Церковный календарь
Новости


2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 74-е (1895)
2018-12-19 / russportal
Преп. Ефремъ Сиринъ. Слово 73-е (1895)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Слово въ день зачатія прав. Анною Пресв. Богородицы (1965)
2018-12-19 / russportal
"Пропов. хрестоматія". Поученіе въ день святителя Николая Чудотворца (1965)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. 60-лѣтіе священнослуженія митр. Анастасія (1976)
2018-12-18 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Свѣтильникъ Русской Церкви блаж. митр. Антоній (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Св. Обитель и духовная школа на служеніи Церкви (1976)
2018-12-17 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Чѣмъ каждый изъ насъ долженъ служить Церкви? (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Соборность и церковное сотрудничество (1976)
2018-12-16 / russportal
Прот. Михаилъ Помазанскій. Существуетъ ли невидимая Церковь? (1976)
2018-12-15 / russportal
Первое посланіе къ Коринѳянамъ св. Климента Римскаго (1860)
2018-12-15 / russportal
О святомъ Климентѣ Римскомъ и его первомъ посланіи (1860)
2018-12-14 / russportal
Свт. Зинонъ Веронскій. На слова: "егда предастъ (Христосъ) царство Богу и Отцу" (1838)
2018-12-14 / russportal
Краткое свѣдѣніе о жизни св. священномуч. Зинона, еп. Веронскаго (1838)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 2-я (1849)
2018-12-13 / russportal
Евсевій Памфилъ. "Четыре книги о жизни блаж. царя Константина". Книга 1-я (1849)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - среда, 19 декабря 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

Въ чемъ каяться?

Се время благопріятно, се время покаянія: отложимъ дѣла тьмы, и облечемся во оружія свѣта!.. (Стихира недѣли Сыропустной на вечерни).

Вотъ и опять сподобилъ насъ Господь дожить до спасительныхъ дней Великаго Поста. Дивное, благодатное время! Используемъ же его, какъ должно.

Наша рѣчь будетъ идти сейчасъ не къ тѣмъ, кто окончательно погрязъ въ смрадной тинѣ страстей и похотей житейскихъ. Тотъ, кто весь смыслъ жизни видитъ въ одномъ лишь устроеніи своего земного благополучія, въ накопленіи земныхъ богатствъ, въ земныхъ удовольствіяхъ и наслажденіяхъ, глухъ остается къ голосу Церкви. Такого ничѣмъ не пробудить отъ грѣховнаго сна, пока не обрушатся на голову его отрезвляющія бѣдствія и страданія, какія часто попускаетъ Господь для нашего вразумленія. Но и это сильное средство воздѣйствія, въ наши дни «окамененнаго нечувствія», часто оказывается недѣйствительнымъ. Особенно трудно убѣдить внять голосу Церкви тѣхъ, которые не просто грѣшатъ, а грѣшатъ, какъ имъ кажется, «съ идеей». Наиболѣе упорны и жестоковыйны тѣ, которые «творятъ себѣ кумира» изъ политической и общественной и такъ называемой «культурно-просвѣтительной» дѣятельности, совершенно забывая о томъ, что всякая земная дѣятельность, даже самая возвышенная и благородная, имѣетъ цѣну и значеніе лишь постольку, поскольку она, въ конечной цѣли своей, готовитъ гражданъ для будущаго Царства Небеснаго и, слѣдовательно не идетъ вразрѣзъ съ ученіемъ Церкви Христовой, съ Ея требованіями и уставами. Только страшная міровая катастрофа, болѣе страшная, чѣмъ недавная война съ ея воздушными бомбардировками, быть можетъ, была бы способна образумить этихъ несчастныхъ людей, пренебрегающихъ Церковью и пытающихся создать себѣ какіе-то иные, собственные идеалы, вопреки единственному вѣчному идеалу, предлагаемому Церковью.

Наша задача сейчасъ болѣе скромна. Въ связи съ наступающимъ Великимъ Постомъ, мы хотимъ помочь тѣмъ людямъ, которые еще не совсѣмъ порвали съ истинной Церковью, для которыхъ авторитетъ Ея еще предстявля/с. 168/етъ какую-то цѣнность, которые еще не перестали считать своимъ христіанскимъ долгомъ исповѣдываться и причащаться Св. Христовыхъ Таинъ, хотя бы разъ въ году. Мы имѣемъ ввиду тѣхъ, которые приходятъ на исповѣдь и не знаютъ, въ чемъ имъ каяться.

