Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

Всѣмъ сомнѣвающимся въ томъ, что будетъ Второе Пришествіе Христово.

«...Еще бо мало елико елико, Грядый пріидетъ и не укоснитъ» (...Ибо еще немного, очень немного, и Грядущій пріидетъ и не умедлитъ) (Къ Евреямъ, гл. 10, ст. 37).

«Увы мнѣ, мрачная душе, доколѣ отъ злыхъ не отрѣваешися, доколѣ уныніемъ слезиши; что не помышляеши о страшномъ часѣ смерти? что не трепещеши вся страшнаго судища Спасова?..» (Стихира въ недѣлю Мясопустную).

Передъ наступленіемъ Великаго Поста, въ третью приготовительную недѣлю къ нему, именуемую недѣлей Мясопустной, Св. Церковь живописуетъ предъ нашимъ мысленнымъ взоромъ потрясающее зрѣлище кончины міра, Второго Пришествія Христова и Страшнаго Суда. Дѣлаетъ это она, какъ любвеобильная попечительная мать, пекущаяся о нашемъ спасеніи, съ цѣлью дать намъ сильнѣйшее побужденіе къ искреннему раскаянію въ своихъ грѣхахъ въ теченіе предстоящаго Великаго Поста.

Въ полномъ согласіи съ ученіемъ Слова Божія, изложенномъ въ Евангеліяхъ (см Евангеліе отъ Матѳея главы 24-я, 25», отъ Марка гл. 13, отъ Луки гл. 12, 35-59; 17, 22-37 и 21, 8-36 и Іоан. 14, 3), въ Апостольскихъ Посланіяхъ (см. 2 Петр. 3, 1-18; 1 Іоан. 18-22, 28; 4, 1-3; Іуд. 1, 14-15; 1 Кор. 1, 7-8; 3, 13-15; 15, 20-58; 2 Кор. 4, 14; 5, 1-10; Колос. 3, 4; 1 Солун. 4, 13-18; 5, 1-11; 2 Солун. 1, 5-10; 2, 1-15; Тит. 2, 11-14; Евр. 10, 30-37; 12, 26-29; 13,14) и въ Апокалипсисѣ, церковныя пѣснопѣнія недѣли Мясопустной внушаютъ намъ непрестанно помышлять о наступленіи этого великаго и страшнаго дня Господня и жить такъ, чтобы всегда быть готовыми ко срѣтенію Господа, грядущаго судить живыхъ и мертвыхъ. Не убѣждать себя и другихъ, какъ это нынѣ дѣлаютъ нѣкоторые, что этотъ день наступитъ еще не скоро, что впереди еще много времени для того, чтобы заняться благоустроеніемъ своей земной жизни, а думать о немъ постоянно, какъ о днѣ, который можетъ наступить мгновен/с. 161/но и для насъ совершенно неожиданно, — по образному выраженію Слова Божія, «яко тать въ нощи» (Матѳ. 24, 43; Лук. 12, 39; 2 Петр. 3, 10 и 1 Солун. 5, 2-4).

Такъ именно настраивать себя и такъ готовиться къ этому великому дню повелѣлъ намъ, христіанамъ, Самъ Божественный Спаситель нашъ — Господь Іисусъ Христосъ, говорившій неоднократно: «Бдите убо, яко не вѣсте, въ кій часъ Господь вашъ пріидетъ» (Матѳ. 24, 42), «будите готови, яко въ оньже часъ не мните, Сынъ Человѣческій пріидетъ» (Матѳ. 24, 44). Говоря о неизвѣстности дня и часа Своего Второго Пришествія (Матѳ. 24, 36), Господь Іисусъ Христосъ, тѣмъ не менѣе, училъ распознавать «знаменія временъ»: указавъ цѣлый рядъ признаковъ близости Своего Второго Пришествія, Онъ заключилъ: «егда видите сія вся, вѣдите, яко близъ есть, при дверехъ» (Матѳ. 24, 36).

Тотъ же, кто не захочетъ постоянно помышлять о Второмъ Пришествіи Христовомъ и готовиться къ нему, а будетъ говорить въ сердцѣ своемъ: «коснитъ господинъ мой пріити», то есть: «не скоро придетъ господинъ мой» и станетъ жить легкомысленно и безпечно, будетъ подвергнутъ строжайшему наказанію: «пріидетъ господинъ раба того въ день, въ оньже не чаетъ, и въ часъ, въ оньже не вѣсть: и растешетъ (разсѣчетъ) его, и часть его съ невѣрными положитъ» (подвергнетъ его одной участи съ невѣрными (Лук. 12, 45-46). «Внемлите же себѣ», наставляетъ Господь: «да не когда отягчаютъ сердца ваша объяденіемъ и піянствомъ и печальми житейскими, и найдетъ на вы внезапу день той» (Лук. 21, 34), «яко сѣть бо пріидетъ на вся живущыя на лицы всея земли» (ибо онъ, какъ сѣть, найдетъ на всѣхъ живущихъ по всему лицу земли) (Луки 21, 35).

