой радости возможно большее число людей, ближнихъ нашихъ, особенно же — скорбящихъ и обездоленныхъ, давъ имъ почувствовать, что они не забыты, не оставлены въ эти великіе дни радости. Въ этомъ номерѣ читатели найдутъ нѣсколько воззваній — просьбъ о помощи нуждающимся ко дню великаго праздника Рождества Христова. Откликнемся на эти просьбы и, въ лицѣ тѣхъ, кого Господь благоволилъ Самъ назвать Своими «меньшими братіями», принесемъ новорожденному Господу угодные Ему дары, какъ нѣкогда волхвы. Тогда и наша радость, наше празднованіе въ эти великіе дни будутъ болѣе полными и совершенными.

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 147-152.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.