Теперь это — весьма частое явленіе. Приходитъ человѣкъ на исповѣдь и молчитъ или отвѣчаетъ священнику односложно: «Грѣшенъ, какъ всѣ»; «грѣшенъ обычными человѣческими грѣхами». А нѣкоторые даже недовольны бываютъ, когда священникъ добросовѣстно исполняя свой пастырскій долгъ, не удовлетворяется такими отвѣтами и начинаетъ разспрашивать, въ чемъ же именно пришедшій чувствуетъ себя грѣшнымъ.

«Покаяніе есть Таинство, въ которомъ исповѣдующій грѣхи свои, при видимомъ изъявленіи прощенія отъ Священника, невидимо разрѣшается отъ грѣховъ Самимъ Іисусомъ Христомъ» («Православный Катихизисъ»). «Исповѣдующій грѣхи свои», то-есть открыто сознающійся въ своихъ грѣхахъ и, слѣдовательно, называющій, перечисляющій ихъ — лишь такой кающійся разрѣшается отъ грѣховъ, а не молчащій, и не желающій назвать ихъ. Грѣхи, о которыхъ кающійся не говоритъ на исповѣди, ему не прощаются: они, какъ были, такъ и остаются на немъ. Поэтому не нужно бояться или стыдиться называть свои грѣхи: это соворшенно необходимо для ихъ прощенія. Грѣхъ неисповѣданный — все равно, что заноза, остающаяся въ тѣлѣ, все равно, что рана, оставшаяся безъ уврачеванія. Придетъ ли кому въ голову, находясь въ болѣзни, явиться къ врачу и молчать о томъ, что у него болитъ? Но исповѣдь это, по ученію нашей Церкви, есть не что иное, какъ духовное врачеваніе (см. увѣщаніе передъ исповѣдью въ Требникѣ), а священникъ, принимающій исповѣдь, есть врачъ духовный. Ему и надо открыть свою духовную болѣзнь, чтобы получить исцѣленіе. На такое врачеваніе духовныхъ болѣзней онъ поставленъ, уполномоченъ Самимъ Богомъ, въ силу дарованной ему благодати священства. Эту власть — прощать грѣхи — далъ Своимъ ученикамъ, а въ ихъ лицѣ и всѣмъ ихъ преемникамъ Епископамъ и Пресвитерамъ, Самъ Господь Іисусъ Христосъ, явившійся имъ по воскресеніи Своемъ и сказавшій: «пріимите Духъ Святъ: имже отпустите грѣхи, отпустятся имъ, и имже держите, держатся» (Іоан. 20, 22-23).

/с. 169/ Все это каждому, желающему не напрасно носить имя христіанина, надо знать и помнить. Тотъ совсѣмъ не христіанинъ, кто не желаетъ лѣчить свою душу отъ духовныхъ болѣзней, въ строгомъ согласіи съ установленіями св. Церкви, ведущими свое начало отъ Самого Божественнаго Основателя Церкви Господа Іисуса Христа.

Но главное зло нашего времени не столько въ невѣдѣніи самыхъ простыхъ церковныхъ истинъ и въ нежеланіи исполнять уставы Церкви, сколько въ томъ, почти общемъ, состояніи «окамененнаго нечувствія», которое болѣе всего мѣшаетъ исповѣдываться, какъ должно. Область грѣха въ наше время стала столь широкой, столь всеобъемлющей, что весьма многіе виды грѣховъ стали для большинства людей чѣмъ-то обычнымъ, обще-распространеннымъ, а потому притупилась совѣсть и утратилось надлежащее чувство грѣховности. Многіе, пожалуй, вполнѣ искренно не знаютъ, въ чемъ имъ каяться. Какъ признать грѣхомъ и какъ каяться въ томъ, что теперь всѣ и повсюду дѣлаютъ, безъ всякаго, какъ кажется, зазрѣнія совѣсти?

Къ такому пагубному состоянію «окамененнаго нечувствія» привела современнаго человѣка-христіанина современная антихристіанская гуманистическая «культура» со всѣми ея исчадіями: богоборческой лже-наукой, мнимымъ искусствомъ, литературой, музыкой, прессой, всякаго рода зрѣлищами, балами, вечерами — возбуждающими и укрѣпляющими въ человѣкѣ грѣховныя страсти. Не удивительно, что, вращаясь постоянно въ такой нравственно развращающей обстановкѣ и буквально дыша такой духовно-зловонной атмосферой, современный христіанинъ постепенно утратилъ духовную чуткость, подлинное, ощущеніе грѣховности и не знаетъ, въ чемъ ему каяться.