Весьма характерный признакъ близости Второго Пришествія Христова указываетъ намъ св. Апостолъ Петръ, предрекшій, что «въ послѣдніе дни явятся наглые ругатели, поступающіе по своимъ собственнымъ похотямъ и говорящіе: «гдѣ обѣтованіе пришествія Его? ибо съ тѣхъ поръ, какъ стали умирать отцы, отъ начала творенія, все остается такъ же» (2 Петр. 3, 3-4). Не приходится ли намъ, въ наше время именно, встрѣчать множество такихъ «наглыхъ ругателей», которые позволяютъ себѣ грубо и цинично издѣваться надъ священнымъ христіанскимъ вѣрованіемъ о кончинѣ міра, /с. 162/ Второмъ Пришествіи Христовомъ, Страшномъ Судѣ и будущей вѣчной жизни? Но что особенно типично для нашего времени, это то обстоятельство, что и среди лицъ, считающихъ себя вѣрующими христіанами, все чаще и чаще встрѣчаются такіе, которые въ вопросѣ о кончинѣ міра и Второмъ Пришествіи, по какому-то печальному недоразумѣнію, оказываются единомысленными съ этими «наглыми ругателями». Они не терпятъ напоминаній о кончинѣ міра и разговоровъ о возможной близости ея, считая это признакомъ «сектантской психологіи».

Печальное недомысліе, ведущее къ самому пагубному умонастроенію!

Живое исповѣданіе одного изъ коренныхъ догматовъ христіанства, служащаго вѣнцомъ всѣхъ нашихъ упованій, мы уступаемъ заблудившимся въ своихъ умствованіяхъ еретикамъ-сектантамъ, отпавшимъ отъ истинной Церкви, а сами солидаризируемся съ «наглыми ругателями».

Какой это позоръ для насъ, современныхъ христіанъ! Какое губительное для душъ противленіе ясному ученію Слова Божія и столь же ясному ученію Святыхъ Отцевъ Церкви и великихъ подвижниковъ и наставниковъ духовной жизни на протяженіи цѣлыхъ двадцати вѣковъ — отъ первыхъ временъ христіанства и до послѣдняго великаго праведника и угодника Божія приснопамятнаго отца Іоанна Кронштадтскаго!

Всякому мало-мальски знакомому съ исторіей Церкви и съ Житіями Святыхъ извѣстно, какимъ напряженнымъ ожиданіемъ Второго Пришествія Христова жили первые христіане, находя въ этомъ радостномъ для нихъ ожиданіи подкрѣпленіе и ободреніе въ переносимыхъ ими скорбяхъ и гоненіяхъ. И въ позднѣйшія времена не разъ бывали моменты, когда многимъ казалось, что время кончины міра приблизилось. Значитъ ли это, однако, что всѣ эти люди ошибались и что вообще не слѣдуетъ думать о кончинѣ міра и высказывать предположенія о ея возможной близости?

Отнюдь нѣтъ! Помышлять о приближеніи кончины міра и готовиться къ ней заповѣдано Словомъ Божіимъ. Этому же учитъ и наставляетъ насъ Св. Церковь устами св. Отцевъ и нашихъ богослужебныхъ пѣснопѣній. А если ожиданіе кончины міра многими христіанами, живши/с. 163/ми въ прежнія времена, до сихъ поръ не оправдалось, то на это есть прекрасное объясненіе св. Апостола Петра: «Не коснитъ Господь обѣтованія, якоже нѣцыи коснѣніе мнятъ: но долготерпитъ на насъ, не хотя да кто погибнетъ, но да вси въ покаяніе пріидутъ» (2 Петр. 3, 9).

Кто знаетъ? Быть можетъ, время кончины міра и въ самомъ дѣлѣ не разъ уже приближалось, но Милосердный и Долготерпѣливый Господь давалъ людямъ отсрочку, какъ отмѣнилъ однажды Свое Божественное опредѣленіе, провозвѣщенное черезъ св. пророка Іону, о гибели Ниневіи. Это долготерпѣніе Божіе и возможность такихъ отсрочекъ и продленія существованія міра и въ будущемъ нисколько не освобождаютъ насъ отъ обязанности «ожидать и желать пришествія дня Божія», «ожидать блаженнаго упованія и явленія славы великаго Бога и Спаса нашего Іисуса Христа» (Тит. 2, 13), «ожидать новаго неба и новой земли, на которыхъ обитаетъ правда», какъ учатъ о семъ св. первоверховные Апостолы Петръ и Павелъ (2 Петр. 3, 12-13).

