Церковный календарь
Новости


2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 39-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 38-я (1922)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (2-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Бесѣда (1-я) въ день Срѣтенія Господня (1883)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Евангеліе въ церкви (1975)
2018-11-14 / russportal
Архіеп. Никонъ (Рклицкій). Новый храмъ въ Бруклинѣ (1975)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 4-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Свт. Василій, еп. Кинешемскій. Бесѣда 3-я на Евангеліе отъ Марка (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Отвѣтъ (1-й) архіеп. Іоанну Шаховскому (1996)
2018-11-14 / russportal
Еп. Григорій (Граббе). Неправильный отвѣтъ (1996)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 37-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Ген. П. Н. Красновъ. "За чертополохомъ". Часть 2-я. Глава 36-я (1922)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ день Богоявленія (1883)
2018-11-13 / russportal
Архіеп. Филаретъ (Гумилевскій). Слово въ навечеріе Новаго года (1883)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила св. Кирилла, архіеп. Александрійскаго (1974)
2018-11-13 / russportal
"Книга Правилъ". Правила Ѳеофила, архіеп. Александрійскаго (1974)
Новости въ видѣ
RSS-канала: .
Сегодня - четвергъ, 15 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Церковная письменность Русскаго Зарубежья

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).

Преосвящ. Аверкій (въ мірѣ Александръ Павловичъ Таушевъ), архіеп. Сиракузскій и Троицкій РПЦЗ, одинъ изъ послѣднихъ духовныхъ столповъ Православія въ XX вѣкѣ. Родился 19 октября (1 ноября) 1906 г. въ Казани въ семьѣ чиновника военнаго вѣдомства. Покинулъ Россію въ 1920 г. и жилъ въ Болгаріи. Окончилъ въ 1930 г. богословскій факультетъ Софійскаго университета. Работалъ въ епархіальномъ управленіи Мукачевской епархіи (1930) (Чехословакія). Постриженъ въ монашество въ монастырѣ въ с. Иза (17 мая 1931). Іеродіаконъ (1931), іеромонахъ (1932). Съ 1932 по 1940 гг. велъ просвѣтительную работу въ Подкарпатской Руси. Игуменъ (1937). Въ связи съ венгерской оккупаціей переѣхалъ въ Бѣлградъ (Югославія). Протосинкелъ Архіерейскаго Сѵнода РПЦЗ (1941). Архимандритъ (1944). Переселился вмѣстѣ съ членами Сѵнода РПЦЗ въ Мюнхенъ (1945). Сѵнодальный духовникъ, благочинный монастырей въ Германіи (1947). Переѣхалъ въ США (1950). Предсѣдатель Миссіонерско-просвѣтительской комиссіи при Архіерейскомъ Сѵнодѣ (1950). Профессоръ по каѳедрѣ Священнаго Писанія Новаго Завѣта, литургики (до 1956) и гомилетики Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (США). Редакторъ журнала «Православная Русь» (1950-1976). Ректоръ Свято-Троицкой семинаріи въ Джорданвиллѣ (1952-1976). Епископъ Сиракузскій и Троицкій, викарій Восточно-Американской епархіи (1953). Съ 1954 по 1976 гг. былъ настоятелемъ Джорданвилльской Свято-Троицкой обители (США). Возведенъ въ санъ архіепископа (1961). Правящій архіерей самостоятельной Сиракузской епархіи (1964). Скончался 31 марта (13 апрѣля) 1976 г. Похороненъ на кладбищѣ Свято-Троицкаго монастыря.

Сочиненія архіеп. Аверкія (Таушева)

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.).
СОВРЕМЕННОСТЬ ВЪ СВѢТѢ СЛОВА БОЖІЯ.
Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ.

Пятидесятилѣтіе архіерейскаго служенія Митрополита Анастасія.

Въ нынѣшнемъ 1956 году въ день памяти Святыхъ Первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла — 29 іюня по ст. ст. исполняется пятидесятилѣтіе Архіерейскаго служенія Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита АНАСТАСІЯ, Предсѣдателя Архіерейскаго Сѵнода Русской Православной Церкви заграницей и нашего Первоіерарха.

Рѣдкій и знаменательный юбилей!