Такому, отравленному ядомъ современной лже-культуры, но еще не потерявшему окончательно потребности въ ежегодной исповеди и причащеніи св. Христовыхъ Таинъ, лучше всего провѣрить свою совѣсть, сличивъ свою жизнь, свои поступки, свое поведеніе и настроеніе съ 10-ью заповѣдями Закона Божія по порядку.

Если ты страдаешь маловѣріемъ, если ты не любишь помышлять о Богѣ, если угожденіе Богу не занимаетъ перваго мѣста въ твоей жизни, если кто-то или что-то, напримѣръ, деньги, или слава, или плотскія удоволь/с. 170/ствія, тебѣ дороже Бога и Его Св. Церкви, если ты надѣешься на какого-либо человѣка, больше, чѣмъ на Бога, и предпочитаешь угождать болѣе, нежели Богу, людямъ, отъ которыхъ разсчитываешь получить что-либо для себя; если ты пренебрегаешь Богослуженіемъ, лѣнишься молиться Богу дома и въ церкви, предпочитая заниматься, вмѣсто этого, чѣмъ бы то ни было другимъ, и, забывая Бога, «творишь себѣ кумира» изъ какого бы то ни было лица, вещи или идеи, то вотъ и налицо — грѣхи противъ первой и второй заповѣди, въ которыхъ необходимо самымъ тщательнымъ образомъ исповѣдаться.

Если ты въ разговорахъ легкомысленно, безъ благоговѣнія, употребляешь Имя Божіе или, что еще хуже, святыню обращаешь въ шутку; или, не дай Богъ, въ припадкѣ ожесточенія, злобы или отчаянія когда-либо позволилъ себѣ дерзко роптать на Бога или даже хулить Бога; или, давъ какую-либо клятву или присягу, потомъ нарушилъ ее, то это грѣхъ противъ третьей заповѣди, въ которомъ тоже необходимо принести на исповѣди искреннее покаяніе.

Если ты не чтишь воскреснаго дня и прочихъ великихъ праздниковъ, установленныхъ Св. Церковью: если ты работаешь въ эти святые дни, ради выгоды или корысти, или если вмѣсто праздничнаго Богослуженія проводишь время на какомъ-либо увеселеніи — на балу, въ театрѣ, или хотя бы на какомъ бы то ни было собраніи, гдѣ нѣтъ рѣчи о Богѣ, гдѣ нѣтъ молитвы, коей надлежитъ встрѣчать праздничный день, или, что еще хуже и преступнѣе, самъ устраиваешь такія увеселенія и собранія, отвлекая такимъ образомъ людей отъ посѣщенія церкви, то ты совершаешь грѣхъ противъ четвертой заповѣди, въ которомъ и надлежитъ тебѣ исповѣдаться.

Если ты не относишься съ должнымъ, самою природою подсказываемымъ, почитаніемъ къ твоимъ родителямъ, если ты не заботишься о нихъ въ ихъ болѣзни и въ старости, не утѣшаешь и не радуешь ихъ твоимъ добрымъ отношеніемъ и поведеніемъ, а послѣ смерти ихъ — не молишься Богу объ упокоеніи душъ ихъ; если ты не чтишь подобнымъ же образомъ духовныхъ отцовъ и пастырей Церкви и отказываешь имъ въ должномъ повиновеніи, когда они пекутся о спасеніи души твоей раз/с. 171/дражаешься и озлобляешься на нихъ, когда они указываютъ тебѣ правый путь жизни и обличаютъ твои уклоненія отъ него; если ты отказываешь въ должномъ уваженіи людямъ почтеннымъ и старшимъ тебя по возрасту, не желаешь повиноваться законно поставленнымъ надъ тобою начальникамъ, бунтуешь противъ законной власти, не требующей отъ тебя ничего противнаго закону Божію, то это — грѣхъ противъ пятой заповѣди, который ты также долженъ чистосердечно исповѣдать.

Если ты никого не убилъ физически въ прямомъ и буквальномъ смыслѣ, то подумай хорошо, не послужилъ ли ты причиной смерти кого-либо косвеннымъ образомъ: могъ помочь бѣдняку или больному, а не сдѣлалъ этого — алчущаго не накормилъ, жаждущаго не напоилъ, странника не пріютилъ, нагого не одѣлъ, больного и находящагося въ темницѣ не посѣтилъ (см. Матѳ. 25, 34-46); провѣрь, какъ слѣдуетъ, совѣсть твою, не совершилъ ли ты духовнаго убійства, то-есть не совратилъ ли кого съ добраго пути жизни, не увлекъ ли въ ересь или въ расколъ церковный, не соблазнилъ ли на грѣхъ; не убилъ ли кого духовно проявленіемъ злобы и ненависти къ нему; если что-либо изъ этого ты сдѣлалъ, то совершилъ грѣхъ противъ шестой заповѣди, въ которомъ надо исповѣдаться