А если св. Апостолъ Павелъ и увѣщевалъ въ своемъ второмъ посланіи Солунянъ «не спѣшить колебаться умомъ и смущаться..., будто уже наступаетъ день Христовъ» (2 Солун. 2, 2), то это именно потому, что новообращенные Солуняне, вчерашніе язычники, не должнымъ образомъ отнеслись къ преподанному имъ великимъ Апостоломъ языковъ ученію о кончинѣ міра и Второмъ Пришествіи Христовомъ. Это и естественно для людей, не успѣвшихъ еще проникнуться, какъ бы слѣдовало, духомъ Христовой вѣры. Истинные христіане, слыша о приближеніи кончины міра, не будутъ, какъ иные теперь любятъ выражаться, «впадать въ панику», и «поступать безчинно, ничего не дѣлая и суетясь», какъ «нѣкоторые», обличаемые св. Апостоломъ Солуняне (2 Сол. 3, 11). Они наоборотъ, воспрянутъ духомъ, памятуя постоянно завѣщаніе Своего Господа: «Начинающимъ же симъ бывати, восклонитеся и воздвигните главы ваша, зане приближается избавленіе ваше» (Лук. 21, 28). Не къ бездѣйствію и не къ отчаянію будетъ это ихъ побуждать, а напротивъ — къ усиленію подвига христіанской жизни, молитвы и покаянія, въ согласіи съ увѣщаніемъ Св. Церкви: «воспряни убо, да пощадитъ тя Христосъ Богъ...» (Кондакъ Великаго Канона).

/с. 164/ Обратная же настроенность — отклоненіе отъ себя мысли о близости кончины міра — она-то именно и приноситъ самые губительные для духовной жизни плоды — безпечность, нерадѣніе и «окамененное нечувствіе». Это то, противъ чего какъ разъ и предостерегаетъ Господь Іисусъ Христосъ въ своей притчѣ о невѣрномъ домоправителѣ: «аще же речетъ рабъ той въ сердцы своемъ: коснитъ господинъ мой пріити, и начнетъ бити рабы и рабыни, ясти же и пити и упиватися: пріидетъ господинъ раба того въ день, въ оньже не чаетъ, и въ часъ, въ оньже не вѣсть, и растешетъ его, и часть его съ невѣрными положитъ» (Лук. 12, 45-46). Нежеланіе думать о возможной близости кончины міра, служитъ причиной того грѣховнаго сна, въ который нынѣ погружено далеко отошедшее отъ евангельскаго духа современное человѣчество, и о которомъ говорится въ другой притчѣ Христовой о десяти дѣвахъ: «воздремашася вся и спаху».

Совсѣмъ не такъ были настроены всѣ великіе христіанскіе подвижники и праведники, долженствующіе служить для насъ примѣромъ, и изъ нихъ особенно почитаемый Св. Церковью преп. Ефремъ Сиринъ, дивную покаянную молитву котораго и исполненныя духа подлиннаго христіанскаго покаянія и умиленія поученія, Святая Церковь предлагаетъ намъ Великимъ Постомъ. «Часъ присно провидя суда, рыдалъ еси горько, Ефреме...» — въ такихъ словахъ прославляетъ св. Церковь этого великаго духоноснаго мужа, начертавшаго такъ живо передъ нашимъ мысленнымъ взоромъ потрясающее зрѣлище кончины міра, Второго Пришествія Христова и Страшнаго Суда.

«Ни одна истина не сильна такъ умягчить нераскаянное сердце, какъ истина о Страшномъ Судѣ Божіемъ. Знаетъ сіе врагъ и всячески ухищряется поставлять насъ въ такое состояніе, что мы или совсѣмъ не помышляемъ о семъ судѣ, или, если помышляемъ когда, помышляемъ поверхностно, не проводя сего помышленія до сердца и не давая ему произвесть тамъ полнаго своего дѣйствія. Еслибъ и память суда не отходила отъ насъ и сила его принимаема была всѣмъ сердцемъ нашимъ, — не было бы грѣшниковъ, или были бы грѣшники только случайные, нечаянные, минутные, тотчасъ по нечаянномъ паденіи возстающіе. Положимъ же, братіе, — помнить непрестанно о судѣ, и сердцемъ воспринимать всю силу его и /с. 165/ весь страхъ его» — такъ поучаетъ насъ современный намъ великій подвижникъ Еп. Ѳеофанъ, Вышенскій Затворникъ: «Нарисуемъ въ умѣ нашемъ картину Суда Страшнаго и будемъ носить ее непрестанно» («О покаяніи» стр. 42). Только мыслью о близости кончины міра и Страшнаго Суда еще можно пробудить современныхъ христіанъ отъ грѣховнаго сна и растопить ледъ «окамененнаго нечувствія» на ихъ сердцахъ. Кто думаетъ иначе, показываетъ, что онъ самъ слабо вѣритъ Слову Божію, что онъ сомнѣвается...