До такого рѣдкаго юбилея сподоблялись дожить лишь очень немногіе. Въ исторіи нашей Русской Церкви намъ памятны только два подобныхъ юбилея высокихъ іерарховъ, продолжавшихъ занимать свои каѳедры: Московскаго Митрополита Филарета и Санктъ-Петербургскаго Митрополита Исидора. Извѣстенъ еще и третій — Архіепископа Евгенія (быв. Ярославскаго и Ростовскаго), уже ушедшаго тогда на покой.

Этотъ знаменательный юбилей нашего Первоіерарха является подлиннымъ праздникомъ для всего русскаго церковнаго зарубежья и, хотя самъ онъ, по присущей ему скромности и иноческому смиренію, отказался благословить работу избраннаго нашей церковной общественностью Юбилейнаго Комитета, по организаціи достойнаго чествованія его, православные русскіе люди, разсѣянные по всѣмъ концамъ вселенной, конечно, не могутъ не отмѣтить такъ или иначе столь выдающейся даты въ жизни своего любимаго и горячо почитаемаго Первосвятителя.

И это вполнѣ понятно.

Нашъ Первосвятитель, какъ истинный инокъ, постникъ-аскетъ и молитвенникъ, не имѣетъ своей личной жизни: его жизнь сливается съ жизнью нашей Русской Зарубежной Церкви, онъ живетъ ея жизнью и весь принадлежитъ ей, полностью и всецѣло. Вотъ потому-то его торжество есть торжество всей Русской Зарубежной Церкви.

А значеніе нашей Русской Зарубежной Церкви, представляющей собою единственное въ своемъ родѣ, исключительное явленіе въ міровой исторіи христіанскаго человѣчества, чрезвычайно велико. Въ то время, какъ церковь у насъ на Родинѣ порабощена богоборческой вла-

/с. 177/ 


/с. 178/ стью и сдѣлалась — страшно сказать! — ея послушнымъ орудіемъ, а другія православныя церкви, почти всѣ, находятся въ большей или меньшей отъ нея зависимости или подъ ея давленіемъ и вліяніемъ, одна только наша Русская Зарубежная Церковь доселѣ сохраняетъ еще свою полную духовную свободу и независимость отъ какихъ бы то ни было давленій или вліяній враждебныхъ истинному христіанству темныхъ силъ.

Храня нерушимо свою преемственную связь съ прежней Россійской Православной Церковью и оставаясь ея нераздѣльной частью, наша Русская Зарубежная Церковь выполняетъ данное ей отъ Господа высокое и отвѣтственное послушаніе двоякаго рода:

1) Оберегаетъ среди русскихъ людей, «въ разсѣяніи сущихъ», ихъ драгоцѣннѣйшее достояніе — Св. Православную Вѣру, и

2) Являетъ всему инославному и иновѣрному міру духовныя сокровища св. Православія.

При такой высокой и отвѣтственной миссіи Русской Зарубежной Церкви чрезвычайно важнымъ является вопросъ о ея достойномъ возглавленіи. И мы не можемъ не быть глубоко благодарными Всепремудрому Промыслу Божію за то, что Онъ даровалъ ей такое возглавленіе — сначала въ лицѣ Блаженнѣйшаго Митрополита АНТОНІЯ, бывшаго на Всероссійскомъ Церковномь Соборѣ 1917 года первымъ кандидатомъ въ Патріархи, а послѣ его кончины — въ лицѣ его достойнѣйшаго преемника Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита АНАСТАСІЯ, нынѣшняго нашего Первосвятителя и высокаго юбиляра.

Помимо своихъ личныхъ высокихъ качествъ истиннаго инока и подлиннаго Архіерея, Архіерея «Божіей милостью», Архіерея того типа, который, увы, отходитъ уже въ вѣчность, вмѣстѣ со всѣми прочими возвышенными и благодатными духовными красотами Святой Руси, нашъ Высокопреосвященнѣйшій Владыка Митрополитъ Анастасій является въ настоящее время единственнымъ еще оставшимся въ живыхъ членомъ Священнаго Синода Россійской Православной Церкви, избраннаго на послѣднемъ, свободномъ еще отъ всякихъ давленій и потому законномъ Всероссійскомъ Церковномъ Соборѣ 1917/18 г. Слѣдовательно, его должно разсматривать, какъ единственнаго представителя во всемъ мірѣ без/с. 179/ спорно законной Высшей Церковной Власти для всей Русской Православной Церкви, и, въ качествѣ уже такового, голосъ его долженъ быть особенно авторитетенъ. И мы знаемъ, что каноническій авторитетъ нашего Первоіерарха, не говоря уже о личномъ уваженіи къ нему Восточныхъ Патріарховъ и всѣхъ выдающихся іерарховъ Православной Церкви, стоитъ весьма высоко.