Если ты незаконно сожительствуешь съ лицомъ другого пола, находясь съ нимъ въ плотскихъ отношеніяхъ, подобныхъ супружескимъ, безъ церковнаго брака, если ты позволяешь себѣ легкомысленно и нецѣломудренно обращаться съ лицами другого пола, если ты самъ, наединѣ съ собой, такъ или иначе оскверняешься, допуская себѣ предаваться нечистымъ и развратнымъ мыслямъ и вожделѣніямъ, то ты грѣшишь противъ седьмой заповѣди и долженъ помнить, что до тѣхъ поръ, пока ты не исповѣдуешься въ грѣхѣ незаконнаго сожительства и не прекратишь этого грѣха разлученіемъ или вступленіемъ въ законный бракъ, ты вообще не смѣешь приступать къ причащенію Св. Христовыхъ Таинъ, какъ и не имѣешь никакого права голоса въ церковныхъ дѣлахъ.

Если ты какимъ бы то ни было образомъ присвоилъ себѣ чужую собственность или незаконно пользуешьея чужимъ, не исполняя, какъ должно, того, что обязанъ исполнять за получаемое тобою вознагражденіе, и во/с. 172/обще чрезмѣрно пристращаешься къ земнымъ благамъ, не желая дѣлиться ими съ другими, имѣющими въ нихъ нужду, то это — грѣхъ противъ восьмой заповѣди, который надо исповѣдать.

Если ты клевещешь на ближняго или любишь осуждать, злословить и поносить другихъ людей, за дѣйствительные ли ихъ пороки или только за мнимые; если ты находишь удовольствіе въ томъ, чтобы слушать о комъ-либо дурную молву и самъ потомъ охотно разносишь ее, увлекаясь всякими сплетнями и пересудами; если ты вообще падокъ на ложь и не стараешься быть всегда правдивымъ, — то ты грѣшишь противъ девятой заповѣди, и въ этомъ тебѣ нужно духовнику чистосердечно признаться.

Если ты завидуешь тому, что есть хорошаго или цѣннаго у другихъ людей, то бойся, какъ бы это чувство зависти не довело тебя до какого-нибудь тяжкаго преступленія самымъ дѣломъ. Помни, что злобная зависть книжниковъ и фарисеевъ возвела на крестъ Самого Сына Божія, пришедшаго на землю спасти людей. Зависть и всегда приводитъ къ злобѣ и ненависти и способна бываетъ довести до самыхъ безумныхъ поступковъ, вплоть до убійства. Въ цѣломъ рядѣ государствъ зависть произвела кровавые перевороты, такъ называемыя «революціи», и самую страшную и губительную — на нашей Родинѣ, сдѣлавъ ее изъ Святой Руси вертепомъ сатаны. Бойся же зависти, если замѣтишь проявленіе ея въ себѣ: это — грѣхъ противъ десятой заповѣди. Поспѣши поскорѣе исповѣдаться въ немъ.

Надъ всѣми же этими грѣхами стои́тъ гордость — начальница и родительница всѣхъ грѣховныхъ страстей, — къ которой приводитъ и которую въ насъ укореняетъ постоянно удовлетворяемая страсть тщеславія. Гордость и тщеславіе болѣе всего и мѣшаютъ намъ видѣть свои грѣхи, сознать ихъ и исповѣдаться въ нихъ. Современные люди не хотятъ каяться въ грѣхахъ своихъ именно потому, что они гордо и надменно считаютъ себя всегда и во всемъ правыми, или, по крайней мѣрѣ, желаютъ, чтобы другіе считали ихъ таковыми.

Каждый, кто дастъ себѣ трудъ, хотя бы такъ, какъ выше сказано, провѣрить себя, свою жизнь, свое поведеніе, свое настроеніе, уже не будетъ недоумѣвать, въ чемъ ему каяться. Къ такой искренней, полной и чи/с. 173/стосердечной исповѣди, въ наступившемъ Великомъ Посту, мы и призываемъ съ любовію всѣхъ нашихъ читателей, которые до сихъ поръ еше не исповѣдывались по-настоящему.

Да поможетъ всѣмъ намъ Всемилостивый Господь «подвигомъ добрымъ подвизатися, теченіе поста совершити, вѣру нераздѣльну соблюсти, главы невидимыхъ зміевъ сокрушити, побѣдителями же грѣха явитися, и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресенію» (заамвонная молитва на Лит. Преждеосвящ. Даровъ).

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 167-173.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.