Антихристіанское «гуманистическое» міровоззрѣніе, пропагандирующее вѣру въ прогрессъ человѣчества здѣсь на землѣ и подчинившее своему вліянію слишкомъ многихъ въ наши дни, въ томъ числѣ — увы! — даже христіанскихъ священнослужителей, служитъ причиной того, что у современныхъ христіанъ стало теперь «не модно» помышлять и говорить о кончинѣ міра, Второмъ Пришествіи Христовомъ и Страшномъ судѣ. Страшно сказать! Въ наше время, если и говорятъ объ этомъ, то — голько въ шутку. А говорить всерьезъ — значитъ навлечь на себя обвиненіе въ сектантскихъ настроеніяхъ. Вопреки Евангелію и ученію нашей Церкви, современные умники не хотятъ даже и слышать объ ожидаюшей насъ вѣчности, а всѣми мыслями своими устремляются только на то, чтобы на этой грѣшной землѣ, обреченной, по ученію Слова Божія, на уничтоженіе огнемъ, устроиться получше, по-привольнѣе. Что грѣха таить? Гуманистическая вѣра въ земной прогрессъ и благоденствіе человѣка на землѣ въ душахъ многихъ современныхъ христіанъ совершенно вытѣснила вѣру въ «жизнь будущаго вѣка». И многіе, очень многіе, не смѣя совсѣмъ отвергать эту вѣру теоретически — ибо отвергнуть одинъ изъ основныхъ догматовъ христіанства значило бы отречься отъ самого христіанства — отвергаютъ ее практически, не желая ничего слышать о возможной близости кончины міра, Второго Пришествія Христова и Страшнаго Суда и досадуя на тѣхъ, кто еще осмѣливается громко говорить объ этомъ вслухъ.

Развѣ не являемся мы свидѣтелями такого, массоваго «отступленія» христіанскаго человѣчества отъ Христа, какого никогда еще не было въ прошломъ?

Развѣ появлялось когда-либо въ исторіи христіанскаго человѣчества мощное государство, охватившее собою болѣе нежели одну шестую часть свѣта, которое ста/с. 166/вило бы себѣ задачей искорененіе христіанства и самой вѣры въ Бога вообще?

А это «отступленіе», по ученію св. Ап. Павла, какъ разъ и является главнымъ признакомъ близости конца міра, что и отмѣчали многократно, призывая русскій народъ къ покаянію, наши великіе праведники Еп. Ѳеофанъ Затворникъ и приснопамятный отецъ Іоаннъ Кронштадтскій. Или и ихъ слова мы оставимъ безъ вниманія?

И не внушаетъ ли намъ естественную мысль о близости «конца» самая эта безпечность передъ лицомъ переживаемыхъ нами грозныхъ міровыхъ событій: всѣ эти безконечныя увеселенія и развлеченія; балы, вечера, балеты, оперетки, водевили, съ заманивающими зазываніями, вродѣ «несмолкаемаго смѣха», «пьянящаго веселія» и т. п.? И все это — взамѣнъ всенощнаго бдѣнія, въ священную для христіанина воскресную ночь, и даже теперь — въ приготовительныя недѣли къ Великому Посту, когда, вспоминается ожидающій всѣхъ насъ Страшный Судъ и изгнаніе нашихъ прародителей изъ рая.

Тѣмъ, которые спятъ безпечно и ничего во всемъ этомъ не видятъ, убѣждая себя и другихъ, что все обстоитъ благополучно, напомнимъ грозныя предостерегающія слова св. Апостола Павла:

«Егда бо рекуть: миръ и утвержденіе (безопасность), тогда внезапу нападетъ на нихъ всегубительство, якоже болѣзнь во чревѣ имущей, и не имутъ избѣжати» (1 Солун. 5, 3).

«Но вы, братія, не во тьмѣ», убѣждаетъ благоразумныхъ христіанъ, св. Апостолъ Павелъ: «чтобы день (Второго Пришествія Христова) засталъ васъ, какъ тать, ибо всѣ вы — сыны свѣта и сыны дня: мы не сыны ночи, ни тьмы. Итакъ, не будемъ спать, какъ прочіе, но будемъ бодрствовать и трезвиться!» (1 Солунянамъ 5, 4-6).

«Се, гряду скоро, и возмездіе Мое со Мною», говоритъ Господь (Апок. 22, 12).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 160-166.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.