Будучи очень строгимъ къ себѣ и чрезвычайно снисходительнымъ и милостивымъ по отношенію къ другимъ, готовымъ на максимальныя уступки, что вызываетъ иногда естественное безпокойство у многихъ ревнителей нашей вѣры и Церкви, нашъ Владыка Митрополитъ Анастасій бываетъ мягокъ и уступчивъ лишь до извѣстнаго предѣла, дойдя до котораго обнаруживаетъ обыкновенно большую твердость въ отстаиваніи вѣковыхъ каноническихъ устоевъ Церкви.

Подрывъ каноновъ церковныхъ ведетъ къ полному развалу всей церковной жизни. Вотъ почему въ 1923 г. нашъ Владыка, будучи тогда еще Архіепископомъ и управляющимъ православными русскими общинами Константинопольскаго округа, такъ мужественно и рѣшительно выступилъ противъ замышлявшихся «Всеправославнымъ Конгрессомъ» въ Константинополѣ, подъ предсѣдательствомъ печальной памяти Вселенскаго Патріарха Мелетія IV, новшествъ, направленныхъ къ ниспроверженію священныхъ каноновъ, какъ введеніе новаго стиля, женатаго епископата, второбрачія священниковъ, упраздненіе постовъ, сокращеніе богослуженія, разрѣшеніе свѣтской одежды духовенству и т. п. Это выступленіе тогдашняго Архіепископа Анастасія вызвало горячее восхищеніе всѣхъ ревнителей Православія, начиная съ Антіохійскаго Патріарха, который и выразилъ это въ особомъ письмѣ на имя Предсѣдателя Архіерейскаго Синода Русской Православной Церкви заграницей.

Въ этомъ отношеніи нашъ Первосвятитель далъ намъ высокій примѣръ, и мы должны помнить, что наша Русская Зарубежная Церковь до тѣхъ поръ будетъ стоять непоколебимо, несмотря на всѣ безчисленные нападки враговъ, пока она будетъ твердо и неизмѣнно хранить такую же вѣрность церковнымъ канонамъ, всему отеческому преданію, исполненному духа подлиннаго православнаго благочестія, и всѣмъ благоговѣйнымъ обыча/с. 180/ямъ и традиціямъ нашей родной старины.

Далѣе въ этомъ номерѣ изъ цѣлаго ряда статей, посвященныхъ жизни и дѣятельности, нашего Высокопреосвященнаго юбиляра, начиная отъ дня его торжественной хиротоніи въ 1906 году въ Москвѣ, читатели увидятъ, какъ нашъ Первоіерархъ оставался вѣрнымъ самому себѣ на протяженіи всего своего полувѣкового служенія Церкви въ Архіерейскомъ санѣ и какъ онъ въ теченіе всего этого времени неуклонно, съ полнымъ самоотверженіемъ, старался идти тѣмъ путемъ подражанія Пастыреначальнику-Христу, который онъ намѣтилъ себѣ въ день своего нареченія въ своей вдохновенной рѣчи: и донынѣ, несмотря на свои старческія немощи, естественныя въ столь преклонномъ возрастѣ, онъ нисколько не жалѣетъ себя, ради служенія Церкви и дѣлу спасенія душъ своей паствы, а находится «постоянно въ трудѣ, бдѣніи, изнуреніи» (см. ниже слово при нареченіи), чему мы всѣ свидѣтели.

Да укрѣпитъ же Пастыреначальникъ-Христосъ душевныя и тѣлесныя силы нашего возлюбленнаго Первосвятителя Своею всесильною благодатью и да даруетъ его нашей Русской Зарубежной Церкви, а, если суждено намъ вернуться на Родину, освобожденную отъ горькаго мучительства безбожныя власти, то и всей нашей Россійской Церкви — въ мирѣ, цѣла, честна, здрава, долгоденствующа, право правяща слово Божественной истины!

Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ I. 1951-1960 г.г.. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго. Holy Trinity Monastery, 1975. — С. 176-180.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0



«Слава Россіи»
Малый герб Российской империи
Помощь Порталу
Просимъ Васъ поддержать нашъ Порталъ
© 2004-2018 г.